ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Животноводство и рыбоводство

1. От хищнической эксплуатации до разведения. Технологии рыбоводства в древности


История разведения рыбы в Китае уходит корнями в глубокое прошлое. География и климат страны, богатство водными ресурсами – всё это способствовало раннему зарождению рыбного хозяйства. После того как человек научился добывать огонь, рыба стала неотъемлемой частью его рациона. В древности, когда водоёмы были полны рыбы, человек ловил её руками или использовал камни и палки, чтобы оглушить и поймать рыбу. Позднее, по мере развития рыболовного промысла, появилось множество инструментов и методов рыбной ловли, например, острога, лук и стрелы, невод с каменными грузилами, а также удочки с крючками.

Первые попытки разведения рыбы заключались в огораживании найденной в водоёмах икры, чтобы защитить её от поедания другими рыбами. Позднее люди научились вылавливать мальков и помещали их в отдельные пруды для подращивания. Искусственное разведение рыбы возникает примерно при династии Шан. В VIII–V вв. до н. э., в период Вёсен и Осеней, появляется первый посвящённый рыбоводству труд «Трактат о выращивании рыб». Учёные предполагают, что авторство принадлежит сановнику Фань Ли из княжества Юэ.



«Разведение рыбы». Каменный барельеф времëн династии Хань. Музей культуры Саньсиндуй в Сычуани



Миниатюра «Рыбоводный пруд» времëн династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.)



Вылов рыбы



Рыбное хозяйство


По мере непрерывного совершенствования технологии искусственного разведения увеличивалось и число используемых в этих целях видов рыбы. Древнейший толковый словарь «Эръя» содержит записи о 33 видах, а в трактате «Компендиум лекарственных веществ» упоминается о 60. Во времена династии Хань разведение рыбы получает повсеместное распространение. Рыбу выращивают и в искусственных прудах, и в естественных пресных водах.

В этот же период появляется и разведение рыбы на рисовых полях. Данный метод позволял не только получать рыбу, но и спасать плантации от сорняков и насекомых-вредителей, которые становились естественной кормовой базой для мальков. Во времена династии Тан китайцы изобрели способ освоения целинных земель посредством создания рисовых прудов с рыбой. Разведение рыбы также помогало обогатить почву и сделать её более пригодной для злаков.

В ходе развития рыбоводства в Поднебесной были выведены карась, амур, белый толстолобик и пёстрый толстолобик, которые стали основными видами для выращивания и употребления в пищу, за что получили название «четыре вида домашних рыб». Но во времена Танской империи произношение слова «карп» звучало омонимично фамилии правящей династии Ли, поэтому подобострастные чиновники стали приравнивать употребление карповых пород в пищу к преступлению против императора и законодательно его запретили. Эти ограничения явились причиной провала процесса одомашнивания карпа в Древнем Китае.

Когда правящая династия сменилась, рыбоводство возобновилось. В эпоху Мин произошёл значительный подъём технологий, а также переход к смешанному кормлению рыб разных пород в одном водоёме. Появляется экологический способ ведения сельского хозяйства, подразумевающий создание цикла производства сельхозпродукции, состоящего из рыбоводства, выращивания зерновых, скота, тутовых деревьев и шелкопряда.

На сегодняшний день в КНР насчитывается более 800 видов пресноводных рыб, а разведение рыбы стало важной составляющей традиционной сельскохозяйственной культуры страны.

2. Разведение золотых рыбок. От диких к декоративным


Популярная золотая рыбка – искусственно выведенный в Древнем Китае вид пресноводных рыб рода карасей. В Храме Неба в Пекине их начали разводить ещё со времён династии Цзинь54, отсюда эти рыбки приобрели широкую популярность по всей стране. В 1502 г. технология выращивания золотых рыбок попала из Китая в Японию, откуда в XVII в. была импортирована в Европу.

Благодаря стараниям селекционеров сегодня в мире существует великое многообразие пород золотых рыбок, но все они в любом уголке планеты – потомки того самого китайского карася. Китайцы выделяют 4 основные разновидности: золотая рыбка обычная, телескоп, дракон и жемчужина. Зато цветовая гамма рыбок необычайно широка: встречаются с красной, оранжевой, пурпурной, синей, чёрной и серебристой чешуёй.

В китайских исторических источниках самые ранние записи о диком карасе относятся к эпохе династии Цзинь. Некто Хуань Чунь увидел в ручье на горе Лушань рыбу с алой чешуёй, иначе говоря, золотого карася. После первой, сделанной при династии Цзинь, записи о золотом карасе упоминания этого вида в книгах стали появляться всё чаще. В то время данный вид рыб обитал в реках и озерах и ещё не использовался в качестве аквариумной рыбки.

После династий Суй55 и Тан начинается одомашнивание данного вида: рыбок с яркой окраской вылавливали из естественных водоёмов и переселяли в имения знати. Так, император Тан Сюаньцзун однажды повелел перенести выловленных в озере Дунтинху рыбок в пруд Цзинлун на территории столицы Чанъани. Согласно историческим свидетельствам, во времена династии Сун начальник округа в княжестве Юэ по имени Дин Яньцзань в пруду у башни на Лунном холме увидел и поймал золотых рыбок, после чего водоём был прозван прудом золотых рыбок. Во времена династии Сун золотых рыбок выращивали при буддийских монастырях: монахи считали заботу о рыбках одним из проявлений традиционной добродетели. Данный период стал исторической вехой на пути превращения золотого карася в домашнюю золотую рыбку.



Золотые рыбки


Во времена династии Южная Сун выращивание золотого карася перестаёт быть уделом состоятельных китайцев и приобретаёт повсеместное распространение. Учёные и чиновники состязались в разведении рыб и изобрели новый вид корма: рыбу начали кормить дафнией – видом планктонных ракообразных. В условиях постоянного ухода и человеческой заботы у рыбок стали закрепляться новые мутации, которые постепенно превратили дикого карася в домашнюю золотую рыбку.

При династии Мин произошёл очередной скачок в развитии рыбоводства, значительные изменения претерпели и методы разведения золотых рыбок. Их стали разводить уже не в прудах, а в чанах и корчагах, которые ставили в помещениях. Такой способ выращивания позволил снизить себестоимость разведения золотой рыбки, что способствовало её появлению в домах простых людей. В канун Нового года каждая семья покупала несколько золотых рыбок, стремясь привлечь богатство и благополучие в свой дом. Связь золотой рыбки с достатком кроется в омонимичности китайских слов «ю» – «рыба» и «изобилие».

Вслед за изменением среды обитания менялись и обитавшие уже в сосудах рыбки. В эпоху Мин возникли новые породы: телескоп, пучеглазая, оранда. К XX в. и концу династии Цин разведение рыб процветало, развивались и резервуары для их содержания. На радость любителей фауны появились прозрачные сосуды, например, круглый аквариум.

3. Великая инновация в водном промысле. Искусственное выращивание жемчуга


С древних времён жемчуг ассоциировался с богатством и знатностью и был редким сокровищем. Ценился он и как лекарственное средство, помогающее прекратить судороги, успокоить нервы, понизить жар и вывести токсины, снять воспаление, остановить кровотечение и помочь в регенерации тканей. Китайцы не только научились добывать жемчуг, но также открыли технологию выращивания жемчуга раньше других. Китайский жемчуг был известен далеко за пределами Поднебесной.

До династий Тан и Сун весь жемчуг, использовавшийся для изготовления украшений императора и придворных, был естественного происхождения. Технология искусственного выращивания жемчуга появилась при династии Сун, но подходила только для пресноводных условий. Технология выращивания жемчуга – одно из огромных достижений в области водного хозяйства Древнего Китая.

Жемчуг образуется в результате внутренней секреции жемчужниц, мидий и других моллюсков, когда небольшое инородное тело попадает в раковину моллюска. Незваный гость раздражает мантию животного, которая начинает выделять перламутр и оборачивать им «нарушителя» слой за слоем, формируя небольшой шарик, который люди называют жемчугом. В современной технике выращивания жемчуга используют тот же принцип. В ракушке просверливается дырочка, куда вставляется маленький шарик, на основе которого и формируется жемчужина.




Пресноводная жемчужница


Самые ранние упоминания о добыче жемчуга в Поднебесной относятся к эпохе жизни Великого Юя, или 4 000 лет назад. В «Книге истории» и «Дарах Юя» написано, что, когда Юй усмирил наводнения, он собрал жемчужины и в качестве подарков раздал правителям того времени. Упоминания о жемчуге встречаются и в относящемся к периоду Вёсен и Осеней «Шицзине», а также к тому периоду относится карта добычи жемчуга из энциклопедии «Раскрытие природных вещей, явленных небом». В конце периода Троецарствия полководец Чжугэ Лян создал рецепт пудры из жемчуга, которая хорошо помогала при заживлении ран.

Самые ранние записи об искусственном выращивании жемчуга в Китае относятся к эпохе Сун. В труде «Вэньчанские заметки», написанном Пан Юаньином, упоминается о разведении жемчужниц, что подтверждает, что уже к тому моменту люди догадались, как вырастить жемчуг посредством внесения инородного предмета в раковину. В этот период происходит исторический поворот от добычи дикого жемчуга к его производству в водных хозяйствах.

Разведение жемчужниц в данный период нельзя было назвать в полной мере экономически выгодным. Требовалось более 2 лет для получения взрослой особи. Поэтому тогда выращивание жемчуга не получило широкого распространения. Значительного прогресса в этом деле удалось добиться только во времена династии Цин. В качестве затравки, помещаемой в полость раковины, стали использовать шарики, сделанные из кремообразной смеси, вываренной из дробленого жемчуга и водяного ореха.

Впоследствии появлялось всё больше видов корма для жемчужниц, например, моллюсков стали кормить тридакной и беззубками. Упрощение производственного процесса и кормления позволили сократить время выращивания жемчужниц и сделали данный процесс гораздо более экономически выгодным. С этого момента жемчуговодство вступает в стадию товарного производства. Технология практически не отличается от используемой в наши дни.

В середине XVII в. европейский учёный Карл Линней открыл метод выращивания жемчуга, образцы которого хранятся сегодня в музее Линнея в Швеции. Если вести отсчёт от записей в «Вэньчанских заметках», то в Китае начали получать культивируемый жемчуг на 700 лет раньше открытия Линнея. В 1983 году японский предприниматель Кокити Микимото усовершенствовал китайский метод выращивания жемчуга и получил искусственную жемчужину полукруглой формы, создав также и новую отрасль японского производства.

История выращивания жемчуга в Китае уходит корнями в глубокое прошлое, однако древние технологии в определённый момент были утеряны. Попытки выращивания жемчужниц в пресных водах возобновились только в 1958 году. На основе обобщённого исторического опыта и передовых зарубежных технологий удалось добиться значимых результатов в экспериментах по выращиванию жемчужниц в пресной воде. Спустя десятилетия отрасль жемчуговодства в Китайской Республике стала по-настоящему масштабной. Сегодня жемчуг выращивают в провинциях Чжэцзян, Цзянсу и Гуандун, в Шанхае и на территории ещё более десятка других административных единиц КНР. Современная доля китайского пресноводного жемчуга на мировом рынке составляет 90 %.

4. «Рыбная сокровищница». Ловля рыбы бакланами


Баклан – вид водоплавающих птиц-ихтиофагов. На Юге Китая его называют «рыбным вороном», на Севере – «рыбным орлом». Его популярность среди рыбаков объясняется тем, что легко поддающийся одомашниванию баклан – прекрасный ныряльщик и рыболов. Искусство рыбной ловли с помощью бакланов уходит корнями в глубокую древность.

Китайцы раньше других приручили дикого баклана и стали использовать его для ловли рыбы. Люди распознали в баклане прекрасного рыболова и начали приручать этих птиц ещё в доциньскую эпоху. Данный метод рыбной ловли не только приносил хорошие результаты в плане объёмов вылова, но и позволял снизить рабочую нагрузку рыбаков.

Первые свидетельства и истории о прирученных пернатых рыболовах встречаются в древнейшем толковом словаре «Эръя» и трактате «Описание необычных вещей». Период полного расцвета данного ремесла приходится на эпохи династий Суй и Тан. Знаменитый поэт Ду Фу писал про путешествие в Сычуани: «В каждом доме выращивают черных дьяволов. На каждом столе жёлтая рыба». «Черные дьяволы» – это бакланы, «жёлтая рыба» – один из китайских видов осетровых. Минский учёный Сюй Фан в своём трактате «Большой баклан» подробно описал процесс рыбной ловли с участием этой птицы.



Рыбаки за работой


Бакланы легко поддаются приручению. Обычно отлавливают дикую птицу, кормят её несколько дней, после чего приступают к дрессировке. Во время обучения к ноге баклана привязывают верёвку, другой конец которой закрепляют на берегу. После того как баклан нырнул и добыл рыбу, человек тянет за веревку и специальными звуками зовёт птицу к себе, награждает её маленькой рыбкой и вновь отправляет охотиться.



Бакланы


Спустя месяц тренировок, когда птица выучит все команды, ей на шею надевают железный обруч, который позволяет баклану глотать лишь мелкую рыбу, а крупную – приносить хозяину. После этого обученный баклан вместе с рыбаком выходят на рыбалку уже на лодке. Хорошо подготовленные птицы по команде рыбака взлетают с лодки и клином ныряют в воду, выныривая уже с рыбой в клюве. Каждая птица в день способна добывать 15–25 кг рыбы, из которых для её питания требуется лишь около 750 г. Объём выловленного намного превышает затраты на содержание, поэтому рыбаки зовут птицу «рыбной сокровищницей» и ухаживают за ней, как крестьянин за скотом. Одна обученная птица могла раньше стоить как два быка.

После основания Китайской Народной Республики производство зерновых стало основой новой сельскохозяйственной политики. Под их производство были выделены огромные территории, а домашнее хозяйство пришло в упадок. В то же время развитие технологий рыбного промысла сделало вылов рыбы традиционными способами не столь эффективным, что способствовало постепенному угасанию традиции рыбной ловли бакланами. Сегодня рыбаки на Юге Китая всё ещё пользуются этим методом. Есть в этом определённая романтика: красивый пейзаж и рыбак с бакланами на бамбуковом плоту.



Бакланы на рыбацкой лодке

5. Идеальный природный продукт. Технология пчеловодства


Пчеловодство – великое изобретение древнего человека. Пчёлы непрерывно трудятся, чтобы получить мёд: днём собирают пыльцу, а вечером её перерабатывают. В то же время пчёлы вносят огромный вклад в получение богатого урожая, непрерывно опыляя плодовые деревья и сельскохозяйственные культуры.

Мёд обладает высокой питательной ценностью и содержит в себе глюкозу, фруктозу и перечень витаминов. Люди называют его идеальным пищевым продуктом и природным кладезем полезных веществ. Мёд помогает выводить токсины, улучшает пищеварение, обладает питательными и увлажняющими свойствами для кожи. Богатый и многовековой опыт китайцев в пчеловодстве сохранился и дошёл до наших дней.

Особенности жизни медоносных пчёл были известны с тех пор, как предки современных жителей Китая научились стрелять из лука, плести силки и сети. Они открыли мёд, наблюдая за животными, которые выискивали пчелиные ульи в дуплах деревьев и расщелинах скал, чтобы полакомиться сладкими сотами и личинками.

В трактате-каноне «Каталог гор и морей» содержится строчка: «Пчелиные ульи в горах Пинфэн наполнены мёдом». Это самое раннее письменное свидетельство об использовании труда пчёл человеком на территории Поднебесной. Всё началось с того, что люди стали ухаживать за пчёлами в их естественных местах обитания. Первые свидетельства о пчеловодстве как ремесле относятся к периоду Чжаньго – начала династии Западная Хань.

Уже во времена Восточной Хань пчеловодство постепенно распространяется по всей территории Китая. Люди рубят стволы и ветви деревьев с ульями и вешают их неподалеку от своих жилищ, постепенно прикармливая пчёл. Так начался процесс превращения дикой пчелы в домашнюю медоносную пчелу. «Трактат Шэнь-нуна о корнях и травах» содержит описание технологии изготовления свечей из пчелиного воска, а также отмечает, что мёд является прекрасным средством для лечения многих болезней.



Пчеловоды


Первым профессиональным пчеловодом в Китае называют Цзян Ци, жившего в I в. н. э. Медик Хуанфу Ди в своём трактате «Записки благородного мастера» пишет: «Цзян Ци занимался пчеловодством и обучил этому всю Поднебесную. Всюду появились ульи».

Со временем пчеловодство стало отдельной наукой. Во времена династии Хань воск использовался при нанесении узоров на ткань, а одежда, сшитая из этих полотен, была предметом подношений императорскому двору. Во времена династии Цзинь происходит постепенный переход от выращивания пчёл в диких условиях к домашнему пчеловодству. Пчёл заселяли в различные ёмкости. Так, в трактате «Заметки о множестве вещей» содержатся упоминания, что во времена династии Западная Цзинь пчелиные ульи устраивали в деревянных бочках.

Во времена династии Тан люди начали ставить ульи на балки, а сверху класть гнёзда ласточек. У поэта Ду Фу можно встретить следующие строфы: «Ласточки улетают с нашего огорода. Усики пчёл покрыты сладостною пыльцой». В трактате Хань Э «Помесячные работы по временам года» написано, что мёд нужно собирать в июне и хранить во дворе дома. Данная запись является первым историческим свидетельством о процессе сбора и хранения мёда.

В эпохи правления династий Сун и Юань пчеловодство продолжало активно развиваться, а разведение пчёл в крестьянских подворьях распространилось практически повсеместно, появились специализирующиеся на пчеловодстве хозяйства, а также новые техники разведения пчёл и ухода за ними, такие как подкуривание и подкормка пчелиных семей. В эпохи династий Юань и Цин пчеловодство процветало по всей стране, было написано множество научных трудов о разведении пчёл. В 1819 г. увидел свет трактат «Записки о пчелиных семьях» Хао Исина, считающийся полноценной монографией о пчеловодстве. В труде описаны биологические свойства пчёл, способы их разведения и обобщён опыт всех предыдущих поколений.

К началу XX в. в Китае насчитывалось около 200 000 пчелиных семей. Развитие технологий пчеловодства в этот период заложило основу для более позднего внедрения западных технологий, например применения рамочного улья. Сегодня в КНР порядка 7 000 000 пчелиных семей, что позволяет стране занимать первое место в мире по объёмам производства мёда и другой сопутствующей продукции.

6. Успехи в скрещивании видов. Технология гибридизации скота


Ещё одним важным изобретением китайской сельскохозяйственной науки является технология скрещивания скота. Современная наука считает, что после скрещивания видов с разными наследственными свойствами получившийся гибридный организм обладает большей силой, ускоренным развитием и увеличенной жизнеспособностью. Это явление называют гетерозисом.

Китайцы начали скрещивать животных на 1 600 лет раньше, чем западные народы. Самые ранние записи о гибридизации относятся к эпохе Вёсен и Осеней, VIII–V вв. до н. э. Типичный пример использования технологии – мул. Относящиеся к периоду позднего Западного Чжоу, конца периода Сражающихся царств, найденные при раскопках могильников Алагоу кости мула свидетельствуют, что гибридизация была известна с давних пор.

В Кембриджском университете в Великобритании есть коллекция бронзовых мулов и письменные источники со сведениями об их гибридизации, датирующиеся периодом Сражающихся царств. В энциклопедии «Необходимые искусства для простого народа» подробно описаны технологии гибридизации и получения особей с отличными характеристиками: «Лошадь, покрытая ослом, рождает мула. Он крепок и вынослив, а по силе превосходит своих родителей».

В книге отмечается, что жеребец и ослица легко скрещиваются и дают сильное потомство, в то время как получить потомство от кобылы и осла гораздо сложнее. Чтобы получить сильное потомство, выбирая жеребца и ослицу, нужно обращать особое внимание на характеристики и внешний вид обеих особей. В «Компендиуме лекарственных веществ» времён династии Мин говорится: «Помесь жеребца с ослицей называется лошак. Гибрид обладает огромной силой и может питаться грубыми кормами, хорошо адаптируется и обладает повышенной сопротивляемостью болезням.

Благодаря технологии гибридизации также удалось добиться скрещивания яка с коровой. Во времена династии Мин тибетцы скрещивали эти два вида, а получившихся гибридов называли хайнаком. Хайнаки в значительной степени сочетали в себе преимущества яков и коров, давали много молока и мяса, отлично подходили для плуговых работ и хорошо адаптировались к изменению климата.

Другим значимым достижением древних жителей Поднебесной стала технология гибридизации домашнего шелкопряда. Самым ранним письменным свидетельством скрещивания видов насекомых является запись в трактате «Раскрытие природных вещей, явленных небом»: «В крестьянских хозяйствах скрещивают ранних самцов с поздними самками, получая потомство примерное». Под «ранними самцами» здесь подразумеваются мужские особи вида бабочек тутового шелкопряда, полный цикл жизни которого составляет один год, а термин «поздние самки» обозначает женских особей вида шелкопряда с циклом жизни в два года. Полученное потомство было крупнее родительских видов, лучше сопротивлялось болезням, а обильное количество производимой гусеницами шёлковой нити делало их выращивание особенно прибыльным. Этот метод и сегодня имеет широкое применение в шелководстве.



Лошадь, осёл и мул (слева – направо)

7. Животноводство в Древнем Китае. Селекция


Уже в древности селекция была важнейшей частью известных на тот момент технологий разведения животных. Путём искусственного отбора в определённых природных условиях люди оставляли на своих скотных дворах крепких и здоровых особей, которые смогли бы произвести такое же здоровое потомство. Известная со времён Чуньцю, VIII–V вв. до н. э., история о знатоке лошадей по имени Бо Лэ говорит о том, что в Китае уже тогда уделяли внимание отбору лучших кобыл и коней. В период Южных и Северных династий, в V–VII вв., Древний Китай уже был на шаг впереди всего мира в вопросах животноводства и селекции.

Во времена существования государства Северная Вэй, в IV– VI вв., в книге «Необходимые искусства для простого народа» с целью передачи будущим поколениям был собран ценный опыт селекции крупного рогатого скота, лошадей, овец, свиней, кур, уток и гусей.



Глиняная фигурка свиноматки. Эпоха династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.)


В труде описан простой и выгодный способ разведения будущих самок-производительниц. После того, как купленная на рынке кобыла, корова, овца, свинья или самка другого животного произведёт потомство, нужно было внимательно наблюдать за процессом кормления и за тем, каким растёт детёныш, слабым или здоровым. Таким образом можно было отбирать для хозяйства самых здоровых самок-производительниц. Остальных же, непригодных для разведения, обычно распродавали. Об отборе ягнят в книге сказано следующее: «Те ягнята наиболее здоровы и крепки, что родились в двенадцатый и первый лунные месяцы. Вслед за ними идут те, что родились в одиннадцатом и втором лунном месяце». Таким образом объяснялось влияние месяца рождения на здоровье будущего потомства. Доказательством этого опыта служит то обстоятельство, что и по сей день лучшими в китайском животноводстве считаются ягнята, рождённые в зимние месяцы.



Свиньи в загоне для откорма


Во времена династии Тан, в VII–X вв., люди активно набирались опыта в вопросах селекции. Развивалась торговля лошадьми, из-за границы привозились новые и новые породы.

В начале династии Тан император Тайцзун, а после него и император Гаоцзун неоднократно отправляли людей за границу, чтобы те привезли оттуда хороших лошадей. Ввоз хороших коней и кобыл в Китай оказал существенное влияние на селекционную деятельность, а также на опыт в выкармливании и взращивании здорового потомства. В литературном сборнике «Всякая всячина из Юяна» упоминается селекция лошадей. Там сказано следующее: «Тех лошадей, которым нет ещё 13 лет, можно оставить в хозяйстве». Далее следовала запись касательно физического здоровья и внешнего вида: «Для дел военных пригодны кони ростом 8 чи, кони ростом 7 чи годны для работы на поле, а те, что ростом 6 чи, уже никуда не годны».

В Китае начали активно разводить привезённые из-за границы породы лошадей, за исключением редких и ценных пород, предназначенных только для императорского двора. Во времена династии Тан помимо разведения и улучшения пород лошадей большое внимание уделялось разведению отличных пород овец и свиней. Одной из лучших пород овец считается китайская порода тун-ян. У этой породы овец шерсть достаточно мягкая, у ягнят она чистого белого цвета, а также красивые висячие уши. Мясо этих овец жирное, но нежное, в сельском хозяйстве оно считается очень ценным. Достижения Древнего Китая в области селекции также были высоко оценены зарубежными учёными. Чарлз Дарвин упомянул китайскую селекцию в «Происхождении видов»: «Я обнаружил, что принцип отбора отчётливо выражен в одной древней китайской энциклопедии». Историки позднее подтвердили, что под энциклопедией, упомянутой Дарвином, подразумевается книга «Необходимые искусства для простого народа».

8. Инновации в области птицеводства. Технология инкубации


Технология искусственной инкубации стала настоящим прорывом в птицеводческой отрасли Китая. Искусственная инкубация берёт за основу принципы естественного процесса высиживания курами яиц и подразумевает создание человеком подходящих условий для развития эмбрионов в яйцах с дальнейшей возможностью выведения птенцов. История развития технологии инкубации в Китае началась достаточно давно. Более 2 000 лет назад предки современных китайцев уже освоили технологию искусственной инкубации домашних птиц. Изобретение этой технологии позволило многократно увеличить масштабы производства в области птицеводства.


Первой одомашненной птицей считается курица. Домашние куры обладают ярко выраженным инстинктом насиживания, то есть инстинктивным намерением высиживать яйца вплоть до появления птенцов. Эта особенность позволяла без труда реализовывать технологию инкубации. Самой ранней технологией является естественное выведение цыплят в домашних условиях. Согласно литературному источнику доциньской эпохи, до III в. до н. э., «Ся Сяочжэн»: «В первый лунный месяц года у курицы выводятся птенцы». Люди времён доциньской эпохи считали первый месяц года наиболее благоприятным временем для выведения цыплят. Во времена династии Хань, III в. до н. э. – III в. н. э., появился метод подкладки утиных яиц в куриные гнёзда, так как инстинкт насиживания у утки проявлялся гораздо слабее. Известный поэт времён династии Северная Сун, X–XII вв., Мэй Яочэнь в своём стихотворении «Утёнок» упомянул данный метод: «Теплее в гнезде курином, чем в холоде утиных перьев».



Цыплята, выведенные методом искусственной инкубации


Позднее, во времена династии Сун, в X–XIII вв., появились первые методы искусственной инкубации. В книге «Эръя» было записано следующее: «Из покрытых коровьим навозом яиц вывелись птенцы». Суть данного метода состояла в том, что птичьи яйца укладывались под слой коровьего навоза, и эмбрионы внутри развивались за счёт тепла, выделяемого при ферментации коровьего навоза. Этот метод можно было использовать вне зависимости от времени года, а также он значительно повышал вероятность выведения птенцов. Этот метод является первым методом инкубации с применением искусственного источника тепла.

Затем помимо коровьего навоза начали использовать нагретый рис и нагретую пшеницу. Постепенно люди накапливали опыт в области инкубации, а начиная с династии Сун появлялись и внедрялись в сельское хозяйство новые методы выведения птенцов. Наиболее крупномасштабными производственными методами инкубации были: инкубация в специальных ямах, инкубация в глиняных чанах и больших деревянных ёмкостях, напоминающих вёдра. Во времена династий Мин и Цин, в XIV–XX вв., технология искусственной инкубации стала ещё более распространённой и превратилась в специализированную отрасль, вплоть до появления специальных «цехов инкубации». В специально отведённых местах люди занимались выведением птенцов уже в масштабах коммерческого производства. Такой масштаб применения искусственной инкубации говорит о сформированности и закреплении в сельском хозяйстве Китая ряда инкубационных технологий.

Во времена династии Цин, в XVII–XX вв., Хуан Байцзя написал книгу «Бу цзи», которая на сегодняшний день является самой ранней китайской монографией по искусственному выведению домашней птицы. В строках «Бу цзи» зафиксирован опыт инкубации утиных яиц в специальных резервуарах, и особенно подробно описан процесс обеспечения яиц естественным источником тепла. Заключается он в создании отверстия в одной из стенок резервуара, в котором размещены яйца. Через отверстие проникал солнечный свет, который и давал необходимое тепло. В данном процессе необходимо было наблюдать за развитием эмбриона в яйцах и в соответствии с наблюдениями регулировать проникновение солнечного света.

Этот метод является основообразующей частью технологии подогрева яиц. Также интересным моментом являлся метод перевозки яиц в процессе инкубации. Во времена династии Цин в книге Луо Тяньчи «Ушань чжилин» было записано, что для каждой партии яиц индивидуально оцениваются расстояние транспортировки, количество дней в пути и время отправления. Яйца подогревались прямо в пути, и по прибытии в пункт назначения обычно сразу же выводились птенцы, которых тут же можно было продавать. Перевозка инкубируемых яиц была намного безопаснее, чем перевозка уже вылупившихся птенцов, которые могли погибнуть в дороге. Наличие данного способа перевозки показывает, что в Китае времён династий Мин и Цин уже существовала эффективная производственная технология, позволяющая сохранять выводок с наименьшими потерями.

Сами технологии и оборудование для искусственной инкубации в Китае всегда были достаточно простыми. Не было необходимости ни в оборудовании для регулировки температуры, ни в термометрах, люди сами контролировали и поддерживали относительно стабильную температуру и при этом обычно не терпели убытков. Китайские методы инкубации подходили для выведения большого количества птенцов единовременно. Благодаря изобретению этих методов был сформирован ценный опыт в области технологий инкубации домашней птицы, применяемый во многих странах мира.

9. Разведение животных на продажу. Откорм


В процессе развития животноводства в Китае появились собственные технологии откорма скота. Эти технологии основывались на порционном кормлении и содержании животных в стойле, что ограничивало их физическую активность. Постепенно частота кормления увеличивалась, а возможность передвижения домашних птиц и скота наоборот пресекалась. Такой режим заставлял животных набирать массу. После забоя мяса на выходе оказывалось достаточно много. Данный тип кормления, позволяющий повысить объёмы производства мяса, был впервые описан во времена династии Северная Вэй, в IV–VI вв., в энциклопедии «Необходимые искусства для простого народа», автором которой был Цзя Сысе. Наличие описания системы откорма в письменном источнике позволяет отследить начало процесса выхода китайского животноводства на рыночный уровень.

Во времена династии Хань, III в. до н. э. – III в. н. э., был придуман способ быстрого откорма свиней. Животным давали определённое количество конопляных семян, перетёртых с солью. Конопля отличается высоким содержанием масла, которое легко усваивает организм свиней, за счёт такого питания они активно набирали вес.

В начале правления династии Сун, в X–XIII вв., уровень социально-экономического развития страны продолжал расти. Имперские обряды жертвоприношения и нужды простого народа увеличивали всеобщую потребность в большом количестве качественного мяса. Спрос стимулировал совершенствование технологий откорма скота. В период династий Сун и Юань, в X–XIV вв., жители Китая начали применять новый метод откорма домашних птиц. Ежедневно птицам давалось большое количество корма, но при этом ограничивалась возможность для активных движений, чтобы не тратилась полученная из пищи энергия.

Например, с утками поступали следующим образом. По прошествии 60–70 дней после вылупления из яиц утят начинали откармливать, давая им 2 раза в день большие порции корма. Птиц никогда не кормили вне специального птичника, в котором обязательно занавешивали окна, чтобы создавать внутри полумрак. Также уткам давали специальную смесь для набора массы – муку из гаоляна в равных пропорциях смешивали с отрубями. Полученной смесью в принудительном порядке наполняли утиные желудки. Путём ежедневного увеличения порций людям удавалось откармливать уток. В течение 2 – 4 недель вес утки увеличивался на 2 – 3 кг, а когда доходил до 45 кг, период откармливания считался завершённым. Мясо откормленных таким образом уток становилось особенно вкусным.



Глиняная миниатюра свинарника. Эпоха династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.)


Всему миру известно такое китайское блюдо, как утка по-пекински, но мало кто знает, что один из секретов вкуса утиного мяса кроется как раз в способе откорма. Впервые утка по-пекински была предоставлена имперскому двору ещё в XIV в. Есть мнение, что торговцы разводили и откармливали уток специально для этого блюда. До того, как утка по-пекински оказалась на столе императорской семьи, утиные тушки, которые шли на продажу во дворец, никто не смел набивать чем-то сторонним, например, отрубями, камешками или почвой, мог использоваться только рис. Однажды старший дворцовый евнух купил такую утку и спустя несколько дней приготовил её. Получившееся блюдо оказалось очень вкусным и сразу полюбилось многим. Эта история подтверждает существование системы откорма уток, которая позволяла им быстро набирать вес и улучшала вкус мяса.

Сведения об откорме скота содержатся также в книге «Полный свод писаний об управлении земледелием». В ней описан способ откорма свиней с помощью лекарств. Для этого были необходимы следующие ингредиенты: «Три цзиня сушёных корневищ серповидного папоротника, четыре или два корневища атрактилиса китайского, один доу соевых бобов, один шэн кунжута – всё это жарится вместе и даётся животному, и через двенадцать дней животное наберёт вес». В книге также указывается, что общий загон для свиней обычно делился на несколько небольших загонов, отдельно для каждой свиньи. Всячески пресекая их физическую активность, добивались лучшего эффекта от процесса откорма.

Ещё одним распространённым способом, помогающим животным набирать массу, была кастрация, так как после данной операции самцы становились гораздо менее активными и склонными к набору веса. В целях увеличения объёма получаемого мяса кастрация используется в сельском хозяйстве и по сей день.

Кастрации подвергался и скот, и домашние птицы. «Чжан-ян», так в Китае называли кастрированных баранов, направленных на откорм. Кабанов также подвергали процедуре кастрации, превращая их в убойных боровов. Домашним птицам, гусям, курам и др. подрезали хвосты, что позволяло снижать секрецию половых гормонов в половой железе. Эти меры изменяют гормональный фон животного и замедляют метаболизм, что сказывается на изменении веса.

10. Значимый шаг в истории ветеринарии. Кастрация


Кастрация – это хирургическая операция по удалению основных репродуктивных органов. Данная операция широко используется в области селекции домашних животных. Уже в древности процедуре кастрации подвергались кони, крупный рогатый скот, бараны. Происходящие после операции изменения в организме животных способствовали процессу откорма, а невозможность размножения слабых или нездоровых животных – улучшению пород. После кастрации самцы становились гораздо менее агрессивными, прекращали драться друг с другом, а время их пригодности в сельском хозяйстве становилось гораздо более продолжительным. Мясо убойных кастрированных животных было жирным, нежным, теряло специфический запах, а пух у птиц становился очень мягким. Самки также подвергались процедуре кастрации, им проводилась операция под названием овариэктомия, подразумевающая удаление яичников. Китайцы также назвали эту операцию «тяохуа шу» (досл. «искусство вышивки»). Применялась она для кастрации самок свиней, собак, кошек и т. д. Кастрация позволяла селекционерам пресекать разведение низкопородных животных, помогала отбору и выращиванию лучших пород. В истории развития ветеринарии Китай всегда был впереди остальных стран в вопросах использования различных методов кастрации домашнего скота.



Барельеф времён династии Хань, изображающий сцену кастрации быка (провинция Хэнань)


В период правления династий Ся и Шан, в XXI–XI вв. до н. э., в китайском сельском хозяйстве уже начала применяться кастрация. На руинах древней китайской столицы Инь были найдены образцы пиктографического письма, знаки которого были расшифрованы как «мужские половые органы» и «нож». Общее значение пиктограмм описывает процесс проведения хирургического вмешательства, что даёт повод предположить, что именно в этот период была изобретена техника кастрации. К началу правления династии Западная Чжоу, в XI–VIII вв. до н. э., в книге «И цзин» появилась следующая запись: «Борова зубы не опасны». Это означало, что у кастрированного кабана в разы меньше агрессии, и он перестаёт быть опасным. В книге «Чжоу Ли» есть упоминание, что ранней весной императором издавался указ «О конях», а летом жеребцы, не приносящие потомства, должны были быть кастрированы. До начала эпохи Цинь, в III в. до н. э., кастрация в основном проводилась методом, который заключался в разрезании яичек в мошонке и использовании раскалённого железного инструмента для перерезания семенного канатика и кровеносных сосудов. Во времена династии Хань, III в. до н. э. – III в. н. э., кастрация применялась достаточно широко, а метод был усовершенствован и заключался в промывании мошонки холодной водой, отделения семенного канатика от кровеносных сосудов на яичках и перерезания семенного канатика ножом.

Во время операции использовался специальный острый нож, большим и указательным пальцами необходимо было сдавить кровеносный сосуд, что помогало уменьшить кровотечение во время операции, так рана впоследствии заживала быстрее. Во времена борьбы царств Чу и Хань, в III в. до н. э., военачальник Хань Синь приказал кастрировать большое количество армейских коней, так как те страдали от лихорадки. При раскопках имперской могилы династии Хань в провинции Хэнань был найден каменный барельеф «Вол, отбивающийся от дракона», на котором изображена сцена кастрации быка, готовящегося нападать на дракона. Человек изображён позади быка со специальным ножом в руке. На барельефе запечатлён метод «кастрации на ходу» (кит. 走骟). Он являлся более сложным, чем метод, при котором животное находится в положении стоя (кит. 立骟). Согласно записям в энциклопедии «Необходимые искусства для простого народа», написанной во времена династии Северная Вэй, в IV–VI вв., на третий день после рождения поросятам купировали хвосты, а через 60 дней проводилась процедура кастрации.

Приблизительно через 10 дней после рождения ягнёнка также проводили бескровную кастрацию, которая не только помогала предотвратить заражение столбняком, но и увеличить массу получаемого в будущем мяса. Во времена династии Мин помимо самцов всех видов скота и птицы начали кастрировать и самок путём удаления яичников. В наше время кастрация животных проводится безопасно и безболезненно. При кастрации лошадей, крупного рогатого скота, кабанов, собак, кошек и т. д. чаще всего используют способ перевязки, а для затягивания кровеносных сосудов над яичками накладывают хирургические швы, затем с помощью скальпеля перерезают семенной канатик и кровеносные сосуды, удаляют яички. Применение анестезии делает операцию кастрации безболезненной для животного.

Загрузка...