«Ученик без учителя ― как человек, блуждающий в темной комнате: и найти ничего не может, и постоянно на что-нибудь натыкается»
Шэнхэнский Дацан
В начале XX века несколько тысяч бурят, спасаясь сначала от столыпинских реформ, а затем от гонений советской власти, сумели покинуть родину и оказались в районе Шэнэхэн Внутренней Монголии Китая, недалеко от города Хайлар. Там возникла бурятская община, а усилиями бурятских монахов был восстановлен старый разрушенный храм. Так возник Шэнэхэнский дацан. Первая служба в нем состоялась в сентябре 1928 г. Тогда в новом дацане числилось около 70 лам, прибывших из Цугольского, Агинского, Цонгольского и других дацанов. Сюда прибывали также ламы, направленные когда-то для учебы в буддийские монастыри Тибета и Внутренней Монголии, но теперь боявшиеся вернуться в Россию. Известные эмчи-ламы (врачи) Максар-лама, Еши-манрамба, Мунхын Доржо, Чойжолой Содном, ставший позже учителем Балбар-ламы, основали в Шэнэхэнском дацане центр тибетской медицины.
Беседа с Балбар-ламой
– Уважаемый Балбар-лама, расскажите о своем детстве: о том, как Вы оказались в Китае, как пришли в монастырь…
– Мои родители были небогатыми скотоводами. В семье было трое детей: старшая сестра, я и младший брат. Когда мне было 3 года, наш отец скончался от скоротечной болезни легких. В это же время начались тяжелые времена для всех бурят, особенно для лам. А дедушка мой тоже был ламой – женатым, но ламой. Звали его Данзан. Мать и дедушка забрали нас, детей, и в 1928 году вместе с семьей свекра мы бежали в Китай. Там, недалеко от приграничного города Хайлар, поселились бежавшие из России буряты, в том числе много лам, которые в том же году основали в 40 километрах от Хайлара Шэнэхэнский дацан. В этот дацан меня и отдали, когда мне исполнилось 10 лет. Лама, который стал моим первым Учителем, дал мне имя Гэлэг Балбар. (На тибетском языке гэлэг значит «счастье, удача, процветание», а балбар ― это «пылающий блеск, сияние». – Ред.)
Бурятская эмиграция в Шэнэхэн
В первой половине 30-х годов XX века для буддистов, остававшихся в Бурятии и Забайкалье, снова наступили черные времена. Деятельность лам была объявлена вне закона, начались преследования и разграбление дацанов, что вызвало новую волну беженцев. К 1938—39 гг. число лам в Шэнэхэнском дацане достигло трехсот.
В период Культурной революции в КНР дацан был разорен. Многие ламы были осуждены как японские шпионы. Молодых послушников отправили пасти скот и заниматься черной работой…
Восстановили Шэнэхэнский дацан только в 1982 году. В настоящее время в дацане официально служит 14 лам, среди них есть старейшие ламы, которые прошли учебу в известных монастырях Тибета.
― Кто решил, что Вы должны стать ламой?
– Дедушка мой и мама ― тяжело было прокормить троих детей. Впрочем, я сам так хотел.
― Вы в свои 10 лет уже понимали, какие ограничения наложит монастырь на Вашу жизнь?
– Я знал тогда только, что есть ламы, которым нельзя заводить семью, но всех обетов и тонкостей не знал.
― Как проходило обучение в монастыре?
– Я постоянно находился рядом с Учителем и получал образование: изучал тибетский и старомонгольский языки, буддийскую философию, заучивал наизусть священные тексты и мантры. От родного дома я был оторван, потому что, когда становишься послушником, уже даешь первые обеты (рабджунг). Один из них – изменить ум, то есть отказаться от обывательских забот и стремлений.
― Какой распорядок дня в монастыре?
– Ранний подъем до рассвета, потом общий утренний молебен, который заканчивается в 8:30. После этого завтрак, дальше 2—3 часа занятия по буддийской философия. Короткий перерыв на обед, потом начинаются диспуты. Возвращаешься домой в 8 вечера и начинаешь учить и повторять заданные тексты. В дни, когда нет молебнов, идешь к учителю с текстами и проходишь с ним новый материал… В общем, мы были постоянно заняты, бездельничать нам не разрешалось. Например, мы разучивали и повторяли тексты на крышах наших домов, а лама, который следил за дисциплиной, смотрел, все ли заняты делом. И если кто-то отсутствовал, то лама заходил к нему в комнату и заставлял выходить.
― Как устроена хозяйственная жизнь монастыря? В послушание учеников входит работа по хозяйству?
– У нас такого не было, ламы занимались только учебой, а на хозяйственные работы нанимали специальных людей.
― Что Вам, тогда десятилетнему ребенку, поначалу труднее всего давалось в монастырской жизни?
– Учение. Прежде чем постичь смысл и глубину священного текста, надо его не просто прочитать, а выучить наизусть. Иначе нельзя. Такой метод познания требует большого самоотречения…
― Как происходит выбор ученика для учителя – и учителя для ученика?
– Обычно родители будущего ученика уже знакомы с ламой. Они видят, что за человек этот лама, сколько у него учеников, как он с детьми обращается. Конечно, родители сначала договариваются, спрашивают: «Возьмете ли вы нашего сына в ученики?». Если учитель согласен, то дальше проводят целый ритуал. По гороскопу выбирается благоприятный день, чтобы звезды были расположены определенным образом. В этот день мальчика приводят в дацан и подносят учителю шелковый шарф. Затем мальчику обривают голову и дают новое имя. Так я получил имя Гэлэг Балбар.
― Какими должны быть отношения учителя и ученика?
– В буддизме считается, что Учитель ― это твое божество, ты никогда не можешь относиться к нему непочтительно, тем более возражать ему. В свою очередь, учителю всегда следует относиться к ученику с уважением, потому что когда учитель состарится и заболеет, то ученик будет о нем полностью заботится вплоть до самой смерти учителя.