Перед тем, как отправиться в поездку, каждый человек задумывается – как привезти из поездки красивые и запоминающиеся фотографии, чтобы они были яркими, качественными и радовали глаз не один год и которые можно было бы обрабатывать, использовать в видео и т.д.
Скажу сразу – задача далеко не из простых. Да, фотки, которыми наполнен Интернет привезти проще простого, но, чтобы они действительно получились запоминающимися, вопросов нужно решить много. В этой главе постараемся разобраться с важной стороной дела – технической.
Распространено мнение – снимает не камера, а фотограф. Частично это верно. Однако, имея в своем распоряжении качественную аппаратуру, вы с большей долей вероятности снимите все же лучше. Хорошая техника стимулирует интерес, заставляет много и увлеченно снимать и самое главное – вероятность получить качественные снимки намного выше. И наоборот, когда смотришь на блеклые и смазанные кадры, даже и снимать не хочется. Знаю по себе. Бывало, что возьмешь на тестирование зеркалку начального уровня с китовым объективом или не самый лучший компакт и когда посмотришь результаты съемки, впадаешь в уныние. Дальше съемка идет по принципу «чтобы было».
Для себя давно вывел правило – лучше не снимать, чем снимать на откровенно некачественную фототехнику, снимки с которой даже на 10х15 см распечатать трудно. Разная фототехника разные результаты, совершенно разный характер картинки. Все же техника имеет значение. И еще смартфон есть смартфон, хоть он и снимает сейчас прекрасно, но до хорошей фотокамеры далеко.
Когда же фототехника способна передать окружающий мир достоверно, то и настроение соответственно другое, человек снимает на подъеме, с вдохновением.
Иметь под рукой качественную технику необходимо. Это первый шаг на пути к хорошим снимкам. Вначале определитесь, что вы будете снимать, затем чем вы это сделаете.
Давайте последовательно рассмотрим все доступные на сегодняшний день варианты.
Итак, в поездке важно, чтобы техника была легкой, компактной и желательно незаметной, но в то же время достаточно качественной. Не секрет, что этому требованию лучше всех удовлетворяет современный смартфон.
Если вы с собой возьмете смартфон это прекрасное решение. Но с некоторыми оговорками. Помните, что через несколько лет эксплуатации у смартфона появляются минусы в плане фотосъемки. В первую очередь это аккумулятор. С годами он теряет заряд и садится быстрее. Поэтому лучше всего приобрести новый телефон. Разумеется, полезно запастись и переносным источником – повербанк. Удобно, практично. Еще всегда держите под рукой зарядку. Однако, когда аккумулятор садится очень быстро это уже не съемка, а сплошная нервотрепка.
Следующий момент – со временем смартфон начинает снимать хуже, даже самый лучший и дорогой. Возможно, материалы теряют свои свойства – оптика изготовлена не из стекла, а из пластика и т.д., не исключено еще, что так заложено производителем, чтобы чаще покупали.
Новые смартфоны снимают превосходно, с каждым разом получая все лучшие характеристики и более интересные возможности. Вдобавок качество съемки при невысокой освещенности растет из года в год. Это важное преимущество не может не радовать.
Не приобретайте самые дешевые модели. В то же время дорогой это не всегда идеальный с точки зрения фотосъемки. Посмотрите фотографии, выполненные выбранными вами смартфонами, изучите рейтинги, обзоры, почитайте советы на профильных сайтах.
Итак, первый и достаточно практичный фото инструмент – это качественный современный смартфон с достойной фотокамерой. Если вы собираетесь привозить яркие и привлекательные снимки, постарайтесь приобрести соответствующий вашим требованиям смартфон. Получить что-то интересное, снимая на старый или самый дешевый телефон вряд ли получится. При выборе смартфона не стоит ориентироваться на число мегапикселей. На сегодняшний день все без исключения смартфоны имеют достаточное разрешение и стремиться к максимальному нет никакого смысла. Полезнее обратить внимание на динамический диапазон, детализацию, цветопередачу, реалистичность изображения.
Однако качество снимков, удобство съемки, фотографические возможности все же уступают фотоаппаратам. Если у вас задача не просто сделать несколько красивых кадров, а именно фотографировать увлеченно и много, то все же лучше присмотреться к фотоаппарату. Смартфон будет хорошим дополнением.
У фотоаппарата есть ряд немаловажных преимуществ.
Им снимать удобнее, в том числе держать в руках. К фотоаппарату вы можете приобрести дополнительные аккумуляторы, карты памяти, оптику, фильтры, насадки и прочие полезные аксессуары.
Пока еще смартфон по качеству фотографии и возможностям далек от хорошего фотоаппарата.
Следующее решение – компактный цифровой фотоаппарат. Еще несколько лет назад имело смысл об этом писать. Сегодня же компактные камеры вымирают как класс, активно уступая место смартфонам. Многие даже и не рассматривают фотоаппарат всерьез, но зря, если человек увлекся фотоделом.
Все же несколько слов о компактных камерах сказать стоит. Иногда есть смысл прикупить новую или бывшую в употреблении компактную камеру в хорошем состоянии по недорогой цене, она даст гораздо больше возможностей.
Для фотосъемки, несомненно, фотоаппарат удобнее, чисто с практической стороны. Это все же устройство, предназначенное именно для фотосъемки. У фотокамеры есть ремень, можно повесить на шею, а также, намотать ремешок на руку и не выронить случайно. На фотоаппарат вы сможете прикрутит светофильтры, оптические насадки. На фотокамеру удобнее снимать продолжительное время.
Перед тем, как купить фотоаппарат, выясните – как он снимает. Дешевые, некачественные и слишком устаревшие компакты не стоят внимания. Если и брать компакт, то выбирайте из самых лучших, с большой матрицей и качественной оптикой. Перед покупкой обязательно проверьте его работоспособность. Нередко после нескольких лет эксплуатации появляются проблемы, в том числе и с приводом объектива. Уехать в отпуск и остаться с неработающей камерой не самое приятное.
Какие-то определенные модели советовать сложно, так как у каждого свои предпочтения, задачи и возможности. Подбирать камеру необходимо индивидуально. Не стоит брать огромные компакты, по размерам такие же, как и зеркалки начального уровня или даже больше, но у которых качество изображения существенно хуже. Оптимально выбрать действительно компактную камеру с приличной оптикой и матрицей не самой крошечной. Разумеется, предварительно стоит посмотреть примеры снимков, выполненных в самых разных условиях, почитать обзоры, отзывы и посмотреть – не смущают ли вас недостатки выбранной модели. Недостатки встречаются у всех камер, идеальной фототехники не существует.
Чем больше физический размер матрицы камеры, тем лучше. Есть смысл обратить внимание на зеркальные фотокамеры или более популярные сейчас БЗК – беззеркальные камеры.
Зеркальные камеры и БЗК привлекают как большой матрицей, так и съемными объективами. В видоискателе видно изображение, которое проходит через объектив. Пользоваться удобно, так как можно прикрутить нужный объектив под соответствующий вид съемки.
У каждой марки свой байонет, то есть собственный стандарт крепления объектива. Поэтому объективы одной фирмы не подойдут к другой. Например, оптика от Canon не подойдет к камерам Nikon и наоборот.
Через соответствующий переходник нередко можно использовать разные объективы. Не надейтесь, что подойдет любой объектив. Вначале изучите вопрос, могут быть нюансы.
Выбор камеры – компакт, зеркалка или БЗК зависит от многих факторов. Рассмотрим детально.
Назревает справедливый вопрос: полный кадр – нужен ли он?
Вне всяких сомнений полный кадр это прекрасно и даже очень. Однако есть некоторые моменты, о которых надо знать и отнестись к данному выбору осмысленно.
Итак, лучшее качество дают камеры с полноразмерной матрицей, так называемый фулл фрейм – полный кадр.
Здесь сделаем оговорку. На самом деле есть среднеформатные камеры, качество у них еще лучше, причем заметно, но цена на сами камеры и на оптику вряд ли обрадуют.
Матрица полнокадровой камеры соответствует размеру пленочного кадра. Изображение, как и с 35-милиметровой пленки можно растянуть на большой формат печати, получив при этом высокую достоверность передаваемого изображения. Полный кадр это в первую очередь объемная картинка, проще добиться размытия, воздушности. Например, снимая портреты. Более того, шире динамический диапазон, соответственно легче обрабатывать снимки, проще вытянуть в случае ошибочной экспозиции. У камер этого класса лучше передается детализации, что очень хорошо, например, для съемки пейзажа, архитектуры. При слабом освещении шумов заметно меньше. В целом изображение выглядит более привлекательным и правдоподобным.
Но полнокадровый фотоаппарат не для всех лучший выбор. Он имеет определенные минусы, и их немало. В первую очередь полнокадровая камера дорогая, соответственно и оптика стоит недешево.
Стоит ли тратить много денег, чтобы немного поснимать на отдыхе? Далеко не каждый готов это сделать ради высокого качества картинки.
Но цена – это еще не все. Вес и габариты – не все согласятся таскать с собой громоздкий фотоаппарат с большой и тяжелой оптикой. Чаще всего такой вариант подходит самым увлечённым людям, которые ради качественных фотографий готовы носить тяжелую фототехнику.
Представьте себе сильная жара или холод, вы устали, у вас еще какой-либо груз, покупки и дополнительно сумка с фототехникой. Так весь день. Или многочасовая поездка на экскурсию. Согласитесь, непросто. Тем не менее, ничего сверхъестественного, вполне можно взять с собой фототехнику, если есть такая возможность и самое главное желание. Результат того стоит, качество изображения вы получите отличное. Другой вопрос если человек не в состоянии носить тяжелую технику – в силу возраста, ограничений по состоянию здоровья и т.д. Кроме того, не всем нужно высокое качество.
Еще стоит учитывать – на полнокадровой камере труднее добиться нужно глубины резкости (ГРИП).
Цифровая фотокамера позволяет не задумываться над многими вопросами в сравнении со смартфонами. Если запастись дополнительными картами памяти – снимать вы можете без остановки. В некоторых камерах ЖК-монитор поворотный, что намного удобнее. Цифровая фотокамера позволяет мгновенно менять чувствительность матрицы вручную в широких пределах, это гораздо удобнее, чем копаться в смартфоне, да и не везде есть ручной режим. Придется устанавливать дополнительно приложение. В фотокамере достаточно нажать на кнопку или выбрать пункт в меню, и вы уверены в том, что выставлена нужная вам светочувствительность и камера не меняет ее по своему усмотрению. Еще настройки смартфона могут случайно сбиться. Например, вы не заметили, как на всех снимках стали проставляться дата и время. Поснимали весь день и «испортили» снимки. Сбиться настройки могут и на фотоаппарате, но в случае со смартфоном здесь все гораздо сложнее и последствия печальнее.
Настройки случайно сбились и на снимке проставлены дата и время
Иметь возможность менять объективы под соответствующий вид съемки – большое преимущество. Цифровые камеры имеют массу настроек, обеспечивают гибкий контроль над съемочным процессом. Функциональность любительских цифровых камер гораздо выше, чем у смартфона. По качеству изображения цифровые зеркалки и БЗК с хорошей оптикой несравнимо выше, чем смартфоны.
Чтобы получить высокое качество изображения, которое может быть распечатано на большой формат без ущерба детализации, нужна цифровая зеркалка или БЗК, соответственно дорогая и с хорошей оптикой. Расходы на технику окажутся довольно высокими, учитывая также и дополнительные аксессуары. Однако результат вас порадует.
Пробежимся вкратце по всем классам камер.
Выбрать сегодня фототехнику трудно порой даже опытному человеку. Вначале определитесь – какой подойдет класс камеры. Дальше выбрать значительно проще, так как выбор ограничится всего несколькими моделями.
Плоские, элегантные, стильные. Легки и умещаются в нагрудном кармане или небольшой сумочке. Раньше цена на них была довольно высокой, за компактность приходилось платить. Сейчас их можно приобрести за условную стоимость.
Обычно крупный 2–2,5" ЖК-дисплей. Удобно, особенно если дисплей имеет высокое разрешение. Не отличаются богатством ручных настроек. Это автомат типа «наведи и снимай». Иногда отсутствует оптический или электронный видоискатель. Слабая оптика – соответственно предъявлять повышенные требования к качеству изображения не стоит. Матрица имеет крошечные размеры. Шумы на изображении, особенно при высокой чувствительности «приличные». Оборотная сторона компактности неудобство при съемке. Органы управления маленькие, расположены близко друг к другу. Настраивать камеру приходится аккуратно, не торопясь.
Ультракомпакт всегда удобно иметь под рукой. Если раньше главное преимущество таких камер заключалось в том, чтобы сделать снимок, который может быть упущен из-за отсутствия под рукой большой камеры, то сейчас особого смысла в ней нет. Многие смартфоны снимают не хуже, а топовые в разы лучше. Основное преимущество в том, чтобы сэкономить заряд смартфона или продолжить съемку, когда он сел.
Качество изображения отходит на второй план. Нужно позаботиться и о том, чтобы приобрести дополнительный аккумулятор, его может не оказаться в продаже. Продолжительность работы аккумуляторов невысока.
Не стоит приобретать такую камеру, если вы собираетесь получать качественное изображение и печатать на большой формат. В силу многих конструктивных ограничений они изначально не могут обеспечить высокое качество изображения. Серьезно их рассматривать не стоит. Но если вам досталась такая камера от друзей или знакомых, пусть будет в кармане на всякий случай.
Немного интереснее. Популярный класс камер, в одно время пользовался повышенным спросом и иногда даже сейчас. Достаточно компактные и относительно легкие камеры при их «дальнобойных» возможностях.
Объектив у них замечательный. Диапазон фокусных расстояний впечатляющий. Кратность зума удивляет.
Здесь стоит отдельно сказать про кратность зума и фокусные расстояния.
Скажем так, ф.р. 600 мм и более на зеркальной камере или БЗК – это очень дорого, в разы дороже, чем стоимость ультразума, а также гораздо больший вес и габариты. Ф.р. 600–800 мм, не говоря уже про 1200 мм просто недоступны большинству. Почему бы не попробовать и получить общее впечатление о том, что такое данное фокусное расстояние на деле, что и как можно снять, какие при этом возникают сложности, вопросы.
В некоторых случаях важно сделать кадр. Да, пусть он не такой качественный, как полученный с помощью дорогостоящей техники, зато есть сюжет, который можно довести до ума в графическом редакторе. Далеко не всегда главным мерилом ценности кадра является изумительное качество. Какие – то кадры можно оставить на память, какими-то поделиться в соцсетях, какие-то отправить на конкурс, а что-то даже использовать. Например, сделать карандашный рисунок, написать акварельный этюд или масляными красками, создать панно и т.д. Что-то пригодится для технических, учебных или научных целей. Что-то можно обработать под живопись и напечатать на холсте.
Существуют поистине уникальные камеры, которым нет равных. Да, они стоят относительно дорого. Качество картинки не самое выдающееся, но для узкого круга задач это интересный оптический инструмент.
Например ультразум, которым нет равных Nikon Coolpix P1000. При весе около 1,5 кг, диапазон фокусных расстояний варьируется от 24 до 3000 мм.
С точки зрения качества изображение – сплошные компромиссы, но сама возможность получить изображение на таких фокусных расстояниях уникальна.
Объектив имеет встроенную стабилизацию, что существенно помогает при съемке с рук. Но с шумами при повышении чувствительности у большинства моделей огромная проблема. Чаще всего работа автофокуса заметно уступает зеркальным камерам и БЗК, обычно заряда аккумулятора хватает на 300-400 снимков.
Встречаются весьма привлекательные по качеству фото ультразумы. К примеру, весьма неплохой фотоаппарат Canon PowerShot G3 X. Легким его не назовешь, весит 745 граммов из-за универсального 25-кратного зум-объектива с диапазоном фокусных расстояний 24–600 мм, но качество снимков для компакта весьма и весьма достойное.
Существуют очень компактные ультразумы, практически карманные камеры. Они весят чуть больше 200 г, незаметны и легко умещаются в карман.
Это такие камеры, как PANASONIC LUMIX DMC-TZ80, SONY CYBER-SHOT DSC-HX60 и CANON POWERSHOT SX730 HS. Они удобны тем, что они всегда в кармане. Даже, если основная камера очень качественная, и на ней широкоугольный объектив или стандартный, то такой ультразум в какой-то степени будет неплохим дополнением, в том числе и к смартфону.
Камеры обеспечивают приемлемое изображение в основном при ярком свете. Когда освещение ослабевает, шумы на изображении сильно возрастают. Иными словами – недостатков хватает.
|При выборе немаловажна цена, а также возможности, которые вам интересны. Так, один из интересных ультразумов Sony Cyber-shot RX10М4 стоит недешево, но оптика Zeiss Vario-Sonnar Т с диафрагмой f/2.4-4 и оптическим зумом до 25х. Используется продвинутая матрица с эффективным разрешением 20.1 МП и размером 1 дюйм в диагонали. Однако по цене сопоставима с полнокадровой зеркалкой и БЗК. Зато здесь все в одном, не надо отдельно покупать объектив, внутрь не попадает пыль, в целом цена, вес и габариты при таких ф.р. получаются заметно выигрышными.
Еще один достойный вариант Canon PowerShot G3 X и PowerShot G7 X. 25-кратный зум-объектив с диапазоном фокусных расстояний 24–600 мм. Большой сенсор формата 1 дюйм с разрешением 20,9 мегапикселей.
Разумеется, перед покупкой надо смотреть – подходит ли вам качество изображения, удобно ли пользоваться такой камерой, какие недостатки у этих камер.
Стоит добавить, что многие производители отказались от производства подобных камер и, если понадобится, искать придется среди БУ.
Ультразумы подходят увлеченным фотолюбителям. Камеры позволяют снимать интересные портреты, охотиться на птиц, животных, снимать очень удаленные объекты и т. д. Рассчитывать на результат сопоставимый с зеркальными камерами наивно. Если основной вид съемки пейзажи, помещения и интерьеры, то ультразум брать явно не стоит. Здесь подойдут камеры с широкоугольной оптикой. Ультразум интереснее для фотоохотника, а также хороший способ определиться с фокусными расстояниями – какой вам стоит брать телевик для зеркалки или БЗК. Несмотря на все недостатки ультразума один раз попробовать все же стоит, чтобы получить для себя общее представление.
Такие камеры удобно ложатся в руку и внешне напоминают классический фотоаппарат.
При выборе ультразума обязательно посмотрите снимки – устраивают ли они вас. При отличной оптике матрица может быть не самой большой, соответственно и качество изображения весьма и весьма посредственным. Поначалу может показаться, что все хорошо, но стоит просмотреть отснятую серию и все становится на свои места. Важно решить для себя – подходит ли вам такое качество изображения.
Немного о том, что представляет собой съемка на ультразум. Снимать на больших фокусных расстояниях не так просто – снимки могут получиться смазанными. Примерно от 300-400 мм сильно возрастает вероятность смазать кадр, не говоря уже о 500 мм, 600 мм и более. Ультразум эффективен при ярком солнечном свете. Тогда еще можно что-то снять более-менее приемлемо. В пасмурную погоду, когда темнеет – ближе к вечеру безопасные выдержки сильно удлиняются. Крайне желательно снимать со штатива. Либо придется делать много дублей в надежде, что хоть что-то получится.
Разумеется, стоит для себя попробовать, что такое большие фокусные расстояния и определиться с ними. Кто-то ограничивается 200 мм, тогда вам условно нужен компактный аппарат с ф.р. 24-200 мм, кто-то ограничится 100 мм. Если вы точно уверены, что вам большие фокусные расстояния не нужны, приобретать ультразум нет смысла.
Что можно снять на него? Птичку, животное, случайного прохожего, жанровые сцены, разные мероприятия, архитектуру, фрагменты, в том числе пейзаж или морской пейзаж. Сюжетов хватает с избытком, но стоит помнить, что при съемке удаленных объектов дымка, туман сильно влияют на снимок, чаще всего удаленные объекты получаются размытыми, нечеткими. Многое зависит и от самой камеры и оптики, разумеется, основное зависит от навыков фотографа.
Наиболее распространены и востребованы. Хороши как камеры на каждый день. Имеют оптимальное соотношение размеров, веса, цены, качества изображения и функциональности. Достаточно легкие и малогабаритные, но существенно больше и тяжелее ультракомпакта. Такую камеру в нагрудный карман рубашки не всегда положишь. Но это уже не простенький «автомат». Настроек и возможностей больше, оптика лучше. Часто встроен разъем под штатив и вспышку. Такую камеру можно держать двумя руками. Все они имеют нашейный ремень: это очень полезно, особенно, если вы путешествуете. Качество снимков выше. По сравнению со смартфонами съемочных возможностей гораздо больше. По сравнению с зеркалками и БЗК – качество изображение заметно уступает и иллюзий здесь строить не надо. Вдобавок скорость работы ниже.
Внешне солидные и красивые камеры черного цвета. Вес и габариты сравнимы с зеркалками, а нередко даже и больше. И это похвально, большой камерой снимать удобнее. Лучше сидит в руке, меньше вероятность шевеления камеры в момент съемки.
Матрицы этих камер обычно больше, чем у компактов, тем более у ультракомпактов. В результате шумы соответственно меньше, качество изображения выше. Есть возможность устанавливать параметры вручную. Такие камеры обеспечивают почти максимальный контроль над съемкой.
Встроенная вспышка более качественная и мощная. Питание производится от емкого аккумулятора, заряда которого хватает как минимум на 500 и более снимков.
Корпус камер часто изготавливается из прочного магниевого сплава. На нем имеются многочисленные кнопки, колесики, что в целом облегчает жизнь фотолюбителю.
Оптика у этих камер не просто хорошая, а отменная, обеспечивает высокое качество изображения в своем классе.
При достаточном свете, грамотном использовании камеры результат может быть сопоставимым с зеркальными камерами.
Теперь о минусах. В сравнении с зеркальными работают намного медленнее, это раздражает. Больше «шумит» матрица. Особенно, если вы увеличиваете чувствительность. Здесь зеркалки и БЗК вне конкуренции. Матрица по физическим размерам значительно меньше, чем у зеркальных камер и БЗК. Главный минус – нет возможности менять объективы.
Эти камеры подойдут творческим людям, увлеченным и опытным любителям. Тем, кто хочет получить высокое качество и контроль над съемкой, но не готов покупать зеркальную камеру или БЗК. Камеры этого класса подходят для макросъемки, пейзажей, натюрмортов и т.д. В поездках и путешествиях весьма условно. Некоторые модели можно рекомендовать для художественной съемки, когда не требуется высокая скорость, например съемка движущихся объектов. Старые камеры этого класса имеют слишком большой уровень шума при повышении светочувствительности.
Можно обратить внимание на камеры: Canon PowerShot G1 X Mark II, Leica V-LUX.
Еще один из весьма удобных вариантов это Sony Сyber-shot RX100. Камера с дюймовым сенсором, зум 24-70 мм (в экв.) со светосилой F1.8–2.8, богатый функционал, а самое главное невероятная компактность и прекрасные снимки, в том числе даже ночью при весе 272 г. Сама камера не самая дешевая, цена соизмерима с БУ зеркалкой, но такое качество снимков она отрабатывает сполна. Прекрасный вариант, кто не хочет таскать лишние килограммы и кого не устраивает съемка на телефон. Говорить здесь нечего, фотографии замечательные. Желательно приобрести самую последнюю версию – в более поздних камерах исправлены все мелкие недоработки.
У Sony Cyber-Shot DSC-RX100M7G объектив с ф.р. 24-200 мм (эквивалент), f/2,8-4,5, вес 302 г. Преимущество – дюймовая матрица. Разрешение – 20Мп. Что говорить – сбалансированный фотоаппарат, который очень удобен в поездках, да и качество фото достойное. Камера снимает достаточно быстро, и фон при желании можно размыть.
Что бы кто ни говорил, но чудес не ждите, камера с дюймовым сенсором, как у Sonу RX100 VII, не может во всем тягаться со старшими моделями с матрицами большего размера. Если в плане автофокуса действительно удалось добиться сопоставимых показателей, то в съемке при недостаточном освещении компакт далеко позади. Насколько это актуальная проблема именно для вас – решать вам. Шумы у этой камеры заметны на ISO 1600, что для многих камер обычное дело. Зато в камере есть формат RAW и исправить ошибки экспозиции при желании все же можно.
Видеосъёмка тоже в этой камере не подведет. Съёмка в 4К, замедленная съёмка в FullHD 120 к/с, поддерживаются логарифмические профили S-log2 и S-log3 и HDR-видео, гнездо для внешнего микрофона. При съёмке видео можно использовать как оптическую стабилизацию, так и сочетание оптической и электронной стабилизации.
Существует отдельный класс компактных камер – они имеют защиту от влаги, пыли и т.д. Это удобная в поездках техника, так как не боится падений, дождя и прочих воздействий. Обычно такие камеры стоят дороже, они имеют небольшие габариты и вес, вполне неплохое решение для нетребовательного начинающего фотографа.
К ним можно отнести камеру Olympus Tough TG-6. Это компактный фотоаппарат с оптическим зумом 4x и 9-ю оптическими элементами. Есть встроенная вспышка до 7,9 м с подавлением эффекта красных глаз. Стабилизатор изображения оптический, со сдвигом матрицы.
Фотоаппарат имеет функцию макросъемки и скорость 20 кадр/сек. Видоискателя нет, его функцию может выполнять экран размером 3 дюйма. В общем и целом, в качестве альтернативы смартфону вполне подойдет, емкости аккумулятора хватит примерно на 340 снимков. Диапазон ф.р. 25-100 мм в экв.
Кому можно рекомендовать? Человеку, который часто снимает у водоемов, в экстремальных условиях. Такой компакт прекрасно дополнит смартфон. Особенно в тех условиях, где есть риск повредить или выронить телефон. А также, когда заряд аккумулятора у смартфон садится, к тому же большое преимущество – зум-объектив.
APS
–
C
Хорошо это или плохо? На самом деле это отлично, так как вы получаете прекрасные снимки, которые проще обрабатывать, чем которые получены с простеньких компактов, где деталей сохранено мало и очень узкий динамический диапазон.
Все здесь замечательно, но надо быть готовым к малой автономности работы, не самому удобному расположению органов управления, урезанности части функций и т.д.
Это такие камеры как Х70 – Ricoh GR II, Leica X-U, Sigma Quattro. В формате 4/3" – Panasonic Lumix DMC-LX100, Leica D-LUX.
Canon PowerShot G1 X Mark III имеет объектив: 24–72 мм (экв.), f/2,8–5,6, превосходное качество изображения, прекрасный выбор, но вот автономность работы всего 200 снимков.
Например, Fujifilm X100V, X100VI. Камеру Fujifilm X100V часто называют компактной моделью, хотя по начинке и возможностям она не сильно отличается от беззеркалки Fujifilm, матрица X-Trans на 26 Мп и тот же процессор, что и в беззеркалке X-T4. Главное отличие Fujifilm X100V – несъёмный объектив Fujinon 23 мм f/2.0.
Характеристики у Fujifilm X100V довольно серьёзные. Серийная съёмка со скоростью до 30 к/с, и 4К-видео (на карту памяти пишется 8-битное видео 4:2:0, а на внешний рекордер через HDMI-порт можно записать 10-битное 4:2:2).
Есть имитация плёночных цветов Fujifilm, имитация цветных и чёрно-белых плёнок, фирменный плоский профиль Eterna для видео, эффект Color Chrome и возможность добавить снимкам эффект плёночного зерна.
Камера не самая маленькая, но отличное качество сборки, встроенная стабилизация изображения и автофокусировка по обнаружению объекта. Тем не менее объектив фокусируется не очень быстро. В целом это отличный выбор для поездок.
Одна из камер, которая прекрасно подходит для съемки в поездках, а также для стрит фотографии это Fujifilm X100VI. Приятный винтажный стиль.
Предыдущая модель камеры – Fujifilm X100V была очень популярной. Стильная беззеркалка с фиксированным и несъёмным объективом имеет 40-Мп матрицу и встроенный стабилизатор. Небольшой, но удобный хват.
Компактная беззеркальная камера имеет APS-C матрицу с хорошим динамическим диапазоном.
Возможности менять объективы здесь нет, и одно фокусное расстояние. У фикс объективов есть плюсы. Они меньше и легче, чем зумы, соответственно и камера компактнее. Фиксы выдают более интересную и качественную картинку.
У камеры удобные элементы управления. Нет привычного многим джойстика, зато есть фронтальный диск управления. Дисплей наклоняется для съёмки от пояса.
Объектив с ф.р. 23 мм f/2. Оптика резкая, особенно по центру кадра и даже при съёмке крупным планом, приятное боке. Объектив отлично справляется с большим разрешением матрицы. Есть ND-фильтр, который удобно использовать при съёмке на ярком солнце.
Картина получается приятной, детализированной. Новая матрица выдаёт детализированную картинку.
Отличная скорость серийной съёмки с механическим затвором (11 к/с).
Другая камера – Fujifilm X100F, у которой ф.р. объектива 35 мм (экв) с F/2. Да, не совсем удобно, кто привык снимать на зум. Здесь придется чаще подходить и отходить. С другой стороны, качество изображения у объективов с фиксированным фокусным расстоянием выше. Оптика светосильная, что особенно удобно при съемке в помещениях, в темное время суток. Отличный вариант, чтобы использовать как камеру на каждый день или в дополнение к основной камере, на которой, например, стоит широкоугольный объектив или телевик, макрообъектив и др. Камера достаточно тяжелая – 469 г.
Или Fujifilm X70 – камера с сенсором формата APS-C, фокусное расстояние объектива – 18,8 мм (28 мм в экв.). Что делает ее прекрасным выбором для съемки пейзажа, а также для съемки во многих других жанрах. Светосила F2.8, вес 340 г.
Ricoh GR III – камера по-настоящему очень компактная. Элементы управления расположены удобно. Объектив с ф.р. 28 мм f/2,8 имеет трехосную стабилизацию изображения с эффективностью четыре ступени. Интуитивно понятный интерфейс и множество настраиваемых параметров, что позволяет контролировать съемочные настройки. К тому же прочный корпус. Все бы хорошо, прекрасное детализированное изображение, но нет ни встроенного видоискателя, ни вспышки. Вдобавок автофокус не всегда работает быстро и точно, камера для неспешной съемки.
С ее помощью можно создавать качественные снимки, однако минусами модели являются небольшое время автономной работы и замедление автофокуса при слабом освещении.
В продаже есть комплектация Ricoh GR III Street Edition kit. В комплект входят дополнительный аккумулятор и кожаный чехол.
Фотоаппарат Fujifilm XF10 оснащен объективом с ф.р. 28 мм (экв.), f/2,8, вес 279 г. Очень удобное фокусное расстояние.
Интересный класс камер, особенно для тех, кто ценит прежде всего качество картинки. Выпускают такие камеры, к примеру, фирмы Sony и Leica.
Sony Cyber-shot DSC-RX1RM2 – камера с полнокадровой матрицей, равной размеру пленочного кадра. Вес всего 480 г, что для такой техники совсем немного. Здесь установлен фикс-объектив с фокусным расстоянием 35 мм и светосилой F2. С повышением светочувствительности из-за шумов заметно ухудшается картинка. Надо понимать, что камера хоть и хорошая, с удобным ф.р., но все же это фикс-объектив. Можно обойтись им одним, но трудно. К ней вдобавок желательно использовать что-то еще в зависимости от ваших задач. Например, камеру с телевиком или сверхширокоугольным объективом. Все бы неплохо, но ценник оставляет желать меньшего, за эти деньги можно приобрести много чего другого.
За эти деньги можно подобрать очень серьезную зеркальную или БЗК систему со сменной оптикой и получить снимки более высокого уровня. При этом с шикарным боке, с гораздо меньшими шумами на высоких значениях ISO, широким динамическим диапазоном, с отличной резкостью и детализацией.
Да, здесь есть передовые технологии, прекрасный автофокус, скорость, но среднестатистическому пользователю нужна лишь красивая картинка. Люди избалованы качеством съемки на топовые смартфоны, никакого «вау-эффекта» фото с компактными камерами не производят. Они интересны, если требования к качеству снимков не самые высокие и таскать камеру со съемным объективом нет желания, но хочется снимать именно на фотоаппарат. Результат во многом интереснее, чем если снимать на смартфон.
Неоспоримое преимущество компактной камеры – зум, а значит, гораздо больший диапазон сюжетов и возможность влиять на оптические свойства объектов в кадре, «сжимать» перспективу, приближать удаленные объекты. Разумеется, гораздо более серьезные возможности в плане видеосъемки. Если рассматривать компакты с фикс-объективом, то такие камеры в основном нужны тем, кто стремится выжать максимальное качество, но при этом не может носить большую и тяжелую технику, либо не готов носить две три камеры с разными объективами или переставлять оптику. Речь идет о съемке в путешествиях, на отдыхе, но не о профессиональном использовании.
Если покупаете БУ камеру, то желательно ее проверить основательно и не доверять рассказам продавца. Вдобавок поинтересуйтесь, какие у выбранной вами модели есть характерные «болячки». Например, может ломаться шлейф объектива, выйти из строя сервопривод и т.д. Постарайтесь выбирать камеры, которые использовались очень мало. Чаще всего надежность подобных камер невысокая в сравнении с зеркальную и интенсивную эксплуатацию они не выдержат. Но если принципиально важны небольшие габариты и малый вес – в таком случае стоит обратить внимание.
В корне отличаются от компактных камер, сенсор намного больше, чем у компактов.
Зеркальные камеры имеют байонет, он обеспечивает крепление широкого парка объективов. Система автофокусировки работает гораздо быстрее, чем у компактных камер.
В зеркальной камере есть масса настроек, которые позволяют полностью контролировать съемку. Скорость работы вполне достаточна для съемки спортивных соревнований, репортажей, фотоохоты и т. д.
Зеркальная камера незаменима, когда требуется гарантированно качественный результат. Подходит для серьезных фотолюбителей, которые не хотят терять качество, надежность в угоду компактности и легкости. Современные зеркалки позволяют компоновать снимок как через оптический видоискатель, так и по ЖК экрану, хорошо справляются со съемкой видео. Соответственно высокая цена на последние модели. Но можно подобрать БУ на любой вкус за вполне вменяемые деньги. Для того, чтобы получить превосходное изображение желательно выбрать достаточно качественную оптику, которая стоит недешево.
Современные любительские «зеркалки» весят в среднем 400 – 500 г – без объектива. Достаточно компактны. Скорость серийной съемки ниже, чем у полупрофессиональных камер. Часто это не востребовано, ведь съемка на отдыхе – это не спортивный репортаж.
Возможности по сравнению с компактными камерами обширны. Качество картинки у любительских зеркальных камер значительно выше, чем у любой не зеркальной камеры, часто практически не сильно отличается от изображения, полученного полупрофессиональной «зеркалкой». Их удобно носить с собой, брать в походы. В целом прекрасный выбор для поездок и путешествий.
Обеспечивают высокое качество изображения, широкий динамический диапазон.
Вполне подходят под различные виды съемки, где нужны высокая скорость, качество, универсальность. Вес и габариты немного выше, чем у любительских камер. Часто корпус любительской камеры изготавливается из пластмассы, а корпус полупрофессиональной камеры из магниевого сплава.
Полупрофессиональные камеры имеют более совершенную форму и эргономику – их удобно держать в руке. Особенно это ощущается, когда снимаешь продолжительное время. Кнопки и колесики расположены более удачно. Видоискатель часто удобнее и больше. Полупрофессиональные модели имеют больший ресурс затвора. Больший вес и габариты – камера более устойчива, особенно с тяжелыми объективами. Однако в поездках лишний вес и большие габариты часто заставляют задуматься, а не взять ли что-то попроще и полегче, да и подешевле.
Профессиональные камеры вряд ли стоит рассматривать для любительской съемки на отдыхе. Их покупают, когда есть полное понимание – для каких целей они приобретаются. Некоторые знакомые покупали большие профессиональные камеры – однако они чаще оставались лежать на полке и потом люди их продавали за ненадобностью. Такие камеры подойдут скорее опытным и увлеченным фото путешественникам с уклоном в сторону репортажа, съемки удаленных объектов и т.д. Для людей, у которых основная цель качественные снимки всегда и везде.
Если вы задались целью приобрести полнокадровую зеркалrу это достойный выбор. Однако сразу нужно смириться с тем, что такая камера не может быть легкой и маленькой. Вам придется таскать большой «кирпичик». Понятное дело, что такая техника стоит дорого.
На случай, если вам хочется иметь меньшую по габаритам, более легкую и с современными функциями камеру существуют полнокадровые БЗК.
Так как производители пообещали, что больше выпускать зеркалки не собираются, надо учитывать, что со временем останется много изношенной техники. Разумеется, на наш век хватит. Иногда в продаже встречаются старые зеркалки в состоянии новой техники с мизерным пробегом. При желании найти подобную технику все же можно.
Главный вопрос, который надо решить для себя – зеркалка или беззеркалка. Оптика стоит недешево и вкладывать есть смысл именно в ту систему, которой вы будете пользоваться долго.
В общем и целом, полнокадровая зеркалка как фото инструмент – это отличный выбор. Вдобавок заряда аккумулятора хватит на 1000-2000 снимков.
Зеркалки все же постепенно уходят с исторической арены. Разумеется, многие фотографы долго еще будут на них снимать, так как это удобная и практичная фототехника. Однако БЗК стали на сегодняшний день наиболее востребованной техникой и наблюдается массовый переход именно на БЗК.
В чем же здесь преимущества?
Качество картинки не отличается от зеркалок, нередко даже выше, особенно в топовых моделях оно превосходное. Многие технологические новинки уже внедряют именно в БЗК. Да и матрицы выпускаются все лучше и лучше. В первую очередь интересно то, что они надежнее – меньше узлов. Еще нет здесь таких проблем как бек и фронтфокус.
Сама БЗК и оптика меньше и легче. Парк оптики достаточно широк. Плюс многое можно прикрутить через переходник.
Таким образом, для поездок и путешествий БЗК интереснее с точки зрения веса, габаритов. Из минусов – дороговизна, особенно это касается оптики.
Многие БЗК начального уровня уступают по удобству зеркалкам. Но это дело привычки, приноровиться можно. Для поездок наиболее удачный выбор, так как есть ряд преимуществ. Меньше вес и габариты, техника менее заметна со стороны. По сравнению с зеркалками пыль на матрицу оседает меньше.
Nikon Z30 – самая лёгкая беззеркалка Nikon. Выглядит как продвинутая «мыльница», маленькая, нет выступа, видоискателя. Однако можно использовать любые сменные объективы с байонетом Nikon Z mount.
Камеру можно купить без объектива или в комплекте со столь же компактным объективом NIKKOR Z DX 16-50mm f/3.5-6.3 VR.
Характеристики для любительской камеры у Nikon Z30 достойные – 11 к/с в режиме фото, видео 4К со всей ширины матрицы, снимает замедленное FullHD-видео с частотой 120 к/с. Логарифмического профиля, как в старших моделях, здесь нет – если хочется делать цветокоррекцию видео после съёмки, придётся использовать плоский видеопрофиль. Камера умеет отдельно сохранять настройки для фото- и видеорежимов, а сами режимы переключаются с помощью рычажка на задней панели камеры.
Кнопок здесь хватает: для быстрого доступа к настройкам ISO, скорости серии и экспокоррекции, два управляющих диска для регулировки выдержки и диафрагмы. Помимо встроенного стереомикрофона есть стандартный 3,5-мм вход для внешнего. Заряжать камеру можно от порта USB type C – приятно, что делать это можно прямо во время работы.
Canon EOS R50 – беззеркалка которая хорошо подойдет для видеоблогеров. Небольшой вес и компактность.
У камеры остался один управляющий диск (для регулировки выдержки и диафрагмы в ручном режиме приходится задействовать дополнительную кнопку), нет привычной многим пользователям Canon кнопки M-Fn для быстрого доступа к настройкам. Фотографам с крупными руками неудобно нажать одну кнопку и не задеть остальные, держать камеру приходится буквально двумя пальцами – безымянный не помещается на ручке.
У Canon EOS R50 есть модный многофункциональный разъём для вспышек и микрофона, но нет обычного центрального синхроконтакта в горячем башмаке.
Автофокус Canon EOS R50 не уступает старшим моделям: в нём используется фирменная технология Dual Pixel CMOS AF (в том числе при видеозаписи), есть фокусировка по глазам людей, животных и птиц. Скорости для съёмки птичек тоже хватит: с механическим затвором беззеркалка снимет 11 к/с, с электронным – 15 к/с.
Видеосъемка стандартная – 4К до 30 к/с. Матричной стабилизации в камере нет – для съёмки на ходу придётся либо задействовать функцию электронной стабилизации с обрезкой краёв кадра, либо покупать отдельный стедикам.
Можно обратить внимание на Fujifilm X-S20 с объективом 18–55 мм F2,8–4,0 OIS. Камера проста и удобна в использовании, отлично снимает и имеет длительное время автономной работы. Не самый точный автофокус по сравнению с аналогами и небольшой видоискатель.
Также заслуживает внимания Sony a6700 – прекрасный фотоаппарат, который не подведет и при съемке видео. Высокое качество, отличная скорость работы, много функций.
Одна из самых компактных камер – Olympus OM System OM-5. Множество умных функций, отличная стабилизация изображения и защита от неблагоприятных погодных условий. Недостаток – плохое отслеживание объектов во время автофокусировки.
Большой интерес представляют лёгкие полнокадровые беззеркалки.
Есть несколько полнокадровых беззеркалок, которые по размерам похожи на не самые крупные кропнутые камеры. Это Sony Alpha A7С, Sony Alpha A7CM2 и Sony Alpha A7CR.
Первой из них была Sony Alpha A7С. В Sony Alpha A7С полнокадровая 24-Мп матрица, есть видоискатель, разъёмы для микрофона и наушников, и аккумулятор используется такой же, как в более крупной Sony Alpha A7 M3.
Но кое чем пришлось пожертвовать ради компактности. У Sony Alpha A7С всего один разъём для карт памяти формата SD. Плюс в том, что расположен он под заглушкой на левом боку камеры, а не в аккумуляторном отсеке, как у многих любительских моделей – для замены карты беззеркалку не придётся снимать со штатива или стедикама. Самая короткая выдержка с механическим затвором – 1/4000 (у Sony Alpha A7 M3 – 1/8000), а управляющих дисков осталось всего два (у Sony Alpha A7 M3 их три).
Вместе с Sony Alpha A7С был выпущен новый объектив Sony FE 28–60 мм f/4–5.6, с которым камера выглядит действительно компактной. Можно установить на неё дорогой светосильный зум или любой другой подходящий объектив, но о компактности при этом можно забыть.
Камера оказалась довольно популярной, и в 2023 году Sony выпустила продолжение линейки – Sony Alpha A7CM2 с 33-Мп сенсором и начинкой от Sony Alpha 7M4 и 60-Мп Sony Alpha A7CR, похожий по характеристикам на Sony Alpha 7RM5. У обновлённых камер немного улучшилась эргономика (вернулся передний управляющий диск и появилась дополнительная программируемая кнопка), в остальном они остались такими же компактными, но мощными беззеркалками.
Итак, вы определили для себя класс камеры – простенький и дешевый компакт, ультразум, дорогой и качественный компакт, зеркалка или БЗК. Дальше в своем классе выбираете лучшие модели именно для вас и вписывающиеся в требуемый ценовый диапазон. В поле зрения осталось несколько моделей. Как быть дальше?
Выбирайте модель от известного производителя. Это Canon, Nikon, Fuji, Sony, Olympus, Panasonic, Pentax. Фирменная гарантия, высокое качество техники, надежность и стабильность работы. Также наличие дополнительных принадлежностей в продаже, высокая ремонтопригодность.
Отправная точка, если вам нужно высокое качество картинки – чем больше физический размер матрицы, тем выше качество изображения, тем оно менее шумное, особенно в условиях недостаточного освещения, оно более реалистичное, шире динамический диапазон, лучше цветопередача.
Обратите внимание и на оптику: на светосилу, качество объектива, искажения, вносимые им в изображение. Не гонитесь за мегазумами. Даже если будете пользоваться сильным оптическим приближением интереснее взять телевик, а не «все в одном». Определитесь, что важнее: широкоугольный или теле диапазон.
Широкоугольный объектив позволяет снимать пейзажи, узкие городские улочки, особенно, когда некуда отходить, чтобы захватить больше пространства в кадр. Здесь поле деятельности для сверх широкоугольного объектива. На полный кадр подойдут фокусные расстояния – 14-24 мм, 12-24 мм, 16-35 мм, 14-35 мм и др. На кроп – 10-20, 10-24, 8-16 или 11-16 мм и др.
Телеобъектив даст возможность поохотиться издалека за животным, птицами, людьми и прочими объектами на большом расстоянии. Но учтите, что суперзумы позволяют получить более-менее приемлемое изображение, когда освещение идеальное: яркий солнечный день. Как правило, суперзумы «съедают» полутона, картинка теряет тонкие переходы.
Встроенная система стабилизации гарантирует более высокую четкость изображения по сравнению с камерами, не имеющими стабилизации. Позволяет избежать «шевеленки» или свести ее к минимуму.
Число мегапикселей не показатель качества полученного изображения. Оно зависит не от числа мегапикселей, а от размера матрицы, оптики, алгоритма обработки изображения камерой. От числа мегапикселей зависит размер изображения, которое может быть отпечатано. Если не собираетесь печатать плакаты, то не стоит гнаться за сверхбольшим разрешением.
Форма камеры, расположение органов управление, эргономичность – все это надо учитывать при выборе.
Вес и габариты на съемочном процессе не отражается. Здесь вам решать – захотите ли постоянно носить с собой большой и тяжелый аппарат, отдавая предпочтение высокому качеству картинки или всегда иметь под рукой легкую и маленькую камеру либо смартфон.
Несмотря на то, что вся фототехника достаточно надежная, стоит обратить внимание на качество сборки и надежность в целом, чтобы не остаться «без дела» в поездке. Встречаются превосходные камеры: высочайшее качество изображения, симпатичный внешний вид, высокая скорость работы, приятно низкая и привлекательная цена. Казалось бы, все замечательно, бери и снимай. Однако, может иметь место низкая надежность. И вот вы купили замечательную камеру, уехали в отпуск, а у нее сломался объектив или накрылась плата. Почитайте в Интернете отзывы пользователей. Если поломки у одной модели встречаются часто это уже повод задуматься.
Цена камеры. Если вы увлеченный фотолюбитель, много снимаете (помимо отпуска), тогда возможно, вам следует выбрать хорошую, сравнительно дорогую модель. Если рассчитываете на действительно качественный результат, лучше не экономить.
Выбирая цифровую камеру, обязательно посмотрите тестовые снимки. Это можно сделать в Интернете. Настойчиво рекомендую не брать «вслепую». Посмотрите, снимки, сделанные камерой разными людьми в разных условиях. Как камера справляется с различными условиями освещения, как выглядит ситуация с пересветами – облака, снег и другие светлые участки. Разные матрицы, разные алгоритмы, разная оптика – в итоге одни камеры снимают превосходно, а на снимки с других без слез не взглянешь.
Можно отпечатать полноразмерные файлы. Сопоставьте с другими отпечатками выбранных моделей. В магазине подержите камеру в руках. Покрутите, сделайте несколько снимков на свою карту памяти, посмотрите результат на компьютере. Читайте тестовые обзоры в сети, в журналах. На сегодняшний день в Интернете достаточно много камер «обследовано» специалистами. Если есть возможность, возьмите камеру у знакомых или в прокате, поснимайте в разное время, в разных условиях.
Подумайте, что в ней вас не устраивает, послушайте отзывы и впечатления хозяина, оставившего отзыв. Не все из них бывают объективными, но в целом вы получите свое представление.
Не спешите приобрести камеру в первом попавшемся магазине. Изучите и сравните цены. Воспользуйтесь сервисами, и вы заметите, что цены могут весьма существенно отличаться. Оставшаяся разница лишней не окажется в отпуске.
Несколько слов про оптику.
Какой объектив будет самым удобным в отпуске? Давать однозначные рекомендации трудно. Тем более, что у всех разный подход к съемке, разное видение кадра. Самое оптимально для кроп-камеры это универсальный объектив с фокусными расстояниями 16-85, 16-80, 15-85, 17-70 мм. Крепкий середнячок – оптимальное соотношение цена/качество и самые востребованные фокусные расстояния. Лучшего здесь не придумать, разве что рассмотреть индивидуальный подход к съемке и предложить возможные альтернативы.
Чуть хуже по качеству картинки более «размашистые» объективы. С фокусными расстояниями 18-105, 18-135, 18-125, 18-140 мм и аналогичные. Про «туристические» объективы с ф.р. 18-200 и более надо сказать отдельно. Да, это все же гораздо лучше, чем компакты, ультразумы, но, если вы посмотрите и сравните кадры, скажем, с 16-85 и 18-200, то результат не в пользу последнего. Обычно люди быстро «наиграются» такой оптикой – с ф. р. 18-200, 18-300 мм и больше к ним не возвращаются. Объектив на все случаи жизни, например с ф.р. 18-400 мм (экв.) быстро надоест владельцу. Захочется чего-лучшего, более качественного.
Есть заметная тяга начинающих фотолюбителей к подобным гиперзумам. Обычно люди не верят в то, что такие гиперзумы не способны передать приемлемое качество картинки. Как правило, покупают с восторгом и их не переубедить никакими доводами. Проходит совсем немного времени и люди меняют на что-то более качественное, даже не успев толком ничего поснимать.
Буквально еще пару слов про гиперзумы. В свое время приходилось иметь с ними дело и наигрался вдоволь, чтобы больше не покупать.
Ультразумы между собой по качеству изображения все же отличаются, есть чуть лучше, есть чуть хуже, но в целом это большой компромисс. Из всех на момент написания книги хотелось бы выделить Tamron c ф.р. 16-300. Это самый удобный по фокусным расстояниям, который закроет практически все. К нему хорошо подойдет фикс-объектив. Например, с ф.р. 30, 35 или 50 мм – в зависимости от ваших предпочтений. К примеру, для съемки в музеях, пещерах, портретов и т.д.
Один из лучших ультразумов это Sigma c ф.р. 18-300 мм. На мой взгляд самое оптимальное в случае Nikon – 18-200 мм, вторая версия.
Давайте разбираться почему ультразум это плохо и что здесь не так. Стоит один раз потратить на это время и будет полное понимание, вопросов больше не возникнет – либо вы раз и навсегда отворачиваетесь, либо берете и пользуетесь, но осознанно.
Часто в гиперзумах встречается брак. Это и других имеет место, но здесь это встречается чаще. Один край или одна сторона мылит, неточная фокусировка и т.д. Поэтому при покупке надо тщательно проверять, желательно выбирать из трех, четырех вариантов. Встречаются резкие экземпляры. Следующее – такие объективы пылесосы. Это означает, что при их конструкции во время съемки на матрицу попадает гораздо больше пыли. В результате зуммирования внутрь засасывается воздух.
У них много оптических элементов, поэтому такая оптика более хрупкая и ее легко повредить, встречается и заводской брак. Это сравнительно большие, относительно тяжелые и довольно дорогие объективы, сложные в производстве.
Что касается картинки – вы можете получить добротную, контрастную картинку, и даже сравнительно детализированную. И это будет лучше, чем съемка на смартфон или компакт. К тому же в графическом редакторе файлы обрабатывать проще, чем с компакта. Если вас такое качество устраивает и вам удобно – почему бы не снимать. Например, вам не надо печатать на большой формат, вы не требуете от снимков, как принято говорить «высокой художественности». Хотя художественность и технические параметры – это совершенно разные вещи. Словом – вам удобно, такое вам подходит, почему бы не поснимать некоторое время и получить личный опыт. В какой-то степени гиперзум может быть оправдан именно в поездках.
Вместо гиперзума целесообразнее взять два объектива. Пусть даже китовый, с ф.р. 18-55 мм и телевик – с ф.р. 55-250, еще лучше 70-300 или 55-250 мм. Тем более, что вечером пользы от телевика никакой и снимать на «темный» телевик при недостаточном освещении не самое лучшее занятие. Когда темнеет такой телевик можно прятать смело.
Самый лучший выбор – это объектив с ф.р. 17-50 мм и аналогичные, для полного кадра это оптика с ф.р. 24-70 или 28-75 мм. Здесь качество изображения максимально по сравнению с оптикой, имеющей кратность более 3-х.
Про объективы с фиксированным фокусным расстоянием говорить можно много и долго, но так и не прийти к общему знаменателю. Так как его нет. Выбор индивидуален и зависит от многих факторов. Если рассматривать в качестве единственного объектива – как универсал на кропе можно рекомендовать объектив с ф.р. 35 мм. Для полнокадровой камеры это «полтинник», т.е. объектив с ф.р. 50 мм. Опять-таки не будет ошибкой, если приобрести для полнокадровой камеры объектив с ф.р. 35 мм.
Здесь все индивидуально, трудно советовать что-то конкретное. Например, одного устроит объектив с ф.р. 24 мм – снимать общие планы, а еще лучше события, жанр и т.д., другого – 28 мм, снимать пейзажи, третьего 85 мм – портреты, четвертого –100 мм макро объектив, пятого с ф.р. 135 мм – снимать портреты на улице и разные фрагменты. Каждый такой выбор по-своему удачное решение в каждом конкретном случае, но не универсальное. Условно получается, что не лишними окажутся все пять объективов. Однако никто не будет их постоянно переставлять. Один, максимум два объектива с фиксированным фокусным расстоянием, которые могут оказаться востребованными в поездках.
Чтобы получить хорошее качество и одновременно универсальность, попробуйте в самом начале кит – с ф.р. 18-55, не спешите от него избавляться. Это самая настоящая находка – оптимальные фокусные, отличное качество и скромные вес и габариты при мизерной цене. Ничего лучшего для начинающего фотографа пока не придумали.
Если кит объектив подходит по фокусным расстояниям, то следующий с ф.р. 17-50 мм, f2.8. Разумеется, это неродная оптика, но достаточно качественно по сравнению со штатным 18-55. Еще лучше родной объектив с ф.р. 17-55 мм. Но, что Никон, что Кенон давно не обновляли свои светосильные объективы для кропа и для современных много мегапиксельных камер они не дают должного оптического разрешения. Хотя в целом картинка очень достойная.
Так как теперь уже смело можно утверждать, что будущее за БЗК, то и оптику стоит присматривать соответствующую.
Практичнее иметь два-три объектива под разные задачи, чем один универсальный, хотя это хлопотно – все время менять оптику. Однако приспособиться можно. Например, основной с ф.р. 17-50 мм. Снимаем все подряд. Пошли в зоопарк или на соревнования, достали телевик. Сходили на выставку, прикрутили объектив с ф.р. 30 мм или 50 мм. То есть используете для каждой задачи свой объектив. Постоянно переставлять оптику – каждые пять минут нет никакого смысла, можно уронить, внутрь попадает пыль, влага, грязь. Для этого и придуманы зумы, чтобы меньше переставлять объективы, особенно в поездках.
Теперь про оптику на полнокадровые камеры. Выбор для поездок не такой богатый. Самый универсальный для Canon это объектив с ф.р. 24-105 мм, для Nikon 24-120 мм. Все остальное индивидуально. Можно взять, например, старый с ф.р. 24-85 или 28-135 мм, но там свои недостатки. Кому-то больше подойдет что-то широкоугольное – с ф.р. 16-35 мм, другому лучше объектив с ф.р. 24-70 мм, который имеет самое лучшее качество среди зумов и более светосильный.
При выборе стоит учитывать особенности съемки, специфику поездки.
Разумеется, без него вполне можно обойтись. Тем более, что в качестве основного далеко не каждый согласится таскать – скорее будет использован в качестве дополнительного. Можно ли использовать телеобъектив качестве единственного. Можно, но с оговоркой – светосильный телевик вы вряд ли возьмёте с собой в поездку. Это очень дорого, вдобавок он большой и тяжелый. Такую технику берут если знают для чего – целенаправленно. Вечером и ночью пользы от темного телеобъектива будет мало. Его стихия – дневная съемка и с большой условностью ближе к вечеру. Допустим вы взяли только лишь телевик. Как быть с теми сюжетами, которые напрашиваются на широкий угол? Если нет желания или возможности брать второй объектив – универсальный или широкоугольный, то на помощь придет смартфон с качественной камерой либо компакт с большой матрицей и фикс-объективом.
Для чего вообще стоит брать телеобъектив? Что он дает? Большое фокусное расстояние позволяет на снимке сжимать перспективу, буквально сплющивать планы. Удаленные объекты выглядят на снимках крупнее. С помощью телеобъектива вы можете «достать» расположенные далеко объекты, выделить нужный вам объект, сделать на чем-то акцент. Глубина резкости уменьшается, проще сделать акцент, размыть фон.
С помощью телеобъектива проще снимать отдельные фрагменты, а также абстрактные композиции, выделить цвет в кадре, подчеркнуть форму, ритмику и т.д.