Фотографии – это свидетельство не только того, что мы жили, но и того, как мы жили
Рано или поздно у нас возникает потребность в изображении, которым мы хотим воспользоваться на законных основаниях. Такая фотография не только не должна нарушать авторское право фотографа, но также и права людей, которые на ней изображены. И в данный момент существует только два способа получить такие снимки: первый – заказать у фотографа необходимую съемку, и второй – купить уже готовые изображения. Стоит при этом заметить, что на заре возникновения фотографии, у людей, желающих получить качественное изображение, был лишь один способ достичь цели, он состоял в том, чтобы заказать съемку у фотографа. Недостатком такой съемки являлась ее высокая стоимость и фотографии, которые не всегда могли удовлетворить потребности клиента. Этот, единственно возможный вариант существовал до тех пор, пока более семидесяти лет назад, в послевоенный период где-то к 1950 годам не стали появляться агентства, которые хранили фотопроизведения и вместе с ними продавали лицензии на их использование. Такое решение стало первым толчком развития стоковой отрасли: первым и революционным, ведь новая идея позволила заказчикам выбирать уже из готовых изображений те, которые лучше подходили для их целей, что позволяло существенно минимизировать риск потери денег на приобретении неподходящих работ с одной стороны, и выигрывать время за счет права выбора – с другой. Фотографы, тоже, в свою очередь, получали определенные гарантии, ведь отныне посредником между ими и клиентом выступала третья сторона. Данное решение для своего времени несмотря на его кажущуюся простоту, оказалось гениальным и существенно облегчало жизнь всем участникам данного процесса.
Со временем агентства, продающие лицензии на использование фотографий, стали называться стоковыми фотоагентствами, а работающие на них фотографы, соответственно, стоковыми фотографами. Подавляющее число этих мастеров состояло из профессионалов коммерческой съемки с достаточно громкими именами, поэтому не удивительно, что через какое-то время отрасль привлекла к себе внимание печатной прессы, дизайнеров, художников и различных коллекционеров. Так, по мере развития стоковой индустрии, стали появляться библиотеки фотоматериала – их прозвали фотобанками1 или макростоками. В эпоху существования аналоговой фотографии, перед каждым приобретением, клиент заключал с фотобанком конкретный договор, в котором прописывался характер будущего использования лицензированного изображения, а также указывалось время действия лицензии. В данном договоре также прописывались и ограничения по ее территориальному охвату. Ну, например, форма такого лицензирования называлась – «rights managed[1]» и особой популярностью пользовалась во время эпохи аналоговой фотографии. Реализация снимков по такой лицензии существовала до начала 90-х годов XX века и позволяла продавать изображения за трёхзначные суммы в долларовом эквиваленте, что дополнительно давало большим фотобанкам пространство для сотрудничества с фотографами в двух основных форматах: с группами своих авторов, рассылая тем заказы по востребованным темам, и с дистрибюторскими сетями, полностью выкупающими у фотографов права на их работы. Так продолжалось ровно до той поры, пока в нашу жизнь не стали проникать компьютерные технологии. С появлением Интернета и новых способов передачи изображений, изменился и тип лицензии – он хоть и минимально ограничивал права пользователей, но при этом считался более простым и удобным, ведь позволял передавать небольшие коллекции изображений сначала на дискетах, компакт-дисках и флешках, а потом путем прямого поиска фотографий в Интернете. Последний способ оказался самым совершенным, так как позволял найти необходимое изображение во всемирной сети, после чего оплатить и скачать его. Возможность предоставления права на использование изображения путем его прямого поиска по ключевым словам в Интернете, с функцией мгновенной покупки стала характерной чертой новой упрощенной формы лицензирования, которая получила название «Royalty free[2]». Теперь права пользователей стали ограничиваться еще меньше.
В эту эпоху, когда поисковые системы на сайтах фотобиблиотек позволяли по лицензии «royalty free» приобрести нужное изображение, придерживаясь определенной этики, стоковые фотографы имели максимальные прибыли. Сейчас в это сложно поверить, но когда такое лицензирование только появилось (с 2000 по 2006 гг.), одно проданное изображение могло принести автору около 50$. Фотографы, которые тогда получили эту информацию и решили ею воспользоваться, вскоре стали очень богатыми людьми. В этом и состоит важность анализа инсайдерских данных, которые более детально мы рассмотрим в следующих главах данной книги.
Рубежным в развитии стоковой индустрии стал 2006 год, разделив рынок на условные макро- и микростоки[3]. Это произошло в первую очередь из-за стремительного развития компьютерных технологий, позволивших создать новые методы оцифровки и передачи изображений через Интернет. Так, из новой возможности и началась эра цифровой фотографии, ставшей стремительно вытеснять аналоговую. Теперь, чтобы начать фотографировать, не нужно было покупать дорогие расходные материалы (светочувствительную желатиносеребрянную фотопленку и фотобумагу). С появлением первых цифровых зеркалок ушел в прошлое и достаточно трудоемкий процесс лабораторной обработки пленки. Все это положительно сказалось на популяризации ниши и за короткое время рынок переполнился непрофессиональными фотографами, снимающими незамысловатые работы. С тех пор, чтобы стать одним из них, не нужно было осваивать все этапы производства аналоговой фотографии – отныне снимать мог начать каждый и многие люди такой возможностью воспользовались, продавая плоды своего труда микростокам за рекордно низкие 0,5–1$ за одно изображение. Это было в десятки и сотни раз дешевле макростоковых тарифов, поэтому сотрудничество с такими сервисами стало более выгодным для клиента, не желающего платить большие деньги за изображение. Однако, массовый приток в фотоиндустрию непрофессиональных фотографов лишь сильнее усугубил основной недостаток микростоков, который заключался в недостаточно высоком качестве (как техническом, так и эстетическом) изображений, однако с другой стороны, такие снимки стоили рекордно низких, по меркам фотоиндустрии, денег. Разумеется, при такой разнице в цене, огромное количество потребителей, которых не смущало отличие в качестве изображений, перешли на работу с микростоками. Это произошло именно в 2006 году. Остальные остались по-прежнему верными макростокам и в возникшем конкурентном противостоянии выбрали единственно правильный шаг, сформировав в противовес микростокам сторону высококлассных фотографов, которые и стали поставщиками изображений высочайшего качества. С этого момента ниша разделилась на микро- и макростоковое сообщество и в таком разделенном виде существует до сегодняшнего дня. Понять данные различия между стоками не трудно: лучшие фотографы, снимающие изображения высочайшего уровня, по-прежнему работают с макростоками, а вот все остальные с микростоками.
С 2006 года уже прошло много времени и за прошедшие с тех пор годы в индустрии произошла масса изменений. В принципе, изменилась и сама индустрия. Например, стоимость лицензии в макростоке стала зависеть от разрешения скачиваемого файла и снизилась в некоторых случаях до десятков долларов, а на микростоках появились изображения по более высоким ценам, чем на заре их деятельности и поэтому они нередко стали превышать один доллар. Если говорить в целом, то повышение стоимости работ на микростоках поспособствовало существенному улучшению технического и эстетического качества изображений, которые стали туда загружаться авторами и хотя визуальный язык микростока продолжает выглядеть более упрощенным по сравнению с макростоком, но зато теперь что микро-, что макросток не столь сильно отличаются друг от друга по контенту, как это было, скажем, в том же 2006 году.
Сейчас, в наше время микро- и макростоки стали надежными и проверенными временем поставщиками графического контента, поэтому все больше людей начинает рассматривать данные платформы как современную и уникальную систему заработка на искусстве и не зря, ведь каждый день здесь продаются и покупаются десятки тысяч изображений от фотографов со всего мира. И самое главное, пожалуй, состоит в том, что фотостоки позволяют зарабатывать на продаже предметов своего творчества совершенно всем, но где же свое творчество выгоднее в таком случае продать? Здесь между микро- и макростоками существует одно принципиальное отличие, связанное с типом лицензирования, который является не более, чем ценовым фильтром, существенно снижающим вероятность появления одной и той же фотографии у пользователей-конкурентов по бизнесу. За гарантии эксклюзивности на макростоке по-прежнему отвечает «rights managed[4]», однако в редких случаях покупатели могут осуществлять выкуп имущественных авторских прав на изображение (buy-out[5]), что по сегодняшним меркам измеряется в пятизначных долларовых суммах. И если на микростоках разрешено посылать одни и те же работы в разные фотобиблиотеки, то макростокерам это запрещено условиями экслюзивности. Отсюда вытекает много других забот, которые стоит разобрать более подробно. Одна из них состоит в том, что микростокеры должны атрибутировать и ретушировать собственные изображения, отчего избавлены фотографы, снимающие для макростоков – за них это делают продакшн-агентства, которые также способны продавать фотографии через собственные дистрибуторские сети.
Дочитав до этого момента, вы скорее всего уже задаетесь вопросом, так что же приносит больше прибыли, сотрудничество с микро- или макростоками? Общего для всех ответа на данный вопрос просто не существует, ведь каждый фотограф сам вправе выбирать то, что ему ближе по стилю съемки и складу характера, а сам заработок определяется ни сколько выбором рабочих платформ, сколько трудолюбием, талантом и факторами рынка, о которых мы детальнее поговорим в следующих главах.