Я так давно живу,что помню,как меня в детстве водили в еще Старый ТЮЗ,когда он находился
в здании бывшего Тенишевского училища на Моховой.
Ныне там располагается Учебный театр Театрального института.
В новый ТЮЗ,который переехал в специально построенное для него здание на Пионерской площади,я ходил уже сам.
И хорошо запомнил,какая атмосфера окружала этот театр, с тех пор, когда его возглавил З.Корогодский.
Это был театр-Праздник для малышей,театр-Приключение для подростков,и театр-Открытие для старшеклассников и их родителей.
Каждая премьера этого детского театра становилась темой для взволнованного и неравнодушного обсуждения в околотеатральном сообществе тех лет,наряду с премьерами в ведущих театрах города для взрослых .
Таких,как БДТ Г.Товстоногова,театр Комедии Г.Акимова,Ленсовета И.Владимирова,театра Комиссаржевской Р.Агамирзяна или МДТ Л.Додина.
Я видел,как а эту сцену выходили А.Шуранова ,А.Хочинский ,Н.Дробышева ,О.Волкова ,Г.Тараторкин ,Н.Иванов ,Ю.Каморный и многие другие,кто вырос потом в выдающихся мастеров театра и кино,а тогда считались начинающими актерами.
В конце девяностых,на фоне всеобщей разрухи,с уходом З.Корогодского,звездная эпоха этого театра
закончилась.
Когда я стал водить сюда своих внуков,каждый раз пытался найти хоть какие-то отблески былой славы или признаки возрождения.
И не находил.
Внуки выросли,театральное действие,в сравнении с их гаджетами,стало им неинтересно,и сегодня я пришел в этот театр без них.
Но с той же надеждой.
Найти хоть какие-то ростки обновления.
Надежду давало уже одно только обращение театра к драматургии Карло Гольдони.
Пьеса "Лжец" одна из лучших в его обьемистом творческом наследии.
Мне она интересна не только тем,что принадлежит к культуре любимого мной "Галантного века",но и тем,что основана на традициях народного итальянского театра масок Дель Арте.
Гольдони,и не скрывая этого,дает своим героям узнаваемые традиционные имена: Брегелло,Коломбина,Арлекино,Беатриче и Панталоне.
Весь сюжет закручен вокруг Венецианского дома врача Балоньёне.
У него две дочери на выданье.
Помощник врача безнадежно влюблен в старшую из них,Розауру,и тайно делает ей анонимные подарки,боясь открыть свои чувства.
В соседней гостинице живет Оттавио,благородный соискатель руки его младшей дочери,Беатриче.
Там же поселяется его давний приятель,приехавший из Неаполя,Лелио.
Вот,этот легкомысленный ловелас,который не в состоянии сказать ни слова правды,даже тогда,когда он сам этого хочет,готовый ради красного словца оболгать собственного отца,и становится главным возмутителем спокойствия.
Персонаж очень жизненный.
Очень часто добродушные в общем фантазеры с богатым воображением,из-за своего неумного стремления выдавать желаемое за действительное,становятся причиной огорчений, бед и несчастий для окружающих.
Даже без злого умысла!
Мне показалось,что авторы постановки:режиссер Ферруччио Меризи,художник по костюмам Дель Миро и композитор Паоло Йус,постарались максимально передать атмосферу Венеции XVII века.
Об этом говорит и музыкальный квартет,сопровождающий действие,и гондола,снующая по авансцене,на которой время от времени передвигаются персонажи,и игрушечные декорации,легко перемещаемые и трансформируемые самими артистами.
Даже сценическая пластика исполнителей и хореография танцев чем-то напоминает забавные движения кукол в театре марионеток.
Думаю,спектакль только выиграл бы,будь в нем по-больше вокальных и танцевальных номеров в этой стилистике.
В итальянском прочтении пьесы маловато динамики, оно нудновато и затянуто.
Не хватает сценических шуток и находок,вызывающих у зрителей смех.
Все-таки это комедия.
Как всегда,женская половина состава переиграла мужскую,хотя это уже стало традицией в русском театре переживаний.
Главная роль безнадежного вруна Лелио,не смотря на все энергичные старания исполнителя,уступает обаянию эпизодической роли служанки Коломбины.
Однако,старания артистов в этом душном от жары зале не пропали даром,и благодарная публика от души наградила их заслуженными и долго не смолкавшими аплодисментами.
Сакт-Петерьург.26.05.2024г.Коллаж автора.