Рассказ архимандрита Августина, девять раз присутствовавшего при нисхождении Благодатного Огня,
1983–1991 гг.
Благодатный Огонь нисходит на Гроб Господень в Великую Субботу. В 12 часов дня служители православной патриархии и члены русской духовной миссии в Иерусалиме во главе с Патриархом выходят из патриархии и направляются в храм Воскресения.
Где-то около часа пополудни Патриарх, архиереи и клир облачаются в богослужебные одежды, выходят из храма и с пасхальным песнопением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…» трижды обходят вокруг Кувуклии. Патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию, разоблачается и остается в подризнике, подпоясанном поясом, и епитрахили.
Те, кто охраняют Гроб Господень, разрезают ленты, которыми крест-накрест запечатан вход (раньше три-четыре человека – представители других конфессий и верований – строго проверяли, нет ли огня в Кувуклии, и даже обыскивали Патриарха. Теперь же никто не сомневается, что обмана здесь нет, и опечатывание Гроба Господня сохранилось скорее как традиция. Дверь во Гроб Господень открывается, и Патриарх один входит в Кувуклию, туда, где ложе Господне.
Представители других конфессий остаются в приделе Ангела в ожидании получения Благодатного Огня от православного Патриарха.
Девять раз присутствовал я при чуде схождения Благодатного Огня. Как он нисходит? Все видят сияние света, но воспринимают это по-разному. Одни видят его наподобие молний, другие – в виде миганий, вспышек.
Я видел, как над Гробом Господним появляется бело-голубоватый свет и как эта благодать Божия мгновенно освещает и очищает все.
Воочию убеждаешься, что Духу Святому нет ограничения, он дышит, идеже хощет.
А однажды перед схождением Огня мне довелось видеть яркий свет и слышать звук, напоминающий шелест листьев на деревьях при небольшом ветерке. В храме в это время было довольно шумно, но этот легкий звук был ясно слышен, он плыл над этим шумом.
Огонь обыкновенно появляется в половине второго. Патриарха при выходе из Кувуклии первым обычно встречает начальник Гроба Господня (есть такая должность) – владыка Даниил – представитель Святогробского братства, в облачении, с пуками свечей. Он принимает Благодатный Огонь из рук Патриарха и передает митрополитам, архимандритам, священникам, иеродиаконам, инокам, послушникам.
Архиепископ еще не выступил из Грова, как уже можно выло внезапно видеть всю Божию церковь исполненною неприразимым и Божественным светом, так что Благочестивый народ передвигался то в правую сторону, то в левую… При таком неожиданном светоявлении все исполнены были изумления, да и самые безбожные агаряне выли поражены и устыжены… в нынешнее время Божественное светоизлитие распространилось по всей церкви…
У армян есть специальный посыльный, который получает Огонь и передает своему патриарху. Священник-араб получает Огонь через отца Даниила.
После того как Огонь получен, православный Патриарх, клир и все православные уходят. Армяне же выстраиваются и крестным ходом проходят вокруг Кувуклии. В это время в алтарь пускают всех, в том числе и женщин. Благодатный Огонь распространяется в мгновение ока.
Только появился Огонь, смотришь – он уже и там, и здесь.
Паломники встречают Благодатный Огонь (старинный рисунок)
Кто-то сам зажигает свечи, а иногда свеча возгорается сама собой – это же чудо Божие!
Храм оглашается ликующими криками, пением. Благодать дается в этот момент всем, и язычникам в том числе. Приезжают ведь отовсюду. И все увозят с собой Благодатный Огонь.
У меня в келье всегда, весь год, горел в лампаде Благодатный Огонь. Если вдруг погаснет, я вновь приношу его из храма.
В первые пятнадцать минут этот Огонь обладает особыми свойствами – не жжет. Получив его, люди буквально умываются им, водят по лицу, рукам, шее, волосам, и ожога никогда не бывает. Я убедился в этом на себе.
Отец Иннокентий, как только появлялся Огонь, прямо умывался этим Огнем – окунал в него и бороду, и все лицо и не загорался. А через некоторое время Огонь приобретает свои обычные свойства.
В первый раз я присутствовал при схождении Благодатного Огня в 1983 году. Во время ожидания было такое напряжение, страх, покаяние – трудно передать. Я очень боялся: вдруг по моим грехам Господь в этот раз не даст Благодатного Огня и из-за меня другие лишатся благодати. Была мысль: «Чудо-то чудо, но у меня такое ожесточенное сердце, что его ничем не прошибешь, никаким чудом». А когда получили Благодатный Огонь, сердце плавилось. И я вспомнил: «Идеже хощет Бог, побеждается естества чин».
Русские паломники в Горненском женском монастыре
И в самом деле: там, где действует благодать, все переплавляется! Я, когда взошел на Голгофу, упал там и рыдал. При соприкосновении с Благодатным Огнем у всех возникает состояние потрясенности. В этом Божественном свете человек преображается, происходит полное обновление. Даже ни сказать, ни объяснить ничего не можешь; надо, чтобы прошло время, чтобы осмыслить все.
Первое время после такого потрясения обнаруживаешь, что не плачешь, но слезы текут и текут из глаз, и сердце действительно горит, становится огромным. Оно открывается, обновляется, внутренне изменяется, в него входит нечто горнее, появляется ощущение глубины мира, возникает какое-то особое благодатное состояние.