Как рождаются слова

пьеса-игра «от загадки к шараде»


В двух действиях


Действующие лица:


Макс Обрадович – школьный учитель, 24 года

Раиса Фиолетовна – школьная учительница, того же возраста

Лёня – ученик

Сима – ученица

Вова – ученик

Неля – ученица


Действие первое


Занавес под музыку открывается


Школьный класс. Учительский стол, на котором лежит классный журнал, тетради. А главное – большие карточки со словами, слогами и буквами. Три стопки. Первая – ответы на загадку. Вторая – слоги и буквы. И третья разгадка получившейся шарады. Возможно, вместо слов, на больших картонных листах – рисунки


За столом – два стула. Напротив – четыре парты или столы, но поменьше. На каждой учебник и тетрадь. За партами (за каждой – отдельно) сидят Лёня, Сима, Вова и Неля. На них пёстрые одежды. Причёски детские, но самые современные


В класс входят учителя Макс Обрадович и Раиса Фиолетовна. Возможно, они одеты в строгие костюмы


Дети встают. По взмаху руки Раисы Фиолетовны снова занимают свои места


Раиса Фиолетовна (ученикам)

– Я вам скажу, как взрослым людям,

И я по-своему права,

Отгадывать загадки будем

И конструировать слова.


Макс Обрадович (ученикам)

– Урок наш не пройдёт напрасно.

Я, как и вы, давно знаком

С великим русским и прекрасным,

С родным и добрым языком!


Лёня (встаёт)

– Все мы рады, Макс Обрадович,

И Раиса Фиолетовна,

Что урок у нас загадочный!

Так спасибо же за это вам!


Садится


Сима (встаёт)

– Мы разумны. Всё в порядке.

Дружим с языком родным.

Отгадаем все загадки

И слова соорудим!


Садится


Раиса Фиолетовна:

– Быть нам внимательными надо,

И всё получится у нас,

И к вам придёт за труд награда.

Все вы – весёлый, дружный класс!


Макс Обрадович:

– Урок полезным будет, верю.

Вы не робели никогда!

Загадки все – к шарадам двери.

Мы их откроем без труда!


Вова (встаёт

– Все мы рады, Макс Обрадович,

И Раиса Фиолетовна,

Что урок у нас загадочный!

Так спасибо же за это вам!


Садится


Неля (встаёт)

– Мы разумны. Всё в порядке.

Дружим с языком родным.

Отгадаем все загадки

И слова соорудим!


Садится


Макс Обрадович (ученикам)

– Вы по совести и чести

Нам ответьте! Всё на месте?

Отвечайте! В классе все ли?


Лёня (встаёт)

– Лёня! (садится)


Сима (встаёт)

– Сима! (садится)


Вова (встаёт)

– Вова! (садится)


Неля (встаёт)

– Неля! (садится)


Макс Обрадович:

– Все пришли к уроку в срок.

Начинается урок!


Раиса Фиолетовна:

– Из трубы он вьётся,

Но в руки не даётся.

Догадались, что за слово?

Мы к нему вернёмся снова.


Ученики (все вместе)

– За загадкой мы следим.

Это просто! Это… дым!


Раиса Фиолетовна показывает ученикам и зрителям карточку со словом «дым». Макс Обрадович берёт у неё карточку в левую руку. В правой руке уже держит другую – с «о»


Макс Обрадович:

– «Ы» мы выбросим в окно,

Заменив его на «о».

Слово новое прочтём.

Что там получилось?


Ученики (все вместе)

– Дом!


Макс Обрадович «о» кладёт в чётвёртую стопку. Из третьей достаёт слово «дом», показывает ученикам на сцене и зрителям


Лёня (встаёт)

– Как тепло, уютно дома!

Пусть над крышей вьётся дым.

Всё привычно и знакомо,

За большим столом сидим.

Здесь мы справимся с жарою,

И от вьюг укроет дом.

В доме форточку прикрою.

Чай мы с пряниками пьём.


Садится


Макс Обрадович:

– Вы, конечно же, видели яркий цветок,

В очень острых шипах его стебелёк.

Первый слог – это «ро». Я решил подсказать,

Чтоб смогли вы загадку быстрей разгадать.


Ученики (все вместе)

– Мы ответственно, серьёзно

Утверждаем – это… роза!


Макс Обрадович, на сей раз, демонстрирует карточку со словом «роза». Передаёт её Раисе Фиолетовне. Она показывает вместе с этим слогом и карточку с буквой «с»


Раиса Фиолетовна:

– Засияет на солнце трава серебром,

Если «эс» вместо «зэ» встанет в слове втором.

А замена такая сотворит чудеса.

Что ж на утренних травах сверкает?


Ученики (все вместе)

– Роса!


Раиса Фиолетовна кладёт карточки со словом «роза» и буквой «с» в четвёртую стопку. Показывает карточку, где напечатано «роса»


Сима (встаёт)

– Роса на травах и на розах,

Листва берёз в росе с утра.

Она на виноградных лозах,

И просыпаться нам пора.

Пойду тропинкой я росистой.

Как хорошо в родном краю!

Я вместе с птицей голосистой,

Шагая, песенку пою.


Садится


Макс Обрадович:

– На носу красуется он у носорога,

На голове коровы их даже целых два.

Что это такое? Подумайте немного,

И продолжим дальше мы игру в слова.


Ученики (все вместе)

– Загадку это каждый отгадать бы смог.

Нам понятно стало, это слово… рог!


Макс Обрадович показывает всем карточку со словом «рог». Передаёт её Раисе Фиолетовне. Она берёт со стола карточку с «и кратким». Демонстрирует её


Раиса Фиолетовна:

– Пусть она вам будет в радость и науку.

Взрослые гордятся умной детворой.

А теперь «и кратким» заменим третью букву.

Что же получилось? Да, пчелиный…


Ученики (все вместе)

– Рой!


Раиса Фиолетовна демонстрирует карточку со словом «рой»


Вова (встаёт)

– Над коровьим рогом рой,

И над лугом пчёлы.

Рядом улей, под горой,

У дороги в школу.

Пчёлы в венчиках цветов,

Поле необъятно,

С мёдом чай я пить готов,

Сладкий, ароматный.


Садится


Раиса Фиолетовна:

– Как у людей, все знают, тоже

Есть на стволах деревьев кожа.

Как называется она?

Моя загадка не сложна.


Ученики (все вместе)

– Раиса Фиолетовна, вся знает детвора,

Что на деревьях кожа – это же… кора!


Раиса Фиолетовна показывает карточку со словам «кора». Передаёт её Максу Обрадовичу. Он берёт карточку с буквой «г». Все видят её


Макс Обрадович:

– «Ка» заменю на «гэ» мгновенно,

Со словом выйдет перемена.

Своей вершиною остра,

Упёрлась в небеса…


Ученики (все вместе

– Гора!


Теперь в руках у Макса Обрадовича карточка со словом «гора»


Неля (встаёт)

– Вдали стоит высокая гора.

А под горой берёзовая роща,

Блестит на солнце белая кора,

Листвой зелёной ветерок полощет.

На склонах гор ручьи и родники,

Любуюсь я чудесными местами,

И синие на поле васильки,

И ветерок витает над цветами.


Садится


Макс Обрадович:

– Можешь захлопнуть её, притворить,

И на замок, если нужно, закрыть.

Перед собою её распахнёшь –

Выйдешь из дому или войдёшь.


Ученики (все вместе)

– Чуть-чуть мы подумали. Ясно теперь.

Макс Обрадович, это же… дверь!


Макс Обрадович показывает карточку со словом «дверь». Передаёт её Раисе Фиолетовне.

Она другой рукой берёт карточку с буквой «з». Её хорошо видно


Раиса Фиолетовна:

– Мы «дэ» поменяем на «зэ» не спеша.

От нового слова в пятках душа.

Вот, что у нас получилось теперь.

В чаще дремучей скитается…


Ученики (все вместе)

– Зверь!


Раиса Фиолетовна демонстрирует карточку со словом «зверь». Кладёт его в четвёртую стопку


Лёня (встаёт)

– Ко мне в дом стучится зверь,

Огромный и лохматый.

Не открою ему дверь.

Мне что-то страшновато.

Немного разным чудесам

Я порою верю.

Но не пойму, не знаю сам,

Зачем ломиться в двери.


Садится


Раиса Фиолетовна:

– Она питается дровами,

Теплом одаривая нас.

На ней мы кашу с пирогами

Да щи готовим всякий раз.


Ученики (все вместе)

– У нас с загадками немало было встреч.

А в этой разговор идёт про… печь!


Раиса Фиолетовна показывает карточку со словом «печь». Её берёт в левую руку Макс Обрадович. В другой руке у него карточка с буквой «р»


Макс Обрадович:

– Мы «пэ» на «эр» заменим просто.

Хочу беседой вас увлечь

О том, что рано или поздно,

Богатой станет ваша…


Ученики (все вместе)

– Речь!


В руках у Макса Обрадовича карточка со словом «речь»


Сима (встаёт)

– У людей должна быть чёткой речь,

Звуки все должны произноситься.

Дед Анисим сел с утра на печь,

Чтобы вдоволь ней наговориться.

Если есть старанье, то успех

Каждому, я верю, обеспечен,

И всегда я радуюсь за тех,

Кто следит за правильностью речи.


Садится


Макс Обрадович:

– Живёт в лесу, хитра и осторожна

И ходит в рыжей шубе… мышковать.

О ком загадка, догадаться можно

И с лёгкостью загадку отгадать.


Ученики (все вместе)

– Это леса рыжая краса

Всем известна. Хитрая… лиса!


Макс Обрадович держит в левой руке карточку со словом «лиса». Передаёт её Раисе Фиолетовне. Она показывает карточку с буквой «о»


Раиса Фиолетовна:

– Слог «ли», друзья, у вас перед глазами,

На «о» меняю. Вот вам чудеса!

Под самым носом вьётся – наказанье.

Так что за насекомое?


Ученики (все вместе)

– Оса!


Раиса Фиолетовна, отложив предыдущие карточки, показывает другую, на которой крупными буквами напечатано слово «оса»


Вова (встаёт)

– Надо мной жужжит оса,

Укусить пытается.

Заяц, волк, медведь, лиса

От неё скрываются.

Скрыться от неё смогу

По тропе ромашковой,

Прочь я от осы бегу.

Очень она страшная.


Садится


Раиса Фиолетовна:

– Что-то твёрдое и белое

Грызёт собака у ворот,

Своё собачье дело делая.

Вам ясно, что она грызёт?


Ученики (все вместе)

– Собака не впадает в злость.

Грызёт она спокойно… кость!


Раиса Фиолетовна демонстрирует карточку со словом «кость». Передаёт её Максу Обрадовичу. Он берёт в руки карточку с буквой «г»


Макс Обрадович:

– Но вместо «ка» мы «гэ» напишем.

Пришёл, в руке большая трость,

Его мы видим, да и слышим.

Пришёл к нам долгожданный…


Ученики (все вместе)

– Гость!


Макс Обрадович всем показывает карточку со словом «гость»


Неля (встаёт)

– К вечеру пришёл к нам гость,

В дверь постучал он тростью

И повесил он гвоздь

Трость из слоновой кости.

Рады мы всегда гостям,

Их речам понятным.

Рады свежим новостям,

Но добрым и приятным.


Садится


Макс Обрадович:

– На небе чёрном звёзды и луна.

Мы это время называем «ночь».

А если солнце светит нам сполна?

Проста отгадка. Все сомненья прочь!


Ученики (все вместе)

– Солнышку светить не лень.

Всем понятно. Это… день!


Макс Обрадович демонстрирует карточку со словом «день». Передаёт её Раисе Фиолетовне. А в другой руке она держит карточку с буквой «п»


Раиса Фиолетовна:

– Напишем «пэ» мы вместо буквы «дэ».

Стояло дерево, бросало в окна тень…

Его спилили, нет его нигде.

Вместо него стался только…


Ученики (все вместе)

– Пень!


Раиса Фиолетовна демонстрирует на карточке слово «пень»


Лёня (встаёт)

– У рощи, на опушке, старый пень

Беседует с лесными голубями.

Стоит он на опушке ночь и день

И окружён цветами и грибами.

Давно когда-то деревом он был.

Но жизнь свою пень никогда не хает.

Беседы с голубями полюбил,

На пенсии спокойно отдыхает.


Садится


Раиса Фиолетовна (ученикам

– Вы по совести и чести

Нам ответьте! Всё на месте?

Не сидите, как на троне!


Сима (встаёт)

– Сима! (садится)


Вова (встаёт)

– Вова! (садится)


Неля (встаёт)

– Неля! (садится)


Лёня (встаёт)

– Лёня! (садится)


Раиса Фиолетовна:

– Все пришли к уроку в срок.

Продолжается урок!


Раиса Фиолетовна держит в руке карточку со слогом «коль»


Раиса Фиолетовна:

– Оно блестит на маминой руке,

Свет солнца отражён на ободке.

Я помогу постичь отгадки соль

И первый слог открою. Это – «коль».


Ученики (все вместе)

– Совсем не сложное словцо,

Всем известное… кольцо!


В руках у Раисы Фиолетовны карточка со словом «кольцо». Передаёт её Максу Обрадовичу. В другой руке у него карточка со слогом «ры»


Макс Обрадович:

– В нём место «о» мы слог поставим «ры».

Шарада не сложна для детворы.

У дедушки весёлое лицо,

Встречать он вышел внуков на…


Ученики (все вместе)

– Крыльцо!


Макс Обрадович показывает всем карточку, на которой напечатано слово «крыльцо»


Сима (встаёт)

– Плотник бравый Влас Кирьянов

Ремонтировал крыльцо

И случайно потерял он

С изумрудами кольцо.

Без кольца теперь он ходит,

Машет яростно рукой.

Очень часто при народе

Он задумчивый такой.


Садится


Макс Обрадович:

– Ногу птица подогнёт,

Глянет в воду, как в окошко.

Жить спокойно не даёт

Ни лягушкам, ни рыбёшкам.


Ученики (все вместе

– Тина на пруду что пакля.

Помним! Знаем! Это… цапля!


Макс Обрадович показывает всем карточку со словом «цапля». И вот уже карточка в руках у Раисы Фиолетовны. Показывает и карточку с буквой «к»


Раиса Фиолетовна:

– «Цап» у слова первый слог,

Клюв, что маленькая сабля.

«Цэ» на «ка» сменить ты смог.

Получилось слово…


Ученики (все вместе)

– Капля!


Раиса Фиолетовна держит в руках карточку со словом «капля»


Вова (встаёт)

– Сверху вниз упала капля,

Капли пляшут по воде,

И под дождь попала цапля.

Не укрыться ей нигде.

Цапле дождь не страшен, впрочем,

Ни сейчас и ни потом.

Только нас он не промочит,

Я укрылся под зонтом.


Садится


Раиса Фиолетовна:

– Стрелки выросли на грядке.

Режу их и слёзы лью.

Вы же видите, загадки

Я простые задаю.


Ученики (все вместе)

– Слово знают все вокруг.

Это просто! Это… лук!


Раиса Фиолетовна показывает карточку со словом «лук», передаёт её Максу Обрадовичу. Он держит в руках, кроме этой, карточку с буквой «ж»


Макс Обрадович:

– «Эль» на «жэ» сменю, пожалуй.

Что же получилось вдруг?

Слово громко… зажужжало.

Да ещё бы! Это…


Ученики (все вместе)

– Жук!


Макс Обрадович демонстрирует на карточке слово «жук»


Неля (встаёт)

– Летит над рощей майский жук,

Над полем, огородом.

На грядке зеленеет лук

Под синим небосводом.

Я майскому жуку скажу,

Поговорить с ним надо:

«Немного отдохни, Жу-жу,

Присядь со мною рядом!».


Садится


Макс Обрадович:

– На нём васильки и ромашки,

Кругом мотыльки и букашки,

И птичья тут слышится трель.

Три буквы, и первая – «эль».


Ученики (все вместе)

– Почему-то, всем нам показалось вдруг,

Что это слово краткое, простое слово… луг!


Макс Обрадович показывает карточку со словом «луг». Передаёт её Раисе Фиолетовне


Раиса Фиолетовна:

– Мы к слову найдём необычный подход,

Его прочитаем наоборот.

Вы слышите шум? Сильный ветер подул.

На нас грозовой надвигается…


Ученики (все вместе))

– Гул!


Держит обе карточки с двумя словами – «луг» и «гул»


Лёня (встаёт)

– В горах я слышу громкий гул,

С одной из них сошла лавина.

Луг под камнями утонул.

Не весь, а только половина.

Над полем гул и над рекой,

Но уплывает он куда-то.

А здесь недавно был покой,

И поле тишиной объято.


Садится


Раиса Фиолетовна:

– Мягок, пушист и усат –

Игривый любимец ребят.

Три буквы в слове простом.

Я речь повела. Но о ком?


Ученики (все вместе)

– Каждый вспомнит и поймёт,

Что зверёк – пушистый… кот!


Раиса Фиолетовна показывает карточку со словом «кот». Её в руки берёт Макс Обрадович. Он показывает карточку с буквой «и»


Макс Обрадович:

– Когда потеряется «о»,

«И» встанет на место его,

Фонтаном большим зашумит

Морское животное -…


Ученики (все вместе)

– Кит!


Макс Обрадович демонстрирует напечатанное слово «кит»


Сима:

– Плывёт себе по океану кит.

Но только вот в квартире рыжий кот

На коврике с утра блаженно спит,

И никуда не едет, не плывёт.

Возможно, кот не хочет быть китом

И волн ему не нужно с океана,

И кит не согласится стать котом.

Ведь места очень мало у дивана.


Садится


Макс Обрадович:

– Он на лице, как бугорок,

И от него немалый прок.

Цветов он чует аромат

Вы догадались? Очень рад.


Ученики (все вместе)

– Нам очень нравится вопрос.

Ну, конечно, это… нос!


Макс Обрадович держит в руках карточку со словом «нос, потом передаёт её Раисе Фиолетовне


Раиса Фиолетовна:

– Он – украшение лица.

Но слово мы прочтём с конца.

Пусть тем ребятам, кто смышлён,

Приснится очень добрый…


Ученики (все вместе)

– Сон!


Раиса Фиолетовна демонстрирует сразу две карточки со словами «нос» и «сон»


Вова (встаёт)

– Мне приснился непонятный сон,

Сны мои не пользуются спросом.

Видел гнома я, но только он

Был с огромным крючковатым носом.

Нёс в мешке большом он калачи,

Чьё-то, видно, выполнял заданье.

По земле свой нос проволочил,

Даже не сказал мне «до свиданья».


Садится


Раиса Фиолетовна:

– Рогата, бородата

И говорит мне «ме».

Я знаю, вы, ребята,

Догадливы, вполне.


Ученики (все вместе)

– Всякий точно бы сказал,

Это, ясно всем… коза!


Раиса Фиолетовна показывает карточку со словом «коза». И вот она уже в руках Макса Обрадовича. Он демонстрирует ещё одну карточку, на которой напечатана буква «с»


Макс Обрадович:

– Я «зэ» на «эс» меняю.

Из стали полоса

Звенит, в цветах мелькая.

Коси траву…


Ученики (все вместе)

– Коса!


Берёт со стола карточку со словом «коса» и показывает всем


Неля (встаёт)

– В руках у Еремея

Острая коса.

Траву косить умеет,

И косит её сам.

Три стога накосил он

Для козы своей,

И она спросила:

«Устал ты, Еремей?»


Садится


Макс Обрадович:

– Она течёт меж берегов.

Так что течёт? Я жду ответа.

Уверен я, ответ готов,

И благодарен вам за это.


Ученики (все вместе)

– Вдаль течёт издалека

Очень быстрая… река!


Макс Обрадович всем показывает карточку со словом «река». В руки её берёт Раиса Фиолетовна. Демонстрирует и карточку с буквой «у»


Раиса Фиолетовна:

– Мы вместо «е» поставим «у».

Задача так легка.

Пожалуй, слово назову.

Нет, лучше вы…


Ученики (все вместе)

– Рука!


Раиса Фиолетовна показывает карточку со словом «рука»


Лёня (встаёт)

– В речной воде моя рука,

Приветствую волну я.

Здесь по полям бежит река,

Тревожа и волнуя.

К реке приходит детвора,

Где солнце светит яро.

Июль – чудесная пора

Для летнего загара.


Садится


Раиса Фиолетовна (зрителям)

– Без отдыха никак нельзя,

Не скрыть такого факта.

Я объявляю вам, друзья,

Что время – для антракта!


Макс Обрадович (зрителям)

– Минут мы десять отдохнём,

И свой урок продолжим.

Ведь я, друзья, уверен в том,

Что вы устали тоже.


Конец первого действия


Второе действие


Занавес под музыку открывается


Та же обстановка. Школьный класс. Учительский стол и т.д. Все герои дёйства на своих местах


Макс Обрадович (ученикам)

– Вы по совести и чести

Нам ответьте! Всё на месте?

Отвечайте! Ведь спросил я.


Вова (встаёт)

– Вова! (садится)


Неля (встаёт)

– Неля! (садится)


Лёня (встаёт)

– Лёня! (садится)


Сима (встаёт)

– Сима! (садится)


Макс Обрадович:

– Все пришли к уроку в срок.

Продолжается урок!


Раиса Фиолетовна:

– Виноградный, яблочный, томатный…

Он, конечно же, на вкус приятный.

Он порой вкусней всего на свете.

В нём три буквы. Догадались, дети?


Ученики (все вместе)

– Полезен даже маленький глоток.

Мы сразу догадались. Это… сок!


Раиса Фиолетовна держит в руках карточку со словом «сок». Передаёт её Максу Обрадовичу. В руках у него и карточка с буквой «у»


Макс Обрадович:

– Букву «о» на «у» перемените.

Что же получилось? Посмотрите!

Ветер сильный дул. Был треск и стук,

У берёзы обломился…


Ученики (все вместе

– Сук!


Макс Обрадович демонстрирует на карточке букву «у»


Сима (встаёт

– Сорока летела и села на сук,

А ствол у берёзы был очень высок.

Сорока своих приглашала подруг

Попробовать свежий берёзовый сок.

Подругу сороку подняли на смех,

Берёзовый сок они пить не хотят.

Но берёзовый сок полезен для всех

Для птиц, для зверей и малых ребят.


Садится


Макс Обрадович:

– Это тихое место в заливе, сюда

Из далёких морей приходят суда.

Букв четыре всего, и «пэ» первое тут,

Здесь у докеров нет свободных минут.


Ученики (все вместе)

– Отгадали слово! Каждый из нас горд.

Всем оно известно. Это… порт!


Макс Обрадович демонстрирует карточку со словом «порт». Раиса Фиолетовна берёт её в руки. Тут же берёт со стола карточку с буквой «т»


Раиса Фиолетовна:

– Букву «пэ» я, ребята, на «тэ» заменю.

Отгадайте теперь вы шараду мою.

Перед вами на блюде, самый высший сорт,

Из бисквита с орехами кремовый…


Ученики (все вместе)

– Торт!


Раиса Фиолетовна показывает карточку со словом «торт»


Вова (встаёт)

– На День рожденья другу принесу я торт,

Торт огромный с кремом и творожный.

Мы поставим с другом небольшой рекорд:

Всё съедим, хоть это невозможно.

Торт творожный, сладкий я купил в порту.

Может, он из Кёльна или французской Ниццы.

Помогу я другу в жизнь воплотить мечту.

Он ведь обожает торты из заграницы.


Садится


Раиса Фиолетовна:

– Пшеницы в нём плотные зёрна

На поле бескрайнем созрели.

Слог первый в нём «ко», бесспорно.

Отгадку найти сумели?


Ученики (все вместе)

– Стебель тоненький, что волос.

А на нём пшеничный… колос!


У Раисы Фиолетовны в руках карточка со словом «колос», подаёт её Максу Обрадовичу.

В руке у него и карточка с буквой «г»


Макс Обрадович:

– Мы «ка» буквой «гэ» заменили.

Смысл слова порвётся, как волос,

И вот уже новое в силе,

Оно подаёт свой…


Ученики (все вместе)

– Голос!


Макс Обрадович демонстрирует карточку со словом «голос»


Неля (встаёт)

– У моей сестрёнки славный голос,

Она песни хорошо поёт.

Когда в поле созревает колос,

К полю она светлому идёт.

На природе дышится привольно,

И поётся радостно легко.

Слышен голос над бескрайним полем,

И летит, что птица, высоко.


Садится


Макс Обрадович:

– На него можно вешать пиджак,

Зонтик, шляпу и даже гамак.

Букв четыре, два «ка» – по краям.

Это слово понятное вам.


Ученики (все вместе)

– Нам понятно встало вдруг,

Что, конечно, это… крюк!


Макс Обрадович всем показывает карточку, на которой напечатано слово «крюк», отдаёт её Раисе Фиолетовне. Так же она держит в руке карточку с буквой «и»


Раиса Фиолетовна:

– Если «ю» вдруг на «и» поменять,

Перемену придётся принять.

Вы отгадку найдёте за миг.

Что за слово? Конечно же…


Ученики (все вместе

– Крик!


Раиса Фиолетовна показывает на карточке слово «крик»


Лёня (встаёт)

– У реки послышался громкий крик,

На него сбежались все рыбаки.

Щуку необычную поймал старик –

Две ноги у рыбины и две руки.

Он от удивления стал, что крюк,

Сразу разогнуться никак не мог.

Но сказала щука: «Мой добрый друг,

Распрямите спину, не впадайте в шок!».


Садится


Раиса Фиолетовна:

– Мы им слышим. Их два у нас.

Столько же ровно рук, ног и глаз.

Чуть позже мы «о» поменяем на «а»,

И тут ошибиться можно едва.


Ученики (все вместе)– Нам ответить хватит духа.

Всем понятно. Это… ухо!


Раиса Фиолетовна показывает карточка со словом и «ухо» и с буквой «а». Передаёт их Максу Обрадовичу


Макс Обрадович:

– Теперь приготовьте лук и картошку,

Лавровый лист и укропа немножко.

Из свежей рыбы долой потроха!

Пусть все покипит и готова…


Ученики (все вместе

– Уха!


Макс Обрадович показывает карточку со словом «уха»


Сима (встаёт)

– Хороша из колючих ершей уха!

Сообщение приятно для слуха.

Кто не верит, скажу я тому «ха-ха-ха»,

Громогласно скажу, но не в ухо.

Полюбите, прошу, вы уху из ершей!

Заявляю, вкуснейшая рыба.

Донесите вы новость для массы ушей,

И за это вам скажут спасибо.


Садится


Раиса Фиолетовна:

– Он задом пятится всегда,

Живёт, где чистая вода.

С усами, две больших клешни,

И очень цепкие они.


Ученики (все вместе)

– Это точно! Это так!

Это же усатый… рак!


Раиса Фиолетовна на карточке всем показывает слово «рак». Подаёт её Максу Обрадовичу. Он берёт и карточку с буквой «м»


Макс Обрадович:

– «Эр» поменяйте-ка на «эм».

Вот слово новое совсем.

Два смысла не сравнить никак.

А получилось слово…


Ученики (все вместе)

– Мак!


Макс Обрадович карточку со словом «мак»


Вова (встаёт)

– На горе крутой алеет мак,

И похож немного на огонёк.

Лезет на вершину усатый рак,

Загрузка...