…Был древним авраамическим богом евреев, потом вошедшим под именем Иегова в христианство. А яхвизм был ранним и очень кровожадным этапом просвещенного иудаизма, ставшего больше образом мысли, чем религией. Надо сказать, что во времена, когда в Бога или богов действительно верили, религиозная жизнь людей бурлила, как хороший наваристый бульон, переливаясь всеми красками. Число разных интерпретаций одного только христианства было сложно измеримым, не говоря уже о предшествующих религиозных течениях. То, что мы имеем сегодня в виде канона, и то, что нам кажется само собой разумеющимся, это мертвый памятник истории, такой же, как статуя Давида. Сложно в современном мире представить откровенный спор двух людей о том, как выглядит Бог. Или как его зовут. Пожалуйста, сходите в музей, который называется церковью, и посмотрите. Откройте один из главных памятников культуры – Святое Писание – и почитайте. Но так было, конечно, не всегда. Потому что, когда еще были живы те, кто видел Бога, и даже те, кто видел тех, кто видел Бога, все в нем еще допускало трактовку очевидцев, вызывало споры и сомнения, вопросы и удивление, восторг и счастье познания. Поэтому теперь, когда снова по земле ходили свидетели Его, следовало ждать нового знания о Нем, новых версий и течений.
Рядовые Петренко и Дунаев находились под стражей уже больше двух недель. Их не отпускали не потому, что они нарушили устав и по уставу их следовало судить, а потому, что не знали, что с ними делать. Эти двое не только покинули пост во время своего дежурства, но и напрочь лишились чувства реальности, по словам старшего прапорщика. Приведи их на трибунал, и они опозорят сам институт трибунала своим поведением. Я попросил сначала аудиенции с Дунаевым. Его семья исповедовала суннитскую версию ислама, но была весьма умеренна в своей религиозности, а сам он, по словам родных, вообще не проявлял интереса к обрядам и даже не молился как положено. В этом смысле деревенский парень Петренко был менее предсказуем, и я начал с его боевого товарища. Когда-то христианство было городской религией, а теперь наоборот. Чем дальше от большого города, тем больше шансов встретить набожного человека.
– Рядовой Дунаев?
– Так точно.
– Ну вот, – засмеялся я нарочно. – Имя свое и звание помнишь уверенно. Без подсказки. А говорят, ты от реальности оторвался.
– Я? – Он боязливо оглянулся. – Может, и оторвался.
Будет сложнее, чем хотелось бы, подумал я.
– Ну, хорошо. Я понимаю, что тут до меня было много тех, кто задавал вопросы. Можешь ответить еще разок? Мне нужна твоя помощь.
Дунаев вздохнул и промолчал, покорно опустив взгляд.
– Давай так, – сказал я. – Я не осуждать тебя пришел и не смеяться. Более того, я могу тебя отсюда вытащить. Но ты должен просто мне все рассказать. Как было.
– А вы кто?
– Я? Борис Андреевич. Не слышал?
– А почему в этом халате? Вы артист?
– В какой-то степени каждый из нас артист. А мне просто так нравится. Разве не красиво?
Глаза Дунаева расширились от любопытства. Кажется, ему никогда еще в голову не приходила мысль, что что-то не связанное с женщинами может быть красиво. Он издал звук, похожий на икание, но я принял его за согласие.
– Расскажешь, как все было? И я в этом же халате пойду к командиру части и замолвлю за тебя словечко.
Дунаев думал недолго. Надо сказать, что до сих пор он производил впечатление более или менее нормального юноши. И это казалось игрой. Вот-вот я ждал, что проявится его истинная сущность.
– Что тут рассказывать, – начал он, снова опустив глаза. – О Разломе уже давно много говорили в деревне и в части. Там всякое случалось. Я туда не ходил, хотя у нас бегали.
– Так?
– Потом приказали его оцепить. Значит, привезли сетку и колючую проволоку. И мы дня три посменно его обносили, устанавливали посты. В одном месте пришлось часть леса вырубать, чтобы все было правильно.
– Ничего необычного не было?
– В том-то и дело, что ничего. Все как обычно.
Ну же, парень? Где твои откровения? Дай же волю желанию поделиться, поведать дяде Боре все как было.
– Хорошо. А потом?
– Потом нас поставили на главном посту в караул.
– А какой главный?
– Тот, который ближе всего к части. Так сказать, парадный вход.
– Похоже, что вам повезло. Не в лесу же стояли.
– Ну, да. А ночью Петренко пошел в обход нашей зоны. И тут, понимаете… – Он нерешительно замялся.
О, кажется, начинается, подумал я.
– Что? Видения какие-то?
– А? Да нет. Я же не того, – он покрутил у виска.
Какая жалость.
– Конечно, конечно. – Я сделал максимально серьезное лицо и одобрительно кивнул.
– Нет, никаких видений, все штатно. Возвращается Петренко, но какой-то странный. Движется странно. Я говорю, на всякий случай и еще в шутку, мы так иногда шутим: «Стой, кто идет?» А он не засмеялся, а не своим голосом и так как-то громко очень, как из бочки: «Я Бог Отец. Здесь придет Сын мой».
Я подарил Дунаеву одну из своих улыбок, говорящую: «Ты на правильном пути, сынок».
– Скажу честно, что уже трухнул слегка, и говорю: «Петренко, что с тобой?!» Сам достаю оружие на всякий случай и невольно заряжаю. А он снова, как гром приглушенный: «Я Бог Отец. Здесь придет Сын мой».
– Так, и что?
– Но тут я вижу, что позади того стоит еще один Петренко и смотрит на меня и на этого, раскрыв рот от изумления.
Давай, Данте Алигьери, жги, подумал я.
– Ну, мне тут стало совсем не по-детски жутко. Но я пока не двигался и просто оцепенел с оружием в руках.
– А ты оружие на него направил? – уточнил я.
– На кого? А, нет, опустил в землю. Руки стали тяжелыми и как будто сами вниз пошли.
– Не по уставу. Оружие заряженное.
– Да, не по уставу. А по уставу мне надо было второе предупреждение сделать. И два предупредительных. А потом на поражение. Вот только… – Он опять замялся.
– Так?
Дунаев смотрел в сторону стеклянными глазами.
– Этот, который ближе был, вдруг исчез. И знаете что?
Я молчал, боясь лишить бойца вдохновения.
– И тут я не вижу, не слышу, но понимаю, что он прямо за мной. Я боюсь пошевелиться… – Он замер, и возникла пауза.
– Как это «понимаю»? – спросил я наконец.
– Не знаю, я просто это понимал.
– И что?
– Потом-тот голос раздался внутри меня, и очень-очень громко. А потом была за спиной такая яркая вспышка, что все передо мной стало видно, как днем.
– И Петренко? – спросил я, чувствуя, что мой рассказчик начал путаться в показаниях.
– Что Петренко?
– Его тоже стало видно, как днем? Он же перед тобой был.
– Не помню, – он удивленно посмотрел на меня. – Да, и Петренко. Точно. Но мы с ним не разговаривали. Я наконец смог двигаться, и побежал. Бросил оружие, и в лес. Я не все помню тут. Помню, что навстречу мне бежали какие-то люди. Зачем, я не думал. А потом. Утром нашли меня на опушке.
– Что ты там делал?
– Сидел.
– Просто сидел?
– Да, я там все время сидел. Но нашли меня только утром.
Я посмотрел на Дунаева и вдруг подумал, что он мог там и правда сидеть несколько часов, вообще ни о чем не думая. Такой у него был теперь вид. И вот я смотрел на него и думал, какой вердикт выносит рассказу этого солдата Борис Андреевич, то есть я. И признаюсь честно, пока вердикта я не вынес.
– Спасибо, рядовой. Скажи-ка, а Петренко твой рассказ подтвердит?
Он задумался на пару секунд.
– Должен. Разве нет?
– Ты мне скажи.
– Должен.
Я попросил оставить Дунаева в соседней комнате, а дверь туда не закрывал, и привести Петренко. Как я почему-то и ожидал, парень был рыжий, с голубыми глазами. Смотрел на меня очень запросто, явно выражая готовность поговорить.
– Рядовой Петренко?
– Да, он самый, – с ухмылкой начал он, – раб Божий, Бога наблюдавший. Шо вам рассказать?
Звук «г» он произносил с акцентом.
– Ну, давай сразу начнем с того момента, когда ты возвращался ночью на пост. Что ты увидел?
– Бога увидел. Егову.
– Егову? А как ты это понял?
– Шо?
– Ну, что перед тобой Бог? И именно Иегова?
– Да он сам сказал, – молвил Петренко радостно. – Я Бог. Тут не ошибешься.
– Ты раньше часто богов видел?
– Ни разу. Впервые, стало быть.
– Как же ты их различаешь, я не пойму? Почему это был, например, не Христос?
– Да ну, Христос. Неужели я бы не отличил? Егова совсем не такой. – Петренко повел ладонь вверх, как бы показывая движение стоящего на его ладони. – Он многоликий, светящийся, и голос у него как гром.
Я призадумался.
– Ты же православный, – говорю.
– Ну, конечно.
– Так знаешь, наверное, что твои слова богохульство?
– Почему?
– Бог триедин. И нет отдельно Иеговы или Христа. Может, ты еще Святого Духа видел?
– Может быть, – растерявшись, сказал Петренко.
– И то, что ты говоришь про Бога, что он многоликий, – это страшный грех. Нельзя самому трактовать Библию.
– Так я ж, – заволновался рядовой. – Я ж сам видел. Ну своими глазами же.
– Мало ли что ты видел. Церковь думает, что ты видел Сатану и поддался его искушениям. И поверил в него. Тебя, знаешь ли, хотят отлучить от церкви.
– Как это?! – почти закончил Петренко. – Я же! Я Богом клянусь!
– Подожди, не горячись. Лучше скажи, ты видел Дунаева на посту. И что он делал?
– Ну да. Дунаев. Я иду обратно, темно. Вижу, рядовой Дунаев мне навстречу идет, а не должен же. Он должен был на посту быть.
– И?
– Подходит ко мне и говорит как-то…
– Как?
– Как хипноз. Вкрадчиво, то есть.
– Что говорит?