2. Генерация идеи продукта


Итак, давай создадим продукт и будем его продавать! – А что будем создавать?

Так или иначе всё начинается с изначальной идеи. Например, у компании Яндекс есть множество продуктов – это и карты, и такси, и доставка еды, и много всего остального. Но их первым продуктом был именно поисковик (сначала оцифровка и поиск внутри отдельных документов, позднее поисковая страница и поиск на всех просторах Интернета). Идеи продукта могут генерироваться из нескольких аспектов:

1. Мы решаем какую-то проблему или задачу, с которыми сталкиваются люди и решения которой в принципе нет. Тут мы выступаем новаторами. Например, это может быть лекарство от неизлечимой на текущей момент болезни или из IT мира – создание первого компьютерного антивируса. Т. е. мы берём какую-то «боль» и делаем так, чтобы наш продукт избавлял нашего заказчика от этой «боли», а за это мы получаем свою оплату;

2. Либо мы видим, что работу какого-то «конкурента» можно усовершенствовать и найти новый, более совершенный подход к решению этой проблемы. Тут мы заходим на рынок, где компьютерный антивирус уже создан, но мы можем создать свой, который гораздо эффективнее и быстрее будет бороться с вирусами, и гораздо меньше будет замедлять работу компьютера. За это люди тоже готовы платить;

3. Ещё вариант, это когда мы понимаем, что можем сильно удешевить стоимость решения проблемы для конечного клиента нашим продуктом по сравнению с конкурентами. Если, например, на рынке нашей страны присутствуют IT компании (наши конкуренты), часовая ставка разработки которых равна 8 000 рублей, а мы понимаем, что оказывая тот же уровень сервиса (продукт как услуга) мы можем привлечь разработчиков из Индии и сделать часовую ставку равной 3 000 рублей, то это значит, что с большой долей вероятности мы сможем получить часть рынка себе, создав наш продукт в виде услуги по разработке программного обеспечения. Или возьмём пример прихода Китайских товаров на рынки многих стран. Они не всегда и не сразу были какими-то особенными. Очень часто они были просто копиями, а зачастую худшими по качеству копиями, но они смогли занять рынок только за счёт того, что, решая проблему конечного потребителя, они были дешевле, чем их качественные Европейские или Американские аналоги;

4. Ещё один хороший альтернативный вариант найти идею – это просто скопировать хорошую идею продукта, который есть в другой стране, но которого нет у тебя в стране, на рынке твоей страны. Какой первый такой продукт приходит в голову Россиянина, жившего в конце десятых годов 21го века? – Вконтакте и наш любимый Павел Дуров, который просто взял и создал Русскую версию Фейсбука. Иногда такой подход, а именно копирование или «воровство» идей – это не лучший вариант с точки зрения морали или уголовного кодекса, но нужно понимать, что мы живём в таком мире, где если появляется хорошая идея, то тут же компании конкуренты начинают делать аналогичный «свой» продукт. Плюс не всегда это плохо: многие согласятся, что социальная сеть Вконтакте, времён её создателя Павла Дурова, во многом превосходила Facebook. А финансовый старт, который дала Вконтакте для Павла, позволила ему сделать другой, возможно даже более значимый продукт – мессенджер Telegram, который постепенно превращается в гораздо большее;

5. Ну и, наверное, один из последних вариантов – это проанализировать различные отраслевые рынки, понять, где ещё нет монополии и где спрос превышает предложение, и создать свой продукт под такой рынок (вероятнее всего это будет рынок IT услуг). Если смотреть на примеры, то это разработка приложений под операционные системы IOS и Android во времена, когда эти платформы только появились. Да, мы и сейчас можем создать крутое приложение и хорошо заработать на нём, но во времена «бума» мобильных платформ спрос на контент сильно превышал его предложение и покупали практически всё.


Наилучший вариант – это выписывать абсолютно все идеи, которые приходят в голову. Можно пообщаться с друзьями и знакомыми из различных сфер деятельности, узнать у них с какими из проблем они сталкиваются каждый день. Так же можно и нужно пообщаться с детьми. Очень часто они могут предложить то, до чего взрослый ум просто не додумается. Дети мыслят без применения призмы «это невозможно сделать», поэтому, в отличие от взрослых, им может прийти в голову гениальная идея, а твоя задача уже найти способ воплощения этой идеи в жизнь. Затем нужно изучить рынок в целом, понять на оказание каких услуг существует дефицит. Очень часто государство делает это за вас. Если твоя страна готова спонсировать развитие какой-то отрасли, то, скорее всего, в этой отрасли присутствует существенная недостача. Так же нужно внимательно изучить зарубежные IT прорывы передовых стран, использование технологии которых затруднено в твоём регионе и, поэтому, в твоей стране их просто нет. Возможно, тебе нужно будет адаптировать эту технологию под свой рынок и тогда всё заработает. В таком случае обязательно проверь, запатентовано ли применение этой технологии и, если потребуется, приобрети соответствующие права на её использование.

После того, как мы посидели, подумали, провели мозговой штурм и накидали список из идей, которые нам кажутся потенциально интересными, нам нужно провести более глубокую аналитику и понять – какая же из идей реально имеет больше шансов «выстрелить»? Для такого анализа нам потребуется произвести следующий список действий:

1. Нужно составить полный список потенциальных конкурентов и проанализировать функционал их продуктов. Нужно ответить на вопрос: чем мы будем лучше? Будет ли это особый функционал (а будут ли за него готовы платить?) или мы сделаем наш продукт существенно дешевле, предлагая при этот тот же функционал, или может быть мы сделаем что-то вообще новое для рынка и конкурентов (пока нас не скопируют) у нас вообще не будет – тогда точно ли за наш продукт будут готовы платить? (Ответы на эти вопросы можно найти, полазив в Интернете)

2. Нужно проанализировать общий объём рынка для данного продукта/услуги в денежном выражении. Нужно понять, сколько на рынке в целом есть денег и сколько с учётом анализа пункта 1 мы потенциально сможем заработать себе, и, важно, за какой период времени? Тут же мы должны понять портрет нашего потенциального клиента и каким образом мы планируем продавать ему наш продукт (Большинство из этого пункта можно найти в открытых источниках Интернета).

3. Затем необходимо прикинуть сколько денег и времени нам самим потребуется на создание продукта. Для этого необходимо декомпозировать весь процесс создания продукта. Нужно будет понять какие людские ресурсы и сколько по времени будут нужны, напротив каждой рабочей позиции написать её стоимость (это будут затраты ФОТ – фонда оплаты труда). Затем добавить сюда все прочие затраты: бухгалтерия, затраты на серверную инфраструктуру, закупку оборудования, оборудование рабочих мест и все потенциальные затраты, которые вы понесёте при создании вашего продукта (важно, что для разных продуктов они могут сильно разниться). Нужно ли будет покупать права на использование других сервисов или что-то вы отдадите на аутсорсинг? Это, наверное, один из сложнейших пунктов, но в любом случае вам нужно его пройти и получить свой собственный опыт в данном вопросе. Какого-то универсального чек листа, по которому можно пройтись и просто заполнить пустые поля, увы, нет. (Всю финансовую информацию по типу зарплат, стоимости инфраструктуры и т.д. можно посмотреть в открытых источниках в Интернете)

4. После необходимо сверить срок и стоимость из пункта 3 со сроком и стоимостью из пункта 2. А точнее сравнить сколько денег и за сколько по времени мы заработаем, и, сколько и в течение какого времени мы потратим. Может оказаться, что уже на этом шаге ваш продукт получается финансово убыточным, а это значит, что следует либо поискать варианты сокращения затрат на создание продукта, либо просто взять в проработку следующую идею уже другого продукта.

5. Финальным действием будет подготовка SWOT анализа – это создание таблицы, где мы описываем (Strengths) Сильные стороны, (Weaknesses) Слабые стороны, (Opportunities) Возможности и (Threats) Угрозы. Такой анализ позволит взглянуть со стороны на то, что мы собираемся создать и более детально взглянуть на то, чего нам стоит опасаться, какие есть риски, а какие из особенностей нашего продукта или нас, как команды, являются, наоборот, нашими преимуществами (подробно про SWOT анализ можно почитать просто загуглив «Что такое SWOT анализ и как его делать»).


Получается, что мы провели первоначальную аналитику и поняли, что наш будущий продукт:

А. Интересен потенциальным покупателям, за него будут готовы платить.

Б. Мы сможем сделать что-то уникальное по сравнению с конкурентами и наш продукт будет иметь ряд фичей, которые смогут его выделить с положительной точки зрения на фоне других продуктов.

В. Экономика сходится: мы сможем заработать больше денег, чем потратили и в понятный период времени.


Если мы ответили положительно на каждый из этих вопросов, то это значит, что пора углубляться в нашу идею – начинать готовить подробную документацию по будущему продукту (Бизнес-план) и с этим Бизнес-планом идти искать деньги (бюджет) на реализацию продукта. Сразу замечу, что даже если деньги на реализацию есть у вас самого, вам все равно нужно подробно проработать Бизнес-план, чтобы быть точно уверенным в том, этих денег, во-первых, хватит, а, во-вторых, они не будут потрачены зря. Об этом поговорим в следующих главах.

И, как ты, дорогой читатель, уже мог заметить, в этой главе мы столкнулись со скиллами, которые понадобятся тебе уже сейчас:

1. Широкий кругозор, глубокое понимание IT рынка и потребностей людей. Прокачка данного скилла это только твой жизненный опыт – побольше интересуйся всеми современными веяниями нашего мира, ходи на IT мероприятия и сходки Стартаперов. Хватайся за новые знания и побольше читай профильных книг. Чем шире ты смотришь, тем лучше. Всегда спорь и никогда бездумно не соглашайся с тем, что тебе говорят, задавай вопросы и всегда ставь под внутреннее сомнение то, что ты слышишь. Глубокий анализ подвластен только тем, кто реально много всего в этом мире видел, поэтому прямо сейчас начинай жадно накапливать знания и познавать всё новое!

2. Навыки Аналитика и Менеджера проекта – это умение сделать декомпозицию (разделить твой потенциальный проект на мелкие части) и учесть все затраты на проект. Лучший способ научиться это делать – это написать большое и подробное Техническое задание на разработку твоего продукта. В целом пункт написания ТЗ будет у нас расписан в следующих главах, но если ты не смог посчитать даже примерно бюджет разработки твоего продукта сейчас, то первые раз тебе следует сразу начать писать ТЗ до того, как ты поймёшь, что эта идея в принципе имеет экономически смысл. Но зато при проработке следующих идей продуктов тебе будет уже проще учесть все нюансы проекта у себя в голове или коротким списком на листке бумаги. Что же касается расчёта времени разработки конкретной фичи (это навык системного аналитика), если ты не знаешь, как это посчитать, то используй интернет и смотри ответы на форумах, но, как и в предыдущем пункте – опыт наше всё, чем чаще будешь это делать, тем проще будет.

Загрузка...