Раннее утро. Макс, молодой человек двадцати четырёх лет, в одних тонких пижамных брюках развалившись в кресле смотрит в сторону окна, словно встречает день, возвращающийся из дальнего путешествия – встречает как старого знакомого, а не новое, возможное знакомство. Одна его нога закинута на подлокотник, другая слегка касается пола, обнаруживая единение с землёй – он полагает, что точка опоры ему сейчас не помешает, и в то же время эта точка не должна быть слишком категоричной. Лёгкого прикосновения достаточно. Так трогают бабочку, страшась повредить крылья.
Макс безусловно красив. Это отмечают все. Так что ему порой надоедает, когда он за своей спиной слышит чужие разговоры, которые вдруг обращаются к его персоне, или под новым постом в социальных сетях, под фотографией, где кроме него ещё два-три человека, основное внимание достаётся ему и обязательно следует комментарий о том что красота хоть понятие и неустойчивое, но, кажется, у нас появился шанс с этим поспорить. Макс красив учитывая все возможные представления о красоте, но красив именно безусловно, а не безоговорочно. Его немного худое, но не костлявое тело можно назвать изящным, но не лепным, слегка нестройным, но с четко наметившимися мышцами. Его часто сравнивали с моделями для рекламы парфюма XS black, но без слащавой улыбки. Это сравнение его вполне устраивает. Настолько, что как-то в спортзале он показал своему тренеру это фото и сказал: «попробуем?» – «тут и пробовать нечего», – ответил тот, не меняя установившуюся схему тренировок.
В правой, упёртой в другой подлокотник кресла руке, Макс держит телефон, слегка прижимая его верхнее основание к подбородку, словно раздумывая – нужно ли ему позвонить, или вспоминая о чём-то, что заставит его не набирать номер.
Краем глаза он замечает в доме легкий беспорядок после вчерашнего, и снова, раз за разом, отмечает правильность простоты интерьера. Ему нравится ощущение пространства, которое нарушают только необходимые составляющие – пара кресел, позволяющих в них как следует развалиться, комод, несколько выбивающийся из картины, но надо же где-то хранить одежду, впрочем основной гардероб хранится в небольшом черном шкафу. Чёрно-белые фото на стенах, ноутбук, книжная полка – стандартный набор только самого необходимого молодому парню, не желающему загромождать свою жизнь.
Обведя взглядом комнату, Макс наконец отнимает телефон от лица, потягивается и нажимает на аппарате несколько кнопок.
«Такое непонятное утро. Настолько непонятное, что прям хочется что-то делать только не гулять и не могу придумать что, – произносит он. – … Ну знаешь я бы вот ей-богу стишок написал если б умел… ну и тебе могу… только не могу… ну да, какая-то же суббота на дворе… я валяюсь в кресле совершенно обнажённый и думаю чем себя развлечь, хотя может позавтракать чтоль, может веселее, может польза организму… – он делает затяжную паузу, слушая голос в трубке, – ну если хочешь… а купи молока раз уж… ну я как раз успею умыться… да, ага».
Он нажимает кнопку «разъединить» и встаёт с кресла. Ещё раз потягивается – на этот раз пытаясь изобразить начальное движение «сурия намаскар», сложив ладони вытянутых над головой рук и устремив сквозь них свой взгляд прямо в космос. Затем включает портативную музыкальную колонку, снова делает несколько пасов над телефоном, выбирая музыку, и в итоге решается на альбом Depeche Mode – Exciter. Прибавив громкости, под первые звуки он бросает телефон на кресло, после чего направляется в ванную комнату, включает воду, смотрит на себя в зеркало, высовывает язык, вспоминая как это делал Джек Николсон в кубриковском Shining, и стягивает штаны.
После этого он встаёт под душ, слегка двигаясь под доносящиеся из комнаты звуки.
Когда раздаётся звонок в дверь Макс аккурат успевает закончить чистить зубы. Он надевает фиолетовые хипсы и идёт открывать. Входит Айк – давний друг Макса, настолько давний и настолько друг, что они сами так и не могут определить был ли между ними секс. Или точнее – считать ли то что было – сексом. Айк такого же возраста, может немного более крупный, но, во всяком случае, не такой изящный.
Айк закрывает дверь, вручает Максу бутылку молока и спрашивает:
– Почему ты в фиолетовом? У тебя игривое настроение??
Макс приветственно целует Айка в щёку.
– Нет, или не слишком. Я решил тебя порадовать, вдруг ты давно не видел столько красоты в одном месте и сразу, ещё и с утра.
Айк сбрасывает летние шлёпки и проходит в комнату.
– С утра это точно, – говорит он. – Ты же знаешь, утром я вообще ничего не вижу, не слышу, не понимаю. Зачем сегодня проснулся в такую рань – непонятно.
– Может, чтобы принести мне молока…
Макс пожимает плечами и отправляется на кухню, чтобы убрать бутылку в холодильник.
– Или совершить убийство. – Говорит Айк. – Это всегда требует серьёзной подготовки.
– Наверное будет слишком самонадеянно подумать что мне выпадет столько счастья, – говорит Макс, закрывая холодильник, – Но если уж умирать, то только от твоей руки! Хочешь чаю или кофе или какао или вот тут какое-то красное вино у меня – написано Чили, но мне кажется один транспорт оттуда стоит больше, чем вся эта бутыль.
– Не, ничего не хочу, – отказывается Айк, рассматривая телефон Макса, – Новый? Я толком ещё в себя не пришёл, какое-то буйство было ночью, разве что воды, помнишь я тебе рассказывал эту восемнадцатилетнюю историю, да, и лимон туда, ну которая по глупому снесла меня на улице, ну мы ещё поржали над тем что можно было бы сказать что это как в книжке…
Макс приносит большой стакан воды с газом, среди пузырьков красуются две дольки лимона.
– Спасибо…
– На здоровье, только не как в книжке, а как в кино. – Он снова усаживается в кресло, принимая ту же позу. Айк невольно её отзеркаливает. – То есть, если бы мы были внутри фильма, то в этом случае пришлось непременно пояснить, что такой дурацкий случай как столкнуться и познакомиться на улице требует обязательного оправдания, иначе у зрителя будет ощущение, что его очень сильно дурят и вообще считают за не пойми кого – что, мол, не могли поудачней место знакомства придумать. – Он внезапно меняет позу и устремляет взгляд в потолок: – Ой представляешь такая история прям как в кино… – Айк делает глоток. – Ну и далее по тексту, – продолжает Макс. – По любому известному тебе тексту.
Он поднимается с кресла, снова идёт на кухню и наливает ещё один стакан воды, теперь уже себе.
– Тебе добавить?
– Да, не помешает. – Айк приносит свой пустой стакан на кухню, ставит на столешницу и упирается в дверной косяк. – Ну да, да, – продолжает он, – потом же мы ещё решили что так как мы и так с тобой в кино, то не важно что подумает зритель, потому что кино у нас заранее авторское, авангардное и на передовой. Ну какое-то такое.
– Ага, чтобы все закивали и сказали вот если бы там то, то конечно бред конечно, а так – искусство и они так нарочно. Это, мол, стёб, ирония, гротеск, подтекст. Хочешь мармеладку??
– Нет, спасибо. Говорю же, ещё ни жив ни мёртв.
– Вот, кстати, тоже подтекст, – улыбается Макс передавая Айку новый стакан с водой. Они снова идут в комнату и уваливаются в кресла, каждый со своей стороны, по давнему, случайно сложившемуся ритуалу, где у каждого есть своё место вокруг священного костра.
– Ну и что восемнадцатилетняя история?? – спрашивает Макс.
– Ну что восемнадцатилетняя история… ну нарисовалось это чудо, телефоны-то есть. Позвонило, можно, говорит, я приеду к тебе, а то грустно и выпил и все кругом суки, никто не любит.
– Боже мой, будто все по одному учебнику тексты учили.
– Ну да, но я-то сердобольный, ты же знаешь, приезжай, говорю, а то обидит ещё кто. А сам валяюсь себе на диване и вообще ни о чём. Собирался совсем спать и тут такое здрасьте.
– И что? Ты спас ребёнка от разочарования жизнью?? Напоил-накормил-спать уложил, или таки в печь поставил??
– Ой, я бы уложил бы, но их разве уложишь??
– Ну конечно, ещё поведай мне ещё что ты весь такой молодец, браза-тереза без изъяна, приют в доме открыл и всё значит исключительно из христианских побуждений. Что прям никаких поползновений!!.. Новогодняя сказка.
– Ну слушай, ну я правда хотел это… ну… принять участие в судьбе… вот те крест.
Макс смеётся и ставит стакан на пол.
– Я вижу. Крестом и спали небось, кто сверху??
– Не, ну правда, оно как-то так само, я в общем как бы это… ну сказал: на, раз хочется.
– Ага. Мне открылась истина, ты позволил себе принять благодарность.
Айк на секунду задумался.
– Ну пусть так, но кто ж разбрасывается восемнадцатилетними детьми.
– Я представляю что мы будем говорить в сорок, если сейчас говорим такое.
– Ой, а я не представляю. И уж совсем не представляю что будут говорить восемнадцатилетние о нас.
– Милый мой, уверяю – восемнадцатилетние о нас говорить не будут.
Телефон Айка начинает издавать звуки, которые обычно издаёт аппарат поставленный в режим только вибрации, и никаких песен. Айк пытается вытащить телефон из кармана шорт.
– Ой, вот наверное проснулся.
– Ты что, его оставил дома там одного?? – изумляется Макс.
– Ну а что… ты же знаешь как они спят – не добудишься, а тут ты, ну я и пошёл, алё…
Макс встаёт и опять направляется на кухню.
– Уж пора начинать на пластику копить…
Из комнаты доносится голос Айка:
– Ну я понял, я тут у соседа… у друга… найди там что-нибудь в холодильнике… а чего ты хочешь?… в ванной есть зубные щётки запасные, новые, гостевые, и полотенце я тебе оставил… тоже там… белое… погоди… Макс!
– Что?
– А можно он сюда придёт??
Макс выглядывает из кухни.
– Ты в своём уме?? Давай ещё начнём таскать кого ни попадя в мою тихую скромную обитель, не обезображенную чужой негативной энергией. Мой дом, который я стремлюсь сохранить девственным и защитить от покусительств варваров и несторианцев. Но пусть приходит. И ты же знаешь что…
– Нет, да, конечно, я со всем разберусь, всё будет хорошо. Алё, да, а приходи лучше ты сюда, как выйдешь из дома, направо рядом дом такой красный…
Макс внезапно спохватывается:
– Ой, надо ж хоть одеться, а то неизвестно как дети реагируют на фиолетовое.
Он подходит к комоду, открывает один из ящиков и начинает вытаскивать оттуда майки, одну за другой, пока наконец не находит старую белую длинную узкую майку с красным крестом на груди. Он надевает её, закрывает комод и поворачивается к Айку уже закончившему разговор.
– Скажи-ка мне, такой вид не заставит твоего Оливера просить у меня политического убежища или мне натянуть какие-нибудь штанишки??
– Почему Оливера… – не понимает Айк, – его зовут Илия.
– Божежтымой!! Ещё один святой в нашем пантеоне!! Смотри как бы он тебя голодом не уморил от любви великой. – Он на секунду задумывается, рассматривает майку со всех сторон и, повышая голос, произносит: – А может это знамение?? Может пора начать готовиться к Страшному суду?? Ты входишь хоть в одно колено Израилево??
– Ой, лучше уж про несторианцев, там хоть не так запутано.
– Понимаю. Если и признавать себя еретиком, то во всяком случае – разумным. Такой эретикус сапиенс.
– Спасибо что не эротикус.
– Эротикус, друг мой, – говорит Макс, натягивая Майку, – отрицает сапиенс. Как сапиенс в своё время победил эректуса. Вообще, в этом есть что-то подозрительное – разве сапиенс волен над эректусом?? Мне всегда казалось, что как раз наоборот. Когда возникает эректус – уж никакой сапиенс не спасёт. Ну что со штанишками? А то чую сейчас договоримся до грехопадения…
– Надень что-нибудь. – Говорит Айк, поигрывая пустым бокалом, где ещё болтаются кубики льда. – Твой красный крест слишком предполагает милосердие.
– В смысле – подаю?? – спрашивает Макс, продолжив рыться в комоде.
– В смысле – просто даёшь, всем страждущим.
– А твой пророк разве страждущий?? Мне казалось, ты оказал ему гуманитарную помощь по всем направлениям.
– В этом возрасте они страждущие безостановочно. По всем направлениям.
– Да, пожалуй. Хорошо, не будем заставлять молодёжь лишний раз нервничать. Но крест я оставлю – уж больно символично всё получается. Прям Маятник Фуко какой-то.
Перерыв кучу вещей Макс выуживает из ящика чёрные шорты.
– Вот пойдёт наверное. Добавим драматизма в этот этюд.
– Тебе лишь бы драматизма. Не можешь просто так, чтоб без… как это называется… придуманности… есть такое слово?.. продуманности, надуманности, туманности, чего там ещё…
– Почему не могу – могу. Но скучно. Опять же – первая встреча, а я не в образе. Тут бы ещё в пору образов понавешать для острастки момента, да побережём келью. Я, конечно, звезда китча, но не хотелось бы распугать паству.
Он надевает шорты, которые заканчиваются где-то в районе колена. Это не слишком ему помогает, майка такой длины, что от шорт видно лишь несколько сантиметров.
– Ну вот, вполне домашний мальчик, – произносит Макс, рассматривая себя в зеркало. – Без претензий и в то же время – без предрассудков. Я там собирался чаю заварить, какой вы предпочитаете в это время года??
– Ой, я пока никакой не предпочитаю, кроме воды, а Илие вообще предпочитать что-либо по рангу не положено… Хотя может и выпить уже чаю… что-нибудь ненавязчивое типа Lady Grey.
– Решено.
Макс отправляется на кухню заваривать чай.
– Такое какое-то состояние, – продолжает Айк, – вот не пил же вроде вчера, и поспать успел по-человечьи, а какой-то ломотаз присутствует.
– Может ты влюбился? – кричит Макс с кухни, заглушая звук собирающейся закипеть воды.
– С ума?? – так же громко отвечает Айк.
– Ну а что… ну вот случилось затмение такое что сам пока не распознал. Ты ещё и глаза толком не раскрыл, а колесница небесная уж прогрохотала. И озарила и осенила и обдала.
Слышно как Айк в комнате вздохнул. Не нужно было и смотреть на него чтобы понять, как он стал очень задумчив.
– Ты знаешь, – говорит он, – я бы может и влюбился, но зачем же тогда секс в первую ночь.
– Кто в первую ночь?? – кричит Макс.
– Секс. – Не повышая голоса повторяет Айк.
Макс возвращается в комнату и упирает взгляд в Айка.
– Ну как зачем – взрослеешь.
Айк пристально разглядывает Макса, пытаясь понять серьёзно он говорит или даже не собирается выходить из своего почти постоянно игривого настроения.
– Ты отлично знаешь, что я готов стать твоим ртом, чтобы произносить то, что ты произносишь, но сейчас убей меня я не понимаю что ты хочешь сказать.
– Я ничего не хочу сказать, я говорю. Блять, терпеть не могу эти иллокутивные акты, но как от них избавиться. Ну, положим. Я говорю о том, что твоя реакция показывает что для тебя это действительно важно. Ты помнишь что ты сказал мне в первую ночь – тогда, сколько это…
– Пять…
– Пять лет назад, когда мы только познакомились и первые две недели ходили, искоса поглядывая друг на друга, ещё не обладая той степенью наглости и открытости, которая позволяла бы просто подойти и сказать – поехали. Когда ещё не выучили систему знаков, безошибочно выделяющих и дающих возможность объяснить всё не то что к словам, к жестам не прибегая. Когда уже всё свербело во всех местах и нутро разрывалось от желания, но мы не могли позволить себе кричать о нём, потому что нам казалось, что нас должны хотеть и нас должны добиваться – ведь это привилегия молодости?? И когда, наконец, мы оказались в одной постели, не старший и младший, не учитель и ученик, не клиент и проститутка, а просто два парня, которые решили что могут себе позволить как минимум ненавязчивый перепих, ты сказал мне то, что – я не знаю – говоришь всегда, когда чувствуешь некую неправильность и неподконтрольность происходящего…
– Да. Я сказал: я тебя так люблю, что даже спать с тобой не хочу.
– Bingo! – выпалив это слово Макс хлопает в ладоши и уходит на кухню.
Айк снова погружается в раздумья.
– Ну правильно, – говорит он, – то есть если сейчас у нас с ним всё случилось, это значит что я не влюблён, и всё под контролем.
– Или ты взрослеешь и боишься что начнёшь сожалеть об упущенных возможностях. – Макс снова появляется в комнате. – Долго я буду ходить туда-сюда? Но беспокоиться не о чем. Эту возможность ты уже отработал – по минимуму. Остаётся ждать исполнения пророчества.
– Какого пророчества?
– Ты слишком хорошо думаешь о моей памяти…
Макс подходит к полке с книгами, достаёт одну, раскрывает, ищет нужную страницу – в этот момент раздаётся звонок в дверь. Макс упирается пальцем в строку.
– Вот, слушай, это уже текст: «Я пошлю вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного».
Он выразительно смотрит на Айка. На театре тут бы всё потемнело.
– Ты единственный человек на грешной земле кто способен в два счёта довести меня до абсолютно любого, угодного тебе, состояния, – говорит Айк, поднимаясь с кресла.
– Давно пора прекратить утруждать себя сравнениями… куда ты?..
– Открою.
Снова раздаётся звонок. Макс ставит книгу на место и направляется к двери, по пути подталкивая Айка обратно в кресло:
– Нет уж! Не лишай меня удовольствия доставить удовольствие нашему новому Гефестиону, тем более что иные удовольствия… – он открывает дверь – …ой боооже ж…
За дверью стоит молодой парень с короткой стрижкой и маленьким бриллиантовым гвоздиком в левом ухе. Он улыбается и произносит:
– Пока ещё нет, но я буду стараться.
Макс жестом приглашает Илию в дом.
– Тут, оказывается, не в пантеоне прибыло, тут в пору новой секте нарисоваться! И не утруждай себя представлениями.
Он закрывает дверь и чуть кланяется в сторону Илии, словно японец или верный дворецкий.
– Добро пожаловать в место закладки нового Вавилона. Или может быть – Кадингирры??
Илия чуть медлит, делает такое выражение лица, будто пытается что-то припомнить, но его выражение намеренно-фальшиво – понятно, что он включился в игру.
– Это сорт вина? – спрашивает он.
– Да. – Отвечает Макс. – Церковного.
Макс чуть подталкивает Илию в сторону комнаты, но не столько чтоб указать направление, сколько чтобы прикоснуться, будто невзначай. Рукой он машет в сторону Айка, давно занявшего своё прежнее место.
– А вот и блудница вавилонская, сидящая на звере багряном… впрочем, это слишком явная метафора…
– Макс, ну угомонись, – улыбается Айк, – белое тебе к лицу, но надо знать меру.
– Ну дай же мне примерить хотя бы один из смертных грехов! – возмущается Макс. – Тем более в таком невинном, неразукрашенном, почти больничном виде!
Пока Макс это говорит, Айк встаёт с кресла и целует Илию – в краешек губ. Это с одной стороны поцелуй приветствия, с другой – некая смесь особого отношения со стремлением показать кто единственный обладатель пещерных сокровищ. Именно поэтому поцелуй не вскользь, как обычно бывает при приветственном поцелуе в щёку, что чуть раньше достался ему от Макса. Он длится чуть дольше, но в то же время его нельзя затягивать, чтобы он не перерос в поцелуй явный, страстный, выходящий за пределы приветственного.
После этого Айк снова уваливается в кресло, тянет Илию за собой, и тот в итоге оказывается сидящим у Айка на бедре.
– Хочешь чаю или кофе или какао или там… – спрашивает Макс, обращаясь к Илие.
– А есть молоко? – отвечает тот, чуть не перебивая.
Макс немного изумляется, но тут же приходит в себя.
– Да, видишь, ещё на губах не обсохло – не хочешь слизать?
И, не дожидаясь ответа, уходит на кухню.
Илия смотрит на Айка – тот слегка приобнимает мальчика.
– Всё хорошо? – интересуется Айк. – Ты всё нашёл? И так быстро собрался.
– Я не хотел привыкнуть, что я без тебя, снова. И молока у тебя нет.
– Ну кто же знал что ты, как Макс, любитель молочных рек.
– И кисельных берегов тоже. – Илия переходит на полушёпот. – А он красивый.
– Да. Очень.
– А почему вы не вместе?
– Мы вместе.
Илия недоумевает.
– Разве вы пара?
Айк чуть повышает голос.
– Ещё бы!!!!
С кухни раздаётся голос Макса.
– Айк, ты всё ещё хочешь чаю? Тут этот что я заварил, кажется, подостыл местами…
– А если сделать его со льдом? – предлагает Айк.
– Не знаю, но не будет ли это кощунственно по отношению к леди? Васильки ж, всё такое…
– Вино из одуванчиков тоже, небось, не кипячёным пили!
Макс входит в комнату со стаканом молока.
– И допились! – Протягивает стакан Илие. – Светел месяц, ясны звезды, дайте рабу божьему просветление и отрезвление.
Он оборачивается к Айку.
– Ты же помнишь о чём книга?
– Дети, сказки, зелье – всё как мы любим!
Макс внезапно грустнеет и смотрит в окно
– А некоторые полагают, что так умирала Америка… Ну, попробуем тебя воскресить, – говорит он обращаясь к Айку. – Хоть и не по графику идём
Он снова уходит на кухню. Илия отпивает молока.
– По какому графику?
– Cегодня суббота, – констатирует Айк.
– Иии??
– Воскресенье – завтра. Если по графику.
– Ммм… а вчера значит тебя распяли?
– Ты выбрал хорошее время, чтоб проткнуть меня копьём.
– Неужели я так тебя утомил, что надо воскрешать, да ещё раньше положенного? Может я как раз сильно старался, чтобы сегодня надругаться над мёртвым телом!
– Ого! – зрачки Айка расширяются. – Да ты хищник!
Илия рассматривает молоко в стакане и, вдруг, будто вспоминая о чём-то, и перестав заигрывать, произносит:
– Да, я хищный. – Его настроение снова меняется. – Но ты не бойся, ты зверюга сильный, сам кого хочешь завалишь!
– Спасибо, но я всё же предпочитаю живые тела! Я вообще люблю всё исключительно живое: зверюшек, цветочки, людей… и верю что никогда не умру. И ты никогда не умрёшь.
– Вот ты так говоришь, а вдруг мы правда никогда не умрём?..
Макс, по-старинке появляется в комнате.
– Ну во-первых, – говорит он, – это было бы чудовищно несправедливо по отношению ко всем остальным людям. Держи! – Он протягивает Айку стакан. Второй остаётся у него в руке. Затем направляется к своему креслу и садится. – Во-вторых же – everybody comes to hollywood. Опять же, что значит: никогда!? Человек существует только во времени, а никогда – находится вне времени, потому что в нём ничего не происходит. Следовательно: никогда – не существует. – Он отпивает из стакана. – Гадость редкостная. А как могут соприкасаться существующее и не-существующее?
– Ну разве момент смерти это как раз не соприкосновение существующего с не-существующим? – вставляет Айк.
– Возможно, – кивает Макс. – Но согласись что фраза «никогда не умру» абсурдна по своей сути.
– Почему? Ну то есть кроме того что она по определению не верна…
– Фраза «никогда не умру» абсурдна по своей сути, – Макс замедляет речь и чётко разделяет слова, видно что он очень думает в процессе произнесения. – Она абсурдна потому что а) никогда – не существует, и б) так как смерть – это отсутствие существования в принятом смысле, то «не умру» – это существование, опять же в принятом смысле. Поэтому «никогда не умру», – он возвращается к нормальному темпу речи, – означает не-существование в существовании, что как раз абсурд, и вообще – ересь.
– Это ты сейчас логически доказал смерть что ли? – спрашивает Айк
– Не думаю что тут есть логика, но главное – я вынужден просить у тебя прощения, потому что ты, друг мой милый, всё же умрёшь. Я лишь надеюсь, что позже меня – я не вынесу утраты. – Он снова опивает из стакана. – Илия, судя по его виду, тоже.
Илия кивает и включается в разговор.
– А почему ты решил что «никогда не умру» это не-существование в существовании, а не наоборот?
– Ой боже. – Макс хмурит лоб.
– Дитя желает познать истину, я тут ни при чём. – Айк наконец-то отпивает и недоумённо морщится. – Это у васильков такой привкус?
– Ты же видишь там лайм плавает… – отвечает Макс. – Ну и я текилы немного добавил – для тонусу.
– Удивительный напиток. Хотя сейчас в барах что только не мешают. Но после второго стакана всё равно всё равно. А это хотя бы из твоих рук.
– Я люблю «Кровавую Мэри». – Утверждает Илия. Макс смотрит на него и кивает:
– Так говорит Господь.
Айк начинает хохотать, в порыве он чуть не сбрасывает с себя Илию, но вовремя хватает его свободной рукой за талию. Немного жидкости из стакана проливается на его футболку. Макс довольно улыбаясь, и явно гордясь собой, смотрит на Айка. Илия тоже смотрит на Айка, тоже улыбается, несмотря на то что не вполне понимает суть происшедшего.
– Ты так смешно смеёшься, – произносит Илия, разглядывая мокрые пятна на футболке Айка.
– Это у него наследственное. – Говорит Макс. – Все его предки, кстати, умерли от смеха, что ещё одно доказательство что он умрёт, потому как – гены.
– Боже, Макс! – пытаясь справиться со смехом говорит Айк, – Я иногда думаю что если Христос был хотя бы чуть-чуть таким как ты!… – оооох… – в общем его популярность становится понятна.
– Ну я бы камня на камне не оставил, – парирует Макс. – Были и помоложе.
– Ох, ладно, – Айк успокаивается, – а можно повторить вопрос?
– Ой, я уже почти и забыл… – смущается Илия.
– Почему не-существование в существовании, а не наоборот, – подсказывает Макс.
– Да.
– Ну, во-первых, язык. Раз уж переворачиваем, сравните «никогда не умру» и «не умру никогда». Что такое – «не умру никогда», отбросьте отрицания и получите «умру когда-то». Но это всё глупости, конечно. А если серьёзно, – снова пробует жидкость в стакане на вкус, – а вот уже вполне можно пить… если по-другому, то так как мы убеждённые картезианцы, то слово Декарта для нас почти то же, что слово Божие. Мыслю же, следовательно, существую. И вначале было слово. Вот тебе Декарт знак равно Бог. А перед словом наверняка была мысль – вы же не думаете что Господь это всё так налепил как ни попадя, брякнул что-то даже не подумав, а мы теперь разгребай? Конечно нет, наверняка подумал, даже сомневаться не приходится. Я вон текилу с васильками сотворял, и то такой был полёт в душе – Юрий Гагарин! Вот и получается что существование в не-существовании, это совсем даже не смерть – или как ты посмел сказать – логическое её доказательство. Существование в не-существовании – это очень даже жизнь.
Последнюю фразу Макс произносит глядя в глаза Илие. Тот немного смутившись отводит взгляд и смотрит на Айка, который, в свою очередь, смотрит на Макса. Некоторое время все сидят молча. Потом Макс встает и, помахивая своим пустым стаканом, очень театрально объявляет:
– Время завтрака!
И уходит на кухню.
– Всё как в приличных домах – сначала аперитив, потом утренняя гимнастика. Мне кажется мне надо поменять майку. Макс, а от текилы пятна остаются? – последнюю фразу Айк почти выкрикивает.
– Не знаю, но люди же изобрели пятновыводители.
– Я знаю такие пятна, что ничем не выведешь, – говорит Илия.
– Я тоже знаю такие пятна, но они вполне хорошо отстирываются, – отвечает Айк, – если не затягивать со стиркой.
– Нет, – Илия качает головой, – я про пятна на сердце.
Айк снимает с себя Илию, усаживает его и встаёт с кресла.
– Так, повремени с откровениями, мы ещё не поставили диско.
Илия устраивается в кресле Айка.
– Когда танцуешь, какие уж тут откровения… ну и я и не собрался ничего рассказывать, просто подумалось – это же не страшно.
Айк стаскивает майку.
– А может не буду я ничего переодевать, похожу голым… Маааакс!! А давай я, пожалуй, не буду ничего переодевать и похожу голым!
Макс высовывается из кухни:
– Ну если дети не будут пускать слюни… и не будут просить соску…… то ходи хоть конём хоть королевой.
– Не буду я просить соску… – говорит Илия ни капли не обижаясь. – Мне не нравятся пустышки. В моём возрасте надо хорошо есть и, желательно, всё очень качественное, и повкусней.
– Спасибо! – Айк явно польщён. – Как думаешь, я не поправился?? – добавляет он, обращаясь к Максу.
Макс не обращает внимания на вопрос Айка. Он подходит к креслу, где сидит Илия, наклоняется к нему и очень близко, почти губы в губы говорит:
– Ух ты ж, пустышек мы не любим. Игры с бутылочкой конечно интересней. Даже если выпал не я. Вот был бы повод с тобой не разговаривать.
– Почему? – не понимает Илия, но не отстраняется от Макса.
– Потому что я предпочёл бы с тобой – не разговаривать.
Он выпрямляет спину и всем своим видом показывает что снова намерен скрыться на кухне.
– Давайте уже не будем меня отвлекать, у меня же там творчество!
И уходит на кухню. Айк подходит к Илие и наклоняется к нему так же как Макс:
– Я бы тоже предпочёл с тобой… не разговаривать, – после этих слов он целует его и выпрямляется.
– Я понял о чём он, – произносит Илия, – я же не совсем дурачок.
– Да разве?? – игриво замечает Айк.
– Да разве. Иначе ты бы меня сюда не позвал.
– Ну просил же подождать с откровениями!!
Айк подходит к музыкальной колонке, уставшей от собственного молчания. Параллельно копается в своём телефоне. По его лицу видно, что он никак не может определиться с выбором. Словно у него есть идея, но он не находит средств для её воплощения.
– Ну хорошо, – в конце концов произносит он, – не будем менять волну.
Он нажимает несколько кнопок и делает погромче. Играет Depeche Mode – Freelove. Айк начинает двигаться под музыку и делает движение двумя пальцами, призывая Илию к нему присоединиться. Тот встаёт и подходит к Айку. Подстраивается под его ритм, под его движения. Потом снимает футболку. Танец этих обнажённых молодых торсов – плавная заманчивая игра, со случайными прикосновениями, с нерушимостью созданных образов, и в то же время в ней нет никакой загадочности, только свобода и уверенность.
Макс появляется почти под конец песни, может чуть раньше. У него в руках три среднего размера тарелки – на них тонкий сушёный хлеб, несколько видов сыра, ветчина, груши, виноград и лимон.
– Решили начать грехопадение не дожидаясь змия-искусителя?? – говорит он. – Похвально.
Макс ставит тарелки на стол, уходит и через несколько секунд появляется снова. В руках бутылка текилы, три текильных рюмки. Он оставляет их на столе и опять уходит. В следующий раз у него в руках большой поднос с чайником, тремя небольшими чайными чашками, чайными ложками, тут же нож, розетки с мёдом и вареньем, баночка горчицы. Песня заканчивается. Илия целует Айка.
– Ты так хорошо танцуешь.
– Ты тоже. – Отвечает Айк.
– Жаль, что нас никто не видел.
– Ты не только хищный, но ещё и мстительный.
– Заклинаю всеми богами, и Дионисием и Гестией и прочими Ампелами! – Макс выключает музыку.
Айк и Илия занимают место в своём кресле. Все приступают к трапезе.
– Столько всего сразу вкусного! Ты всегда сам готовишь? – восхищается Илия.
– Хорошо что яблок нет. – Добавляет Айк.
– Почему?
– Что почему? – вставляет Макс, – почему нет или почему хорошо что нет?
– Слишком опасный фрукт, – Айк мажет кусок хлеба горчицей, сверху укладывает ветчину, затем кусок сыра и добавляет каплю мёда.
– Раз уж ты начал, то зови его не фруктом, а плодом. – Произносит Макс, беря дольку груши. – А во-вторых, для раздора нам бы даже надпись была не нужна. Мы же поразбиваем друг другу носы всего лишь пытаясь определить кто из нас кто.
– Понятно что каждому хочется быть Афродитой! – Айк проглатывает большой кусок. – Но я бы легко согласился и на любую из оставшихся. Поэтому Афродитой, Макс, можешь быть ты.
– Нет, я не могу Афродитой… ну то есть я, конечно, могу Афродитой, но у нас ей будет… – он смотрит на Илию. Тот застывает с ложкой в руке.
– Я что ль?? Почему я??
– Потому что всё сходится.
– А ты можешь сейчас просто налить выпить! – предлагает Айк.
– Подождите, я ничего не понимаю, – срывается Илия. – Объясните мне, вы пользуетесь тем что я моложе и тем что вы знакомы сто лет. И что это за разговор вдруг за завтраком. Разве о таком говорят? Вот смотрите за окно – там лето и солнце и птицы и цветы растут и красота и пора поехать купаться и может играть в бадминтон, а вы зачем-то про раздоры и про Афродиту, которая ещё и сходится на мне почему-то. Так, в конце концов, не честно.
Айк пытается притянуть Илию к себе, чтобы поцеловать, но тот сопротивляется.
– Нет, сначала хочу знать про Афродиту и почему я.
Айк делает характерный жест рукой, будто передавая слово Максу. В то же время он немножко напряжён. Макс берёт бутылку текилы.
– А сначала говорю и потом выпьем или сначала выпьем потом говорю??
– Сначала.
Макс разливает текилу.
– Без соли?? – удивляется Илия.
– Ну и какие нужны пояснения? – Макс ставит бутылку обратно на стол. – Видишь же он жить не может без пены морской.
Он поднимается и уходит на кухню за солью.
– Ты злишься на него? – спрашивает Айк, сооружая очередной бутерброд..
– Нет. Мне кажется он очень хороший, но в нём есть какая-то… зависть может.
– Зависть?? Всё что угодно, только не зависть. У него есть всё что ему нужно. Макс очень хорошо знает свои желания и давно научился отсекать лишние.
– Ещё бы научиться избавляться от тех, которые не кажутся лишними, но ничего кроме удовлетворения от исполнения не дают. – Макс возвращается и устраивается в кресле.
– Разве получать удовлетворение от исполнения желаний – плохо? – спрашивает Айк. – Разве желания, это не нехватка чего-то, что необходимо для комфорта?
– Даже я понимаю что нет. Ты говоришь о потребностях. А желания – это что-то другое. Совсем не необходимое.
– Да, желания – это сверх-необходимое. Потому с ним бороться сложнее. Лехаим! – он выпивает.
– Ну это уже уайльдовщина! – говорит Айк и тоже выпивает. Илия следует их примеру.
– Уайльдовщина – это то, что ты делал ночью с этим тихим, скромным, красивым мальчиком. – Говорит Макс, беря ещё одну дольку груши. – А я всего лишь кормлю вас завтраком.
– Предлагаю вернуться к Афродите, – чуть смущаясь произносит Илия.
– Ох… как я не люблю эти иллокутивные акты, но вернёмся.
– Подожди, теперь сначала про акты.
– Это действие которое происходит самим фактом его называния, – поясняет Айк, наливая по новой, – его произнесением… в речи. Я предлагаю. Я клянусь. Я говорю.
Илия выдерживает паузу.
– А «я люблю» – это иллокутивный акт? – спрашивает он.
– «Люблю» предполагает совершенно другие акты, – замечает Макс. – А ты любишь??
– Вернёмся к Афродите.
– Я бы рад бы, да золотые нити мешают. Не хочу чтобы меня постигла участь Ареса.
– Тебе всегда был ближе Адонис, – будто вспоминает Айк.
– За исключением глупой смерти… с другой стороны – может это первая в мире жертва гомофобии.
– Что ты имеешь в виду?
– Ну смотри. Во вполне себе таком открытом и демократичном антично-греческом обществе, с их празднествами, олимпийскими играми, культом красоты и лучшей за всю историю человечества религией живёт прекрасный Адонис – смертный, к слову сказать. Все-то его любят, все-то им восхищаются. Афродита, хоть и богиня, и та мозгом двинула от любви неземной – впрочем, она была неразборчива в связях, но это привилегия богинь. Адонис, конечно, даме не отказал, несмотря на то что она была очень даже замужем. Впрочем, Гефест хоть мужик был и мстительный, но дальше носа не видел – покушался только на явное. А взревновал Афродиту, прознав про измену, её главный любовник – Арес, который, обратившись вепрем, и пронзил бедро прекрасного Адониса. Знал сука куда целиться. Помянем.
– Какая занимательная история. Романтический триллер. – Видно что Илия очень заинтересован.
– Ареса, конечно, можно понять. Он сам в не лучшем положении. Живёт с несвободной женщиной, которая вообще-то, по совести, жена брата его. Они же оба – сыновья Зевса и Геры. Афродита, судя по всему, тоже дочь Зевса… то есть греки хоть и молодцы, но фантазии никакой.
– Или они такими божественными историями себе грехи списывали, – вставляет Айк.
– Возможно. Но для меньшего драматизма будем считать Афродиту дочерью Кроноса – так хоть родство получается подальше. Ну, то есть она сестра Зевса.
– Получается что мужу своему она – тётка? – уточняет Илия.
– Получается. Но это не страшно. Потому что если вам претит такое кровосмешение, то можете считать её дочерью Урана. Это, в свою очередь, оправдывает мастурбацию. Его хоть и оскопили насильно, но семя-то оказалось разбрызгано, ну и взбилось в итоге в пену, из которой родилась Афродита. Поэтому всякий стыдящийся самоудовлетворения в ванной может утешать себя идеей, что из его семени тоже что-нибудь взобьётся и народится, при чём не исключено что божественное.
– И что в итоге с Адонисом?
– Адонис, по гораздо более интересной версии, был любовником Диониса. Очень хорошая версия. Вполне официальная, если в мифологии вообще может быть хоть что-то официальное. И что если Адонис совсем даже не был любовником Афродиты? Что если они были просто хорошие друзья? Ну как сегодня каждой приличной девочке положено иметь друга-гея.
– А Арес этого, значит, не знал и заколол несчастного клыком!! – Айк протянул Илие кусок сыра.
– Совсем наоборот. Арес всё прекрасно знал и убил Адониса не потому что тот спит с его любовницей…
– До чего милая конструкция – спит с его любовницей…
– …А потому что, как любой гомофоб, Арес не мог вынести того, что Адонис популярнее, и что именно ему Афродита, на которую он в буквальном смысле молится, поверяет все свои женские тайны и любовные истории.
– Я запутался. – Признался Илия и отправил в рот кусок сыра.
– На то и нити золотые. А доконал парня Харес из Метилены – знатный был сказочник. Порадовал общественность сообщением, что у Афродиты и Адониса есть совместные дети.
– Много?
– Вроде двое… не помню как зовут, ну это не важно. Главное что гнев Ареса обрушился на прекрасного Адониса, и с тех пор мы вынуждены терпеть лютую зиму.
– Этот Харес – тоже гомофоб.
– Или некрасивый, если вспомнить с каким рвением он описывал дела Александра Великого.
– Подождите-ка, – встрепенулся Айк, – Адонис то есть совсем был ни при чём! Спал со своим Дионисом и не понимал что покровительство Афродиты добром не кончится – а как же инстинкт самосохранения?
– Инстинкт самосохранения люди придумали позже, когда перевели олимпийцев из религии в мифологию. А Боги мстительны – они не любят когда их называют мифологией… ещё чаю?
– Ты же сам минуту назад заговорил про мифологию! – возмутился Илия.
– Ему можно, он в секте. – Пояснил Айк.
– В какой?
– В любой.
– Тогда – про золотые нити?
– В которых ты запутался?? – Макс наполнил рюмки. – Это уже игрушка Гефеста. Он прознал про твою связь с Аресом, и, чтобы хоть как-то вас наказать, выковал тончайшую золотую нить. Коротко говоря, когда Афродита с Аресом однажды оказались в постели, то наутро обнаружили себя опутанными этой нитью с ног до головы, будучи, конечно, абсолютно обнажёнными. Гефест смог насладиться позором родственников, позвав поглядеть на эту красоту прочих богов. Тот ещё порнофильм получился. Там много параллельных сюжетных линий, но они не имеют отношения к делу.
– Хвалу богам воспоёмте друзья, наполни кувшин виночерпий! – провозгласил Айк. – Ах, ты уже наполнил.
– И всё равно я не понимаю почему я – Афродита.
– Боже ж ты мой! Ну а кто? Возвращаясь к нашим яблочкам – не Гера же, матерей охраняющая. – Макс уставился на Илию.
– И не дева-воительница Афина. – Айк сделал то же самое.
– Совоокая и русоволосая.
– И не Гефест и не Арес… кто ещё был?
– Адонис, – после некоторого раздумья сказал Айк.
– Отметаем сразу, потому что он смертный, а мы уже выяснили что ты никогда не умрёшь. Ладно, исторический экскурс окончен, роли распределены.
– Я уберу со стола.
Айк поднимается, составляет на поднос всё что поместилось и направляется на кухню. Макс и Илия провожают его молчаливыми взглядами.
– Мне кажется я тебе нравлюсь, – произносит Илия, когда Айк скрывается из виду.
– Это плохо? – спрашивает Макс.
– Да, я же вроде как с Айком.
– Ему не обязательно знать.
– И часто ты вот так уводишь парней у своего друга?
– Как минимум я никого не увожу, ты сам пришёл.
– Я пришёл, потому что Айк здесь.
– Ну он не всегда здесь. Иногда этот дом бывает очень пустым.
– Не верю что ты страдаешь от одиночества.
– Не страдаю. Более того, я умею им наслаждаться. Это как добро и зло. Невозможно познать добродетель не столкнувшись с грехом. Невозможно любить одиночество не устав от людей. Первостатейные банальности хороши тем что не оставляют места для споров. И ничего не вызывают кроме раздражения.
– А ты устал от людей?
– Я стараюсь иметь с ними поменьше общего. Принимая биологический вид, но не испытывая солидарности.
Они замолкают когда Айк возвращается с подносом, чтобы собрать остатки посуды.
– Ты думаешь Айк обрадуется узнав что я тебе нравлюсь? – продолжает Илия, когда Айк снова удаляется.
– Мы можем у него спросить.
– Не надо. Мне будет неловко.
– А ты весь такой приличный?
– Не похоже?
– Нет.
Айк окончательно возвращается в комнату. Макс пристально, словно изучая, смотрит на Илию. Айк видит что что-то происходит.
– Что-то происходит?? – спрашивает он.
– Мне нравится твой мальчик.
– Ну не впервой!
Макс обращается к Илие:
– Ну вот видишь!
Илия обращается к Айку:
– А если я скажу что мне нравится твой друг?
Айк улыбается тонкой застывающей улыбкой.
– Ты что-то говорил про пятна на сердце. Не превращай их в бездонные дыры.
Макс встаёт и снимает со стены фотоаппарат.
– Роли распределены, пора пополнить коллекцию.
– Нам раздеться? – спрашивает Айк, пытаясь уловить выражение лица Макса.
– Ты что, собираешься фотографировать? – уточняет Илия.
– Скорее – запоминать. – Отвечает Макс. – Мне постоянно необходимы новые иконы. – Он делает несколько снимков.
– Вообще, Макс не любит фотографию, – говорит Айк Илие.
– Почему? Зачем тогда фотографировать?
Словно отвечая на вопрос Макс делает ещё несколько снимков, но затем решает дополнить действие словом.
– Потому что рисовать я не умею. А тут – хорошая техника. Нажал на кнопку – портрет готов. А то и несколько, потом просто выберем наиболее удачный – и на стену. Ну вы так и собираетесь сидеть? Душа требует страстей. А, впрочем, сидите.
Илия явно в замешательстве. Айк, привыкший к замашкам Макса даже не пытается ничего изобразить. Разве что порой строит деланную улыбку или приподнимает брови. Макс не обращает внимания на пассивность гостей. Кажется, он очень увлечён процессом.
Через несколько минут, когда сделаны уже два десятка кадров, Айк берёт Илию за руку.
– Может, добавим немного порно? Тебе никогда не хотелось стать звездой порно?
– А почему ты думаешь что я не звезда порно? – отвечает Илия, подмигивая непонятно кому.
– Наверное, я бы знал если бы ты был звездой порно.
– Может, ты смотришь не то порно.
– Я смотрю разное порно…
– …но все же не всё порно…
– …конечно не всё порно…
Айк словно снова начал заигрывать. Неизвестно чем бы закончилась эта перепалка, если не вмешательство Макса:
– Тут ты ошибаешься – всё кругом порно.
– Как же тут успеть за звездами порно… – отвечает Илия, произнося фразу как можно монотонней.
– Кого ты любишь? – спрашивает Айк. – Брент Корриган или Брент Эверетт?? Джонни Роккет?? Райан Айдл? Микки Тэйлор?? Кто on top? Кто делает для тебя порно?.. кто Бог твоего порно?..
– …on top! – Макс делает акцент.
– …я люблю себя в роли звезды порно… – провозглашает Илия.
Макс на мгновение замирает с камерой в руках.
– …может мы посмотрим как ты любишь себя в роли звезды порно??
– А может ты полюбишь меня в роли звезды порно?? – в словах Илии чувствуется вызов.
Макс делает ещё один снимок, последний, и кладёт фотоаппарат на полку.
– Тебе не кажется что как-то бесчеловечно трахать тебя в присутствии Айка??
– А мы не будем отягощать его знанием! – в голосе Илии проскакивает дерзость.
– Нет уж отяготите! – включается Айк.
– Да, придётся, – растягивает Макс. – Присутствие Айка необходимо. Во-первых, он будет снимать – стационарные камеры оставим семейным парам. А во-вторых, следить за тем, чтобы я не задушил тебя в приступе безудержной любви…
– Это уже совсем другой сюжет, – замечает Айк. – И тогда нам нужен кто-то ещё.
– Зачем?..
– Следить, чтобы я не поубивал вас обоих в приступе безудержной ревности.
– Теряюсь в догадках – кого ты собираешься ревновать.
– Ну, ясное дело.
– Я люблю когда трое. – Илия смотрит то на одного, то на другого.
– Кино откладывается. Отметим это. – Макс и уходит на кухню чтобы принести изрядно опустевшую бутылку текилы.
Как только он скрывается на кухне, раздаётся звонок в дверь. Макс совершенно невозмутимо возвращается с кухни.
– Кто-то пришёл. – Сообщает Илия так, будто кроме него никто не слышал постороннего звука.
Макс молча ставит на стол бутылку, рюмки и снова уходит. Звонок повторяется. Макс возвращается с ножом и лимоном.
– Ты не собираешься открывать?? – удивляется Илия.
– Нет.
– Макс никогда не открывает дверь без предварительного телефонного звонка. – Поясняет Айк.
– А если что-то случилось… – настаивает Илия, – и… и человек потерял телефон и ты его последняя надежда и он стучится в дверь твою.
Макс усаживается в кресло, откупоривает бутылку, наливает по полной рюмке:
– Стучите и откроют вам?? Снова проповеди??
– Милосердие. Вера Надежда Любовь. – Произносит Илия неопределённо.
– Да-да, Святая Троица, – говорит Макс, отрезая ножом кусок лимона, и тут словно спохватывается: – От кого София их рожала?
Телефон Макса начинает вибрировать. Он откладывает нож, вытирает руки салфеткой, берёт телефон.
– Алло… да… ой боже… ну сейчас. – Нажимает кнопку отбоя.
– Кто это? – Спрашивает Айк.
Макс, не отвечает, лишь делает жест предполагающий что-то вроде «Сейчас увидите», встаёт, идёт ко входной двери, открывает. В дом входит молодой человек приблизительно одного возраста с Максом. Черты его лица сразу заставляют обратить на себя внимание – это некая смесь Джеймса Дина, молодых Марлона Брандо и Питера О'Тула. Он довольно высок – может на пол-головы или даже голову выше Макса. Впрочем, телосложение его почти такое же. Он приветственно целует Макса. Макс реагирует на всё это несколько недоумённо.
– Я вообще удивлён откуда у тебя мой номер, – говорит он вошедшему, и повернувшись к Айку и Илие поясняет: – Это Марк.
Марк не здоровается, лишь приветственно кивает.
– Это Айк – постарше. Это Илия – другой.
– О! Текила! – Марк замечает разлитые рюмки, – Макс, а ты можешь меня накормить?
– Мы почти только что завтракали, но что-то точно осталось….если ты не против поесть в одиночестве… ну, в смысле, что мы не будем… или кто-то хочет??.. – Айк и Илия качают головами – …ну вот то есть. Но первое предложение мне нравится больше. – Айк приносит ещё одну рюмку и возвращается в кресло.
– Тем более – мне необходимо осознать, – произносит задумчиво Макс, – Да, мне необходимо осознать.
Марк уваливается в кресло Макса, берет лимон и не находит ножа, который снова оказывается в руках Макса.
– Забавы с холодным оружием? Мило. – Марк поднимается, подходит к Максу, нежно забирает у него нож и при этом довольно резко целует. После этого слегка подталкивает. – Иди уже… или подожди, выпьем. – Подаёт Максу рюмку. – За что выпьем?
– За знакомство, – первым собравшись с духом выпаливает Илия.
– Угу, – мычит Марк и выпивает.
Макс немного задерживает свои действия. Он не очень откровенно, исподволь, наблюдает за движениями Марка, словно стараясь запечатлеть их – сохранить в бунтующей памяти. Не вполне насладившись виденным, он всё же выпивает, и со стуком опускает рюмку на стол.
– Теперь вперёд! Принеси мне что-нибудь. – говорит Марк.
– Я помогу. – Предлагает Айк.
– Он вполне справится сам. – Осаживает его Марк.
– Так будет быстрее. – Не унимается Айк.
– Я правда справлюсь сам, – уверяет Макс, – и именно так будет быстрее.
Макс снова исчезает на кухне. Илия заинтересованно смотрит на Марка. Секундное молчание начинает затягиваться. В конце концов он произносит:
– Ты похож на охотника, который только что вышел на охоту.
– Я в непрерывной охоте. – Отвечает Марк и откидывается на спинку кресла.
– Где же твои псы? – интересуется Айк.
– Ты можешь быть одним из них.
– Мы работаем в паре. – Говорит Илия.
– Тогда я лучше буду использовать вас как ездовых собачек.
– Не слишком самонадеянно? – спрашивает Айк.
– Нет. Я же надеюсь не на себя, а на вас.
– Не слишком нанаснадеянно? – изобретает Илия.
– Нет. Вы будете хорошими собачками и получите угощение.
– А если мы будем плохими?? – У Айка чуть сжимаются кулаки.
– Значит, угощение достанется Максу, – говорит Марк, краем глаза замечая движение Айка. – Он любит когда его кормят с руки.
– Ничего себе… – вполголоса изумляется Илия.
– Но это не важно. Важно что если вы не собаки, значит добыча.
– Ты всегда попадаешь в цель? – спрашивает Айк.
– Это слишком примитивный метод охоты.
– Ну почему же?! – Илия всё больше и больше расслабляется, скоро от его начального ступора при виде Марка не останется и следа. – Огнестрельное оружие это так волнующе. Там столько секса – все эти приклады, рукояти, стволы…
– Но стрелять можно и из лука. – Отвечает Марк. – Или вот скажем, копьё! Прелестный способ убийства.
– Несколько громоздкий, мне кажется. – Айк чувствует как расслабляется тело Илии и следует его примеру, разжимая кулаки.
– …Но секса в нём больше чем в любом стволе. – Продолжает Марк. – Если не метать, а колоть. И провернуть дважды… Проникновение в чужую плоть… вибрация древка… и лицо жертвы… самая чистая из эмоций – не при всяком оргазме такого добьёшься.
В комнату входит Макс, у него в руках тарелки с бутербродами и фруктами.
– Да разве?? – произносит он, реагируя на последнюю реплику Марка.
– Ну, от тебя можно добиться чего угодно. – Замечает Марк.
– Да разве?? – в свою очередь произносит Айк.
– Здесь ключевая не точка Б, а точка А. – Поясняет Макс. – Важно кто, а не кого. Совпадения усложняют правила. Но тем более впечатляющ результат. – Он скрывается на кухне.
– Результат чего?? – Не выдерживает Илия. – Что должно совпасть?? Таким тупым как сегодня я себя никогда в жизни не чувствовал.
– Все ждут фразы «какие твои годы» но её не будет. – Говорит Марк. – Впрочем и эту фразу вычеркнем тоже. Но тебе я поясню. Ты такой милый. Совпасть должны роли охотника и добычи. А результат понятен – хороший ужин или голова на стенке.
– Хороший ужин звучит как-то приятней, – говорит Илия.
– Пока не вспомнишь что основное блюдо – это ты.
– Я не блюдо! Я собака… и Афродита.
Входит Макс с чайником и чашками.
– Недалеко ты от царствия Божьего. Никто не хочет чаю, кроме??
– А станцуешь?? – улыбается Марк.
– Танец семи покрывал?? Только если ты, наконец, определишься в выборе между стоической добродетелью и желанием чтобы с тебя всё время их срывали.
– Ты встаёшь на опасный путь.
– Я уже прошагал половину.
– Но ты до сих пор не знаешь куда ведёт эта дорога.
– Куда бы она ни вела, лишь бы из того места исходила другая.
Он находит большую декоративную подушку, бросает её на пол и садится.
– А если там тупик… или – царствие божие?? – Спрашивает Илия.
– Что, в общем, одно и то же. – Замечает Макс.
– Точнее – одно может предполагать другое, но не всегда равно. – Дополняет Марк.
– Ага, понял. Тупик не всегда царствие, и царствие возможно не тупик. – Илия кивает.
– Эти райские кущи, безусловно, крайне заманчивы. – Макс опирается на руку. – Но меня всегда пугала в них некоторая конечность. Не понятно же что дальше? К чему стремиться, чего желать…
– Наверняка там можно будет возжелать жену брата своего, раз тут нельзя. – Произносит Марк. – Или предаться, наконец, полному чревоугодию, не заботясь о фигуре.
– Ты и тут прекрасно ешь и пьёшь с мытарями и грешниками. Не говоря уж о жене брата.
– Ты спишь с женой брата?? – вмешивается Айк, обращаясь к Марку.
– В последнее время я сплю только с Максом, хотя нет, была тут одна девочка.
– Девочка девочка?? – уточняет Айк.
– Ну тебе не стыдно?? – возмущается Макс. – Я-то тут при чём?
– Чадо! Прощаются тебе грехи твои! – говорит Марк.
– После того как Марк сказал что ты любишь есть с его руки я буду постоянно требовать пояснений. – Говорит Айк.
– …а я попробую не запутаться в тексте, – кивает Макс.
По всему виду Айка видно что он потерял нить:
– А это о чём?
– О том что мне кажется совершенно не важно кто сейчас что говорит и даже сколько персонажей участвуют в спектакле. Это разделение на роли представляется весьма условным.
– Вы так долго убеждали меня что я Афродита, что я теперь настаиваю на этом образе. – Говорит Илия.
– Но и она бесполезна без остальных олимпийцев.
– Чувствую вы уже разыграли сценку, – замечает Марк, – или её первое действие. Но в конце буду аплодировать, обещаю, надо же будет куда-то деть руки.
– Только в том случае, если твой герой останется жив. – Вставляет Айк.
– Разве мы не выяснили только что, что герои взаимозаменяемы?? – спрашивает Макс. – Да и герой – слишком пафосное определение. Оно сразу наделяет некоей несгибаемой статью.
– Зато сразу привлекает внимание. – Говорит Илия. – Понятно, кто основной.
– Потому-то мы все условны.
– Это тебя еда с моей руки так зацепила? – произносит Марк.
– Кроме того что это правда, я думаю эта фраза никак не характеризует ни тебя ни меня. Я мог сказать тоже самое. Про кого угодно. Про тебя, про Айка, даже про Илию, упаси господи. И Илия мог бы это сказать.
– Про меня? – смеется Марк. – Что я люблю есть с его руки?
– Что ты не отказался бы. И сейчас не станешь этого делать только чтобы показать обратное. А в режиме трогательной, но бездуховной беседы, не усугублённой присутствием конкурентов, ты пойдёшь на это легко. Особенно если тебе заплатить.
– А вдруг Илия не станет кормить его? – интересуется Айк.
– Почему это я не стану??
– У каждого из нас найдётся причина сказать то, что сказал Марк. – Говорит Макс. – И не только сказать, но и сделать.
– Если бы это был не ты, я бы подумал что ты оправдываешься, – произносит Айк.
Макс вдруг становится слегка раздражённым.
– Почему ты не можешь подумать что я оправдываюсь?? Мне вообще всё больше кажется что у тебя обо мне сложилось слишком хорошее, а потому – искажённое мнение.
– Ты из той породы людей, о которых мнение не складывается. Оно раз и навсегда установлено. И тебя можно либо постичь, либо нет.
– Капризничать так уж до конца – теперь я ещё и из породы!
– Собаки, собаки, кругом одни собаки… – словно напевает Марк, и потом резко оборачивается к Илие: – И только ты – добыча.
Илия хотел было что-то ответить, но Марк приложил палец к губам показывая что нужно помолчать.
– Не придирайся к словам, ты отлично понимаешь что я имел в виду говоря о породе. – Продолжает Айк. – Конечно, твоя уникальность неоспорима, но с другой стороны – разве мы можем исключать, что на неизведанных континентах обитает некто столь же прекрасный, как ты.
– Мы не можем ничего исключать, – соглашается Макс, – Но нужен ли тебе ещё один такой же? Будет ли он обладать той же ценностью??
– А ты готов назначить себе цену?? Или определить свою ценность??
– Это дело специалистов. Но коль уж нам не повезло быть произведениями искусства, в наших силах хотя бы выбрать тех, кому мы позволим себя оценить. Мы, в свою очередь, можем ставить оценки изучающим нашу науку, и либо переводить в следующий класс, либо исключать из школы.
– А как же любимчики?? – спрашивает Марк.
– А вот это проблема, – кивает Макс, – с ними мы чаще всего ошибаемся. Но именно они подтверждают в итоге правильность наших аксиом. Вообще же – совершенно не важно куда идти…
– Конечно не важно, – соглашается Илия, – главное кто идёт рядом.
– Вместе и рядом – совсем не одно и то же.
– Ну я имел в виду главное – с кем идти.
– Некоторые вполне успешно передвигаются в одиночку и полагают что компания только испортит размеренность их движения, и не важно – есть у него цель или нет.
– Бесцельное шатание – совсем не в твоём стиле.
– О! Тебе хватило утра, чтобы не только обнаружить во мне стиль, но и познать его!? Но вопрос не в этом – ты полагаешь я куда-то иду?? Куда же, интересно??
– Мне кажется что у тебя есть какая-то совсем неземная цель, про которую ты никогда никому не рассказываешь, и даже если кто и спрашивает тебя о мечте или о пути – ты, наверное, говоришь какую-нибудь чепуху, которую можно принять, но только самые близкие тебе люди понимают, что всё это совсем не так – они строят догадки, думают о тебе как о фонарике, который освещает и их путь, о том, что ты не похож на других, и что, конечно, у тебя есть твоя цель, но может ты суеверен… ты должен быть суеверен, чтобы бояться рассказать о том, что тебе действительно хочется…
– Как-то ты скомкал все понятия о мечте, хотениях, цели. Это же всё совсем разные вещи, – замечает Айк.
– Ты думаешь?? – спрашивает Макс.
– А ты нет?
– Нет… условие скрыто в устах говорящего. И все эти понятия тоже взаимозаменяемы. То, что для тебя мечта, для меня всего лишь мимолётное желание. Даже в вопросе его удовлетворения. Ты можешь достичь моей цели так же легко, как я порушить твою мечту. И, значит, в мечте вообще нет никакой идеи – это выдумка, миф, Афродита. Ещё один способ оправдать собственное существование. Плюс время затраченное на путь. Ну а V, как известно, S делённое на t.
– А как же жить без мечты…
– Это к трубадурам и менестрелям. Как жить без мечты… Только без мечты и надо жить. С мечтой надо умирать. Или уж хотя бы – за неё, в отсутствие нормальной дамы сердца.
– Самое приятное в даме сердца, что её нужно добиваться. – Говорит Илия. – Даже не знаю кем быть интересней.
– Интересней быть по разные стороны. Прокляни меня, послав мне однообразие. И скуку. И дорогу, с которой не свернуть.
– Мне кажется, ты слишком серьёзно ко всему относишься…
– Это любимый крест Макса, – Айк ёрзает в кресле, – искать сложное в простом.
– Я просто полагаю что сложного не бывает, а простое – разнообразно. Кроме того – это вопрос таланта. – Макс удовлетворённо меняет позу.
– И навыка?
– И навыка. Но талант мы трогать не будем. Да лучше наденьте мне камень жерновный на шею и бросьте в море!.. Навык же – снова не более чем желание. Уже не причина, но следствие.
Марк сползает с кресла и потягивается:
– Как желание тепла. Или действия.
Всё тело Марка, как водится, говорит только об одном. Но он не считает нужным скрывать очевидное, и потому – всегда позволяет себе определённые пояснения.
– В любой истории должно быть действие, особенно если в одном месте собираются четверо красивых парней.
– Ну уж прям красивых! – Говорит Айк.
– Конечно красивых – кому нужна история про уродов?
– Про уродов? – изумляется Макс. – Истории про уродов не менее захватывающи. Мурашки, завязанные на сексуальном подтексте. Но я понимаю – ты говоришь о простом. Про обычное. Про не впечатляющее, малопривлекательное, про тех, кто пытается провести новую границу между добром и злом.
– Пусть так. – Соглашается Марк. – Я к тому, что мы должны вызывать самый разный интерес. Какой резон тебе меня слушать, если ты не думаешь о сексе со мной??
– Получается, что раз мы все тебя слушаем, мы все думаем о сексе с тобой?? – подначивает Илия.
– А разве нет?? Да и зачем думать – я же не похож на человека, который много думает и позволяет в своём присутствии много думать другим. Я не буду сейчас уклоняться от ответа, увиливать, заигрывать, тем более из любви к искусству. Да и история так интересней.
– Даже не смотря на то, что у нас много не закрытых тем?? – спрашивает Макс.
– А зачем вообще зарывать темы?? Они живут, существуют сами по себе, порхают вокруг, источают аромат, усаживаются на плечо, шепчут на ушко как им легко, как им приятно быть среди нас, как им весело. А мы не устраиваем им похорон, и не возводим в культ, и не пытаемся поставить точку и воздвигнуть статую на далёком мысе, до которого не добраться…
– …где будут выбиты чужие имена. – Заканчивает Макс.
Марк хватает Макса за руку и притягивает к себе. Они оба уваливаются на пол и Марк так обнимает Макса сильными руками, что практически лишает его возможности пошевелиться.
– Ну вот я и попался. – Говорит Макс. – Ни тебе встречи, ни заигрыша.
– Тоже так хочу! – выпаливает Илия.
Сразу после этих слов он резко набрасывается на Айка, стаскивает его с кресла на пол и сжимает в объятиях.
– Я словно Лаокоон. – Говорит Айк.
– И копьё выстрелило… – констатирует Макс. – И мы, скорее, лаокооновы сыновья. Где же бродит эль Греко? В какие психиатрические лечебницы занесло его в этот раз в поисках тянучих натурщиков.
Он целует Марка.
– Отпусти меня, отрок. Как бы не надорвать спину на этой грядке.
– Это же точно как с любовниками, – произносит Марк, – один он у тебя или сотня, единожды или много раз. Никогда я не знаю куда мне предстоит вернуться и чьей руки будет не хватать на смертном ложе. И за кого предстоит дать ответ. И кому поклониться. Закрытые темы чудовищны…
– …они не оставляют простора для фантазий… – снова заканчивает Макс.
Макс снова целует Марка, проникаясь к нему самой великой из возможных нежностей. Марк ослабляет хватку. Макс делает глубокий вдох:
– Словно ливийский кочевник я хочу построить себе шалаш из стебельков асфоделей, и предаться забвению, и быть преданным забвению, и стать надгробием или могильной плитой, фигурным саркофагом, укрывающим твоё набальзамированное тело… или буду бальзамом, защищающим тебя от распада – кто посмеет проникнуть в эту гробницу?
Макс ещё раз, кротко целует Марка, поднимается и усаживается сверху. Илия отпускает Айка и принимает ту же позу что и Макс. Илия и Макс удивительно близки в этот момент.
– Теперь вы точно возвышаетесь могильными крестами. – Говорит Айк.
Макс и Илия резко разводят руки в стороны, действительно превращаясь в подобие креста.
– Ещё не склонившимися от времени. – Говорит Макс.
Макс и Илия наклоняются друг к другу – лицом к лицу. В одном свободном порыве, в некоем подобии танца их губы соприкасаются. После они возвращаются в первоначальное положение, опуская руки. Макс смотрит на Марка, Илия на Айка.
Марк после некоторой паузы кладёт руку Максу на грудь:
– Твоей майке определённо не хватает новых узоров.
– Я попрошу Айка, он исправит, – отвечает Макс, – изрисует её твоей кровью. Если, конечно, что-то останется. Я намерен выпить всё, что ты сможешь мне предложить. – Он убирает руку Марка и встаёт. Слегка пинает его ногой.
– Неужели мне нужно тебя провоцировать, чтобы ты сделал мне больно? – произносит Макс слегка повышая голос.
Илия поднимается и тоже пинает Марка. Несильно.
– Долго он будет просить чтобы ты сделал ему больно?? – спрашивает он и смотрим на Макса словно обалдев от собственной смелости.
– Я не буду тебя пинать… из солидарности. – Говорит Айк, поднимаясь.
Марк всё так же лежит, улыбается и молчит. Он смотрит на Макса, ожидая следующих действий. Макс стаскивает майку и шорты – остаётся в одних хипсах.
– У тебя очень красивые ноги… – говорит Илия, – особенно в этих… как фиалки…
Макс берёт бутылку, наливает себе текилы, выпивает.
– Фиалки… – произносит он, – символ печали… цветы скромности… и пусть из этой непорочной плоти взрастут фиалки… – Он снова подходит к Марку. – … Ну скажи мне что это не так! Я хочу видеть как твои губы произносят это.
– Положи свою голову мне на грудь – и почувствуешь любовь. – Говорит Марк.
Макс снова слегка пинает Марка. Илия не решается повторить свои предыдущие движения. Он с лёгким недоумением следит за происходящим и придвигается ближе к Айку, словно ища у него защиты. Макс снова наливает себе и выпивает.
– В сущности, ожидать чего-либо по меньшей мере не скромно, – говорит он. – Бред полноценней смысла. Фиолетовый цвет как способ распрощаться с земной природой, отойти от границ разделяющих мёртвое и живое. Повод расквитаться, наконец, со статическим сознанием и прикоснуться к сознанию подвижному, не забыв замести следы. И не остаётся времени для сомнений, и кожа требует чистоты и тепла. Здесь бы хорошо отличиться убийством – такое закономерное продолжение истории, у которой не будет конца. Но я ещё совсем не распробовал. Я же в самом начале. И даже об имени не ведаю своём. Но хорошо нам здесь быть, и мы тоже сделаем три кущи – с известной поправкой: тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Встаньте и не бойтесь… Все эти послетитульные черви так угнетают… I have kissed thy mouth, Jokanaan! Да – горек вкус любви, но я буду скорбеть только об утраченных иллюзиях.
– Ты зря заботишься о красоте форм, обратное тебе не дано, – говорит Айк. – И может это единственное что тебе не дано.
– Я говорил тебе тысячу раз: не спеши с ограничениями, их разрушить проще всего, – говорит Макс, усаживаясь в кресло.
Айк поднимается и садится в кресло напротив, как в самом начале истории:
– Мне казалось что возводить границы сложнее.
– Граница, по сути, лишь предел, за которым обычно находится нечто беспредельное, и если мы туда пока не стремимся, то только потому что ещё не вполне изучили то, что находится внутри. Такой знаешь – страх захлопнувшейся от сквозняка двери, а ключи забыты. Выйдешь, а назад никак.
Марк придвигается к Максу и садится у его ног:
– Тебе пора признаться.
Илия тоже придвигается к Айку и садится у его ног:
– Нам всем пора бы признаться. Такое скомканное утро.
– Ни смертей, ни даже секса. – Говорит Марк. – Хотя на мне останется пара следов.
– Один! – поправляет Илия. – Считается только мой. Ведь след Макса это не след, это печать. Тебе бы всю жизнь целовать его прекрасные ноги, особенно пока он так беззащитен перед тобой.
– Так ли?.. – вопрошает Марк. – Да и тебе что за дело?? Или это такая юношеская беспечная откровенность, когда можно позволить себе сказать всё? Вот в этом и правда стоило бы признаться.
– А вам не кажется что признания довольно бесчестны по своей природе?? – спрашивает Макс будто самого себя. – Ведь признаваясь – в первую очередь признаёшь что что-то скрывал. Унылый кивок в сторону совести. Страшно жить, когда есть тайны.