Системно-векторный психоанализ родился благодаря трем выдающимся людям – психологу Викто́ру Толкачеву, его учителю – кандидату психологических наук, профессору ЛГУ Владимиру Александровичу Ганзену, а также отцу-основателю психоанализа Зигмунду Фрейду.
Давайте сразу договоримся, что в этой книге под словом «психоанализ» мы будем подразумевать не теорию Фрейда, а именно метод психотерапии, то есть метод работы с бессознательным, позволяющий вам проанализировать свои действия, увидеть потенциальные внутренние конфликты и разрешить их.
В 1908 году Фрейд написал статью «Характер и анальная эротика». Кто-то уже поежился от подобного словосочетания, но все довольно безобидно: речь идет просто о чувствительности определенной зоны на нашем теле.
«Среди лиц, с которыми приходится иметь дело врачу-психоаналитику, довольно часто встречается особый тип людей, у которых, с одной стороны, может быть подмечена комбинация некоторых определенных черт характера, с другой же – обращает на себя внимание ряд особенностей, проявлявшихся у них в детском возрасте: особенностей, связанных с отправлениями одной физиологической функции и со средой заведующих этой функцией органов. У меня постепенно сложилось впечатление, что подобного рода характер органически связан с особенностями в функции этих органов…
…Люди, которых я хотел бы описать, выделяются тем, что в их характере обнаруживается, как правило, присутствие следующих трех черт: они очень аккуратны, бережливы и упрямы…
…Обычно можно без труда установить, что инфантильная задержка кала в младенческие годы существовала у них сравнительно гораздо дольше, чем это бывает обыкновенно, и что неприятности в области этой функции случались с ними иногда и в более поздние годы детства…»
Фрейд заметил взаимосвязь между чувственными ощущениями, возникавшими в телах его пациентов, и теми качествами характера, которые они проявляли. Более того, он отметил, что описанная им связь – не единственная.
«Следовало бы вообще обратить внимание и на другие виды характеров и выяснить, нет ли и в иных случаях связи с определенными эрогенными зонами. Мне лично до сих пор бросилось в глаза только то, что субъекты, страдавшие недержанием мочи, отличаются непомерным, пламенным честолюбием. Дефинитивный характер и способ его развития из первичных влечений – тема эта может быть охвачена следующей формулой: дефинитивные особенности характера или представляют собой неизменно продолжающие свое существование первичные влечения, продукты их сублимирования, или же являются новообразованными, имеющими значение реакции на эти влечения».
Эту мысль подхватили его ученики, но по-настоящему она была исследована и обрела вид самостоятельного раздела психоанализа после того, как к ней обратился Викто́р Толкачев. Его крайне заинтересовали наблюдения Фрейда, и этот интерес стал делом всей его жизни. Толкачев начал исследовать взаимосвязь тела и характера и с помощью своего учителя Владимира Ганзена сформулировал и описал новый метод – системно-векторный психоанализ.
Суть системно-векторного психоанализа в том, что в зависимости от чувствительности слизистых – еще можно сказать эрогенных зон – проявляются наши инстинкты, таланты и бессознательные черты характера.
Наше сознание живет в теле и всю информацию извне воспринимает через рецепторы. Мы слышим ушами, видим глазами, чувствуем кожей. Расположены эти рецепторы на довольно чувствительных зонах тела – слизистых, которые находятся на стыке тела и внешнего мира.
Чувствительность тех или иных зон дана нам с рождения, и у всех она разная. Вы наверняка знаете людей, которые чувствуют цвета и гармонию пространства по-особому, а может быть, острее воспринимают запахи или звуки.
Так вот, стимулирование этих чувствительных зон может быть очень приятным. Буквально: механическое раздражение чувствительной слизистой рождает в вашем теле ощущения, близкие к оргастическим. Видели когда-нибудь человека, который сходит с ума от вкусной еды? А может быть, в вашем окружении есть те, кого хлебом не корми, дай потягать железо в зале? Или послушать любимую музыку? Страсть к тому или иному виду деятельности рождается как раз потому, что эти телесные ощущения доставляют наслаждение, которое хочется получать снова и снова. И человек на бессознательном уровне стремится вновь пережить эту радость.
Если я попрошу вас перечислить то, чем вы любите заниматься, вы сделаете это без особого труда. А вот если я спрошу вас, почему вы любите именно это, вы задумаетесь. И ответ у всех будет примерно одинаковым: «Мне просто нравится», «Я могу заниматься этим бесконечно», «Это же чистый кайф», «Я чувствую прилив сил от этого» и т. п. Теперь вы знаете секрет – вы задействуете чувствительные участки вашего тела, занимаясь тем, что вам нравится, и испытываете очень близкие к оргазму вещи.
Кроме того, эти же чувствительные зоны определяют и нашу реакцию на стресс или на любые изменения среды. В ситуации сильного перенапряжения один замолчит, другому надо будет выговориться, третий заплачет, четвертый просто ударит обидчика или разобьет тарелку об пол. Эти механизмы напрямую связаны с глубинными инстинктами выживания – мы реагируем на среду именно теми частями тела, которые и воспринимают ее лучше всего.
Человек устроен так, что один бы он точно не выжил – человеческий детеныш очень хрупкое и долго развивающееся существо. Ему необходимо время, чтобы окрепнуть, научиться пользоваться своим телом, получить жизненный опыт. Так что логично предположить, что эволюционный процесс мы проходили как племя или стая.
А для того чтобы племя выживало, каждый в нем должен был выполнять определенную функцию. Ведь все не могут быть вождями или поварами, кто тогда будет охотиться, охранять лагерь, поддерживать огонь? В примитивном обществе у каждого была своя четкая роль. Люди еще до появления речи чувствовали и понимали свое место в мире – телом. Они шли за тем самым наслаждением от той или иной деятельности.
Подобный порядок до сих пор можно наблюдать в некоторых сообществах животного мира. Например, муравьи живут колониями с четкой организационной структурой: есть матка, есть строители, няньки, кто-то хранит запасы жидкой пищи, кто-то – чистит помещения. И их тела различаются – они уже рождаются готовыми выполнять ту или иную функцию.
Человеческий мир более сложен. Ежедневно мы играем десятки ролей: мы и дети, и родители, и руководители, и подчиненные, и клиенты, и люди, оказывающие услуги. У каждого есть физиологические особенности – повышенная чувствительность определенных зон. Они и позволяют буквально прочувствовать телом свое предназначение. Толкачев предположил, что именно так и распределялись роли в первобытной стае. Если у меня чувствительные глаза и хорошее зрение – сижу днем и высматриваю леопарда. Острый слух – дежурю ночью. И, выполняя свою роль, я решаю две ключевые задачи для любого человека: наслаждаюсь тем, что делаю (бессознательно, на уровне тела), и выполняю то, что могу выполнить только я, и тем самым служу своей стае. По сути, все разговоры о поиске предназначения сводятся именно к этому: радуй своими действиями себя и приноси пользу окружающим.
Исследуя данные процессы и взаимосвязь чувствительности тела и человеческой деятельности, Викто́р Толкачев открыл восемь векторов. Вектор – инстинктивное бессознательное восприятие мира и проявление черт характера в зависимости от чувствительной физиологической зоны. Хорошо вижу – буду стараться создавать то, что радует глаз: красоту и любовь. Обожаю физическую нагрузку – с малых лет буду таскать тяжелое, а повзрослею – стану трудоголиком, ведь труд – это тоже движение. Остро ощущаю запахи или звуки – буду сторониться больших компаний, слишком уж там громко и воняет.
Все инстинкты обеспечивают выживание, именно поэтому в стрессовых или опасных ситуациях мы автоматически реагируем каким-то особым образом: кто-то плачет, кто-то кричит, кто-то бежит, а кто-то и вовсе забивается куда-то, пытаясь спастись от громких звуков.
Толкачев дал векторам физиологические названия по названию восьми органов:
– зрительный;
– оральный;
– кожный;
– мышечный;
– слуховой;
– обонятельный;
– уретральный;
– анальный.
Он разделил векторы на нижние: анальный, уретральный, мышечный, кожный – и верхние: зрительный, оральный, слуховой, обонятельный. Как вы, наверное, уже заметили, чувствительные зоны верхних векторов сосредоточены на голове, чувствительные зоны нижних – ниже шеи. Но это не единственное отличие. Нижние векторы (интересы и таланты, ими обусловленные) направлены на создание материальных благ цивилизации – без них не было бы ни домов, ни инфраструктуры, ни машин, ни покорения космоса, ни даже этой книги.
А верхние векторы обеспечивают в основном интеллектуальные, нематериальные блага: искусство, науку, юмор.
Некоторых поначалу шокирует физиологичность терминов, поэтому есть и упрощенные названия, отражающие ключевые качества характера. И вот тут самое время поговорить о том, как формируется характер и таланты человека и что из этого постоянная величина, а что – переменная.
Изначально и у Фрейда, и у Толкачева эти два понятия не были разграничены: и то и другое – данность, обусловленная физиологией. Неудивительно, что люди, которые в какой-то момент погружались в системно-векторный психоанализ, задавали примерно такой вопрос:
– Во мне есть и вектор, отвечающий за проявление любви и доброты, и вектор, основная линия которого – мизантропия. Так все-таки я добрый или злой?
Проконсультировав сотни людей, я увидела четкое разграничение между талантом и характером: и если талант – данность, то характер – это всегда выбор.
Каждый из восьми векторов «обеспечивает» какой-то талант – это как раз та деятельность, к которой человек будет бессознательно стремиться, чтобы реализовать скрытые телесные потребности и выразить свои ценности. Склонность к аналитике или креативность, любовь к спорту или стремление к оптимизации всего, страсть к кулинарии или умение вести переговоры, дизайн-мышление или идеальный музыкальный слух, математические способности или врожденная дипломатичность – это все таланты. Предрасположенность к этим видам деятельности можно разглядеть в самом детстве, когда ребенок, пробуя разные занятия и игры, начинает тянуться к чему-то конкретному: может быть, рисует везде, включая стены, может быть, рассказывает фантастические истории с утра до ночи, а может быть, просто таскает что-то тяжелое все время.
Эти предпочтения в течение жизни могут слегка меняться, но вектор всегда будет сохраняться: например, малыш, который обожал сидеть и складывать пазлы, во взрослом возрасте проявит склонность к неспешному столярному мастерству или спокойной аналитической работе. Человек всегда будет стремиться реализовать свое желание: в нашем примере – заниматься делом, требующим скрупулезности и внимания.
И здесь все довольно просто – идите за талантом. Не всегда будущему чемпиону мира по хоккею нужна физика. А если бы Пушкин сидел над алгеброй больше, чем над стихами, были бы у нас все его шедевры? Однажды я услышала фразу: «Развивай силу – и станешь лучшим, развивай слабость – и станешь неплохой посредственностью». Есть над чем подумать, правда?
А вот характер – это уже выбор.
В описании каждого вектора в этой книге вы узнаете про те черты характера, которые человек проявляет бессознательно, на автомате. Назовем это нулевой уровень. Так люди в основном ведут себя, когда не задумываются о развитии, смысле жизни и тому подобном, руководствуясь мыслью: живем и живем. Родители наши так жили, а мы-то чем хуже? На нулевом уровне мы просто двигаемся по течению, даже не замечая, как мы себя ведем и почему. Именно на этом уровне чаще всего и будут возникать претензии к окружающим, по типу: со мной-то все хорошо, а вот ты какой-то не такой.
Второй уровень – уровень стресса или невроза. Мы оказываемся в состоянии стресса, когда системно не удовлетворяем свои потребности. Здесь будет и ощущение, что вы жертва обстоятельств, и бессознательное стремление истребить обидчиков, и истеричность, и паника, и проявление разных фобий. Все это – результат безответственного отношения к себе и своей жизни. У каждого вектора свой набор проявлений в стрессе и свой антистрессовый рецепт. Но есть кое-что общее. Вектор – это инстинкт. Ему в целом решительно все равно, как реализовываться, главное – реализоваться. Например, можно создавать вокруг себя красоту и так получать внимание, а можно зависнуть в обидах и истериках в попытках получить это же самое внимание, только постоянно причиняя боль себе и окружающим.
Это как с едой: если вы сознательно подходите к вопросам питания, вы питаетесь вкусной и здоровой пищей, а если пускаете этот процесс на самотек, то в какой-то момент вы уже злой, всем недовольный, обессилевший в целом вам абсолютно все равно, как удовлетворить эту свою потребность.
Понимая свою природу, вы можете взять на себя ответственность за реализацию своих талантов, желаний, ценностей. И тогда все будет здорово, вы будете чувствовать себя счастливым человеком. А если вы живете не в согласии с собой, а в вечной попытке соответствовать каким-то правилам, нормам и ожиданиям извне, постоянно предавая себя и свои потребности, то это прямой путь к стрессу, неврозу и недовольству своей жизнью. Выход простой: начать себя реализовывать. В каждой главе вы найдете конкретные рекомендации по переключению этого волшебного тумблера с состояния «минус» на состояние «плюс». Главный секрет простой: если вы занимаетесь своим делом, на физиологическом и эмоциональном уровнях вы удовлетворяете все свои потребности. Вуаля! Вы счастливый человек!
Ну и высший пилотаж, к которому стоит стремиться, – тот самый уровень реализованного, наполненного вектора, когда вы, понимая особенности своего тела, осознанно выбираете свои жизненные стратегии.
Да, я неторопливый и часто опаздываю, но выбираю быть вовремя и готовлюсь заранее.
Да, я бываю жадным и ревнивым, но выбираю делиться с другими и получать от этого радость.
Да, я крайне честолюбив и могу идти по головам ради собственного первенства, но я выбираю заботу об окружающих.
Да, я эгоцентрик, но выбираю сочувствие.
Открытость, дружелюбие, эгоцентризм, честность – это черты характера. Да, мы рождаемся с определенными чертами характера, но только мы сами выбираем, какими хотим быть и какие качества в себе взращивать. Пожалуйста, когда вы будете погружаться в следующие главы, помните об этом.
Системно-векторным психоанализом он называется не случайно. Это не очередной вариант психотипирования, когда вы понимаете – я зеленый, а он – красный. Это системный подход к пониманию человеческой психики.
Все восемь физиологических зон, о которых пойдет речь, есть у каждого человека. Соответственно вы будете в себе видеть проявления всех векторов, но в разной степени. Это абсолютно нормально. Мы с вами уже говорили, что человек играет огромное количество ролей в своей жизни, поэтому и функционал нам нужен довольно большой. Обычно у человека три-четыре ведущих вектора, которые влияют друг на друга. Поэтому, когда вы будете читать описания, не удивляйтесь, если какие-то будут слово в слово про вас, а какие-то черты характера вы в себе не найдете даже при большом желании. Смотрите на картину в целом – из восьми выделите три-четыре вектора, которые в совокупности лучше всего и опишут ваш характер.
Это очень похоже на систему уравнений. Помните, две оси, икс и игрек, и на каждой из них необходимо отложить значение, чтобы найти точку? Только в нашем случае осей не две, а восемь. А точка, которая получается, если сложить все значения, – уникальная по своим свойствам.
Системно-векторный психоанализ не про ярлыки или стереотипы относительно человека, он про то, что каждый из нас – уникален, хоть и обладает схожими с другими чертами.
Ну и перед тем, как мы познакомимся с первым вектором, давайте еще раз систематизируем то, что мы уже знаем.
У каждого вектора есть физиологическое название, есть роль в стае, есть название по ключевой черте характера, цвет комфорта и фигура комфорта. Термин «цветные психотипы» был введен психологом, специалистом по системно-векторному психоанализу Михаилом Бородянским и стал многим понятен и знаком.
А теперь систематизируем.
НИЖНИЕ ВЕКТОРЫ:
анальный = системный = хранитель очага = коричневый = квадрат;
уретральный = лидерский = вожак = красный = треугольник;
мышечный = силовой = охотник (строитель) = черный = прямоугольник;
кожный = контролирующий = завхоз (алиментатор, командир) = оранжевый = крест.
ВЕРХНИЕ ВЕКТОРЫ:
оральный = общительный = повар = желтый = овал;
зрительный = художественный = дневной охотник = зеленый = круг;
слуховой = музыкальный = ночной сторож = синий = спираль;
обонятельный = интеллектуальный = шаман = фиолетовый или серый = зигзаг.