Возвращался я из очередной командировки в Китай. К тому времени у меня уже были контракты с китайцами , и мой маршрут был обычно связан с Благовещенском, так как на другом берегу Амура находится китайский город Хэйхэ, в котором, собственно, я и встречался с партнерами из Китая, перебравшись туда на пароме.
Так вот, обратного билета у меня не было, и в авиакассе меня ничем не порадовали. Но как-то возвращаться надо.
– А куда есть билеты в сторону запада?
– В Тынду – усмехнулась кассирша.
– Давайте. В Тынду, так в Тынду
Я не представлял себе что это за город , что-то слышал про байкало-амурскую магистраль , и думал, что это, наверное, крупный город. Кассирша пожала плечами, и выписала билет. Надо представлять себе наши необъятные просторы, если там, в Сибири, порой от одного населенного пункта до другого может быть тысяча километров, а между ними непроходимая тайга.
Короче, после полутора часов полета я оказался в Тынде, где меня встретил маленький, чуть ли не деревянный, «аэровокзал» с десятком пассажиров-вахтовиков , ожидающих рейс. И больше никого среди безмолвия огромной тайги, окружившей со всех сторон аэродром. Дело было зимой, мороз под 40, воздух звенел. Взлетной полосы не видно , как будто просто укатанный снег. Мне стало жутко, не хватало еще здесь застрять.
Побежал к кассе с надеждой купить билет хоть куда-нибудь. Единственная возможность была улететь в Читу, еще на тысячу километров приблизится к дому. Чтобы не утомлять читателя, скажу лишь , что в итоге после Читы я добрался до Иркутска , находясь в дороге уже сутки. Я практически не спал, не ел, был уставший и едва держался на ногах. Тогда далеко не во всех самолетах кормили, а мне пришлось летать именно такими. Максимум пирожок не первой свежести в буфете аэропорта .Единственно положительное было то , что я увидел Байкал в иллюминатор, и был, конечно, восхищен этим необыкновенным чудом природы.
Приближаюсь к кассам и вижу просто огромную толпищу из разъяренных мужиков , которые устроили бойню возле окошка кассира. Они толкались, орали, дело доходило до драк. Я понял, что в ближайшие часы даже не смогу ничего узнать о дальнейших рейсах в западном направлении. Обреченный, я стоял недалеко от этой беснующейся толпы. В голове – пустота и никаких мыслей. И тут происходит невероятное!
Вы только представьте. Подходит, буквально ко мне, пилот в форме, останавливается и обращается к толпе:
– Кому надо в Самару, могу взять 6 человек? – это звучало невероятно, как будто таксист предлагает взять попутчиков до города.
Поскольку я стоял ближе всех к нему, то кинулся чуть ли не в объятья, во всяком случае первым закричал:
– Я! Я в Самару! – и сразу протянул ему в руки паспорт.
Пока другие соображали – надо ли им в Самару, я не верил , что так бывает. Есть бог! От Самары до дома оставалось 700 км, ерунда. Желающих улететь в Самару оказалось много, но не всем повезло. Долго соображали. Очень быстро набрав 6 человек, и забрав наши паспорта и деньги, пилот повёл нас через зону досмотра, где нас никто не досматривал. Вот такое было время,– страна непуганых идиотов.
Нас привезли к самолету первыми и отдельно от других пассажиров , завели в салон, и провели в самый хвост самолета, где туалеты и такие шкафы для хранения принадлежностей. Видимо эти шкафы были специально освобождены от имущества, они были пусты. Места там было мало, только если стоять и не двигаться. Нам сказали зайти внутрь этих шкафов, и закрыли нас до прихода пассажиров. Когда все пассажиры расселись по своим местам, стюардесса предупредила , что откроет нас после того как самолет взлетит и наберет высоту.
Сначала это все воспринималось как увлекательное веселое приключение. Мы шутили и были счастливы, что вообще летим, хоть и стоя в темноте железного ящика. Вскоре стюардесса действительно нас открыла , и мы надеялись, что как-то где-то найдем место , чтобы присесть. Но свободных мест в салоне не было, поэтому пришлось продолжать стоять, причем очень неудобно и тесно, либо присесть на корточки. Очень скоро ноги стали затекать, навалилась слабость и я почувствовал нестерпимое желание спать. Сказалась усталость и нахождение без сна более суток.
Стоять в тесном закутке было просто невыносимо, а лететь предстояло еще 4 часа. Я прошёл в салон , решив что пассажиры спят, и я не буду никому мешать , если постою в проходе , держась за верхние полки, предназначенные для багажа.
Вы можете представить картину в самолете, когда весь полёт человек стоит , как будто где-нибудь в трамвае. Сперва я почувствовал себя намного комфортнее, чем в шкафу, и не обращал внимание на удивленные взгляды пассажиров. Но через некоторое время сон стал накрывать невыносимо так , что я несколько раз чуть не упал на сидящих рядом пассажиров. Говорят, что пытка – не давать человеку спать, – считается одной из самых невыносимых, можно сойти с ума.
Находясь на грани возможного, я плохо соображал, и когда кто-то из пассажиров вставал , чтобы сходить в туалет, я плюхался на его место, и ….отрубался. Возвращаясь , удивленные пассажиры будили меня, и я вставал и снова плюхался на другое свободное место, поменяв в общей сложности 5-6 мест. Представьте себя на месте этих пассажиров: вы отошли на минутку, возвращаетесь, а рядом с вашей женой уже сидит и спит какой-то хмырь! Хорошо хоть морду не набили.
Кое-как добрались до Самары, где выяснилось , что из Самары в мой город самолеты не летают. Поехал на вокзал, а ближайший поезд – только утром следующего дня. Нашел рядом с вокзалом гостиницу , и вырубился, проспав 12 часов.
Поезд ехал медленно, почти сутки. В общем, на дорогу я потратил 3 суток , но не считал это чем-то не нормальным. Что русскому хорошо , то немцу – смерть. Мы так привыкли: жить и преодолевать сложности бытия. Сейчас жизнь изменилась в лучшую сторону , но , все-таки , наш человек более живуч, более приспособлен к трудностям, чем европейцы.
* * *
Так вот, возвращаясь назад к моей первой командировке на Дальний восток, я продолжу свой рассказ. Пролетев через всю страну из Москвы до Владивостока, там пересел на рейс до Хабаровска. Пока летел перезнакомился с другими пассажирами , выхватывая всякую полезную информацию. И какой-то парень мне сразу дал всю исчерпывающую инфу про палочки от тараканов : как и где наиболее выгодно взять партию. Он оказался из Благовещенска – приграничного города , который раньше был закрытым, то есть без специального разрешения туда не попадешь.
Сейчас там буйным цветом расцвела приграничная торговля, и активный народ богатеет на глазах , пользуясь быстрой возможностью попасть на другой , китайский берег Амура. Некоторые предприимчивые граждане умудряются по несколько раз в день пересекать границу, перевозя на себе огромные баулы с пуховиками и спортивными костюмами «Abidas».
Так появились «челноки», ныне уже почти умершая профессия в мире сплошного глобализма. А тогда эти люди сколотили неплохой капитал, и резко изменили свою жизнь. Чаще всего это были невостребованные в новой реальности инженеры , научные работники и прочие умники. Оставшись без работы , после массового закрытия всяких НИИ и заводов, с их никому ненужной продукцией , они заполнили эту новую нишу , наполнив товарами ширпотреба вечно голодную страну.
Наслушавшись рассказов , я понял , что это мой шанс, и мне надо ехать в Благовещенск. Практически весь Дальний восток промышлял бартерной торговлей с Китаем, обмениваясь взаимовыгодно товаром: мы им – металл, удобрения или технику, они нам – продукты, одежду и обувь. Это сейчас Китай завалил мир вообще всем, чем только можно, но тогда они были еще не так богаты, и по китайским городам ездили миллионы велосипедистов , а автомобили были роскошью.
В результате этой неконтролируемой торговли китайцам было продано всё , что оставалось после Советского Союза, вплоть до старых рельсов и шпал. Особенным спросом у китайцев пользовались трактора и грузовики. И расклад был примерно такой: если наш волгоградский трактор ДТ-75 стоил здесь 100 тыс. рублей , то китайцы давали за него столько товара , что если его продать, можно заработать 2 млн.рублей. Как вам?!
Побродив по Хабаровску и посмотрев на цены в магазинах, я еще более убедился , что мне просто необходимо замутить с китайцами самому. Но как и где на них выйти? Не хватать же на улице или рынке первого подвернувшегося китайца : « Брат, купи трактор!» Недолго думая, поехал на вокзал и купил билет до Благовещенска, рассчитывая на помощь новых знакомых, тем более у меня там есть родственники, будет где остановиться.
Через сутки прибыв в Благовещенск, и устроившись у племянника , первым делом пошел по магазинам и на рынок, где был приятно удивлен ценами, оказавшимися еще ниже хабаровских. На рынке торговали и китайцы и русские. И, конечно, у всех был исключительно китайский товар. А вот покупатели – в основном приезжие «челноки» с других городов Сибири. Торговля шла бойко, рынок гудел как улей. Обратил внимание на палатку, где просто улетали разноцветные одеяла, упакованные в прозрачные чемоданчики по смешной цене. В Волгограде, у нас бы такие одеяла стоили в 3 раза дороже. Я спросил продавца:
– Добрый день! Можно ли поговорить с хозяином?
– Да. Вон сидит в машине – показала она на стоящую рядом праворукую Тойоту.
Иномарки тогда еще были диковинкой, а Тойоту я вообще видел первый раз. Я подошел к машине, из нее вышли два парня лет 30-ти кавказской внешности , и настороженно спросили:
– Что хотел, брат?
– Здравствуйте! Я сам с Волгограда, заинтересовали ваши одеяла. Хотел бы узнать – оптом можно ли купить?
Они сразу же расслабились, представились. Завязался разговор, сколько нужно, когда? Я конечно не готов был к конкретным цифрам и не уполномочен заключать договора, поэтому что-то говорил от балды. Парни назначили встречу на следующий день в офисе. Попутно выяснилось, что они вполне интеллигентные люди, бывшие аспиранты , азербайджанцы, просто подрабатывают на жизнь, а товар принадлежит Обществу воинов -интернационалистов Афганистана или что-то в этом роде, в офисе которого мы и встретимся завтра. Настроение было отличное. Я чувствовал приближение новых прекрасных времён.
Вечером , выпив с родственниками и их друзьями, узнал много чего интересного, например . чем меняются здесь на рынке простые россияне и китайцы. Оказывается китайцы очень любят драповое пальто, у них носить драповое пальто может позволить себе только обеспеченный китаец. Поэтому можно поменять ненужное пальтишко на 5 пуховиков, которые, наоборот, пользовались у нас бешеным спросом, а вот драповые пальто были не в моде, их носили только старики. Или часы « командирские»: за них давали 5 спортивных костюмов ADIDAS. Понятно , что это был левак , сшитый на кухне, но в те времена и такой костюмчик носить было круто. Или советские рубли с Лениным: за них китайцы давали что-то тоже много, не помню уже сколько.
Во всяком случае , все это было проверено на себе. В следующий мой приезд я прекрасно поменял десяток драповых пальто, купленных в комиссионках за смешные деньги, на кучу пуховиков и прочего барахла. Потом так же удачно продал всё это, окупив расходы на поездку и прилично заработав.
Один из собеседников, Валера , неоднократно бывал в Китае , работая водителем. Тот сразу начал по своей теме:
– Вот если ты привезешь топливный насос для Камаза, то я договорюсь с китайцами обменять его на видик.
О! Видик, видак, видеомагнитофон – это же мечта! Позже , я на самом деле прислал ему топливный насос для Камаза, этакую огромную железяку всю в масле, но видика так и не получил. Но я не в обиде, потому что именно благодаря ему и его жене Люде я попал в Китай и заключил свой первый контракт. Но всё это произошло не сразу.
На следующий день пришел в офис афганцев . Там меня уже ждали новые знакомые с рынка. Они провели меня к начальнику, тоже азербайджанцу, который коротко выслушал меня и сказал:
– Я вижу ты хороший парень, иди на склад, возьми образцы. Для тебя будет специальная цена. Только для тебя, брат.
На складе мне дали 3 одеяла по какой-то смешной цене. Ох , умеют же кавказцы красиво продавать.
Было еще несколько полезных встреч с разными руководителями предприятий, организованные Валерой и Людой, и все они предлагали сотрудничать в качестве посредников в контрактах с китайцами. Своего продать уже было нечего, всё продано, что можно, а знание и опыт теперь использовали, предоставляя услуги таким как я. Короче, договорился о том , что мне и моим руководителям организуют поездку в Китай для заключения контракта. Ура, товарищи!
* * *
Вернувшись домой , подробно доложил своему руководству о результатах командировки, показал образцы товара, описывая все самыми яркими красками в надежде , что за этим непременно последует поездка в Китай. Я еще не готов был самостоятельно вести бизнес, так как не имел за душой ни гроша. Поэтому старался как можно больше учиться новому ремеслу, анализировать и планировать, впитывая новые знания и решая почти математические задачи: из пункта А в пункт В движется товар….
Мои руководители, а я их называю во множественном числе, потому что это два брата Володя и Саша , скептически отнеслись к моим идеям . Они получили какой-то огромный кредит под бюджетный проект и решили не связываться со второстепенными, как им казалось , проектами. Иметь гарантированный доход с госзаказа – мечта любого бизнесмена во все времена и в любой стране.
Что ж, это только подтолкнуло меня к созданию собственного бизнеса. Денег нет, значит надо искать партнеров, у которых они есть. Как сказал один известный наш политик : «денег нет . но вы держитесь!» Для начала я решил узнать , можно ли купить трактор на нашем тракторном заводе и сколько он стоит.
При каждом заводе тогда образовались коммерческие отделы , в которые перешли работать члены комитета комсомола , а возглавляли – председатели парткома. Вот такое быстрое перерождение.
Вообще, наблюдая несколько десятилетий за нашими людьми, я вижу , что истинно идейных нет, всё это притворство. Какими бы они высокодуховными себя не представляли , молились бы в церкви или учили морали молодое поколение, по настоящему , без притворства, они там – на концерте Шнура подпевают матерные куплеты , или напиваются в бане с проституткой.
Поэтому , чему удивляться: в коммерческом отделе сидели лощёные мальчики и холёные девочки , продавая , созданный народом продукт, и оставляя себе огромную маржу, а пролетариям, как всегда – почетную грамоту. В душе я эту публику ненавидел еще с институтской скамьи , зная их тайные дискотеки для избранных, где комсомольские лидеры напивались в усмерть и трахались на столах с комсомолками, а наутро , с серьезной после похмелья рожей, решали чью-то судьбу на комитете : достоин ли этот студент поехать в стройотряд в Чехословакию, а бедный студент должен дрожать и пресмыкаться перед этими упырями. Но бизнес есть бизнес, мало ли кто тебе нравится, не нравится.
В коммерческом отделе завода было немноголюдно, молодёжь явно скучала. Когда я спросил, с кем можно поговорить о покупке трактора, мной сразу заинтересовался один из парней, представившись Александром. Он тут же предложил выйти в фойе покурить, и после недолгого моего рассказа, где я честно сказал , зачем мне нужен трактор, он сделал неожиданное предложение:
– Давай вместе это дело провернём? Понимаешь, цены могут быть разными. Допустим , для тебя будет самая высокая цена, а для кого-то может быть вполовину меньше. Это зависит от множества факторов , которые влияют на ценообразование…. – комсомолец долго и витиевато блуждал в собственном словоблудии , явно намекая на откат.
Узнав же, что я только предварительно интересуюсь условиями покупки , и что у меня даже фирмы еще нет, он все равно не потерял интерес, и предложил провернуть дело через его фирму. Заинтересованность была налицо. Оказывается на заводе уже активно торговали с Китаем, почти вся продукция , все трактора и запчасти шли на экспорт по бартеру. Не один я такой умный. Работники завода получали зарплату кроссовками и пуховиками по рыночной цене, а прибыль оседала в карманах руководящих жуликов с партбилетами. Комсомольцам хотелось тоже урвать своего.
Поразмыслив, я решил, что ничего не теряю, и мы перешли к конкретному разговору. У Александра оказался компаньон – тоже бывший комсорг Владимир, который позже, кстати , стал банкиром . Они еще комсомольцами побывали несколько раз за границей, в составе делегаций молодежи и студентов Совка, и Китай их интересовал только с точки зрения бизнеса. Договорились , что я организую совместную поездку в Китай , а они всё профинансируют. Обещали, что в будущий контракт включат мой интерес в размере 10 процентов. Я настаивал на 30 процентах. В результате договорились на 20.
Страна выживала , как могла. Страшно вспомнить , что творилось . Народ довели до крайности, многие продукты питания исчезли , одновременно цены в магазинах стали рыночными, и взлетели до небес. Остановились многие заводы , были порваны все связи между предприятиями. Люди стали злыми, чувствовали себя брошенными и несчастными. Особенно люди старшего поколения , как мои родители, остро переживали потерю работы и полное непонимание, что же дальше делать, как жить ? Вот была , например ,такая история.