10 июня 1990 г.
Позади – изнуряющий «ничегонеделанием» двенадцатичасовой перелет из Москвы в Луанду, с промежуточной (или технической – для дозаправки самолета) посадкой на Мальте – небольшом островном государстве7 в Средиземном море, которая немного скрасила наш полет и внесла какое-то разнообразие в это утомительное течение полетного времени. Всего мы пролетели 8500 км.
Салон самолета ТУ-154М и внешний вил лайнера
Справка. ТУ-154 – настоящая легенда советской авиации, разработанный в КБ Туполева и производившийся с 1970 по 2013 год.
Его история началась в 1963 году, когда Аэрофлот выдвинул новые требования к среднемагистральному самолету.
ТУ-154 способен взять на борт 180 пассажиров и перевезти их на расстояние до 3 500 км. Ту-154М стал последним советским пассажирским самолётом, введённым в эксплуатацию в советском «Аэрофлоте».
Первый полёт Туполев ТУ-154 совершил 3 октября 1968 года. Серийное производство самолета началось в 1970 году, а первый коммерческий рейс состоялся 9 февраля 1972 года.
Почувствовать под ногами твердую землю, а не дрожащий от натужного гула двигателей самолета пол, согласитесь, гораздо приятнее.
Интересны всегда первые часы полета. Именно они дают путешествующему человеку самые первые и наиболее запоминающиеся впечатления. Но затем окружающая его обстановка «приедается», и постепенно начинает одолевать скука, особенно, если за окном или иллюминатором движущегося транспортного средства – однообразная картина, как-то: необъятные просторы воздушного океана или морская гладь от горизонта до горизонта. Если вы не взяли с собой в поездку любимую книгу, кроссворд или вашим соседом не оказался интересный собеседник, считайте, вам крупно не повезло, поэтому единственным вашим уделом в полете остается сон. И, даже, не сон, а лишь дремота, которая время от времени нарушается громким смехом пассажиров, увлеченных рассказами анекдотов или смешных дорожных историй. Но наиболее сильным, и в тоже время самым естественным «раздражителем» является стюардесса, которая плавно и грациозно, словно двигаясь по подиуму зала для показа мод, проплывает по салону с тележкой и предлагает всем прохладительные напитки.
Международный аэропорт «Шереметьево-2» (снимок слева). Взлетает Ту-154М (снимок справа)
Справка.
Шереметьево – международный аэропорт федерального значения, один из пяти основных аэропортов Москвы и Московской области, первый в России по объёму пассажиропотока, также входит в двадцатку крупнейших аэропортов Европы. Шереметьево – аэропорт приписки авиакомпании «Аэрофлот».
Первым аэровокзалом Шереметьева стало небольшое здание Центрального пункта управления, располагающееся рядом с нынешним Терминалом «B» (более известный как «рюмка») (бывший Шереметьево-1).
В преддверии проведения Московской Олимпиады, 17 ноября 1977 года был заложен первый камень в основание нового аэровокзала Шереметьево-2, расположенного на месте старого терминала международных авиалиний. 6 мая 1980 года состоялось торжественное открытие аэровокзала Шереметьево-2.
Кстати о напитках…
Совершая полеты на внутренних авиалиниях, мы привыкли к тому обычному набору услуг, так сказать, «ненавязчивому» советскому сервису, который всегда оставался неизменным во все времена существования Аэрофлота: несколько газет и стакан воды (нам даже давали право выбора – минеральную или лимонад).
На международных – он значительно шире, а сервис – богаче. Почему? Это понятно даже ребенку. Международные трассы есть международные. Они – лицо нашей страны.
Кстати, обслуживание на внутренних авиалиниях любой мало-мальски развитой зарубежной страны немногим отличается от того, которое имеется у них на международных линиях. Единственное, что влияет на качество сервиса, это то, в какой салон вы взяли билет: бизнес или эконом – класс.
…Открыв глаза, я увидел, что настало время узнать, чем же потчуют пассажиров в наших самолетах заграничного следования?
По ковровой дорожке шла… Нет, грациозно плыла хозяйка салона. Она медленно катила перед собой ту самую тележку, уставленную множеством бутылок. Шедшая рядом со стюардессой ее напарница, с привычной, профессиональной улыбкой предлагала напитки. Кроме родного русского, она вполне свободно (в рамках словарного запаса своей профессии) общалась с пассажирами на английском языке, что было само – собой разумеющемся, так как входило в ее профессиональные обязанности.
К тому моменту, когда процессия поравнялась с моим креслом, я уже успел издали ознакомиться и оценить содержимое тележки и даже мысленно сделал для себя определенный выбор.
В душе я был благодарен Аэрофлоту за столько теплую заботу о своих пассажирах. Чего тут только не было: баночное пиво нескольких сортов (и это в начале девяностых, когда у нас его и видели-то только в американских фильмах!), спиртные напитки элитных сортов, «Fanta», «Coca-cola», «Pepsi-cola», «Sprite», соки.
Всего пару часов назад я безуспешно пытался найти в московских магазинах наше родное «Жигулевское», а здесь – сплошной «импорт». Рядом возвышались красивые бутылки с не менее красивыми этикетками: армянский коньяк, грузинское вино, шотландские виски, русская водка (конечно же, в экспортном исполнении), а также лимонад, минеральная вода, соки. Но (о Боже, как я был наивен)…
Неискушенный пассажир, увидев подобное изобилие, ошибочно мог подумать, что весь этот набор доступен всем и каждому. Так поначалу показалось и мне. Но, «всемогущий» Аэрофлот для нас, советских пассажиров, был далеко не «всёдающим». Одним пассажирам предлагался весь набор на выбор, другим – только три последних пункта из этого длинного списка.
Я впервые летел на международных авиалиниях, поэтому мне не хотелось верить в такую «дискриминацию», хотя первое сомнение все же закралось в моем сознании. Особенно после того, когда я обратил внимание на то, что многие моряки – калининградцы (в самолете находился сменный экипаж рыбопромыслового траулера, летевший в Лусаку (столица Замбии) на замену судокоманде другого судна) предпочитали брать виски, водку, а не сок или банановый лимонад. Видимо существовала альтернатива в выборе.
«А почему бы и мне не воспользоваться такой возможностью, – наивно подумал я, – чтобы не выпить „за процветание“ Аэрофлота стаканчик шотландских виски? Тем более что в Москве стоимость одной бутылки этого напитка в среднем приравнивалась к стоимости небольшого флакончика дорогих французских или арабских духов и доходила до 80—100 рублей».
Да, почему бы и не выпить, если предлагают? Недаром в народе ходит поговорка насчет уксуса…
Но на самом деле все было не так просто, как я думал. Оказалось, что коммерция Аэрофлота поднялась ввысь, как в прямом, так и в переносном смысле (я имею в виду и ее качество, и высоту полета).
Напитки, продукты, пользующиеся повышенным спросом (в основном, импортные), отпускались только за валюту, а наш родной «Буратино» – бесплатно. Правда, в отношении выпивки для рядовых пассажиров существовало некоторое исключение.
Едва процессия поравнялась со мной, я с выражением полного достоинства невозмутимо сделал заказ:
– Виски, пожалуйста!
– Только за доллары!
– Тогда пиво! – интонация голоса стала менее твердой.
– Тоже за валюту!
Поняв безысходность ситуации, я стыдливо, шепотом произнес:
– Девушка, нет у меня этих несчастных долларов. А нельзя ли вместо «зелененьких» рассчитаться нашенскими, «деревянными»?
– Нет! – сказала как отрезала стюардесса, сохранив при этом на лице милую аэрофлотовскую улыбку.
Но она это сделала культурно и вежливо, спокойно и выдержанно.
И тут же, как ни в чем не бывало, спросила:
– Что будете пить? Могу предложить сухое вино, лимонад и минеральную воду.
– Давайте сухое! – сдался я.
В этот момент я был похож на Ипполита Матвеевича (Кису) Воробьянинова, который ужиная в ресторане с очаровательной Лизой, произнес незабываемую фразу:
– Почем у вас огурцы солёные?
– Пятак!
– Ну, хорошо, дайте, два!
На самом деле мне не нужны были виски. Просто было жутко интересно, насколько я был прав в своих сомнениях. Наш разговор со стюардессой больше походил на детскую игру: «Да» и «Нет» не говорите, красный с белым не берите» или на басню дедушки Крылова «Лиса и виноград»: «Видит око, да зуб не ймет!»
Но где же мне взять эти разнесчастные два-три доллара, чтобы почувствовать себя, сидя в кресле нашего родного, советского самолета, на равных с иностранцами, путешествующими вместе со мной? Ни «путевых», ни «командировочных» мне мое родное ведомство на руки перед вылетом в командировку не выдало – все расчеты предполагалось произвести по месту прилета.
Летевшие с нами моряки – калининградцы очень быстро навели «мосты дружбы» с иностранными пассажирами. Общаясь с ними на «международном языке жестов», они установили тесный контакт (благо, слова «виски», «водка» звучат на русском и английском языках одинаково). Вот она, народная дипломатия, о которой в последнее время так много писалось в прессе, – в действии.
Вспомнился по этому поводу один анекдот.
Два друга впервые оказались за границей: судьба преподнесла им подарок – выиграли путевку на курорт.
Никто из них не владел никакими иностранными языками.
Однажды на улице к одному из них подошел местный житель и стал что-то спрашивать. Как ни странно, между местным жителем и нашим гражданином завязался разговор, который продолжался длительное время. Наблюдавший все это время за ними второй наш россиянин подошел к другу и спросил:
– О чем ты разговаривал сейчас с иностранцем?
– Да так ни о чем. Поговорили о том о сем.
– Как поговорили? Ты ведь ни слова не знаешь на их языке!
– А мы общались на международном языке!
– А это как?
– С помощью жестов.
– Ну и как? Удачно?
– Да, все нормально, только руки сильно болят!
…Через полтора – два часа после взлета принесли горячий ужин8. Наконец-то мы сравнялись в правах с обладателями зеленых банкнот. Они ели те же продукты, что и мы. Ничего не скажешь, наступил полный паритет в правах.
Ночная мгла за иллюминаторами, монотонный и натужный гул двигателей постепенно сморили нас (сказалась накопившаяся усталость, вызванная беготней по различным учреждениям, магазинам в день вылета), и мы уснули.
Около полуночи командир экипажа объявил, что самолет снижается и через двадцать минут произведет посадку в аэропорту Республики Мальта.
Мы прильнули к иллюминаторам и увидели далеко внизу яркие огни главного острова страны – Мальта. На черном фоне моря он светился как рождественская елка. Даже очертания береговой линии хорошо просматривались. Границы острова были словно нарисованы на листе бумаги, отчего он больше походил на географическую карту большого масштаба, раскрашенную разноцветными огнями новогодней гирлянды.
Самолет пошел на снижение. Уши заложило. Не прошло пятнадцати минут, как лайнер, мягко коснувшись колесами посадочной полосы, «клюнул» носом, и, обретя опору на все три точки, задрожал – включился реверс, и стал тормозить.
Около двух часов мы провели в небольшом зале для транзитных пассажиров. Согласно существующим здесь правилам, для въезда в страну требовались загранпаспорт и виза. Обычно виза оформлялась по прилету в аэропорту Валетты, ее стоимость – 10 лир. Но нам незачем были все эти формальности, поскольку, едва сойдя с трапа на бетон взлетной полосы, мы под неусыпным оком сотрудника службы безопасности аэропорта проследовали в салон автобуса, доставившего нас к зданию аэропорта.
Открылись стеклянные двери, и мы вошли в помещение, похожее на аквариум – две стены его были стеклянные. И хотя дальше этого помещения нас не пустили, сотрудники иммиграционной службы предприняли все меры для того, чтобы не допустить ввоза в страну средств диверсий и террора.
Вежливо и корректно (но вполне твердо и настойчиво) таможенники подвергли каждого из нас персональной проверке (в том числе и детей) с использованием спец. техники. Вот где вспомнились случаи угонов самолетов в нашей стране. Мальтийские власти должны были быть твердо уверены, что никто из нас не имеет с собой ничего запретного. И гарантия была «железная»!
Вся процедура проверки каждого пассажира заняла не более 4—5 секунд. Пограничники и таможенники действовали оперативно и профессионально. И, убедившись, что все в порядке, пропустили нас в зал.
Чтобы скоротать время, мы с интересом рассматривали витрины киосков «Duty free goods» с товарами повседневного спроса в магазине беспошлинной торговли, которые поразили нас своим выбором. Мы словно попали в другой мир.
Несмотря на поздний час (около 2 часов ночи), все киоски были открыты, и в них можно было купить все что угодно. Но опять же, нам они больше напоминали музейные экспозиции, чем витрины магазинов. Даже стакан воды в привокзальном кафе был для нас недоступен. Хорошо, что многие из нас догадались взять из самолета по бутылке «Нарзана». Повторюсь, не принято было в советских учреждениях заранее выдавать на командировочные расходы на путь следования наличную иностранную валюту.
Пролистав разложенные на прилавке газетного киоска красочно иллюстрированные рекламные проспекты, мы узнали много интересного из истории, географии этой страны.
Оказалось, что Мальта – это архипелаг9 из островов в Средиземном море. Государство расположено на нескольких островах: Мальта, Гозо (или Гоцо), Комино, Кемунет, Филфла. Фотография каждого острова красовалась в буклете.
Основу островов составлял известняк с тонкими прослоями глины и песчаников. Так как известняки легко поддаются выветриванию, на них формируются плодородные почвы, широко используемые в земледелии.
Существует и другой тип известняков – плотных коралловых, на них развиты типичные красноватые почвы, которые с трудом поддаются обработке или вообще не пригодны для земледелия.
На всей территории страны преобладает преимущественно плоский рельеф. Наибольшие высоты (до 253 м.) находятся близ южного побережья острова, поэтому многие реки текут с юга на север, которые летом часто пересыхают.
Одной из особенностей острова Мальта является то, что здесь находится много удобных гаваней, но самые лучшие – в окрестностях города Валлетта. Если говорить о наиболее известных и популярных пляжных курортах, то в первую очередь следует назвать города Слима, Сент – Джулианс, заливы Сент-Джордж, Сент-Паул в северной части острова, и Голубой Грот – на юге.
Побережье в основном представляет собой тысячи бухточек и заливов со скалистыми берегами, поэтому Мальта – это идеальное место для тех, кто увлекается подводным плаванием и охотой. На дне моря у островов – останки тысяч кораблей всех времён и народов, в гротах и разломах обитает богатая фауна, кристально чистая вода позволяет восхищаться и фотографировать морские чудеса.
Островок Гоцо известен такими достопримечательностями как мегалитические10 храмы Джгантия (около 3800 г. до н.э.). Эти загадочные святилища, напоминающие Стоунхендж, примерно на 1000 лет старше знаменитых пирамид в Гизе – храм Джгантия на острове Гозо, храмы Хаджар Им, Мнайдра и Таршин. В крепости Цитадель расположен кафедральный собор, с высот которой открывается вид на весь остров. Среди мест, в которые стремятся попасть тысячи туристов называют пещеры Калипсо, Лазурное Окно, деревню Шленди, церковь Та'Пину. Песчаных пляжей здесь не так много как на других островах, но самыми известными из них и многолюдными являются Мелиха Бей, Туффиха Бей, Голден Бей.
Остров Комино – это небольшой курортный островок площадью всего в один с лишним квадратный километр, с уникальной бухтой «Голубая Лагуна». Свое название она получила из-за неправдоподобно голубой воды, которая видна издалека.
Но бесспорно самым интересным местом во всей Мальте является ее столица – Валетта. Это – настоящий шедевр художественной архитектуры.
Главными ее достопримечательностями и украшением являются Кафедральный собор Святого Иоанна, Дворец Великого Магистра Мальтийского ордена (служит резиденцией президента Мальты и местом заседаний мальтийского парламента) и оружейная палата рыцарей, форт Святого Элмо, дворец Паризио, дворец Кастильи, дворец Прованс (археологический музей), Адмиралтейство (музей изящных искусств), Национальный музей изобразительного искусства, церковь Кораблекрушения, Ботанический сад Арготти, сад Сан-Мэзон, национальный театр «Маноэль», один из старейших и поныне действующих.
…На Мальте произошла смена экипажа. В отличие от постоялого двора или почтовой станции дореволюционной России, где обычно происходила смена лошадей, наши «лошадки» (а точнее, целый табун в несколько тысяч л.с.) – могучий ИЛ-62 полетел дальше, а экипаж, наоборот, поменялся. Поэтому первые слова, которые мы услышали, поднимаясь по трапу самолета: «Доброе утро, уважаемые товарищи пассажиры!», нас несколько удивили, поскольку на пороге стояли не две прежние, знакомые нам хозяйки салона, а рослые парни в аэрофлотовской форме – стюарды, «надежные как весь гражданский флот», как пел Владимир Семенович Высоцкий. Зайдя в салон, мы увидели также трех новых симпатичных стюардесс, помогающих пассажирам занять свои места.
И вот мы вновь в воздухе. До Луанды предстояло еще 6 часов полета.
В 5.00 подали завтрак. О нем позаботилась служба питания компании «Air Malta».
Продукты были упакованы в эстетичную пластмассовую упаковку – мини-бокс с несколькими отсеками. Мальтийский набор выгодно отличался от аэрофлотовского своим разнообразием. Меню состояло из нежного отварного мяса с рисовым гарниром, салата из свежих огурцов и помидоров под майонезом, гусиного паштета, суфле или взбитого желтка с фруктовым соком, кофе, хлеба, булочки, масла, апельсина. В отдельных пакетиках были соль, сахар, перец, горчица и другие специи, пластмассовые вилка, ложка, кофейная ложечка, нож, салфетка и даже… зубочистка11.
Комплект был удобен для переноски, герметично закрывался крышкой. Словом, эстетика была налицо.
«Единственное, что в нем не предусмотрено, – пошутили мы, – это сигареты и спички».
Кстати о курении. Не зная общепринятых правил, но, будучи законопослушными гражданами, мы при посадке в «Шереметьево-2» сели на свои места, как говорится, «согласно купленным билетам». Но, не зная, что этот салон был предназначен для курящих пассажиров, вынуждены первую половину полета дышать табачным дымом, который словно смог, стоял по всему салону. И хотя в другом салоне пустовало несколько кресел, мы не решились занять их. Сработал некий стереотип: а вдруг кто-то сядет на них на следующей станции. Знаете, как бывает, когда пассажир заходит в пустое купе железнодорожного вагона, имея на руках билет на верхнюю полку, но, тем не менее, занимает нижнюю в надежде на то, что билет на нее не продан. А потом на следующей станции в купе заходит кто-то другой и вежливо просит вас освободит законно причитающееся ему место.
Прежняя стюардесса своевременно нам не подсказала, что здесь не железная дорога и можно было разместиться в салоне для некурящих, ведь с нами летели две малолетние дочери.
Едва потухли таблички «Не курить!», «Пристегните ремни!», новая стюардесса сама подошла к нам и предложила пересесть на другие места в первом салоне, за что мы были ей безмерно признательны и благодарны.