Сила 1. Экономия на масштабе. Как Netflix построил свою крепость

Чем больше вы производите или обслуживаете клиентов, тем дешевле вам обходится каждый отдельный продукт или услуга.

Большой завод производит газировку дешевле, чем маленький цех. Крупная сеть магазинов выбивает у поставщиков цены, которые одинокому ларечнику и не снились.

Компания Netflix[1] начинала с того, что рассылала по почте DVD. Они подвинули Blockbuster с его офлайн-магазинами. Это было здорово, но временно. Все понимали, что будущее за цифровым стримингом. Когда Netflix только запустил стриминг в 2007-м, казалось, что долгосрочное преимущество не построить. Технологии дешевели, в теории свой онлайн-кинотеатр мог запустить кто угодно.

В 2011-м Netflix сделал ход конем: вместо того чтобы просто лицензировать фильмы у студий (что мог сделать любой), компания начала вкладывать огромные деньги в эксклюзивный и оригинальный контент. Первым громким сериалом стал «Карточный домик». Так Netflix изменил правила игры, сделав эксклюзивный контент ключевым фиксированным расходом.


■ Выгода. Более низкая стоимость контента на подписчика. Допустим, у Netflix 30 млн. подписчиков и компания отдала $100 млн. за эксклюзив на сериал. Стоимость контента для каждого подписчика – чуть больше $3. Если конкурент с 1 млн. подписчиков решит показать сериал за $100 млн., стоимость для одного подписчика будет $100. Конкурировать на таких условиях – самоубийство.

■ Барьер. Конкурентам невыгодно повторять успех лидера и просто копировать его модель. Если мелкий стриминг-сервис решит пободаться с Netflix и начнет демпинговать или закупать дорогой контент, Netflix снизит цены, запустит еще больше оригинальных шоу. Для них это будет не так больно из-за низкой себестоимости, а вот мелкий конкурент, скорее всего, обанкротится.


Где еще масштаб решает?


▶ Объемные закупки. Walmart выбивает у поставщиков скидки, недоступные мелким компаниям.

▶ Плотность сети дистрибуции. UPS или FedEx дешевле доставить посылку там, где у них уже много клиентов и отлажены маршруты.

▶ Эффект обучения. Чем больше опыта вы получаете, тем лучше оптимизируете процессы и снижаете издержки.

▶ Оптимизация пространства. Склад построить дорого, но его вместимость растет быстрее, чем затраты на стены.


Чтобы сила была мощной, нужно, чтобы работали оба фактора: в вашей отрасли важна экономия на масштабе и вы крупнее конкурентов. Можно работать в отрасли с огромным потенциалом экономии на масштабе, но, если вы ненамного больше других, силы не будет.

Загрузка...