Елена и Николай Рерихи вошли в историю мировой культуры и искусства, как основатели Учения Агни Йога (Огненная Йога, так же называемая Живой Этикой). По утверждению авторов, тексты книг создавались в процессе их бесед с Махатмой Морией – одним из «Учителей Вневременной мудрости», «Вознесенных Владык»[1].
Основы учения были изложены в серии работ, последовательно выходивших с 1924 по 1938 год в Париже, Урге (Монголия) и Риге и объединенных общим название «Живая Этика».
Первые три книги «Листы сада Мории. Зов», «Листы сада Мории. Озарение» и «Община» вошли в состав сборника произведений Елены и Николая Рерихов «Живая мудрость»[2], книга «Агни Йога» включена в сборник «Великое наследие»[3], книги «Беспредельность» и «Иерархия» – в сборник «О вечном»[4].
Эта новая книга продолжает погружение в мир Огненной Йоги – ее открывают произведения Елены Рерих «Сердце» и «Мир Огненный. 1 часть». Образ Сердца – один из центральных в Учении Агни-Йоги, трактуемый, как всеобъемлющий символ истинного познания, «величайший Космический Магнит», сакральное вместилище Духа, определяющее продвижение человека по пути самосовершенствования и обретения Высшей мудрости.
Вторая книга этого сборника открывает цикл «Мир Огненный», состоящий из трех частей и описывающий совершенный ментально-духовный мир, наполненный «субстанцией огня» (высшей психической энергией).
Название книги «Знамя мира» раскрывает перед читателем одну из важнейших сторон культурологической деятельности Николая Рериха – составление знаменитого Пакта Рериха (15 апреля 1935 года), первого в истории человечества международного договора, направленного на защиту художественных и научных учреждений, а так же исторических памятников и культурных ценностей. Сам знак Знамени Мира был создан Николаем Рерихом и описан им так:
…предложенный флаг есть символ всего Мира, не одной страны, но всего цивилизованного Мира. Предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединённые амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения. Хотя мы не знаем, когда именно это Знамя будет развеваться над всеми культурными памятниками, но несомненно, что семя уже взросло. Оно уже привлекло внимание больших умов и устремляется от сердца к сердцу, пробуждая еще раз среди людских множеств идею Мира и Доброжелательства.[5]
Сборники статей «Знамя мира» и «Сожжение тьмы» включают размышления автора о величайшей роли культуры в обретении человеком здоровья духа и приобщении к Мировому Единению. Третье собрание заметок автора «Монсальват» посвящено теме физического здоровья человека и поиску ответа на вопрос «что есть здоровое тело и что есть здоровая мысль?»