Рак – политическая проблема?

Джимми и другие

Отцом современной химиотерапии называют американского врача Сидни Фарбера (1903–1973), создателя первых химиотерапевтических препаратов на основе фолиевой кислоты – антифолатов. В истории борьбы с раком, однако, чрезвычайно важны не только научные, но и общественные заслуги Фарбера.

Сегодня общественное внимание к проблеме рака кажется обычным делом, но в середине XX века все было иначе. Рака не просто боялись – этот страх был молчаливым.

В начале 1950-х годов Фанни Розенау, общественная деятельница, сама страдающая раком, решила дать объявление в The New York Times о группе поддержки женщин с раком молочной железы. Ей с трудом удалось дозвониться до редактора, который, выслушав мисс Розенау, ответил: они не могут опубликовать на страницах своего уважаемого издания какой-либо текст со словами «рак» или «молочная железа».

Счастливым случаем стало знакомство Фарбера с лидером благотворительной организации Variety Club Биллом Костером. Вместе они решили открыть фонд по борьбе с детским раком и для этого провели одну из самых впечатляющих пиар-акций в истории.

22 мая 1948 года героем радиопрограммы NBC «Правда или последствия» стал мальчик Джимми, лечившийся от лимфомы (на самом деле ребенка звали Эйнар Густафсон; имя заменили более привычным американскому уху). Ведущий связался с Джимми в прямом эфире и стал расспрашивать мальчика об увлечениях. Как и многие мальчишки, Джимми-Эйнар любил бейсбол, но вот беда – в его палате не было телевизора. Каково же было удивление мальчика, когда прямо во время эфира в палату один за другим стали входить игроки его любимой команды Boston Braves…

Тысячи слушателей были растроганы до слез. Призыв ведущего жертвовать деньги в фонд исследования детского рака не пропал зря: трансляция принесла четверть миллиона долларов. Фонд по борьбе с детским раком сразу был переименован в «Фонд Джимми».

Новый Манхэттенский проект?

Верной помощницей Фарбера в пропаганде лечения рака стала влиятельная бизнес-леди Мэри Ласкер. Она убедила сотрудников популярнейшего в США журнала Readers Digest начать серию статей о диагностике рака. Публикации вызвали широчайший резонанс, к делу подключилась и другая пресса.

Американское онкологическое общество под руководством Ласкер и ее мужа стало эффективнейшей пропагандистской машиной, устраивающей сборы средств, распространяющей тысячи листовок, плакатов, устанавливающей в общественных местах коробки для пожертвований. В 1944 году было собрано $800 тысяч, в 1947-м – уже $12 млн. Активисты движения с гордостью называли себя ласкеритами.

Загрузка...