В ХХ в. ассоциативный эксперимент получил широкое распространение в качестве метода исследования индивидуального и группового сознания человека. Автоматический характер ассоциаций, слабая способность человека управлять ими, сопряженность ассоциативного процесса с рядом физиологических реакций человека обусловили эффективность использования ассоциативного эксперимента в самых разных областях психологии и смежных наук: в психоанализе, социальной и юридической психологии, патопсихологии, психолингвистике, рекламоведении и др. Сформировалось значительное количество разновидностей ассоциативного эксперимента, создано немало типологий ассоциаций, позволяющих получить достаточно точные и конкретные результаты. Изданы словари ассоциативных норм разных языков, отражающих языковое сознание современного человека.
Все это обусловливает необходимость обязательного знакомства студентов психологических факультетов вузов с активно использующимся в современной психодиагностике методом.
В учебном пособии обобщены современные представления об ассоциативном эксперименте, истории его развития и видах (тема 1), о сущности и типах ассоциаций, об особенностях процесса ассоциирования взрослых и детей, больных и здоровых, мужчин и женщин (тема 2). Особое внимание уделено прямому (ненаправленному, свободному) ассоциативному эксперименту, поскольку он – по сравнению с другими видами – чаще всего используется и легче модифицируется (темы 2, 3). Описание конкретных методик проведения ассоциативного эксперимента и наличие заданий, направленных на интерпретацию и анализ полученных ассоциаций, позволят студентам не только теоретически осмыслить материал, но и выработать навыки самостоятельного использования ассоциативных методик.