Примечания

1

Арапов Д. Этническое и конфессиональное в российском «мусульманстве»: исламская политика государства в XX–XXI веках //Вестник Евразии. 2007. № 3(37). С. 58.

2

Ланда Р.Г. Россия и мир российского ислама. Москва – Нижний Новгород: ИД «Медина», 2011. С. 159.

3

Фадеева И.Л. От империи к национальному государству. Идеи турецкого социолога Зии Гёк Алпа в ретроспективе ХХ века. М.: Восточная литература, 2001. С. 72.

4

Ramazan Gülendam. Türk Romanında Dine ve Din Adamına Bakış, Hece – Türk Romanı Özel Sayısı, Mayıs-Haziran-Temmuz N. 65-66-67, Ömer Menekşe. Türk Sinemasında Din ve Din Adamı İmajı, II. Uluslararası Dini Yayınlar Kongresi Tebliğ ve Müzakereleri, Diyanet İşleri Başkanlığı Yay., Ankara 2005. Hamdi Uygun, Halktaki Din Adamı İmajı ve Din Görevlilerinden Beklentileri, (Basılmamış Yüksek Lisans Tezi), Ondokuz Mayıs Üniversitesi S.B.E. Samsun 1992. Fikret Uslucan. Orhan Kemal’in Bazi Romanlarinda Bir Eleştiri Unsuru Olarak Din// Turkish Studies / Türkoloji Dergisi 1 (2006), Sayı: 2 S. 101–128, и др.

5

Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи: Мечети в европейской части России и Сибири (2000); предисловие и вступительные статьи А. Юзеева в книге: Марджани о татарской элите (1789–1889) (2009), Хабутдинов А.Ю. Лидеры нации (2003), Хабутдинов А.Ю. Российские муфтии от екатерининских орлов до ядерной эпохи (1788–1950) (2006), Гусева Ю. Ишанизм как суфийская традиция Средней Волги в ХХ веке: формы, смыслы, значение (2013).

6

Фархшатов М.. Мусульманское духовенство // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь под ред. С.М. Прозорова. М.: Вост. лит, 2006. С.286.

7

Сунна. Энциклопедия Кругосвет. Режим доступа: http://www. krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/SUNNA.html.

8

Мухиббан – сторонники какого-либо тариката, сочувствующие, но не являющиеся членами данного братства.

9

Фархшатов М. Мусульманское духовенство. С. 286.

10

Кемпер М. Статус ислама в России // Ислам в Поволжье. Энциклопедический словарь. М.: Изд. дом «Медина», 2013. С. 295.

11

По: Арапов Д. ОМДС: цели создания и начальный этап деятельности // газета «Медина аль-Ислам», № 27 (март 2007 г.).

12

Загидуллин И. Исламские институты в Российской империи. С. 192.

13

Кемпер М. Статус ислама в России. С. 295.

14

Кемпер М. Статус ислама в России. С.295.

15

История татар с древнейших времен. В семи томах. Т. VI. Формирование татарской нации. XIX – начало ХХ в. Казань, 2013. С. 424. Байбулатова Л.Ф. История Оренбургского магометанского духовного собрания в личной и делопроизводственной переписке муфтиев (по своду «Асар» Р. Фахретдина) // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья: Сб. статей. Вып. 3. Казань, Ихлас; Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2013. С. 42.

16

Хабутдинов А. Оренбургское магометанское духовное собрание // Ислам в Поволжье. Энциклопедический словарь. С. 247.

17

Юзеев А. «Мустафад аль-ахбар» как источник изучения первых мусульманских лидеров России // Марджани о татарской элите. С. 37.

18

Там же. С. 37–39.

19

См. Юзеев А. «Мустафад аль-ахбар» как источник изучения первых мусульманских лидеров России. С. 38; Д.Д. Азаматов. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII–XIX вв. Уфа, 1996. С. 51; Денисов Д.Н. Биография муфтия Габдессаляма Габдрахимова в свете новых исторических источников // ж. Медина аль-Ислам. Н. Новгород, 2008, № 87, 88.

20

Юзеев А. «Мустафад аль-ахбар» как источник изучения… С. 39.

21

XVIII гасыр татар әдәбияты. Поэзия. Казан, 2006. Б. 103.

22

XVIII гасыр татар әдәбияты. Поэзия. Казан, 2006. Б. 219.

23

Юзеев А. «Мустафад аль-ахбар» как источник… С. 38.

24

См. Мәсгуд Гайнетдин. Мәңге тутыкмас көзгебез. Казан: Татар. кит. нәшр. 2006. Б.317–326.

25

Гайнетдинов М. Гомәр Мөхәммәт улы // Татар әдәбияты тарихы. 6 томда. 2 нче том. Казан, 1985. С. 139–145. См. также: Габдессәлам мөфти. Хәтер дәфтәре. Тәрҗемәи Габдессәлам мөфти. Сәфәрнамәи шаһзадә Александр. Төзүче, иске татар теленнән күчерүче һәм сүз башы язучы Мәсгуд Гайнетдин. Казан: «Иман» нәшрияты, 2002.

26

Разногласия прежде всего были связаны с первым муфтием Мухаммаджаном Хусаиновым, который в свое время лично засвидетельствовал способности Габдессаляма Габдрахимова исполнять обязанности имама, но он не ожидал, что на этом основании губернские власти назначат его муллой Оренбурга, где в это время находилась резиденция Магометанского духовного собрания. Появление самостоятельного лидера во главе местной мусульманской общины, к тому же определенного помимо воли муфтия, без учета его мнения, подрывало позиции высшего духовного лица в губернском городе, имевшем ключевое значение. В этих условиях любая попытка нового муллы проводить собственную независимую линию должна была неизбежно привести к конфликту между двумя незаурядными и амбициозными личностями. Поводом к нему послужил вопрос о толковании норм шариата относительно определения времени начала и окончания мусульманского поста. См. Денисов Д.Н. Биография муфтия Габдессаляма Габдрахимова в свете новых исторических источников //Фаизхановские чтения: сборник материалов ежегодной научно-практической конференции. 2008.№ 5. Режим доступа: http:// www.idmedina.ru/books/materials/faizhanov/5/hist_denisov.htm

27

Гайнетдинов М. Гомәр Мөхәммәт улы. С. 144.

28

Әхмәтов Р. Гали Чокрый // Татар әдәбияты тарихы. 6 томда. 2 нче том. Казан, 1985. С. 420.

29

Там же.

30

Гайнетдинов М. Поэзия // Татар әдәбияты тарихы. 6 томда. 2 нче том. С. 387.

31

Габдулла Тукай. Мөфти җүбәләе // Әсәрләр. Биш томда. Т. 4. Проза. Публицистика. Казан, 1985. Б. 133–134.

32

Габдулла Тукай. Былтырның хисабы // Әсәрләр. Биш томда. Т. 4. Проза. Публицистика. Казан, 1985. Б. 232.

33

Байбулатова Л.Ф. История Оренбургского магометанского духовного собрания в личной и делопроизводственной переписке муфтиев (по своду «Асар» Р.Фахретдина). С. 44.

34

Гарипов Н.К. Система религиозной иерархии у российских мусульман начала ХХ века. Режим доступа: http://www.tataroved.ru/ institut/islamoved/publ/5/

35

Хабутдинов А.Ю. Российские муфтии от екатерининских орлов до ядерной эпохи (1788–1950). Нижний Новгород: Махинур, 2006. С. 9–10.

36

M. Salih Arı. Osmanlılar’da Şeyhülislamlık Müessesesi//Yüzüncü Yıl Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi N 1. Cilt: 1. Yıl:1, 1994. S.170–178.

37

Они иногда использовали язык иносказаний и традиционные суфийские символы: вино, кабак или мейхане, красавица и т. п., за что некоторые из шейхульисламов были обвинены в моральном несоответствии такому высокому посту.

38

Yekbaş Hakan. Mahallîleşme Ve Şeyhülislam Yahya // Turkish Studies International Periodical For The Languages, Literature And History Of Turkish Or Turkic Volume 4/5 Summer 2009. С. 330–355.

39

См.: Eliaçık, Muhittin. Şeyhülislam Hoca Sadeddîn Efendi Ve Manzum Fetvâları// Akademik Sosyal Araştırmalar Dergisi The Journal of Academic Social Science Yıl: 1, Sayı: 1, Aralık 2013, s. 276–285.

40

Загидуллин И. Исламские институты в Российской империи. С. 192.

41

Загидуллин И. Исламские институты в Российской империи. С. 196–197.

42

Там же. С. 91.

43

Принадлежность османских падишахов к суфийским тарикатам:

1. Султан Oсман Гази – тарикат Ахи.

2. Султан Орхан Гази – тарикат Ахи.

3. Султан Mурад-ы Худавендигяр – тарикат Ахи.

4. Султан Йылдырым Байазид – тарикат Зайнийа.

5. Челеби Султан Мехмед – тарикат Зайнийа.

6. Султан Mурат II – тарикат Байрамийа.

7. Султан Фатих Мехмед – тарикат Байрамийа.

8. Султан Байазид Вели – тарикат Джамалийа (или Бекташийа).

9. Султан Йавуз Селим – тарикат Сюнбюлийа.

10. Султан Сулейман Кануни – тарикат Джамалийа.

11. Султан Сары Селим – тарикат Хальватийа.

12. Султан Мурад III – тарикат Ушакийа.

13. Султан Мехмет III – тарикат Хальватийа.

14. Султан Ахмет I – тарикат Джальватийа.

15. Султан Мустафа I – тарикат Джальватийа.

16. Султан Молодой Осман – тарикатДжелватийа.

17. Султан Mурад IV – тарикат Джальватийа.

18. Султан Ибрахим I – тарикат Хальватийа.

19. Султан Авджи Мехмед – тарикат Хальватийа.

20. Султан Сулейман II – тарикат Хальватийа.

21. Султан Ахмет II – тарикат Хальватийа.

22. Султан Мустафа II – тарикат Хальватийа.

23. Султан Ахмет III – тарикат Джаррахийа.

24. Султан Махмут I – тарикат Хальватийа.

26. Султан Мустафа III – тарикат Джаррахийа.

27. Султан Абдулхамид I – тарикат Накшбандийа.

28. Султан Селим III – тарикат Мевлявийа.

29. Султан Мустафа IV – тарикат Накшбандийа.

30. Султан Махмут II – тарикат Джаррахийа.

31. Султан Абдулмеджид – тарикат Джаррахийа.

32. Султан Абдулазиз – тарикат Бекташийа.

33. Султан Мурат V – тарикат Бахаийа (Масон).

34. Султан Абдулхамид II – тарикат Шазилийа.

35. Султан Мехмед Решат – тарикат Мевлявийа.

36. Султан Мехмед Вахдеддин – тарикат Мевлявийа.

44

Трименгэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989, С. 73.

45

Гибадуллина Э.М. Мусульманские приходы в Самарской губернии во второй половине XIX – начале ХХ вв. Нижний Новгород: Изд. Дом «Медина», 2008. С. 134–135.

Загрузка...