
Киммериец Конан-варвар сделал всемирной славу своего загадочного народа. Особенно тому поспособствовал кинофильм «Конан-варвар», в коем главную роль впечатляюще сыграл Арнольд Шварценеггер. Хотя и до него известность этого вымышленного героя и вполне реальных киммерийцев была немалой. На неё поработали многочисленные романы о Конане и киммерийцах.
До того же о киммерийцах ведали лишь историки, серьёзные научные труды которых оставались мало кому известны. Большинство людей ежели и ведают о киммерийцах, то самый минимум: где-то когда-то обитали весьма нехилые киммерийцы, как Шварценеггер. И всё. Между тем россиянам следует знать о них куда больше. Хотя бы по той причине, что специалисты указывают легендарных киммерийцев в числе прочих народов, которые являлись нашими пращурами…
По следам древних киммерийцев
На киммерийцев я обратил пристальное внимание несколько лет назад, когда оказался в Крыму. К моему удивлению, оказалось, что здесь являются привычными слова «Киммерия», «киммерийцы» и производные от них.
А до того как и большинство людей я тоже пребывал в уверенности, что киммерийцы к нам никакого отношения вообще не имеют. Мог бы сказать о них, как герой известного кинофильма, что они жили «где-то высоко в горах!.. И не в нашем районе». Словом, не наш народ. И даже рядом не стоял: «Не был, не был, не был, не был! Даже рядом не стоял!..»
В Феодосии же увидел объявление туристических туров: «Семь чудес Киммерии». Изумился: «Какая Киммерия? Где Киммерия и где мы?!.»
Ознакомился с маршрутом. Он включал в себя посещение Коктебеля, города Старый Крым, Парка антилоп «Козья балка», гору Клементьева (плато Узун-Сырт), посёлок Курортное и другое.
В Феодосии на улице В. Коробкова, дом 13, обнаружил Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М.А. Волошина».
В Коктебели оказался мотель, гостиница и гостевой дом с одним названием - «Киммерия». У всех трёх!..
В Керче видел Киммерийское шоссе…
В Симферополе и в посёлке Черноморском на северо-западе Крыма есть Киммерийские улицы.
В Опукском заповеднике, на юго-восточном побережье Крыма, имеются руины городища Киммерик. Когда-то он был огорожен внушительной каменной стеной и являлся частью огромной фортификационной системы вместе с Киммерийским валом.
Да ещё имеется вблизи Керчи такой. Киммерийский вал - эта грандиозная земляная насыпь с каменной сердцевиной и рвом протянулась от Чёрного моря к Азовскому и отделила восточную часть полуострова от остального Крыма. Длина вала около 42 километров, ширина его у основания достигала 20 метров, высота от дна рва – 7-8 метров. Сооружение вала велось почти две с половиной тысячи лет назад, в эпоху киммерийцев. Упоминания о Киммерийском вале имеются во многих исторических документах.
Позже узнал, что в древности греки называли Керченский пролив Боспором Киммерийским, а переправы через него — киммерийскими.
Интересно то, что имеется и другой Киммерийский вал, но уже на Таманском полуострове почти такой же длины. Знать бы, что вызвало необходимость сооружения того и другого?..
В свете всего сказанного выше вовсе не случайно в 1960 году в Феодосии открылся Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М.А. Волошина». Всего в него входит пять музеев, в Феодосии, Коктебеле и в Старом Крыму, их общий музейный фонд - свыше 90 тысяч единиц хранения.

Дом-музей Максимилиана Волошина в Коктебеле
Киммерия Максимилиана Волошина
Оказавшись в дивном Коктебеле и посетив музей-дом Максимилиана Александровича Волошина (28.05.1877 – 11.09.1932 гг.), я по-новому поглядел на этого интеллектуала «серебряного века». Кстати, он считал Коктебель «истинной родиной своего духа».
До того я знал его как известного поэта, художника, искусствоведа, философа, путешественника. Тут же ощутил его явное очаровании, назовём это так, загадочной Киммерией, как в древности именовались здешние места. Максимилиан Волошин много писал и говорил о том. Киммерия стала главной темой его поэзии, живописи и философии. У него родился поэтический цикл «Киммерийские сумерки» (1906-1909 гг.).
В одном из своих стихотворений он написал:
«Отроком строгим бродил я
По терпким долинам
Киммерии печальной,
И дух мой незрячий
Томился
Тоскою древней земли...»
Некоторые даже говорят о Волошинской Киммерии, которую он образно называл «землёй утерянных богов», так много души, любви и благоговения к ней он вложил в свои акварели, стихи, публичные выступления.
Известный знаток творчества Максимилиана Волошина Сергей Пинаев справедливо считал: «Киммерия создала поэта. Поэт воссоздавал Киммерию в своем творчестве и слился с ней настолько, что даже в самой её природе запечатлел собственный образ…»
На берегу моря в Коктебеле Максимилиан Волошин построил дом, который получил название Дом Поэтов. Сам он считал его «художественной колонией для поэтов, ученых и художников». Из 22 комнат свыше 15 отводились гостям. Требование к проживающим было простое — «радостное приятие жизни, любовь к людям и внесение доли в интеллектуальную жизнь дома». Гости жили бесплатно. В иные годы за лето сюда приезжало до шестисот человек. В результате к дому приходилось пристраивать терраски и сарайчики, иначе приезжающих негде было поместить.
Гостеприимство хозяина не знало пределов, достигало поистине вселенских масштабов. Здесь веселились, чудили, флиртовали, влюблялись, творили стихи, картины и музыку.
В числе приезжих были самые известные личности того времени – поэты, писатели, художники, актёры, философы, «властители дум» и многие иные. Назову лишь некоторых из них. Это - Н. Гумилёв, В. Брюсов, К. Бальмонт, М. Метерлинк, Н. Бердяев, А. Блок, И. Бунин, П. Пикассо, П. Флоренский, А. Модильяни, В. Суриков, Д. Ривера, А. Толстой, М. Горький, М. Булгаков, С. Дягилев, А. Грин, В. Серов, И. Грабарь, В. Вересаев, П. Кончаловский, С. Соловьев, К. Чуковский, А. Белый, В. Ходасевич, В. Поленов, А. Остроумова-Лебедева, К. Петров-Водкин, М. и Б. Кустодиевы, А. Лентулов, М. Зощенко, А. Бенуа, Е. Замятин, Марина и Анастасия Цветаевы. Всех и не перечесть, их было немыслимо много. Некоторые приезжали неоднократно.
Киммерия получила художественное отражение в творчестве многих из них. Несомненно, по этой причине поэт Георгий Шенгели назвал дом Максимилиана Волошина «Киммерийскими Афинами».
Появилась даже «Киммерийская школа художников», которая романтически и даже идеалистически изображали местную природу, пейзажи, историю, легенды. Главными фигурами в ней стали Максимилиан Волошин, Иван Айвазовский и талантливый феодосийский художник с кипучей энергией Константин Богаевский. Были ещё выходцы из студии Н.С. Барсамова: В. Соколов, Н. Шорин, С. Мамчич, П. Столяренко. В их творчестве впечатления, чувства и воображение ценились выше, чем точная фиксация реальности. Художественность – выше правды.
Колоритной внешности и носящий необычные одежды Максимилиан Волошин, как говорят, обладал некоторыми экстрасенсорными способностями. Однажды он отправился в горы с Николаем Гумилёвым и студенткой Елизаветой Дмитриевой, с которой тот прибыл в Коктебель. На их глазах Максимилиан Волошин простёр руки над сухой травой на склоне, и та загорелась. Впечатление было произведено сильнейшее.
Однажды ему был задан вопрос:
- Правда ли в том, что вы лечите наложением рук; угадываете будущее по звездам; ходите по воде, аки по суху; приручили дельфина и ежедневно доите его, как корову?
- Конечно, правда! — ответил Максимилиан Волошин, крайне польщённый таким вопросом.
Но было ли сие сказано для эпатажа или являлось правдой, сказать невозможно.
Интересный факт. Одна из достопримечательностей Коктебели – гора Карадаг («Чёрная гора») является самым древним вулканом в Европе, его возраст оценивается в 140 миллионов лет. Он давно потух и ныне опасности не представляет. Карадаг изобилует причудливыми каменными образованиями, ущельями, пиками, бухтами, пещерами, зелёными рощицами. Выступы скал коктебельского Карадага образуют профиль человеческой головы. В нём находили сходство с Александром Пушкиным. Максимилиан Волошин часто говорил, что это его профиль, написав:
«Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поет в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой».
Многие с этим соглашались. В том числе Марина Цветаева, гостившая в 1911 году в Коктебеле, написала: «Взлобье горы. Пишу и вижу: справа, ограничивая огромный коктебельский залив, скорее разлив, чем залив, каменный профиль, уходящий в море… Максин профиль».
После землетрясения 1927 года карадагская скала частично обрушилась и сходство с ним стало ещё более явным
Ежегодно в начале осени в Коктебеле проводится Международный Волошинский симпозиум – «Волошинский сентябрь». Центром является дом-музей Максимилиана Волошина. Здесь собираются его многочисленных поклонники и творческие люди России и других стран.
Таинственная Киммерия
Давно подмечено: на ловца и зверь бежит. На пляже Камешки в Феодосии (он первый от порта) я случайно познакомился с близким мне по возрасту местным жителем Андреем. Он преподавал в местной школе литературу, но увлекался историей. И даже писал то ли книгу, то ли диссертацию о киммерийцах. Донельзя обрадованный, я не упустил случая побольше узнать о них.
Добавлю, слепо ему не верил, потом прозондировал услышанное в гугле-яндексе. Явных несуразиц не нашёл. Имелись лишь расхождения во мнениях с одними историками, но сходство с другими. Трудно было понять, кто более прав.
Далее краткий, мой вольный пересказ того, что Андрей рассказал мне.
…Историки единогласны лишь в одном – киммерийцы существовали, сие несомненно. О том сохранилось немало несомненных письменных и материальных свидетельств. А всё прочее вызывает споры: сплошные загадки и неясности.
Киммерийцев именуют древнейшим народом Крыма. Явись они сейчас и заяви свои права на полуостров, то с ними пришлось бы считаться всем без исключения. Ведь последующие народы - тавры, древние греки и римляне, скифы и прочие - жили тут уже после них.
Родиной киммерийцев называют Алтай.
При этих словах Андрея мне вспомнилось, что именно отсюда – с Алтая - некий народ пошёл «встречь солнцу», переправился на американский континент и заселил его. Тамошние индейцы – их потомки. Это подтверждают исследования генетиков…
А вот киммерийцы двинулись на запад и расселились на впечатляющих просторах от величественной Волги и до широкого Дуная, не упустив попутно и Крым. И, несомненно, добились этого рядом имеющихся у них достоинств, и не только в смысле воинственности. Они не были варварами, как минимум, не уступали в культурном развитии прочим народам, а то и превосходили их. Иначе не стали бы исторически успешным народом того времени.
Киммерийцы умели обрабатывать кремень, различные металлы – железо, бронзу, медь, золото, серебро. Умело пользовались гончарным кругом. Строили колесницы. По меркам того времени – это супертехнологии.
Около века назад известный художник-маринист Иван Айвазовский организовал археологические раскопки, в ходе которых нашли чудесно сохранившее захоронение женщины, жившей в киммерийскую эпоху – в IV столетии до нашей эры. С ней находились множество предметов и украшений. Среди них оказались золотые серьги столь тончайшей работы, что специалисты развели руками – сегодня сделать такие невозможно. Этот феномен можно увидеть в галерее драгоценностей Эрмитажа.

Киммерийцы – Скифы - Русичи
На бляхах киммерийцев были изображения солнечного, «солярного» знака – свастики, коловрата. Кстати, многие украшения имели элементы скифского, «звериного стиля». Это заставляет задуматься над вопросом: а были ли киммерийцы и скифы разными народами?..
Внешний вид киммерийцев описан в древних текстах, они изображены на этрусском кувшине и греческой вазе, которые нашли археологи. Вооружены киммерийцы луками, длинными мечами и короткими кинжалами. Судя по удобным для верховой езды штанам, подпоясанным рубахам, коротким сапожкам, киммерийцы были хорошими наездниками. Носили высокие шапки-башлыки. Одежда весьма похожа на скифскую. А так как киммерийцы были до скифов, то следует говорить, что у скифов была одежда, похожая на киммерийскую. Что тоже говорит о сходстве народов, ежели не их родстве, идентичности.
У киммерийцев имеются несомненные связи как с Днестровско-Донецкой культурой, так и шумерской и египетской. Причём киммерийцы являются более первичными, чем они. И ежели устанавливать, кто на кого больше повлиял, то следует указать на киммерийцев.
С немалой долей вероятности можно утверждать, киммерийцы имели ежели не полноценную государственность, то какие-то формы протогосударственности. А как иначе управлять столь огромными территориями или даже частями их?!
Киммерийцев называли кочевниками, которые немалую часть своей жизни проводили в седле. Не могу не вспомнить труды наших специалистов, которые считают, что лошадь приручили наши пращуры. Они же придумали сбрую и штаны, в которых было удобно сидеть на лошади. Уж не заслуга ли в том киммерийцев?..
В гомеровской «Одиссее» можно найти следующие строки: «Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний сумрак там и туман».
О них писал Геродот: «И теперь в Скифии есть Киммерийские стены, есть и Киммерийские переправы, есть и страна с названием Киммерия, есть и Боспор, именуемый Киммерийским».
Далее он рассказал, что с востока явились скифы, а вожди киммерийцев перессорились между собой в спорах – уйти или сражаться. В этом они поделились примерно на две равные части. Затем вступили в ожесточённое сражение, почти истребив друг друга. Оставшиеся же ушли, а безлюдные земли заняли скифы.
Геродот считал, что киммерийцы двинулись на Ближний Восток и поселились в Урарту, на территории современной Армении. При этом они разбили войско урартского царя Руса I, а во Фригии – царя Мидаса, затем умертвив его усечением головы. Но историки нашли свидетельства того, что киммерийцы в здешних местах появились намного раньше того периода, когда к ним явились грозные скифы.

Киммерийцы
Загадки истории
В какой-то период югом полуострова завладели тавры. Жили они здесь не слишком долго по историческим меркам, но оставили от себя память – Крым стали именовать Таврией (Тавридой, Таврикой).
Историки считают, что тавры являются потомками киммерийцев (С. Жебелев) или в таврах растворилась часть их. А то и просто имело место смена имени-самоназвании. Однозначного ответа нет. Неизвестно, откуда и как они тут появились, к какому этносу относятся. Говорили тавры на индо-европейском языке, похожего на киммерийский и скифский. Занимались земледелием, скотоводством, пиратствовали.
Археологов впечатлили погребальные «ящики» тавров, которые сооружались из каменных плит весом до двух-трёх тонн, которые порой они перетаскивали на расстояния до десятка километров по пересечённой местности. Даже сегодня это является сложнейшей задачей, а уж в те времена и вовсе…
С исторической арены тавры сошли примерно во II-III веках нашей эры, растворившись в иных народах. Преимущественно в скифах, обогатив исторические документы терминами «тавроскифы» и «скифотавры».
В нашей истории имеется ряд загадок. Например, жили-были весьма могущественные киммерийцы, а потом куда-то сгинули. Огромными пространствами Евразии владели разные и всякие скифы, а затем ушли в небытие, а затем словно из ниоткуда возникли русские народы – и сразу же чуть ли не одномоментно на беспредельных территориях. Как в сказке!
Если же предположить, что скифы и русские – это один и тот же народ, только носившие разные имена, то загадок становится на порядок меньше. «Да, скифы - мы!» - написал Александр Блок в своих знаменитых «Скифах», ознакомившись с трудами убеждённых в том историков. Одно из доказательств тому – ареалы обитания киммерийцев, скифов и русских удивительно совпадают. И времена исчезновения одного народа сходятся со временем появления другого. Даже два этих факта делают озвученное предположение гипотезой (научной теорией), которая заслуживает внимания серьёзных историков.
Интересный факт. Изучая документы, я обратил внимание на то, что древнегреческие хронисты и географы порой путали между собой киммерийцев и скифов. Подумал: а действительно ли путали? Путают очень похожее, трудно различимое между собой. А ежели киммерийцы и скифы - близкие народы или вообще родственные, то путаница понятна. Слишком уж схожи они во всём.
Между тем, древние греки очень даже хорошо были знакомы с киммерийцами и скифами: те постоянно совершали набеги как на Малую Грецию, так и на Большую Грецию (на поселения греков за пределами их родины).

Киммерийцы
Игра именами
Я припомнил историю Крыма всего лишь за последний век с небольшим.
В начале двадцатого века абсолютное большинство обитателей полуострова было Русским. А конкретнее – великороссами, малороссами, белорусами, русинами, новороссами, казаками и другими. После захвата власти большевиками в 1917 году скоро в Крыму русских оказалось очень заметно меньше: напрочь исчезли великороссы, малороссы и новороссы. Зато появилась немалая часть украинцев. А сермяжная правда заключается в том, что великороссов и некоторых иных сделали русскими, малороссов же стали именовать украинцами. Но по большому счёту в этническом составе жителей полуострова мало что изменилось, только в их именах.
После 1954 года, когда Никита Хрущев своим произвольным решением передал Крым Украине, число украинцев стало в нём расти. Это было следствием украинизации: украинцами становились потомки тех, кто прежде именовался иначе.
Несомненно, подобные процессы происходили и в прошлом. Да и вообще за тысячи лет много чего происходило, в чём разобраться сегодня крайне сложно.
Андрей указал мне на сходство имён киммерийцев и воинственных кимвров, которые смертельно перепугали Древний Рим в конце II века до нашей эры. Справиться с ними оказалось крайне сложно.
А в Британии в те времена обитали кимбры. Возможно, тоже киммерийцы.
В Крыму нашли почти два десятка курганов того периода. Некоторые раскопаны и находки можно лицезреть в Центральном музее Тавриды.
Андрей познакомил меня с гипотезой Черноморского потопа. Некогда на месте Чёрного моря имелось пресноводное озеро весьма скромных размеров. Крым в те времена не был полуостровом, а являлся составной частью суши.
Примерно 7 800 лет назад воды Средиземного моря прорвались через Босфор и стали заливать огромные пространства, на которых жили киммерийцы. Они были вынуждены уйти отсюда.
Ещё имеются данные также о быстром поднятии уровня – на 60-80 метров - Чёрного моря в VI веке до нашей эры. Тогда появилось Азовское море и полуостров Крым.
Вместо послесловия
Когда я оказался просвещённым в отношении киммерийцев Андреем и материалами из всеведущего интернета, то у меня родилось недоумение: как же так получилось, что абсолютное большинство россиян всего этого не ведает? Неужели только я один – такой умный - разглядел, что киммерийцы нам ближе и роднее, чем мне казалось до недавних пор? Где наши средства массовой информации? Пожалуйста, проинформируйте народ!..
Александр ЗИБОРОВ.

Набережная в Коктебеле. Статуя М. Волошина перед его домом, а на заднем плане гора Карадаг с профилем "киммерийца"...