Елена Бебриш (Михалевич)
БЕЗРАБОТНЫЕ И ЛИЦА
С НИЗКИМИ ДОХОДАМИ:
СПЕЦИФИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
Настольная книга социального работника
– Повышение мотивации клиента
– Устранение причин и последствий безработицы
– Работа с семьей клиента
– Особенности оказания помощи безработным с детьми
– Ресурсы социального работника
Цель этой книги:
– Обеспечить специалистам информативную поддержку в вопросах, касающихся консультирования безработных, а также лиц с низкими доходами (клиентов);
– Раскрыть понимание существующей терминологии и ее применение в практике социальной работы;
– Дать теоретическое представление о профессиональном сотрудничестве и подготовке социального работника и его партнеров в решении социального случая;
– Раскрыть понимание существующих методов работы и возможности расширить систему поддержки клиента (основываясь на реальные социальные случаи);
– Анализировать распространенные ошибки и возможности их исправления.
„Bezdarbnieki un personas ar zemiem ienākumiem: palīdzības iespējas. Sociālā darbinieka rokasgrāmata”, J.Bebriša (Mihaļeviča), 2015 ©
На основании местного законодательства книга защищена авторским правом. Книгу или любую ее часть запрещено репродуцировать, копировать, продавать, передавать другим лицам или иначе использовать для любых целей, которые автор книги не оговорил и не дал свое согласие в письменном виде.
ТЕРМИНОЛОГИЯ
Академический отпуск – данное деканатом освобождение от учебы до одного года без эксматрикуляции (отчисления) учащегося. Обычно по объективной причине студент академический отпуск может использовать один раз на каждом уровне учебы, т.е. один раз в бакалавриате, магистратуре или докторантуре. В первом семестре, во время сессии и в случае неуспеваемости академический отпуск не присуждается (за исключением случаев, когда существуют проблемы со здоровьем)1.
Академический час – единица учебных рабочих часов длительностью в 45 минут каждая2.
Акция – ценная бумага, подтверждающая соучастие ее владельца (акционера) в базовом капитале акционерного общества, которая дает право принять участие в правлении и получить часть прибыли – дивиденды3.
Активный поиск работы – целенаправленные действия лица с целью найти оплачиваемую работу – включая участие в конкурсах на вакантное место или мероприятиях по поддержке в поиске работы, а также другие действия, целью которых является нахождение работы4.
Базовые потребности – пища, одежда, жилье, уход за здоровьем, обязательное образование5.
Безработица – социальное явление, при котором физическое лицо трудоспособного возраста не является наемным рабочим (с которым не заключен трудовой договор) и не ведет предпринимательскую деятельность)6.
Безработный (здесь) – лицо, которая в соответствии с законом зарегистрировано в Государственном агентстве занятости7 как безработное. Лицо становится безработным только тогда, когда оно получает статус безработного. Право на получение статуса безработного имеет лицо, которое: не работает (в соответствии с законом «О социальном страховании» не является наемным рабочим или самозанятым лицом); ищет работу; трудоспособно и готово незамедлительно вступить в трудовые отношения; достигло 15-летнего возраста, но не достигло возраста, которое дает право на пенсию по старости, или которому пенсия по старости не присуждена (в том числе преждевременно); не принято на очную форму обучения основного (до 9-го класса) или среднего (до 12-го класса) образования; не ведет коммерческую деятельность или коммерческая деятельность которого остановлена в соответствии с нормативными актами; не находится в местах лишения свободы или не получает услуги по длительному социальному уходу и социальной реабилитации, полностью финансируемые государственными программами или программами самоуправления8.
Длительно безработный – 1) лицо, находящееся на учете Государственного агентства занятости [имеющее статус безработного или соискателя работы – прим. автора] дольше одного года9. 2) лицо, не работающее более чем 27 недель подряд10. 3) здесь – лицо, у которого по причине безработицы начались когнитивные (познавательные), эмоциональные и мотивационные изменения (повреждения), в т.ч. лицо, у которого наблюдаются симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
Длительно неработающий – трудоспособное лицо, не состоящее в трудовых отношениях более чем 12 месяцев подряд11.
Заочная форма обучения – форма учебы, при которой количество кредитных пунктов в академическом году не превышает 40 единиц и не превышает 40 академических часов в неделю12.
Иждивенец – лицо, находящееся на иждивении или попечении, т.е.: 1) несовершеннолетнее лицо 2) лицо, продолжающее получение общего, профессионального, высшего или специального образования, но не дольше чем по достижению 24-летнего возраста 3) внуки или взятые на воспитание дети, если с родителей этих детей невозможно потребовать средства на содержание (алименты), до тех пор, пока дети получают образование в соответствии с пунктом №2 4) несовершеннолетний брат или сестра, а также брат или сестра, получающие образование в соответствии с пунктом №2, при условии, что у них нет трудоспособных родителей 5) любое лицо, находящееся на попечении или под опекой плательщика 6) супруг, родитель, родитель родителя или ребенок, достигший 18-летнего возраста, если он не работает и в соответствии с нормативными актами признан лицом с инвалидностью 7) несовершеннолетний иждивенец с инвалидностью неработающего супруга; 8) иждивенец иждивенца13.
Инвалидность – длительное или непреходящее функциональное ограничение в очень тяжелой, тяжелой или умеренно тяжелой степени, влияющее на физические и умственные способности, трудоспособность и самообслуживание лица, а также на его интеграцию в общество14. По степени потери трудоспособности различают 3 группы инвалидности: 1 группу инвалидности присуждают лицам, у которых наступила полная постоянная или длительная потеря трудоспособности и которым необходим постоянный уход или присмотр, а также лицам, нуждающихся в уходе, однако с сохраненной возможностью работать на определенной работе в индивидуально созданных или подобранных условиях (специализированные цехи, работа из дома). Потеря трудоспособности – в размере от 80-100%. 2 группу инвалидности присуждают лицам, постоянно или на долгий срок полностью потерявшим трудоспособность в связи с повреждениями функций органов; лицам без необходимости ухода, которые не в состоянии работать или в состоянии только на работах при специально созданных условиях (сокращенный рабочий день, индивидуальные нормативы производства). Потеря трудоспособности – в размере от 60-79%. 3 группу инвалидности присуждают лицам, которые в силу своего состояния здоровья должны перейти на работу более низкой квалификации или же должны сильно снизить объем работы по своей специальности15. Потеря трудоспособности – в размере от 25-59%.
Коммерсант – физическое лицо, зарегистрировавшее свою деятельность в Регистре предприятий (индивидуальный коммерсант) или коммерческое общество (персональное или капитальное общество)16.
Коммерческая деятельность – открытая хозяйственная деятельность, которую ведет коммерсант с целью получения прибыли. Коммерческая деятельность – один из видов предпринимательской деятельности17.
Кредитный пункт – единица подсчета учебы, соответствующая 40 академическим часам или одной учебной неделе учащегося18.
Кризисная ситуация (в социальной работе) – ситуация, при которой существует угроза здоровью и/или жизни лица/его близким, неспособность удовлетворить его/их базовые потребности, в результате чего повреждается психическое и/или физическое функционирование человека. Характерна острая нехватка материальных ценностей и связанное с этим чувство дискомфорта19.
Лицо/семья с низкими доходами – здесь: 1) работающее лицо, размер зарплаты которого меньше минимума, установленного государством (380 €20). 2) лицо, доходы которого не обеспечивают базовые потребности его семьи, в результате чего лицу присуждается социальная помощь (пособия).
Находящийся в неблагополучной ситуации соискатель работы – лицо 1) у которого в последние 6 месяцев не было регулярно оплачиваемой работы 2) которое не получило общего образования или профессиональную квалификацию (ISCED) 3) которое старше 50 лет 4) у которого как у взрослого-одиночки есть один или несколько иждивенцев 5) которое работает в области или по профессии в стране-участнице [ЕС – прим. автора], где нехватка равновесия полов (мужчин-женщин) достигает по крайней мере 25% во всех хозяйственных отраслях, и которое является представителем группы меньшинства 6) которое принадлежит этническому меньшинству в любой из стран-участниц и которой нужно укрепить знания языка, профессиональные знания либо навыки, чтобы увеличить свои возможности получить постоянную работу21.
Находящийся в особо неблагополучной ситуации соискатель работы – лицо, находящееся без работы 24 и более месяцев22.
Неквалифицированная (малоквалифицированная или так называемая черная) работа – работа, для исполнения которой не требуется предварительная специальная подготовка или она минимальна23.
Нетрудоспособность – частичная или полная потеря профессиональной трудоспособности по причине болезни, несчастного случая или иным причинам. По длительности потери трудоспособности различают преходящую (кратковременную) и постоянную (длительную) нетрудоспособность (инвалидность)24.
Очная форма обучения – форма учебы, при которой количество кредитных пунктов в академическом году составляет 40 единиц и не менее 40 академических часов в неделю25.
Плата за патент – определенный государством фиксированный платеж, включающий в себя подоходный налог с населения и взносы государственного социального страхования за хозяйственную деятельность физического лица26. Ежемесячная плата за патент определена следующим областям хозяйственной деятельности: производство кожи и текстильных изделий, ремонт и шитье одежды и обуви, ремонт часов и замков, а также другие бытовые услуги, изготовление ремесленных изделий, флористика, услуги фотографии, видео– и аудиозаписи, услуги косметологии, приватные услуги в домашнем хозяйстве, услуги по уходу на дому27.
Портфолио (трудовой портфель) – в свободной форме обобщенный профессиональный опыт, накопленные за определенный период времени факты, материалы и работы, которые показывают достижения работника, его навыки, качество работы и отношение к ней. Например, фотомодели создают папки своих лучших работ; актеры – коллекции своих лучших представлений или фильмов; фотографы – лучшие фотографии; дизайнеры – лучшие лого, баннеры, буклеты и прочие образцы работ; сценографисты, режиссеры, конструкторы, журналисты и представители многих других профессий – свои лучшие статьи, сценарии, образцы одежды, мебели, оборудования и пр.28.
Предпринимательство – 1) хозяйственная деятельность – производство или оказание услуг, которое совершает предприниматель с определенной целью – обычно получение прибыли. В законодательных актах Латвии вместо термина «предпринимательство» официально используется термин «коммерческая деятельность», а вместо слова «предприниматель» – «коммерсант». Для создания предпринимательства предприниматели создают предприятия как единицы хозяйственной деятельности29. 2) под термином «предпринимательство» понимается коммерческая деятельность, если из содержания правовой нормы не следует, что под этим термином понимается иной вид хозяйственной деятельности30.
Прогнозируемая инвалидность – функциональные нарушения, возникшие как результат болезни или травмы, которые в случае, если не оказываются необходимые лечебные или реабилитационные услуги, могут стать причиной присуждения инвалидности31.
Простые профессии – профессии, в которых существующие знания и опыт позволяют совершать обычные работы, которые повторяются, ручными инструментами (в отдельным случаях – прилагая физическую силу), где не требуется инициатива или обсуждение/выбор вариантов исполнения работы. Включает неквалифицированную и малоквалифицированную работу. Простые профессии классифицируются по группам: 1) уборщики и помощники в домашних работах 2) мойщики транспортных средств, окон и белья (прачки) 3) просторабочие в сельском, лесном и рыбном хозяйстве 4) просторабочие на рудниках, строители, рабочие на производстве и в транспортной отрасли, а также грузчики. 5) вспомогательный персонал на подготовке (упаковке и пр.) продуктов питания 6) уличные рабочие и продавцы 7) собиратели мусора и рабочие других простых профессий32.
Скрытая безработица – ситуация, при которой фактически не работающие предприятия отправляют рабочих в длительный отпуск или же юридически от работы не отстраняют, но не платят ни заработную плату наемным рабочим, ни социальные взносы в государственный бюджет33.
Социальная помощь – денежное или материальное пособие, присуждение которого основывается на оценивании материальных ресурсов лицам/семьям, которым не хватает средств на удовлетворение базовых потребностей34.
Трудоспособный возраст – 1) период жизни лица, начиная с возраста 15 лет до достижения возраста, в котором присуждается пенсии по старости35 2) период, в котором человек способен выполнять целесообразную деятельность. Различают трудоспособный возраст, установленный законодательством, во время которого здоровому человеку самостоятельно нужно зарабатывать себе средства на пропитание, и фактический трудоспособный возраст, в течение которого человек способен выполнять полезную обществу работу и который зависит от здоровья человека, предложения работы, желания работать и других условий36. Границы трудоспособного возраста определяются, учитывая физиологию человека, исторические традиции и, главным образом, экономические обстоятельства в стране и нужду в рабочей силе. Исключение составляют лица с полной потерей трудоспособности (1 группа инвалидности).
Хозяйственная деятельность – любая систематическая, независимая деятельность за вознаграждение37.
Частичная безработица – вид безработицы, при котором наемный рабочий работает не полный рабочий день или рабочую неделю38.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ СР
Социальный работник (СР) решает проблему безработицы, если существует хоть одно из нижеприведенных обстоятельств:
– Клиент трудоспособного возраста не работает (вне зависимости от того, присужден ли статус безработного), вместе с тем он получает социальную помощь;
– Клиент трудоспособного возраста не работает (вне зависимости от того, присужден ли статус безработного), вместе с тем в семье констатированы (или есть подозрение на) риски, связанные с несоблюдением прав несовершеннолетних;
– Заработная плата клиента не превышает минимальную39 (при условии нормального рабочего дня) или половину от минимальной (при работе на полставки), при этом клиент (его семья) получает социальную помощь;
– Клиент добровольно желает получить поддержку в поиске работы.
Данные обстоятельства подразумевают, что СР продолжает работать с проблемой безработицы даже в таких специфических случаях, как:
– Клиенту поставлен диагноз, который не исключает возможность вернуться на рынок труда, например, астма, гипертония, мигрень и пр. (кроме клиентов с инвалидностью с неполной потерей трудоспособности – такие клиенты являются добровольными!);
– У клиента наблюдаются признаки нарушений психического характера – в т.ч. шизотипического характера или биполярное расстройство, при этом инвалидности нет и она не прогнозируется (что подтверждается справкой от семейного врача);
– Клиенту по какой-либо причине не присужден персональный код (статус соискателя убежища или беженца, нелегальный мигрант, местный бродяга, никогда не попадавший в поле зрения служб и пр.) – в этом случае проблема безработицы решается в совокупности с оформлением соответствующего статуса лица.
– Второй совершеннолетний член семьи (партнер, супруг, родственник) в состоянии присматривать и ухаживать за ребенком клиента (в случае, если на момент безработицы ребенок не посещает детский сад или часто болеет);
– Клиент считает, что не в состоянии работать по причине того, что он воспитывает ребенка;
– Клиент аргументирует, что у него нет денег на общественный транспорт/рабочей одежды/его не удовлетворяют погодные условия или же он указывает на любую другую причину [невозможности работы], которая является субъективной;
– Клиент информирует, что «сейчас» у него начнутся курсы, при этом договор об обучении не предоставляется или же группа не укомплектована;
– Ребенок клиента находится на домашнем обучении;
– В любых других случаях, когда ситуация неоднозначна и для ее оценки необходимо время.
СР не работает с проблемой безработицы в следующих случаях:
– Имеется справка семейного врача о прогнозируемой инвалидности (т.к. в этом случае цель интервенции будет звучать как «оформить инвалидность»);
– Ребенок (1,5-6 лет) клиента не посещает детский сад, и желаемая заявленная дата начала его посещения – ближайшая возможная (в соответствии с регистром). Исключение составляет добровольный клиент или клиент, в семье которого есть другое совершеннолетнее дееспособное лицо, способное присматривать и ухаживать за ребенком данного возраста;
– Клиент ухаживает за ребенком-инвалидом, который не получает надлежащих ему услуг по уходу (таким образом, если он получает услуги по уходу, заявленные в справке семейного врача, и если эти услуги не предоставляет сам клиент – проблема безработицы решается);
– В семье клиента недавно (до 3 месяцев) произошло несчастье – смерть ближнего, развод, чрезвычайная ситуация (пожар, наводнение и пр.), за исключением случаев, когда клиент самостоятельно изъявляет желание продолжать решать проблему безработицы или если ему необходима психологическая/психотерапевтическая помощь или другая социальная услуга;
– С клиентом уже работает другой СР;
– Клиент посещает курсы, которые невозможно объединить с консультациями СР (т.е., учеба начинается в 8:00-9:00 и заканчивается в 16:00-17:00) и, объективно оценивая, данные курсы могут помочь в решении проблемы безработицы;
– Клиент не получает пособие, хотя и имеет статус малоимущего/малообеспеченного лица, и в семье нет высоких рисков, связанных с несоблюдением прав несовершеннолетнего (за исключением случаев, когда клиент изъявляет желание получить помощь в решении проблемы безработицы);
– Клиент получает высшее образование на дневной форме обучения (в таких случаях СР не имеет права занимать клиента на мероприятиях по занятости, но может следить за процессом учебы как таковой).
Работая с клиентом, СР решает не только проблему безработицы, но и проблемы, которые с ней связаны/являются причиной или последствиями безработицы (например, отсутствие мотивации). В случае, когда помимо безработицы существуют иные (не связанные с безработицей) проблемы, которые нужно решать незамедлительно (например, при несоблюдении прав ребенка или в чрезвычайной ситуации), дело клиента передается в соответствующий отдел (при разделении функций специалистов между отделами) либо (при иной форме организации службы) – оказывается помощь по решению «срочных» проблем, и лишь только после этого СР возвращается к решению проблемы безработицы (см. 1 изобр.).
1 изобр.
Определение целевой аудитории СР по вопросам безработицы
Соответствие целевой аудитории определяется как со стороны того, кто направил клиента (сиротский суд, отделение социальной помощи, полиция и пр.), так и самого СР. В случае, если это соответствие не определяется (либо не проверяется), процесс решения проблемы может быть нецелесообразен, т.к. не отвечает нуждам клиента.
СТАДИИ БЕЗРАБОТИЦЫ
В работе с данной целевой аудиторией важно помнить и определять стадии безработицы, которые проходит клиент, т.к. его психоэмоциональное и соматическое состояние напрямую влияет на решение проблемы. В нормативных актах нет определения стадиям безработицы. Однако они детально описываются и анализируются в психологических исследованиях – так, например, немецкий психолог Л.Пельцман (L.Pelzmann) разделяет 4 фазы, или стадии, безработицы40:
1)
Состояние неопределенности и шока (до нескольких дней);
2)
Субъективная адаптация (до 3-4 месяцев);
3)
Стадия обострения (после 6 месяцев);
4)
Бессилие и смирение (период проходит индивидуально).
По мнению Л.Пельцмана, в 3 стадии проходят деструктивные изменения, которые влияют на здоровье клиента, его психическое, финансовое и социальное положение. Происходит деградация целей и интересов; также наблюдаются нарушения привычек и так называемый дефицит активной жизненной позиции. В свою очередь, в 4 стадии наступает хроническая безработица. Для этого периода человеку характерна апатия и страх трудоустройства (эргофобия). Разумеется, данные стадии безработицы можно считать верными для клиентов, имеющих хотя бы минимальный трудовой опыт. В случае работы с лицами, не имеющими трудового опыта (забеременевшие в школьное или студенческое время женщины, асоциальные слои населения и пр.) принято считать, что клиент находится на 4 стадии безработицы.
С позиции социальной работы, находящегося в 3 стадии клиента можно считать длительно безработным, которому необходима особая помощь и особый подход. Вместе с тем, было бы ошибкой считать, что СР работает исключительно с теми безработными, которые находятся на учете биржи труда или не работают по крайней мере 6 месяцев подряд. Такое мнение возникло, возможно, в связи с методическими указаниями от 2011 года, что СР работает с трудоспособными неработающими клиентами, которые повторно (через 6 месяцев) обращаются за социальной помощью41; или же в связи с тем, что биржа труда большую часть из имеющихся ресурсов (услуг и мероприятий) предлагает только после 6 месяцев присуждения статуса безработного (например, популярные нынче общественные работы). С юридической точки зрения, нет никакой разницы, начнет СР работать с клиентом сразу же после его регистрации на бирже труда или же, начиная с 6 месяца получения статуса, т.к. срок безработицы важен только в контексте возможности использования права на ту или иную социальную услугу. Однако, с точки зрения социальной работы, учитывая, что деструктивные изменения в психике клиента происходят уже примерно после 6 месяцев безработицы (а также то, что зачастую клиент становится на биржу труда только по требованию социальной службы, т.е. далеко не всегда в тот момент, когда он потерял работу), чем раньше СР начнет работу с клиентом, тем более эффективных результатов можно достичь.
С более подробной характеристикой психоэмоционального, соматического, финансового и социального состояния безработного после 6 месяцев безработицы можно ознакомиться в табл.1.
1 табл.
В свою очередь, некоторые проявления переживаемого состояния, например, негативизм безработного может оказаться защитным механизмом против нежелательной ситуации или СР как представителя структуры, а вовсе не нарушением поведения. Так или иначе, случаи, когда безработный отзывчив и готов к решению проблемы, довольно редки и скорее относятся к исключениям, хотя, несомненно, именно такая позиция клиента облегчает его возврат на рынок труда и, как следствие – улучшение его социальной ситуации.
ПОДГОТОВКА СР
Как консультант и координатор по вопросам безработицы, СР должен быть достаточно мотивирован и иметь свое собственное понимание о такой важной составляющей жизни человека, как труд и причины, по которым люди выбирают ту или иную занятость.
Для многих людей возврат на рынок труда означает: 1) удовлетворение физиологических потребностей (пища, тепло, «крыша» над головой, сон и пр.); 2) связанное с этим чувство безопасности (стабильное, прогнозируемое состояние, порядок, принадлежность организации, определенные границы); 3) материальное благосостояние (реализация планов и мечт, путешествия, занятия спортом, хобби и пр.); 4) социальное одобрение (уважение партнера, статус, экономическая независимость и пр.); 5) планирование времени и занятость (отсутствие скуки и безделья); 6) стимулирование мозговой деятельности, самореализация, самоуважение; 7) социализация (поддержание контактов, новые друзья); 8) наглядный пример своим детям, что труд является ценностью; 9) вложение в экономику страны, в развитие определенной отрасли (в т.ч. изобретения); 10) улучшение здоровья.
Материальные ценности включают в себя не только заработную плату, но и, например, бесплатные обеды, погашение расходов на дорогу (или оплата стоянки), возможности обучения, организации свободного времяпровождения, командировки и пр. привилегии. В свою очередь, можно работать не только «ради денег», но и чтобы реализовать некую идею/проект/создать новый товар или услугу, которая облегчит жизнь и будет нужна окружающим (такая мотивация характерна для «идейных» людей).
Также имеет место быть позиция, когда человек воспринимает свою жизнь как определенную стратегию и работает ради последовательных шагов и вполне обыденных действий, приносящих ему радость и удовлетворение. Люди с такой мотивацией, правда, практически не попадают в поле зрения СР, т.к. самостоятельно находят «свое место» в жизни и стараются его не терять.
Так или иначе, чем выше цели и амбиции человека, тем сильнее трагедия потери работы, и тем сильнее могут проявить себя нарушения психосоциального и соматического характера. Однако для людей с любой мотивацией последствия безработицы практически одинаковы: 1) нехватка средств в семье (на пропитание, удовлетворение базовых потребностей); 2) ухудшение качества жизни; 3) десоциализация; 4) потеря социального статуса; 5) риск потери профессиональных навыков; 6) нарушения психического, умственного и соматического характера; 7) экономические последствия для страны (что косвенно влияет и на ее жителя); 8) ухудшение криминогенной ситуации в целом. Как видно, последствия безработицы прямо противоположны причинам и мотивации, по которой люди возвращаются на рынок труда.
В контексте оказания помощи безработным СР также должен осознавать свою личную мотивацию и профессиональную роль, иначе, как это ни печально, клиент может использовать ситуацию себе на пользу. Так, напр., мотивация может буквально звучать как «желание помочь людям/удовлетворить свою потребность быть нужным окружающим». Профессиональная роль же может заключаться в исполнении требований Министерства благосостояния по снижению уровня безработицы в стране (или ограничению случаев недобросовестного получения социальной помощи, для чего СР требует от клиента активного участия в решении социального случая; или содействию по использованию ресурсов биржи труда в интересах клиента и пр.).
При работе с клиентом у последнего могут быть предубеждения, мешающие успешному решению проблемы и коммуникации с СР. Так, например, по убеждению безработного, СР не способен помочь ему в поиске работы, т.к. специалист не предлагает ему вакансии или что обстоятельства жизни СР отличаются от обстоятельств, присутствующих в жизни клиента (у СР нет детей, он слишком молодой/старый, «не понимает» некоторые вещи или «не говорит на понятном ему языке»). Чтобы не потерять веру в свой профессионализм, СР необходимо помнить, что он действует в соответствии с требованиями нормативных актов и по выверенной временем инструкции (рабочей схеме), благодаря чему уже многие клиенты смогли улучшить свое материальное и социальное положение.
Решая комплицированный социальный случай, нужно иметь в виду, что иногда бывает целесообразнее делегировать свои обязанности другим специалистам. Так, психологическую поддержку можно оказать, назначив услуги сертифицированного психолога; о методах воспитания ребенка решает социальный педагог; а проблемы со здоровьем рассматривает врач. Таким образом, СР берет на себя роль лишь координатора либо посредника, и никак не представителя других «помогающих» профессий.
ИНТЕРВЕНЦИЯ
ИНФОРМАЦИЯ О КЛИЕНТЕ
СР желательно своевременно (перед первичной консультацией) изучить и запросить информацию о социальной и материальной ситуации клиента. Важно:
– Связаться с ГАЗ для компетентного мнения агента, ведущего дело безработного, о возможностях и желании последнего интегрироваться в рынок труда, а также об актуальности и доступности определенных услуг;
– Проверить доступную информацию о системе поддержки клиента, т.е., о его членах семьи и прочих родственниках (социальный статус, статус занятости, место жительства и пр.). В дальнейшем, при повторных консультациях, можно выяснить взаимоотношения клиента и его близких, т.к. это может иметь значение в контексте решение проблемы;
– Изучить доступную в масс-медиа информацию о публичной деятельности клиента (в т.ч. объявления, статьи, видео, упоминания и пр.), что может дать более полное представление о его интересах, занятости, отношении к жизни.
Особое внимание стоит уделять:
– Пометкам агента в заключенном на бирже труда плане по поиску работы (напр., «отказался от участия в мероприятии, в котором прежде выражал готовность участвовать»);
– Данным об образовании ребенка клиента (желаемая дата начала посещения детского сада, история посещений, плательщик, режим обучения);
– Содержанию консультаций, отчетам и актам о посещении на дому коллег и партнеров;
– Виду и сроку документа, удостоверяющего личность клиента и его членов семьи.
Совершая первичное обследование на дому, СР обращает внимание на жилищные условия и их соответствие материальному положению клиента и его семьи. Так, напр., новая техника и мебель, «вялотекущий» ремонт и вещи, указывающие на хобби или интересы клиента – документация, специальная форма, предметы искусства или спорта (медали, мольберты и пр.) – зачастую свидетельствуют о возможной нелегальной занятости и укрытии доходов.
В соответствии с законодательством, лицо, которое желает получить социальные услуги или их получает, обязано предоставить всю информацию, знать которую необходимо [для принятия решения – прим. автора], а также по запросу: 1) незамедлительно уведомлять об изменениях в обстоятельствах, определяющих право на получение социальных услуг или о которых было заявлено в связи с желанием их получить; 2) предоставлять доказательства и необходимые документы42. Если для предоставления информации предусмотрены готовые бланки или рабочие листы, их нужно использовать.
ХОД КОНСУЛЬТАЦИЙ
Конечно, в социальной работе нет и не может быть единого стандарта, как должны проходить консультации. Оказание помощи – творческий процесс, сущность которого зависит от специфики социального случая и особенностей клиента, так же, как и от личности СР. Однако для облегчения хода интервенции все же можно порекомендовать придерживаться общих положений, которые дают представление об актуальном содержании консультаций и наиболее часто встречающихся проблемах в практике СР.
В 2011 году в Латвии были разработаны первые директивы для работы с социальным случаем, в которых, помимо прочих положений, было указано, что СР с клиентом видится в среднем один раз в неделю43. Однако, учитывая, что данное указание носит рекомендательный характер и никак не закреплено в нормативных актах, СР может увеличить интенсивность встреч в случаях, когда: 1) это необходимо для предотвращения кризисной ситуации; 2) в течение 3 месяцев в социальной ситуации безработного не достигнуты позитивные изменения; 3) этого желает сам клиент.
По сути, если дело клиента «стоит на месте» по крайней мере 3 месяца подряд, нужно менять не только интенсивность встреч, но и подход к решению проблемы. То же самое относится к делам, открытым дольше одного года. Подтверждение этому лежит в разработанных для СР рекомендациях44, которые также призывают переоценить социальные случаи, открытые дольше 12 месяцев.
В практике социальной работы бытует ошибочное мнение, что главная задача СР в консультировании безработного – решение проблемы безработицы. В действительности же СР:
1)
Мотивирует
клиента приобщиться к решению проблемы безработицы;
2)
Обучает клиента методике поиска работы;
3)
Помогает преодолеть кризисную ситуацию (если таковая существует);
4)
Помогает решить проблемы, которые могут влиять на состояние безработицы (напр., нехватку знаний госязыка или хроническую болезнь).
Таким образом, СР лишь помогает, рассказывает или стимулирует к решению тех или иных вопросов, ни в коем случае не потакая клиенту и не «вытаскивая» его из возможных передряг (см.2 табл.).
2 табл.
Правильно
Неправильно
– Проверять реакцию безработного на предлагаемые ему вакансии.
– Обеспечить клиенту доступ к компьютеру, интернету (используя услуги социальной службы/общественной библиотеки/дневного центра.
– Объяснять правила письма CV/мотивационного письма, указывая на допущенные ошибки.
– Объяснять нормы внешнего вида и поведения на собеседовании с потенциальным работодателем.
– Информировать о доступных клиенту возможностях (ресурсах) для устранения причин безработицы.
– Искать или выставлять объявления о поиске работы от лица клиента.
– Писать CV/мотивационное письмо от лица клиента, говорить с потенциальным работодателем вместо клиента.
– Работать только с проблемой безработицы, не принимая во внимание низкую мотивацию клиента.
– Работать только с проблемой безработицы, не принимая во внимание причины сложившейся ситуации и т. д.
Начинать следует с повышения мотивации клиента, и лишь затем приступать к решению проблемы безработицы. Если клиенту кажется, что проблема безработицы неразрешима, это указывает на недостаток мотивации (см. 2 изобр.).
2 изобр.
Действуя вместо клиента, стараясь ему помочь, СР оказывает медвежью услугу: уродуется и снижается мотивация делать что-либо для улучшения социальной ситуации («Зачем, если все делают за меня?»). То же самое происходит, когда СР смиряется с неприемлемым внешним видом/состоянием/поведением безработного (запахом алкоголя, вульгарной речью и пр.), т.к. клиент считает, что его таким принимают и потому меняться нет необходимости. СР нужно обращать внимание на такие вещи, как: опоздание, нежелание приходить в назначенное время; открытие больничного листа в тот же день, на которой была запланирована встреча и т.д. Все эти ситуации поднимаются и обсуждаются вместе с клиентом, во избежание скрытого конфликта и манипулирования с обеих сторон.
Первая встреча очень важна для определения дальнейшего направления. Обязательным элементом консультации является разъяснение ролей друг друга, профессиональная позиция СР, общая цель сотрудничества, шаги для достижения этой цели и последствия, которые могут иметь место, если сотрудничество будет прервано. Конечно, если человек имеет ограниченные способности к восприятию данной информации, ее следует преподнести максимально упрощенно, для наглядности сопровождая ее печатными материалами.
По требованию клиента может быть поднят вопрос о совместных правах и обязанностях, и это требование, если оно не превышает рамки допустимого (напр., консультация затягивается на 2-3 часа), обязательно нужно исполнить, т.к. зачастую разъяснительный этап консультации определяет дальнейшую мотивацию безработного и его взаимоотношения с СР.
Заключительной частью консультации является подписание соглашения о сотрудничестве. При составлении пунктов соглашения СР стоит учесть, что вся информация, предоставленная клиентом устно, должна иметь письменное подтверждение (объяснительные, врачебные справки, решение суда, выписка посещаемости и пр.). Таким образом дается гарантия, что человек позже не откажется от своих слов, а СР будет опираться на факты, влияющие на принятие решения о начале интервенции.
Если ситуация неоднозначна или клиент многодетен (что требует особого/большего внимания/времени к деталям, задействования нескольких ресурсов и систем поддержки одновременно), или же если поведение клиента не дает возможности сосредоточиться, разъяснительную работу и заключение соглашения можно разделить на несколько консультаций, или, по крайней мере, на столько консультаций, пока не будет достигнут необходимый результат. Для наглядности можно использовать специальные бланки.
Первичная консультация (в т.ч. методика по сбору информации) должна быть по возможности всеохватывающей, и вместе с тем простой. В идеальном случае по окончанию консультации СР осведомлен о мотивации клиента, причинах безработицы и препятствиях интегрироваться в рынок труда, а также побочных проблемах (см. 1 приложение). В случае, если СР работает с безработным, у которого есть ребенок, дополнительно нужно сделать оценку рисков развития/безопасности ребенка (см. 2 приложение). Любые бланки выдаются только на государственном языке – тем самым производится скрытая проверка на владение этим языком. Правда, нужно считаться с тем, что в случае плохого результата существует вероятность исполнять роль учителя или переводчика.
На второй консультации, как правило, СР: 1) заканчивает то, что не закончил в первый раз; 2) разъясняет и уточняет вопросы, неясные для клиента 3) проверяет выполнение пунктов соглашения и в случае необходимости требует выполнить обязательства повторно (отложив выплату пособий); 4) дополняет соглашение в связи с возможными новыми обстоятельствами дела; 5) использует методы социальной работы.
В дальнейшем СР: 1) работает с мотивацией безработного; 2) помогает решить связанные с безработицей проблемы (отсутствие образования, компьютерных навыков и пр.); 3) помогает решить не связанные/косвенно связанные с безработицей проблемы (проблемы поведения ребенка, долги и пр.); 4) помогает освоить методику поиска работы (более подробно см. 6 раздел).
Планируя консультации, СР регулярно меняет время встречи, приглашая клиента прийти, напр., в 11:00, потом – в 15:00, а после этого – в 9:00. Таким образом проверяется, не работает ли клиент неофициально, скрывая доходы.
УСТРАНЕНИЕ ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ БЕЗРАБОТИЦЫ
Ниже будут рассмотрены наиболее распространенные причины и последствия безработицы, а также возможности их устранения. Вся применяемая методика основывается на нормативных актах или теорию социальной работы/психотерапии; ее применение – эффективное средство для повышения уровня ответственности клиента и для достижения его согласия на сотрудничество.
Работая с социальным случаем, СР анализирует и помогает устранить как причины (проблемы со здоровьем, психологические травмы и пр.), так и последствия (нехватка средств, дезорганизованность) безработицы. Важно не путать, что является причиной, а что – последствием, ибо, устраняя только причины безработицы, существует риск, что клиент не сможет удержаться на новом рабочем месте, либо, несмотря на трудовой договор и первые доходы, улучшение социальной ситуации не будет достигнуто. В свою очередь, обращая внимания только на последствия, трудоустройство маловероятно в принципе.
Так, напр., причина, по которой клиент не может начать искать работу – необходимость ухода за инвалидом 1 группы, а последствия вынужденной безработицы – депрессия и потеря ориентиров, целей в жизни. Если СР присудит услугу по уходу на дому, у клиента появится время для поиска вакансий; однако, учитывая его психическое состояние, качество и скорость выполненной работы оставляет желать лучшего (что может привести к потере работы). Если же СР предложит клиенту обратиться к врачу и/или психотерапевту, чтобы получить необходимую медицинскую/психотерапевтическую помощь, можно добиться стабильной ремиссии, однако по причине болезни родственника клиент не сможет трудоустроиться.
Нужно отметить, однако, что, например, отсутствие образования и незнание государственного языка могут и не быть причинами безработицы (хотя это может влиять на успешность трудоустройства), а проблемы со здоровьем могут появиться как в результате длительной безработицы, так и по причине неправильного образа жизни. Если существует несколько проблем, связанных с безработицей (напр., нехватка средств, незаконченное основное образование, отсутствие человека либо учреждения, способного присмотреть за ребенком клиента), их нужно решать комплицированно, учитывая индивидуальные особенности социального случая.
Проблемы, связанные с безработицей по причине возраста, семейного положения, дискриминации или немотивированности, рассмотрены в 3.6., 3.8. подразделах, а также главах «Клиенты предпенсионного возраста», «Молодежь и студенты», «Безработные с детьми».
3.1.
Проблемы, связанные с дезорганизованностью
Как было упомянуто выше, у длительно безработных наблюдаются многие нарушения в когнитивной и эмоциональной сфере. Возможны нарушения памяти и мышления, сложности сконцентрироваться, приступы гнева и чувство страха. Такие клиенты не способны организовать свой день, гармонизируя жизнь и облегчая быт. Они не контролируют время (в результате чего, напр., опаздывают на консультацию), не следуют распорядку недели, откладывая дела на последний момент или вовсе не заканчивая их. То же самое относится к планированию семейного бюджета и контролю доходов/расходов. В результате чего возникает нехватка средств на самое необходимое – продукты питания, хозтовары, одежду и обувь.
Для разрешения упомянутых проблем СР: 1) помогает поставить кратковременные и долговременные цели и определить порядок их достижения, а также контролирует их реализацию в обозначенный срок; 2) помогает разработать режим дня/недели и мотивирует ему следовать; 3) информирует о базовых принципах планирования семейного бюджета и помогает контролировать ежемесячные доходы/расходы.
Для большей наглядности рекомендовано использовать специальные бланки. При этом следует учитывать когнитивные способности безработного, т.к. по причине психопатологий у клиента могут возникнуть объективные сложности выполнить требования СР. К примеру, клиент не понимает разницу между целью и задачей; или поставленная цель – слишком сложнодостижимая (желания не совпадают с возможностями); или же неконкретная или нереализуемая по причине слишком маленьких сроков. Может быть и такая ситуация, когда безработный не хочет делиться своими планами или же он не мотивирован сотрудничать для решения проблемы (т.к. не считает это проблемой). В таких случаях можно использовать альтернативную методику или бланки, при условии, что это помогает достичь тот же результат (см.6 приложение).
Если и это по причине когнитивных нарушений является невозможным, СР: 1) назначает клиенту психологическую диагностику; 2) связывается с семейным врачом клиента для его дальнейшего медицинского обследования; 3) после получения результатов оценивает целесообразность решения проблемы безработицы.
Работа с целями
Помощь в постановке кратковременных и долговременных целей нужна в случаях, когда клиент пассивен и выражает тревогу в отношение своей дальнейшей жизни (в т.ч. наблюдаются признаки депрессии); он отказывается решать проблему безработицы или, напротив, чрезмерно амбициозен.
Постановка целей состоит из 3 этапов: 1) Анализ существующей ситуации; 2) Выяснение возможностей, желаний и нужд; 3) Формулирование целей и определение сроков их достижения.
Обычно клиент в состоянии справиться с 1 и 2 пунктом самостоятельно, однако в некоторых случаях помощь все же необходима. Можно начать с так называемого «Круга жизни», где по 10-балльной шкале оценивается уровень удовлетворенности конкретной сферой жизни (работа, деньги, отношения, семья, здоровье/спорт, жилье/город, образование/самосовершенствование, отдых/хобби) и возможность его улучшить до желаемого (см. 5 приложение). 10 является максимально возможным уровнем удовлетворенности, 1 – минимальным (т.е. неудовлетворенностью). С помощью пунктов отмечая уровни и соединяя их в одну линию, может получиться многоугольник либо фигура неправильной формы (как пример см. 3 изобр.). Чем более «правильной» является фигура, тем больше уровень удовлетворенности жизнью в целом. Более облегченную форму бланка см. в 7 приложении.
3 изобр.
Определяя цель, нужно учитывать систему ценностей безработного. Если клиенту сложно понять, что для него является важным, можно упомянуть некоторые из наиболее распространенных ценностей: хорошее здоровье, имущество, воспитание ребенка, путешествия, творческие способности, экология, благотворительность, вера, безопасность, общественно полезная работа и пр. Рекомендуется выбрать не менее 2-3 ценностей, где, по мнению клиента, необходимы изменения. Например, это может быть семья (дети), здоровье, работа и жилье. Для наглядности клиенту предлагается заполнить так называемый «Квадрат целей» (пример см. ниже в 3 табл., бланк – в 7 приложении).
3 табл.
Квадрат целей
Семья и дети
Помочь ребенку освоить самостоятельный путь до школы и обратно;
Урегулировать конфликт с отцом ребенка (возможно, используя услуги медиации).
Здоровье
Проверить здоровье;
Начать посещение спортивных занятий;
В случае необходимости – обратиться за психологической помощью.
Работа
Разработать бизнес-план;
Поднять уровень знаний английского языка до B1.
Жилье
Погасить долг за электроэнергию;
Сделать косметический ремонт в квартире.
Цели должны быть конкретные и легко измеримые. План решения социального случая, составляемый СР, не всегда понятен клиенту, т.к. в него могут быть включены задачи, с которыми клиент не согласен (напр., касающиеся защиты прав несовершеннолетнего или обращения к специалисту по зависимостям). В свою очередь, «Квадрат целей» является индивидуализированным (разработанным самим безработным) и основанным на его желаниях и нуждах методом – а значит, клиент будет более мотивирован.
После постановки целей СР помогает определить сроки их реализации. Если клиент считает, что цель невозможна или сложнодостижима, цель нужно разделить на маленькие – кратковременные и долговременные – задачи. Определяя «статус» задач, следует учитывать их срочность и важность (см. 4 изобр. либо, как другой вариант – 8 приложение).
4 изобр.
Порядок задач
В центре круга – первая задача, достижение которой существенно для удовлетворения базовых потребностей. Выполнив эту задачу, можно перейти к следующей, влияющей на финансовое положение безработного. Третьей, в данном случае последней, задачей и общей целью является желание клиента сделать накопления, что дало бы ему чувство безопасности (одно из звеньев его системы ценностей).
Как вспомогательное средство в работе с клиентом СР может использовать рабочие листы «Три круга», «30-секундная анкета» и пр. (см. 9 и 10 приложения). Также можно прибегнуть к услугам биржи труда, предоставляющей для безработных мастер-класс по правильной установке целей и их достижению45.
Работа с распорядком дня/недели
Помощь в разработке и наблюдении за распорядком дня или недели безработного особо актуальна в следующих случаях: