Часть I Воспоминания коллег и друзей

Человек, опередивший время

Краснощёк А. А., старший советник генерального директора ОАО «РЖД»

С магнитолевитационными технологиями меня познакомил А.А. Зайцев на финише моей деятельности в качестве первого заместителя начальника Октябрьской железной дороги. Это был 2007–2008 год. Он был сильно увлечён этой идеей, можно сказать, стал её закопёрщиком в России. Тогда начались проработки, а более плотно мы с Анатолием Александровичем стали сотрудничать с 2011 года, когда меня назначили вице-президентом ОАО «РЖД».

Наше знакомство состоялось в далёком 1989 году, когда я был начальником станции Петрозаводск, а Анатолий Александрович – начальником Октябрьской дороги. Тогда не было принято, чтобы руководитель дороги встречался с начальником каждой станции. Но А.А. Зайцев как раз и отличался тем, что приглашал каждого начальника узловых, решающих станций дороги в течение первого года его работы и беседовал с ним. Спустя месяца три-четыре работы в новой должности и я был приглашён в управление Октябрьской дороги. Часа полтора-два Анатолий Александрович со мной беседовал. Несмотря на мой малый опыт в ту пору, начальник дороги проявил ко мне внимание и интерес, почувствовал я его дружелюбный, ободряющий подход. Выслушал меня о происходящем на станции, вокруг неё, на Петрозаводском отделении дороги, поинтересовался, что прогрессивное я думаю делать дальше и с какой целью, какие у меня производственные планы. Потом рассказал мне о своих ожиданиях: что надо сделать и почему именно так. Интересовало его и то, как я мыслю, ведь многое в то переходное время горбачёвской перестройки зависело и от экономики работы станции, и даже от её финансовой деятельности.

Впервые тогда я услышал от Зайцева, что более прогрессивный и оптимальный метод управления на сети железных дорог России – без-отделенческий. Это была новая тогда идея, никто об этом раньше не говорил. О безотделенческой системе управления и её преимуществах А.А. Зайцев писал в изданной им книге. На Октябрьской дороге тогда даже провели эксперимент, когда все отделения были переведены в дирекции и созданы вертикали управления по хозяйствам. На Октябрьской дороге были впервые созданы дирекция управления движением, дирекция локомотивного хозяйства, дирекция вагонного хозяйства – то есть прообраз той структуры, которая сегодня успешно работает в компании ОАО «РЖД». Потом эта система на ОЖД была отменена руководством МПС РФ, но не потому, что она плоха, а потому что работники были функционально слабо подготовлены к ней. А сама идея, как сегодня всем ясно, правильная. Это лучшее подтверждение, что Анатолий Александрович был человек прогресса, опередивший время, думающий на десятки лет вперёд.

По образованию локомотивщик, начинавший карьеру кочегаром в депо Кандалакша, а затем ставший его начальником, А.А. Зайцев обладал широкой эрудицией, был универсальным руководителем, детально разбирался в работе не только Октябрьской дороги, но и всех её хозяйств, служб и подразделений, в технических и технологических вопросах, регулярно посещал предприятия дороги и инспектировал их работу. Много раз я бывал у него на различных совещаниях, он всегда был принципиальным, требовательным и взыскательным, но корректным, с уважением относился к подчинённым, со знанием и пониманием сути произошедшего и обязательно с дельным советом.

После годичного пребывания на посту министра А.А. Зайцев вскоре вернулся на Октябрьскую дорогу, с этого периода мы взаимодействовали с ним очень плотно, поскольку с 1999 года я тоже работал в Санкт-Петербурге – начальником Санкт-Петербург-Витебского отделения и далее на различных должностях в управлении железной дороги. Благодаря инициативе Анатолия Александровича в начале 2000-х годов я в Санкт-Петербургском государственном университете путей сообщения защитил кандидатскую диссертацию по выбранной нами вместе теме «Методы управления экономической безопасностью российских железных дорог».

С признательностью вспоминаю выступление А.А. Зайцева на заседании высшей аттестационной комиссии при министерстве науки и высшего образования, где он перед началом мероприятия попросил слово и дал мне профессиональную характеристику как специалисту. Нет, он не хвалил меня, а принципиально и очень по-деловому рассказал всё как есть – и достоинства, и недостатки при написании научной работы и её защите в университете.

А.А. Зайцев был убеждённым сторонником преобразования МПС РФ в ОАО «РЖД». Он говорил: «Самое лучшее управление – это когда сверху видно, что делается внизу, а снизу знают, что делают наверху».

В начале 2000-х годов Анатолий Александрович организовал научно-образовательный центр инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок и занялся магнитолевитационным движением. Как инженер, он глубоко разбирался в этой авангардной технологии. Думаю, что этот проект – дело будущего и идея А.А. Зайцева дождётся своего воплощения.

Анатолий Александрович Зайцев был щедро одарённой личностью, обладал воображением на много шагов вперёд и мечтал о прогрессе, о всяческих улучшениях для пассажира, жил, мыслил и работал с заботой о людях. Характерной его чертой была человечность, внимательное отношение к простым работягам. На совещаниях и встречах, где присутствовали рядовые железнодорожники, которых Зайцев не знал лично, он непременно персонально с каждым здоровался рукопожатием. У незнакомого монтёра пути Анатолий Александрович интересовался, кто он и откуда, как поживает, с какой проблемой пришёл и чего ожидает. Он постоянно находился в гуще людей и хотел знать, чем живёт каждый работник железной дороги. Я знал его как человека неизменно дружелюбного, отличного семьянина, счастливого мужа, отца и деда.

Очень жаль, что А.А. Зайцев рано ушёл из жизни. Если бы сейчас он продолжал работать, то обязательно добился бы проведения эксперимента по организации высокоскоростного (левитационного) движения на сети ОАО «РЖД», горячим энтузиастом которого он был.

Работа А.А. Зайцева в Законодательном собрании Ленинградской области

Бебенин С.М., председатель Законодательного собрания Ленинградской области

А.А. Зайцев избирался депутатом Законодательного собрания Ленинградской области второго, третьего и четвёртого созывов. С июля 2003 года до истечения депутатских полномочий в 2011 году работал в Законодательном собрании Ленинградской области на постоянной основе. На протяжении двух созывов (третьего и четвёртого) возглавлял постоянную комиссию по бюджету и налогам.

Под его непосредственным руководством велась активная работа над областным бюджетом, совершенствовалось областное бюджетное законодательство, а именно были приняты областные законы «О бюджетном процессе в Ленинградской области», «О фондах финансовой поддержки муниципальных образований Ленинградской области», «О районных фондах финансовой поддержки поселений», «О порядке и условиях предоставления организациям бюджетных кредитов за счёт средств областного бюджета Ленинградской области».

По инициативе А.А. Зайцева совершенствовалось областное налоговое законодательство: были приняты областные законы «О налоге на имущество организаций», «О ставках налога на игорный бизнес в Ленинградской области», «О транспортном налоге», определяющие налоговую доходную часть областного бюджета. Велась работа по приведению областного налогового законодательства в соответствие с федеральным. Были приняты соответствующие областные законы.

Также за время работы в Законодательном собрании Ленинградской области А.А. Зайцев вёл активную работу по корректировке федерального законодательства: подготовлены проекты федеральных законов «О внесении изменений в пункт 1 статьи 287 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», «О внесении изменений в главы 21, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Законодательным собранием Ленинградской области А.А. Зайцев был делегирован в Парламентскую ассоциацию Северо-Запада России, где возглавлял комитет по экономической политике и бюджетным вопросам.

Судьба настоящего человека

Мир так устроен, что Анатолий Александрович Зайцев, как учёный и железнодорожник с уникальной интуицией, и проблема электронного пломбирования грузов и цифровизации грузовой работы на железнодорожном транспорте нашли полное взаимопонимание в коллективе АО «Инженерный Промышленный Концерн «СТРАЖ», более 25 лет занимающемся разработкой и массовым производством запорно-пломбировочных устройств для вагонов и контейнеров.

Осенью 2013 года президент группы компаний «СТРАЖ» Виктор Владимирович Крылов, представитель АО «ИПК «СТРАЖ» на Октябрьской железной дороге Дмитрий Анатольевич Алексеев и заместитель генерального директора АО «ИПК «СТРАЖ» – начальник департамента по электронной технике и технологиям Валерий Дмитриевич Андрюшин были приглашены в офис Анатолия Александровича на Мичуринской улице на совещание по вопросу «Электронные пломбы – уникальное техническое решение для железнодорожного транспорта».

К этому моменту в распоряжении специалистов АО «ИПК «СТРАЖ» было около сотни комплектов электронных запорно-пломбировочных устройств (ЭЗПУ) «БигЛок», которые прошли комплексные лабораторные и натурные испытания. Возникла необходимость проведения их испытаний на железнодорожном транспорте в качестве пломбы грузоотправителя. Анатолий Александрович очень внимательно ознакомился с материалами испытаний и рабочими образцами ЭЗПУ «БигЛок», задал множество вопросов и дал ряд практических советов. Встреча получилась достаточно конструктивной и при этом тёплой, эмоциональной, предложение А. А. Зайцева переговорить с начальником Октябрьской железной дороги о проведении опытных перевозок было встречено с воодушевлением.

И «дело завертелось»…

При участии и активном содействии Анатолия Александровича была организована презентация системы электронного пломбирования и электронного запорно-пломбировочного устройства «БигЛок» (далее – ЭЗПУ «БигЛок») руководству и специалистам Октябрьской железной дороги на совещании у первого заместителя начальника Октябрьской железной дороги О.С. Валинского (протокол № 2874/НЗ от 22 октября 2013 г.).

Главным докладчиком на презентации выступил сам Анатолий Александрович. Он обосновал важность и своевременность появления электронных пломб: пришло время заменить силовые запорно-пломбировочные устройства, которые не имеют возможности в режиме реального времени контролировать сохранность перевозимого груза, на ЭЗПУ, обеспечивающие контроль целостности механической пломбы от места погрузки до места разгрузки. И предлагаемая специалистами АО «ИПК «СТРАЖ» инновационная разработка ЭЗПУ «БигЛок» позволяет эффективно решать любые проблемы с сохранностью грузов и упрощает проведение коммерческого осмотра и таможенных процедур, связанных с досмотром.

По результатам презентации было подготовлено распоряжение от 25 октября 2013 г. № 1104/р «Об организации опытной эксплуатации электронных запорно-пломбировочных устройств», которое позже было подписано О.С. Валинским. На полигоне Октябрьской железной дороги создали рабочую группу, в состав которой вошли руководители и специалисты ОЖД и АО «ИПК «СТРАЖ», а в качестве представителя ПГУПС – А.А. Зайцев. Председателем рабочей группы был назначен начальник службы корпоративной информации Октябрьской железной дороги С.В. Пугачёв. Техническое сопровождение опытной эксплуатации ЭЗПУ было поручено начальнику службы грузовой и коммерческой работы ОЖД А.Н. Коренькову.

В кратчайшие сроки был подготовлен пакет документов, необходимых для опытной эксплуатации: план совместных мероприятий, программа проведения опытной эксплуатации, временные правила пломбирования подвижного состава с применением ЭЗПУ, временная инструкция по эксплуатации ЭЗПУ, а также разработаны технологические процессы по обеспечению опытной эксплуатации, согласован и утверждён список предприятий, участвующих в опытных перевозках, перечень грузов и маршруты их перевозок.

Мероприятия, проведённые рабочей группой, позволили уже 18 декабря 2013 г. в 17.55 на станции «Кириши» провести первое опломбирование электронной пломбой железнодорожной цистерны с нефтепродуктами и приступить к опытным перевозкам, причём в условиях 20-градусного мороза.

Затем последовали месяцы кропотливой работы: испытания ЭЗПУ, оценка результатов, корректировка программного продукта и технологии. Анатолий Александрович вносил ценные предложения в отчёты, участвовал во всех совещаниях и заседаниях – в кабинетах, на железнодорожных станциях, у вагонов и контейнеров, на подъездных путях. Ему было всё интересно, всё познавательно, всё увлекательно.


Опытная эксплуатация ЭЗПУ «БигЛок» на полигоне Октябрьской железной дороги успешно завершилась весной 2015 года и по рекомендации Анатолия Александровича продолжилась на Московской, Горьковской, Дальневосточной и других железных дорогах.

Параллельно по договору с ведомственной охраной железнодорожного транспорта ЭЗПУ «БигЛок» использовалось в качестве контрольного навигационного устройства, обеспечивающего оперативный контроль за сохранностью грузов, перевозимых в контейнерах. В этот период в эксплуатации находилось более 150 ЭЗПУ и было опломбировано 1174 вагона, в том числе 232 крытых, 54 хоппера, 162 цистерны и 726 контейнеров.

Учитывая большой интерес железнодорожников к этой абсолютно новой для того времени разработке и отличные результаты испытаний, руководство Октябрьской железной дороги приняло решение провести научно-технический совет и дать соответствующую оценку опытной эксплуатации системы ЭЗПУ «БигЛок». Авторитет и умение А.А. Зайцева готовить такого уровня мероприятия и хорошо подготовленные «образцовые» технические документы позволили успешно провести 24 ноября 2015 г. научно-технический совет Октябрьской железной дороги под руководством начальника Октябрьской железной дороги О.С. Валинского с повесткой «Разработка и внедрение прорывных технологий в работе железнодорожного транспорта». Одним из вопросов, обсуждавшихся на совете, было «Рассмотрение результатов опытной эксплуатации интеллектуальной системы электронного пломбирования «БигЛок». В протоколе научно-технического совета № Окт-4736пр, в частности, указано:

«п. 2. Одобрить результаты опытной эксплуатации ЭЗПУ и признать интеллектуальную систему электронного пломбирования высокоэффективной инновационной отечественной разработкой в области работы транспорта.

п. 4. Начальнику службы технической политики Сёмину Н.С. в срок до 1 декабря 2015 г. подготовить обращение в адрес старшего вице-президента ОАО «РЖД» Гапановича В.А. о внедрении ЭЗПУ при перевозке грузов в вагонах и контейнерах по железным дорогам Российской Федерации в качестве основной пломбы грузоотправителя».

На основании результатов научно-технического совета и по рекомендации А.А. Зайцева были проведены расчёты экономической эффективности при массовом внедрении ЭЗПУ на сети железных дорог Российской Федерации. Результат оказался следующим: совокупный годовой экономический эффект составил около 8,0 млрд рублей, в том числе для ОАО «РЖД» – 4,4 млрд рублей, для грузоотправителей и грузополучателей – 3,6 млрд рублей.

В декабре 2015 года на государственном уровне потребовалось срочно решить проблему транзитных перевозок санкционных грузов, следующих через территорию России. И уже 1 января 2016 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 1, которым было установлено, что международные транзитные автомобильные и железнодорожные перевозки грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан или Киргизской Республики по территории России осуществляются только при условии применения к грузовым помещениям (отсекам) транспортных средств и железнодорожного подвижного состава средств идентификации (пломб), в том числе функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Пунктом 3 данного указа единственным исполнителем работ по созданию и эксплуатации системы контроля за автомобильными и железнодорожными перевозками, предусматривающей применение таких средств идентификации (пломб), было определено АО «ГЛОНАСС».

8 января 2016 г. прошло совещание по выбору технических устройств и производителей, которые могли в кратчайшие сроки перекрыть границы Российской Федерации для контроля за санкционными грузами. Участие в совещании приняли около десятка представителей, но единственным устройством, способным решить эту задачу, оказалось ЭЗПУ «БигЛок».

В рамках реализации указа президента специалисты АО «ИПК «СТРАЖ» с 16 апреля 2016 г. по 6 января 2020 г. установили 6877 ЭЗПУ, в том числе на автомобильном транспорте – 2491, на железнодорожном – 4386.

ЭЗПУ «БигЛок» производства АО «ИПК «СТРАЖ» показало уникальный результат при массовом применении на железнодорожном и автомобильном транспорте.

9 июня 2018 г. в день 70-летия генерального директора АО «ИПК «СТРАЖ» Виктора Владимировича Крылова руководство ОАО «РЖД» подписало распоряжение о внесении ЭЗПУ «БигЛок» в перечень запорно-пломбировочных устройств, разрешённых для использования на железнодорожном транспорте, в качестве пломбы грузоотправителя. Таким образом, была дана высокая оценка работы, проделанной коллективом компании «СТРАЖ».

Анатолий Александрович активно участвовал в проекте по внедрению электронного пломбирования, но основной целью последних лет его жизни было создание транспортной системы на принципах магнитной левитации по российской технологии. Магнитная левитация позволяет перейти от технологии «колесо – рельс» к технологии «бесконтактный подвес». Это настоящая революция в сфере транспорта. По мере накопления наших знаний и роста финансовых возможностей АО «ИПК «СТРАЖ» принимало всё более активное участие в новых транспортных разработках, патентовании технических решений, получении результатов, что нашло отражение в публикациях и докладах на международных выставках и конференциях.

По приглашению президента международной ассоциации The International Maglev Board господина Клюшписа российская делегация приняла участие в международной конференции «Maglev 2016» в Берлине, где Анатолий Александрович Зайцев выступил с большим докладом о достижениях при создании магнитолевитационных систем в нашей стране. С трибуны пригласил всех участников посетить Россию и познакомиться на месте с уникальными разработками российских учёных. Приглашение было с благодарностью принято, и в 2018 году в Санкт-Петербурге состоялась международная конференция «Maglev 2018», на которой присутствовало более 400 участников из 22 стран. АО «ИПК «СТРАЖ» выступило генеральным спонсором организации и проведения конференции. С приветствием к участникам обратился губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, а также представители ОАО «РЖД». Доклад Анатолия Александровича был, как всегда, великолепен и заслужил восторженные аплодисменты.

Загрузка...