Глава первая Древние времена

Первые люди

Традиционно считалось, что первые представители вида человек разумный появились на белорусской земле примерно 26 000 лет назад. Во всяком случае, именно этим возрастом датируется стоянка первобытных людей у деревни Юровичи Калинковичского района Гомельской области. Вторая из изученных стоянок, находящаяся недалеко от деревни Бердыж Чечерского района той же Гомельской области, моложе на 2 000 – 3 000 лет. Скорее всего, обитатели этих стоянок (примерно по полсотни человек) промышляли охотой, поскольку собирательство из-за близости ледника вряд ли могло быть эффективным. Это подтверждается многочисленными костями мамонтов, найденными в Бердыже, и пластиной из бивня мамонта из Юровичей. В период максимального похолодания последней ледниковой эпохи (26 500 – 19 000 лет назад) ледник вытеснил людей на юг, за пределы белорусских земель.

Несколько кремневых орудий, найденных в Гомельской и Могилевской областях, указывают на то, что до человека разумного здесь жили неандертальцы, которые, согласно современным представлениям, не являются нашими прямыми предками, несмотря на наличие неандертальских генов у современных людей (гены попали к нам в результате сексуальных контактов между человеком разумным и человеком неандертальским).

Совсем недавно сотрудники Института истории НАН[3] Беларуси поведали миру о находках, сделанных в песчаном карьере у деревни Огово (Ивановский район Брестской области). Находки, что называется, богатые – рубила, отщепы и прочие каменные орудия, возраст которых, по предварительным оценкам, варьируется от 40 000 до 250 000 лет. Однако делать окончательные выводы и вносить изменения в учебники истории пока еще рано. Также продолжается исследование стоянки у деревни Новоселки Ветковского района Гомельской области, возраст которой предположительно составляет 40 000 лет.

Когда льды отступили, люди двинулись на север. Пять тысяч лет назад вся территория Беларуси была заселена человеком.

Появление славян

Где находилась прародина индоевропейцев – никто вам точно не скажет. То ли в Передней Азии, то ли на Балканах, то ли в средней полосе России, то ли еще где… При желании можно добавить к существующим концепциям еще одну, поместив прародину на территории Беларуси. Но мы не будем докапываться до самых корней, тем более что до них все равно не докопаться – этническая принадлежность древнего населения белорусских земель неизвестна. Какая-то определенность появляется в IV веке нашей эры, который считается началом славянского этапа этнической истории Беларуси.

И тут возникает новый вопрос – где находилась прародина славян? Осторожно ответим, что, скорее всего (скорее всего, а не наверняка!), она находилась между Эльбой на западе и Неманом на востоке, захватывая западный край современной Беларуси. Славяне возникли при ассимиляции местных жителей пришлыми индоевропейцами. Когда-то они были единым народом, но к началу раннего Средневековья стали делиться на группы. В хронике византийского историка Прокопия Кесарийского «Война с готами» (555) говорится о склавинах (славянах) и антах, а готский историк Иордан в трактате «О происхождении и деяниях гетов» писал о венетах, склавинах и антах, происходящих от одного корня. От склавинов, обитавших к западу от Днестра, произошли западные славяне. От антов, чья территория находилась между Днестром и Днепром, а также в приазовских степях, – восточные. Венеды, жившие к северо-востоку от Карпат, стали предками южных славян.

Нашими предками владела охота к перемене мест. Скифы и сарматы дошли из Азии до Дуная, балтийские готы мигрировали до черноморских берегов, а гунны прошли от современной Монголии до современной Венгрии. Могли ли славяне оставаться на месте? Однозначно – нет. Известно же, что под лежачий камень вода не течет.

Охота и собирательство дают столько, сколько определила природа. То же самое можно сказать и о примитивном земледелии. Если плотность населения возрастала настолько, что еды начинало не хватать, сильные изгоняли слабых – пойдите туда, не знаю куда и найдите себе лучшую долю! Иногда изгоняли свои же, иногда – соседние народы. Новые места были привлекательны тем, что там любой батрак мог стать землевладельцем. Земля ничья – бери столько, сколько сможешь удержать в своих руках! Военные походы, совершаемые с целью грабежа, тоже способствовали освоению новых мест. Пришел, увидел, победил, да и осел здесь…

Давайте оставим склавинов с венетами в стороне, ибо это не наша история, и поговорим об антах, которые расселялись на восток, юг и север, ассимилируя местное население. От антов произошли белорусы, русские и украинцы. Принято считать, что территория современной Беларуси была заселена славянами в VIII–X веках.

Славянами, обратите внимание, но пока еще не белорусами! В то время на белорусских землях жили дреговичи, кривичи, радимичи. «А другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами», – говорится в «Повести временных лет», созданной в Киеве в начале XII века. Там же читаем: «Радимичи же и вятичи – от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов – Радим, а другой – Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи». Впрочем, в наше время принято считать, что между вятичами и ляшскими племенами никакого родства не было, тут летописец ошибся. Кривичи, обитавшие в верховьях Волги, в верховьях Западной Двины и в верховьях Днепра, согласно тому же источнику, произошли от полочан, живших вдоль Полоты, притока Двины.

Видный белорусский этнолог Михаил Федорович Пилипенко классифицирует кривичей, дреговичей и радимичей не как племенные союзы (традиционная точка зрения), а как протонародности, то есть народности, находящиеся на начальном этапе формирования. Одновременно их можно считать и протогосударствами, уровень развития которых был выше уровня, характерного для племенных союзов.

Некоторые ученые считают, что кривичи – это те же дреговичи. Дело в том, что дреговичи получили свое название от слова «дрягва» – болото, топь, трясина. Точно такое же значение имеет литовское слово krievi[4]

Загрузка...