…Третья часть книги заканчивается горькой мыслью Анны: «Сохранить верность гораздо проще, чем её доказать». Правда о запонках и степени вовлеченности Романа так и остаётся нераскрытой.
ГЛАВА 1.Конгресс по энергетике
Дело идёт к Новому году. Почти середина декабря.
Мы живём нормальной жизнью. Свалиться в пропасть не дают дети. Они держат нас подвязанными крепкой верёвкой, которая запуталась между всеми.
Роман в командировке, в Турции. Международный конгресс по энергетике. Я ничего не спрашивала, командировка – значит, так надо. Всё - молча.
Если у кого-то сложилось впечатление, что я напрочь забыла свои летние приключения, успокоилась и мои мысли текут ровно и беспрепятственно, то он ошибается, этот несуществующий человек. Мои мысли постоянно натыкаются не только на пресловутые запонки и всё, что с ними связано, но и на то, что у Романа, моего внимательного мужа и прекрасного отца, есть долги.
Долги, как известно, бывают разными. Они могут исчисляться деньгами, но далеко не всегда. Они могут быть выражены в поступках, услугах и прочих действиях, иногда опасных, в зависимости от того, что считать долгом.
Смотрю на себя в зеркало. Где тот момент, который сломал всю мою жизнь? То мгновение, когда я посмотрела на рукава Вероники. Секунда.
«Не думай о секундах свысока» - слова из старой песенки.
Стоп.
Что тогда мне сказала Ольга? Я хорошо запомнила её слова:
«Начну с того, что у вашего мужа проблемы. Он должен много денег. Их надо вернуть или отработать. Вернуть он не может, отработать тоже — Вероника больше с ним не сотрудничает. Он злоупотребил её доверием».
Итак.
Первое: Роман должен много денег. Много, это сколько? Много для кого? Для Романа? Или много в принципе? Судя по обстановке, в которой я вращалась в Питере, там стандарт не хилый ни разу.
Второе: Деньги надо вернуть или отработать. Отработать много денег можно или очень долго по времени, или недолго, но тогда этому человеку, который отрабатывает, много платят. То есть Роме. Сколько много? Я особых денег не вижу. Мы, конечно, не бедствуем, нам на всё хватает, но в обрез. Как будто он даёт ровно столько, сколько надо, чтобы покрыть все необходимые расходы. Я тоже зарабатываю, однако жизнь дорогая. С другой стороны, отработать, это довольно многозначительно, видимо, можно и не деньгами. А Рома, по всей видимости, потерял эту возможность.
Третье: Вероника больше с ним не сотрудничает. Он злоупотребил её доверием. Вот оно! Вот, что мне надо узнать, и оттуда тянуть ниточки, которые ответят мне на мои не дающие покоя вопросы. Как мог он злоупотребить доверием такой вельможи, как эскортница, пусть и высшего эшелона. Что он такого страшного совершил, что нарушил гармонию всей конструкции? В чём провал? Откуда начинать, не знаю.
Одеваюсь, чтобы пойти к Поле в «Ариану». Не буду ничего у неё спрашивать, просто покручусь в другой обстановке. Иногда смена картинки перед глазами будит спящие нейроны и находит ответы.
Есть и четвёртое: они хотели заменить Романа мной. Но всё это выглядело как-то неумело, сыро, не очень уверенно. Они просто прощупывали почву, что творится у нас в семье, и кто я такая. Можно ли иметь со мной дело. Видимо, я не выдержала экзамен, так как больше они не выходили со мной на контакт. Хотя, три месяца не срок для больших дел.
Слышу работающий телек на кухне, и бегу его выключить перед уходом.
Прямо на экране вижу Веронику. Она в строгом бизнес костюме, волосы убраны в пучок, почти без косметики. Камера задерживается на ней секунду-две. Её невозможно не заметить и не вставить в съёмку, эту Афродиту, рожденную не из пены морской, а из холодного расчета.
Я чувствую очень сильное отвращение, как будто воздух пахнет чужими духами, дорогими, неуловимыми, мерзкими, запахом предательства.
По телевизору передают новости. Международный конгресс по энергетике, тот самый в Турции, куда уехал Рома.
Оператор опять ловит её лицо.
Я стою посреди кухни в пуховике и мне холодно.
Именно в тот момент, когда я решаю надеть маску спокойствия, судьба подсовывает мне этот зеркальный лабиринт, где каждое отражение кричит: «Он с ней!», а я лишь шепчу: «Нет, это бизнес, международный конгресс, энергетика», притворяясь, что верю в эту сказку, как верят в Деда Мороза — зная, что его не существует, и продолжая заказывать подарки на сайте, причем, себе тоже за свои деньги.
То ли он у неё отрабатывает, то ли зарабатывает, то ли ни первое, ни второе. Но он опять там, где она.
Я чётко вижу, как в канун нового года, когда дети уже спят, я достаю коробочку с запонками, этот чёрный ящик нашего брака, и ставлю её перед Романом.
Говорю без истерик, холодно и чётко: «Рома. Я хочу встретить Новый год с чистого листа. Или ты мне прямо сейчас расскажешь, что у тебя за долг перед Вероникой, почему у неё были мои запонки, и почему Никита Савохин считает тебя своим должником. Или я подаю на развод. Выбор за тобой».
Я дрожу. Пуховик на мне — не просто пуховик, а кокон, в котором я пытаюсь спрятаться от правды. Как спрятаться, когда она, как та хитрая моль, уже проточила в нем дыры, и сквозь них дует ледяной ветер одиночества.
Выключаю телевизор, но образ Вероники, богини разума и порока, уже врезался в сетчатку, и я понимаю, что Новый год мы встретим не под бой курантов, а под звук лопающейся иллюзии, такой же хрупкой, как ёлочная игрушка, упавшая на кафельный пол.
Игрушка разобьётся на тысячи осколков, каждый из которых — это вопрос без ответа: почему, зачем, и как долго ещё я смогу притворяться, что не вижу очевидного, закрывая глаза, как ребёнок, который думает, что если он не видит мира, то и мир его не видит?
Ничего с лета не рассосалось, всё продолжается и вернулось на круги своя.
ГЛАВА 2. Гротта Азура
Иду по морозной улице, закутанная в шарф. Думаю о том, о чём думала десять минут назад на кухне. Выбросить из головы кадры из теле-новостей не только не просто, это невозможно.
«Рома, - скажу я ему, - так получается, что она там, где ты, а ты там, где она. Череда случайностей?» Он посмотрит на меня невинным взглядом и начнёт всё с начала. А я возьму книгу, которую реставрирую, они почти всегда большие и тяжёлые, и ударю его по голове. Он упадёт, а я его ударю ещё раз и ещё раз, чтобы было больно. До хруста.
Или не говорить и спустить опять на тормозах? Продолжать жить, зная, что муж врёт. И в один прекрасный день получить смс: «Аня, я всё решил, надо расстаться». Можно тихо свихнуться.
Скользко. Делаю шаг в сторону, чтобы пропустить пожилую женщину, а под снегом лёд. И я падаю.
- Осторожно! – кто-то подхватывает меня сзади, - Анна! Это вы?! Опять упала! А если меня бы не было рядом?
Не может быть!
- Вла-а-ад!
Влад держит меня в объятьях и не отпускает.
- Как я рад! Я и не думал, что иду за вами следом. В этих пуховиках ничего непонятно, кто там внутри.
- Вы опять меня спасаете, - улыбаюсь в ответ.
Вот откуда он взялся на мою голову? От него пахнет приятным парфюмом. Так и стояла бы в обнимку.
Как-то слишком хорошо, чтобы быть правдой.
- Я с утра сегодня о вас вспоминал. Два дня уже, как приехал. Пойдёмте опять в Гротта Азура, если у вас есть свободное время. Скажите, что есть, Анна!
Садимся за столик в глубине зала, на самое тёплое место, у камина. Я пью горячий чай и слушаю этого странно попадающегося у меня на пути мужика с необычной седой прядью в тёмных волосах. Мистика.
Я не думала о нём. Я о нём почти забыла. Мне вообще не до кого.
А он симпатяга: загорелый, с белозубой улыбкой и каким-то новым прищуром, который раньше не замечала. Какая-то тоненькая ниточка нас держит, я это чувствую.
- Опять та же женщина? Скорее всего, там что-то есть, - отвечает на мой печальный рассказ Влад.
Я реально подсела на свободные уши. Всё ему выдала. Без утайки. Как в поезде попутчику. Нахожу трансляцию из сегодняшних новостей в телефоне и показываю Веронику.
- Серьёзный соперник, - кивает Влад, - я её хорошо помню. Она принесла нам торт. Мы тогда сидели ближе к проходу. Я ещё подумал, что она слишком хороша для того мужчины, которого представила своим мужем.
- Он ей не муж. Там сплошные подставные люди, имена, события. Реальность перемешана с конспирацией. Даже толком не знаю, с чем именно перемешана их реальность.
Я несказанно рада, что могу вот так сидеть с человеком, которому интересна. Иначе зачем ему со мной вообще связываться. Влад мне поднимает настроение и даёт призрачную надежду.
- Роман приедет и скажет, что даже её не видел в Турции, а я всё придумываю, как обычно. Нет никакого смысла ему что-либо говорить, - продолжаю я, как заколдованная, - Бесполезно и бесконечно. Меня останавливают только дети. Дочка ещё слишком маленькая. Как ваша, кстати?
- Жена уехала, точнее, переехала из Москвы. Я её ещё не видел. Общаемся по электронке.
Влад говорит подчёркнуто спокойным тоном. Наверное, хочет, чтобы я немного сбавила обороты.
- Сколько ей?
- Дочке? Девять. Тоже маленькая, - потом добавляет, - и большая одновременно. Жена повторно вышла замуж. Дочь называет его «мамин муж».
- Так и есть. А вы? Вы женаты сейчас?
- Анна, - улыбается, - Я женат на работе.
- Вы на всё на том же корабле? Он, кажется, назывался «Атлас»?
- Да, всё верно. Это один из лучших исследовательских кораблей в мире, я горжусь, что там работаю. Туда очень трудно попасть разным состоятельным экскурсантам – всего четыре места, очередь на два года вперёд.
- А… понятно всё с вами. Вы берёте в плавание пассажиров, я правильно поняла?
- Да, это неплохая статья дохода.
Нам приносят две огромные пиццы.
- Знаете, у мужиков бывает одержимость, - вдруг произносит Влад, - с ней ничего нельзя поделать. Это хуже наркотиков. Он будет делать всё, будет с вами вежливым, заботливым, идеальным, будет спать с вами, лишь бы получить свою дозу.
- Видеть её?
- Назовём это «видеть».
- Жестоко. То есть он сознательно живёт двойной жизнью?
- Нет. Я почти уверен, что он так не считает, – разводит руками Влад.
- Мало ли, что он там считает.
- Я хочу встать на вашу сторону, Анна, я, собственно, там и нахожусь, но есть одна вещь, которую вам надо знать. Простите, если говорю назидательно.
- Нет, что вы, Влад! Скажите! Что мне надо знать? Я очень ценю всё, что вы говорите.
Он немного медлит, делает глоток, ставит стакан, смотрит по сторонам.
- Он тоже страдает.
- Нет! – почти кричу я, - только не это! Разве можно сравнить меня и его? Мои страдания и его? Нет! Он лжец!
- Я почти уверен, что он пытается вырваться, поднять голову и увидеть себя в этом лабиринте.
Слово, которое пару часов назад мне самой пришло в голову. Я настораживаюсь.
- Он ищет выход из этого лабиринта, раз не уходит из семьи. Мучается. Но выхода нет. Есть только поиск этого выхода. Безнадёжный, во что он не хочет верить.
- Только не надо сейчас меня спрашивать про его родителей, детство и прочее. Оставьте эти психологические штучки и сюжеты. Мне плевать! Я не собираюсь ему помогать. Он тряпка.
Знал бы Влад, как я била Романа по голове тяжелой книгой чуть ли не до смерти в своём воображении пару часов назад.
- Анна, пожалуйста, думайте о себе, не о нём. Я имею в виду, смотрите на всё с той точки зрения, что он, скорее всего, в лабиринте. Это его ситуация. Он давно в ней, судя по вашим рассказам.
- Вы считаете, нам надо развестись? – я почти сдаюсь. - Другого выхода для меня нет.
- Такие вещи решаете только вы. Теперь вы будете меня избегать или, ещё хуже, ненавидеть. Кто даёт такие советы? Я точно такое не могу посоветовать. Вы сами должны к этому прийти. Простите за банальность.
- У вас было такое?
- Речь сейчас не обо мне. Знаете почему я так говорю? Потому что нет рецептов. Каждая история неповторима.
- У вас так было, я поняла. Я бы послушала.
Представила его влюблённым, одержимым, как он сам сказал со знанием дела.
- Вы упомянули одно имя, когда рассказывали мне про вашу поездку в Питер, - меняет он тему или бежит от неё. - Никита Савохин, владелец пятизвёздочного отеля и что-то там ещё, связанное с вашей Вероникой. Оно мне кажется знакомым. Подождите минуту, - Влад достаёт телефон и начинает искать в галерее фотографии, - вот, смотрите, это он?
На экране я вижу, как на палубе «Атласа» стоят два человека в летней одежде, в футболках и шортах. Один из них Влад, а второй, с поднятой рукой, который как бы машет тому, кто снимает, Никита Савохин.
- Да, это он, - удивлённо шепчу я.
У меня широко, шире некуда, открываются глаза. Какой же маленький мир! Или…
ГЛАВА 3. Черепахи
Я беру в руки его телефон и внимательно всматриваюсь в фотографию.
- У вас есть ещё фото?
- Нет, я оставил одну штуку, и то случайно. Он ходил с нами этой весной на «Атласе».
- Как экскурсант?
- Да. В Бразилию.
- Кто он? Как он представился? – мне интересно.
- Как Питерский бизнесмен. Подробности никто не уточнял. Зачем нам?
- У вас остались его контакты?
- Думаю, да, - он смотрит куда-то сквозь стену, проводит рукой по волосам, - дело в том, что завтра я еду в Питер к дочке. Они теперь там живут. Я сразу не стал вам этого говорить. Знаете почему?
- Нет.
- Подумал, что у нас с вами слишком много каких-то странных совпадений, вы не находите, Анна?
- Я не обращаю внимание на совпадения и случайности. Если к ним относиться безразлично, то они теряют свой сакральный смысл и проходят бесследно, но если циклиться и верить в каждую повторяющуюся цифру, то это только сбивает с толку и часто меняет планы, - я останавливаюсь. Отрезаю кусок пиццы и кладу в рот. Рома всегда ест её руками, откусывая прямо с кончика треугольника, но я так не могу, да и губы накрашены.
Влад тоже решает поесть, потому что зимой еда очень быстро остывает, независимо от того, какая температура в помещении. Я давно это заметила. И ест, как Рома.
- Возможно, случайности не случайны, как наши с вами встречи, где я непременно падаю, а вы меня спасаете, - продолжаю я, - возможно, в этом есть своего рода символизм, этого никто не знает. Символы надо уметь правильно считывать, а мы их считываем только в свою пользу.
- Вы видите злой умысел в нашем знакомстве? – спрашивает Влад.
Я смеюсь. Он тоже.
- Пожалуй, я попробую найти Самохина. Как называется отель, в котором вы остановились тогда в Питере?
- Амадеус. Рома мне сказал, что это его отель. Он реально крутой. Отель, в смысле.
- А! Знаю такой. Нам Никита такой информации не давал. Скромничал. Или побаивался. Богатые все пугливые, их главная задача сохранить и преумножить, как вы понимаете, и исключить риски.
Я вижу, что он печатает в телефоне.
- Простите, это срочно. Неприлично отвлекаться на телефон, но у меня так мало времени. Завтра уже уезжаю.
- Конечно, пишите, - ещё бы я играла сейчас в хорошие манеры. - Найти Савохина?- думаю вслух. - А что вы ему скажете, Влад? Ведь Вероника может быть не Вероникой в миру, он сразу поймёт, что что-то не так. Я волнуюсь.
- А вот этого не надо. У вас и так достаточно волнений. Я постараюсь его привлечь в одно плавание, причём, совершенно реальное. Оно выставлено на торги. Поедет тот, кто больше заплатит.
- Ничего себе, бизнес! - удивляюсь я, - и куда же планируете плавание?
- На Галапагосские острова. Туда практически невозможно добраться за вменяемые деньги отсюда. А уж вдвоём получается очень накладно. На самих островахтоже дорого. Если человек захочет нормальный отель, дешевле четырёхсот долларов даже нечего и думать. Это очень элитарное направление, и за него сейчас идёт борьба. Мы даже дали ещё два места, потеснили персонал и сделали третью люксовую каюту.
- Ой, это же на краю света… Вы туда тоже ходите?
- Конечно. Почему, край света? Это экватор. Там чудесный климат, вода, правда, из-за течения, холодновата на пляжах. Вы слышали про галапагосскую черепаху, Анна?
- Если только в школе. Это те, которые самые большие и живут по сто пятьдесят лет? – начинаю я вспоминать.
- Они самые. Они невероятные. Полтора метра в длину. Там много редких животных, другая земля.
- А кто там ещё?
- Морские львы, например, игуаны, разные птицы. Всё это надо видеть, чтобы оценить.
Открываю телефон и ищу на карте галапагосские острова. Становится любопытно.
- Ой, они же напротив Эквадора! Как далеко! Да, на экваторе в Тихом океане. Какая-то мелкота посредине тонн воды. Оторванность от всего. А я-то думала, где живут эти огромные черепахи? В детстве, конечно, думала, не сейчас. Почему-то забыла про галапагосские острова. Вы там тоже находите затонувшие корабли?
- Да, есть два корабля, которые нас интересуют, но не совсем там.
- Думаете, Савохин клюнет на такой маршрут?
- Во всяком случае, это будет отличным поводом выпить чашку кофе и поговорить. Мне он показался любителем приключений и острых ощущений. Он много фотографировал.
- Я вам очень признательна, Влад. Только он, возможно, сейчас с ними в Турции, на этом конгрессе по энергетике. Будет жаль, если вы его не застанете. Вы долго планируете пробыть, в Питере?
- У меня там есть квартира в распоряжении. Пробуду столько, сколько нужно. Есть ещё и дела по работе. Но Анна, представьте, если ваши подозрения оправдаются… вы должны быть к этому готовы. А мне придётся это озвучить. Заранее предупреждаю, чтобы вы потом не воспринимали меня, как человека, который говорит негатив.
- Я и так практически в этом убеждена, куда мне ещё готовиться? Влад, я очень сожалею, что все наши разговоры крутятся вокруг измены моего мужа, - говорю и замолкаю. Мне становится неудобно как-то, - загрузила вас своими проблемами.
- Вы сегодня вечером свободны? – спрашивает Влад в ответ.
Я не понимаю, как относиться к его вопросу.
- Что вы имеете в виду? В половине шестого приезжает к дому автобус. Который привозит детей из школы. Я не могу быть свободна по определению. Я сижу дома с детьми.
- Я понимаю вашу занятость, - кивает Влад. - Поэтому мое предложение ненадолго, буквально на полчаса, заехать в одно место.
- Но…
- Вы сказали, что не хотите, чтобы наши разговоры крутились вокруг измены, — говорит Влад, глядя пристально мне в глаза. — Давайте сменим фокус. Я хочу пригласить вас в частную галерею моего друга. Сегодня там закрытый показ работ одной молодой и очень модной художницы перед аукционом. Её имя — Лика Савохина. Она приходится племянницей Никите Савохину.
- Как неожиданно! – я опять не понимаю, к чему он клонит. Какое мне дело до этой художницы? Хотя, если она племянница Савохина, у неё можно будет что-то узнать, но я-то как смогу это узнать? – Мне сложно выбраться, надо вызвать маму из загорода… - начинаю я соображать, успею я такое провернуть или нет.
- По моей информации, главный меценат и покровитель Лики Савохиной — ваш муж Роман Кузьмин. Думаю, вам будет интересно взглянуть на мир, в который он вкладывает ваши общие деньги.
После этих слов я не могу пошевельнуть даже пальцем. Шок. Вот она, сила слова.