В менеджменте часто встречается задача эффективного распределения ресурсов компании (в первую очередь, денежных и временных) по клиентским группам или по товарной номенклатуре продаваемого ассортимента. Для решения этой задачи необходимо проводить анализ структуры исследуемого ресурса, например, клиентской базы и структуры продаж.
В основе принятия любых управленческих решений лежат результаты, генерируемые инструментами бизнес-аналитикой. АВС-анализ – важнейший из таких инструментов.
Если в компании клиентская база достаточно велика, то возникает задача по распределению времени и ресурсов на продвижение, которые должны быть затрачены так, чтобы компания получила максимум результата.
Схожая проблема возникает в ситуации, когда компания предлагает покупателям большой ассортимент продукции (свыше 30 позиций), тогда для оптимального решения задач снабжения, ценообразования и формирования складских запасов необходим инструмент, позволяющий выявлять приоритетные группы в массиве данных.
Этот метод очень прост и эффективен. Его легко провести в электронных таблицах, например, в Excel. Многие учетные программы (например, 1С) включают его в состав встроенных инструментов бизнес-аналитики.
На примере клиентской базы можно продемонстрировать практически все возможности АВС-анализа, поэтому все дальнейшие примеры построены именно на ней.