Это долгая история, и ее начало уже растворилось в небытии.
В середине 1994 года со мной связались из журнала Ser Padres («Родительство»), полагаю, чтобы услышать советы по поводу статьи о лактации. В те времена я был юным и неопытным педиатром, основавшим в 1991 году с кучкой идеалистов ACPAM – ассоциацию по пропаганде грудного вскармливания. Не знаю, как о нас узнали и где раздобыли мой телефон.
В июне 1994 года мой номер оказался у них под рукой, и они позвонили с просьбой ответить нескольким матерям, которые написали в редакцию журнала по проблемам лактации. За этими последовали еще три-четыре письма, а в конце 1995 года пришло неожиданное предложение: создать мою собственную консультацию по грудному вскармливанию с постоянным разделом в журнале. Разделом, который вначале занимал полстраницы, а потом постепенно разросся до двух.
Я всегда буду благодарен Ser Padres за то, что поверили в меня. Они дали мне возможность донести информацию о грудном вскармливании тысячам семей, привилегию читать и отвечать на письма многих и многих матерей (а иногда и отцов), стимул написать мою первую книгу.
Это 5000 писем с января 1996 года. Вопросы, которые вначале относились исключительно к лактации, со временем охватили и другие вопросы здоровья, роста и развития детей. Читая эти письма, я много узнал о нормальном поведении здоровых детей (какими является, к счастью, большая их часть) и о ежедневных заботах матерей. Я усвоил, что дети обычно просыпаются чаще с четырех месяцев, что они обычно перестают есть в год, что часто они не хотят есть ничего, пока мать на работе, что в возрасте около года им хочется уже есть нормальную еду, не протертую, но что позже это желание уходит и что попытки следовать строгим и общепринятым нормам по питанию, воспитанию и образованию детей часто ведут к излишним страданиям.
В журнале появляется лишь малая часть полученных писем, и всегда в сокращении: вопрос сведен к трем строкам, ответ едва доходит до десяти. Сейчас впервые публикуется выборка из целых вопросов и ответов (или почти целых, так как были сокращены некоторые отрывки).
При ответе на вопросы работаешь с очень неполной информацией и, как правило, невозможно запросить дополнительные сведения. Самый обычный разговор в медицинской консультации («Ребенок кашляет?» – «Да». – «Давно?» – «С пятницы». – «Его рвало?» и т. д.) мог бы вызвать длительный обмен письмами. Надо читать между строк, судить по косвенным указателям об истинной проблеме и истинной обеспокоенности матери (которые не всегда совпадают) и иногда давать альтернативные ответы на разные возможные варианты. Я попытался отвечать строго по содержанию, ясно по форме и, когда было возможно, с юмором. Проблемы, казавшиеся неразрешимыми, часто становятся проще при взгляде под другим углом зрения.
Так как, строго говоря, я являюсь автором двух третей этой книги, то с целью вернуть каким-то образом матерям, отцам и детям то многое, что они мне дали, я решил передать 30 % авторских прав ассоциации ACPAM, чтобы она могла продолжить свою работу по защите грудного вскармливания.
Моя глубокая признательность тем, кто на протяжении этих лет почтил меня своим доверием. Мои самые глубокие извинения тем, кому я не смог помочь.