Примечания

1

Примечания:

Лк. 2:7 «И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». Причина была не в отсутствии мест на постоялом дворе и не в отсутствии гостеприимства. «Места им не было» среди людей, потому что Иосиф с Марией, спасая Младенца, должны были избегать людных мест и скрылись в вертепе – в пещере, приспособленной пастухами под хлев, зная, что не могли они ни пойти на постоялый двор, ни остановиться у добрых людей – их бы предали царю Ироду.

2

– Михей 5:2 – И ты, Вифлеем-Еврафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израилеи Которого происхождение из начала, от дней вечных. 5:4 И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краёв земли.

3

– Осия 11:1 – На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего.

4

– Иеремия 31:15 – Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет.

5

– Исход 13:2 – освяти мне каждого первенца, разверзающего всякие ложны между сынами Израилевыми, от человека до скота [потому что] Мои они.

6

– Левит 12:8 – Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмёт двух горлиц или двух молодых голубей, одного вовсесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит её священник, и она будет чиста.

7

– Малахия 3:1 – Вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, которого вы желаете; вот, Он идёт, говорит господь Саваоф.

8

– Исаия 40:3 – Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; 4 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими»; 5. и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это.

9

– Исаия 40:3 – Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стезя Богу нашему;

10

– Исаия 40:4 – всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; 40:5 и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это.

11

Мф. 3:15 «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его». Правда не то, что определено традициями и установленными правилами человеческих отношений, но то, что предопределено свыше и должнó быть. «Делай что дóлжно, и будь что будет».

12

Мф. 3:17, Мк. 1:11, Лк. 3:22, Ин. 1:32 «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Сын человеческий стал Сыном Божьим после принятия Святого Духа, который озарил Его Боговедением во всей полноте возможности Его восприятия человеческим духом и телом. Потому что сыном является тот, кто принимает знание и дела своего отца по Его призванию.

Иоанн и некоторые присутствующие видели Духа Святого, похожего на уплотнение воздуха, имеющее белый цвет, который виден на современных фотографиях реактивных самолётов, как срыв воздушного потока с крыла самолёта. И Он похож на белого голубя.

13

Ин. 4:3 «то оставил Иудею и пошёл опять в Галилею». После крещения от Иоанна Иисус вознамерился идти домой в Назарет и по пути решил попробовать Себя в качестве крестителя, но испытываемый дьяволом в эти дни Сам не крестил, но воздерживался от проявления Силы Духа в Себе, чтобы не соблазниться, потому что в первые сорок дней после Крещения все силы Духа Его были в борении с искусителем. Ученики Иоанна возревновали, потому что к Иисусу шло больше народа, чем к Иоанну, и чтобы избежать соблазна соперничества с учениками Иоанна Крестителя, решил уйти из Иудеи, где крестил Иоанн, на север Израиля в Галилею.

14

Ин. 4:19 «Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк». Самарянка разговаривает с Иисусом так, что видно – она до этого ничего не слышала о Нём и не знает о Нём ничего: «вижу, что Ты пророк». К тому времени, когда позже Он направился в Иерусалим принять Свой Крест, о Нём знали все в Галилее и Самарии, Он был широко известен. По пути в Иерусалим Его сопровождали толпы людей, и у Него не было надобности искать пропитание, а сейчас с Ним были только Его ученики, которые ушли купить пищи. Это потом Он будет проповедовать среди всех народов, а сейчас ученики удивляются о том, что Он разговаривает с самарянкой. Тезисы Его проповеди среди самарянского народа: равенство всех людей; он – источник жизни вечной; Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине; жизнь Иисуса в том, чтобы творить волю Пославшего Его и совершить дело Его. Иисус здесь впервые объявляет себя Христом: 4:25-4:26 – перед самарянкой, не перед евреями. Позже Ему не понадобится делать такие заявления.

15

Мк. 1:12-13 «Немедленно после этого Дух ведёт Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною» (Мф. 4:1-11, Лк. 4:1-13). Есть расхождение в тексте, касающиеся времени: пребывание в пустыне длилось 40 дней, но через 3 дня после возвращения в Галилею было первое чудо в Кане (Мф.4:2, Мк.1:13, Лк. 4:2), что противоречит (Ин. 2:1). Суть этого заключена в слове «пустыня», мало кто обращает внимание на то, что Иисус был искушаем «в духе». Слово «пустыня» здесь означает не местность, а состояние уединения души и разума Иисуса, уход в себя. Для указаний на уединение Иисуса от людей в других местах Евангелия говорится «пустынное место». Здесь слово «пустыня» означает уединение в толпе, погружённость в себя. При том, что Иисус был соблазняем в духе, он в то же время находился среди людей, общался с ними, занимался повседневными делами, одновременно находясь в отрешённом от окружения состоянии духа. И все 40 дней, в течение которых Он был среди людей, его преследовали мысли, которые в духе давал Ему диавол: использование магии, собственных духовных сил для решения обычных суетных дел, вызов могуществу Отца Своего, власть над миром – то, от чего не отрекаются ворожеи и разные так называемые «белые маги», претендующие на якобы отсутствие противоречий их дел Закону Творца.

Такому умонастроению Иисуса способствовали предшествовашие события: крещение с нисхождением Святого Духа при большом стечении народа, Иисус получает первых учеников от Иоанна Предтечи, Иоанн Креститель признаёт в Иисусе Мессию, Филипп признаёт в Иисусе Христа, Иисус с учениками начинает крестить народ подобно Иоанну, некоторые из очевидцев начинают повсюду сопровождать Его, в Сихаре самаряне признают Христа, после заточения Иоанна в темницу Иисус становится признанным пророком, в себе Иисус осознаёт силу Святого Духа – есть отчего закружиться голове простого человека. Диавол решил, что это удобное время для соблазнения по состоянию ума и души Иисуса, и без Духа Святого обычный человек соблазнился бы. Но Дух Святой в Нём также держал в чистоте Его разум, уберёг от страстей, что и помогло Ему выстоять в борьбе (Псалтирь 90:11-12 – ибо Ангелам своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих).

16

Мф. 4:2, Лк. 4:2: «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал». Получив крещение Святым Духом, Иисус не ел и не пил сорок дней, потому что настолько обильно Святой Дух напитал физическое тело Иисуса через душу Его, что все сорок дней у Него было чувство обычной физической сытости, и только через сорок дней у Него появилось чувство голода – «взалкал» в конце этих сорока дней. По той же причине ни ангелам, ни душам в мире духов не нужна пища физическая, их питает энергия Святого Духа на Небесах. Отсюда пошло выражение «питаться святым духом», истинный смысл которого потерялся со временем и стал «долго ничего не есть из-за отсутствия чувства голода». Этот неожиданный пост не был постом, предписанным религиозными правилами, который предумышленно держат ради смирения страстей и бесов.

17

– Второзаконие 8:3 – Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одни хлебом живёт человек, но всяким [словом], исходящим из уст господа, живёт человек;

18

– Псалтирь 90:11-12 – ибо Ангелам своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих;

19

– Второзаконие 6:16 – Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе.

20

– Второзаконие 6:13 – Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись.

21

Лк. 4:14 «И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; разнеслась молва о Нём, по всей окрестной стране». «в силе духа», которую Он обрёл с Духом Святым и преодолев искушения дьявола.

22

– Исаия 9:1-2 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. 2. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.

23

– Исаия 61:1 – Дух Господа Бога на мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, 61:2 проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Богат нашего, утешить всех сетующих,

24

– Псалтирь 68:10 ибо ревность по доме Твоём снедает меня и злословия злословящих Тебя падают на меня.

25

Ин. 2:23 – «И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его», но Иисус не доверился им, потому что это была вера в чудеса Его, но не вера во имя Бога единого, которая обретается познанием по чистоте души. В это время евреи считали Его магом языческим.

26

Ин. 3:1-7 «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше». Обычный человек, обременённый бытовыми заботами, чтобы истинно уверовать, въявь увидеть Царство Божие, должен переродиться, обрести высокие духовные качества, измениться до такой степени, чтобы стать новым, вновь рождённым духовно чистым человеком. Родиться свыше – возвыситься духом, возвыситься душою, отказавшись от земного в себе.

27

– Числа 21:4 От горы Ор отправились они путём Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ в пути, 21:5 и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтобы умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. 21:6 И послал Господь на народа ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых.

28

Мф. 4:18, Мк. 1:16, Лк. 5:1 – «Озеро Геннисаретское» и ниже подобно иные названия (например, Тивериадское) моря Галилейского указывают место на берегу моря Галилейского возле селения Геннисарет или других селений и городов на его берегах.

29

Мф. 5:3 «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Люди с чистой и светлой душой, стремящиеся быть с Господом в делах своих, но воля которых задавлена, угнетена нечестивыми так, что нет у них благ земных, нищенствующие в мире, ничего не достигая в мирских стремлениях своих, потому что нет у них сил духовных для преодоления сил нечестивых. Счастливы в Боге будут чистые даже и проявившие слабость духа своего, ибо Господь милостив и призовёт их к Себе в Царство Божие, наполнив дух их силою Своею. Счастье их на Небесах.

30

– Псалтирь 36:11 – А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.

31

Мф. 5:7 «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Господь милостив к тем, кто не только раскаивается в своих грехах, но и, прежде всего, прощает другим людям их грехи. Непрощающие ввергаются по закону Его в грехи непрощённых для назидания. Мф. 7:12 Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки.

32

Мф. 5:8 «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Чистота сердца – в усмирении страстей, в восприятии истины мира чистым оком, в смирении нечистых страстей сердца, в отречении от диавола, в безмятежии и в уповании на Бога. Чистота сердца – это хладнокровие, самообладание, выдержка, беспристрастность, и объективность, безстрастность.

33

Мф. 18:6 «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». Соблазнять – вести ложным путём, ввести в заблуждение, сбивать с толку.

Соблазняться:

1) идти неправильным путём, делать что-л. неправедно, впасть в заблуждение о ком-л. или о чём-л.; неправильно кого-л. понять

Примеры: Не соблазниться – иметь правильное понимание, не отказаться от убеждений, не сойти с верного пути

(Ин. 16:1) Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. – чтобы укрепить вашу уверенность;

(Мф. 15:12) Тогда ученики Его приступивши сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышавши слово сие, соблазнились ? – фарисеи отказались признать правоту этих слов;

(Мф. 17:27) но, чтобы нам не соблазнить их – а то неправильно поймут нас.

2) ослабнуть духом, отказаться от убеждений и веры; (Мф. 26:31) Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь.

34

Мф. 6:13 «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Искушение – это соблазн духовного послабления в богоугодном усердии как испытание соблазном отказа от достижения цели, хотя бы и временного. Господь милостив к людям и, если видит их усердие, то награждает отдыхом, как Сам отдыхал на седьмой день после сотворения мира. Но нельзя расслабляться и останавливаться на достигнутом. И важно вовремя вернуться к духовному труду или вовсе воздержаться от искушения, ибо есть опасение, пав духом, соблазниться отказом от высоких трудов и идеалов. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Преодолевший искушение духовной слабостью и вернувшийся в состояние духовного и физического усердия становится сильнее духом, укрепляется в вере.

Богу-Творцу нужны души стойкие, сильные духом, для сохранения мира Своего от нечисти неверных, поэтому Он подвергает людей искушениям в том числе для привлечения избранных среди званых; так Он отделяет зёрна от плевел по стойкости духа и веры. Не выдержавший искушения, уклонившийся от стремления к Богу, – рискует впасть в соблазн, т. е. начать неверный путь. «Не введи нас во искушение» – позволь нам трудиться непрестанно на Твоём поприще без отдыха и послаблений Твоих же.

35

– Маммона – бог богатства и денег

36

– Исаия 53:4 – Но Он взял на себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

37

– Осия 6:6 – Ибо милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений.

38

Мф. 9:16-17, Мк. 2:21-22, Лк.5:36-39 – «Но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережётся и то и другое». Это притча о том, что невозможно сочетать новое учение со старыми правилами. Или новое будет искажено и потеряет новизну, или нужно отказываться от прежних правил и изменять формальности предыдущего учения. Старые законы и обычаи не служат делам новым.

Загрузка...