Пирамида логических уровней Роберта Дилтса основана на закономерности в осознании персонального жизненного опыта (побед, достижений, ошибок, проблем, потерь и т.д.). Каждый уровень данной пирамиды предназначен для информации определенного класса (информация для наших действий, наших навыков, убеждений, ценностей и социальных ролей). При осознании себя соблюдается определенный уровень классификации, и изменение осознания (инсайта) на более высоких уровнях всегда неизбежно влияет на более низкие уровни.
Соответственно, чем ниже уровень осознанности, тем хуже идут дела, тем хуже складываются отношения, ведется бизнес и т. д.
Чем выше уровень осознанности, тем лучше идут дела, тем лучше складываются отношения, ведется бизнес и т. д.
Пирамида логических уровней выглядит следующим образом:
Рис. 1. Пирамида логических уровней
Главный закон пирамиды логических уровней – невозможно измениться на уровне поведения. То есть бесполезно делать то же самое, но надеяться на другой результат. Если у меня что-то не получается, значит, я неправильно это делаю. Мне нужно найти подходящий навык и вести себя по-другому. Если я не хочу учиться чему-то новому, значит, мне необходимо разобраться со своими убеждениями и ценностями. А также понять, что в каждом контексте мы проявляем себя во множестве социальных ролей (например, мужчина в семье может быть: муж, отец, друг, любовник, добытчик, защитник и пр.).
Чтобы было понятнее, приведем два примера, как пирамида логических уровней может отражать реальную ситуацию и как с ее помощью получить желаемый результат.
Пример 1.
Женщина мечтает создать крупный прибыльный бизнес. Она много работает, нанимает персонал, заключает договора и производит продукт. Однако результат ее совсем не радует – сроки поставки часто срываются, клиенты расторгают договора, сотрудники не задерживаются на работе. А ведь она столько для всех делает! И сотрудников выслушает с их печалями и проблемами, и помогает кому чем может, и заказчикам старается угодить – и скидки сразу делает, и отгрузку без оплаты. Почему бизнес не растет, а терпит убытки?
Фактическая пирамида логических уровней:
Социальная роль
Заботливая «мамочка» для сотрудников и клиентов
Ценности
Важна любовь сотрудников и клиентов, хорошие отношения
Убеждения
1) Если я для всех стараюсь и всем помогаю, значит, меня все будут любить
2) Если я буду строга к сотрудникам, они не будут меня любить и уволятся
3) Если я не буду давать клиентам скидки, то они уйдут к конкурентам
Навыки
Нравиться людям, слушать жалобы, манипулировать чувством вины
Поведение
Разыгрывает жертву, демонстративно показывает свою усталость и несчастность, вызывает у сотрудников и клиентов чувство вины
Окружение, контекст
Убыточная деятельность
Ленивые сотрудники, непорядочные клиенты
(контекст – бизнес)
Скорректированная пирамида логических уровней:
Социальная роль
Успешная бизнес-леди
Ценности
Финансовый результат, четкий регламент работы, деловые отношения с клиентами и сотрудниками
Убеждения
1) Я не обязана всем нравиться
2) Клиенты покупают, если товар качественный, и готовы оплачивать без скидок
3) Сотрудникам я не должна быть мамочкой, а должна ими управлять и руководить
Навыки
Управление персоналом, ведение переговоров и отстаивание своей позиции, навык подбора и увольнения сотрудников, вынесение дисциплинарных взысканий и пр.
Поведение
Ставит задачи, требует исполнения обязанностей сотрудниками, контролирует работу, отслеживает сроки оплаты клиентов, работает с дебиторской задолженностью
Окружение, контекст
Прибыльная деятельность
Работоспособные сотрудники, платежеспособные клиенты
(контекст – бизнес)
Пример 2.
Молодой человек мечтает о крепкой семье и любящей жене. Он знакомится с самыми красивыми девушками, дарит им подарки и старается исполнять любые их просьбы. Однако через некоторое время отношений все девушки начинают ему грубить, обманывать и откровенно им пользоваться. Конечно же, о создании семьи речи не идет. Почему так происходит? Ведь он очень старается!
Фактическая пирамида логических уровней:
Социальная роль
Хороший мальчик
Ценности
1) Наличие любых отношений
2) Отсутствие конфликтов и напряженности в отношениях
3) Приоритет интересов женщины над своими
Убеждения
1) Чем лучше я буду относиться к женщинам и чем больше буду дарить им подарков, тем больше они меня будут любить
2) Я не такой ценный, как женщина, я должен делать все, что она хочет, иначе она меня бросит
Навыки
Чувствовать себя виноватым за настроение женщин, избегать конфликтов любой ценой, заглаживать свои провинности (даже несуществующие) подарками
Поведение
Оправдывается, избегает конфликтов, никогда никому ни в чем не отказывает, «завоевывает» любовь
Окружение, контекст
Эгоистичные женщины
Разрушительные отношения
(личная жизнь не складывается)
Скорректированная пирамида логических уровней:
Социальная роль
Харизматичный мужчина
Ценности
1) Чувство собственного достоинства
2) Отношения, приносящие удовлетворение
Убеждения
1) Отношения должны приносить удовольствие
2) Любовь нельзя купить
3) Я достаточно хорош, чтобы меня любили
4) Чем быстрее я закончу разрушительные отношения – тем быстрее найду те, которые меня устраивают
Навыки
Умение отказывать, говорить «нет», умение поддерживать свою самооценку, умение заканчивать отношения, умение задавать вопросы, умение справляться с ревностью, противостоять манипуляциям
Поведение
Учитывает свои интересы, проявляет твердость, принимает решения, вызывает в женщинах интерес и возбуждение
Окружение, контекст
Любящая женщина, счастливые отношения
(личная жизнь в порядке)
Из этих простых примеров можно сделать вывод, что для того, чтобы быть счастливым (богатым, успешным, здоровым, радостным и пр.), необходимо:
– Осознать себя на уровне поведения и выше.
– Найти подходящий навык, обучиться ему.
– Изменить убеждения, ценности и идентичность.
– Сделать этот навык привычным на уровне поведения.
Вот только как бы осознать себя на таких сложных уровнях как навыки, убеждения и ценности? Они же на то и высокие, что трудно осознаются.
А представьте себе, что у вас есть инструмент – волшебная линза, взгляд через которую откроет вам удивительные вещи не только о себе самом, но и ваших супругах, детях, деловых партнерах, чиновниках и т. д.
Эта волшебная линза называется эго-типология. Она совмещает знания о том, как устроен характер человека, что является его главным мотивом, его главным страхом, его ценностями, убеждениями.
«Эго (по-другому „Я“) – это способ существования, который мы выработали, чтобы защитить свою жизнь и благополучие, адаптируясь к среде в широком смысле этого понятия. И в этом обычно больше бунта, чем согласия» (Клаудио Наранхо, «Характер и невроз»).
В детстве человек нуждается во многих вещах: эмоциях, безопасности и любви. Но, чтобы получить все это, ему необходимо манипулировать взрослыми людьми, подстраиваясь под них. Поэтому мы можем понимать ЭГО как набор манипулятивных приемов и стратегий.
«Мы можем понять, почему эта ранняя адаптивная стратегия сохраняется, если будем учитывать болезненный контекст, в котором она возникла, и особый вид научения, который поддерживает ее постоянство: это не то научение, которое происходит естественным образом в процессе развития организма, это научение под давлением, характеризующееся особой жесткостью и ригидностью стратегии, которая изначально была использована как реакция на стрессовую ситуацию. Можно сказать, что при таком научении человек теряет свободу выбирать – применять результаты его нового научения или нет, – он переходит в режим „автопилота“, запуская в действие определенную автоматическую реакцию, которая будет срабатывать, не „советуясь“ с остальным сознанием и не используя творческую адаптацию к ситуации, происходящей в настоящем» (Клаудио Наранхо, «Характер и невроз»).
Из данной цитаты следует, что ЭГО – это не более чем умение и навык в пирамиде логических уровней.
Существует всего 9 эготипов, а, следовательно, девять типов бессознательных умений и навыков, формирующихся в стратегии характера. Некоторые из них помогают человеку достигнуть цели (заработать деньги, построить хорошие отношения, сохранить здоровье, и пр.), а некоторые – мешают. Далее в книге мы будем называть их по номеру или с приставкой Эго. Например, Двойки или ЭгоДвойки.
«Изначально у человека формируется базовая эмоция. Ребенок пытается определить, какие чувства он будет пускать в ход. Он уже испробовал различные чувства попеременно: гнев, боль, чувство вины, страх, сознание своей правоты, недоумение, торжество – и знает, что большинство из них в семье встречают равнодушно или с осуждением. А какое-то одно – заслуживает одобрения и приносит осязаемый результат. Именно оно и станет его отмычкой. Чувства, встречающие одобрение, становятся своего рода условным рефлексом, который может сохраниться на всю жизнь» (Э. Берн, «Люди, которые играют в игры»).
Соответственно, базовая эмоция также является бессознательным умением и навыком для нашего ЭГО. Клаудио Наранхо утверждал, что после формирования базовой эмоции происходит когнитивное искажение. Образуются убеждения и веры, которые поддерживают проявление эмоций на уровне умений и навыков. Как только это произошло, формируются особые стратегии поведения.
Сочетание взаимосвязанных цепочек – ценность-убеждения-навыки-стратегии поведения становятся характерными. Так появляются девять типов характера.
Как только вы узнаете, что это за типы, вам не надо будет:
– годами посещать гадалок, астрологов, психологов и т. д. для того, чтобы понять себя и свои глубинные страхи, и мотивы. Вам достаточно будет определить, какой у вас тип характера – и все ключи к управлению собой у вас в руках.
– пытаться догадаться, что хочет, чего боится и о чем думает близкий вам человек и как он может повести себя в разных ситуациях.
В этом кроется тайна счастливых отношений и эффективных моделей управления другими людьми. В том числе вашими сотрудниками и детьми. Вами больше никто не сможет манипулировать, и вы сможете избежать предательств, конфликтов и измен.
Согласитесь, ради этого стоит прочитать данную книгу.