Итак, у нас уже есть проработанная идея, теперь нужны деньги на её реализацию. В зависимости от того, кто ты: сотрудник компании или новый стартапер, у тебя разные пути. Если ты работаешь в найме в крупной компании на должности продуктового менеджера, то скорее всего тебе необходимо подготовить презентацию (бизнес-план, который мы делали в прошлой главе) и с ней идти на заседание проектного комитета, где презентовать свой продукт и защищать бюджет на его создание. В случае принятия положительного решения большими дядями и тётями из совета директоров ты получишь заведённый бюджет в учётной системе, откуда сможешь списывать деньги на различные потребности при создании твоего продукта, естественно регулярно отчитываясь сколько и на что ты потратил. В случае принятия отрицательного решения новости похуже, но ещё не смертельные. Скорее всего у тебя будет ещё 1–2 попытки вынести твой продукт на заседание комитета в исправленном виде, прежде чем от него окончательно откажутся, либо просто снимут тебя с этого проекта.
Если же ты стартапер, то твой путь может оказаться гораздо более тернистым. Ты не можешь быть точно уверен, где именно сможешь найти бюджет под свой стартап, поэтому следует пробовать все возможные варианты, а дальше из согласившихся просто выбирать наилучший по условиям. Существуют следующие способы найти инвестора:
1. Друзья и знакомые. Откройте вашу телефонную книгу, просмотрите все ваши контакты и подумайте, у кого из них потенциально могут быть деньги для такой инвестиции? Причем не нужно анализировать «хотел бы Петр вложиться в мой стартап или нет?», задача предложить всем, у кого даже гипотетически может быть нужная сумма. И при этом смотрите глубже – не только на своих знакомых, но и на то, могут ли у этих знакомых быть знакомые, у которых есть необходимое количество денег. Обзвоните всех, сделайте предложение и получите ответ;