В упоминавшемся уже стихотворении Александра Иванова «Реквием или исповедь пародиста», прозвучавшем с экранов телевизоров в 1988 году в передаче «Вокруг смеха» № 35, упоминаются многие из известных в то время поэтов. В том числе:


Бывает Ваншенкин не в духе,

Читая меня и кляня…


Константин Ваншенкин ( h t t p s : / / r u . w i k i p e d i a . o r g / w i k i / В а н ш е н к и н , _ К о н с т а н т и н _ Я к о в л е в и ч ) - советский и российский поэт, автор слов популярных песен «Я люблю тебя, жизнь», «Алёша», «Как провожают пароходы» и других.

«Я люблю тебя, жизнь, / что само по себе и не ново»глубокомысленно произнёс поэт. Небывалая популярности этой песни не помешала двум соавторам — Александру Иванову и Александру Рейжевскому — написать эпиграмму-посвящение Константину Ваншенкину, которая вошла в сборник 1969 года «…О двух концах»:


Что в строках о поэте нам взять за основу?

Подсказало решенье его же перо:

То, что в жизни само по себе и не ново,

В песне вовсе старо.


Всего Константин Ваншенкин издал более трёх десятков книг поэзии и прозы. И конечно же среди всех результатов его творческой деятельности пародист смог достойно разгуляться.

Безымянное стихотворение Константина Ваншенкина, известное по первой строке «Уже знакомы с Гегелем и Кантом…» было написано в 1969 году и опубликовано в антологии «День поэзии» в следующем, 1970 году:


Уже знакомы с Гегелем и Кантом

И сами не последние умы,

Но шаровары те с армейским кантом

В студенчестве еще таскали мы.


Еще нам зрелость виделась едва ли,

От наших дней пока что далека,

И в поездах, когда нам предлагали,

Мы с радостью играли в дурака.


Упоминание в одном (поэтическом!) произведении подряд имён величайших философов, названия элемента повседневной военной формы и популярной карточной игры — это же явно не может быть всерьёз! «Шутить — так шутить!» — решил пародист и в своей книге «Не своим голосом», напечатанной в 1972 году, поместил пародию под названием «Философия в штанах»:


Уже знакомы с Гегелем и Кантом,

И сами не последние умы,

Но шаровары те с армейским кантом

В студенчестве ещё таскали мы.

(Константин Ваншенкин)


Уже влечет к изысканной культуре,

Освоен Кант, уже прочел «Муму»,

И сам работаю в литературе,

Давая выход острому уму.


Пора уж вроде становиться в позу,

Но не поставьте искренность в вину,

Любую философскую Спинозу

Я променять готов на старшину.


Подобного афронта в том причина,

Что к дисциплине тянет с давних лет.

Хотя в штанах цивильных я – мужчина,

Но без штанов армейских – не поэт!


Если вы думаете, что описательная «ми-ми-мишность» - это продукт исключительно нашего времени, то вы ошибаетесь. К данному «литературному» приёму поэты прибегали с давних пор, в особенности при надписывании стихотворных посвящений в девичьи альбомы. Чаще в наше время этим «грешат» поэты-женщины, хотя замечены и некоторые мужчины. Например, в сборнике «Константин Ваншенкин. Стихотворения» (Москва, "Художественная Литература", 1966) можно прочесть следующее:


Меж бровями складка.

Шарфик голубой.

Трепетно и сладко

Быть всегда с тобой.


В час обыкновенный,

Посредине дня,

Вдруг пронзит мгновенной

Радостью меня.


Или ночью синей

Вдруг проснусь в тиши

От необъяснимой

Нежности души...


Трепетно и сладко!.. …ночью синей! …необъяснимой нежности души!.. Врачи не без оснований предостерегают — избыток сладостей при повседневном употреблении может привести к нехорошим последствиям. Присоединить свой голос к этому хору предупреждений нелишним посчитал и пародист, написав и опубликовав в журнале «Крокодил» № 12 1975 года пародию под названием «Весь в голубом»:


Меж бровями складка.

Шарфик голубой.

Трепетно и сладко

Быть всегда с тобой.

(Константин Ваншенкин)


Мне мила любая

Черточка твоя,

Словно голубая

Лирика моя.


Трепетна и томна,

Чуточку сладка,

Несколько альбомна,

Капельку горька.


Я всегда с тобою.

Ты всегда со мной.

Небо голубое,

Шарфик голубой.


Быть с тобою сладко.

Ты мила, я мил.

Острая нехватка

Розовых чернил.


На эту же тему Александру Иванову приписывается ещё одна пародия. Почему «приписывается»? Сеть утверждает, что пародия эта под названием «Тост» входит в книгу «Пегас — не роскошь». Вот, например:

Но вот что интересно: на самом деле в книге «Пегас — не роскошь» данной пародии нет. Последняя пародия в ней — «Призыв». Вот, прошу удостовериться:

Не уверен даже, что эта пародия действительно принадлежит перу Александра Иванова. Остальные из «сверхштатных» - точно принадлежат, но эта не встречается больше нигде. И всё-таки предлагаю ознакомиться с нею — ведь и обратное тоже не доказано:


Тост


(Константин Ваншенкин)


Все пути-дорожки

замело опять.

Я хочу немножко,

капельку сказать.


Много ль толку в тосте!

Тосты не едят.

Если в доме гости,

пусть уж посидят…


Вот моя родная

в кофте шерстяной.

Я сижу, сияя,

сам себе родной.


Все довольно просто,

если я хочу.

Значит, вместо тоста

лучше помолчу.


Что в данной пародии примечательно, так это отсутствие эпиграфа. Некоторые критики и себя к ним причисляющие упрекают Александра Иванова — дескать, на криво сляпанную строчку заштатного писателя в рифму любой сможет, а вот на стиль,отличительные особенности «почерка», индивидуальную манеру — слабо? Ну… только на творчество Константина Ваншенкина у Александра Иванова существуют минимум две именно таких пародии. Первая из них была напечатана в далёком 1966 году в журнале «Смена» № 7, а затем, в 1968 году — в первой книге Александра Иванова «Любовь и горчица». Называется она «Круги у окна»:


Когда от умственной работы

От ног расходятся круги,

Я не хочу покоя – что ты! –

Я обуваю сапоги.


Когда повиснет на реснице

Скупая влажная слеза.

Я ощущаю в пояснице

Необходимость выпить «за»!


Пойду, заглядывая в окна,

Пугая сизых голубей.

И сам себя в затылок чмокну

Я со словами: «Не робей!»


Пускай-ка все поэты в мире

С мое потрудятся – о, да!

Недаром ведь журчит в эфире:

«Вода, вода, кругом вода».


На очень длинную эпиграмму похоже, не правда ли? Неудивительно, что за такого рода пародиями закрепилось название «эпиграмматические».

Ещё одна пародия, озаглавленная «Из городской лирики», впервые появилась на страницах журнала «Юность» № 6 в 1981 году. Это как бы мини-цикл мини-пародий на творчество Константина Ваншенкина в целом, позволяющий оценить его (творчество) с разных сторон:


* * *


Москва за окнами гудела,

Слегка устав к исходу дни.

А ты задумчиво сидела

И все глядела на меня.


Не мысля вслух, не вспоминая,

И я, представь себе, сидел.

И на тебя, моя родная,

Ещё задумчивей глядел.


* * *


На проспекте босоножки,

Миллионы их в толпе.

А какие ушки, ножки,

Губки, зубки и т.п.


И дымится папироска

Полтора часа спустя…

И от лифчика полоска,

А сама – совсем дитя.


* * *


Всю жизнь пишу стихи,

Поэтом стал московским.

Должно быть, неплохи –

Отмечены Твардовским.


Кто пишет на века,

Того не сразу видно.

Точь-в-точь как я пока…

Но все-таки обидно.