Еще 12 лет назад возможность создания технологий бессмертия многим казалась в лучшем случае занимательной фантастикой1. В худшем – фантастическим вздором.
Но прошло не так много времени, и тема радикального продления жизни, борьбы со старением все чаще звучит в прессе, в Интернете, на телевидении. Это результат постепенного осознания все большим кругом людей того, что земная наука достигла такого уровня понимания фундаментальных основ жизни, за которым неизбежно последует создание эффективных методов управления биологическими процессами, включая технологии радикального продления человеческой жизни.
Хотя в прогнозах необходимо опираться не на чьи-то суждения, а на факты и логику, здесь, пожалуй, уместно процитировать лидера одной влиятельной консервативной организации:
«Сопротивление человека смерти становится очевидным: где-нибудь люди постоянно ищут лекарство от смерти. Рано или поздно должно быть найдено средство не только от той или иной болезни, но и от нашей крайней обреченности – от смерти непосредственно. Конечно, медицина бессмертия должна существовать. Сегодня поиск источника исцеления продолжается».
Автор этих поддерживающих нашу веру в науку слов – понтифик, глава римско-католической церкви, папа римский Бенедикт XVI2, персона, которую трудно заподозрить в легковесности суждений.
Но за эти годы идея бессмертия обогатилась не только футурологическими прогнозами. Произошли важные, во многом еще недооцененные, события в области клеточно-молекулярной биологии, открывающие пути не только создания «медицины бессмертия», но и решения многих других человеческих проблем.
Предпосылки развития этой революционной по своим методам и возможностям биомедицины и создание на ее основе технологий победы над неизбежной смертностью человека – главная тема первой части этой книги, «Надежды и перспективы».
Грядущая биореволюция вызовет не только прорыв в медицине. Преодоление «нашей крайней обреченности» и другие неведомые ранее возможности, которые она откроет перед человеком, закономерно породят множество перемен на всех уровнях человеческого существования. Они буквально перевернут привычный нам мир, приведут к переходу земной цивилизации в новое состояние. Вторая, готовящаяся к выходу часть книги, посвящена анализу этих процессов. Ее название – «Конец цивилизации homo» – отражает неизбежность того, что достижение самой гуманной цели – биологического бессмертия, – в то же время станет концом истории человечества и началом нового этапа земной разумной жизни…
Значительное внимание в этой части книги уделено тем неизбежным коллизиям и проблемам – социально-психологическим, экономическим, политическим и т.д., некоторые из которых проявятся еще до реального создания «медицины бессмертия», намного раньше, чем это можно представить.
Трудно представить более гуманистическую, жизненно важную в прямом смысле и в то же время более сложную задачу, чем обеспечение «бессмертия для всех» в планетарном масштабе. Ее реализация потребует грандиозных усилий в самых разных направлениях – от научных разработок до глобальных международных организационных и экономических мероприятий, затрагивающих в свою очередь огромное число вопросов, часть из которых нашли отражение в этой работе – от влияния «фактора бессмертия» на историю и современность до природы смертности; от проблем искусственного интеллекта до такой, казалось бы, достаточно неожиданной темы, как борьба с насилием и терроризмом.
В любом случае я надеюсь, что каждый, прочитавший эту книгу, найдет в ней что-то полезное, увидит важные для себя темы, – как это сделал, например, эксперт, футуролог и философ3, любезно предложивший разместить здесь свой отзыв на ее рабочий вариант.
«Идея о промежуточной стадии земной эволюции, ведущей ее на совершенно новый путь, о переходе земной цивилизации в поствитальную фазу, парадоксальна и революционна. Она ломает все сложившиеся стереотипы о планетарном развитии и грядущих его этапах. Она меняет не только наше мировоззрение, но и образ будущего, в котором станет главенствовать не человек, а совсем иная сущность, имеющая искусственную основу – mega sapiens.
Своеобразие авторского подхода к исследованию будущего представляет эвристическую ценность для современного познания, позволяя совсем по-иному интерпретировать процесс масштабных земных преобразований, выявить их действительный вектор и скрытый потенциал.
Проблема будущего требует дальнейшей концентрации интеллектуальных усилий, нестандартных подходов, отличающихся трансдисциплинарностью. И данная работа, несомненно, вносит свой вклад в формирование новой картины мира, добавляя в ее палитру необычные краски. Всматриваясь в эту картину, мы открываем удивительные возможности: мы можем не только увидеть контуры будущего человечества, что позволяет планировать его стратегию с учетом объективно складывающихся реалий, но также спроецировать установленные алгоритмы эволюции на иные цивилизационные структуры Вселенной, совершенно иначе оценив проблему поиска внеземного разума (им занимается международная исследовательская программа SETI).
Лишая нас привилегий и иллюзий – особого места в земной истории (человек – не венец творения), автор открывает фантастические перспективы, которые дарует нам грядущее: например, возможность бессмертия.
Пожелаем же автору дальнейшего развития концепции перехода, ее детализации и наполнения фактологическим материалом, новых творческих свершений и оригинальных идей. А нам, читателям и любителям футурологии, – почаще встречаться с такими произведениями, несущими в себе позитивный заряд, который, резонируя с нашими мыслями, заставляет менять мировосприятие, очищая его от догм и расхожих штампов о будущем».
В заключение несколько слов о стилистических особенностях книги. Я стремился сделать ее максимально компактной, сохраняя логичность и доказательность, доступной4 и интересной читателю любого уровня подготовленности. Для этого, кроме использования максимально простого языка, книга построена в форме беседы между журналисткой Вероникой Н. и «профессором» Ладими́ром Михайловичем. Однако некоторые материалы все же потребуют от читателя определенных умственных усилий.
Поскольку многие из рассмотренных в работе вопросов никогда ранее не обсуждались и не имеют общеупотребительной терминологии, в ней используются некоторые новообразованные термины. Ну, вот, пожалуй, и все. Приятного и, надеюсь, полезного чтения!
Из дневника сотрудницы журнала «Знание и жизнь» Вероники Н.
«…Однажды нам пришло письмо, в котором читатель спрашивал: «Дорогая редакция! Что такое поствитализм?»
Никто в нашей редакции о нем не слышал и мне поручили разобраться…
На запрос «поствитализм» Интернет выдал несколько малопонятных ссылок и имя автора термина – Ладимир Михайлович К. Он оказался философом, социологом, футурологом и инженером, участником различных научных конференций. Мне стало ясно, что его широкая известность ограничена лишь его личной скромностью. Я решила, что буду называть его профессором.
Я разыскала телефон профессора и уже через день мы встретились в кафе в центре Москвы.
Ладимир Михайлович оказался человеком среднего роста, с безукоризненными манерами и небольшими залысинами. Пока мы разговаривали, я смогла хорошо рассмотреть его. На умном лице заметно выделялись серые глаза…
– Ладимир Михайлович, что такое поствитализм?
– Видите ли, Вероника Альфредовна…
– Профессор, прошу вас, зовите меня просто Вероника. Или Вера, как зовет меня бабушка. Или Ника, как в школе.
– Хорошо, Вероника… Что касается поствитализма… Этот изобретенный мной термин состоит из двух частей. «Пост» – приставка, означающая «после», а «вита» – это природная жизнь, та, что существует на Земле и частью которой мы с вами являемся. Поствита – это жизнь, которая будет после виты. Поствитализм – это теория о том, как и почему появится поствита. Понятно?
– Не очень… Хотелось бы поподробней. Почему мы ничего не знаем о вашей теории?
– Видите ли, Ника… Сейчас я как раз завершаю третью главу первого тома об основах поствитализма. И надеюсь, что года через три-четыре он выйдет в свет.
– Но это же очень долго!
– А как вы хотели? Много работы. Нужно все написать, скомпоновать, отредактировать, сверить цитаты, составить список литературы и т. д. и т. п.
Мы немного помолчали, и профессор посмотрел на часы. И тут меня как будто что-то толкнуло изнутри.
– Ладимир Михайлович, а что если… Что если вы мне расскажете про вашу теорию, а я опубликую интервью в нашем журнале?
– Интервью? Вы знаете, не люблю я эти интервью… Что серьезного можно рассказать в интервью? Речь все-таки не о дамской моде…
Мы снова помолчали. Но я уже не могла остановиться.
– Ну, а если это будет несколько интервью? Если мы сделаем целую серию – так чтобы все удалось рассказать. Или, например, книгу… Популярную…
Профессор на минуту задумался, и вдруг неожиданно согласился:
– Популярную? Ну что ж, давайте попробуем.
С этими словами Ладимир Михайлович вручил мне экземпляр своей известной в футурологических кругах монографии «Nano Sapiens».
– Вот, почитайте для начала. Этой работе уже больше десяти лет. В ней содержатся основные идеи поствитализма. Разумеется, за это время кое-что изменилось… Удалось сделать ряд интересных выводов. Должен сказать, что некоторые из них предрекают нам далеко не беззаботное будущее…
Заинтригованная этими словами, т. к. и сегодня в мире не все так уж беззаботно, я поблагодарила профессора. На этом мы и расстались, договорившись встречаться каждую субботу в институте профессора.
…И вот в моих руках первая часть книги с записью наших бесед. Бесед, которые изменили мои представления не только о будущем, но и о настоящем, и даже о прошлом.
Второй эпиграф к ней – это слова песенки из старого детского кинофильма. Я предложила его, когда работа над книгой была уже почти завершена. Профессор по своему обыкновению задумался, потом пожал плечами и согласился».