Жили-были четыре товарища: Андрей, Валера, Шурик и я. Подружились мы в колхозе на первом курсе университета. Вместе ходили в походы, ездили друг другу на дни рождения, сбегали с лекций на фильмы... А после первого курса всех нас призвали в армию –учёба наша пришлась на то самое время, когда студентов стали призывать на воинскую службу. После армии мы продолжили свою дружбу и снова ездили в походы, точно так же сбегали с лекций на фильмы и даже на практику старались ездить вместе. Так что история эта посвящается не только мне, но и моим студенческим друзьям: Андрею, Шурику и Валере.

Ох, как тяжко мне дался второй курс геологического факультета Пермского университета! В голову, набитую за два года армии уставами и приказами, ни высшая математика, ни физика с теорией поля никак входить не желали. Я даже на полном серьёзе стал подумывать о том, чтобы уйти в академический отпуск, или вообще перевестись на заочное отделение. Несколько армейцев так и сделали - ушли в академ, правда, в университет после этого уже не вернулись. Возможно, и я бы так сделал, если бы не отец. Он предложил мне попробовать сдать первую сессию: «Если уж совсем не сможешь сдать, то тогда и уходи, а пока не торопись». Сессию я с грехом пополам вытянул, а потом и вовсе втянулся в учёбу, тем более появились лекции по спецпредметам: по петрографии – науке о горных породах, по геокартированию, по палеонтологии и по гравиразведке с магниторазведкой. В общем, со второго семестра жизнь стала потихоньку налаживаться.

Учебная практика по геокартированию в уральском городе со странным названием Сухой Лог, обогатила мой словарный состав новым, истинно геологическим ругательством: «Литостроцион твою через базальтиформ!»; ибо эта окаменевшая скотина (на самом деле это древний коралл, но от этого было ничуть не легче) никому из студентов не попадалась, хотя искали её тщательно, поскольку без неё нельзя было определить возраст горных пород, а не зная возраст нельзя нарисовать карту, без которой не защитить отчёт по практике. Собственно, этим мы и занимались: ходили в маршруты, искали окаменелости рисовали геологическую карту да купались в местном пруду и в речке Пышме. Но всё хорошее когда-нибудь да заканчивается: литостроцион был обнаружен, карта нарисована, отчёт сдан и наша, загоревшая на жарком уральском солнце, группа вернулась в Пермь, чтобы снова отправиться на учебную практику по геофизике.

Одна из моих любимых фотографий: студенты на практике в Сухом Логу: Шурик что-то пишет в пикетажке, а Валера ищет окаменелости.

И только мы: четверо студентов из группы ГФ-1-85 отправились в Туву на практику производственную, поскольку отец Шурика Владимир Александрович, а по совместительству ещё и преподаватель на кафедре геофизики, предложил нам вместо учебной практики съездить на производственную: «Вы после армии, работать умеете, зачем вам учебная практика? На настоящей работе быстрее напрактикуетесь». На что мы, естественно, тут же согласились. Кто же из студентов-геологов откажется от подобного предложения по собственной воле! Правда, для того чтобы поехать на производственную практику вместо учебной, нам пришлось организоваться в студенческий научно-производственный отряд «Корунд», но это были такие мелочи! И вот уже скорый поезд «Москва-Владивосток», постукивая на рельсах, повез нас в город Красноярск, откуда нам предстояло добраться до Кызыла - столицы Тувинской народной республики.