Человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком….
Ф.М.Достоевский
Кишинэу 2023
Друг читатель!
Эта работа написана в своеобразном стиле почти тезисно, в рассуждениях, цитатах и стихах, а некоторые высказывания повторяются!
Внимательно её прочитав, вы посмотрите на себя и окружающий мир другими глазами. Вы узнаете, что бесценный дар исцеления находится внутри вас.
Есть мнение, что формула здоровья находится целиком в мировоззрении человека.
Человек становится тем, что он познаёт.
Человек это свернутая во внутрь природа. Природа это развернутый во вне человек.
Парацельс.
Каков микрокосмос, таков и макрокосмос. Каков атом, такова и Вселенная. Каково человеческое тело, таково и тело Космоса. Каков человеческий разум, таков и разум Космоса.
Истина мудрецов Древней Индии.
«Ничем будущее знание не станет пренебрегать, как пренебрегали мы – ещё злостные невежды – данными религии, творениями философов, писателей и ученых древности».
К.Э. Циолковский.
Сущность человека, его происхождение, назначение и место в мире неизменно остаются центральными проблемами религии и философии.
Ф.Достоевский писал: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной ибо я хочу быть человеком…».
Быть человеком!
Как здорово сказано. А что это означает?
Скорее всего это означает, что человек находится в движении, в процессе роста. Человек рождается в не полностью развитом состоянии.
Все остальные виды рождаются в законченном развитии. Но с человеком дело обстоит иначе. Есть много того, чего он должен сделать сам.
Раджниш считает, что человек это болезнь. В этом его проблема, но в этом и его уникальность. В этом его счастье, но и несчастье тоже.
Человек является комплексом проблем, тревог, напряжений, недомоганий и болезней. Его «болезнь» означает, что он не может довольствоваться своим положением, не может принять себя таким, каков он есть.
Планета Земля возмущается – пожар, засуха, землетрясения, наводнения, ураганы и другие потрясения.
А что делают некоторые политики и люди? Вместо того чтобы осознать, что их мысли и действия ответственны за все происходящее, они еще больше нагнетают обстановку – недовольства, взаимные претензии, угрозы угрозы и милитаризация.
А ведь планета Земля – живая!
«Земля! Родная Мать моя
К тебе надеждой припадаю!
Не разумом, а сердцем знаю
Что ты живая, как и я».
М.Храмцева.
«В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык».
Тютчев.
Она стонет, она рыдает, а мы продолжаем делать глупости, и делаем их день ото дня.
Господи! Дай нам разума
Наши сердца оживи
Чтобы могли порадовать
Землю лучем любви.
Л.Кухнова.
Надо знать и помнить, что в мире все взаимосвязано и мир един. Академик В.Вернадский писал: «Все живое представляет собой единую в информационном отношении систему».
Индуистские писания учат, что этот мир вовлекает в себя человека для того, чтобы он в веренице жизней как можно полнее изучил Дух и то, как Дух может выразиться в материи и обрести над нею власть. Запад и Восток постигают эту великую истину разными путями и с удовольствием делятся друг с другом своими открытиями. Вне сомнения, Бог ликует, когда Его земные дети стремятся спасти свою цивилизацию от бедности, болезней и душевного невежества. Корень всех форм страдания человека в том, что он не помнит о своих божественных ресурсах (результат неправильного использования свободной воли).
Коричневый мир и силен и жесток
Но сердце твой щит, а карма клинок,
Подняться сквозь сферы будь сердцем готов
И верь в бесконечность любви и миров.
Ты лишь ученик, но о том не грусти –
Века впереди, лишь старайся расти
И знанья стремись, словно влагу испить
И сможет твой разум весь мир охватить.
Остается только надеяться, что люди в конце концов осознают свою ответственность за все происходящее в этом мире. Между тем в настоящее время все очевидней, что необходимо изменять подход при изучении человека и природы.
В настоящее время рождается формируется ЭНИОЛОГИЯ (ЭН-И-О- логия – наука об Энерго-информационном обмене в природе и обществе), призванная осуществлять духовный синтез науки, религии и искусства.
Предтечей эниологии является основоположник русской науки А.Т. Болотов (1738-1833) и французский естествоиспытатель, создатель первой научной теории эволюции Ж.Б. Jlaмарк (1744-1829), представления которых по видимой и невидимой формам материи; морфофизиологической, генетической и эволюционной значимости ионизирующих излучений (чада, флюидов, духа) и мысли; нацеленность в процессе познания не только на рационально-логическое, но и на интуитивно-чувственное познание, продолжают оставаться малоизвестными (И.М. Молчан, 2003, 2006, 2006). Только системно- информационный подход с учетом различных аспектов действия позволит разрабатывать адекватные методологические подходы при решении накопившихся проблем о роли и места человека в природе и его взаимоотношения с окружающим миром.
Наблюдая сегодня за поведением людей становится ясно, что без повышения духовного и нравственного потенциала эту проблему не решить.
В основу изложенного материала положены многолетние размышления автора, ежегодное участие в работе международных симпозиумов по проблемам здоровья и экологии в г. Алушта, Украина (2006 – 2012), а также дискуссии с видными учеными С.Н.Маслоброд, И.М.Молчан, В.Н.Сарчук, Ю.А.Воронов и другими известными личностями. Фото ниже.
Каждого из нас волнует извечный вопрос: «Кто Я?, Для чего я живу на Земле?». Когда его задаешь людям, то получаешь различные по смыслу ответы, которые, по всей видимости, не удовлетворяют ни человека, задающего этот вопрос, ни того, кто на него пытается ответить. Это объясняется тем обстоятельством, что социальные условия нашей эпохи, к сожалению, явились сдерживающим фактором проявления и развития духовности у подавляющего большинства людей. Следует отметить, что постановка самого вопроса о смысле жизни каждого из нас уже есть показатель недостаточности духовного развития. Ориентация общества только на материальные, т.е. вещественный план реальности, ведет к духовному тупику и не исключено к полной гибели нашей цивилизации. История уже имеет яркие примеры гибели предшествующих нашей цивилизации, основной причиной которой являлась падение нравственно – этических и духовных принципов общества.
Не плоть, а дух растился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и искушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры – но о ней не просит …
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как не скорбит пред замкнутою дверью:
«Впусти меня ! Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..».
Ф.И.Тютчев.
… «О тоска! Через тысячу лет
Мы не сможем измерить души:
Мы услышим полет всех планет,
Громовые раскаты в тиши
А пока в неизвестном живем
И не ведаем сил мы своих,
И, как дети , играем с огнем ,
Обжигая себя и других».
А.Блок.
Как простые люди пытаются обрести смысл все более усложняющийся, беспокойной жизни? Как никогда прежде становится ясным, что не отыскать среди технических ухищрений современной жизни чего-то сугубо личного, сколь бы захватывающие перспективы они не обещали. Техническое совершенство не может дать ни здоровья, ни успокоение уму. Материальные благо сулят соблазнительное и кратковременное удовлетворение тем, кто достигает их, и несут чувство горького разочарование тем, кто в не в силах их обрести. Здесь правят бал техника и прагматизм.
Это они оказываются движущими силами современного общества. Мы не в состоянии изменить нашу собственную историю, но мы можем отыскать более величественную перспективу, где эти две неразлучные силы , сохранив подобающее им место, больше не главенствовали бы над нами. М. Ганди писал : «Я называю себя националистом, но мой национализм широк, как Вселенная.Он охватывает все нации Земли. Мой национализм подразумевает благосостояние всего мира.» Когда всякий отпущенный судьбой момент жизни расходуется на потребление, а тихий голос сердца заглушается мнимым блеском довольства, мы платим слишком высокую цену за удобства, безбедное существование и свою безопасность. Наступает момент, и бег по кругу становится невыносимым. Мы вдруг осознаем, что нам не удалось справится со своею жизнью. Когда не умолимое течение времени делает нас рабами обогащения, мы горестно восклицаем: «Должно же быть в жизни нечто большее, чем это!».
Шри Ауробиндо писал: «… Малейшие страдания любого рода это не – посредственный признак противоречий в нашем существе и потеря сознательности … Единственная болезнь – это недостаточность сознания …» Мы все хотим от жизни одного и того же – счастья, исполнения желаний, здоровья, благополучия, а так же чтобы отношения с окружающими приносили нам удовлетворение. Это не слишком сложно – все выглядит таким простым. Тем не менее жизнь идет своим чередом, и мы знаем: когда что – то не так – мы явственно ощущаем это! Но что же нам делать в такой ситуации?
Персидская пословица гласит: «Не стоит гордится тем, что любишь свою страну. Стоит гордится лишь тем, что любишь себе подобных». Мы хорошо осведомлены о том, как прожить в этом мире, и полагаем, что если во внешнем мире все в порядке, то мы просто обязаны быть счастливыми. Однако рассуждать так – значит ставить телегу впереди лошади. Мы должны научится быть счастливыми, реализовывать себя на внутреннем уровне, и только тогда мир внешний будет отражением нашего внутреннего мира. Нам нужна своего рода карта, чтобы разобраться во всех этих проблемах и выполнить свое предназначение на земле.
Ш. Ауробиндо также утверждает:
«…Нужно ли говорить, что осложнения находятся не в жизни, но в нас самих, что внешние обстоятельства являются точным отображением того, что мы собой представляем?
…Что для того, чтобы излечить мир от зла, для начала необходимо излечить « то, что составляет его основу в человеке», и то что невозможно ничего излечить во вне, не излечившись прежде всего внутри, ибо это одно и тоже. Нельзя управлять внешним не умея управлять внутренним, ибо это одно и тоже…»
И далее продолжает, что нет ничего ни в нашей природе, ни в сознании, что было бы жестко определено раз и навсегда – все есть игра сил или вибраций, которая своей повторяемостью создает иллюзию естественной необходимости.
«Мир это фейерверк – величественная фантасмагория, цель которого – образование и усиление души. Сознание есть вселенная, солнце которого есть любовь.»
Амиель.
Ни что иное, как узость и недостаточность нашего сознания, являются причиной всех наших несчастий, моральных и физических, причиной нашего бессилия и вечной трагикомедии нашего существования.
И средством избавления от этого является не истощение витального, а его расширение; не отрекаться, но принимать все больше и больше, т.е. расширять свое сознание. Ведь именно в этом смысл эволюции.
Чистое сознание является чистой любовью и источником исцеления.
Д.Чопра утверждает, что если бы мы только знали: самые заветные тайны Бога сокрыты внутри человеческой головы – и экстаз, и вечная любовь, и блаженство, и тайна.
Человечество страдает от ненужных и вредных знаний.
Корень всех форм страданий человека в том, что он не помнит о своих божественных ресурсах «результат не правильного использования свободной воли».
Поистине актуальны в наш неспокойный XXI век нижеследующие высказывания.
«Ничем будущее знания не станут пренебрегать, как пренебрегали мы – данными религии, творениями философов, писателей и ученных древности».
К.Э.Циолковский.
«Я убежден, что придет день когда физиолог, поэт и философ будут говорить одним языком и будут понимать друг друга».
Клод Бернар 1813-1878 гг. Французский физиолог и патолог.
Великий француз мечтал об этом дне, но к сожаления он приходит с большими противоречиями, непониманием и с трудом. К двери, ведущей во внешний мир, нас подводят за руку родители, к двери же, ведущей внутрь нас самих, мы приближаемся благодаря собственным усилиям, подталкиваемые глубокими, будоражащими нас сомнениями. Мы стоим там с массой вопросов, в полном замешательстве. Мы ощущаем неудовлетворенность от тех ответов, что получали в своей жизни. И все же медлим на пороге, решая, вернуться или идти дальше. Если мы переступаем порог, то обнаруживаем, что отныне наша судьба оказывается в наших собственных руках. Вопросы останутся, но ответы нам подскажет не объективная действительность, а наше сознание ставшее восприимчивым к мудрости.
Основу изложенного мировоззрения составляют научно-филосовские и религиозные труды виднейших отечественных и зарубежных ученых, мыслителей древности и многих других.
Представлен материал религиозной и эзотерической концепции Мироздания, а также вытекающая из нее космопланетарная сущность человека. Освещены основные законы Космоса, лежащие в основе эволюции Вселенной.
Представлено видение роли и места человека на планете Земля, а также видение таких понятий как судьба, духовность, в их неразрывной связи со здоровьем человека.
«Обычному человеку» нужно с чего то начать. Мудро сказано что путешествие длинною в тысячу миль начинается с первого шага.
Будда сказал: Пусть никто не пренебрегает благом, думая в сердце своем: «оно не придет ко мне». Капля за каплей наполняют сосуд. Мудрец наполняется благом, собирая его по крупицам.
…Cărarea…
„Inaintea mea Cărarea, milă dopa mila, ani după ani, secole după secole, se întinde alba, în orbitorul soare, iar dramul m pantă, urcă mereu.
Exigentă m toate lucrurile, atât la cele mari cât şi in cele: mici, ea nu-mi sloboade niciodată drumul din cruda şi pătimaşa ei îmbrăţişare, şi eu nu o pot paraşi, căci ea este statornica şi singura mea iubire.
Eu sufăr altfel decât ceilalţi, sunt în alt fel fericit decât alţii, şi încăpăţânarea mea de a o iubi este diferită de aceea a oricărui alt îndrăgostit.
Nenumărate furtuni m-au lovit, asemeni frunzei moarte împinsă ici colo de vânturile toamnei; totdeauna m-am întors însă la vrăjita mea Cărare.
In adâncă durere, zâmbeam; când eram vesel mă întristam; pierzând, eram fericit: câştigând, eram în nenorocire: şi întotdeauna am iubit pe Dumnezeul meu".
Krishnamurti.
Отчего же бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это ангел мне указывал
Свет, невидимый для вас?
А. Ахматова.
Ты не иди по – жизни – восходи!
Да будет каждый день твой восхожденьем,
Преодоленьем вихрей и туманов,
Тянущих вниз, сбивающих с пути.
А путь всегда есть восхожденье в гору.
Пусть пролегает но низинам он,
Но все равно он будет восхожденьем.
Путь – это ты. И путник – это ты.
Соединив то и другое вместе.
Достигнешь ты сияющих вершин.
В. Сидоров.
О чем эта книга?
Если коротко – о человеке и его путях.
Вдумайтесь в эти строки:
– «… но мы пойдем дорогою царскою, не своротим ни на право ни на лево».
(Числа 20:17).
– «Мой путь – это царская дорога Древних, срединный путь Будды, тесные врата и узкий путь к Исусу. Мой путь – это царская дорога, ибо я есть царь над всеми моими мыслями, чувствами и эмоциями».
Д. Мэрфи.
– Восходите, братья, восходите усердно, пологая восхождения в сердце своем и внимая Пророку, который говорит: « Прейдите, и взойдем на гору Господню, и в дом Бога нашего» (Ис.2,3), совершающего «ноги наши, как оленьи и на высотах моих поставляет меня» (Пс. 17,34), чтобы нам сделаться победителями на пути Его.
Если не сделаешься таким, как Бог,
То не сможешь постичь Бога.
Неизвестный христьянин-еретик, III век.
Есть Вы и окружающий Вac мир. И если вы чувствуете, что не выдерживаете напряжения, вы постоянно раздражаетесь, нервничаете, чем-то недовольны, не удовлетворены, то есть вы находитесь в состоянии постоянной напряженности и близки к страданию.
Первоначальная причина напряженности всегда одна и та же – разрыв между состоянием нынешним и состоянием, к которому вы стремитесь. Все, что вы желаете как чего-то, что должно осуществиться в будущем – против вас такого, как вы есть, и создает напряженность.
«…Мы рождены для вдохновения,
Для звуков сладких и молитв…
Душа его стремилась в высь к совершенству…
Туда в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне!…»
А.С. Пушкин.
«…Ступенька за ступенькой, без печали.
Шагать вперед, идти от дали к дали.
Все шире быть, все выше подниматься!…»
Герман Гессе.
«Освободись о сердце,
От плена чувств земных,
От радостей любовных,
От горестей пустых.
Иди к дервишам сердце,
Присядь на их порог,
И ты, быть может, станешь
Святым среди святых.»
Омар Хаям.
«Между тем, каждый святой – это твое будущее,
Каждый учитель оглядывается через плечо на тебя,
Призывая следовать за ним.»
Дипрак Чопра.
Что есть человечество, что есть человеческое общество, что есть другой человек, и что, в конечном счете, а может, как раз в первую очередь, что есть Я.
Существующий опыт изучения этих систем в основном построен на методиках вычисления, разделения, дробления и т.д. Рано или поздно мы становимся свидетелями удручающих последствий такого подхода к миру и человеку.
«Продвигаясь от первичного кирпичика мироздания,
к еще более простейшему кирпичику,
аналитическое знание подошло в конечном
счете к неожиданной бездне: к человеку!…»
А.Сент Екзюпери.
«Жил на свете злой махараджа, для которого была нестерпима сама мысль, что кто-то может быть выше его. Созвав всех пандитов царства, как было принято в важных случаях, он задал им такой вопрос: «Кто из нас более велик – я или Бог?». Пандиты задрожали от страха. Будучи людьми мудрыми, как к тому их обязывала профессия, они попросили отсрочки, чтобы подумать – в силу привычки они цеплялись за свое положение и свои жизни. Но они были достойными людьми и не желали гневить Бога. Они очень сокрушались по поводу постигшего их несчастья, и тогда их утешил самый старый пандит: „Предоставьте все мне, завтра я поговорю с государем". На следующий день, когда весь двор был собран для торжественного приема, пришел и этот старый человек. Он был спокоен, руки его были смиренно сложены, лоб был натерт белой золой. Он низко поклонился и произнес: «О господин, ты, несомненно, более велик». Правитель трижды закрутил свои длинные усы и высоко поднял голову. «Ты более велик, о царь, потому, что ты можешь изгнать нас из своего царства, а Бог – не может, ибо поистине Его царство – это все вокруг, и некуда уйти от Него».
Индийская легенда.
Альтернативный подход состоит в том, что необходимо признание, что человек в своей деятельности не является жестко детерминированным природными законами. Он свободен, он стремится к свободе, он возвышается над природой и является не вещью среди вещей, а мерой вещей, преобразуя и создавая свой особый мир – духовный из которого и черпает источники и детерминанты направленности своей жизнедеятельности.
Мир «Как он есть» великая
тайна эволюции
Сатпрем
У философов есть много разных концепций по вопросу что такое человек. Мудрецы и мистики рассматривают его следующим образом:
– человек есть тайна ибо тайна самого его существо и тайной он останется навсегда.
– на востоке считают, что ближе всех к науке о человеке приблизилась только Йога Патанджали. Он делит тело на пять уровней или пять тел. У человека не одно тело, а пять, а за пятью телами – ваша сущность.
– если пророки на протяжении тысячелетий говорили правду, то человек – это, главным образом, безтелесная и вездесущая душа.
– твое истинное Я не ограничивается рамками тела или одной жизнью. Как реальность перетекает с виртуального на квантовую, а затем на материальный уровень – также и вы.
– каждый из нас часть Творца или Космического человека. Кроме земного тела у человека есть тело небесное.
Глаз видит лишь физические формы, однако внутренний взор проникает глубже, вплоть до вселенского образа, частью которого является каждый из нас.
– человек представляет собой луч Духа, который подобен солнцу; каждая Душа – это луч, испускаемый солнцем.
Поэтому происхождение всех душ одно и то же, также как источником разных лучей является одно и то же солнце.
Вот как описывает свое видение Ю.Олеша:
«Что бы я ни делал, куда бы я ни шел, во сне ли, бодрствуя, в темноте, юным, старым, – я всегда был на кончике луча»
Помните, что любая философия, являясь односторонней, всегда выражает истину лишь частично.
Мир, каким его создал Бог, – это не жесткое упражнение в логике, но, подобно музыкальной симфонии, бесконечная гармония самых разнообразных проявлений, и собственное его существование свободное и абсолютное, не может быть определено логически.
Цель, предназначенная нам, – не рассуждать, а пережить все это. Мы призваны возвыситься до образа Божия, пребывать в нем и с ним, став проводником его радости и мощи и орудием его деяний.
Л.Н.Толстой писал незадолго до своей смерти: «Что делать?… всегда вопрос о том, что делать с другими, но никак не спрашивает, что мне делать с самим собой».
Чтобы существовать, надо знать свое действительное бытие. Это знание особого рода, оно субъективно и оно должно быть получено самим человеком.
«Познать самого себя – самая главная заповедь и единственный путь, достойный человека.»
* * *
«Можно сбежать от чего угодно, только не от самого себя»
С. Цвейг
* * *
В мир пришел я, но не было небо встревожено.
Умер я, но сияние светил не умножено.
И никто не сказал мне – зачем я рожден
И зачем моя жизнь второпях уничтожена
Омар Хаям
Дорогой читатель!
В заключение хочу продолжить высказывание Ф.М.Достоевского :
«Человек есть тайна, её надо разгадать, я занимаюсь этой тайной ибо хочу быть человеком. Ежели будешь заниматься этой тайной всю жизнь, то не подумай, что потеряешь время зря»