– Смотри, что, получается, мы наметили? Наметили несколько этапов: психология, цигун, который ЗОЖ-цигун, ну и дальше накопление энергии и трансформация, мистические практики.
– У меня сразу комментарий: мы с тобой выделили этапы, но, в принципе, у даосов немного не так. Или совсем не так.
– А как? Давай скорректируем.
– У даосов нет отдельного этапа психотерапии. В китайской культуре, как и в любой традиционной культуре, вообще нет идеи психотерапии. Поскольку душа и тело неразделимы – незачем отдельно с душой разбираться! Когда ты приходишь в Школу, процессуально это происходит так. Ты приходишь и говоришь: «Я хочу заниматься». Там есть определенные ритуалы, естественно, в том числе и деньги… Опять же, происходит вербовка, но никакой специальной психотерапии тебе не проводят. «Хочешь заниматься? Начинай ходить в группу!» И ты начинаешь – в группе или на семинаре, это не важно, – начинаешь с этого самого ЗОЖ. Причем есть разные варианты: более интенсивные, когда ЗОЖ сразу с накоплением энергии идет, или же более спокойные, когда долго-долго ЗОЖ, а потом, когда-нибудь, накопление энергии. По-разному бывает.
Соответственно, если сейчас мы с тобой будем моделировать даосскую «психотерапию» – это будет не вполне аутентично, но можно попробовать вытащить из этого что-то.
– Смотри, какая мысль. Можем ли мы параллельно запускать какие-то западные процессы для ускорения некоторых этапов, чтобы быстрее с этапа на этап переходить? Наверное, исключительно из этой идеи. Нет цели говорить даосам: «Пацаны, это у вас психотерапия! Вы тут не правы!» Нет, именно выделить на некотором из описательных уровней, чтобы нам было понятнее, чтобы западным людям было понятнее… Что с головой сделать в первую очередь? Давай я сейчас погаллюцинирую, а ты меня поправь.
Я прихожу в даосскую школу, и мне говорят: «А теперь кушать надо вот это и вот это, практиковать вот так и вот так, а делать вот это и вот это». А я раньше кушал не так, практиковал не так или вообще не практиковал! Чтобы теперь мне все это делать, так или иначе нужно, чтобы у меня в голове что-то исправилось! Потому что иначе мои мозги будут кричать: «Да ну, зачем я занимаюсь этой ерундой! Пойду-ка лучше выпью чего-нибудь!» Мне, чтобы эту практику делать, все равно нужно будет голову поправить.
– В этом смысле «психотерапия» в даосских школах – это просто вербовка. Тебя в самом начале просто вербуют с использованием методов боевого НЛП (ха-ха!). Объясняют, что ты жил неправильно. И объясняют, насколько неправильно ты жил! То есть усиливают мотивацию «от», еще глубже загоняют тебя в «нересурс». К примеру, ты пытаешься как-то бодриться в стиле: «Да я, в общем-то, ничего! На самом деле не так уж все и плохо!» – «Нет, парень, сейчас мы тебе объясним, как у тебя все плохо».
То есть загоняют человека в минус, а потом говорят: «Ну а теперь – давай развиваться!» Идея вот такая. Идеи гуманного подхода к человеку, абстрактного гуманизма нет вообще. Если пришел – давай развивайся. Сопли тебе вытирать никто не будет.
– Внесу поправку: все-таки это не боевое, а, в терминах фокусов языка, провокативное НЛП.
Хорошо. Тогда мы можем, наверное, зафиксировать такой момент. Работа с психикой фактически является неким созданием мотивации по-взрослому, да? То есть все свои проблемы, которые хочется порешать в рамках этой практики, нужно брать и самостоятельно гиперболизировать, увеличивать их, да?
– Да. Да. Да.
– Чтобы тебя нормально «перло». Есть у меня одна знакомая, которая пришла в фитнес. Не то чтобы ей очень сильно было надо, нормальная была девушка, однако, чтобы поддерживать качество занятий фитнесом, она представляла себя жирной. То есть представляла себя чудовищно жирной в некотором ближайшем будущем и поэтому шла в спортзал заниматься. Вот такая схема, да?
– Тут надо не просто себя кем-то «неправильным» представить, надо представить неправильным весь мир. Даосы, как и буддисты, работают через картину мира, модель мира. Причем через тотальную модель мира. Не только твой персональный мир, мир вокруг тебя, но и весь мир – несовершенен, и весь мир – бессмыслен! И единственный смысл в этом мире – это саморазвитие. Если почитать даосские трактаты, все они, так или иначе, сводятся к этому. Мир несовершенен, в мире нет смысла, единственный смысл – это саморазвитие. Если ты так не считаешь – ты просто плохо подумал, не хватило мозгов или терпения. Все остальное – не важно: все умрут, все будет предано забвению, все будет разрушено. И только человек, идущий по пути просветления, имеет шансы вырваться из этой вселенской темницы.
Звучит пессимистично? Но такова картина мира.
– Тогда такое уточнение: они как-то критериально описывают, детализируют понятие саморазвития?
– Есть три составляющих процесса саморазвития – это правильное питание, правильное поведение и правильное мышление.
Правильное питание – это все, что ты в себя «кладешь»: еда, вода, вино, таблетки, травы, лекарства – все это относится к «питанию». Это восполняет твою жизненную энергию, можно сказать, на «плотном» уровне. Твое «плотное» тело получает при этом правильный баланс энергии.
Правильное поведение – это тренировки, режим дня, практики. Это позы, которые ты в течение дня принимаешь, это осанка и походка. Я бы сказал, это много-много микростратегий, много-много привычек, которые встраиваются в повседневное поведение.
Про энэлперов говорится: у энэлпера все пальцы в якорях, он весь обвешан якорями… Даосы – они тоже такие: все обвешанные микростратегиями правильного поведения. Причем все это делается очень подробно, в деталях. Мы в свое время с нашим коллегой НЛП-тренером Чекчуриным спорили на эту тему. Он говорил: «У твоих даосов преобладает обобщение!» А я смотрю, что в реальной практике наоборот: детализация, детализация и еще раз детализация! Там обобщение – ну это так, для мирян. Сказал «Дао» – не сказал ничего. Для мирян – обобщения: мир несовершенен!
Но как только ты начинаешь практиковать, тебе говорят: «Неправильно! Палец сюда!» А почему сюда? А потому, что если сюда, то будет вот так! И так каждый палец на место ставится, каждый сустав, каждая часть тела.
И третий компонент – это правильное мышление. В вопросах правильного мышления даосы практически согласны с буддистами, за исключением того, что буддисты говорят: «Тело – не важно». А даосы говорят: «Нет, тело важно!» Поэтому правильное мышление – и про тело тоже. Нужно следить за телом, при этом быть непривязанным, пустотным, быть все время в потоке перемен. Ни на чем мысленно не застревать и следовать своей безумно далекой цели.
Если говорить про правильное мышление по психотипам, я бы сказал, что даосский психотип – это параноял в сочетании с эпилептоидом. Параноял потому, что есть безумно далекая цель, практически для тебя недостижимая, но нужно к ней идти. А эпилептоид – потому что есть много-много мелких действий, которые нужно ежедневно повторять. Это к вопросу, какой психотип формируется у человека, если он идет по этому пути.
– Да, это уже хорошо. Мы упоминали о том, что есть «неправильное», которое нужно изжить. С точки зрения «правильного» мышления, есть ли какие-нибудь ключи и какие-нибудь моменты, на которые надо обратить внимание и которые надо точно прекратить? Ты говоришь: «Не застревать» – можно об этом подробнее?