Как уже было сказано, наш марш к Северному полюсу меньше всего походил на рискованный, бесшабашный «набег» на полюс. И это сущая правда. Возможно, было бы правильным определить его как «натиск» – в том смысле, что после начала санного марша мы временами продвигались вперед с захватывающей дух быстротой. Однако ничто не делалось по внезапному побуждению. Все делалось в соответствии с планом, который был заранее продуман и разработан до мельчайших подробностей. Источником нашего успеха была тщательно спланированная, математически рассчитанная система. Все, что поддавалось контролю, было взято под контроль, а для таких трудно предвидимых факторов, как буря, полыньи, несчастные случаи с людьми, падеж собак и поломка саней, был вычислен процент вероятности и, по возможности, предусмотрены меры их преодоления. Мы знали, что в пути сани будут ломаться, а собаки погибать; однако из двух сломанных саней обычно можно сделать одни, и постепенное уменьшение числа собак я также учел в своих расчетах.
Итак, идея поездки в Европу на машине появилась. Пока еще только в голове. Еще неизвестна страна, маршрут и никто из близких и друзей в замысел не посвящен. Разумеется, эта идея является определенным вызовом вашим возможностям и самым разным способностям. Даже в момент, когда вы озвучите идею знакомым, начнутся вопросы, сомнения, скепсис и ваша задача знать практически все ответы и быть готовым стойко отстаивать свою задумку, естественно не из-за упрямства, а для того, чтобы поездка прошла успешно. Просто верить, что все получится само собой недостаточно. И еще не время передумать и купить обычный тур, где все сложности за определенную плату возьмет на себя турфирма.
Если же фанатичное желание поехать в Европу на машине сформировано достаточно сильно и непоколебимо, а впечатляющий опыт сотни автотуристов, которые через это уже прошли, стоит перед глазами и дарит уверенность в своих силах, то необходимо составить план действий, ведь автотур это многоаспектый, распределенный в пространстве и во времени процесс, требующий значительной подготовительной работы.
Есть компании, которые организовывают автотуры, но, как правило, это задача самого автотуриста. Необходимо быть готовым, что придется достаточно много узнавать, записывать, организовывать, тратить, собирать уже на этапе подготовки. Тем более, что сама поездка на машине очень вариативна и требует постоянного выбора: куда поехать – в Вену или в Рим, что посмотреть по пути – горы или достопримечательности, в какую страну проще взять визу – ту, что проще или желаемую, брать с собой велосипед или нет, в отелях ночевать или в кемпингах. А если есть выбор, то это всегда сравнения, размышления, определение бюджета, какие-то записи и вычисления.
Поэтому, если у вас отсутствует феноменальная память, то необходимо приобрести тетрадку/ежедневник, то есть какой-либо материальный носитель, чтобы не писать на листках бумажек и обрывках газет, которые потом куда-то теряются. Забегая наперед скажем, что и на время путешествия можно будет в эту тетрадку записывать фактические расходы, новые планы и многое другое. Так что тетрадка пригодится и желательно, чтобы она была в достаточно крепкой обложке, чтобы не развалиться в экстремальных условиях пользования.
Как вариант, можно создать в электронном виде документ Word или Excel, где и будет составляться план. Удобство электронного носителя в том, что туда напрямую можно переносить информацию из интернета. По этой причине электронные документы раздуваются до совсем нескромных размеров, что создает трудности при оперативной работе с планом.
Также, огромный плюс электронного носителя, что раз записанную информацию можно изменять, а на бумаге придется зачеркивать и записывать вновь. Но бумажный носитель удобнее читать, носить с собой, открывать для быстрого внесения информации, в отличие от электронного документа, требующего наличия компьютера.
Удобно использовать смешанные способы фиксации данных – основные мероприятия плана пишутся на бумаге, а достопримечательности, цены на бензин, сам маршрут и правила дорожного движения (то, что потом распечатывается и берется с собой), пишутся в электронном виде. Кроме того, читатель может использовать как план эту книгу и дописывать к каждой главе то что, считает целесообразным добавить к написанному для своей поездки. Ведение записей – это вопрос привычки и умений самого пользователя, каждый выбирает наиболее удобный для себя вариант.
В нашем случае в первое путешествие было исписано 11 страниц ежедневника формата А5 на этапе подготовки к поездке, около 10 страниц в самой поездке (в основном перечислением расходов и детальных планов на некоторые дни) и распечатано около ста страниц в формате документа Word (правила дорожного движения, достопримечательности).
Итак, план, согласно толковому словарю русского языка Д. Н. Ушакова, это «замысел, проект, задание, осуществление которых требует выполнения ряда предварительно обдуманных действий, мероприятий, объединенных общей целью». В нашем случае цель автотуриста осуществить поездку на машине в определенный город/место Европы по определенному маршруту.
Часть действий при подготовке к поездке необходимо выполнять последовательно, допустим без загранпаспорта и бронирования отелей нельзя получить визу, а без визы нельзя выехать за границу. Некоторые задачи могут занимать время, допустим, получение документов для визы, а также оформление визы требуют не меньше двух недель. Задача плана выявить и скоординировать все эти моменты и установить срок, чтобы все успеть подготовить и ничего не забыть.
При этом каждая общая задача в плане определяет комплекс мелких подзадач, предусматривающих поиск списков документов, уточнение цены, выяснение информации, планирование дат обращений в различные организации, различные покупки и многое другое.
Приведем простейший пример такого плана, с указанием в нем некоторых существенных моментов, которые необходимо сделать, чтобы организовать автопутешествие. Подробнее о самих этих аспектах описано в следующих главах, поэтому в плане они приведены сжато.
В среднем до предполагаемой даты выезда необходимо не меньше 1,5 месяца, чтобы подготовиться и получить все необходимые документы.