Удача вообще проходит красной нитью через всю мою жизнь. Повезло мне и с наставниками, просто невероятно повезло.
Мой первый тренер Александр Степанович Трифонов, который учил меня дзюдо, – мудрейший человек. Как-то в субботу мы с друзьями шли на дискотеку, я – с банкой пива в руке. Навстречу едет машина и вдруг останавливается. Из нее выходит Трифонов. У меня сердце в пятки ушло, я швырнул банку на обочину, в траву.
– Привет, – многозначительно поздоровался Александр Степанович.
– Здравствуйте, – промямлил я.
– Ты вроде как что-то выбросил? Вот туда, – пригляделся он к обочине.
– Да это… Ничего особенного. Это… Ну, мусор.
Тренер слушал внимательно.
– Он мне не нужен, и я…
Тут моя фантазия иссякла. Александр Степанович, помолчав еще немного, кивнул:
– Угу.
И, не сказав больше ни слова, сел в машину и уехал. Он ведь все понял, но не стал мне выговаривать. И это подействовало намного сильнее, чем если бы он просто наорал на меня.
Трифонов приложил руку и к моему чувству справедливости. Был у меня один товарищ по дзюдо, Ерванд. Хороший и добрый парень. Вот только мы с ним постоянно прикалывались над молодыми пацанами на тренировках – тапки прятали. Забирал их в основном Ерванд.
И вот как-то стоим мы в душе, моемся. Заходит Александр Степанович.
– Парни, вот что я вам скажу, – услышали мы сквозь шум льющейся воды. – Над мелкими издеваться – нехорошо.
Мы сразу все поняли и принялись было оправдываться:
– Александр Степанович, если вы про тапки, то…
– Гондонами быть не надо, – наставительно перебил Трифонов.
И ушел, оставив нас обтекать с разинутыми ртами. Александр Степанович был очень интеллигентным человеком, стихи писал, а тут вдруг так жестко высказался.
Тренер хотел дать понять, что нельзя обижать маленьких, слабых. И это на меня очень сильно подействовало.
Александр Степанович вообще жестко пресекал подобное, был внимателен, когда мы начинали какую-нибудь ерунду творить. И в нужный момент всегда спускал нас с небес на землю.
Мою маму, которая однажды зашла на тренировку, Александр Степанович грустно спросил:
– Ваш Слава что, совсем уже оборзел?
Не помню, что я там натворил, но очень испугался, когда она передала мне слова тренера. Мне всего лет двенадцать, а про меня уже так говорят. И кто говорит!
Без такого тренера неизвестно, кем бы я вообще стал.
Александр Степанович – невероятно сильная личность, все его уважали. На Ивана Купалу водой обливали всех, кроме него – не рисковали, обходили стороной. Если хотите представить Александра Степановича, отлично подойдет образ тренера Анатолия Тарасова в фильме «Легенда № 17» – его сыграл актер Олег Меньшиков. Я этот отрывок даже скидывал потом Трифонову, приписав, что вы, мол, одинаковые. «В этом что-то есть», – согласился тренер. Александр Степанович мог выгнать с тренировки без лишних слов, если ты начинал лениться или плохо себя вести. При этом не повышал голос, просто короткими фразами сразу ставил на место.