Примечания

1

Леонтьев К.Н. Письмо И.И. Фуделю. 6 июля 1888//Леонтьев К.Н. Избранные письма 1854–1891. СПб., 1993. С.385.

2

Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. Вып. 2//Соловьев В.С. Сочинения. В 12 т. Т. 6. Брюссель, 1966. С.175.

3

См. об этом: Болл Т. Власть. М., 1993. С. 35.

4

Уолцер М. О терпимости. М., 2000. С. 68.

5

Асмус Валентин, протоиерей. Царь в Библии // Православная государственность: 12 писем об Империи / Сб. ст. под ред. Величко А.М. и Смолина М.Б. СПб., 2003. С. 232.

6

Князев Алексий, протопресвитер. Пророки. М., 2001. С. 8–10.

7

Алипий (Кастальский – Бороздин), архимандрит, Исайя (Белов), архимандрит. Догматическое богословие. Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 186–189.

8

Откр. 18: 1, 20.

9

Иов. 1: 12.

10

Ис. 36: 18–19.

11

Серафим (Роуз), иеромонах. Православный взгляд на эволюцию. М., 1997. С. 56–57.

12

Святитель Филарет (Дроздов). Слово в день рождения Благочестивейшего Государя – Императора Николая Павловича // Творения митрополита Московского и Коломенского Филарета. М., 1994. С. 276.

13

Святитель Филарет (Дроздов). Толкование на Книгу Бытия. М., 2003. С. 76.

14

Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 245.

15

Быт. 3: 21.

16

Святитель Филарет (Дроздов). Толкование на Книгу Бытия. С. 111.

17

Как-то в одной из своих работ И.Л. Солоневич (1891–1953) справедливо и иронично писал: «От того, что пионерское собрание приняло резолюцию, согласно которой Бога нет, Господь не исчезнет и не изменится, изменятся лишь сами пионеры».

18

1 Кор. 12: 4–7.

19

Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Послание Апостола Павла к римлянам (глава XIII) // «Власть. Основы отношения к властям, обществу и государству». М., 1998. С. 5.

20

Святитель Василий, епископ Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. М., 2003. С. 172.

21

Быт. 2: 16–17.

22

Цит. по: Соколов И.И. Вселенские судьи в Византии // Соч. СПб., 2003. С. 222–223.

23

Мф. 7: 20.

24

Победоносцев К.П. Власть и начальство // Московский сборник. М., 1896. С. 248.

25

Рим. 13: 1–7.

26

Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология // Русская идеология. М., 2000. С. 102.

27

1 Кор. 15: 33.

28

Новоселов М.А. Догмат и мистика // Новоселов М.А. Догмат и мистика в Православии, католичестве и протестантизме. М., 2003. С. 31.

29

Пс. 88: 20–21, 25.

30

Притч. 14, 34.

31

Асмус Валентин, протоиерей. Церковные полномочия Византийских императоров// Православная государственность: 12 писем об Империи. С. 35.

32

Асмус Валентин, протоиерей. Лекции по истории Церкви. Лекция № 4.

33

Курц П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и различиях// Вопросы философии. № 4. 1990. С. 170–172.

34

Гэлбрейт Дж. К. Справедливое общество: гуманистический взгляд//Новая индустриальная волна на Западе. Антология/ Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 26.

35

Тихомиров Л.А. Два объяснения// Тихомиров Л.А. Критика демократии. М., 1997. С. 313.

36

Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2003. С. 159, 160.

37

«Слово благочестивейшего императора Юстиниана, посланное к Мине, святейшему и блаженнейшему архиепископу благополучного города и патриарху, против нечестивого Оригена и непотребных его мнений»//Деяние Вселенских Соборов (далее ДВС). В 4 т. Т. 3. СПб., 1996. С. 514.

38

Геростергиос Астериос. Юстиниан Великий – император и святой. М., 2010. С. 136.

39

Асмус Валентин, протоиерей. Отношения Церкви и государства по законам императора Юстиниана I (Великого)// http:oroik.Netda.chten_99/asmus.htm.

40

Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. М., 2003. С. 248.

41

Градовский А.Д. Государство и прогресс// Градовский А.Д. Соч. СПб., 2001. С. 67.

42

Леонтьев К.Н. Чем и как либерализм наш вреден?//Леонтьев К.Н. Восток. Россия и славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза. М., 1996. С. 273, 274.

43

Тихомиров Л.А. Государственность и религия// Тихомиров Л.А. Апология Веры и Монархии. М., 1999. С. 132.

44

Иоанн (Зизиулас), митрополит Пергамский. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009. С. 144–146.

45

Мф. 6: 24.

46

«Невозможно участие церковного Священноначалия и священнослужителей, а, следовательно, и церковной Полноты, в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах, таких как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций и отдельных кандидатов, агитация, и так далее» (См.: Социальная концепция Русской Православной Церкви. М., 2001. С. 75).

47

«Невозможно участие церковного Священноначалия и священнослужителей, а, следовательно, и церковной Полноты, в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах, таких как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций и отдельных кандидатов, агитация, и так далее» (См.: Социальная концепция Русской Православной Церкви. М., 2001. С. 79–80.

48

«Не вмешивайте Церковь в политику, – говорят нам. Неправда. Нужно сказать: не смешивайте Церкви с партиями, но зато дайте нашей, сбившейся с пути “политике” опору той высочайшей истины, которая лежит в христианском учении и которая уничтожает все иллюзии, фантазии, все односторонние увлечения людей политики», – почти сто лет тому назад писал Л.А.Тихомиров (1852–1923) (См.: Тихомиров Л.А. Христианство и политика // Тихомиров Л.А. Христианство и политика. М., 1999. С. 18).

49

Огицкий Д.П., Максим Козлов, священник. Православие и западное христианство. М., 1999. С. 64.

50

Зноско-Боровский Митрофан, протоиерей. Православие, Римо-католичество, протестантизм и сектантство. Челябинск, 1992. С. 34.

51

Чичерин Б.Н. История политических учений. В 5 т. М., 1869. Т. 1. С. 207.

52

Зноско-Боровский Митрофан, протоиерей. Православие, Римо-католичество, протестантизм и сектантство. С. 47.

53

Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1. С. 148.

54

Огицкий Д.П., Максим Козлов, священник. Православие и западное христианство. С. 65–67.

55

Рим. 13: 1.

56

1 Петр. 2: 13–14, 17.

57

Мф. 22:21.

58

Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Послание Апостола Павла к римлянам (глава XIII) // Власть. Основы отношения к властям, обществу и государству. М., 1998. С. 5.

59

Градовский А.Д. Национальный вопрос в истории и литературе. СПб., 1878. С. 70.

60

Государственный катехизис. Православное учение о боговластии. М., 1998. С. 6.

61

Откр. 21: 1.

62

Зноско-Боровский Митрофан, протоиерей. Православие, Римо-католичество, протестантизм и сектантство. С. 34, 35.

63

Цит. по: Там же. С. 36.

64

Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995. С. 136.

65

Ли Г.Ч. Инквизиция. Происхождение и устройство. СПб., 1999. С. 505–506, 510.

66

Там же. С. 450, 451, 492.

67

Там же. С. 451.

68

Гергей Е. История папства. М., 1996. С. 156–161.

69

Там же. С. 179, 180.

70

Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1. С. 221

71

Карсавин Л.П. Культура средних веков. С. 152–153.

72

Тихомиров Л.А. Два объяснения // Тихомиров Л.А. Критика демократии. М., 1997. С. 504.

73

«Верю, что мне, как рабу, предстоит суд не только за свои грехи, вольные и невольные, но и за грехи моих подданных, совершенные из-за моей неосмотрительности» (Первое послание Курбскому // Иван IV (Грозный). Сочинения. СПб., 2000. С. 81).

74

Цит. по: Зноско-Боровский Митрофан, протоиерей. Православие, Римо-католичество, протестантизм и сектантство. С. 34.

75

Социальная концепция Русской Православной Церкви. С. 38.

76

Шестун Евгений, священник. Православная педагогика. М., 2001. С. 23.

77

Мф. 18: 17.

78

1 Кор. 5: 11.

79

Социальная концепция Русской Православной Церкви. С. 147.

80

Восторгов Иоанн, священномученик. Христианство и социализм // Восторгов Иоанн, священномученик. Соч. В 5 т. СПб., 1998. Т. 5. С. 55.

81

Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990. С. 178–179.

82

Там же. С. 179.

83

Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. СПб., 1908. С. 472, 474–476.

84

Туроу Л. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. Новосибирск, 1999. С. 118, 119, 121, 127, 128.

85

Победоносцев К.П. Курс гражданского права. В 4 т. М., СПб., 1871. Т. 2. С. 3.

86

Победоносцев К.П. Курс гражданского права. В 4 т. М., СПб., 1871. Т. 2. С. 11.

87

Шестун Евгений, священник. Православная педагогика. С. 459.

88

Чубинский М.П. Курс уголовной политики. СПб., 1912. С. 28.

89

Ключевский В.О. Состав представительства на земских соборах Древней Руси// Ключевский В.О. Сочинения. В IX т. М„1990. Т. VIII. С. 296.

90

Иоанн (Снычев), митрополит. Русь Соборная. Очерки христианской государственности. СПб., 1995. С. 30.

91

Филиппов А.Н. Учебник истории русского права. Юрьев, 1912. С. 89, 90, 117.

92

Там же. С. 95, 96.

93

Беляев И.Д. История русского законодательства. СПб., 1999. С. 194, 195.

94

Там же. С. 467–472.

95

Социальная концепция Русской Православной Церкви. С. 54.

96

Социальная концепция Русской Православной Церкви. С. 59, 74.

97

Там же. С. 76.

98

Тихомиров Л.А. Государство и религия // Тихомиров Л.А. Апология Веры и Монархии. М., 1999. С. 132.

99

Спекторский Е.В. Проблемы социальной физики в XVII столетии. В 2 т. Т. 2. СПб., 2006. С. 363, 364.

100

Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915. С. 18.

101

Алексеев Н.Н. Идея государства. СПб., 2001. С. 3.

102

Аристотель. Политика. Кн. I (I.9). 1253а//Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 378.

103

Цит. по: Чичерин Б.Н. История политических учений. В 5 т. Т. 5. М., 1902. С. 240.

104

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных//Русская идеология. М., 2000. С. 200, 201.

105

Аристотель. Политика. Кн. I (II.1). 1253b. С. 380.

106

Платон. Государство. 369 b-d.//Платон. Сочинения. В 3 т. Т. 3 (1). М., 1971. С. 145.

107

Ильин И.А. О сущности правосознания//Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 268.

108

Петражицкий Л.И. Очерк теории власти// Петражицкий Л.И. Теория и политика права. Избранные труды. СПб., 2010. С. 874.

109

Аристотель. Политика. Кн. I (I.9). 8. 1253а. С. 380.

110

Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 279.

111

Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. В 3 т. Т. 1. М., 1894. С. 3.

112

Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. В 2 т. Т. 1. СПб., 1909. С. 214, 215.

113

Иванов В.И. Первозакон//Иванов В.И. Избранное. М., 2012. С. 7.

114

Ильин И.А. О сущности правосознания. С. 270.

115

Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология// Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. М., 2000. С. 9.

116

Михайловский И.В. Очерки философии права. Т. 1. Томск, 1914. С. 158.

117

Тышкевич Станислав, священник. Учение о Церкви. Париж, 1931. С. 47.

118

Михайловский И.В. Очерки философии права. Т. 1. С. 158.

119

Алексеев Н.Н. Основы философии права. С. 214.

120

Петражицкий Л.И. Очерк теории власти. С. 872.

121

Алексеев Н.Н. Основы философии права. С. 216, 217.

122

Гегель Г.В.Ф. Философия права. С. 285.

123

Тракателлис Димитрий, митрополит Вресфенский. Власть и страдание. Христологические аспекты Евангелия от Марка. М., 2012. С. 20–27.

124

Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. С. 101, 102.

125

Вальденберг В.Е. История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства. СПб., 2008. С. 137, 138.

126

Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. С. 9.

127

Барт Карл. Оправдание и право//Барт Карл. Оправдание и право. М., 2006. С. 34.

128

Канторович Эрнест. Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии. М., 2014. С. 118, 127.

129

Барт Карл. Христианская община и гражданская община//Барт Карл. Оправдание и право М., 2006. С. 72.

130

Чичерин Б.Н. Философия права//Вопросы философии и психологии. Кн. 51 (I). М., 1900. С. 103, 113.

131

Пашков Дмитрий, священник. Сенат и Синод в позднеримской Империи//Богословские труды. 2012. Вып. 43–44. С. 479, 480.

132

Барт Карл. Оправдание и право. С. 21, 22, 35.

133

Алексеев Н.Н. Основы философии права. С. 215, 219.

134

Барт Карл. Христианская община и гражданская община. С. 67.

135

Гегель Г.В.Ф. Философия права. С. 365.

136

Тышкевич Станислав, священник. Учение о Церкви. С. 167.

137

Ильин И.А. О сущности правосознания. С. 270.

138

Хомяков А.С. Семирамида. Исследование истины исторических дней//Хомяков А.С. Соч. В 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 98, 99.

139

Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Т. 1. С. 81.

140

Нот Мартин. История Древнего Израиля. СПб., 2014. С. 190.

141

Богородский Я.А. Еврейские цари//Еврейские цари и первосвященники: жизнь, быт, нравы/Сост. А.Р. Андреев. М., 2011. С. 212–215.

142

Троицкий И.Г. Общественный быт древних евреев//Еврейские цари и первосвященники: жизнь, быт, нравы. С. 150, 151.

143

Сапожников А.А. О царской власти с библейской точки зрения//Имперское возрождение. № 2. 2005. С. 46, 47.

144

Богородский Я.А. Еврейские цари. С. 254, 255.

145

Богородский Я.А. Еврейские цари. С. 292, 293.

146

Лопухин А.П. Законодательство Моисея. Исследование о семейных, социально-экономических и государственных законах Моисея с приложением трактата «Суд над Иисусом Христом с юридической точки зрения». СПб., 1883. С. 242.

147

Там же. С. 210, 211, 213.

148

Асмус Валентин, протоиерей. Царь в Библии//Православная государственность: 12 писем об Империи / Сб. ст. под ред. А.М. Величко и М.Б. Смолина. СПб., 2003. С. 232.

149

Миролюбов А. Быт еврейских царей//Еврейские цари и первосвященники: жизнь, быт, нравы / Сост. А.Р. Андреев. М., 2011. С. 522, 523.

150

Богородский Я.А. Еврейские цари. С. 211, 225.

151

Канторович Эрнест. Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии. М., 2014. С. 199.

152

Миролюбов А. Быт еврейских царей//Еврейские цари и первосвященники: жизнь, быт, нравы. С. 540, 546.

153

Дагрон Жильбер. Император и священник. Этюд о византийском «цезаропапизме». СПб., 2010. С. 74, 75.

154

Богоявленский И.Я. Значение Иерусалимского храма в ветхозаветной истории еврейского народа//История Израиля и Иудеи: общественная и политическая жизнь/Сост. А. Андреев, С. Шумов. М., 2004. С. 445, 446.

155

Чичерин Б.Н. Философия права//Чичерин Б.Н. Избранные труды. СПб., 1998. С. 64.

156

Локк Джон. Опыты о законе природы//Локк Джон. Соч. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 4.

157

Новгородцев П.И. О праве на достойное человеческое существование//Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995. С. 322.

158

Гоббс Томас. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского//Гоббс Томас. Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1991. С. 163.

159

Ролз Джон. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. С. 214.

160

Штаммлер Рудольф. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории. СПб., 1899. С. 7.

161

Иеринг Рудольф фон. Борьба за право. СПб., 1895. С. 14, 15.

162

Дюмон Луи. Эссе об индивидуализме. Дубна, 1997. С. 264.

163

Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. СПб., 2001. С. 74, 135.

164

Дюмон Луи. Эссе об индивидуализме. С. 281.

165

Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2 т. Т. 1. М., 1975. С. 422, 423.

166

Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. М., 1991. С. 95, 96.

167

Старец Порфирий Кавсокаливит. О Церкви//Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь, 2012. С. 153, 154.

168

Соловьев В.С. Россия и Вселенская церковь. М., 1911. С. 441.

169

Старец Паисий Святогорец. С болью и любовью о современном человеке// Старец Паисий Святогорец. Соч. В 6 т. Т. 1. М., 2008. С. 211.

170

Преподобный Исаак Сирин. Творения. М., 1893. С. 360.

171

Михайловский И.В. Очерки философии права. Т. 1. Томск, 1914. С. 128.

172

Священник С. Тышкевич. Учение о Церкви. Париж, 1931. С. 48.

173

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. В 4 выпусках. Вып. 1. М., 1911. С. 36, 37.

174

Старец Паисий Святогорец. С болью и любовью о современном человеке. С. 24, 25.

175

Хвостов В.М. Очерки истории этических учений. М., 1912. С. 268.

176

Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 103.

177

Райт Кристофер. Око за око. Этика Ветхого завета. Черкассы, 2011. С. 82, 86, 89, 90.

178

Карташев А.В. Личное и общественное спасение во Христе//Путь. № 45. С. 31.

179

Соловьев В.С. Россия и Вселенская церковь. С. 435.

180

Карташев А.В. Личное и общественное спасение во Христе//Путь. № 45. С. 31.

181

Соловьев В.С. Россия и Вселенская церковь. С. 216, 217.

182

Блаженный Августин. О граде Божием. В 4 т. Т. 4. М., 1994. Кн. 19. Гл. XXI. С. 145.

183

Суворов Н.С. Светское законодательство и церковная дисциплина в России до издания Уложения о наказаниях. СПб., 1876. С. 26.

184

Мизес Людвиг фон. Теория и история. Интерпретация социально-экономической эволюции. М., 2001. С. 39, 40.

185

Цыпин Владислав, протоиерей. Курс церковного права. Клин, 2002. С. 17, 18.

186

Никодим (Милаш), епископ Далматийско-Истрийский. Правила Православной Церкви. В 2 т. Т. 1. М., 2001. С. 226; Т. 2. М., 2001. С. 117, 118.

187

Моль Роберт. Энциклопедия государственных наук. СПб.—М., 1868. С. 246.

188

Афанасьев Николай, протопресвитер. Каноны и каноническое сознание// Афанасьев Николай, протопресвитер. Церковь Божия во Христе. М., 2015. С. 133.

189

Самарин Ю.Ф. Современный объем польского вопроса//Самарин Ю.Ф. Сочинения. Т. 1. М., 1877. С. 338.

190

Киреевский И.В. Наша Церковь//Киреевский И.В., Киреевский П.В. Полн. собр. соч. В 4 т. Т. 1. Калуга, 2006. С. 174, 177.

191

Шапошников Л.Е. Философия соборности. Очерки русского самосознания. СПб., 1996. С. 151–156.

192

Аксаков И.С. О настоящем значении наших древних Земских соборов//Аксаков И.С. Сочинения. В 5 т. Т. 5. М., 1887. С. 91, 92.

193

Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 1913. С. 215, 216.

194

Соловьев В.С. Славянский вопрос//Соловьев В.С. Собр. соч. Т. 5. СПб., б/г. С. 62.

195

Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русь соборная. Очерки христианской государственности. СПб., 1995. С. 14–16.

196

Ильин И.А. О монархии и республике//Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 550–558.

197

Соловьев В.С. Славянофильство и его вырождение//Соловьев В.С. Сочинения. Т. 5. СПб. б/г. С. 186, 199–205.

198

Аксаков И.С. Сочинения в 5 т. Т. 1. М., 1886. С. 205, 206.

199

Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русь соборная. Очерки христианской государственности. С. 21.

200

Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русь соборная. Очерки христианской государственности. С. 23, 24.

201

Там же. С. 20.

202

Суворов Н.С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции Церкви в период Вселенских Соборов. Ярославль, 1884. С. 354.

203

Флоровский Георгий, протоиерей. Соборность Церкви// Флоровский Георгий, протоиерей. Вера и культура. СПб., 2002. С. 539.

204

Тышкевич Станислав, священник. Учение о Церкви. Париж, 1931. С. 171, 172.

205

Никодим (Милаш), епископ Далматинский. Православное церковное право. СПб., 1897. С. 228.

206

Святитель Филарет (Дроздов). Пространный Катехизис. М., 1915. С. 69.

207

Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. Православный Катехизис. Киев, 2014. С. 56.

208

Флоровский Георгий, протоиерей. Соборность Церкви. С. 526.

209

Карташев А.В. Вселенские Соборы и соборность. С. 65–67.

210

Соловьев В.С. Славянский вопрос. С. 63.

211

Афанасьев Николай, протопресвитер. Кафолическая церковь//Афанасьев Николай, протопресвитер. Церковь Божия во Христе. С. 480.

212

Хомяков А.С. Письмо к редактору «Luniochretienne» о значении слов «кафолический» и «соборный»//Хомяков А.С. Сочинения богословские. СПб., 1995. С. 277

213

Флоровский Георгий, протоиерей. Соборность Церкви. С. 526.

214

Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. В 2 т. Т. 2. СПб., 1883. С. 241–243.

215

Катехизис Католической Церкви. М., 2001. С. 209, 210.

216

Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 244.

217

Булгаков Сергий, протоиерей. Смысл патриаршества в России//Булгаков Сергий, протоиерей. Труды по социологии и теологии. В 2 т. Т. 2. М., 1997. С. 300.

218

Катехизис Католической Церкви. С. 210.

219

Цыпин Владислав, протоиерей. Курс церковного права. Клин, 2002. С. 315.

220

Хенгель Мартин. Недооцененный Петр. М., 2012. С. 53.

221

Афанасьев Николай, протопресвитер. Неудавшийся церковный округ//Афанасьев Николай, протопресвитер. Церковь Божия во Христе. С. 398.

222

Соловьев В.С. Россия и Вселенская Церковь. М., 1911. С. 210, 222.

223

Тихомиров Л.А. Необходимость церковного Собора//Тихомиров Л.А. Церковный Собор, единоличная власть и рабочий вопрос. М., 2003. С. 559.

224

Карташев А.В. Вселенские Соборы и соборность//Карташев А.В. Церковь. История. Россия. М., 1996. С. 72, 73.

225

Афанасьев Николай, протопресвитер. Собор в русском православном богословии//Афанасьев Николай, протопресвитер. Церковь Божия во Христе. С. 622.

226

Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 210, 211, 214, 215, 224.

227

Там же. Т. 2. С. 230, 231.

228

Бердников И.С. Краткий курс церковного права Православной Церкви. В 2 т. Т. 2. Казань, 1913. С. 28, 29.

229

Троицкий С.В. О церковной автокефалии//Троицкий С.В. Единство Церкви. М., 2016. С. 379.

230

Никодим (Милаш), епископ Далматинский. Православное церковное право. С. 237.

231

Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. В 2 т. Т. 1. М., 2001. С. 322.

232

Вишневский А.А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция. М., 2006. С. 200.

233

Каноническое право о народе Божьем и браке. М., 2000. С. 56.

234

Цыпин Владислав, протоиерей. Курс церковного права. С. 264.

235

Павлов А.С. Курс церковного права. СПб., 2002. С. 204, 205.

236

Цыпин Владислав, протоиерей. Курс церковного права. С. 264.

237

Соловьев В.С. Из вопросов культуры. Ю.Ф. Самарин в письме к баронессе Э.Ф. Раден// Соловьев В.С. Собр. соч. Т. 5. СПб., б/г. С. 444, 445.

238

Соловьев В.С. Славянский вопрос. С. 63.

239

Суворов Н.С. Курс церковного права. В 2 т. Т. 2. Ярославль, 1890. С. 23.

240

Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. С. 100.

241

Люилье Петр, архиепископ. Правила первых четырех Вселенских Соборов. М., 2005. С. 84–86.

242

Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. В 2 т. Т. 2. М., 2001. С. 69, 70.

243

Суворов Н.С. Церковное право как юридическая наука//Юридический вестник. Т. XXVIII. М., 1888. С. 538.

244

Скворцов И.М. Записки по церковному законоведению. Киев, 1861. С. 40, 41.

245

Павлов А.С. Курс церковного права. С. 169, 170.

246

Суворов Н.С. Курс церковного права. Т. 2. С. 7, 8.

247

Суворов Н.С. Церковное право как юридическая наука. С. 544.

248

Зизиулас Иоанн, митрополит Пергамский. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009. С. 93–95.

249

Суворов Н.С. Учебник церковного права. С. 210.

250

Афанасьев Николай, протопресвитер. О церковном управлении и учительстве//Афанасьев Николай, протопресвитер. Церковь Божия во Христе. С. 479.

251

Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Собрание материалов для науки канонического права Русской Православной Церкви, изложенное в систематическом виде. Белгород – Москва – Сольба, 2012. С. 49, 105, 106.

Загрузка...