Вступление: как вам поможет эта книга

Если вам не удается свести концы с концами, опустите их в воду! Этот шутливый совет из журнала «Крокодил» всякий раз приходит на ум, когда я встречаюсь с клиентами, которые отчаялись привести свои дела в порядок. И вы даже представить не можете, как часто случаются такие встречи.

Сам я, как и многие в России, начал свой бизнес еще студентом, как только это стало возможно: на дворе стоял 1989 год, а мне только исполнилось двадцать два. Разумеется, с точки зрения того времени он был успешным, потому что в то время успешным был любой бизнес, кроме, пожалуй, советских заводов, которым, казалось, суждено было умереть.

Всего через два года мы с партнерами уже были брокерами на Российской товарно-сырьевой бирже, потом была оптовая торговля, ритейл, первый миллион долларов оборота, внешнеторговые сделки, первые кредитные сотни тысяч долларов и даже собственный банк. Примерно до 1995 года расцветала любая палка, воткнутая в землю, и мы были счастливы, пока кредиты по процентам не стали расти быстрее наших доходов.

С тех пор прошло четверть века. За эти двадцать пять лет успело вырасти поколение, которое не знает про кредиты с ежемесячной ставкой в 15%. Честно говоря, мне сегодня тоже не очень верится, что они существовали, хотя мне и нынешние 15% годовых тоже кажутся безумием. А ведь 15% в месяц в наше время были, честно говоря, средней ставкой: многие ежемесячно платили по 18%. А если вспомнить очень модное в те дни ежемесячное реинвестирование процентов, с которыми 18% в месяц означали около 800% годовых, получится даже жестче современных микрокредитов: взял один рубль – изволь вернуть девять. Самое интересное, что даже несмотря на эти цифры, которые сегодня кажутся чистейшим безумием, мы как-то работали, потому что инфляция составляла около 2000% в год. А вот как только она упала до 50–100% годовых, вслед за ней обрушился и наш бизнес. Не сразу конечно: агония продолжалась года два, за которые мы успели перепробовать разные способы спасти его.

Как раз в те годы я и засел за деловую литературу, но не нашел ничего путного – это был первый капиталистический кризис в России и ни у кого еще не было готовых схем и решений. Зато в 1997 году мне в руки попала книга американского юриста Арнольда Голдстайна. Книга называлась «Бизнес-Доктор», и в ней наша ситуация была разложена по полочкам. Больше того, Голдстайн предлагал варианты выхода из кризиса, которые не только прекрасно работали в Штатах, но могли сработать и в России. Перечитав несколько раз эту книгу, я понял, что даже наш запутавшийся в процентах и ошибках бизнес можно было спасти. И не просто спасти, а снова превратить в машину, приносящую деньги, – нужна была всего пара-тройка подсказок. И так как на тот момент наш с партнерами бизнес окончательно накрылся и я искал себе занятие, не связанное с торговлей, финансами и вообще всем тем, чем был наш погибший бизнес, мне пришла в голову идея стать консультантом, чтобы помогать спасать чужие бизнес-проекты. Угадайте, как я решил назвать свою консалтинговую компанию? Правильно: «Бизнес-Доктор». Кстати, я потом помог «Корпорации «Федоров» купить права на понравившуюся мне книгу, чтобы издать ее на русском языке. Вы и сейчас можете купить ее где-нибудь у букинистов.

Перед тем как перейти к практическим советам и рекомендациям по спасению вашего бизнеса, хочу поделиться с вами интересным наблюдением: несмотря на то, что у нас в стране очень популярна точка зрения о некоторой уникальности русского пути, в области бизнеса мы идем по той же дороге, что и цивилизованный мир. Например, в сфере решений проблем с задолженностью компаний, которой я занимаюсь, Россия охотно перенимает правила у стран Запада. И хорошо, что не Востока, иначе у нас бы просто отрубали руки за невозврат кредита. При этом перенимаются не только законы, но и обычаи делового оборота, внутренние правила банковского обращения с проблемными заемщиками, методики ведения переговоров и так далее. Если в нулевых банки просто не могли списать часть долга с заемщика и можно было обсуждать только продление сроков и процентную ставку, сейчас, как и во всем цивилизованном мире, обсуждать можно все, включая полное списание, а процедура банкротства становится все ближе к американской модели.

Все! Теперь можно перелистнуть страницу и начать искать ответ на вопрос, которым хотя бы раз в жизни задается каждый предприниматель: как мне спасти свой бизнес?


Что вам на самом деле нужно: в поисках истинной цели

Я уже больше двадцати лет общаюсь предпринимателями, у которых были и есть проблемы с долгами. Я встречался с автодилерами и туроператорами, владельцами крупных заводов и хозяевами небольших магазинчиков.

К чему я веду? Все эти люди, независимо от их статуса, рассказывают одну и ту же историю: продаж слишком мало, расходов слишком много, а долгов еще больше. Сокращаем расходы – сразу падают продажи, поэтому приходится снова сокращать издержки. А размер долга не меняется, и хорошо, если еще не растет. Идей по выходу из этого замкнутого круга нет, а надежда на чудо быстро умирает.

Единственным выходом эти отчаявшиеся люди считают банкротство. Собственно, с этой просьбой они и приходят ко мне: давайте обанкротим мою компанию. Почему-то газеты, телевидение и объявления на заборах подают процедуру банкротства как чудесный и безболезненный способ избавиться от долгов. Это, разумеется, совсем не так, но речь сейчас не об этом.

Мой богатый опыт говорит о том, что нужно искать не процедуру, а цель. Вашу настоящую цель. Причем речь идет не о деловой стратегии, а о цели, которой вы хотите добиться в жизни. Люди часто не представляют своих реальных потребностей и как мантру твердят простое и очевидное, но в корне неправильное решение, не желая посмотреть на проблему шире. И моя задача как консультанта часто состоит не в том, чтобы грамотно провести процедуру банкротства, которого можно избежать в большинстве случаев, а в том, что помочь человеку найти реальный выход из сложившейся ситуации. Людям необходимо счастье, признание, покой, драйв – банкротство вовсе не входит в список первичных человеческих потребностей.

Поэтому главный вопрос, с которого всегда нужно начинать поиск решения, звучит так: что же вам на самом деле нужно?


Ефим пришел ко мне с желанием реструктурировать свои магазины стройматериалов. В бюджете его бизнеса образовалась настоящая черная дыра: по документам на складах хранились многомиллионные запасы товара, а по факту ничего этого не было. Он с большим трудом обслуживал банковский кредит на девять миллионов рублей и оплачивал долги поставщикам, которых незаметно накопилось на двенадцать миллионов рублей.

Будучи авторитетной фигурой на своем рынке, объявлять себя банкротом не входило в его планы, потому что страх потерять статус члена Торгово-промышленной палаты, эксперта по вопросам строительства и общественного деятеля был сильнее страха расстаться с бизнесом, деньгами и имуществом. Изучив его реальные балансовые отчеты, я понял, что его бизнес уже не спасти, и предложил изящное решение.

Через пару недель он продал свою сеть компании из Санкт-Петербурга, которая, как написали в газетах – а это было время, когда люди читали газеты на бумаге, – стремится агрессивно выйти на региональный рынок, чтобы захватить большую его часть. Как вы понимаете, у сети ничего не получилось, и за четыре месяца она погубила все, что Ефим создавал многие годы. Честное имя Ефима было спасено, компания закрыта, а дела с кредиторами улажены через банкротство.

Ефиму не нужна была реструктуризация долгов, которая, к слову, в его случае была невозможна. Он хотел тащить на себе мертвый бизнес, исходя из своих жизненных приоритетов, представлений о важности статуса и каких-то внутренних страхов. Ему нужно было помочь избавиться от этого груза и сделать это красиво, что мы и сделали.


Петр владел успешной некогда сетью по продаже билетов на концерты, спектакли и другие мероприятия, но сначала проморгал развитие онлайн-продаж, а потом очень неудачно вложился в строительство собственного концертного зала и покупку роскошного офиса. В какой-то момент его долги превысили миллион долларов, он потерял возможность их обслуживать и пришел ко мне с просьбой помочь ему с банкротством. Петр был готов отдать все, включая собственный особняк, забыть о делах и жить на пенсию. Не знаю, были ли у него какие-то тузы в рукаве, чтобы обеспечить старость, но выглядел он очень искренне. А еще я заметил, что человек очень переживает, и бизнес, которым он занимался четверть века, – дело всей его жизни.

Я предложил ему не делать резких движений и попросил неделю на размышление. Через пять дней решение было найдено: у нас получилось сохранить и бизнес, и особняк, и статус гуру шоу-бизнеса. Мы взяли на себя переговоры с кредиторами по реструктуризации долга и юридические работы по защите бесперебойной работы бизнеса во время всех этих непростых времен. После года переговоров, в течение которого все кассы клиента работали, банки и другие кредиторы согласились на реструктуризацию долга, Петр сохранил свое дело и выплачивает платежи по кредитам, которые не лежат на его бизнесе непосильной ношей, особенно с учетом того, что ему удалось найти свое место на рынке продажи билетов онлайн.


Я могу рассказать еще сотню таких историй, чтобы показать вам, как важно правильно ответить на главный вопрос: чего вы хотите на самом деле? Спасти вложенные в бизнес деньги или репутацию, которую зарабатывали годами? Скакать на мертвой лошади, чтобы не страдало ваше самолюбие? А может все-таки признать, что совершили ошибку и жить спокойно? Поверьте моему опыту: решение любой проблемы начинается с ответа на этот вопрос. К сожалению, иногда наступает момент, когда нужно выбирать, потому что выйти из ситуации без потерь, к сожалению, невозможно. Но когда вы честно ответите самому себе, что для вас действительно важно, у вас будет цель. А когда у человека есть цель, ее достижение – всего лишь дело техники.


Тащить или бросить

Мы пришли к этому вопросу на предыдущих страницах, но я решил, что ему нужно посвятить отдельную главу, потому что вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Как понять, что бизнес безнадежен и на что обратить внимание, принимая решение, что с этим безнадежным бизнесом делать? Сейчас я попробую объяснить, как отличить панику от первых или временных неудач с нежеланием признавать давно понятный всем окружающим факт: дело всей вашей жизни превратилось в неподъемный груз, который заставляет вас попусту растрачивать самое важное богатство, которое вообще может быть у человека, – время. Понятно, что решение вам все равно придется принимать самостоятельно. Честно говоря, мне и самому не по душе роль очередного советчика, который лезет не в свое дело. Но! Хочется верить, что мой практический опыт, который я заработал, пытаясь спасти сотни мелких, средних и крупных компаний, покажется вам полезным. Кто знает – может быть, прочитав эту главу, вы поймете, что это именно те слова, которые вы давно ждали?

Начнем с трех признаков бизнеса, который еще можно спасти. Даже если сейчас он погряз в убытках, уничтожил свою репутацию и медленно умирает в кредитных тисках. Я все равно возьмусь помогать со спасением, если:

этот бизнес вам нравится;

вы мастер управлять именно таким бизнесом;

в перспективе он принесет доход, достаточный, чтобы удовлетворить все ваши потребности, – самое время вспомнить пирамиду Маслоу.

А теперь три отличительные черты бизнеса, от которого, скорее всего, пора избавиться:

этот бизнес вам не нравится;

вы не можете управлять этим бизнесом;

этот бизнес никогда не принесет вам денег, которых вам хватит для счастья, – самое время вспомнить Шуру Балаганова.

Понимая, что формулировка «скорее всего» расплывчата, уточню: если нашелся только один критерий из трех, шансы на спасение есть. Но если в вашем списке присутствуют все три признака безнадеги, я настоятельно рекомендую избавиться от бизнеса немедленно.

А теперь давайте остановимся на каждой причине оставить бизнес поподробнее.


Этот бизнес вам не нравится

Наверное, это будет самое короткое и простое объяснение в этой книге: если вам не нравится дело, которым вы занимаетесь, бросайте его. Вы все равно сделаете это рано или поздно. Вот только, если выберете «поздно», потратите кучу нервов и энергии на убеждение себя, что все хорошо.


Вы не можете управлять своим бизнесом

Если бы я делал представление о перспективах бизнеса, слушая своих клиентов, мне бы казалось, что в мире просто не существует дела, на котором можно заработать. Доставка пиццы? Да что вы – это безнадежное дело. Книжный магазин? Забудьте – они никогда не будут прибыльными. Химчистка? Вы что, смеетесь? Денег хватит только на химикаты и все равно к вам никто не придет – все стирают дома. Людей можно понять: сложно признать, что у тебя что-то не получается. Особенно тем, кто верит, что они могут управлять чем угодно, хоть боевым авианосцем. Увы: можно уметь управлять авианосцем и ничего не смыслить в управлении кофейней, например. Поэтому так важно уметь посмотреть на ситуацию со стороны и задать самому себе простой вопрос: если вы не справляетесь со своим проблемным бизнесом сегодня, почему вам кажется, что завтра у вас получится лучше?

Важный нюанс: я не говорю, что неудачи в бизнесе указывают на вашу абсолютную безнадежность, чаще всего человек просто попадает не в свою тарелку. Для каждого бизнеса нужны определенные навыки управления или даже черты характера, а если у вас их нет, проще сменить сферу деятельности, чем характер. Спросите любого – но лучше знакомого психолога. Как понять, что сфера «немного не ваша» до того, как бизнес рухнул в долговую пропасть? Никак! Тут, как и во многом в жизни, работает принцип: не поймешь, пока не попробуешь.

Обычно все начинается так: я очень люблю книги, поэтому не вижу ничего сложного в управлении книжным магазином. Никогда не перестану удивляться, как много людей ввязывается в рискованные предприятия, в которых не понимают вообще ничего! Правда, еще больше меня удивляет то, что у некоторых получается добиться успеха. Может, просто учатся на лету, а может, просто везет. Почему бы и нет, кстати? Шансов в такой игре намного больше, чем в государственной лотерее или казино, поэтому не вижу ничего плохого в том, чтобы пробовать новые сферы. Главное – уметь вовремя остановиться.


Один мой хороший знакомый по имени Сергей, успешный бизнесмен в области IT, устал часами смотреть в монитор и решил попробовать заняться торговлей обувью. Ему захотелось ездить по выставкам, выбирать товары и общаться, поэтому он вложил все заработанные на консультациях деньги в сеть магазинов обуви и занял еще пятнадцать миллионов рублей – торговля требует оборотного капитала. Как талантливый программист, он настроил учет в своих магазинах, скрупулезно вел статистику продаж и анализ прибыльности с каждого товара и забыл учесть только одну маленькую, но важную деталь: бизнес нельзя остановить щелчком по клавиатуре.

В итоге семь магазинов с товарным запасом около двадцати миллионов рублей, долгосрочной арендой и тридцатью сотрудниками на полном ходу влетели в кризис 2014 года, когда доллар вырос почти в три раза. Продажи упали, их хватало только на поддержание расходов на магазины, которые остались прежними. Через полгода на складе остался только неликвид, долги перед поставщиками и кредиторами не убавились, а попытки вывести продажи на прежний уровень съели весь его капитал. Только мне вспоминается детская песенка о том, что «лучше все-таки делать то, что ты делать мастер»?


Этот бизнес никогда не принесет вам денег, которых вам хватит для счастья

Мне всегда было интересно: почему, устраиваясь на работу, люди пишут в резюме желаемые цифры оклада, а когда начинают бизнес, думают, что смогут вывести из дела столько, сколько надо? И это достаточно распространенная ошибка. Очевидный факт: зарабатывать нужно столько, сколько вам нужно тратить. Можно попытаться подогнать траты под доходы, но получается почему-то гораздо хуже.

Представьте, что у вас есть семья и вам нужно платить миллион рублей в год только за образование дочери – в этом случае вас ни разу не устроит годовой доход в девятьсот тысяч рублей, потому что кроме дочери у вас могут быть другие дети или даже – а почему бы и нет? – жена. Так что, как только вы экспериментальным путем установили, что ваш бизнес никогда не принесет доходов, о которых вы мечтали, подумайте хорошо, прежде чем продолжать бороться за него. Быть может, лучше, а я бы даже сказал – определенно лучше, просто от него отказаться.


Небольшое лирическое резюме

Подводя итог этой главы, можно сделать вывод, что главные причины, по которым вы должны отказаться от своего бизнеса, находятся внутри вас, а бороться можно за любой бизнес. И не только бороться, но и сохранить его, как бы плохо ни шли дела – я докажу это на страницах своей книги. Но! Если у вас слабое сердце и нервные переговоры – а их будет больше, чем достаточно – с кредиторами могут довести до больничной койки или – тьфу-тьфу – до могилы, очевидно, что лучше отказаться от борьбы и остаться в живых. Или пригласить опытного помощника.


Как правильно относиться к трудностям

Сложно сохранять самообладание и трезвый рассудок, когда рушится бизнес: переживая подобную ситуацию, я на полном серьезе подумывал о перспективе стать горнолыжным инструктором в Альпах или фермером в Оренбуржье. Уверен, вам тоже захочется скрыться от всех где-нибудь в Кордильерах или монастыре села Винновка, но это не поможет решить проблем. А мои советы помогут.

Что самое ценное в современной авиации? Вовсе не самолеты – пилот. Хороший летчик заставляет самолет делать больше, чем предполагали его конструкторы, а плохой использует его, как аппарат времен братьев Райт. Поэтому в ситуации, когда приходится жить в постоянном стрессе, кредиторы донимают звонками и угрожают арестовать имущество, арендодатель обещает повесить замок на дверь, а сотрудники требуют деньги вперед, вам придется стать пилотом. Хорошим пилотом. Важно избавиться от пораженческих мыслей, которые парализуют волю и не дают рассуждать нормально. Понятно, что для этого мало сказать себе: все, с этого момента никакого пораженчества! Это не прогонит сомнения, которые продолжат приходить к вам за завтраком, после обеда и даже ночью. Как быть?

Во-первых, возьмите небольшую передышку, после которой постарайтесь найти достижимую цель и вернуть самооценку на прежний уровень.

Во-вторых, выучите основу дао самурая: не надо быть постоянно настороже, считайте, что вы уже мертвы.

В-третьих, постарайтесь поменять отношение к происходящему. И вот на этом пункте хотелось бы остановиться поподробнее.

Если верить доктору Эрвину Шеллу, который когда-то читал лекции по вопросам руководства, «для достижения успеха требуется нечто большее, чем только способности и умения, и этот связующий и катализирующий фактор определяется одним словом – отношение. При правильном отношении к происходящему ваши возможности достигают максимума эффективности, и хороший результат становится неизбежен». Я верю в теорию доктора Шелла, потому что неоднократно получал ее наглядные подтверждения, занимаясь оздоровлением бизнеса своих клиентов, и убедился, что тот, кто правильно относится к событиям и настраивается на лучшее, обязательно побеждает. Правильное отношение на самом деле позволяет реально оценить трудности и помогает добиться у людей сочувствия и помощи.

Чтобы ярче проиллюстрировать, как разные люди реагируют на проблемы, я составил своеобразную классификацию. Чаще всего приходится иметь дело со «страусами», которые отказываются верить, что их бизнес стремительно приближается к пропасти. Зарыв голову в песок, они ждут, когда «дядя-ликвидатор» повесит замок на воротах их предприятия. Такие люди абсолютно невосприимчивы к сигналам опасности до момента полного краха, когда дело их жизни уже не спасти.

Есть еще одна разновидность «страуса» – этот человек осознает, что все идет не так, но не хочет признавать этого. «Чего не вижу, того и нет!» – это мантра, с которой он идет по жизни. Поэтому его очень сложно спасать, поскольку он наотрез отказывается возвращаться в реальность. Не будьте «страусами», друзья мои. Как только вам показалось, что запахло неприятностями, обращайтесь к врачу или консультанту. Это как со здоровьем – чем дольше тянете, тем сложнее спасать.

У «страуса» есть близкий родственник – «закоренелый оптимист». Такой бизнесмен понимает опасность своего положения, но предпочитает надеяться на чудо, «само собой образуется» и авось. «Утро вечера мудренее!» – уговаривает он сам себя. А там, глядишь, и товары пойдут или конкурентов кондрашка хватит. Сам по себе такой оптимизм вовсе не плох. Скажу больше: цены ему нет, когда сидишь в тонущей лодке. Другой вопрос в том, что нужно научиться соизмерять оптимизм с реальностью. Тогда здоровый оптимизм поможет контролировать ход событий и поддерживать боевой дух, а холодный рассудок подскажет решение проблем.

В отличие от «закоренелого оптимиста», фирменный признак «вечного пессимиста» – мрачный взгляд и унылый вид. В его мире все падает, рушится и ломается, он ожидает провала уже на стадии планирования своего дела, поэтому убежден, что если даже его бизнес и спасут, все будет еще хуже, чем до спасения. Честно говоря, не знаю, с кем мне проще иметь дело: с оптимистами или с пессимистами. Но с последними стараюсь не связываться вообще, потому что у них нет ничего, что нужно для успеха в делах: ни воображения, ни энтузиазма, ни надежды. Деловые заботы могут испортить настроение кому угодно, но если в любой ситуации вы видите только тучи, не замечая просветов, вам обязательно нужно снять темные очки.

Еще один интересный типаж я называю «нервная Нелли» – это персонаж, который совершенно не выносит стресса, поэтому впадает в панику и прячется от забот, когда у него разгуляются нервы. А если это не удается, просто устраивает истерику. Нет, я совсем не хочу выставлять «нервную Нелли» на посмешище – каждый из нас рано или поздно попадает в стрессовую ситуацию, и реакцию не всегда можно спрогнозировать. Я видел, как брутальные мужики при первой опасности забиваются в слезах в угол, а их хрупкие субтильные жены засучивают рукава и берутся за спасение бизнеса своего мужа. Поверьте, никогда не угадаешь, кто останется на передовой и примет на себя огонь. Скажу больше: при перестройке бизнеса я часто использую супругу моего клиента, его партнера или одного из ключевых работников компании в качестве своеобразной штурмовой бригады. И главное, на что я обращаю внимание, выбирая этого героя, вовсе не умение руководить, а способность выдерживать напряжение.

Следующий типаж в моей коллекции – это «фантазер», который всегда витает в облаках, предпочитая не волноваться о повседневной рутине. Потеря чужих денег никогда не станет для него поводом беспокоиться: пока его капиталы горят синим пламенем, фантазер с деловым видом изобретает велосипед или строит грандиозные планы. Что нужно «фантазеру»? Хваткий партнер, который будет подкидывать уголь в топку вашего паровоза, пока он строит планы и ставит высокие цели.

А вот «уклонист», скорее всего, даже не дочитал до этой страницы, потому что никогда не задается трудными вопросами – ему это ни к чему. Он же всегда прав и никогда ни в чем не виноват. Даже если наполнить кормушку этой важной птицы списком его ошибок и просчетов, не всегда удается изменить ситуацию: «уклонист» продолжит указывать пальцами на других. С такими людьми я тоже стараюсь не работать, потому что когда их бизнес вылетит в трубу, виноватым они сделают меня.

А вот мы дошли до моих любимых «абсолютных моралистов», которые из кожи вон лезут, чтобы спасти и бизнес, и кредиторов. Попробуйте только заикнуться при них, что выполнить обе задачи одновременно невозможно и услышите в ответ десять библейских заповедей, которые вам процитируют, положа руку на сердце. Что в итоге? Большинство «моралистов» не только теряют свое дело, но и оставляют своих кредиторов без гроша.


Вспоминается одна парочка, которая занималась оптовой торговлей. После того, как я изучил их бухгалтерию, предложил им ради спасения компании урезать долги с двух миллионов до пятисот тысяч и услышал в ответ: «Как же так? Это же значит, мы не вернем людям полтора миллиона!»

Чем все закончилось? Они ушли из моего офиса, довели свой бизнес до банкротства и смогли выплатить своим кредиторам только сто пятьдесят тысяч рублей. А долг на тот момент составлял уже около трех миллионов. Вопрос: кому нужна такая добродетель?


Чуть не забыл про «пирата». Его основная установка – расхищать, воровать и грабить, не переставая при этом осыпать бранью всякого, кто встанет у него на пути. Некоторые «пираты» просто не знают правил игры – таких можно попробовать направить в нужное русло. Зато другие просто стремятся набить свои карманы, опираясь на простое правило: если для этого нужно нарушить закон, тем хуже для закона. Всегда хочется спросить таких людей: зачем вы открываете бизнес, если можно просто грабить банки? Прибыль больше, ловят реже – одни плюсы. Кстати, мне иногда кажется, что «абсолютный моралист» – просто хорошо замаскированный «пират».

Вам кажется, что я сгущаю краски? Нисколько. Я просто пытаюсь пояснить, что нужно сформировать правильное отношение к происходящему. И поверить в окончательный успех! Нет ничего невозможного в том, чтобы превратить свой бизнес в успешный. И вера в себя – это обязательное условие, хотя и не единственное. Поверьте моему опыту: даже если вам кажется, что все пропало, можно найти решение и вернуться в игру.


Почему у хороших компаний дела идут плохо?

В кино и в театре будущий банкрот, заламывая руки, рыдает: «Я разорен!», понимая, что последняя неудачная сделка его разорила. В жизни все немного иначе. Когда-то я готовил краткое изложение истории банкротств для своих семинаров, поэтому могу заверить вас, что люди попадали в сложные ситуации с тех самых пор, как открыли для себя денежные отношения. Честно говоря, я уверен, что проблемы у людей были даже на этапе натурального обмена, но в те времена не было письменности, поэтому до нас не дошли предъявы за недостачу беличьих шкурок, и мы не знаем, какие методы использовали кредиторы для воздействия на должников.

Как ходячая энциклопедия по истории самарского бизнеса начиная с 1991 года, могу сказать, что все местные предприниматели за это время успели разориться, а некоторые даже по два раза – никого из тех, кто начинал двадцать пять лет назад, не осталось. Соглашусь, история одного города – так себе аргумент. Что ж, давайте посмотрим на всю страну: помните Семибанкирщину и людей, которые якобы владели Россией? Смоленский и «Столичный банк», Виноградов и «Инкомбанк», Березовский, Гусинский и другие. Их нет! Словно испарились. Остались только сырьевики Фридман и Потанин, просто потому, что никель и нефть – это не экономика. Потому-то Ходорковский и потерял бизнес. И не нужно думать, что так происходит только у нас: сухая статистика мира, избежавшего великого социалистического эксперимента, говорит о том, что из двадцати пяти крупнейших американских компаний, существовавших в 1900 году, до наших дней дотянули только две.

Сегодня крупные компании разоряются еще быстрее, список банков, у которых отозвана лицензия, обновляется ежедневно, а на десятки ежедневно закрывающихся мелких фирм никто уже не обращает внимания. Серьезно: если бы не государственная поддержка, мы бы уже забыли про таких монстров, как АвтоВАЗ и General Motors. Но вы должны понимать, что за вас не вступится ни Путин, ни Трамп. Юридическое определение несостоятельности звучит просто: если компания больше трех месяцев не оплачивает свою задолженность, которая признана судом, это уже основание для подачи заявления о банкротстве. Если оценивать современные компании по этому древнему критерию, который можно назвать рудиментарным пережитком времен, когда люди платили долги вовремя, они все могут быть признаны банкротами.

Кроме юридической несостоятельности есть еще несостоятельность управленческая и финансовая. С первой все понятно – это болезнь, которая становится причиной остальных бед. Она наступает, когда руководство компанией совсем не справляется со своей задачей. Если управленческая болезнь затягивается, компания сталкивается с финансовой несостоятельностью, после которой рукой подать и до юридической, которую можно назвать апофеозом ошибок и обстоятельств.

Мне нравится сравнивать бизнес с зоной рискованного земледелия – я вырос в одном из таких регионов, поэтому знаю, что такое урожай без гарантии. Правда, к этой негарантии причастен не только климат: люди тоже изрядно косячат, но за триста лет научились списывать собственные ошибки на природу. Это я так пытаюсь сказать, что управление большинством компаний далеко от идеала, что в сочетании с внешними обстоятельствами и есть причина высокой смертности бизнеса. Увы, редко кто-то говорит про ошибки и сочетания: послушать разорившихся дельцов, так главными виновниками их краха всегда выступают внешние причины. Это намного удобнее, чем признаваться в собственных ошибках. Но мы, консультанты по банкротствам, точно знаем, что причиной почти всех неудач является плохое управление.

Вернемся к цепочке несостоятельностей: размышляя логически, печального финала можно избежать, если вовремя сменить несостоятельного управленца, а грамотная реакция на финансовые проблемы поможет избежать юридической несостоятельности. Это действительно так, если не учитывать особенности зоны риска: иногда – очень редко – компания моментально приходит к банкротству исключительно по вине внешних обстоятельств. Чаще всего к банкротству ведет цепь грубых ошибок, которые могут быть так сильно растянуты по времени, что причинно-следственная связь не сразу заметна. Представьте себе: сначала вы пропустили свой поворот, потом завязли в песке, стараясь срезать возвращение на верный путь, и оторвали ведущий мост, потому что сильно газанули. Вот в бизнесе все примерно так и происходит. И если одну-две ошибки легко можно исправить, тем, кто на полном ходу летит в пропасть, поможет только случай. Поверьте, в случае с бизнесом закон «все, что меня не убивает, делает меня сильнее» не работает: ошибки накапливаются до некоего критического значения, а «после ничего исправить нельзя». Вот самые распространенные причины краха компаний, которые я собрал за двадцать лет практики.


Неспособность изменяться

Современный мир меняется едва ли не каждую секунду. Полиграфия, пресса, производство мяса, торговля и даже такси – во сферах бизнеса постоянно происходят небольшие революции, за которыми нужно внимательно следить. Меняется мода, появляются новые материалы, открываются новые туристические направления – если вы не следите за рынком, быстро окажетесь никому не нужной компанией, которая до сих пор производит печатные машинки. Как говорил глава General Electric: «Выживают только параноики». Как успеть за переменами? Просто следить за ними и пытаться реагировать. В идеале – научиться предсказывать.

Загрузка...