Через несколько дней по возвращении в Калган я отправился в Пекин, чтобы запастись там деньгами и всем необходимым для нового путешествия. Мой товарищ с казаками остался в Калгане и заготовлял исподволь различные мелочные вещи, необходимые в экспедиции, а также покупал новых верблюдов, так как приобретенные в Куку-хото оказались никуда не годными. Целых два месяца, январь и февраль, незаметно прошли в различных хлопотах, сборах, упаковке и отсылке в Кяхту собранных коллекций, наконец в писании отчетов об исследованиях прошедшего года. Как тогда, так и теперь мы были поставлены в крайне затруднительное положение относительно материальных средств, потому что деньги, следуемые на экспедицию 1872 года, не были сполна получены в Пекине… Несмотря на бережливость, доходившую до скряжничества, у нас по приходе в Ала-шань осталось менее 100 рублей денег, так что только продажей товаров и двух ружей мы могли добыть, средства на обратный путь.
Автотуристов почти всегда спрашивают: что дешевле, поехать на своей машине или купить стандартный тур в Европу на самолете или поезде. Да, сравнивать эти виды отдыха неблагодарное занятие – слишком много различий и субъективных переменных, но отвечать все равно как-то приходится, в том числе самому себе.
Если смотреть только на итоговую сумму понесенных на одного-двух человек расходов, то, по нашему мнению, отпуск в Европе на машине окажется в среднем дороже «типового» отпуска в одном из городов Европы.
Впечатлений на машине будет больше, городов и стран автотурист посмотрит больше, но, чтобы безопасно и с удобством получить эти впечатления, и получить в полном объеме, придется потратить, по крайней мере, в первый раз, примерно на 30% больше. Причем значительная часть расходов – подготовительная, еще до поездки. Но это лишь субъективное мнение по собственному опыту. Это мнение просто необходимо раскритиковать и показать, что все далеко не так однозначно.
Ведь цена зависит от количества человек, потребностей, целей и маршрута автотуриста, его требований к уровню комфорта, безопасности, наличия КАСКО, от выбираемых отелей или кемпингов, от объема посещаемых достопримечательностей и количества покупок, от его эмоциональности и страсти к впечатлениям, от его возможностей, наконец. Кому-то достаточно спать в палатке, а кому-то необходим отель, кто-то берет еду с собой, кто-то ест в закусочных, а экономить автотуристу можно на многом.
Итак, перед поездкой необходимо просчитать, во что она обойдется. От этого, кстати, зависит длина маршрута. Благодаря итоговой сумме маршрут может укоротиться или удлиниться.
Чтобы автотурист смог просчитать свои расходы приведем их подробный перечень. Сразу оговоримся, что не обязательно нести все эти расходы – задача автотуриста выбрать необходимые лично в его ситуации, однако часть расходов, типа сбора за визу, являются обязательными.
Кроме того, не забывайте о возможности изменения курсов валют, которые поменяют цену поездки в рублях. Чтобы не зависеть от курса можно часть средств перевести сразу в евро.
Существуют еще и дополнительные расходы, которые возникают из-за специфики выбранного отдыха. Например, на отдыхе в Италии у нас появились такие расходы как 50 евро (катер до Венеции), 70 евро (гондола в Венеции), 200 евро (поезд от Венеции Местре до Рима и обратно на двоих), 72 евро (аквапарк).
Необходимо еще раз отметить, что цена поездки на одного уменьшается пропорционально количеству человек, едущих на одной машине. Во-первых, расходы на бензин в целом остаются одинаковыми, но делятся уже на большее количество людей. Также делятся расходы на платные дороги, парковку, то есть все, что связано с машиной, в том числе подготовительные расходы. Во-вторых, двухместные, трехместные и четырехместные номера (если ночевать вместе) если поделить их цену на соответствующее число путешественников стоят в среднем в расчете на одного дешевле, чем если бы он жил в одноместном номере. Но за еду и достопримечательности платить все равно придется каждому за себя.
Как мы видим из таблицы, присутствует достаточно большой размер подготовительных расходов, а самые большие расходы на само путешествие – это бензин, проживание и еда.
Приведем данные по цене бензина и дизеля по европейским странам7.
Итак, автотурист должен представлять, сколько он потратит. На самом первом этапе, когда идея только созревает, денег еще может быть нет, а до планируемой поездки еще несколько месяцев, необходимо уже определиться с маршрутом и примерным размером расходов. Поскольку автотур организовывается, как правило, самим путешественником, все организационные и финансовые вопросы придется решать самостоятельно. И желательно не оказаться в Европе без денег.
Вариантов предварительного расчета расходов на путешествие достаточно много – это и детальный расчет (все считается «до копейки»), и примерный (расчет производится «на глазок» весьма примерно), и максимальный (берется сумма, в которую автотурист точно сможет уложиться). Повторимся, речь идет о предварительном расчете – до осуществления каких-либо выплат. Ведь на первом этапе важно определиться с самим маршрутом и может быть что-то поменять исходя из возможностей.
Приведем пример «максимального» расчета ключевых расходов на поездку двоих взрослых по маршруту Москва – Лидо ди Езоло (Италия) – Москва, 16 дней. Конечный пункт поездки – итальянский курортный город Лидо ди Езоло, где планируется провести неделю пляжного отдыха. Заезжать в другие города, кроме указанных в следующей таблице, не планируется.
Исходные характеристики: на отель откладываем 2500 рублей за ночь (средняя цена рассчитана по отелям конкретных городов, в которых планируется остановка, на сайте бронирования отелей [битая ссылка] www.booking.com, но не стоит забывать, что есть еще сервис аренды квартир [битая ссылка] www.airbnb.com), на еду отводим 1000 рублей в день на двоих в период езды на машины и 2000 рублей во время пляжного отдыха. Завтрак обычно предусмотрен в отеле. Теперь разберемся с бензином. Топливный бак машины будет 60 литров, расход на 100 километров по трассе 10 литров (берем с запасом), значит за один литр можно проехать 100/10=10 км. Следовательно, на один бак условно можно проехать 60*10=600 км.
На сколько километров хватит бака важно знать, чтобы понять в какой стране вы будете заправляться. Да, здесь есть допущения, которые мы принимаем, чтобы не просчитывать слишком детально. Например, не будете же вы ждать, пока бензин закончится – заправляются обычно, как только загорается лампочка, когда литров 5—7 бензина (50—70 км) еще есть.
И потом, в пути вы будете заправляться по максимуму в странах с дешевым бензином, а в «дорогих» странах «недозаправляться» в ожидании «дешевых» стран. Допустим, до выезда из Беларусь (0,56 евро литр бензина) в Польшу (0,99 евро литр бензина) обязательно рекомендуется заправить полный бак, даже если бензин израсходован не полностью. Но пусть это будет экономия и приятная неожиданность, чем перерасход.
Также имейте в виду, что расход на сто километров может быть меньше или больше, цена бензина на дорогах может быть чуть выше указанных, а сам маршрут, скорее всего, удлинится за счет осмотра достопримечательностей, поездок внутри городов, различных ответвлений в пути. Но просчитать абсолютно все переменные практически невозможно – ваша цель получить максимальную сумму расходов на бензин, еду и отели.
Кстати довольно интересный вопрос, в какой валюте считать бюджет поездки по Европе? В евро или в рублях? Учитывая, что практически все цены, пока вы рассчитываете маршрут (отели, бензин, виза), будут указаны в евро, целесообразно и считать в евро. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что вопрос не особо актуален – в любом случае вы будете переводить евро в рубли, если только не получаете зарплату в евро. Ведь получая зарплату в рублях, вам необходимо точно знать, сколько рублей отложить, чтобы поменять в евро. И в рублях понятнее цена вопроса.
Итак, Москва-Лидо ди Езоло-Москва:
Таким образом, планируется проехать 5306 км, посетить 7 известных своими достопримечательностями европейских городов, 7 стран (Белоруссия, Польша, Австрия, Италия, Словакия + Чехия и Словения не вошли в план, но проезжаются), израсходовать 530,6 литров бензина (8,86 полных баков).
Причем при желании по пути следования маршрута можно заехать на панорамную горную трассу Grossglockner High Alpine Road (+32 евро), в Любляну, Грац, Брно, Ченстохову. За дополнительную плату от Лидо ди Езоло можно съездить на машине в Венецию (30 км), Падую (70 км), Верону (165 км) и на поезде в Рим (580 км).
Но возвращаясь к плану, расчетная величина расходов составит 32.623 рублей на бензин, 37.500 рублей на отели, 23.000 рублей на еду, а в итоге 93.123 рубля. Если к этому добавить сумму подготовительных расходов в 70.000 рублей (расчет выше) за страховку, визы, навигатор и пр., то получится округленно 163.000 рублей.
И это без дополнительных расходов на осмотры достопримечательностей, платные дороги, мобильную связь, непредвиденные нужды, на которые необходимо выделить еще около 10% денежных средств. В итоге максимальная сумма получается около 180.000 рублей за 15 дней пути на двоих человек или 90.000 на одного. Но отметим, что и маршрут очень плотный, разнообразный и совсем не короткий. Даже можно сказать этот маршрут не является типовым для первой поездки. Но повторимся – речь идет пока о предварительном максимальном расчете, только чтобы понимать масштаб расходов.
Перед поездкой маршрут еще утрясется, уточнится, будут забронированы конкретные отели. По большому счету каждый приведенный выше вид расхода может быть критично рассмотрен и снижен или вообще исключен, например, у некоторых загранпаспорт уже есть.
Если расчет самого путешествия автотуриста не устроит, то можно поменять дальность путешествия, найти более доступные отели, рассмотреть вместо отелей кемпинги (вместо 37.500 можно реально уложиться в 15.000 рублей, сэкономив 22.500), снизить расходы на перекусы в кафе, заменив их взятой с собой едой, выбрать отели/апартаменты с кухней и готовить самостоятельно (вместо 23.000 можно уложится в 10.000 рублей, сэкономив 13.000), уменьшить количество платных достопримечательностей и многое другое.
Да и в подготовительных расходах есть нюанс – страхование КАСКО (мы рассчитывали на целый год 40.000 рублей) и покупка навигатора (4.000 рублей) у некоторых водителей уже есть. А если нет, то эти покупки носят долгосрочный характер и могут быть исключены из расходов на это конкретное путешествие.
В итоге, путем неприкрытых махинаций «исключив» страховку КАСКО и цену навигатора (44.000 рублей) и сознательно выбрав спартанский образ жизни и питание ягодами и кореньями (35.500 экономии на отелях и еде), цену того же маршрута мы снизили до 100.500 рублей за двоих, то есть до 50.250 на одного. А это уже гораздо дешевле многих туров в европейские страны на столь долгий срок (16 дней).
Для примера приведем конкретные расходы на четверых человек (включая одного ребенка) в одну сторону по пути: Москва-Лидо ди Езоло (2713 км), с ночевкой в Минске, Кракове, Вене и Зальцбурге:
Бензин 11.217 рублей (Москва 1500, Минск 1500, Брест 917, под Катовицей 2800, под Зальцбургом 3300, перед границей между Австрией и Италией 1200).
Плата за дороги и стоянки 3.400 рублей (платная дорога в Катовицу 180, виньетка в Чехии 800, виньетка в Австрии 320, панорамная дорога Гроссглокнер 1200, стоянка Краков 500, стоянка Зальцбург 400).
Плата за отели 10.220 рублей (Минск – у друзей бесплатно, Краков 2900, Вена 5320, кемпинг под Зальцбургом 2000).
Еда 6.380 рублей (900 обед Минск, 600 Макдоналдс Брест, 600 Макдоналдс Радом, 1000 обед под Катовицей, 320 Зальцбург, 800 ресторан Nordsee Зальцбург, 1200 обед в кафе на вершине панорамной дороги Гроссглокнер, 560 вода по дороге, 400 Италия).
Сувениры 3.940 рублей (500 Краков, 640 Зальцбург, 24008 Гроссглокнер).
Итого: 35.157 рублей на четверых или 8.789 рублей на одного. Единственно, эта была цена при курсе евро в 40 рублей (2013 год). По состоянию на 2017 год можно смело умножить эти цифры на 2.