e

...

В рассказе Агаты Кристи «Последний спиритический сеанс»[1] (1926 г.) главный герой инженер Рауль Добрэй («Рауль» - французский вариант древне-английского имени «Ральф» - означает «волчья стая») участвует в последнем спиритическом сеансе своей невесты Симоны (еврейское имя Симона означает «та, кто слышит»), молодой красивой женщины с бледным лицом, схожим с ликом Мадонны Боттичелли, причем служанка Симоны Элиза сетует, что «с каждым днем она становится все более худой и бледной». Цель сеанса медиума Симоны – вызвать за деньги душу умершей девочки Амелии (Эмилии) (имя означает «трудолюбивая, усердная»») и оживить ее телесно для ее матери – некоей мадам Экс/Икс. От сеанса молодую пару настойчиво отговаривает служанка Элиза/Елизавета (значение имени – «мой бог поклялся или клятва бога моего»). Элиза – «глубоко верующее существо». Как говорит Симона: «…добрая старая Элиза думает, будто я общаюсь с дьяволом». Сеанс должен пройти в специально оборудованном месте: «…в кабинете, в темноте… и темнота эта ужасна… ибо это темнота пустоты, небытия»; важной частью кабинета был альков, в котором находилась медиум Симона.

«Рекогносцировка» событий в рассказе, при учете значения имен героев, явно имеет алхимическую подоплеку. Комната с альковом формой и функционально похожа на сосуд алхимика, в котором перегонялись вещества и происходило «рождение» Философского Камня/Плода/Дитяти. Спиритизм – «верование в возможность необычайных проявлений духов в мире физическом»; спиритический сеанс Симоны подразумевает алхимическую (шире – герметическую) природу таинства: попытка вернуть к жизни умершего ребенка, вызвав его дух из мира мертвых и отелеснив его (собственно, опыт Симоны отчасти схож с экспериментом булгаковского профессора Преображенского, создавшего при пересадке гипофиза условия для возвращения души умершего человека «с того света», с предоставлением душе возможности преобразовать собачье тело в человеческое).

В рассказе Агаты Кристи в темном закрытом помещении, напоминающем алхимический сосуд, присутствуют Рауль, значение имени которого определяет его как «хищного», агрессивного мужчину, и Симона – знающая «тропинки» в мир духов, прекрасная, но бледная («белая») и слабеющая женщина. Любовная связь и предполагаемый брак между Раулем и Симоной оговорены в начале рассказа Кристи. У толкователя алхимических символов Пуассона читаем: «Алхимики давали различные названия колбе, атанору, философскому яйцу. По словам Фламеля, они его называли: сферой, земным львом, темницей, гробом; перегонным кубом он был назван по причине его формы;… брачная комната, тюрьма, гроб суть образы весьма понятные, если вспомнить, что сера и меркурий, материя камня, были названы красным мужчиной и белой женщиной; яйцо было тюрьмой потому, что раз философские супруги (царь и царица, красный мужчина и белая женщина…) туда входили, они там содержались до конца Делания. Гробом – потому, что супруги там умирали после своего соединения; а после их смерти рождался их сын (философский камень)». В рассказе «Последний спиритический сеанс» в темной комнате с альковом присутствуют активный, что может быть соотнесено с красным, «марсианским», цветом - мужчина и «белая» женщина, присутствуют для того, чтобы вызвать к жизни ребенка. Агата Кристи явно не случайно подобрала для описания таинства в темной комнате Симоны детали, напоминающие «инструментарий с ингредиентами», необходимыми для начала Великого Делания: Рауль может быть представлен «красным королем» (он же – «красная сера»), агрессивно-огненный импульс которого дает начало процессу, и в повести именно так и происходит – Рауль жаждет сеанса по возрождению умершей девочки и настойчиво уговаривает Симону провести его; Симона может быть соотнесена с «белой королевой», символизируя второй необходимый ингредиент для Делания - ртуть. В рассказе в ход сеанса вторгается еще одна особа – миссис Экс/Икс, мать умершей девочки.

Квартира Симоны становится местом ее страшной смерти. Все в этой квартире идет не так, как необходимо по «правильным протоколам» алхимии. Симона осуществляет манипуляции с духом за деньги: Рауль называет спиритические сеансы Симоны «духовным бизнесом» и, стараясь заставить невесту не откладывать последний сеанс, напоминает, что за него предложены «огромные деньги… невероятно огромные». Раулю также явно важна слава Симоны как «самого замечательного» медиума Франции: «Ты уникальна, ты – величайший медиум, какого когда-либо знал мир. <…> Взгляни-ка, вот от профессора Роше из Сальпетриер, а другое от доктора Жене из Нанси – и в обоих содержится просьба, чтобы ты хотя бы изредка продолжала с ними сотрудничество». Между тем, основополагающим правилом для желающего получить полную власть над тайнами материи и духа в герметизме является девиз подлинного Короля: «NEMO ACCIPIT QUI NON LEGITIME CERTAVERIT» («Получит её (корону) лишь тот, кто сражается по правилам»). Правило предполагает полное бескорыстие вступившего в творческий процесс по «лекалам» законов Природы и Бога адепта и невозможность духовного бизнеса. Примером может служить автор, скрывающийся под псевдонимом «Фулканелли», один из лучших знатоков герметизма ХХ века, бескорыстно подаривший свои знания людям и намеренно оставшийся неизвестным.

…У Агаты Кристи в рассказе в сеансе по оживлению девочки участвует мадам Экс, «огромная и страшная», с большими сильными, как у мужчины, руками, в черном траурном одеянии. Она потребовала своего присутствия во время работы медиума Симоны в «алхимической колбе» – комнате для эксперимента, и символически она является дополнительным, не предусмотренным практикой Делания «элементом» таинства, олицетворяя вместе с тем алхимическое нигредо. Ее таинственность подчеркнута именем «Экс» («Икс» = «Некто») и сетованием самой Симоны: «Откуда она появилась, кто ее родные? Странно, но мы ничего о ней не знаем». В темной комнате перед началом сеанса именно миссис Некто диктует его ход: она вынудила Рауля дать согласие привязать его к стулу, якобы в целях достоверности опыта, чтобы быть уверенной в истинности происходящего.

Итак, спиритический сеанс в описании Агаты Кристи до мельчайших деталей воспроизводит ситуацию алхимического таинства, но в нем изначально искажены цели и негодными являются средства достижения: дитя возрождается по заказу со стороны, за что «красному» мужчине и «белой» женщине платятся деньги, «красный король» лишен активности, привязанный к стулу, в месте эксперимента – условной «колбе», комнате с альковом – присутствует неведомый «ингредиент», мадам Икс – Некто. В условиях неполной герметичности «колбы» и при искажении целей Делания союз «красного короля» и «белой дамы» невозможен, он может привести только к трагедии. Именно она и происходит.

Итог сеанса Симоны печален: появившийся фантом умершей девочки Амелии так реален, что миссис Экс/Икс хватает его и убегает из квартиры, Симона умирает в страшных муках, связанный Рауль пребывает в ужасе, видя комнату, залитую красным: «Красное, все красное…». Служанка Элиза подводит итог: «Мадам мертва. Все кончено. Но скажите мне, мсье, что случилось? Почему мадам так съежилась – почему ее тело вдвое уменьшилось? Что здесь произошло?». Этим вопросом служанки рассказ завершается.

«Ребенок, заключенный в яйце, символизирует красный цвет, который возвещает конец Великого Делания», – утверждает историк алхимического знания Пуассон. В ходе сеанса спиритизма, возможно, действительно появился живой ребенок, читателю это так и не объяснено до конца: «Никогда прежде не достигалась столь успешная материализация. Сейчас, несомненно, перед ними стоял… настоящий ребенок из плоти и крови». Но этот живой ребенок похищен мадам Экс, которая, по словам Симоны, одержима слепой материнской любовью невероятной силы: «Существуют некие первобытные элементарные силы… Многие из них были разрушены цивилизацией, но материнство осталось. Животные, люди – все едино. Любовь матери к ребенку не сравнима ни с чем в мире. Она не знает ни закона, ни жалости, она готова на любые поступки и сметает все на своем пути». «Дитя, увенчанное добродетелью и царским пурпуром», оно же – Философский Камень, по сюжету рассказа Кристи кануло в неизвестность, вернувшись к Икс, олицетворяющей материнское начало, оно исчезло в неизвестности. Загадку трагедии Симоны, жизнью расплатившейся за грех неправильного вторжения в область духа, Агата Кристи оставляет неразгаданной, демонстрируя в открытости финала главную особенность герметического знания – обозначать себя неявно и избегать однозначности в трактовке событий и персонажей. В этом рассказе Агата Кристи сосредоточилась на создании ощущения опасности от духовных практик, акцентировав философскую ноту и отодвинув на второй план привычные читателю ее произведений детективные штудии.

Полускрыто, но все же достаточно заметно в «Последнем спиритическом сеансе» писательницей утверждаются истины неоплатоников и науки Гермеса: единство духовной природы всех живых форм (здесь и далее цитаты из рассказа): «животные, люди –все едино», возможность вторжения в мир духа посредством определенных манипуляций и практик, что в рассказе прямо увязывается с «передовой наукой». Для нас эти утверждения английской писательницы в рассказе, написанном примерно в то же время, что и повести Булгакова РЯ и СС, свидетельствуют о незавершенности дискуссий о маргинальности неоплатонической традиции в булгаковскую эпоху; - реплика жениха Симоны Рауля, уверенного, что его невеста своими опытами вносит большой вклад в науку, явно касается этой дискуссии: «Прикосновение к неизведанному всегда таит опасность, но это благородное дело, ибо движет науку. <…> Те десять лет, что ты работала для науки, стоили тебе ужасного нервного напряжения». Также в трагическом финале рассказа писательница утверждает незыблемость неких духовных законов, нарушение которых чревато смертью и лишениями. Служанка Элиза, «благородная дева», «почитающая Бога», назвавшая себя в рассказе «доброй католичкой», – второстепенный персонаж. Но именно она оказывается носителем непреложных духовных истин, своими замечаниями вынося оценки действиям героев и предостерегая их. Так, о сеансах Симоны она говорит следующее: «…все это нехорошо, поскольку противоречит природе и доброму Богу, и кто-то должен за это расплачиваться»; «Все порядочные души находятся в раю, а остальные в чистилище». О заказчице мадам Экс она говорит: «Эта баба… Почему бы ей не пойти в церковь, и не помолиться смиренно за душу ее малышки, и не зажечь свечу нашей Благословенной Богоматери? Разве наш славный Господь не ведает, что для нас лучше?»

[1] Цитирование рассказа по источнику: Кристи А. Последний спиритический сеанс /Электронный ресурс: https://litmir.club/br/?b=109109.