ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Земледелие

1. Пища – основа жизни народа. Пять важнейших культур


Под зерновыми культурами подразумеваются растения, зёрна которых покрыты оболочкой. К ним относятся рис посевной, просо обыкновенное, пшеница и другие возделываемые на полях культуры. «Пять важнейших культур», или «у гу» (кит. 五谷), – это пять видов зерновых культур, которые сейчас, как и в былые времена, являются основными возделываемыми культурами, ведь на протяжении сотен и тысяч лет главной целью крестьян был и остаётся обильный урожай.



Зёрна пшеницы, возрастом 4 500 – 5 000 лет, обнаруженные на руинах Дунхуэйшань, в уезде Минлэ провинции Ганьсу



Зёрна проса обыкновенного возрастом около 8 000 лет, обнаруженные в Синлунгоу, Внутренняя Монголия.



Зёрна основных продовольственных культур



«Душевный разговор» после уборки проса


Понятие «пять важнейших культур» берёт своё начало во времена периода «Вёсен и Осеней», VIII–V вв. до н. э., и эпохи Сражающихся царств, V–III вв. до н. э. В древности имелось несколько толкований данного понятия, два из которых являются наиболее известными. Согласно первому, под пятью культурами подразумеваются: рис посевной, просо обыкновенное (пшено), гаолян (итальянское просо, могар), пшеница и бобы (соя, горох и др.). Второе толкование называет следующие зерновые: конопля, просо обыкновенное, гаолян, пшеница и бобы. Разница в том, что в одном перечне присутствует рис, но нет конопли, и наоборот. Такая вариация стала возможной благодаря различным климатическим условиям – основная область производства риса находилась на юге, тогда как в районах засушливого севера Китая крестьяне отдавали предпочтение выращиванию неприхотливой конопли.

После формирования данного понятия прошло более 2 000 лет. Положение вышеперечисленных зерновых культур в национальной системе продовольственного обеспечения менялось с течением времени. Просо итальянское, просо обыкновенное и другие культуры обладают высокой жизнеспособностью, устойчивы к засухам, могут произрастать на неплодородных почвах, обладают непродолжительным вегетационным периодом, а также другими особенностями. Эти культуры подходят для выращивания в засушливых районах с недостаточным орошением, поэтому они изначально занимали важное место на полях засушливых земель севера. Что касается конопли, то её использовали не только для создания тканей из волокна, но и употребляли в пищу.

Бобы – общее название, под которым подразумеваются такие культуры, как соя щетинистая, зелёный горох, чёрная соя и другие. Со временем люди поняли, что бобовые легко выращивать, а запасшись ими, они могут пережить неурожайные годы. Таким образом бобовые и просо стали неотъемлемой частью национального рациона.

Хлебные злаки включают в себя пшеницу, ячмень и овёс. 4 000 лет назад пшеница была завезена в китайский автономный район Синьцзян, откуда она постепенно распространилась и в районе Великой Китайской равнины, вытеснив привычную систему выращивания проса и риса. С изобретением каменного жёрнова в рацион людей пришли изделия из пшеничной муки. Пшеница постепенно прижилась в Китае, изменив кулинарные традиции жителей Поднебесной. Так, пшеница вытеснила просо на территориях бассейна реки Хуанхэ, став одним из основных продуктов питания для большей части населения, заняв второе место после риса.

На сегодняшний день рис составляет почти 70 % основного рациона жителей Китая, однако, как мы помним, существовал и перечень «Пяти важнейших культур», в который рис не входил. Почему же? Это связано с тем, что до X в. экономический и культурный центр Китая находился в бассейне реки Хуанхэ, а основные районы производства риса располагались на юге. Именно поэтому иногда рис не упоминается как одна из «Пяти важнейших культур». Однако после падения династии Сун30 в результате монгольского нашествия большое количество людей с севера мигрировало на юг. Чтобы прокормить переселенцев, начали расширяться площади рисовых полей. В итоге рис вытеснил просо и пшеницу, став ключевой возделываемой культурой. Изо дня в день в Китае возрастала продовольственная значимость риса. Во времена династии Сун он составлял 70 % продовольственного обеспечения населения, взяв абсолютное преимущество перед ячменём, пшеницей, просом и другими культурами, которые составляли в совокупности 30 %. Соя и конопля в свою очередь перестали входить в ряд зерновых культур и стали использоваться в качестве овощей. Однако, когда некоторые растения вышли из перечня продовольственных культур, их место заняли другие. В конце династии Мин, в XVII в., в Китай были завезены кукуруза, батат и картофель, быстро вошедшие в состав ключевых продовольственных культур страны.

2. Символ первобытного возделывания земли. Подсечно-огневое земледелие


Появление сельского хозяйства сыграло важную роль в развитии древних цивилизаций. Как известно, тремя главными территориями зарождения сельского хозяйства являются Западная Азия, Америка и Китай. То, что китайская цивилизация стала одной из величайших в Древнем мире, во многом связано с возникновением и развитием сельского хозяйства. Из-за примитивного технического оснащения и низкого уровня развития земледелие в глубокой древности представляло собой не интенсивное культивирование, а «миграционное» использование плодородных земель с предшествующей подсечно-огневой обработкой. Несмотря на то, что данный способ являлся примитивным и носил экстенсивный характер, он оказал значительное влияние на ход развития сельского хозяйства.

Для обработки участка земли необходимо было развести огонь и сжечь все находящиеся на нём сорняки, кустарники и деревья. После сожжения растительности почва становилась более рыхлой, а золу просто оставляли на месте – она становилась естественным удобрением для будущих растений. Дальше нужно было дождаться дождя, и после естественного орошения, не вспахивая землю, засеять её семенами, которые начнут произрастать естественным образом. Этот процесс обработки земли и выращивания растений называется подсечно-огневым земледелием. Во времена отсутствия инструментов и отсталых технологий подсечно-огневое земледелие было основным.



Подсечно-огневое земледелие


Ещё в эпоху неолита люди занимались этим видом земледелия. Сорняки, колючие кустарники и деревья произрастали повсюду. Чтобы выращивать урожай, необходимо было сначала создать условия и «открыть» земли. Люди удаляли сорняки, вырубали кустарники и деревья, затем сжигали их дотла. После подсечно-огневой обработки земля оказывалась покрытой пеплом, она становилась мягкой, плодородной и свободной от сорных растений. Однако после одного-двух лет подсечно-огневой обработки земля становилась менее плодородной, урожайность культур падала, снова прорастали сорняки и другие растения. Когда люди замечали, что участок земли больше не пригоден для хозяйства, они покидали его в поисках нового, на котором повторялся тот же порядок действий: сожжение сорняков и посадка культурных растений без вспахивания. Такой уклад сельского хозяйства называется переложным земледелием. Данный вид земледелия подразумевает использование участка земли до тех пор, пока он плодороден. Переложное земледелие существовало ещё во времена династии Шан, в XVI–XI вв. до н. э. Многие историки считают, что одной из причин многократного переноса столицы в тот период, вероятно, являлась именно данная система ведения сельского хозяйства.

Несмотря на то, что подсечно-огневое земледелие является примитивным методом обработки земли и выращивания культурных растений, оно является результатом адаптации людей к окружающей среде и их попыток наладить хозяйство. Фридрих Энгельс в своей книге «К истории древних германцев» также упомянул данный метод земледелия. Таким образом, метод подсечно-огневого земледелия находит отражение как в истории сельского хозяйства Китая, так и других стран. До основания Китайской Народной Республики ряд этнических групп, таких как дулун, лаху, булан, дино и другие, в той или иной степени продолжал заниматься подсечно-огневым земледелием. Даже в современном мире остаются государства и народы, пользующиеся данным методов ведения сельского хозяйства.

3. Центр зарождения культивации проса. Бассейн реки Хуанхэ


Согласно археологическим свидетельствам, сельское хозяйство в Китае зародилось приблизительно 10 тыс. лет назад, а первыми успешно культивируемыми растениями были просо итальянское, пшеница и рис поливной. Пригодная для развития сельского хозяйства местность должна была иметь подходящие природные, географические и климатические условия. Также необходимо было наличие растений, предшественников современных культур, подходящих для выращивания. В Северном Китае, в бассейне реки Хуанхэ, повсеместно произрастал щетинник зелёный, или мышей зелёный, и дикое просо – предшественники культур, известных сегодня как просо итальянское и просо обыкновенное. В Южном Китае, в бассейне реки Янцзы, люди впервые обнаружили дикорастущий рис и научились культивировать его самостоятельно. Таким образом, сельское хозяйство на засушливых землях севера, основной культурой которого являлось просо, и южное сельское хозяйство с его рисовыми полями сформировали две основные ветви развития сельского хозяйства древней китайской цивилизации. Другими словами, бассейны рек Хуанхэ и Янцзы – это колыбель китайской цивилизации и сельского хозяйства.

В 1976 г. на участке Цышань, в уездном городе Уань, в провинции Хэбэй, археологи обнаружили 100 погребов, похожих на небольшие пещеры. 88 из них оказались зольными ямами, в которых находился скопившийся пепел от сожжения колосьев проса, слоями средней толщины от 0,3 до 2 м, а в 10 других ямах были найдены скопления зёрен, слоями толщиной в 2 м и более. Остатки зерна в таком количестве – редкая находка среди археологических памятников эпохи неолита. Помимо заполненных ям были обнаружены каменные жернова и каменные стержни, используемые для помола зёрен, каменные топоры, лопаты и серпы, применяемые в хозяйстве. Обнаружение большого количества зерна и сельскохозяйственных орудий доказывает, что местные жители перешли от подсечно-огневого земледелия к пашенному, в основе которого лежит применение пахотных орудий для обработки почвы. Зёрна проса, найденные на участке Цышань, – это самые древние образцы проса, обнаруженные на сегодняшний день в мире. Эта находка позволила определить примерный период начала культивации проса в Китае (более чем 7 300 лет назад), а также заставила пересмотреть мнение о том, что местами его первичной культивации были древний Египет и Индия.



Просо возрастом 7 000 лет, обнаруженное на месте археологического памятника Баньпо у г. Сиань


Как место происхождения проса, Цышань имеет свои особенности географического положения, структуры почвы, температуры, количества осадков и солнечного излучения. В настоящее время принято считать, что земледелие в бассейне реки Хуанхэ в Китае берёт своё начало не на равнинах, а на лессовом плато, холмистых районах близ равнин. Участок Цышань расположен на северном берегу реки Минхэ, примерно на 25 м выше уровня русла реки, в предгорье восточного подножия гор Тайхан, на высоте 260 м над уровнем моря. Этот район представляет собой пересечённую местность, протяжённое плато с красными и жёлтыми глинозёмами, которые хорошо удерживают влагу и очень плодородны. Местный умеренный муссонный климат с четырьмя чётко выраженными сезонами хорошо подходит для развития земледелия. Древнему населению Цышань было недостаточно даров природы, и, пользуясь своей изобретательностью, они взяли инициативу на себя: стали самостоятельно выращивать просо. Благодаря этому у людей появился новый способ добычи пропитания наряду с собирательством, рыбной ловлей и охотой. Стабильное наличие зерна изменило кулинарные традиции и помогло сделать большой шаг в развитии китайского и мирового сельского хозяйства.

С тех пор образцы семян проса были обнаружены во многих местах археологических раскопок, таких как руины Пэйлиган в провинции Хэнань, Баньпо в провинции Шэньси, руины поселений царства Дахэв в провинции Хэнань, остатки поселения Сиинь в уезде Ся провинции Шаньси, руины Лювань в провинции Цинхай, на развалинах Дахэчжуан в провинции Ганьсу. Это доказывает, что жители этих мест были знакомы с данной культурой ещё в эпоху неолита и выращивали её на территориях бассейна реки Хуанхэ.

Один за другим обнаруживаются новые археологические памятники. Находящийся к западу от Цишань район Наньган, Танху в уезде Синьчжэн, Эгоу в уезде Ми и ряд других территорий признаны местами объединения культур Пэйлиган и Цишань, а также центрами выращивания проса. Следы выращивания проса обнаружены и на аллювиальных равнинах, простирающихся от восточного подножия гор Тайхан до восточного подножия гор Сунцзи. Учёные наконец сошлись во мнении, что Китай стал родиной проса и оказал важное влияние на распространение данной культуры по всему миру. Так, из Китая просо распространилось на восток – в Японию и Северную Корею и попало в западную Европу через Аравию, Малую Азию и территорию современной Австрии.

4. Родина культивирования риса. Бассейн реки Янцзы


Согласно результатам археологических исследований, бассейн реки Янцзы является родиной культивирования риса. Появление, развитие и процветание данной области сельского хозяйства не только способствовало формированию китайской культуры, но и служило своеобразным способом сохранения её самобытности. Благодаря этому китайская культура – единственная из четырёх великих культур31, наряду с Вавилоном, Древним Египтом и Древней Индией, которая не прекратила своё существование.

До проведения раскопок на китайской археологической стоянке Хэмуду в Индии были обнаружены неочищенные зёрна риса возрастом около 4 300 лет. Опираясь на эту находку, исследователи предполагали, что родиной способа выращивания риса была Индия. В 70-х годах XX в. на стоянке Хэмуду, в уезде Юйяо, провинции Чжэцзян, были найдены неочищенные зёрна риса, рисовый жмых, листья и солома возрастом 7 000 лет. Уложенный слоем толщиной в 40–50 см рис указывает на то, что, скорее всего, это место было чем-то сродни амбару, зернохранилищу. Только что извлечённый из-под земли рис своим цветом напоминал золото, но стоило ему пробыть непродолжительное время на открытом воздухе, он тускнел и становился земляного цвета.

Посредством исследований, проведённых с помощью растрового электронного микроскопа, учёные-археологи выяснили, что половина обнаруженного запаса риса не имеет ости, тонкого заострённого отростка на оболочке зерна, а значит, данный рис был культивирован человеком. Другая половина имела ость – этот рис являлся дикорастущим, здесь были обнаружены такие виды, как рис длиннозёрный и короткозёрный. Недалеко от зернохранилища было найдено большое количество сельскохозяйственных орудий, что указывает на то, что рисоводство в Хэмуду было довольно развитым. Такое количество находок также наводит на мысль, что рисоводство начало развиваться здесь гораздо раньше.

Позже среди останков культуры Пэнтоушань уезда Ли провинции Хунань был найден культивированный рис, возраст которого составляет примерно 7 800–9 000 лет. Также в Хунани был обнаружен карбонизированный рис возрастом более 10 000 лет. В районе Сяошань провинции Чжэцзян у развалин моста, а также на руинах Шаншань, в уезде Пуцзян, были обнаружены образцы риса, возраст которых составляет более 8 000–10 000 лет. А остаткам культивированного риса, обнаруженным и в уезде Ваньянь провинции Цзянси, насчитывается примерно в 12 000 лет. Этих находок оказалось достаточно, чтобы доказать, что нижнее течение реки Янцзы является одним из самых ранних истоков мировой культуры рисоводства.

Научные исследования показали, что в Южном Китае и Юго-Восточной Азии произрастало много диких культур, а в древности людям вполне хватало собирательства, чтобы обеспечивать достаточное количество еды, поэтому у них отсутствовала необходимость самостоятельно выращивать рис. Бассейн реки Янцзы являлся местностью произрастания дикого риса. И хотя растение произрастало в больших количествах, его было недостаточно для обеспечения едой местного населения. Кроме того, удачное сочетание природных, географических и климатических условий служило идеальной предпосылкой для начала культивирования риса. Таким образом, бассейн реки Янцзы стал местом зарождения культуры выращивания риса в Китае и в мире.



Карбонизированный рис, найденный при раскопках стоянки в Хэмуду


На протяжении всей истории рисоводство продолжало расширяться и распространяться на прилегающие районы. К периоду позднего неолита культура, основу которой составило выращивание риса, не только широко распространилась на юге Китая, но и постепенно проникла в Юго-Восточную Азию и даже на южные острова.

Благодаря возникновению традиции выращивания риса в бассейне реки Янцзы, китайская цивилизация преодолела природные катаклизмы, такие как заморозки, засуха и эрозия почвы, с которыми люди столкнулись в бассейне реки Хуанхэ во времена поздней династии Шан, в XVI–XI вв. до н. э., и в XII–XIII вв. при династиях Тан и Сун. Китайская культура продолжала процветать, а древняя египетская цивилизация, возникшая в низовьях реки Нил, и древняя вавилонская цивилизация, возникшая на Месопотамских равнинах, в междуречье Евфрата и Тигра, исчезли одна за другой из-за изменения климата, опустынивания почвы и песчаных бурь.

Таким образом, выращивание риса в бассейне реки Янцзы не только предшествовало зарождению выращивания проса в бассейне реки Хуанхэ, но и обеспечивало непрерывное развитие китайской цивилизации на протяжении тысячелетий.

5. Способы земледелия в рабовладельческом обществе. Коллективное земледелие и «пахота на пару»


На этапе возникновения рабовладельческого общества основным орудием земледелия по-прежнему оставалась деревянная соха. Когда с ней работал один человек, он только и мог, что просто пробивать почву. Чтобы вспахать землю, требовалась сила нескольких человек, обычно троих. Метод коллективного труда называется «сетянь» (协田), или «коллективное земледелие». Во времена династии Шан, в XVI–XI вв. до н. э., для изготовления сельскохозяйственных орудий, таких как лопаты, мотыги, плуги, начала использоваться бронза, а в XI–III вв. до н. э., во времена династии Чжоу, использование сельскохозяйственных орудий из металла постепенно стало повсеместным. Технологии земледелия также продолжали совершенствоваться. Теперь для работы с сохой требовалось всего 2 человека, а возделывание земли таким способом стали называть парным.

В периоды династий Ся, Шан и Чжоу, с XXI по III вв. до н. э., оросительное земледелие было основной формой сельского хозяйства в среднем и нижнем течении реки Хуанхэ. Создание оросительных канав – весьма трудоёмкая задача, и её невозможно было выполнить силами одной семьи. Рабовладельцам приходилось использовать большое количество рабочей силы. На бычьей кости, найденной в иньских руинах, в городе Аньян провинции Хэнань, выгравирована надпись: «Правитель приказал рабам всем вместе трудиться на полях». Во времена династий Шан и Чжоу, в XVI–III вв. до н. э., рабовладельцы в полной мере распоряжались инструментами и рабами. Рабов воспринимали как живые орудия труда. В те времена цена раба была относительно невысокой, в отличие от цены крупного рогатого скота и лошадей. Так, одну лошадь можно было обменять на 5 рабов. В вопросах управления рабовладельцы были достаточно жёсткими, так как им необходимо было заставить огромное количество людей совместно выполнять тяжёлую работу. В то время основным методом ведения сельского хозяйства было коллективное земледелие – «сетянь».



Коллективная обработка земли


Записи о парной пахоте содержатся в книге «Ши-цзин»32, а также в конфуцианской книге «Лунь Юй»33. В книге «Записки об исследовании ремёсел»34 говорится следующее: «Два раба тянут соху, пашут поле на пару». Словосочетание «пахота на пару» (кит. 耦耕) означает, что два человека работают вместе и занимаются вспахиванием земли, однако в литературных источниках не задокументировано, как именно двое человек выполняли свою работу. На этот счёт существует множество мнений. Некоторые учёные полагают, что 2 человека держались бок о бок и тащили соху. Другие полагают, что двое работали по очереди, сменяя друг друга. Согласно третьему мнению, оба человека одновременно наступали ногой на соху, чтобы поглубже вонзить её в почву. Ряд исследователей предполагает, что 2 человека находились лицом к лицу: один подпирал соху, а второй тянул. И наконец, некоторые придерживаются следующей точки зрения: под коллективным сельским хозяйством тогда подразумевался совместный труд и совмещение разных видов сельскохозяйственной деятельности. В «Книге песен» есть записи:


«Пусть будут на пашне прилежны,

Чтобы стократную жатву собрать

на каждую дружную пару!»35 и

«Тысячи пар на прополку явились вдруг».36


Это подтверждает, что на полях одновременно могли работать попарно множество рабов. Поскольку уровень производительности труда в то время был относительно низким, а рабы трудились без инициативны, рабочий процесс зачастую затягивался. Чтобы этого избежать, рабовладельцы посылали на поля надсмотрщиков с кнутами и палками.

«Сетянь» и «пахота на пару» являлись самыми эффективными способами трудового сотрудничества в рабовладельческом обществе, способствующими повышению производительности труда. В период Сражающихся царств, в V–III в. до н. э., из-за возросшей эффективности и новых орудий общественные поля были разделены и обрабатывались уже отдельными крестьянскими семьями. Труд тысяч человек на одной большой площади утратил свою необходимость, а коллективное земледелие перестало существовать.

6. Система землепользования во времена династии Чжоу. «Цзы», «синь» и «шэ»


Во времена царства Чжоу, в XI–XIII вв. до н. э., возделываемым землям давались следующие названия: «цзы» (菑) – поле в первый год после возделывания, «синь» (新) – поле на второй год после возделывания, «шэ» (畲) – поле на третий год после возделывания. Начиная от раннего, заканчивая заключительным периодом династии Западная Чжоу эти три названия постоянно использовались для обозначения этапов обработки земли в рамках парового земледелия37. До научно-технической революции, произошедшей в Европе в XVI в., паровая система земледелия продолжала широко применяться в мире, а на территории Среднего Запада в США, в Австралии, Канаде и западной части Китая паровое земледелие, пусть в небольших масштабах, применяется до сих пор. Данный вид земледелия, как правило, используется в засушливых или полузасушливых районах с высокой плотностью населения.

Названия «цзы», «синь» и «шэ» упоминались в древних китайских литературных источниках – в «Книге песен», «Книге истории»38 и «Чжоу и»39, – однако среди учёных уже давно ведутся споры по поводу интерпретации данных понятий. В девятой главе энциклопедического толкового словаря «Эръя»40 «Разъяснения территорий» есть следующая запись: «В первый год поле зовётся «цзы», на второй – «синь», а на третий год зовётся «шэ». «Книга песен» с комментариями Мао Хэна41 содержит эту строку без изменений. В «Книге обрядов»42 сказано следующим образом: «В первый год поле зовётся «цзы», на второй – «шэ», а на третий зовётся «синь». Можно увидеть разницу в порядке следования наименований. Ряд учёных предполагает, что эти три названия обозначают разные состояния обработки определённого участка земли. Так, впервые вспаханное, ещё не пригодное для дальнейшего засева, поле зовётся «цзы». На второй год, когда уже можно было сеять, поле звалось «синь», а на третий – «шэ». Далее, ранее возделываемое поле на определённое время оставалось нетронутым. Существовало и другое мнение. Так, учёный Лю Шипей полагал, что данные названия относятся не к одному, а к разным земельным участкам, каждый из которых возделывался в своём индивидуальном порядке.



Подъём целины


«Цзы» – участок земли, на котором из цикла трёхгодичной работы в первый год проводится пахота и засев, а последующие два года участок остаётся под паром, на нём работы не проводятся. По аналогии с этим под «синь» подразумевается поле, которое пригодно для возделывания два года из трёх, на третий год земле требуется «отдых». Что касается «шэ», то это земельный участок, пригодный для обработки из года в год. Историк Сюй Чжуншу полагает, что названия трёх равных земельных участков составляют систему трёхполья. Согласно этому мнению, «цзы» – это поле, оставленное под паром, «синь» – поле, обработанное после пара, а «шэ» – поле, обрабатываемое после пара несколько раз подряд. Таков был порядок первого года земледелия. Во второй год последовательность изменялась на «синь», «шэ», «цзы», а на третий год порядок был следующий: «шэ», «цзы», «синь». Этот трёхлетний цикл напоминает трехпольную систему земледелия, которая существовала в средневековой Западной Европе. Трёхпольная система имеет схожие черты с двухпольной системой, а также системой восстановления состояния плодородной земли, называемой «футянь» (复田).

Единого мнения по поводу интерпретации этих трёх понятий нет и по сей день, указывают ли они на три стадии обработки одного участка земли, или же это названия трёх разных участков с разными циклами обработки. И хотя общее решение пока не найдено, данная цикличная система земледелия определённо имела место в истории сельского хозяйства.



Совместный труд на новых землях


В тот же период существовала и другая система землепользования, так называемые «бросовые земли». После того, как поле впервые было вспахано, оно засевалось два года подряд, а затем его забрасывали. Поле очень быстро зарастало полевыми растениями и превращалось в луг. Это очень похоже на то, что в современной исторической науке называется переложным земледелием. После того, как люди оставляли поле, они сразу же искали новое, чтобы вспахать его. Однако плодородных земель возле населённых пунктов было не так много, поэтому людям приходилось возвращаться к ранее использованным участкам.

В период «Вёсен и Осеней», в XIII–V вв. до н. э., а затем и в период Сражающихся царств, в V–III вв. до н. э., производительность труда увеличивалась, а методы земледелия, в особенности технологии применения удобрений, сделали значительный шаг вперёд, поэтому система возделывания земель в рамках трёхгодичного цикла постепенно исчезла.

7. Оросительное земледелие в рабовладельческом обществе


Оросительная система начиналась с совсем небольшой канавки, называвшейся «цюань» (畎), и подходила напрямую к участку возделываемого поля. Следующие элементы канавы назывались «суй» (遂), «гоу» (沟), «сю» (洫) и «куай» (浍). Постепенно углубляясь и пересекаясь, они в конце концов впадали в реку. Во времена династий Ся, Шан и Чжоу, в XXI–III вв. до н. э., река Хуанхэ часто выходила из берегов. Чтобы развивать земледелие на равнинах бассейна реки Хуанхэ, необходимо было создавать водоотводные каналы. С постепенным освоением земель предки современных китайцев с помощью межей делили земельные участки, и по принципу девятипольного межевания земли43 создавали поля квадратной формы. Между этими 9 полями обычно и располагались оросительные каналы. Люди пришли к рытью оросительных канав после того, как легендарный китайский правитель Великий Юй поборол наводнения и научил народ выращиванию культурных растений, а во времена династии Чжоу, в XI–III вв. до н. э., девятипольное межевание и создание оросительных каналов уже прочно укоренилось в сельском хозяйстве. Таким образом, была сформирована основная система сельского хозяйства рабовладельческого общества территорий среднего и нижнего течения реки Хуанхэ.

Государства Шан и Ся располагались в бассейнах рек Ин и Фэнь, царство Западное Чжоу – в бассейне реки Вэй, княжество Цзинь – в бассейне реки Фэнь, княжество Лу – в бассейне реки Сы, царство Хань – в бассейне реки Хань. Расположение государств вблизи рек – это прекрасные условия для создания оросительных систем, однако почва здесь была достаточно рыхлая, а её рельеф ровным, поэтому каждый раз во время дождей реки выходили из берегов и затапливали крестьянские угодья. В связи с этим создание водоотводных каналов приобрело первоочередную важность. На территории городского округа Лоян провинции Хэнань археологи обнаружили оросительный канал, относящийся к временам царства Ся, который стал основным доказательством существования оросительных систем в те времена. Доказательство наличия оросительного земледелия во времена существования государства Шан можно увидеть даже в образе иероглифа 田 «тянь», означающего «поле». Его написание позволяет понять, что образующие его линии как раз являются изображением оросительных канав. До повсеместного распространения данной оросительной системы во времена династии Западная Чжоу, в XI–XIII вв. до н. э., в книге «Чжоу Ли»44 уже содержались подробные её описания. В разделе «Исследуя древние записи» есть следующие строки: «Люди создавали оросительные канавы в пять цуней45 шириной и парами шли на пашню». В «Книге песен» записано следующее:


«Метит границы, назначит наделы земли.

Между участками – пашен межи провели»46.


Здесь речь идёт о выравнивании земли, проведении межей, создании оросительных и водоотводных канав.

Внедрение оросительных систем в земледелие позволило смягчить контраст условий – уберечься от постоянных подтоплений и справляться с хозяйством во времена засухи, а также повысить урожайность. Эта система применялась вплоть до VIII–V вв. до н. э. Оросительное земледелие было не только основным методом организации сельскохозяйственных угодий, но также повлияло на развитие сельскохозяйственных технологий того времени. Выращивание сельскохозяйственных культур на длинных грядках создавало необходимые условия для посева и обработки почвы. Люди тратили много сил и времени на рытьё канав и, естественно, не хотели покидать местность, в которую был вложен огромный труд. Это стало одной из причин перехода от переложного земледелия к паровому. В процессе формирования системы оросительного земледелия люди всё лучше осваивали технологии обработки почвы, вспахивания и рядового посева, мелиорации, чередования сельскохозяйственных культур и выведения их лучших сортов.

Из-за того, что создание оросительных каналов отнимало много сил, одна крестьянская семья самостоятельно с этой задачей справиться не могла. Чтобы вырыть канаву, необходим был коллективный труд множества людей. Таким образом, росла необходимость в системе общественной земельной собственности, начинали формироваться сельские общины. Во время рытья канав люди сообща переворачивали крупные комья земли. Поэтому постепенно появилась «пахота на пару», которая затем плотно укоренилась в рабовладельческом обществе того времени. Система оросительных канав сосуществовала с особой системой дорог. Дороги и канавы разделяли обширные общинные поля на более мелкие, площадью около 7 аров. Это помогало распределить наделы между крестьянами и обрабатывать участок в рамках девятипольной системы. Сочетание сохи, оросительных канав и колодезного землепользования является отличительной особенностью истории развития сельского хозяйства в Китае. Так или иначе оросительная система земледелия и рытьё оросительных канав оказали влияние на такие сферы древней китайской культурной и общественной жизни, как транспорт, связь, философия и письменность. Даже появление и использование боевых колесниц связано с традициями парного земледелия – для управления колесницей и ведения боя требовались слаженные действия 2 человек.

8. Раннее земледелие в засушливых районах. Гребневое земледелие


Гребневое земледелие – это способ сухого земледелия, впервые появившийся на севере Китая, главным принципом которого является поддержание влажности почвы, подходящей для прорастания семян и роста сельскохозяйственных культур. По-китайски этот термин пишется как 畎亩, где иероглиф 畎 – это канава или борозда, а 亩 – гряда. Во время выкапывания канавы по обе её стороны возвышаются кучки откинутой земли. Гребневое земледелие также называется системой гребневой обработки почвы. Подобная система включает в себя два принципа: «на высоких полях избегать насыпей, на низких – канав».

На возвышенностях посевы выращиваются в канавах, и подобная организация пахотного пространства называется высоким полем. В то же время в низинах посадка осуществляется на грядах, а не в бороздах, и это называется низким полем. Отсутствие гряд на высоких полях способствует засухоустойчивости растений и сохранению влаги. Насыпи на низких полях, напротив, препятствуют затоплению посевов, а растения получают достаточно солнца и воздуха.



Схема посадки растений при гребневом земледелии


В бассейне реки Хуанхэ чередуются засухи и наводнения, что и привело к развитию гребневого, а не поливного земледелия. Размеры гряд и канав были одинаковыми, шириной и глубиной один чи, или 33,3 см.

Постепенно китайцы начали рассчитывать площадь сельскохозяйственных угодий с канавами и грядами следующим образом: 3 канавы и три гряды составляют один бу (1,6 кв. м), а 100 квадратных бу – один му (668 кв. м). В «Суждениях и беседах»47 упоминается, что легендарный китайский правитель Ся Юй «отдавал все силы оросительным каналам». Существует предположение, что полевая система возникла ещё в эпоху мифических императоров Яо и Шуня, а при династиях Ся, Шан и Западная Чжоу, в XX–VII вв. до н. э., сформировалось гребневое земледелие, использовавшееся для дренажа и предотвращения заболачивания почв.

В периоды «Вёсен и Осеней» и Сражающихся государств, с VII по II вв. до н. э., гребневое земледелие получило развитие в сторону системы орошений, и помимо борьбы с излишками влаги на него была возложена задача – борьба с засухой. В трактате «Вёсны и осени господина Люя» указаны требования к канавам и грядам: гряда должна быть широкой и ровной, а канава – узкой и глубокой. Кроме того, поле должно быть структурированным с балансом уровней, что должно способствовать поддержанию плодородия и отличному урожаю.



Гряды


Кроме того, отмечается, что разбивать поля следует в соответствии с конкретными условиями местности, учитывая направления водных потоков и солнечного света. Например, гряды, ориентированные с юга на север или с востока на юг, получат больше солнечного света; и, напротив, – поле, ориентированное с востока на запад, будет скудным, так как солнца будет недостаточно.

Внедрение этого метода оказало глубокое влияние на ведение сельского хозяйства и сельскохозяйственные орудия того времени. До гребневого земледелия посевы, как правило, росли по полю хаотично, не было ни гряд, ни междурядий, из-за чего были невозможны прополка и пропашка. Применение гребневого земледелия увеличило доступ растений к солнцу и обеспечило нужный уровень фотосинтеза, что, в свою очередь, привело к увеличению урожайности. А появление междурядий дало возможность для прополки. Культивирование стало важным шагом для развития китайского традиционного сельского хозяйства. По мере развития технологий культивирования получили развитие и различные сельскохозяйственные орудия, например, медная шестиугольная мотыга.

Гребневое земледелие до сих пор имеет высокую практическую ценность. Разбитая данным способом почва имеет волнистую форму, а площадь поверхности увеличивается на 25–30 % по сравнению с обычной обработкой, что увеличивает количество получаемого солнечного излучения. В течение дня температура на гряде выше, чем при обычном выращивании, примерно на 3° С. Ночью у гряды больше площадь поверхности теплообмена, а влажность ниже, что увеличивает суточную амплитуду температуры почвы. В сезон дождей гряда лучше защищает от излишней влаги. В низинах гребневое земледелие способно улучшить экологические условия сельскохозяйственных угодий. Из-за волнистой структуры поля гряда повышает сопротивляемость культур внешним воздействиям и гасит скорость ветра, предотвращая эоловую эрозию. Обработка гряды путём окучивания может способствовать росту корней и повышению устойчивости растений к полеганию.

9. Сельское хозяйство в бассейне Хуанхэ. Севооборот


Гребневое земледелие по-прежнему представляет собой относительно ранний способ обработки почвы. Если земля не отдыхает, то она истощается и её необходимо освободить от посадок на срок от одного года до трёх лет, что существенно сокращает посевные площади. Избежать этого позволил севооборот – способ ведения сельского хозяйства, возникший при династии Западная Хань, в I в. до н. э. На участке земли расположение каналов и гряд стали ежегодно менять местами, отсюда и само название, в буквальном переводе с китайского – смена поля. Данный метод обработки почвы подходит для засушливых земель в бассейне Хуанхэ и основывается на обобщении опыта многих поколений.

Во времена царства Чжао, с IV в. до н. э. по III в. н. э., суть севооборота была примерно такова: «Из года в год – три оросительные канавы на один му». Небольшая оросительная канава разделяла пахотную землю на насыпи и канавы, ширина гряды и глубина канавы составляли примерно 0,694 м.



Распашка земли при севообороте



Расположение саженцев год к году


На одном му земли помещались 3 насыпи и 3 оросительные канавы. В бассейне реки Хуанхэ располагаются засушливые земли, там выпадает относительно мало дождей, а весной часто дуют сильные ветры. Из-за особенностей климата весной земле дают отдохнуть, чтобы поддержать определённую температуру и влажность, и чтобы растущие на ней дикие травы превратились в естественное удобрение. Плодородная насыпь не только даёт мощные всходы, но и укрепляет корни выращиваемых культур, тем самым защищая культуры от суховеев.

После многократного проведения культивации и окучивания первоначальные гряды и канавы меняются местами, что позволяет засеять оставшееся после канавы плодородное место и добиться эффекта севооборота. Чтобы расширить область применения данной технологии и внедрить другие прогрессивные методы, в царстве Чжао был издал указ, согласно которому начальники областей, волостные чиновники, сборщики налогов и опытные земледельцы были обязаны пройти обучение в столице. В истории Китая данные государственные меры считаются самой ранней попыткой организованного обучения людей сельскому хозяйству.

Несмотря на то, что каждый сезон осуществлялась обработка только половины пахотных земель, можно сказать, что севооборот повысил эффективность использования и позволил сделать землю более плодородной. При этом способе урожайность поля повышалась до одного ху (древнекитайская мера измерения объёма зерновых, равная примерно 52 современным литрам).

Династия Западная Хань когда-то распространила севооборот на территории современных территорий равнины Хэтао, северо-западной части Ганьсу, центра и юго-запада Шаньси и запада Хэнани. Однако в более поздние годы этот способ уже не применялся. На это есть две причины. Во-первых, севооборот имеет высокие требования к крупному скоту и сельскохозяйственным орудиям, он подходит для крупномасштабного земледелия и не подходит для единоличного крестьянского хозяйства как единицы феодального земледелия. Во-вторых, в засушливых районах бассейна реки Хуанхэ севооборот был одним из способов предотвращения засухи, и через непродолжительное время в засушливых районах был заменён северной системой земледелия, при которой для сохранения влажности почвы использовалась технология тройной обработки поля: вспахивание, боронование и шлейфование.

Хотя севооборот уже давно не пользуется популярностью, некоторые его особенности до сих пор находят применение в областях сельского хозяйства.

10. Применение удобрений. Гнездовая посадка


Гнездовая посадка – это один из способов обработки земли, который отличается значительным использованием трудовых и материальных ресурсов на небольшой площади, интенсивной обработкой, предотвращением засухи, а также высокой урожайностью с единицы площади. Гнездовая посадка берёт начало из севооборота и сочетает в себе глубокую вспашку и тщательную обработку земли, рациональную сгущенную посадку, обильный полив, тщательный уход и другие меры повышения урожайности. Главной особенностью гнездовой посадки является раскапывание земли для формирования глубокой ямы, в которой задерживаются влага и удобрения, что позволяет избежать засухи. Этот способ подходит для засушливых северных районов Китая, а при династии Хань считался высокоурожайным и широко применялся.

Деление поля на квадраты представляет собой деление на участки, в которых возможен застой воды и разводимых навозных удобрений, что помогает снизить почвенную эрозию. Наиболее раннее упоминание о гнездовой посадке встречается в «Книге Фань Шэнчжи» времён правления Хань Чэн-ди48, где описаны две разновидности этого метода. Первый способ – это деление на канавы, которое подходит для равнинного земледелия. Большой участок длиной 487 м и шириной 108 м делился по горизонтали на 15 частей, между каждой вырывалась канава в 2,7 м глубиной и шириной и длиной в 27 м, в которую высаживались культуры.

Гнездовая посадка во многом похожа на севооборот, но между ними есть различия. Участки при севообороте имеют форму вытянутого прямоугольника, в котором «на один му земли приходится три оросительные канавы»; при гнездовой посадке участки делятся на прямоугольники, где 6,7 аров земли делятся на 15 участков с 14 канавами, что гораздо удобнее для контроля почвенных условий. Подобный способ подходит для выращивания злаков, проса, пшеницы, соевых бобов, периллы, кунжута и т. д.



Древнекитайский иероглиф «гнездо»


Второй способ – это деление поля на гнёзда, характерное для небольших участков земли. Поле делится на равноудалённые квадраты или круги, глубина и размер которых зависят от высаживаемых культур. Согласно записям в «Книге Фань Шэнчжи», при втором способе гнездовой посадки поля подразделялись по экономическому статусу владельцев: существовали участки для зажиточных крестьян, крестьян средней руки и бедняков. «В одно гнездо положить 20 зёрен проса, удобрить одним шэном49 навоза и несколькими сортами земли», – так говорится про богатые участки, но нет никаких упоминаний о том, использовались ли удобрения на участках бедняков и среднего класса. Участки в форме гнезда подходят для выращивания проса, пшеницы, соевых бобов, тыквы-горлянки, сладкого картофеля и др.

У этой технологии посадки есть несколько важных аспектов: предварительная глубокая вспашка и сосредоточение посевов в тех местах, которые способствуют накоплению воды после орошения, где меньше испарения и меньше потери питательных веществ. Кроме того, данный метод требует плотной посадки по строгим правилам. Перед посевом необходимо провести предварительную обработку семян удобрениями и средствами защиты от насекомых и засухи. Помимо этого, место посадки пропалывается, удобряется и обильно орошается.

В «Книге Фань Шэнчжи» подчёркивается, что гнездовая посадка «не требует плодородной земли, может использоваться в горной и холмистой местности, вблизи городов, на склонах и зонах рискованного земледелия». Это показывает, что при династии Хань данный метод применяли для освоения как плодородных земель, так и пустошей.

Гнездовая посадка может значительно повысить урожайность зерна, также её преимуществом является то, что она одинаково подходит как для равнинных земель и многолетних возделываемых полей, так и для склонов и пустырей. Технология способствует расширению доступных для земледелия площадей и играет важную роль в защите почвы от засухи. Однако поскольку данный метод ведения сельского хозяйства требовал больших трудовых и материальных ресурсов, а также выдвигал значительные технические требования, после династии Хань он применялся только на небольших полях и не получил дальнейшего распространения.



Деление поля на 15 равных частей



Деление поля на квадраты для гнездовой обработки


11. Обработка семян для борьбы с засухой. Замачивание посевного материала


Процедура замачивания семян в давние времена предполагала обволакивание семян толстым слоем костных отходов. Обработанные таким образом семена защищены от насекомых-вредителей, менее подвержены засухе, а после прорастания у растения развивается более крепкая корневая система. Подобная техника обработки напоминает современное покрытие семян обволакивающим слоем специального раствора.

В «Книге Фань Шэнчжи» описаны два способа замачивания семян, названные «способ Хоу-цзи» и «способ Шэнь-нуна». И Хоу-цзи, и Шэнь-нун считались покровителями земледелия в Древнем Китае. Способ Хоу-цзи заключается в троекратной варке раздробленных лошадиных костей и воды в пропорциях 1 к 3, после чего костешлак фильтровался, в раствор добавлялись обработанные корни аконита. Спустя 3-4 дня аконит вынимался, а в раствор добавлялись экскременты тутового шелкопряда, овечий навоз и костный отвар в равных пропорциях. Получалась густая смесь.

За 20 дней до посева семена помещали в смесь и перемешивали. После их тонким слоем раскладывали на открытом воздухе и сушили. Помещение в почву остатков смеси перед посевом не только способствовало защите урожая от поражения саранчой, но также делало растения более устойчивыми к засухе и в разы увеличивало урожай.

Способ Шэнь-нуна заключался в использовании раздробленных костей различных животных (лошадей, крупного рогатого скота, овец, свиней, оленей) и талой воды в пропорциях 1 к 3 для приготовления смеси, которая также варилась 3 раза, после чего костешлак отфильтровывался, в полученный раствор добавлялись обработанные корни аконита. Спустя 5 дней корни доставались, и добавлялось несколько видов навоза, обычно олений и овечий. При перемешивании получалась густая смесь, которую можно было использовать – замочить в ней семена, извлечь и высушить на свежем воздухе. Если костей под рукой не было, предлагалось использовать вываренные шелковичные коконы. Обработанные такой смесью семена были устойчивы к засухе и насекомым-вредителям, что обеспечивало стабильную урожайность сельскохозяйственных культур.

Хотя принцип действия обоих способов несколько разнился, существенного влияния на результаты это не оказывало. Разные виды экскрементов делали смесь клейкой и пластичной, и она легко приставала к семенам. Состав смеси не только позволял удерживать влагу, но служил отличным удобрением, способствующим росту сельскохозяйственных культур. Особенно ценным компонентом считались экскременты тутового шелкопряда, которые богаты азотом, фосфором и калием, а также содержат магний, марганец и другие питательные вещества, полезные для роста растений.



Описание процесса замачивания семян в «Книге Фань Шэнчжи»


Костный отвар содержит костный клей, действующий как связующее звено для соединения экскрементов тутового шелкопряда и навоза овец. Аконит – это высушенный корень борца кармихеля, содержащий токсичные компоненты, в частности аконитин, вызывающий лихорадку. Высокотоксичные травы хорошо зарекомендовали себя в борьбе с подземными вредителями. После основания Китайской Народной Республики учёные провели ряд экспериментов по замачиванию семян древними методами, добившись повышения урожайности на 85 %. Анализ выявил три основные причины высокой эффективности замачивания: во-первых, оно способствует прорастанию семян; во-вторых, обеспечивает семена питательными веществами, необходимыми для роста; в-третьих, способствует росту корневой системы, повышая засухоустойчивость всходов.

12. Ключевые методы обработки земли в древности. Вспашка на волах


Рост производительности сельского хозяйства в бассейне реки Хуанхэ начался с использования железных орудий. В сравнении с деревянными и каменными сельскохозяйственными орудиями железные орудия твёрже, острее и долговечнее, что значительно повышает эффективность и играет крайне важную роль в развитии сельского хозяйства. В периоды Вёсен и Осеней и Сражающихся царств Китай освоил технологию производства ковкого чугуна, на 2 000 лет опередив аналогичные технологии в Европе и Америке. Технология чугунного литья сделала возможным производство металлических сельскохозяйственных орудий. В середине периода Сражающихся царств такие орудия распространились в среднем и нижнем течении Хуанхэ и в конце концов вытеснили деревянные и каменные.

До наступления железного века соха была основным сельскохозяйственным орудием. Более 7 000 лет назад люди культуры Хэмуду использовали лопаточные кости крупных животных для обработки почвы. Так началась история сохи – деревянного зубчатого инструмента для земляных работ. При вступлении в железный век получила распространение соха с железным сошником. Усовершенствованный вариант не имел изначальной поперечной балки, к нему добавились перекладины и тяговый рычаг. Постепенно соха из ручного инструмента с вертикальным возвратно-поступательным движением стала плугом, в основе которого лежало поступательное горизонтальное движение.



Вспашка на волах при династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.)


Появление железного плуга имело эпохальное значение в истории развития сельскохозяйственных орудий и способствовало соединению рабочих сил и плуга, крупного рогатого скота и плугов. Однако железные плуги периода Сражающихся царств имели лемехи только V-образной формы, у них отсутствовал отвал, что позволяло только бороздить землю, в результате чего вспашка скотом не получила в то время значительного распространения. Во времена династии Западная Хань в конструкцию плуга были добавлены отвал и ножи, которые значительно повысили эффективность штыкования почвы. Такая сельскохозяйственная технология получила особенное развитие при У-Ди, седьмом императоре династии Хань, когда военный эмиссар по земледелию Чжао Го энергично продвигал технологию вспашки земли плугом, запряжённым двумя волами. Обработка почвы с использованием железного плуга популяризировалась в бассейне реки Хуанхэ и постепенно распространялась по всей стране.

Использование чугунных плугов и вспашка на волах освободила людей от тяжёлого сельскохозяйственного труда. Она не только способствовала повышению продуктивности сельского хозяйства, но и изменила соотношение классовых сил. Приминение железных орудий значительно повысило производительность в сельском хозяйстве и обеспечило независимость работников: уже не требовалось работать вдвоём. Колодезная система землепользования изжила себя, постепенно сменившись на феодальную. После объединения Китая под властью Цинь Шихуана50 вслед за территориями Великой Китайской равнины железный плуг начали использовать в бассейне реки Чжуцзян.

В I–VI вв., с конца династии Восточная Хань до периода Южных и северных династий51, на севере страны происходили частые войны, а на юге было относительно спокойно, что позволило населению южных провинций внедрять передовые методы ведения сельского хозяйства, такие как железные плуги и вспашка волами, вследствие чего сельское хозяйство на правобережье Янцзы непрерывно развивалось. В конце династии Хань появился гибкий и облегчённый плуг с изогнутыми оглоблями, который был удобен для ведения сельского хозяйства в горной местности. Во времена династии Тан крестьяне районов к югу от Янцзы создали плуг для рисовых полей, оглобли у которого были более подвижными, что улучшило манёвренность.

На протяжении тысячелетий вспашка на волах была основным способом обработки земли. Это уникальное для Китая сочетание технологий выплавки чугуна, использования силы рабочего скота, а также богатого практического опыта. Применение вспашки на волах позволило сельскохозяйственному производству развиваться в сторону высокой эффективности, целенаправленности и адаптации к местным условиям. Оно дало развитие ряду сельскохозяйственных технологий. Вспашка на волах является основой древней системы интенсивного земледелия и до сих пор остаётся одним из методов сельского хозяйства в Китае. Данный вид обработки почвы можно даже назвать «сердцем» китайской аграрной цивилизации.



Сошник плуга



Удила для волов

13. Борьба за сохранение влаги в северных регионах. Вспашка, боронование, шлифование


Система «вспашка – боронование – шлифование» представляет собой разработанную во времена Южных и Северных династий технологию, подходящую для применения в засушливых районах. Весенний сезон в бассейне реки Хуанхэ сухой и ветреный, почвенная влага легко испаряется. В древние времена существовало специальное словосочетание «потеря влаги» (失墒), которое обозначало потерю воды именно изнутри, а не с поверхности почвы. С давних времён земледельцы преследовали две основные цели: удержать влагу и обеспечить засухоустойчивость посевов. В период со II в. до н. э. по VI в. н. э., с эпохи Цинь и Хань до эпохи Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий, в районах среднего и нижнего течения Хуанхэ постепенно сформировалась система «вспашка – боронование – шлифование». Это одно из самых выдающихся изобретений в аграрной истории Китая, которое до сих пор считается самой дешёвой и экологичной технологией.

Как видно из названия, подобная технология включает в себя последовательное использование вспашки, боронования и шлифования на крестьянских наделах. Сельскохозяйственные инструменты, которые при этом используются, – плуг, борона и волокуша. Во времена династии Хань у плуга с прямыми оглоблями уже имелись лемех и отвал, для рыхления, вскапывания и штыкования почвы. После вспашки комья земли необходимо было разбивать, для этого в эпоху Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий появилось специальное орудие – борона. Её конструкция состояла из 2 – 3 деревянных брусков, соединённых планкой, в которой в произвольном порядке располагались чугунные зубья.

Зубья втыкались в почву, боронующий вставал на перекладину конструкции, которую тянул вол. Человек утяжелял вес конструкции, и зубья глубже входили в почву, что делало обработку продуктивней. Боронование разрыхляло землю, а вода начинала быстро испаряться, поэтому требовалось ещё и шлифование. Орудие для шлифования представляло собой относительно толстые прутья с шипами, переплетённые между собой в прямоугольную конструкцию. Процесс его использования выглядел следующим образом – волокуша ставилась на вспаханное поле и тянулась рабочим скотом, а работник или стоял на ней или клал на неё камни, увеличивая давление на поверхность почвы и способствуя её уплотнению.



Настенная роспись из склепа в провинции Ганьсу. Процессы вспашки,


боронования и шлейфования


Эта технология обработки почвы базируется на научном положении: в почве находятся капиллярные трубки естественного происхождения, которые сообщаются с внешним миром, проходя через них, вода из почвы испаряется. Боронование и шлейфование уничтожают эти естественные каналы, предотвращая выветривание почвенной влаги, что крайне важно для засушливых северных регионов. Известный агроном времён Цзя Сысе в «Необходимых искусствах для простого народа» дал теоретическое объяснение вспашке и боронованию и подробно описал технические требования к этим процессам:

«Требуется пахать узко и мелко, плуг не должен быть слишком широким, иначе глубоко почву не вспахать. Распахиваются высокие и низкие поля вне зависимости от того, осень или весна. И сухая, и влажная почва требуют обработки, чтобы дать урожай. Время обработки земли зависит от влажности почвы. Осенняя пахота должна быть глубокой, весенняя – поверхностной. Первая вспашка глубже, последующие – мельче». Таким образом становится понятно, что в северном Китае того времени система обработки земли имела теоретические и практические основания. Не удивительно, что она до сих используется как хорошо зарекомендовавшая себя сельскохозяйственная технология.



Волокуша



Борона

14. Интенсивное земледелие на юге Китая. Вспашка, боронование, выравнивание


Тогда как северная часть Китая отличается засушливым климатом, в южной части страны преобладает влажный климат, подходящий для культивации поливного риса – ключевой из отраслей сельского хозяйства Китая с давних пор. Поливному рису необходимо ровное, большое илистое поле с развитой системой орошения. Мятеж Ань Лушаня во времена династии Тан сместил экономический центр страны в южные районы, где и сформировалась особая система обработки рисовых полей «вспашка – боронование – выравнивание».

Крестьяне к югу от реки Янцзы, опираясь на долгую земледельческую практику, создали специальный короткий плуг с грядильями для рисовых полей – плуг цзяндунской формы (другое название – плуг с изогнутыми оглоблями). При его использовании можно было регулировать глубину вхождения сошника в почву в зависимости от её консистенции, что идеально подходило для обработки южных рисовых террасных полей. Постепенно такой плуг стал заменой прямому плугу, использовавшемуся со времён династии Хань.



Вспашка, изображение из альбома «Картинки сельской идиллии»



Борона, изображение из альбома «Картинки сельской идиллии»


После вспашки рисового поля его нужно пропитать водой и раздробить комки глины. Для последнего процесса был изобретён специальный каток для рисовых полей, также известный как прикатывающая борона. После многократных вспашек и боронования почва напоминает мягкую пасту, тогда наступает время ещё для одной процедуры – выравнивания. Инструмент для выравнивания состоит из нескольких досок, формирующих стойки, на которых сверху крепится поперечный брус, выполняющий роль поручня. В нижней части располагаются зубья, а по обеим сторонам конструкции устанавливаются деревянные рейки, образовывая некоторое подобие ярма. Бык тянет ярмо вперёд, а человек держится за поручень, направляя движение, в итоге почва становится гладкой, как зеркало.



Вспашка



Боронование



Выравнивание


Вспашка, боронование и выравнивание – это традиционная южная триада подготовки рисового поля, использовавшаяся на протяжении многих поколений. Сначала заливное поле вспахивалось плугом. Глубокая вспашка уничтожала сорняки, после чего они со временем становились удобрением. Яйца насекомых-вредителей под слоем почвы погибали от недостатка кислорода, что снижало риск появления взрослых особей.

Вспаханное поле обильно поливали и многократно прокатывали катком, чтобы превратить большие комья земли в глинистый раствор, после чего можно было высаживать рис.

Вспашка, боронование и выравнивание – эти три процесса обработки почвы значительно расширили использование пахотных земель и их производительность, став основой системы интенсивной обработки заливных рисовых полей в южной части Китая. Сельское хозяйство на юге начало стремительно развиваться под влиянием комплексных технологий, применяемых на севере, – вспашки, боронования, шлейфования, – а экономический центр из бассейна реки Хуанхэ постепенно переместился в бассейн реки Янцзы. Лу Чоу, известный художник времён династии Южная Сун, создал серию изображений со стихами «Сельская идиллия», содержащих сцены вспашки, боронования, прополки и выравнивания. Это исчерпывающее описание технологии возделывания южных рисовых полей способствовало распространению и развитию интенсивного земледелия. После династий Мин и Цин система обработки заливных рисовых полей вошла в стадию активного развития и позволила решить возникшее в те времена противоречие между стремительным демографическим ростом и нехваткой пахотных земель. Использование новых земель и их урожайность заложили устойчивую основу для развития современного сельского хозяйства КНР.

15. Повышение производительности посевных площадей. Выведение новых сортов


Сильные и слабые стороны сортов сельскохозяйственных культур играют жизненно важную роль в обеспечении урожайности и качества выращиваемой продукции. Уже на заре времён люди пришли к выводу, что зрелое и налитое зерно способно дать крепкий росток с крупными соцветиями и семенами.

В XX–II вв. до н. э., во времена династий Ся, Шан и Чжоу, в Китае уже существовало понятие «цзячжун», обозначающее сорт сельскохозяйственной культуры высшей категории с выдающимися характеристиками. В «Книге песен» встречаются записи о племенных сортах проса и гаоляна. В «Шицзине в передаче Мао Хэна» времён династии Западная Хань записано следующее: «Жёлтые хлеба – благодатные зерновые культуры». Один из известных историков древности Кун Инда (574–648 гг.) трактует это так: «Зерновые культуры жёлтого цвета: просо и чумиза. Жёлтый цвет проса, чумизы и хлебных культур является признаком их высокого качества». Поэт периода Троецарствия Цао Чжи написал стихотворение «Благодатный дождь», в котором также встречается упоминание о культивировании зерновых: «Тучная земля налитых зёрен проса полна, осенью большой урожай даст она».

В VIII–V вв. до н. э., в период Вёсен и Осеней, агрономы древности уже вывели раннеспелые и позднеспелые сорта зерновых. А в IV–II вв. до н. э., в эпоху Сражающихся царств, появилось множество высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур. В трактате «Гуань-цзы» упоминаются такие культуры, как просо, гаолян, рис, горох и ещё более 30 наименований. Для правильного выбора места для посадки даже существовало управление земледелием со своими чиновниками. В установленное время инспекторы отправлялись на проверку сельскохозяйственных угодий, где проверялись наименование сорта, способ посадки и качество земли, после чего отчёт публиковали и распространяли среди крестьян. Таким образом, работа по выбору времени и места посадки семян велась уже в глубокой древности и, по сути, являлась первым примитивным методом селекции.

Согласно записям энциклопедии «Необходимые искусства для простого народа», изданной в VI в., при династии Северная Вэй, китайцы имели довольно глубокие познания о том, как поддерживать чистоту семян, обрабатывать посевной материал и адаптировать сельскохозяйственные культуры к условиям почвы. Именно тогда они начали применять селекцию, а также целенаправленную культивацию урожайных сортов.

Во времена династий Мин и Цин понимание значимости качества посевного материала укрепилось и вошло в народную жизнь в качестве поговорок: «Слабая мать – хилый ребёнок, сильная мать – могучий потомок», «Семя выбрано неверно – урожайность будет скверной». Повышение требований к отбору способствовало формированию и культивированию новых сортов сельскохозяйственных культур. В трактате эпохи династии Мин «Записки о народном земледелии и животноводстве» указано следующее: «Семена пяти злаков, бобов, фруктов и овощей – мужское начало, а земля – женское начало. Мать должна быть тучной, а отцу надлежит быть крепким. Надлежит сначала тщательно выбрать зёрна, затем очистить их, отобрать гладкие и более крупные, посадить и собрать их. Повторить процесс. Спустя три года получите семена, которые будут больше зёрен самого крупного вида проса».

В XVIII в. цинский император Канси случайно обнаружил, что на рисовых полях района Фэнцзэюань рис созревает раньше, поэтому он каждый год оставлял семена раннеспелых колосьев и ждал следующего года, чтобы посадить этот рис и повторить процедуру.



Записи о выращивании риса императора Канси


В книге «Записки о ценностях и изъянах времён правления Канси» сказано: «У особого сорта посевного риса красноватый цвет, продолговатое зерно, приятные вкус и аромат. Он произрастает на богатых травами пастбищных полях и благодаря своим характеристикам зовётся императорским рисом». Помимо цвета, вкуса и аромата императорский рис также отличается скороспелостью и повышенной засухоустойчивостью.

Правда, Канси не спешил с распространением нового сорта и сначала ограничился тем, что посадил его на дворцовых полях. Спустя более чем 30 лет культивирования в северном регионе императорский рис начал выращиваться и к югу от реки Янцзы, а впоследствии получил официальное название «Императорский рис Канси».

Отбор лучших семян растений для воспроизводства – это направленное вмешательство в гены культуры и в итоге – изменение её генетической структуры. В связи с непрерывным прогрессом селекционных методов и технологий за время династии Цин количество высокоурожайных сортов значительно увеличилось. На момент публикации «Энциклопедии записей по временам года» в 1742 г. насчитывалось около 500 сортов пшена и 3 429 сортов заливного риса.

После основания КНР отборные сорта основных сельскохозяйственных культур прошли от 5 до 6 полных циклов селекции, каждый из которых увеличивал урожай более чем на 10 %.

За последние 60 лет выведено более 6 000 новых сортов сельскохозяйственных культур, что способствовало обновлению сортов и повышению их качества, а также позволило обеспечить продовольственную безопасность Китая. В настоящий момент доля покрытия посевных площадей выведенными в КНР сортами превышает 90 %.

16. Традиционные методы земледелия. Севооборот, уплотнённый посев, подсев


Сельское хозяйство прошло путь развития от древних подсечно-огневой и паровой систем земледелия до устойчивого земледелия и многокультурного севооборота, междурядного посева и многократного увеличения эффективности производительности и землепользования.



Подсев



Междурядный посев


Севооборот может значительно повысить урожайность традиционного сельского хозяйства; уплотнённый посев позволяет максимально использовать пространство и ресурсы и в то же время повышает коэффициент повторного посева, являясь одним из технических мер севооборота; он не только обеспечивает урожайность, но и восстанавливает и обогащает плодородие почвы.

Под многокультурным севооборотом понимается система посадки, при которой более 2 культур в течение года непрерывно высаживаются на одном поле. Часто встречающиеся сочетания: пшеница – рис (2 урожая в год), конские бобы – рис – рис (3 урожая в год), озимая пшеница – кукуруза или бобы – зимний перерыв – хлопчатник (3 урожая за два года) и т. д. В Китае уже 2 000 лет назад существовали записи о посеве пшеницы сразу после сбора проса, а также посадке проса и бобов после сбора пшеницы.



Междурядный посев



Междурядный посев: картофель и кукуруза


Уплотнённый посев представляет собой способ посадки 2 или более культур на одном поле в один и тот же период, по отдельности или перемежаясь. Ещё во времена правления династии Западная Хань учёный Фань Шэнчжи зафиксировал случаи совместного выращивания тыквы и бобов. В «Необходимых искусствах для простого народа» встречается записанный опыт выращивания шелковицы с золотистой или угловатой фасолью, лука и кориандра. Выращивание нескольких культур в одно время называется уплотнённым посевом, а в разное время – подсевом.

Севооборот – это способ посадки, при котором разные культуры или несколько комбинаций сельскохозяйственных культур последовательно чередуются на одном и том же поле по сезонам или годам. В Китае севооборот начал внедряться ещё во времена династии Западная Хань. В «Необходимых искусствах для простого народа» встречаются следующие строки, указывающие на необходимость и последовательность севооборота: «Поля для посева следует менять. Лубяные культуры нуждаются в тучных землях, а по верху надлежит сажать фасоль золотистую и угловатую. Лубяные культуры и просо сменяют посадки репы или соевых бобов».

В XIV в., после установления династии Мин, несмотря на увеличение площади пахотных земель, совершенствование технологий и медленный прирост населения, количество пахотных земель на душу населения быстро сокращалось, отчего в южных регионах получил развитие многокультурный севооборот, а также метод подсева. В вышедшей в XVII в. книге «Дополнительные сведения о крестьянских наделах» записано, что позднеспелый рис высаживался между рядами раннеспелого риса, что продлевало период созревания позднего риса и обеспечивало 2 урожая с одного поля в год.

В XVII–XX вв., в эпоху династии Цин, получила развитие трёхуборочная система (так называется выращивание 3 культур в год на одном участке).

Многокультурный севооборот оказывает существенное влияние на плодородие почвы и, чтобы не истощить земли, во времена династий Мин и Цин в рамках севооборота стали активно применять бобовые культуры, которые поглощают азот из воздуха и увеличивают содержание питательных веществ в почве. Выращивание бобовых при севообороте не только обеспечивает богатый сезонный урожай, но и предотвращает чрезмерную деградацию почв. Кроме того, применение ротации культур на высоких рисовых полях способствует полному циклу разложения органических веществ, обогащает почву и снижает количество сорняков и насекомых-вредителей.

Многокультурный севооборот, уплотнённый посев, подсев и севооборот используются для повышения урожайности сельскохозяйственных культур и обеспечивают баланс между объёмом производимой продукции и экологическим состоянием почвы. Данные традиционные методы играют важную роль в рациональном использовании сельскохозяйственных ресурсов и улучшении качества полей. Для рационального использования ресурсов и повышения совокупной производственной мощности сельского хозяйства необходимо постоянное совершенствование науки растениеводства в направлении высокой урожайности, повышения качества, эффективности и экологичности.

17. Секреты древнего рисоводства. Пересадка рассады, прополка и подсушивание полей


Традиционный процесс выращивания риса подробно и наглядно представлен в альбоме «Картинки сельской идиллии»52. На ней изображены все ключевые этапы, включая подготовку почвы, замачивание семян, проращивание, выращивание рассады и пересадку, внесение удобрений, орошение, сбор урожая, молотьбу, провеивание на солнце и хранение. Выращивание рассады, обработка (вспашка) и подсушивание полей – самые важные из перечисленных стадий. Технология выращивания из рассады – самый распространённый метод культивирования риса, а обработка и просушка полей составляют основу ухода за данной полевой культурой.



Выращивание рассады в теплице


Примитивные методы посадки риса очень метко описал историк времён династии Западная Хань Сыма Цянь: «Огнём пахать, водой полоть». После выжигания поля на него высаживались саженцы; после того как ростки достигали 25–30 см, начиналось удаление сорняков: поле заливали водой, чтобы лишить сорную траву кислорода. Погибнув, сорняки перегнивали и становились удобрением. В период династии Восточная Хань техника выращивания риса получает активное развитие, а в южной части страны появляются новые технологии.

После династии Тан начиная с X в., благодаря использованию изогнутых плугов на южных рисовых полях, производительность труда и качество вспашки значительно возросли, а под влиянием устоявшейся в северных засушливых регионах системе «вспашка – боронование – шлифование» постепенно возник комплекс мер для южных заливных рисовых полей: «вспашка – боронование – выравнивание». Во времена династии Мин и Цин, в XIV–XX вв., на рисовых полях начинают применяться такие технологии, как многокультурный севооборот, уплотнённый посев, подсев и севооборот.

На ранних этапах использовали прямой посев. Метод прямого посева заключается в посадке семян на поле сразу после штыкования почвы и внесения удобрений. Это простой и трудосберегающий способ, однако растения при нём плохо противостоят болезням и насекомым, а при неблагоприятных условиях возможна полная потеря урожая. Пересаживать рис начали предположительно при династии Хань, на рубеже нашей эры. Сначала семена риса проращивали на удобренной земле, которая также называется посевной ложей, а затем пересаживали рассаду в поле.

Данный метод значительно повышает устойчивость риса к болезням и насекомым-вредителям. С развитием культивирования заливного риса в южной части страны, а особенно с популяризацией многокультурного севооборота выращивание и пересадка рассады стали важными техниками, способствующими развитию рисоводства, и ключевыми факторами роста урожайности.

В трактате «Сельскохозяйственная книга Чэнь Фу»53 периода династии Сун подробно описаны технические требования к выращиванию рассады. Во-первых, необходимо выбрать подходящую землю, раздробить и выровнять её, огнём повысить температуру почвы, а после добавить удобрения. Во-вторых, важно посадить растения вовремя. Так, ни в коем случае нельзя сажать саженцы сразу при наступлении тепла и не принимая во внимание сезон – при заморозках саженцы погибнут, а это значит, что придётся выполнять повторную посадку, потеряв не только время, но и возможность получить крепкие всходы. В-третьих, требуется умеренное внесение удобрений, чтобы не сжечь рассаду; а в качестве удобрения отлично подойдёт перегнившая конопля. В-четвёртых, рассаде необходим тщательный уход: при проливных дождях нужно максимально быстро отводить с полей излишки воды, чтобы предотвратить затопление растений.

Соблюдение вышеперечисленных требований и позволяло получить хорошие всходы. Тем не менее метод выращивания и пересадки рассады в древние времена не получили распространения, так как требовал больших физических затрат, а малые хозяйства редко могли позволить себе нанимать батраков.

Следующими по значимости после выращивания рассады этапами являются обработка и подсушивание полей; а также рыхление и прополка, которые существенно улучшают грунтовые условия. В «Сельскохозяйственной книге Чэнь Фу» отмечаются 2 важных аспекта прополки. Во-первых, прополка была не просто удалением отнимающих питательные вещества у риса сорняков, но и способом обеспечить нужную консистенцию почвы: без лишних корней почва лучше проводит воду и воздух. Во-вторых, в трактате упоминается только один способ прополки – снизу вверх, что говорит нам о террасной структуре заливных рисовых полей того времени. Прополка начиналась с нижних ярусов. Сначала вручную убирали сорняки, а потом заливали участок водой, чтобы убить оставшиеся мелкие дикие травы.



Подсушивание поля


В X–XIV вв., во времена династий Сун и Юань, земледельцы в Цзянсу и Чжэцзяне изобрели новый вид сельскохозяйственных инструментов для прополки и рыхления почвы – культиватор. Внешне он походил на сандалии на деревянной подошве длиной около 33 см и шириной примерно в 12 см. К нижней части деревянной подошвы были прибиты 20 коротких зубцов. Сверху крепилась рукоятка длиной около 1,5 м. После изобретения культиватора крестьянам уже не требовалось пропалывать и рыхлить землю согнувшись, что позволило увеличить площадь ежедневного возделывания почти в два раза.

Подсушивание полей – это процесс удаления поверхностного слоя воды в конце стадии кущения риса с целью улучшения аэрации почвы и температурных условий. Благодаря этой мере снижается влажность почвы, а корни прорастают глубоко в почву, что способствует дальнейшему росту и развитию растений. В XII в. агроном Чэнь Янь писал, что для подсушивания поля в середине и по его 4 сторонам вырывали глубокие канавы для дренажа. Поливная вода попадала в углубления, а поверхность почвы высыхала и трескалась, вследствие уменьшения количества воды в поверхностном слое корневая система риса начинала развиваться вглубь. Это способствовало росту и развитию саженцев, повышала устойчивость к полеганию, засухам и различным болезням.

18. Тысячелетний опыт экологического сельского хозяйства. Рыбоводство на рисовых полях


Рыбоводство на заливных рисовых полях представляет собой очень рациональный метод ведения сельского хозяйства: рыба поедает сорняки и вредителей, а её экскременты служат удобрением для риса. Плавающая в поле рыба переворачивает ил, способствуя распаду удобрений, увеличивая приток воздуха и стимулируя тем самым рост риса. Таким образом, урожайность риса возрастает на 10 %, а откормленная на поле рыба служит прекрасным дополнением к столу. Рисовое поле представляет собой превосходную среду обитания для рыбы за счёт обилия свежего корма и чистой воды, так как рис впитывает удобрения. Содержание рыб в такой среде значительно повышает их сопротивляемость болезням.

Судя по археологическим находкам, рыбоводство на рисовых полях возникло не позднее династии Хань, около II в. до н. э. В провинции Шэньси были обнаружены остатки рисового пруда времён династии Восточная Хань. В то время пруд использовался для выращивания рыбы и водных растений, а также был связан с заливным рисовым полем. Небольшой водоём с рыбой гармонично сочетался с системой ирригации и представляел собой наиболее ранний образец сельского хозяйства замкнутого цикла.



Выращивание рыбы на рисовых полях


На каменном барельефе гробницы династии Хань в Сычуани изображено небольшое заливное рисовое поле с лягушками, черепахами, утками, карасями и улитками, с большими бамбуковыми корзинами, выступающими в роли заграждений для рыбы. В провинции Шэньси было обнаружено несколько свидетельств рыбоводства на рисовых полях, относящихся к III в. Литературный памятник тех времён «Годичный рацион в царстве Вэй» фиксирует разведение рыбы на рисовых полях: «У рыбы лобан, обитающей на заливных полях уезда Пи, жёлтая чешуя и красный хвост, от неё получают икру». Уезд Пи – это местность в сегодняшней провинции Сычуань, а лобан – маленькая жёлтая рыбка с красным хвостом, скорее всего, сазан.

Рисовые поля Сычуани не испытывают нехватки воды, за счёт чего создаются оптимальные условия для выращивания рыбы. Во времена династий Мин и Цин, в XIV–XX вв., земледельцы на юге страны активно использовали систему ирригационного земледелия, сочетающую рисоводство и рыбоводство. При правлении минского императора Чжу Шицзуна (1507–1567 гг.) рыбу разводили в искусственных водоёмах, поверх которых строили курятники и свинарники, а по берегам высаживали сливы и персики. Одновременное выращивания зерна, домашнего скота, рыбы и фруктов было чрезвычайно прибыльным делом. Побочными продуктами земледелия люди кормили свиней, отходами жизнедеятельности свиней удобряли поля, а также тутовые деревья, растущие по краям. Подобные комплексные системы землепользования получили широкое распространение в низинах дельты реки Чжуцзян и вблизи озера Тайху.

В минскую эпоху появились пруды с рыбами и шелковицей, сахарным тростником и пруды с фруктовыми деревьями. Данные методы ведения сельского хозяйства практикуются и сегодня.

Рыбоводство на заливных рисовых полях более распространено в горных и холмистых районах Китая. В основном выращиваются белый амур и карп, а иногда и другие виды рыб, подходящие для местных условий. 1 200-летний опыт разведения рыбы на полях в провинции Чжэцзян стал одним из определяющих факторов развития местной культуры. Традиционным блюдом здесь стала рисовая похлёбка с рыбой, рецепт приготовления которой через тысячелетия дошёл до наших дней. В 2005 г. чжэцзянские рисовые рыбоводные пруды были включены Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН в список важнейших объектов мирового сельскохозяйственного наследия.

Рыбоводство на рисовых полях способствует увеличению объёмов производства риса и эффективности землепользования, улучшает экологическую обстановку и повышает устойчивость хозяйств к стихийным бедствиям. Также разведение рыбы существенно повышает доходы землевладельцев. Появление и развитие техники рыбоводства на рисовых полях позволило не только улучшить жизни миллионов людей в Поднебесной, но и стало важным вкладом Китая в историю мирового водного хозяйства.



Почтовая марка «Рыбоводство на рисовом поле»

Загрузка...