Существует много теорий типов личности и классификаций психотипов: 4 типа личности DISC, 4 темперамента Гиппократа, 5 типов Егидеса, 6 типов Холланда, 7 типов теории 7Я, 7 «соматипов», 7 «радикалов», 8 «векторов» системно-векторной типологии, 8 типов Хейманса – Ле Сенна, 9 типов эннеаграммы, 9 типов эготипологии, 10 типов Мак-Вильямс, 11 типов Личко, 12 типов S-теории, 13 типов Леонгарда, 16 типов соционики, 24 типа психософии Афанасьева и другие.
Попробуем выяснить, какая теория правильная, какая типология соответствует действительности.
Для начала заметим, что жизнь человека неизбежно связана с чувствами и настроениями, перипетиями отношений и столкновениями характеров. Жизнь – это непрерывный психологический эксперимент, а каждый человек, хочет он того или нет, волей-неволей является пожизненным исследователем души.
За время существования человечества люди провели бесчисленное количество всевозможных психологических экспериментов. Их результаты отражены в сказках и былинах, мифах и легендах, притчах и поговорках.
Обратимся за ответами к народной мудрости и опыту поколений.
Нельзя не заметить: когда в мифах и легендах, сказках и поговорках заходит речь о коллективе, возникает число 7 как количество членов коллектива.
Вот, к примеру, сказки:
• Семь Симеонов;
• Волк и семеро козлят;
• Белоснежка и семь гномов;
• Мёртвая царевна и семь богатырей;
• Семерых одним ударом (Храбрый портняжка);
• Семь подземных королей;
• Сказка про шута, семерых шутов перешутившего;
• Семеро братьев, которые хотели жениться
(мадагаскарская сказка);
• Семь старцев (бурятская сказка);
• Семеро искусных парней (бурятская сказка);
• Сестра и семеро братьев (армянская сказка);
• Семеро героев (орочская сказка);
• Семь девушек (башкирская легенда и танец).
Вот, фильмы:
• Великолепная Семёрка;
• Семеро смелых;
• Семь самураев;
• Семь нянек;
• Семь психопатов;
• Семь невест ефрейтора Збруева;
• Семь невест для семерых братьев;
• Игра престолов (семь престолов и семь богов).
Вот, присловья и поговорки:
• Семеро по лавкам;
• Семеро одного не ждут;
• Держите меня семеро;
• Сам дерусь, семерых не боюсь;
• Когда зол бываю, семерых убиваю;
• Семеро на одного;
• У семи нянек дитя без глаза;
• Один с сошкой, да семеро с ложкой;
• Мы, вятские, мужики хватские: семеро одного не боимся;
• Нос на семерых рос, да одному достался;
• Нужда семерых задавила, а радость одному досталась;
• Семеро капралов, да один рядовой;
• Семеро не один, в обиду не дадим;
• Семеро одну соломинку подымают;
• Семеро по зайцам, а шкурки нет;
• Семерых родила и все целкой была;
• Семь дочерей – своя вечеринка;
• У одной овечки семь пастухов;
• Не велик городок, да семь воевод;
• Чем семерых посылать, лучше самому побывать;
• Семерых пошли, да сам вслед иди;
• Семеро лежат в куче, а один всех растаскивает;
• Семеро стоят да слушают, семеро едят да кушают;
• Делай дело за семерых, а слушайся одного;
• Один пашет, а семеро руками машут;
• У семи хозяев и собака подохнет;
• Один рубит, а семеро в кулаки трубят;
• Семеро наваливай, один тащи;
• Старик, да лучше семерых молодых;
• Лиса семерых волков проведёт;
• У семерых приглашающих гость за порогом;
• Рубить семерым, а топор один;
• Грозный царь лучше семибоярщины;
• Семь мудрецов дешевле одного опытного человека;
• Семь в тебе душ, да ни в одной пути нет.
Древним культурам было свойственно почитание 7 великих мудрецов (мастеров). Например:
• 7 даосских мастеров и
• 7 мудрецов из бамбуковой рощи в Китае;
• 7 великих Риши в Индии;
• 7 эллинских мудрецов в Греции.
Повесть «О СЕМИ мудрецах» в разных переработках была известна в Европе, Персии, Византии и других странах ближнего и среднего Востока.
Боги тоже живут коллективами, поэтому древним религиям свойственно семибожие – пантеоны состоят из 7 верховных богов. Например:
• 7 великих богов древнего Египта (Птах, Ра, Шу, Геб, Осирис, Сет, Гор);
• 7 верховных божеств древнего Вавилона (Мардук, Набу, Шамаш, Син, Иштар, Нергал, Нинурта), которым соответствовали 7 храмов, 7 башен-зиккуратов;
• 7 главных богов-творцов («вершащих судьбы») в пантеоне Шумера и Аккада;
• 7 бессмертных божеств в древнем Иране (от них Заратустра получил откровение);
• 7 богов пантеона князя Владимира в древней Руси (Перун, Хорс, Стрибог, Симарьгл, Мокошь, Волос, Сварог);
• 7 верховных богов-олимпийцев древней Греции (Гелиос, Гермес, Афродита, Арес, Зевс, Кронос, Артемида);
• 7 верховных богов древнего Рима (Аполлон, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Диана);
• 7 богов скифо-сарматской мифологии (Табити, Папай, Апи, Гойтосир, Аргимпаса, Таргитай, Арей);
• 7 богов древней Осетии-Алании («Пуриатское семибожие», святилище Семи божеств близ Галиат в Северной Осетии);
• 7 богов счастья и удачи в Японии (Эбису, Дайкоку-тэн, Хотэй, Дзюродзин, Фукуродзю, Бисямон-тэн, Бэндзай-тэн);
• 7 менквов народа манси (святилище «сат менкв»).
Показателен миф о сотворении людей богиней Нинти из древнешумерского эпоса «Атрахасис»:
Нинти отщипнула четырнадцать кусков глины;
семь из них она положила справа,
семь отложила слева…
Богиня приняла дважды семь родов,
семь родилось мужского рода,
семь – женского рода.
Можно вспомнить греческую трагедию «Семеро против Фив», вспомнить о 7 сёстрах-плеядах дочерях Атланта, которых Зевс превратил в созвездие, о 7 сыновьях и 7 дочерях Гелиоса, о 7 ветхозаветных мучениках (7 братьев Маккавеев), о 7 отроках эфесских, о 7 мадьярских вождях, о 7 ангелах Апокалипсиса, но красноречивее всего о количестве членов коллектива говорит слово «семья», в котором явно содержится число 7 (семь). Семья – это 7Я.
Итак, 7 ролей коллектива – это объективно существующее явление, это факт, наблюдаемый человечеством на протяжении всей истории.
В разные времена и эпохи, в разных странах на разных континентах, разные народы и разные цивилизации наблюдали одно и то же явление, а результат наблюдений отразили в своих сказаниях и религиях в виде 7 членов коллектива. При этом каждый из 7 членов коллектива наделен особенностями характера и «специализацией».
Глупо спорить с опытом человечества.
Вывод: в правильной психотипологии должно быть 7 типов. Отметаем все классификации с количеством типов отличным от 7.
Остаются: теория семи Я (7Я), соматипология (7 соматипов) и методика 7 радикалов.
Если какой-то психотип существует в реальной действительности, то люди такого типа постоянно наблюдаются народом, а этот психотип обязательно имеет общеупотребительное название в разговорном языке.
Для названий психических типов не нужно выдумывать заумные термины, а надо брать слова разговорного языка.
Если для психотипа нет слова в разговорном языке – значит такого психотипа нет в реальности. Народ не наблюдает людей такого типа, оттого и не дал им названия.
Практика разговорного языка отметает выдумки, не имеющие отношения к реальной действительности.
Сравним названия психотипов в разных типологиях. Вот, названия психических типов в теории 7Я: «Простак» и «Шкурник». Всем известно, кто такие простаки и шкурники. Всё понятно из названий.
Простаки – это простые люди, простые труженики, простые работяги. Во времена СССР употребляли речевой оборот: «широкие массы простого трудового народа».
Шкурники – это люди со шкурными интересами, шкурными намерениями, шкурными побуждениями. Есть фильм «Шкурник» (1929 г.) про шкурника.
Психотипы теории 7Я живые, настоящие. Их можно увидеть вокруг себя среди родных и близких, друзей и знакомых, соседей и сослуживцев. Их можно примерить на себя, их можно найти внутри себя, в них можно перевоплотиться. Например, можно перевоплотиться в Героя, переживая чувство вдохновения; можно в Кумира, переживая чувство превосходства; можно в Шкурника, переживая чувство жадности; можно в Простака, переживая чувство недоумения («включив дурака»).
Другое дело типы соматипологии или методики 7 радикалов. Например: «окситоциновый соматип» (это один из 7 соматипов) или «гипертимный радикал» (один из 7 радикалов). Как в них перевоплотиться? В разговорном языке нет таких слов, а это значит, что в действительности нет таких типов. Названия остальных соматипов и радикалов также отсутствуют в разговорном языке.
Вывод: соматипология и методика 7 радикалов – выдумки, не имеющие отношения к реальной действительности.
Итог: только теория 7Я использует в качестве названий типов слова разговорного языка. Это означает, что психические типы теории 7Я существуют в реальности.
За психотипологией должна стоять единая теория психики, которая объясняла бы причины существования типов и обосновывала «привязку» черт личности к типам: почему с типом связаны именно такие черты характера (душевные качества, особенности личности), а не другие.
Теория 7Я не исчерпывается типологией 7 психотипов (7Я-типологией). Теория 7Я – более общая теория по отношению к 7Я-типологии. В свою очередь, теория 7Я является частью ролевой теории психики (ролевой теории чувств и отношений) – единой, универсальной теории психики, объединяющей в себе теорию эмоций, теорию отношений, теорию психических ролей, теорию характеров и теорию коллективов.
В ролевой теории психики используется формализованная ролевая запись, основанная на схеме отношений между ролями. Теория 7Я опирается на эту схему, ибо она задаёт «привязку» чувств к ролям и, соответственно, черт характера к типам.
За другими теориями типов личности нет единой теории психики. У них нет ни объяснения причин существования типов, ни обоснования «привязки» черт личности к типам.
Единственно правильная классификация психических типов – это типология теории 7Я, которая является частью единой теории психики – ролевой теории чувств и отношений.
Названия типов в теории семи Я – это общеупотребительные слова разговорного русского языка, а число типов (семь) соответствует мнению человечества о количестве членов в сложившемся коллективе.