НКВД СССР 1934-1941: Структура, задачи и функции, деятельность. 3-е Управление НКО СССР ( 1941г.)
В конце 1920-х – начале 1930-х гг. система органов внутренних дел становиться одной из базовых опор СССР. В организации управления правоохранительными органами в указанный период наблюдается заметное усиление централистских начал.
Численность и качественный состав сотрудников ОГПУ-НКВД в 20–30-х годах претерпели существенные изменения. Преобразование ВЧК в ГПУ одновременно означало и избавление от услуг тех, кто оказался наиболее скомпрометирован в период террора гражданской войны, а также показал себя недостаточно профессиональным, идеологически выдержанным, морально устойчивым и т. п. Результатом массовой чистки 1922–1925 гг. стало примерно пятикратное уменьшение численности аппарата ГПУ-ОГПУ, который затем до 1928 г. оставался стабильным по численности. Но когда политика «великого перелома» заставила обратиться к силовому решению политических вопросов, численность и влияние ОГПУ стали быстро расти, логично ориентируясь на «героический» период ВЧК, когда на исходе 1921 г. численность чекистов равнялась 90 тыс. чел.
Текучесть кадров ОГПУ п в конце 20-х годов, в целом по стране, составляла примерно 25 % ежегодно. Мобилизованные в ОГПУ коммунисты, как отмечал Л. М. Заковский в июне 1928 г., ознакомившись с условиями работы, «всеми силами рвутся уйти». В 1928 г. прошло большое увольнение сотрудников органов по собственному желанию из всех территориальных органов, причём большей частью ветеранов. Из нового пополнения 25 % оказалось уволено в том же 1928 г. Из них 38 % были уволены как не соответствующие, 35 % – по личному желанию, сокращению штатов, остальные – по болезни, за проступки и пр.
Для кадровой истории органов ОГПУ-НКВД огромное значение имели постоянные чистки оперативного и вспомогательного состава, которые инициировались как чекистским руководством, так и партийной властью. Руководство ОГПУ строго следило за работоспособностью аппарата, выбрасывая из него тех, кто пьянствовал, манкировал службой и не давал требуемых результатов. В 1928–1929 гг. избавились от большой группы видных чекистов – неработоспособных или скомпрометировавших себя. К примеру, в ПП ОГПУ ЗСК в августе 1928 г. был уволен начальник ИНФО полпредства латыш К. Э. Шенин; в те же месяцы покинул «органы» и старый чекист И. А. Кадушин, работавший начальником Барнаульского окротдела ОГПУ. За служебные и личные проступки была изгнана целая когорта начальников окружных отделов. Основная их часть обвинялась в серьёзных служебных преступлениях, причём часть увольнений была инициирована партийными властями. Начальник Алданского окротдела ОГПУ Н. В. Теплов в 1928 г. был осуждён за некие злоупотребления, но затем амнистирован и в 1930–1931 гг. подвизался замначальника Вишерлага ОГПУ. М. Д. Мухин, замначальника Барабинского окротдела, в 1928 г. был осуждён на 2 года заключение за хищения вещественных доказательств. Начальник Канского окротдела И. А. Ардатьев в 1928 г. был снят за барство, кумовство и постоянную нецензурную брань в обращении с подчинёнными; в 1933 г. он был осуждён за уголовное преступление.
Постоянный рост численности органов ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ был характерен для всего периода 1930-х – начала 1950-х годов, наглядно отражая увеличивавшееся могущество «органов». И если многочисленность состава ВЧК достигалась в основном за счёт малоквалифицированных сотрудников наружного наблюдения («разведчиков», или «топтунов») и занимавшихся обысками «комиссаров», а также чрезмерно раздутых штатов транспортных ЧК, Особых отделов и военной цензуры, то в ОГПУ-НКВД практически весь оперсостав занимался агентурной и следственной работой. Уступая по общему количеству работников органам ВЧК периода их максимальной численности, аппарат НКВД тем не менее позволял за счёт разветвлённой системы в районах получать гораздо более полную информацию и осуществлять повсеместные репрессии, как массовые, так и выборочные. В течение 1930–1932 гг. структура органов госбезопасности подверглась серьёзным изменениям. Их диктовали изменения в репрессивной политике, обусловленные прежде всего раскрестьяниванием и подавлением выступлений сельского населения. С точки зрения руководства ОГПУ, отдельные подразделения СОУ, а также Экономическое управление, Главное управление погранохраны и войск ОГПУ, Транспортный отдел дублировали друг друга, а в их работе отсутствовали необходимая координация и обмен оперативной информацией . К этому можно добавить и тот факт, что центральный аппарат плохо контролировал местные структуры ОГПУ. Колоссальный рост крестьянских восстаний в течение 1930 г. показал, что чекисты, несмотря на разветвлённую агентурную сеть, оказались не в силах предотвратить основную часть антиправительственных выступлений. В связи с этим было проведено реформирование как прежних структур, так и создание принципиально новых – горрайаппаратов ОГПУ. Решением руководства ОГПУ в сентябре 1930 г. с целью создания мощной карательно-контрразведывательной структуры в единый Особый отдел были слиты Контрразведывательный, Особый и Восточный отделы.
На заседании политбюро ЦК ВКП (б) 20 февраля 1934 года после доклада И. В. Сталина было принято решение об организации союзного наркомата внутренних дел с включением в него реорганизованного ОГПУ. Принципиальные изменения заключались в том, что в проекте постановления предусматривалось упразднение так называемой судебной коллегии ОГПУ.
В проекте отмечалось, что народный комиссариат внутренних дел СССР не имеет судебных органов, что должно было стать свидетельством резкого смягчения карательной политики, проводимой советским государством.
Однако некоторые положения проекта вызвали критические замечания со стороны прокурора СССР И. А. Акулова и наркома юстиции РСФСР Н. В. Крыленко. В служебной записке Сталину от 22 февраля 1934 года прокурор поднял вопрос о более широком ограничении внесудебных полномочий ОГПУ. Он напомнил о существовании помимо судебной коллегии ОГПУ при полномочных представительствах ОГПУ «троек», имеющих право рассматривать по существу дела о преступлениях как контрреволюционных, так и общеуголовного порядка и право выносить приговоры с наказаниями вплоть до расстрела. В связи с реорганизацией ОГПУ он высказался о нецелесообразности сохранения «троек» при Полномочных представительствах ОГПУ.
Попытки сохранения «троек» неоднократно предпринимались руководством НКВД СССР в период разработки положения об НКВД СССР и Особом совещании. Например, в одном из тезисов, не вошедших ни в Положение об НКВД, ни в Положение об Особом совещании, предусматривалось, что для особо отдаленных районов (Дальневосточный край, Восточная Сибирь, Средняя Азия и Казахстан) организуются специальные комиссии в составе начальников управлений НКВД этих краев, начальников соответствующих отделов Управления государственной безопасности.
Этим комиссиям должно было предоставляться право предварительного рассмотрения оперативных материалов и дел о лицах, признаваемых общественно-опасными или деклассированными, с определением мер наказания в пределах прав Особого совещания при НКВД СССР и с направлением своих решений на утверждение Особого совещания при НКВД
Логическим завершением мероприятий по организации единой системы органов внутренних дел явилось учреждение постановлением Центрального исполнительного комитета СССР от 10 июля 1934 г. Народного комиссариата внутренних дел СССР.
Постановлением на НКВД СССР возлагались следующие задачи:
обеспечение общественного порядка и государственной безопасности, охрана общественной (социалистической) собственности, запись актов гражданского состояния, пограничная охрана, разведка и проведение специальных операций (Иностранный отдел), контрразведка (Особый отдел), охрана важных государственных лиц и множество другие задач.
В разное время, НКВД состояло из Главных Управлений, сокращенно «ГУ»
В соответствии с этим в составе НКВД СССР были образованы: Главное управление государственной безопасности (ОГПУ влилось в ново-преобразованное НКВД СССР, становясь Главным Управлением Государственной Безопасности; НКВД РСФСР прекратило своё существование вплоть до 1946 (как МВД РСФСР). В результате, НКВД стало ответственным за все места лишения свободы (включая рабочие лагеря, известные как ГУЛАГ), а также за обычную милицию.), Главное управление рабоче-крестьянской милиции, Главное управление пограничной и внутренней охраны, Главное управление пожарной охраны, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, Административно-хозяйственное управление. Отдел кадров был разделен на отдел кадров ГУГБ и сектор кадров, занимавшийся должностными лицами, не входившими в состав Главного управления. Главное управление рабоче-крестьянской милиции было объединено с аналогичным республиканским управлением. В составе НКВД СССР был образован Отдел актов гражданского состояния. 31 мая 1935г. в составе АХУ НКВД был образован Отдел трудовых колоний для несовершеннолетних. Реорганизация коснулась и других подразделений
На момент образования НКВД СССР в штатах центрального аппарата числилось 8211 чел. Народным комиссаром внутренних дел был назначен Г.Г. Ягода.
Приказом НКВД № 001 от 13 июля 1934 г. «Об организации органов НКВД на местах» во всех союзных республиках, кроме РСФСР, создавались республиканские НКВД, в автономных республиках, краях и областях – краевые и областные УНКВД. Согласно Положению, об НКВД от
24 августа 1934 г. в административных центрах, имеющих городские Советы, подчиненные непосредственно краю (области) или республике,
организовывались городские отделы народного комиссариата внутренних дел. В административных центрах, имеющих одновременно городские и районные Советы, самостоятельно подчиненные непосредственно краю (области) или республике, формировались горрайотделы НКВД. Наконец, в самых низовых административно-территориальных единицах (районах) учреждались районные отделы (отделения) НКВД.
Если республиканские, краевые и областные НКВД–УНКВД подчинялись непосредственно НКВД СССР, то горотделы, горрайотделы и районные отделения – вышестоящему управлению НКВД. Начальники республиканских, краевых и областных НКВД–УНКВД назначались наркомом внутренних дел СССР, начальники горотделов, горрайотделов и райотделений – вышестоящими начальниками УНКВД.
Территориальные управления внутренних дел имели структуру, аналогичную центральному аппарату НКВД СССР. Согласно приказу НКВД
№ 0044 от 21 августа 1934 г. в их состав входили: управление государственной безопасности (УГБ), инспекция войск внутренней охраны, управление милиции, инспекция резервов, инспекция противопожарной охраны, отдел актов гражданского состояния, отдел связи, хозяйственный отдел, отдел кадров (ОК), финансовое
отделение, секретариат. В некоторых УНКВД также предусматривались отделы (отделения) трудовых поселений. Органам НКВД предоставлялось право проведения обысков, арестов, следственных мероприятий, осведомления и розыска, регистрации лиц, уличенных или заподозренных в преступной деятельности, а также специального надзора за ними.
Работой ГУГБ руководил сам Нарком внутренних дел СССР Г. Г. Ягода. В состав ГУГБ НКВД СССР вошли основные оперативные подразделения бывшего ОГПУ СССР:
Особый отдел (ОО) контрразведка и борьба с вражескими действиями в армии и на флоте
Секретно-политический отдел (СПО) борьба с враждебными политическими партиями и антисоветскими элементами
Экономический отдел (ЭКО) борьба с диверсиями и вредительством в народном хозяйстве
Иностранный отдел (ИНО) разведка за границей
Оперативный отдел (Оперод) охрана руководителей партии и правительства, обыски, аресты, наружное наблюдение
Специальный отдел (Спецотдел) шифровальная работа, обеспечение секретности в ведомствах
Транспортный отдел (ТО) борьба с вредительством, диверсиями на транспорте
Учетно-статистический отдел (УСО) оперативный учет, статистика, архив
Впоследствии неоднократно производились реорганизации, переименования как управлений, так и отделов. Эта система районных и городских органов госбезопасности сохранилась и в 1940—1950-е годы. Только со временем все большая часть городских и районных отделений НКВД переводилась в категорию отделов, то есть повышался их статус и расширялся штат. В данной статье не делается различий между районными (городскими) отделениями и отделами, обозначая их сокращенно: районный (городской) отд. НКВД.
Структура органов согласно приказу НКВД № 0044 от 21.08.1934
Приказ НКВД СССР № 0044 «О структурном построении и подчинении органов НКВД» 21.08.1934
ПРИКАЗЫВАЮ:
Установить следующее структурное построение и подчинение органов НКВД, входящих в состав НКВД союзных республик и управлений НКВД краев (областей) и Крымской, Казахской, Башкирской, Татарской и Якутской АССР:
I. Районное отделение:
Районное отделение НКВД состоит из:
а) аппарата УГБ, с задачами райуполномоченного и райотделения бывш. ОГПУ, формируемого за счет штата последних и состоящего: из непосредственно руководящего работой УГБ — начальника райотделения НКВД, уполномоченных и пом. уполномоченных (последние по существующей численности);
б) отделения милиции, формируемого за счет штата существующего районного управления милиции;
в) аппарата инспекции резервов, где таковой предусмотрен по штату;
г) инспектора противопожарной охраны, с задачами противопожарного надзора по всему району, инспектирования всех пожарных охран и организации и подготовки добровольных пожарных команд;
д) инструкторов АГСа, непосредственно руководящего и отвечающего за запись актов гражданского состояния при сельсоветах и в райцентре;
е) аппарата связи (экспедиция или обменный пункт);
ж) единого секретариата районного отделения НКВД в составе 4-х единиц (секретаря, машинистки, ст. счетовода и обслуживающего).
Примечание: в отдельных небольших районах установить количественно сокращенный штат секретариата.
II. Городское отделение:
Городское отделение состоит из:
а) аппарата УГБ, с задачами горотделения бывш. ОГПУ, формируемого за счет штата последнего и состоящего: из непосредственно руководящего работой УГБ — начальника горотделения НКВД, уполномоченных и пом. уполномоченных (последние по существующей численности);
б) отделения милиции, формируемого за счет штата существующего городского управления милиции;
в) аппарата инспекции резервов, где таковой предусмотрен по штату;
г) инспектора противопожарной охраны, с задачами противопожарного надзора, инспектирования всех пожарных охран и организации и подготовки добровольных пожарных команд;
д) инструкторов АГСа, непосредственно руководящего и отвечающего за запись актов гражданского состояния;
е) аппарата связи (экспедиция или обменный пункт);
ж) единого секретариата городского отделения НКВД в составе 4-х единиц (секретаря, машинистки, ст. счетовода и обслуживающего).
Районные отделения НКВД во всех отношениях подчиняются соответствующему по территориальности управлению или окротделу НКВД, в состав которых входит данный район.
Городские отделения НКВД во всех отношениях подчиняются непосредственно НКВД союзных республик или управлениям НКВД краев, областей, автономных республик по принадлежности.
Районные и городские отделения НКВД, находящиеся на территории обслуживания сектором НКВД, в оперативном отношении, по работе УГБ и милиции подчиняются последнему.
III. Городской отдел и райотдел:
Гор, и райотдел состоит из:
а) аппарата УГБ, с задачами гор, и горрайотделений бывш. ОГПУ, формируемого за счет штата последних и состоящего из непосредственно руководящего работой УГБ — начальника городского (районного) отдела НКВД и работников, распределенных в зависимости от устанавливаемого штата по соответствующим отраслям работы (ЭКО, СПО и т.д.);
б) отдела милиции, формируемого за счет штата существующего районного (городского) управления милиции, кроме особо поименованных городов, где сохраняются городские управления милиции;
в) аппарата инспекции резервов, где таковые предусмотрены по штату;
г) инспектора противопожарной охраны с задачами противопожарного надзора по району и городу, инспектирования всех пожарных охран, организации и подготовки добровольных пожарных команд;
д) инструктора АГСа непосредственно руководящего и отвечающего за запись актов гражданского состояния при сельсоветах и в райцентре (городе);
е) аппарата связи (отделение, экспедиция или обменный пункт);
ж) секретариата в составе: секретаря, ст. счетовода, машинистки, обслуживающего.
Городские и райотделы НКВД подчиняются во всех отношениях непосредственно НКВД союзных республик (а по НКВД УССР — областным управлениям) и УНКВД СССР краев (областей) ... и АССР, — в состав которых входит данный район.
Примечание: Подчинение гор. и райотделов секторам НКВД допускается лишь с разрешения НКВД СССР.
Содержание секретариатов районного и городского отделения и районного отдела НКВД отнести — секретаря и машинистку за счет сметы милиции с упразднением в отделении милиции двух должностей канцелярско-технического состава, ст. счетовода — за счет специальных кредитов НКВД и обслуживающего — за счет сумм связи (края, области).
IV. Приграничные райотделения НКВД:
Слитые с опер аппаратами управлений погранотрядов отдельных и неотдельных комендатур, в порядке п. 4 приказа ОГПУ 1900/115 от 17/IV-1931 г. за единым секретариатом районного отделения НКВД в составе 4-х единиц (секретаря, машинистки, ст. счетовода и обслуживающего), аппараты райотделений и райуполномоченных бывш. ОГПУ выделить и реорганизовать в самостоятельные районные отделения НКВД, в порядке п. 1 данного приказа.
Старшим оперативным начальником по работе УГБ по отношению к приграничным районным отделениям НКВД, расположенным на территории действия пограничного отряда (отдельной и неотдельной комендатуры), является начальник соответствующего пограничного отряда (комендант отдельной и неотдельной комендатуры).
V. Установить, что в отсутствие Начальника Районного (городского) Отд. НКВД его заместителем является ближайший помощник по работе УГБ или Начальник отделения милиции (если последний имеет опыт оперативной работы по УГБ).
VI. Всех начальников отд. милиции районных и городских отд. НКВД считать помощниками начальников районных и городских отд. НКВД по милиции.
VII.Народным Комиссарам внутренних дел УССР, БССР и ЗСФСР и начальникам самостоятельных управлений НКВД, за счет перераспределения действующего штата, содержащегося за счет сметы бывш. ОГПУ, изыскать необходимое количество штатных единиц для дополнительного введения работника по работе УГБ в те районные отделения НКВД, в которых, после переименования РУПов 2-й категории в нач. райотделения НКВД, не осталось работника по линии УГБ. Проект необходимых штатных изменений выслать в Сектор Кадров НКВД СССР в двухдекадный срок.
VIII. Запретить организацию городских и районных отд. НКВД в городах, где дислоцируются НКВД союзных республик, управления НКВД краев, областей, республик, окротделы НКВД и сектора НКВД, а там, где они созданы, — их ликвидировать, обратив освобождающийся штат на усиление соответствующих органов НКВД с подчинением установленных в этих городах и районах аппаратов милиции, ЗАГСа и противопожарной охраны соответствующим вышестоящим управлениям милиции, отделам АГСов и пожарной охраны. Обслуживать эти города (районы) по УГБ обязаны непосредственно соответствующие аппараты указанных органов НКВД.
IX. Районные отделения бывш. ОГПУ городских районов г. Москвы, Ленинграда и Киева реорганизовать за счет штата последних, установив райуполномоченных без административных функций, возложив на них работу только по Управлению государственной безопасности, с непосредственным подчинением их УГБ Управлений НКВД СССР по Московской, Ленинградской областям и НКВД УССР — соответственно.
X. Зам. нач. по МТС и совхозов:
Заместителей начальников политотделов МТС и совхозов по работе бывш. ОГПУ именовать заместителями начальников политотделов МТС и совхозов по работе Главного управления государственной безопасности НКВД.
Заместители начальников политотделов МТС и совхозов по работе ГУГБ НКВД во всей своей агентурно-оперативной работе, в соответствии с приказом б. ОГПУ за № 0017 от 33 г. и циркуляром б. ОГПУ № 22-33 г. подчиняются соответствующим по территориальности управлениям и секторам НКВД.
Начальникам районных отделений НКВД в отношении дислоцируемых на территории района заместителей начальников политотделов по работе ГУГБ НКВД предоставить права старших оперативных начальников.
XI. Сектора НКВД:
1. Сектор НКВД состоит из:
а) аппарата УГБ с задачами оперсектора бывш. ОГПУ, формируемого за счет штата последнего и состоящего из непосредственно руководящего работой УГБ — начальника сектора НКВД и работников, распределенных в зависимости от устанавливаемого штата по соответствующим отраслям работы (ЭКО, СПО и т.д.);
(Оперативные секторы ОГПУ были, по сути, внетерриториальными образованиями. Они не имели какого-либо аналога с принятой в то время системой административно-территориального деления и являлись специфическим, присущим только госбезопасности промежуточным звеном в системе управления. В состав окротдела также входили 2–4 участковых уполномоченных, контролировавших ситуацию, делая упор на насаждение агентуры, в нескольких наиболее крупных и развитых районах. Важной стороной изменений 1930 г. стало заметное увеличение количества участковых уполномоченных, которые годом позднее превратились в районных уполномоченных и появились во всех районах.
Оперативники окружных отделов насаждали агентуру в городах и сёлах округа, лично контролируя резидентов и наиболее ценных агентов. На местные органы ОГПУ во второй половине 20-х годов возлагались преимущественно информационные функции, а какие-то серьёзные оперативные мероприятия на местах проводили уполномоченные аппарата ПП ОГПУ. Наиболее характерным в этом отношении выглядят командировки сотрудников Контрразведывательного отдела (КРО) в период кампаний борьбы с уголовно-политическим бандитизмом 1926–1930 гг.: выезжая в отдалённые районы, они, опираясь на местных чекистов, войска ОГПУ, милицию и партийно-советский актив, достаточно эффективно агентурным путём выявляли местоположение бандитских отрядов и уничтожали их.
В 1930–1933 гг. численность окружных отделов быстро возрастала, а в условиях начавшейся коллективизации все оперативные работники окротделов самым активным образом участвовали уже не столько в сборе информации, сколько в «острых» опермероприятиях: обысках, арестах, облавах и следствии по делам «кулаков» и «бывших» Массовые акции крестьянского неповиновения, появление значительного числа антикоммунистических повстанческих отрядов, резкое обострение бандитизма обусловили переход от политики «информационной профилактики» к силовому подавлению народного протеста. В этих условиях органы ОГПУ стали стремительно наращивать свою численность и влияние, а также интенсивно реформироваться. При возникновении в составах республик и краев новых областей или округов оперативные секторы немедленно преобразовывались в областные или окружные отделы ОГПУ. Так, с организацией областей на Украине и в Казахстане приказом ОГПУ № 140/с от 14 февраля 1932 г. оперативные секторы в указанных ПП ОГПУ были расформированы и, в полном соответствии с новым административно-территориальным делением, созданы областные отделы ГПУ. Точно так же в Дальневосточном крае приказом ОГПУ 9 мая 1933 г. оперативные секторы и ряд окружных отделов ОГПУ были преобразованы в областные отделы ОГПУ.
Оперативные секторы ОГПУ (а с июля 1934 г. — оперативные секторы НКВД) просуществовали в большинстве регионов до 1935 г., а в отдельных удаленных от областных и республиканских центров городах функционировали и позже (например, Алданский оперативный сектор существовал и в 1937 г.). Уже в 1934 г. началась постепенная их ликвидация. Это напрямую было связано с происходившим тогда же разукрупнением областей и краев. Вместо оперативных секторов ОГПУ в пунктах их бывшей дислокации организовывались РГО и РО ОГПУ. Решения принимались для каждой области или края отдельным приказом. Так, приказами ОГПУ—НКВД № 1182 от 5 июня 1934 г. были расформированы оперативные секторы в ПП ОГПУ Западной области, № 00261 от 13 июля 1935 г. — в УНКВД Ленинградской области, № 00262 от 14 июля 1935 г. — в Азово-Черноморском крае и т.д.)
б) межрайонного отделения милиции, формируемого в составе сектора НКВД за счет бывш. Межрайонного сектора милиции (там, где они есть) с сохранением задач последнего;
в) аппарата инспекции резервов, где таковой предусмотрен по штату;
г) аппарата связи (отделение, экспедиция, обменный пункт);
д) секретариата сектора.
2. Сектор НКВД подчиняется во всех отношениях непосредственно Народным комиссариатам внутренних дел союзных республик, самостоятельным управлениям НКВД СССР краев (областей), республик — по территориальности.
3. Штатные помощники (заместители) начальников бывш. оперсекторов ОГПУ сохраняются на положении пом. нач. (зам. нач.) секторов НКВД. Там же, где нет штатного помощника (заместителя), в отсутствие начальника сектора НКВД его заместителем является ближайший помощник по работе УГБ.
XII. Окружные отделы НКВД:
Окружной отдел НКВД состоит из:
а) аппарата УГБ с задачами оперсектора бывш. окружного отдела ОГПУ, формируемого за счет штата последнего и состоящего из: непосредственно руководящего работой УГБ — начальника окружного отдела НКВД и работников, распределенных в зависимости от устанавливаемых штатов по отраслям работы (ЭКО, СПО и т.д.);
б) отдела милиции, формируемого за счет штата существующего окружного управления милиции;
в) аппарата инспекции резервов, где таковой предусмотрен;
г) инспектора противопожарной охраны, с задачами противопожарного надзора по всему округу, инспектирования всех пожарных охран, организации и подготовки добровольных пожарных команд;
д) старшего инструктора АГСа, непосредственно руководящего и отвечающего за запись актов гражданского состояния в районах округа и окружном центре;
е) аппарата связи (отделение, экспедиция или обменный пункт);
ж) секретариата окружного отдела.
2. Окружной отдел НКВД подчиняется во всех отношениях Народным комиссариатам внутренних дел союзных республик и соответствующим по территориальности управлениям НКВД.
3. Штатные помощники (заместители) начальников бывш. окружных отделов ОГПУ сохраняются на положении пом. нач. (зам. нач.) окротделов НКВД. Там же, где нет штатного помощника (заместителя), в отсутствие начальника окротдела НКВД его заместителем является ближайший помощник по работе УГБ.
XIII. Управления НКВД областей и республик, входящие в состав: НКВД союзных республик, краевых (областных) управлений НКВД СССР (кроме управлений НКВД ЗСФСР по Грузинской, Армянской, Азербайджанской ССР и областных управлений НКВД УССР).
1. Эти управления НКВД состоят из:
а) аппарата УГБ с задачами бывш. ГПУ и областных отделов ОГПУ, формируемых за счет штата последних и состоящих из: непосредственно руководящего работой УГБ — начальника управления НКВД и работников, распределенных в зависимости от устанавливаемого штата по соответствующим отраслям работы (ЭКО, СПО и т.д.);
б) инспекции войск внутренней охраны, где таковые предусмотрены;
в) управления милиции, формируемого за счет штата соответствующего областного, республиканского управления милиции;
г) аппарата инспекции резервов;
д) инспекции или ст. инспектора (в зависимости от штата) противопожарной охраны с задачами противопожарного надзора по области (республике), инспектирования всех пожарных охран, организации и подготовки добровольных пожарных команд, планирования капиталовложений и снабжения противопожарным инвентарем по области;
е) старшего инструктора АГСа, непосредственно руководящего и отвечающего за запись актов гражданского состояния в районах республики (области) и в их центрах;
ж) аппарата связи (отделение, экспедиция или обменный пункт);
з) финотделения или фингруппы, где таковые предусмотрены;
и) секретариата (адмхозотделение), коему подчинены аппараты: связи, комендатуры и гараж.
Штатные помощники (заместители) начальников бывш. областных отделов ОГПУ и ГПУ республик, подчиненных бывш. ПП ОГПУ, сохраняются на положении пом. нач. (зам. нач.) управления НКВД по работе УГБ.
XIV. Народным комиссарам внутренних дел УССР, БССР и ЗСФСР, начальникам управлений НКВД СССР краев (областей) и начальникам управлений НКВД СССР по Крымской, Казахской, Башкирской, Татарской и Якутской АССР принять меры к тому, чтобы все аппараты НКВД (управления милиции, ДТО, ВТО и проч.), расположенные в одном городе, районе, разместить в одном или смежных зданиях, не допуская впредь занятия зданий в разных частях города (района).
XV. Общий Отдел ГУРКМ НКВД СССР — расформировать, передав его работу вместе с соответствующим штатом и личным составом в Админхозупр НКВД СССР на следующих основаниях:
а) вахтерскую и надзирательскую службу, хоз. обслуживание, охрану зданий и имущества возложить на комендатуру АХУ;
6) гаражное хозяйство передать в отдел связи АХУ;
в) гособеспечение рядового состава РКМ — возложить на АХУ;
г) хранение вещественных доказательств передать в отдел уголовного розыска;
д) общее делопроизводство, архив, кодификационную работу — передать в секретариат ГУРКМ;
е) санитарную инспекцию сохранить в составе ГУРКМ.
В местах, где управления милиции НКВД союзных республик, управления НКВД СССР краев (областей) и республик расквартированы в тех же или близ расположенных зданиях с управлением НКВД, — общие отделы управлений милиции расформировать, передав их работу в АХО (АХУ) органов НКВД на тех же основаниях.
Примечание: Общие отделы гор. упр. милиции г. Москвы, Ленинграда и Киева не сливаются.
Народным комиссарам внутренних дел союзных республик и начальникам УНКВД в местах, где будет проведено расформирование общих отделов РКМ и объединение их работы в составе АХО, не только обеспечить сохранение существующего состояния адмхозобслуживания аппаратов РКМ (особенно средств связи), но и добиться его улучшения.
XVI. Установить при Народных комиссарах внутренних дел УССР, БССР и ЗСФСР, при начальниках Управлений НКВД СССР краев (областей) и при начальниках управлений НКВД СССР по Крымской, Башкирской, Татарской и Казахской АССР — должность особоуполномоченного.
XVII. Всех начальников управлений милиции УНКВД СССР краев (областей) и АССР Казахстана, Крыма, Башкирии, Татарии и Якутии считать одновременно помощниками начальников управлений НКВД по милиции, причем приказы и директивы последних по работе милиции обязательны к исполнению для аппаратов милиции и отменяться нижестоящими органами НКВД не могут.
XVIII. Мобилизационный отдел бывш. ОГПУ расформировать, передав его работу Сектору Кадров НКВД СССР.
В составе сектора кадров НКВД организовать мобилизационное отделение, на формирование которого обратить штаты и личный состав бывш. Моботдела ОГПУ.
Мобилизационные инспекции (группы) бывш. ПП ОГПУ — расформировать, передав их работу секторам кадров соответствующих Народных комиссариатов внутренних дел союзных республик, управлений НКВД СССР краев, автономных республик и областей. В составе секторов кадров, указанных НКВД и управлений организовать моботделения (мобгруппы), на формирование их обратить штаты и личный состав мобинспекций (групп) бывш. ПП ОГПУ.
XIX. Управления исправительно-трудовых лагерей бывш. ОГПУ с их местными аппаратами переименовать в управления исправительно-трудовых лагерей Народного комиссариата внутренних дел СССР.
Бывший отдел ОГПУ по «Дальстрою» переименовать в отдел Народного комиссариата внутренних дел СССР по «Дальстрою».
Отделы, отделения инспекции по спецпереселенцам бывш. ПП ОГПУ с их местными аппаратами (районные, участковые, поселковые комендатуры и пр.) переименовать соответственно в отделы, отделения и инспекции трудовых поселений соответствующих Народных комиссариатов внутренних дел союзных республик, краевых (областных) и республиканских управлений НКВД.
XX. За работниками бывш. ОГПУ и его органов, включенных в состав НКВД, сохраняется тариф заработной платы, государственное обеспечение, нормы снабжения вещевым и продуктовым довольствием, а также прочие установленные виды льгот и преимуществ, которыми они пользовались до образования НКВД.
За работниками РК Милиции сохраняется то правовое и материальное обеспечение, которым они пользовались до образования НКВД.
Временно, до соответствующего правительственного решения, за работниками АГС НКВД СССР и его органов сохранить правовое материальное обеспечение на тех же положениях, как они пользовались до образования НКВД.
Денежные расходы по содержанию штатов районных и городских аппаратов АГС, в том числе инструкторов относятся за счет местного бюджета. Содержание штатов окружных, областных и республиканских аппаратов АГС отнести за счет НКВД.
Переводимым на работу в аппараты АГС штатным работникам бывш. ОГПУ от пом. уполномоченного и выше сохранить в персональном порядке:
а) красноармейский паек по нормам органов б. ОГПУ;
б) получаемый оклад содержания по последней должности, в том числе и надбавку за выслугу лет, если содержание по новой должности вызывает понижение в зарплате;
в) все прочие льготы, объявленные для штатного состава бывш. ОГПУ.
Работники аппаратов АГСа могут быть членами кооперации НКВД и ПОО Динамо.
Личный состав управлений и отделов пожарной охраны НКВД СССР, союзных республик, управлений НКВД СССР краев (областей), АССР и инспекторов пожарной охраны управлений НКВД областей, республик и окротделов НКВД — в правах и льготах приравнять к личному составу отделов военизированной пожарной охраны бывш. ОГПУ.
За работниками районных и городских аппаратов пожарной охраны НКВД, в том числе инспекторами противопожарной охраны, и за работниками пожарных команд НКВД на 1934 г. сохраняется то правовое и материальное обеспечение, которым они пользовались до образования НКВД, с отнесением содержания штата за счет местного бюджета.
Народным комиссарам внутренних дел союзных республик и начальникам УНКВД СССР краев (областей) и АССР, через соответствующие местные исполкомы, принять меры к улучшению материального и бытового положения (зарплата, снабжение) работников пожарной охраны и аппаратов АГС, состоящих на местном бюджете.
XXI. Весь личный состав аппаратов АГС и пожарной охраны, переданный в систему НКВД, равно как и вновь принимаемый в эти аппараты, подлежит спецпроверке на общих основаниях.
XXII. Указания о построении аппаратов управлений пограничной, внутренней и пожарной охраны, а также аппаратов АГС будут даны дополнительно.
Приказ разослать по принадлежности.
Народный Комиссар Внутренних Дел Союза ССР Г. ЯГОДА
По сектору кадров НКВД — Нач. сектора кадров НКВД ВЕЙНШТОК