Инспектор хочет резкости, а покупатель – яркости.
В прошлой главе мы рассказали о возникновении фотобанков и о их разделении на микро- и макростоковые сообщества. Соответственно, данное деление коснулось и поставщиков графического контента: профессионалы остались верными макростокам, любители же перешли к микростоковым сообществам. И, в принципе, это понятно, ведь многие люди открыли для себя стоковый бизнес из чистого любопытства и прагматичных мотивов что-либо на нем заработать. Однако здесь, как и в любом другом бизнесе, существует определенный алгоритм, по которому все работает, и чтобы добиться успеха в данном виде деятельности, стоит начать с объяснения, какими же критериями должен обладать стоковый фотограф, чтобы монетизировать свое хобби. И, пожалуй, первое, с чем вы столкнетесь, это с идейным моментом, осознанием того, что здесь, как и в любой другой сфере бизнеса для того, чтобы чего-то достичь, придется потрудиться и установить достижимый план реализации своих амбиций. План этот должен выглядеть просто, конкретно, лаконично и, главное, выполнимо.
За успех в стоковой индустрии главным образом отвечают три феномена: качество материала, наличие релизов и скорость. Отсюда вытекают и все остальные факторы, влияющие непосредственно на доходы. Так давайте поэтому разберемся, о чем идем речь и начнем мы конечно же с качества ваших работ. Прежде чем администрация фотостока позволит вам торговать на нем своими изображениями, нужно пройти экзамен на уровень соответствия качества ваших работ требованиям заказчиков. При проверке на соответствие, инспекторы[6], как правило, обращают внимание не только на содержательную составляющую снимка, но и на наличие шумов или пересвета. Поэтому прежде чем начать предлагать свои работы на фотостоковых площадках, нужно сделать все возможное, чтобы ваши работы не отклонялись по техническим причинам из-за неправильной экспонированности или вовсе неинтересных образов. Пафосно выражаясь, можно сказать, что инспектор хочет резкости, а покупатель – яркости. Но при этом, даже самые совершенные работы могут быть отклонены из-за отсутствия релиза – письменного согласия снимаемого человека на использование в кадре его образа. Такое соглашение фотостокам предоставляют все модели, которых вы видите на подобных фотографиях. Фотографов, которые только становятся на данный путь, этот факт безусловно отпугивает, хотя получить такое разрешение несложно – об этом более предметно мы рассжем в десятой главе данной книги, а этой позволим себе дать лишь краткую характеристику того, что такое модельный релиз. Им называется одностраничный документ, который модели необходимо подписать, а вам отправить на сток его скан. Без данного шага инспектор не примет ни одну фотографию, на которой можно узнать снимаемого вами человека. Если же съемка ведется со спины, то формальность с релизом можно обойти. Но, если в кадре есть хотя бы часть лица, тогда релиз модели является обязательным условием приема изображения инспектором. А что же делать, если вы снимаете детей? В таком случае, релизы за них должны подписывать их родители, что, согласитесь, логично. Все остальное, а именно, как уговорить человека подписать данный документ, на какие виды съемки он распространяется, каких видов бывают релизы и как они связаны с авторским правом, мы поговорим в десятой главе: «Релизы и редакционный контент».
Последний феномен успешного стокового фотографа состоит в скорости, и чтобы понять, как здесь все устроено, стоит обратить внимание на тех фотостокеров, которые уже чего-то достигли. Такие специалисты, в свою очередь, разделены на два типа. Первые создают произведения искусства, старательно и точно подходя к каждой детали. Их фотографии – шедевры, поэтому они создаются долго и с большой затратой материально-технических средств. Но эти средства полностью отражают стоимость рабочего дня фотографа. Например, если вы хотите заработать 1500$ в месяц, придется их разделить на 20 рабочих дней и мы получим 75$ ежедневной прибыли. Если на производство изображения потрачено три дня, значит его себестоимость 225$. Чтобы получить материальную выгоду от реализации данного изображения, оно изначально должно хорошо продаваться, а поэтому еще на фазе производства, вы должны быть совершенно уверены, что такое изображение окажется востребованым. Предчувствовать это крайне сложно из-за динамичности рынка, хотя часть фотографов обладает этим крайне редким талантом и всякий раз ощущая потребности своих клиентов, мастерски попадает собственными работами точно в цель. У таких людей, как правило, небольшое портфолио, относительно мало работ, но все они – бестселлеры, которые и приносят им основной доход. Однако, таких профессионалов слишком мало; большинство стоковых фотографов, делая дорогие в производстве и при этом качественные фотографии, просчитываются. Покупателям они не интересны. В таком случае фотограф попадает в распространенную ловушку нерентабельности: себестоимость производства его фотографии составляет 225$, а цена ее реализации на микростоке составляет всего 25 центов. Чтобы выйти на окупаемость, данную фотографию по лицензии «Royalty Free» необходимо продать как минимум 901 раз, что уже автоматически превратит ее в бестселлер.
Выпустить продукт, который сразу же станет хитом рынка сложно, ведь успех в данном бизнесе зависит не только от расчетов, но и от банальной удачи, поэтому большинство успешных стоковых фотографов работают по другой схеме и стараются создавать как можно больше фотографий: хороших, качественных, но дешевых в производстве. Стоимость производства прямо пропорциональна смыслу, который вложен в изображение. Чем смысловая нагрузка проще, тем меньше времени фотограф тратит на создание такого контента, а, следовательно, тем больше фотографий за единицу времени он может сделать. Иными словами, повышение скорости работы удешевляет производство фотографий, а, следовательно, повышает рентабельность, расчет которой производится по формуле Р = П /З(С) х 100 %, где П – прибыль, З – затраты (или С – стоимость). Правильно организованный съемочный процесс позволит за одну фотосессию наснимать материала на разные темы, а после этого его пакетно обработать и также пакетно атрибутировать. Разумеется, это могут не все, однако ускорение работы при производстве незамысловатого и дешевого контента стало тем импульсом, который дал наибольший толчок в развитии микростоковой индустрии.
Едва не забыли сказать, что на скорость роботы, так важную для успешного стокового фотографа, влияет и знание английского языка. Дело в том, что микростоки ориентированы больше на западную аудиторию и большинство их сайтов функционирует на английском языке. И это только пол беды. Гораздо сложнее заполнять на английском все разделы, включая описание своих работ и ключевые слова к ним – к сожалению, это тоже будет вас ожидать. И на этом мы могли бы закончить, если бы не то, что объединяет всех успешных предпринимателей – это упорство при достижении цели. Оно важно даже здесь, ведь мало что получается с первого раза. Глядя правде в глаза, стоит признаться, что первые месяцы продажи будут минимальными и ежемесячная прибыль со стоков составит менее ста долларов – такой результат, согласитесь, удручает. Несмотря на это, такой период просто нужно с достоинством пройти, не потеряв при этом энтузиазма, иначе вас будет ждать «долина смерти», выбраться из которой будет крайне непросто.
Не сбавив оборотов, и продолжив пополнять собственное портфолио новыми иллюстрациями, вы заметите, что переломный момент наступит после 3–4 месяцев упорной работы. До наступления этого переломного момента, время от времени вас может навещать надоедливая мысль, чтобы все бросить и вернуться в офис, где, работая на окладе, и получая больше прибыли, чем со стоков, вам будет казаться, что такая работа является более стабильной – именно так и выглядит распространенная ловушка, с которой чаще всего сталкиваются новички, до конца так и не осознающие всю прелесть работы на фотостоке. Она, в свою очередь, состоит в том, что с ростом портфолио, растут и продажи. На стоках, в отличии от оклада, ваш доход будет увеличиваться постоянно и когда вы перешагнете порог первых заработанных вами 500 долларов, отчисления со стока за проданные фотографии вырастут с 25 до 33 центов (сразу на треть), что, согласитесь, приятно. Но еще больше вас удивит продажа по расширенной лицензии, что сразу принесет 70 или 100 долларов и в таком случае вы осознаете всю прелесть от работы с фотостоками, но для этого нужно иметь упорство, что в наше время имеют немногие, а такой результат, как продажа по расширенной лицензии, вас может ждать только спустя несколько месяцев упорной работы и никак иначе. При этом, все время нужно как-то жить, питаться, учиться, одеваться, платить аренду. Именно поэтому многие и не выдерживают, другие же просто не верят в свои силы и так случается в первую очередь из-за недостатка мотивации. А ведь если посмотреть в суть, то вы увидите, что фотостокер – это в какой-то степени работа мечты. Работа без графика, начальства и надоедливых клиентов. Вы просто фотографируете и выкладываете свои работы в интернет, только вот вместо лайков зарабатываете реальные деньги. Монетизация своего хобби позволяет вести такую жизнь, о которой мечтает большинство людей на планете – путешествовать, ловить красоту вокруг себя и получать новые впечатления от жизни и своей деятельности. Ваши работы будут покупаться маркетологами, информационными агентствами, дизайнерами, блогерами и другими людьми, заинтересованными в графическом контенте.
У известных фотостокеров счет идет на миллионы проданных изображений по всему миру. В этом плане микростоки работают всегда, обеспечивая вас таким образом пассивным доходом. Видимо поэтому у большинства людей на этапе знакомства с данной нишей формируется мнение, будто желающих миллион и места в этой индустрии попросту уже не осталось – такое суждение, как вы понимаете, ошибочно, ведь стоки постоянно пребывают в поиске новых авторов, самые продуктивные среди которых, как не странно – украинцы, занимающие треть в списке ТОП-100 лучших авторов на Шаттерстоке. Что же позволило этой сотне авторов стать настолько успешной? Кроме вышеописанных факторов, влияющих на успех в фотостоковом бизнесе, существуют несколько качеств и умений, без которых в роботе попросту не обойтись. Прежде чем я их озвучу, хочу назвать одну демотивирующую цифру, а именно – 1 %. Это то число зарегистрированных на фотостоках пользователей, которые добиваются хоть какого-то успеха. Попасть в этот процент не трудно, поскольку 88 % людей даже неспособны пройти вступительный экзамен. Поэтому, давайте разберем, какие же могут возникнуть препятствия.
Экзамен, как мы упоминали выше, это стандартная процедура, чтобы удостовериться в том, что с вами можно работать. Этот экзамен выглядит следующим образом: вы загружаете определенное количество своих работ, а инспектор их утверждает. При этом отсев производится по многим причинам: снимок «шумит», он недоэкспонирован, в нем нарушен баланс белого или описание несоответствует фотографии. Причин отклонения вашей работы инспектором на самом деле может быть в разы больше, однако останавливаться на этом не стоит.
Как вы понимаете, экзамен является лишь одним из распространенных препятствий в стоковой фотографии. Всего я их выделил пять; итак, основные препятствия бывают идейного, возрастного, лингвистического, политического и технического характера. Рассмотрим их по порядку и начнем с идейности – она фундаментально важна для мотивации и восприятия ниши, в которой нет легких денег, и чтобы достичь успеха, вам придется в первую очередь много работать, посвящая стокам на первых порах то самое время, которое вы бы могли проводить в офисе, ходя на работу с понедельника по пятницу. Понимаю, что звучит это слегка демотивационно, но путь к работе на самого себя, если перед вами стоит такая задача, всегда лежит через труд. Сколько труда вы готовы вложить, столько отдачи и получите – это решать только вам, просто учтите, что само собой в этой сфере бизнеса ничего не получится. Поэтому, принципиально важно, чтобы фотостоки и заработок на торговле собственным творчеством был для вас искренне интересным. И если ваш энтузиазм не иссякнет, то к концу первого года вы сможете перешагнуть порог ежемесячного дохода в 1500$.
Возрастной характер ограничений говорит сам за себя. Чтобы зарабатывать на фотостоках, вам должно быть больше 18 лет. Однако несоблюдение этого условия не является в наши дни катастрофой, так как вы можете зарегистрировать фотостоки на родственников или приготовить огромный массив изображений и по исполнению совершеннолетия загрузить сразу весь.
Лингвистическое ограничение более всего выражено в том, что стоки из-за глобального характера потребления своего основного продукта, признают лишь один язык, которым является английский, обладающий статусом международного. О чем это говорит? В первую очередь, о возможности ускорить вашу работу, так как многие поля на стоках, включая прописывание ключевых слов, нужно делать исключительно на английском языке и вам очень повезет, если вы им обладаете хотя бы на уровне школьной программы.
К политическим причинам можно смело отнести платежные системы, через которые вы будете выводить на свой счет средства, заработанные собственным творчеством. Уже давно не секрет, что в каждом государстве данные системы работают по разному, что объяснено реакцией компаний-провайдеров на политическую ситуацию в той или иной части мира. К явному примеру, мы можем отнести PayPal, являющуюся на сегодняшний день крупнейшей дебетовой электронной платежной системой в мире. Деньги со стоков, как правило, выводятся именно через нее и с выводом их отсюда на карту нет никаких проблем для живущих в Европе. Жители же России, Белоруссии, Украины и других стран третьего мира, которые находятся под санкциями или на территории которых идут непрекращающиеся военные столкновения, могут при попытке вывода средств столкнуться с неприятными проблемами, которые нет смысла описывать здесь, ведь политическая обстановка в наш век крайне динамична и любая информация, касающаяся ее, устаревает уже на моменте обнародования в СМИ, не говоря уже о книгах. Просто помните, что прежде чем начинать работать со стоками, нужно внимательно изучить вопрос вывода средств, и тогда политические ограничения не станут для вас неприятным сюрпризом.
И вот, мы добрались к концу: последним серьезным ограничением является используемая вами фототехника, умноженная на знание фотошопа. Что же мы имеем ввиду? Безусловно, чтобы делать хорошие снимки, достаточно иметь и фотоаппарат начального уровня, однако по мере вашего роста и набора знаний, его технических возможностей для реализации интересных фотозадумок уже может не хватать: с ограничениями, которые сопоставимы с фототехникой начального уровня, почти всегда связан ее урезанный функционал, выраженный в отсутствии сменных объективов, низком пороге ISO, цветовом сдвиге, медленном и не точном автофокусе, иногда не достаточно широком диапазоне фокусных расстояний и т. д. Все это накладывает определенный отпечаток на возможность совершать действительно качественные снимки, поэтому мы бы советовали начинать свой путь с недорогих моделей профессионального сегмента. Недорогими их делает размер матрицы, чем он меньше – тем ниже цена фотоаппарата. Профессиональные фотоаппараты с маленькой матрицей формата Micro 4/3 выпускают в основном компании Panasonic и Olympus. Их абсолютная выгода состоит в специальном алгоритме, который использует процессор фотоаппарата для обработки снимков: сделанные фотографии получаются достаточно контрастными и насыщенными, а поэтому привлекательными для большинства наших потенциальных клиентов, которые как правило, используют стоковые фотографии в рекламе.
Кроме освоения ручных настроек фотоаппарата, стоит разобраться и в особенностях управления камерой, изучить законы композиции и установку правильного освещения. Все это важно, если брать во внимание достаточно строгие требования по качеству и особенно по шумам, резкости и правильной экспозиции, именно поэтому вас выручит съемка в RAW и с минимальным значением ISO, но и это имеет обратную сторону – потребность обрабатывать получаемые снимки в фотошопе.
Говоря «фотошоп», мы имеем ввиду любую программу, пригодную для редактирования фотографий. Каких знаний для начала будет достаточно? Расположим их по порядку освоения: первое, что вам стоит изучить – это цветокоррекцию, без которой придача привлекательности любому снимку, сделанному в RAW, будет невозможной. Далее следует удаление мусора и артефактов и только после этого, исправление геометрии и работа с искажениями. Данного набора знаний, как правило, вполне хватает для эффективного старта.
Теперь, когда вы знаете ключевые качества успешного стокового фотографа, осталось вас поставить в известность касательно правил, которые, работая с фотобанками, нужно неукоснительно соблюдать. В основном, эти правила касаются правовой плоскости, так как основная масса потребителей продукта фотостоковых бирж живет в развитых странах, где соблюдение законов стоит на очень высоком месте. О каких же правилах пойдет речь? В первую очередь, нельзя использовать фрагменты чужих работ без согласия на это автора. За это вам может грозить блокировка аккаунта, а при подтверждении нарушения – пожизненный бан с потерей всех уже заработанных денег. Все остальные нарушения не караются так жестоко – у вас просто не примут работы и наибольшее что вы потеряете, это время, которое было потрачено на подготовку стоковых фотографий, что для некоторых, согласитесь, тоже может быть достаточно серьезной потерей. Чтобы этого не случилось, старайтесь точно, без ошибок и спама описывать свои работы. В этом вам поможет Adobe Bridge, позволяющий перед загрузкой подготовить, снабдить ключевыми словами и полностью атрибутировать каждую вашу фотографию, что в конечном итоге сэкономит не один час реального времени. Следующее, на что стоит обратить внимание – это на логотипы. Их быть не должно, как и любого намека или ассоциации с ними. Например, три полоски у большинства людей ассоциируются с брендом Adidas, а надкушенное яблоко с Apple – конечно же это стереотипы, но даже из-за них вашу работу могут просто не пропустить. Фотографии с ассоциативными элементами будут с большой вероятностью отклонены модератором. Не расстраивайтесь по этому поводу и не думайте, что данное ограничение усложняет условия съемки. Взгляните на ситуацию под другим углом: фотографирование людей в простой одежде без логотипов и надписей – универсальный продукт, который может приобрести кто угодно в любой части света. В этом и кроется недостаток брендов. Любая надпись на одежде сразу серьезно ограничивает количество потенциальных покупателей, ведь автоматически отсылает к конкретной стране, компании или виду спорта. Универсальность лучше продается, поэтому на выход вам могут прийти магазины, продающие одежду без логотипов, один из них – «Primark».
Итак, в этой главе вы узнали о качествах успешного стокового фотографа и надеюсь, поняли, что для достижения какого-либо успеха, как и где-либо еще, здесь придется поработать и чтобы отдача оказалась действительно такой, какой вы ожидали ее увидеть, нам нужно углубиться в анализ отношений между потребителем и поставщиком, сообразить, какие потребности стоят перед клиентом и как их может удовлетворить наш продукт – этому и посвящена следующая глава.