ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Общие сведения

1. Легенды о пяти родоначальниках китайского сельского хозяйства


Легендарный предок китайцев Шэнь-нун перепробовал сотню трав, чтобы найти самые ценные, Хоу-цзи научил сеять зерно и собирать урожай, Фу Си изобрёл животноводство, Лэйцзу – шелководство, а Великий Юй показал, как бороться с наводнениями.

Руководя племенами с умом и мудростью, мифические императоры древности положили конец примитивной дикой жизни охотников и рыболовов и привели народ к оседлому образу жизни, научили жителей Древнего Китая подсечно-огневому земледелию и изготовлению текстиля.

Правитель Ю Чао, также известный как Великий Да Чао, строил жилища на деревьях, жил собирательством плодов и орехов. Легенды повествуют о пещерном образе жизни предков китайцев и тяжёлой борьбе с дикими животными. Чтобы помочь людям, Великий Да Чао обучил их строительству жилищ на деревьях.

В первобытные времена мужчины в основном занимались охотой и рыбной ловлей, а женщины собирали дикорастущие съедобные растения и копали корнеплоды.

Мифический предок Суй-жэнь научил людей округа Шанцю1 добывать огонь трением и показал, как готовить пищу, положив конец жизни человека без огня. Суй-жэнь открыл новую эру китайской цивилизации, в которой его почитали как главу трёх властителей древности2 и «бога» огня.



Пять родоначальников сельского хозяйства


Позднее император Фу Си, известный также под именем Тайхао, научил людей плести силки для ловли птиц и поведал о способах рыбной ловли и охоты, дав начало переходу от примитивной охоты к первичному животноводству, чем внёс выдающийся вклад в развитие китайской нации.

Китайцы издревле почитают легендарного властителя Шэнь-нуна как родоначальника земледелия, «бога полей» и «первого земледельца». Его вклад в развитие земледелия разделяют на две части. Первая – «проба трав и выявление злаков», вторая – «обучение сельскому хозяйству». Учёные-историки считают, что в первом случае подразумевается появление подсечного земледелия в период матриархата, а во втором – переход к пашенному земледелию в период патриархальной родовой общины.

Другой легендарный предок китайцев – Хоу-цзи происходил из линии «Огненных императоров», потомков Шэнь-нуна. По преданию, девушка по имени Цзян наступила на след великана и забеременела. Люди сочли это дурным знамением и бросили ребёнка на узкой горной тропинке. К счастью, проходившие мимо быки и бараны не затоптали младенца. После этого мальчика оставили на замёрзшей реке, но прилетевшая крупная птица укрыла ребёнка крыльями и обогрела его. Мать нашла сына по плачу, забрала домой и вырастила. Ребёнка прозвали «Брошенный».

Брошенный учился мудрости у матери Цзян и вырос, овладев знаниями в области сельского хозяйства. После долгих размышлений, наблюдений, опытов и учёбы в поселении Цзяоцзя3 он стал учить людей сеять и выращивать зерновые, распространял знания о земледелии и снискал славу великого агронома. Сегодня его также почитают как родоначальника земледелия.



Император Хуан-ди. Каменный барельеф



Стела в честь Шэнь-нуна


Согласно историческим свидетельствам, в том числе высеченным на каменной колонне в знаменитом археологическом памятнике Гобекли-Тепе на юге Турции, в 11 000 году до н. э. с Землёй столкнулась комета. Это разрушительное событие привело к исчезновению мамонтов, но в то же время послужило толчком к зарождению человеческой цивилизации.

Ещё до падения кометы обширные ареалы произрастания дикой пшеницы и ячменя привлекли к себе кочевых охотников с Ближнего Востока и способствовали их укоренению на этих территориях. Вызванное падением кометы похолодание привело к истощению ресурсов дикой природы и вынудило разрозненные сообщества объединиться для сбора плодов, рыбной ловли и охоты, а также побудило их к сознательному выращиванию поддающихся одомашниванию животных и поиску новых способов культивирования сельскохозяйственных растений путём орошения и отборной селекции дикорастущих видов.

Так было положено начало сельскому хозяйству, а вскоре стали появляться и первые поселения, знаменующие начало новой эпохи в истории человечества.

2. Начало китайской цивилизации. Примитивное земледелие

На протяжении многих исторических эпох наши предки жили собирательством, охотой и рыбной ловлей. В одной из пещер Южной Африки было обнаружено 25 образцов крайне острых каменных орудий, свидетельствующих, что около 77 000 лет назад люди освоили технику «скалывания пластин», позволявшую легче формировать острые края орудий. Среди найденных каменных орудий 14 содержат следы ударов и остатки животного материала. Данные остатки и следы износа указывают на то, что орудия использовались для охоты. Необходимо отметить, что среди органических остатков содержатся следы животного материала, включая кровь и фрагменты костей, а также волокна растительного происхождения.



Быт людей культуры Баньпо



Быт людей культуры Хэмуду


В начальном неолите люди стали переходить к оседлому образу жизни, использовать орудия для шлифовки, изготавливать глиняную посуду, а также заниматься сельским хозяйством – сажать растения и разводить животных. Люди научились самостоятельно выращивать съедобные культуры и прекратили пассивно полагаться исключительно на милость природы. Этот гигантский исторический прорыв современные археологи называют неолитической революцией.

Эпоха неолита ознаменовалась возникновением земледелия и животноводства. Это свидетельствует о том, что люди перешли от собирательства, рыболовства и охоты к преобразующему природу производственному хозяйству. Китай вступил в эпоху неолита около 10 000 лет назад. По причине обширности территории, длительного – 3 500-летнего – накопления мудрости и опыта в области земледелия, а также разнообразия природно-географических условий, сведения, содержащиеся в древней китайской аграрной науке, очень разнообразны, что связано с природно-географическими условиями. Можно выделить три основные экономическо-культурные области эпохи неолита:

Первая область – сельскохозяйственная экономическо-культурная зона районов неорошаемого земледелия в среднем и нижнем течении Хуанхэ, бассейнах рек Ляохэ и Хэйхэ. Эти районы считаются родиной выращивания проса, чумизы и других растительных культур богарного земледелия. В среднем течении Хуанхэ, на территории археологического памятника Баньпо, в окрестностях Сиани, обнаружено множество различных сельскохозяйственных инструментов, охотничьих и рыболовных орудий, свидетельствующих, что жители Баньпо в своей хозяйственной деятельности уделяли равное внимание сельскому хозяйству, рыболовству и охоте.

Вторая область – район культуры заливных полей. В окрестностях неолитической стоянки Хэмуду обнаружено значительное количество культивированного риса. Благодаря раскопкам стоянок Пэнтоушань, Чэнбэйси, а также более ранним находкам в пещере Ваньнянь Сяньжэн, которые стали свидетельством выращивания риса в Китае, было установлено, что возделывание этой культуры берёт своё начало ещё 10 000 лет назад. Это не только меняет традиционное представление о том, что метод выращивания заливного риса был завезён в Китай из Индии, данный факт свидетельствует, что район бассейна реки Янцзы является родиной выращивания риса не только для Китая, но и для всего мира.

Третья зона – район культуры охоты и собирательства, включающий в себя территории к северо-востоку от современной Великой Китайской стены, Внутреннюю Монголию, Синьцзян и Цинхай-Тибетское плато. На данных территориях, составляющих около 2/3 от современной площади Китая, развивались неполивное растениеводство, охота, рыбная ловля и животноводство.

Примитивное сельское хозяйство характеризуется использованием простых каменных орудий, грубыми подсечно-огневыми методами земледелия и простым коллективным трудом. Примитивные способы земледелия включают в себя использование простых рубил для вырубки растительности на целинных землях, а также использование техники пускания пала по склонам гор и использование золы в качестве удобрения для сельскохозяйственных культур.

7 – 8 тысяч лет назад сельское хозяйство Китая вступило в период плуговой обработки почв. При раскопках стоянки Хэмуду было обнаружено более 170 костяных сох, свидетельствующих, что уже 7 000 лет назад люди культуры Хэмуду, проживавшие вдоль рек на территории юго-восточного побережья Китая, отказались от отсталого подсечно-огневого земледелия и создавали сложные орудия для возделывания риса. На те времена это был самый прогрессивный метод плугового земледелия в мире.

Позднее стали появляться более длинные, широкие, тонкие и плоские сохи, лучше подходившие для рыхления и штыковки почвы. А в период среднего и позднего первобытного общества изобрели новый пахотный инструмент – каменный плуг, ознаменовавший вхождение сельского хозяйства Китая в новую эпоху.

В Китае обнаружены тысячи археологических памятников эпохи неолита. Находки распространены от южных провинций Гуандун и Гуанси до северной пустыни Гоби, от побережья Восточно-Китайского моря до обширной территории Цинхай-Тибетского плато. Наибольшая плотность находок отмечается в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы. Это подтверждает, что именно здесь зародилась китайская нация и возник один из центров мировой культуры земледелия.

3. Система землевладения в рабовладельческом обществе. Колодезные поля


В эпоху Западного Чжоу4 сеть дорог и каналов раскинулась по всей Поднебесной. Квадратные участки земли делились на равные поля, образовывая похожие на иероглиф «колодец» (井) группы, из-за чего эту систему землепользования стали называть «колодезной»5.



Правитель царства Чжоу патрулирует земли


Все колодезные поля принадлежали правителю царства Чжоу, который распределял землю между простолюдинами. Система межевания земель, в которой знать от имени государства управляла землями, появилась в эпоху царства Шан6, сформировалась и окрепла в эпоху Западного Чжоу и прекратила своё существование в период Вёсен и Осеней7 вследствие совершенствования орудий труда, а также роста производительности труда.

В историческом источнике «Мэн-цзы и Тэнвэнь-гун» рассказывается, что земельные участки по 900 му8 надлежало разбивать на 9 квадратных полей, по 100 му каждое, а межи между ними словно образовывали иероглиф «колодец». Каждая из 8 семей обрабатывала собственный участок, а 9-е поле считалось общественным и обрабатывалось совместно.

Многие учёные считают, что система колодезных полей появилась ещё в эпоху династии Ся9 и перешла в более поздние эпохи: Шан, Западного и Восточного Чжоу, период Сражающихся царств10. Однако из-за нехватки исторических свидетельств некоторые учёные во главе с выдающимся мыслителем и историком XX в. Ху Ши считают систему колодезных полей не более чем фантазией философа Мэн-цзы, полагая, что при политическом устройстве той эпохи данная система равного распределения земель являлась не более чем утопией, придуманной в период Сражающихся царств.



Схема оросительных канав и полей


Тем не менее многие историки полагают, что существование упомянутой Мэн-цзы системы колодезных полей всё же подтверждается некоторыми фактами. Равное распределение земель в эпоху Западного Чжоу также упоминается в «Книге песен»11: «У каждого из восьми мужей по полю, а общественное – посредине».

Система колодезных полей непрерывно развивалась и менялась на протяжении длительного времени. В самом начале, когда земли было много, а плотность населения невелика, сельскохозяйственные поля разбивались только на плодородных землях. Среднее поле считалось общественным, что вполне устраивало землевладельцев из числа знати.

По мере роста численности населения площади обрабатываемых земель стремительно увеличивались. Однако качество почв ухудшалось, а знать стала назначать самые плодородные участки общественными. Поля посредине «колодца» утратили общинный статус и передавались для возделывания крестьянским семьям. Колодезный участок теперь обрабатывали уже не 8, а 9 крестьянских дворов.

В конце периода Вёсен и Осеней вследствие повышения производительности труда изменилась классовая структура общества. Рабовладельческая система пришла в упадок, зарождались феодальные отношения, а общественные поля со временем утратили свой статус. Постепенно формировалась феодальная экономическая формация, основной единицей которой стал семейный двор с его полями. Знать больше не направляла крестьян на обработку своих полей, а напрямую передавала общественные участки семьям и взимала за это натуральную плату в установленном размере от урожая зерна. Система колодезных полей постепенно ушла в историю.

В годы жизни китайского мыслителя и политического деятеля Гуань Чжуна (720–645 гг. до н. э.) появляется дифференцированное обложение натуральным налогом в зависимости от качества возделываемых земель и положения в обществе. Это разрушало систему колодезного земледелия и ускоряло её распад. В IV в. до н. э. в царстве Цинь после реформ политического деятеля Шан Яна колодезные поля стали упраздняться, а земельные участки начали разделять межой. Систему колодезных полей окончательно сменила система частного землевладения. Именно поэтому живший позднее философ Мэн-цзы упоминает колодезное землепользование лишь в общих чертах.

Тем не менее система колодезных полей имела чрезвычайную важность для социально-экономической структуры Древнего Китая и на протяжении тысячелетий косвенно продолжала оказывать влияние на развитие китайской нации. Все системы землепользования поздних эпох, такие как система государевых земель при династии Хань, система равнополья при династии Тан12, «Земельная система небесного правления» при Тайпин Тяньго13, формировались под влиянием древних представлений о справедливом распределении земель.

4. Секрет передового хозяйства древнего мира. Интенсивное земледелие


В основе интенсивного земледелия лежит принцип тщательной обработки земли. А руководящей идеей служит концепция «Трёх начал», объединившая обширные знания об аграрных технологиях Древнего Китая. Главная цель данной концепции – повышение коэффициента использования земельных участков и производительности крестьянских хозяйств. На практике это означало максимальную адаптацию почв к культивированию растений. Интенсивное земледелие на долгие века стало основной отличительной особенностью китайского земледелия, также оно стало свидетельством того, что китайская аграрная цивилизация надолго опередила другие.



Вспашка почвы под дождëм (фрески Дуньхуана, дин. Тан, IX век)


Эпохи династий Шан, Ся, Западного Чжоу, период Вёсен и Осеней, с XVI по V в. до н. э., – время зарождения интенсивного земледелия, главным символом которого стало оросительное земледелие в бассейне реки Хуанхэ. В связи с необходимостью борьбы с наводнениями появились и получили развитие технологии гребневого возделывания, рядового сева и междурядной обработки почвы. На смену бросовым земелям14 пришла паровая система с технологиями ирригации, борьбы с вредителями и отбором посевного материала.

К отличительным признакам китайской аграрной цивилизации помимо системы колодезных полей учёные также относят одновременное использование сохи и парной пахоты.



Обработка почвы (фото: Хуан Хуэй)


Эпохи Сражающихся царств, Цинь, Хань, Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий, с V в. до н. э. по VII вв. н. э., – период формирования технологий интенсивного земледелия, главной отличительной особенностью которого учёные считают зарождение и окончательное формирование системы интенсивного земледелия в засушливых районах Северного Китая.

С периода Вёсен и Осеней начинается постепенный переход в железный век. Появление и повсеместное распространение железных орудий труда и пахоты на волах приводят к небывалому росту производительных сил. Появляются плуг, борона, грабли, сеялка, каменный жёрнов, водоподъёмное колесо и другие сельскохозяйственные инструменты.

В бассейне реки Хуанхэ, где весной дуют сильные ветры, а осадков выпадает мало, влагозарядка почвы и борьба с засухой рассматривались как приоритетные задачи сельского хозяйства. Чтобы обеспечить своевременный посев и вызревание озимой пшеницы, весной и осенью, сразу после дождя, необходимо глубоко вспахать землю, дождаться, пока она подсохнет на солнце, разбить бороной крупные комья, а после измельчить землю волокушей. Таким образом разрушались капилляры и создавался рыхлый поверхностный слой, уменьшавший испарение воды из почвы. Кроме того, после первой вспашки на земельных участках засушливых северных районов легко заводились сорняки и насекомые-вредители, а разбивка земли бороной и граблями помогала сдержать их развитие и распространение. Система «вспашка-боронение-измельчение» стала основным методом обработки почв в Северном Китае.



Результат интенсивного земледелия


Эпохи династий Суй, Тан, Сун, Ляо, Юань, с VI по XIV вв., – период распространения техник интенсивного земледелия, главной вехой которого является появление и окончательное формирование системы интенсивного земледелия в районах заливных полей на юге Китая, послужившей стимулом для бурного роста объёмов сельскохозяйственного производства.

5. Сельское хозяйство, основанное на природных циклах


Появившееся в развитых странах Запада в 20-30-е годы XX века экологическое органическое сельское хозяйство сегодня стало мировым трендом и осознанным выбором всех государств. Предки китайцев накопили огромный опыт в этом деле. Система землепользования «цзяху», совмещавшая земледелие, скотоводство, разведение рыбы и шелководство, или система тутовых рыбоводных прудов в дельте реки Чжуцзян – прекрасные образцы ведения органического сельского хозяйства.



Рыбные пруды c тутовыми деревьями



Рыбный пруд с тутовником в уезде Хучжоу



Cхема кругооборота веществ рыбнотутового пруда


1. Ил удобряет тутовые деревья. 2. Тутовые деревья. 3. Удобрения. 4. Скот. 5. Рыба. 6. Растения. 7. Вода. 8. Шелкопряд. 9. Рис и другие зерновые культуры. 10. Ил. 11. Насекомые-вредители. 12. Орошение. 13. Растительные волокна. 14. Экскременты рыб. 15. Ил. 16. Кости рыб, требуха. 17. Навоз. 18. Корма. 19. Навоз. 20. Листья риса. 21. Экскременты шелкопряда. 22. Листья тутового дерева. 23. Экскременты тутового шелкопряда. 24. Корм для скота.


В XII в., при династии Мин, в провинции Цзянсу, в округе Чаншу, жил человек по имени Тань Цань, который научился рыть пруды в низинах и поймах для выращивания рыб. Из извлечённой земли он строил плотины и насыпи, на которых сажал плодовые деревья. Так, по бокам пруда высаживались цицания, прозванная «диким рисом», и требующие обильного орошения овощи. Над прудом строился свинарник, свиной навоз падал в воду и становился кормом для рыб. В запруде высаживался поливной рис, для орошения которого использовалась вода из пруда с рыбами, отходы жизнедеятельности которых способствовали получению хорошего урожая вне зависимости от природных условий.

Данный метод быстро распространился в болотистых низинах страны, сформировав систему сельского хозяйства, тесно связавшую выращивание культур, разведение рыбы, скота и шелкопряда.

С развитием шелководства в районе дельты реки Чжуцзян пруды стали выкапывать глубже, берега делали из ила, средняя гряда становилась дамбой, а на остальных высаживались тутовые деревья. В пруд запускали рыбу, кормом для которой служили экскременты гусениц шелкопряда, а ил стал отличным удобрением для тутовых деревьев. За счёт оборота веществ и продуктов жизнедеятельности животных достигалось огромное повышение урожайности, и увеличивалась экономическая эффективность деятельности.

Так и образовалась система тутовых рыбоводных прудов. Позднее крестьяне также стали высаживать вокруг прудов сахарный тростник, плодовые деревья и овощи. У экономических моделей этих двух областей есть общие преимущества. Во-первых, полное использование площади водной поверхности позволяло увеличивать эффективность разведения рыбы. Во-вторых, активное выращивание шелкопрядов стимулировало развитие товарного хозяйства, смягчая противоречия, вызванные нехваткой земли и перенаселённостью. Экологическое ведение сельского хозяйства способствовало получению экономической, экологической и социальной выгоды.

Предки китайцев стали практиковать разведение рыб в рисовых прудах ещё во времена династии Хань. Рыбы поедали насекомых и вредителей, а их экскременты служили удобрением для риса. Перемещения рыб в пруду улучшали циркуляцию воды и кислорода, способствуя росту культивируемых растений. Сегодня в провинциях Юньнань и Гуйчжоу на рисовые пруды выпускают домашних уток. Птицы поедают сорняки и вредителей и удобряют землю, повышая урожайность.

Продукт одного производственного звена экосистемы служит следующему, обеспечивая многократную переработку отходов, тем самым увеличивая коэффициенты превращения энергии и использования ресурсов, что помимо дополнительной экономической выгоды способствует предотвращению загрязнения отходами.



Рисовый пруд с рыбой (фото: Чэнь Цинлун)



Пруд с рисом, рыбой и утками


Исследования показывают, что в данных сельскохозяйственных экосистемах растения посредством фотосинтеза преобразуют солнечную энергию в биотический потенциал. На конечный чистый растительный продукт, идущий в пищу людям, в таких системах приходится 20 процентов продукции, а остальное используется для производства побочной продукции, такой как корм для скота и рыбы, которые, в свою очередь, служат источником продуктов животного происхождения: мяса, молока, яиц, кожи и пуха. Метаболиты, остатки животных и растений попадают в почву, где микроорганизмы превращают их в усваиваемые растениями минералы.

Сегодня экологическое ведение сельского хозяйства превратилось в ключевой тренд китайского сельскохозяйственного сектора. Китай всё активнее внедряет в жизнь богатый опыт и лучшие практики предков, чтобы обеспечить успешное развитие данной отрасли.

6. Великий вклад Китая в сельское хозяйство древнего мира. Знаменитые изобретения и открытия


Совершенствование сельскохозяйственных орудий и технологий производства служило главной движущей силой развития интенсивного земледелия, распространение техник которого за пределами Поднебесной внесло огромный вклад в мировое сельское хозяйство. Традиционные китайские методы ведения сельского хозяйства, древние труды и письменные источники, а также опыт ведения устойчивого сельского хозяйства оказали колоссальное влияние на мировую аграрную науку.

За тысячелетия сельскохозяйственной деятельности китайцы вывели множество новых культур. Из 1 200 видов сельскохозяйственных растений мира в Китае сегодня культивируют более 600, для 300 из них Китай является родиной. Поливной рис, чай, сою и шелковицу можно даже назвать «четырьмя великими открытиями» китайского сельского хозяйства. Веками китайские сельскохозяйственные культуры, а также техники растениеводства и животноводства непрерывно распространялись по миру и становились важным вкладом в развитие мирового сельского хозяйства.



Усадьба крестьянина, каменный барельеф, I в.



Поливной рис


Одним из важных достижений традиционного сельского хозяйства стало изобретение плуга. Китайский рамочный плуг – один из первых подобных инструментов в мире. Современный западный плуг вобрал в себя множество особенностей китайского плуга, превратившись в движущую силу аграрной революции. В XVIII в. Европа внедрила китайский плуг с изогнутыми оглоблями и сеялку, изменившие средневековую систему двухпольного и трёхпольного севооборота, заложив тем самым фундамент современной аграрной революции.



2 700-летнее чайное дерево в пригороде г. Пуэра (фото: Цяо Цзисюн)


Агрономия – одна из самых развитых наук Древнего Китая. Её достижения, наряду с успехами китайской медицины, астрономии и математики, оказали огромное влияние на человеческую цивилизацию и занимают важное место в истории развития мирового сельского хозяйства. Одно из самых заметных изданий в жанре энциклопедии «Необходимые искусства для простого народа»1 попало в Японию ещё во времена династии Тан, а в XIX в. появилось и в Европе, пополнив мировую сокровищницу знаний. В средневековой Японии считалось, что мудрый человек и дня не проживёт, не открыв энциклопедию «Полный свод писаний об управлении земледелием»2, снискавшую огромную популярность в те времена.





Китайский народ, руководствуясь теорией «Трёх начал»: неба, земли и человека, – создал множество моделей экологичного ведения сельского хозяйства. Благодаря этим практикам, тысячелетия обработки и использования земли в Китае не привели к деградации почв, но, напротив, улучшили плодородность. А использование органических удобрений в прудах дельты реки Чжуцзян и районе озера Тайху и созданные там экосистемы тутовых рыбоводных прудов можно считать настоящей и не имеющей аналогов инновацией. По сей день западные специалисты в области ведения экологически чистого сельского хозяйства, занимающиеся вопросами устойчивого развития, обращают огромное внимание на опыт традиционного китайского сельского хозяйства и активно перенимают его.



Гусеницы шелкопряда


Со временем на Западе сформировалась аграрная наука, появились новые технологии, механизация повысила производительность. Использование удобрений и пестицидов гарантировало сбор хорошего урожая. Затем развитие биологии, физики, химии и других естественных наук в XVII–XX вв. легло в основу современной европейской аграрной науки. Только тогда западная сельскохозяйственная наука превзошла китайскую, остававшуюся передовой более 1 000 лет.

7. Передача знаний из уст в уста. Крестьянские пословицы


Крестьянские пословицы – это изречения, передающиеся из уст в уста от одной крестьянской семьи к другой. В древние времена простые люди не умели читать и писать, а опыт сельскохозяйственного производства передавался и наследовался преимущественно через устную традицию – «отец наставлял сына, брат наставлял брата». Крестьянские пословицы были основной формой распространения сельскохозяйственных знаний на протяжении всей истории Китая, подобно современным техническим руководствам, и сыграли неизмеримо важную роль. Они являются воплощением всего опыта, накопленного трудящимися Китая в ходе практики сельскохозяйственного производства, и представляют собой коллективное творчество народных масс, а также ценное сельскохозяйственное и литературное наследие китайского народа.

Крестьянские пословицы создаются одновременно с формированием сельского хозяйства, задолго до появления письменности – тысячи лет назад. Как видно из древних записей, поэзия, схожая с крестьянскими пословицами, существовала ещё во времена рабовладельческого общества. Основная часть ранних поговорок по большей части отражает ситуацию в сельском хозяйстве, сложившуюся в районе бассейна реки Хуанхэ, непосредственно связанную с зарождением китайской нации. Документы и письменные источники времён династий Цинь и Хань свидетельствуют, что сельскохозяйственные пословицы были широко распространены по всей Поднебесной.

Крестьянские пословицы рассказывают о сельскохозяйственном производстве и охватывают сферы лесоводства, скотоводства и рыбоводства, земледелия, а именно выращивания различных культур, фруктов, овощей, а также тутовых деревьев и разведение шелкопряда. Более того, земледелие тесно связано с условиями почвы, удобрениями, влажностью, температурой, а также сезонными, метеорологическими и климатическими явлениями – обо всём этом говорится в крестьянских пословицах. Современный учёный и лингвист Люй Пин собрал по всей стране более 100 000 устойчивых сельскохозяйственных выражений, затем объединил, упорядочил и классифицировал их, в общей сложности получив 31 400 пословиц. Устойчивые выражения о метеорологических явлениях составили 25,16 % от общего количества, затем следуют пословицы о поливной рисе, составившие 14,56 %, поговорки про зерновые культуры заняли 11,45 % сборника.

История крестьянских пословиц Китая исчисляется не одним тысячелетием. Распространённые по всему региону, обладающие богатым содержанием, они и оказали огромное влияние на развитие аграрного дела в Поднебесной. Пословицы характеризуются шестью ключевыми чертами. Первая – пословицы всегда носят территориальный характер, поскольку происходят из народа и зачастую составлены на основе местных диалектов, тем самым отражая специфику местного сельскохозяйственного производства. Важно отметить, что зачастую на определённой территории распространён лишь один определённый тип пословиц.

Вторая черта – при этом пословицы универсальны, они отражают биологические особенности сельскохозяйственных культур и могут применяться повсеместно. Третья – пословицы, чрезвычайно ёмкие по форме и содержанию; краткие, лаконичные, легко читаемые и в то же время заставляющие глубоко задуматься над содержанием. Четвёртая – пословицы имеют научный характер. Многие факты из пословиц могут быть подвергнуты проверке современными научными теориями или экспериментами. Пятая и шестая черты – это массовость и общедоступность пословиц: идеи, чувства, которые через них передаются, и даже форма всегда приятны и понятны. Пословицы словно наполнены ароматом жизни, а потому и легко усваиваются народом, что и позволяет им передаваться из поколения в поколение, из века в век.



Полное собрание крестьянских пословиц 24 сезонов китайского сельскохозяйственного календаря


По своему формату крестьянские пословицы делятся на односложные, двусложные и многосложные. Односложные пословицы выглядят следующим образом: «Навоза с горсть – редька жёсткая как кость». Многосложные: «Чешется вульва, дым из печи назад повалил – жди либо дождь, либо пасмурность». Двусложные пословицы, в свою очередь, можно разделить на три вида. Первый вид – метафорические, такие как «сильные семена – пышные побеги, крупная мать – здоровый сын», где в первой части говорится о конкретном материальном предмете (о семенах и последующих всходах растений), а во второй применяется метафора и аллегория. Следующий вид – причинно-следственные, например: «Коли летом нет жары, не увидишь риса, проса, ячменя, пшеницы и бобов богатые дары». Как видно, первая часть пословицы повествует о причине, а вторая – о результате. Ещё один вид двусложных пословиц – с изменённой последовательностью следствия и причины, например: «Урожай хорош, коль хорош навоз». В данной пословице прямо говорится о необходимости и важности регулярного удобрения и орошения земель для возделывания полей и ведения сельского хозяйства.

8. Легенды о Стране шёлка. Распространение техники шелководства


Жители древнего Китая изобрели технологии выращивания шелкопряда, шелкомотания, ткачества и окрашивания шёлка, а все страны мира, в дальнейшем развивавшие шелководство, прямо или косвенно заимствовали данные техники из Китая. Таинственный Древний Китай славился по всему миру сверкающим шёлком-сырцом и нежными и красивыми шёлковыми тканями, именно поэтому он получил название «Страна шёлка», по-древнегречески – «Серес».

Ещё в VII в. до н. э. китайский шёлк попал на запад по северному степному пути15, а к V в. до н. э. он уже достиг Греции и далёких западных стран. 2 200 лет назад грена шелкопряда и техника шелководства были завезены в Корею и Японию. После путешествия Чжан Цяня16 через Западный край17 шёлк стал важнейшим предметом внешней торговли для династии Хань. В то же время другие страны всеми способами пытались заполучить грену шелкопряда и технику шелководства, что и привело к появлению интересных исторических сюжетов.



Грена шелкопряда


В I в. до н. э. римский император Юлий Цезарь однажды надел китайский шёлковый халат в театр, чем произвёл фурор среди зрителей. Люди стали ему подражать, а римская аристократия, равно как мужчины, так и женщины, наперебой соревновалась друг с другом в красоте шёлковых нарядов. К III и IV в. н. э. шёлковые одеяния стали единственной модной и по-настоящему почётной одеждой в стране, а Рим ежегодно платил по сто тысяч унций золота за шёлк и другие товары с Востока.



Принцесса тайно провозит грену и семена шелковицы в головном уборе


В середине VI в. персидские купцы сколотили огромные состояния на перепродаже шёлка-сырца из Китая. В то время император Юстиниан счёл, что его армия достаточно сильна и захотел подчинить себе Персию, заставив её поделиться прибылью. Вопреки всем ожиданиям персидская армия не пошла на компромисс и полностью проигнорировала угрозы Восточной Римской Империи, которая в 571 году объединилась с тюркскими ханами для вторжения в Персию. Разразившаяся война длилась целых 20 лет, но ни одна из сторон не смогла взять верх. Война Юстиниана с Персией сократила казну империи вдвое, в результате чего государство оказалось на грани экономического краха. Восточная Римская Империя была вынуждена пойти на мирные переговоры, сняла ограничения на импорт товаров из Персии и согласилась выплачивать Персии контрибуцию в 11 000 золотых монет в год. В западной историографии эти события называются «Шёлковой войной».

Император Юстиниан изо всех сил пытался получить грену шелкопряда и семена тутового дерева для развития собственной шёлковой промышленности. Однажды он отправил в Китай миссионера, чтобы тот раздобыл семена шелковицы и грену шелкопряда, а затем спрятал их и вернулся обратно. Но миссионер всё перепутал, когда в дороге вместо семян тутового дерева положил в сосуд с землёй яйца шелкопряда, отчего те погибли. Впоследствии семена были тайно привезены в Индию индийцами, жившими в Китае, а затем преподнесены Юстиниану странствующими индийскими монахами в 552 году. На сей раз всё прошло успешно, и Восточная Римская Империя стала первой в Европе разводить шелковичных червей.



Семена шелковицы


Ещё более удивительна история распространения грены шелкопряда на западных землях современного Китая. В начале III в. там существовало государство Хотан, которое издавна мечтало раздобыть шелкопряда и семена шелковицы. Тогда его правителю пришла в голову хитроумная идея – жениться на китайской принцессе, уговорив её тайно вывезти из Китая семена шелковицы и грену шелкопряда внутри своей короны. Поскольку корона была символом императорской власти, никто не осмелился её проверять, и новая супруга смогла беспрепятственно провезти драгоценные семена и личинки через границу. Жители Хотана были настолько благодарны принцессе, что стали почитать её как богиню, а история о её великом подвиге стала сюжетом фресок.

Далее, в IV в. нашей эры технология шелководства появилась в Афганистане, Иране и Ираке. В VI в. из Ирака выращивание шелкопряда распространилось в Турции, Сирии, Болгарии, Греции и Италии. В VII в. разводить шелкопряда стали в Египте. А в VIII в. шелководство попало из Италии в Испанию, откуда в XV в. его переняли французы.

9. Великий шёлковый путь – дорога к процветанию страны


Под общеизвестным названием «Великий шёлковый путь» обычно подразумевается лишь его западная ветвь, начинавшаяся на Востоке, у стен Чанъани, – столицы при династии Западная Хань18.



Западная ветвь шёлкового пути


1. Сиань (Чанъань). 2. Ганьсуйский коридор. 3. Дуньхуан. 4. Чарклык. 5. Хотан. 6. Яркенд. 7. Файзабад. 8. Мары. 9. Дамган. 10. Хамадан. 11. Багдад. 12. Антакья. 14. Средиземное море. 15. Чëрное море. 15. Каспийское море. 16. Аральское море. 17. Самарканд. 18. Кашгар. 19. Куча. 20. Турфан


Длина протянувшегося через всю Азию международного торгового маршрута превышала 7 000 км. Через коридор к западу от реки Хуанхэ путь шёл к Таримской впадине, пересекал Памирское нагорье, земли современных Узбекистана, Туркменистана, Афганистана, Ирана и заканчивался на побережье Сирии и Ливана. Торговый маршрут связывал культуры Башу19 и бассейна реки Хуанхэ с культурами Ганга, Древней Греции и Персии.

После путешествия китайского дипломата Чжан Цяня20 на Запад Чанъань стала принимать дипломатические миссии со всех концов света.

Во времена династии Хань император посылал от 6 до 10 миссий, самые многочисленные из которых состояли из сотен человек. Отправленные в далёкие страны караваны возвращались через 7 – 8 лет, а посланцы в ближние государства справлялись с задачей за 2 – 3 года. В дальние странствия вместе с государственными грамотами и посланиями путешественники везли и шёлковые изделия.

Непрерывной чередой слали миссии в Китай иностранные правители, послы которых сочетали в себе функции дипломатов и купцов. По сути, это были государственные торговые миссии. По мнению западных учёных, в период расцвета династии Хань ежегодный объём торговли товарами вдоль шёлкового пути исчислялся несколькими миллионами английских фунтов (в пересчёте на современные деньги).

Благодаря данному маршруту на Запад попали шёлк, грена, порох, технологии культивирования шелковицы, шелководства и книгопечатания. С Запада в Китай непрерывно проникали предметы культуры и искусства, новые виды растений и животных. Вдоль всего шёлкового пути шёл процесс слияния и обмена культур, продвигавший развитие мировой цивилизации.

Ключевые экспортные товары Древнего Китая, такие как чай, шёлк и фарфор, помимо основного маршрута шёлкового пути распространялись также по Степному пути, Южному шёлковому пути и Морскому шёлковому пути.

Степной шёлковый путь контролировали скотоводческие племена. Во времена династии Юань21 европейские, арабские, персидские и центральноазиатские торговцы прибывали в Китай именно этим маршрутом. Эпоха династии Юань – период расцвета Степного пути. Столица Даду22 превратилась в центр торговли древнего мира.

Южный шёлковый путь начинался в городе Чэнду, в провинции Сычуань, и проходил через уезд Юнчан, на территории современной провинции Юньнань, поэтому его называли «Юнчанский путь», или «Индийский путь». Даже после формирования северо-западных веток шёлкового пути китайские власти стремились сохранять и поддерживать южный маршрут, позволявший поставлять товары в Европу через Индию в обход владений кочевников.



Караван верблюдов на шёлковом пути


В первые эпохи существования Морского шёлкового пути товары по нему поставлялись только в Корею и Японию, а маршрут назывался Шёлковым путём Восточно-Китайского моря. Позднее он протянулся через Южно-Китайское море до берегов каждой страны Юго-Восточной Азии. После мятежа Ань Лушаня23 в эпоху Тан24 Тибетская империя захватила земли к западу от Хуанхэ, а существование западной ветви шёлкового пути оказалось под угрозой. Как раз на смену ей и пришёл Морской шёлковый путь, получивший небывалое развитие в те годы.

В последующие десятилетия производство шёлка полностью сместилось в южные районы Китая. На побережье и в дельтах рек основываются новые города: Гуанчжоу, Цюаньчжоу, Янчжоу и Минчжоу, в которых создаются канцелярии морской торговли. На смену везущим дары дипломатическим миссиям приходят традиционные формы морской торговли.

Позднее, в XV в., морские торговые пути из этого региона достигнут берегов Нового Света.

10. Посланцы китайских полей


Человечество культивирует более 3 000 сортов растений, выведенных путём отбора, селекции и скрещивания. 150 из них встречаются практически в каждой стране мира, а основу рациона большинства жителей планеты составляют всего около 15 видов сельскохозяйственных культур. Китай – одна из трёх крупнейших стран происхождения культивируемых растений. В Поднебесной были одомашнены просо, пшено, соя, рис, конопля и многие виды овощей и фруктов. Распространение этих культур за её пределы внесло важный вклад в развитие мирового сельского хозяйства.

Появление китайских сельскохозяйственных культур в Европе произошло, вероятно, на тысячи лет раньше проникновения европейских растений в Китай. Яркое свидетельство тому – просо обыкновенное, попавшее из Китая в Европу ещё 7 000 – 8 000 лет назад.



Просо



Тысячелетние чайные деревья



Соя



Рис


Просо полностью созревает за 60 суток. Как и рис, оно подходит для выращивания на свежераспаханных почвах. По этой причине просо активно культивировалось древними кочевниками и быстро распространялось по бескрайним просторам Евразии.

Другой пример – поливной рис – одна из важнейших продовольственных культур Древнего Китая. Археологические находки свидетельствуют о культивации поливного риса в Поднебесной уже около 10 000 лет назад.

Китайские технологии выращивания риса попали в Индию в XV в. до н. э., откуда во II в. н. э. распространились в долину реки Нил. Сегодня рис составляет основу рациона более чем в 30 странах мира для более чем половины мирового населения.

Китай также родина чайного дерева и страна, подарившая напитку из его листьев название «чай». Бесчисленные нити чайной культуры и культивации растения ведут именно в Китай. По сухопутным ветвям шёлкового пути чай попал в Среднюю, Северную и Западную Азию, а также в Восточную Европу. Тогда как в Арабские страны, Западную и Северную Европу чай был завезён по морю.

Культивируемый в 60 странах и на 5 континентах чай сегодня пьют более 3 млрд человек.

Другой выходец из Китая – соя. Из огромного многообразия растительных протеинов только белок сои считается высококачественным. Вся культивируемая соя прямо или косвенно происходит от растения с китайских просторов. Даже её название в большинстве стран созвучно со словом «шо», которым китайцы называли сою в древности.

Изобретение соевого творога, или тоуфу, стало революционным событием в истории применения сои и позволило Китаю внести важный вклад в обеспечение продовольствием Древнего мира.

Помимо перечисленных выше риса, проса и чая за эпохи династий Хань и Тан по сухопутному шёлковому пути из Китая распространились персик, слива, абрикос, шелковица, берёза плосколистная, бамбук, ревень лекарственный, смилакс и мыльный орех. Не меньшее число видов растений попало в другие страны благодаря Морскому шёлковому пути.

11. Иностранные гости. Появление новых видов животных и растений в Китае


История биологической интродукции25 в Китае насчитывает не одно тысячелетие. Примерно половина из 600 выращиваемых в настоящее время культур была завезена из-за рубежа, что значительно обогатило разнообразие сельскохозяйственных культур, улучшило структуру растениеводства и увеличило объёмы производства. Как сказал один американский востоковед: «Китайцы всегда проводили дальновидную экономическую политику и поставили множество полезных иностранных растений себе на службу».

Современная пшеница происходит от дикорастущей пшеницы с просторов Западной Азии. Её окультурили и распространили жители древней Месопотамии. Примерно 4 500 лет назад пшеница была завезена в район среднего и нижнего течения Хуанхэ. Появление пшеницы в XVI в. до н. э. в начале правления династии Шан стало началом фундаментальных изменений в системе богарного (неполивного) земледелия на севере страны, ознаменовав переход от воздзелывания проса к выращиванию пшеницы. Благодаря масштабному возделыванию высокоурожайной пшеницы богарное земледелие на севере Китая сравнялось по продуктивности и экономической мощи с рисоводством Южного Китая, что явилось одной из причин, по которой район Великой Китайской равнины оставался политическим, культурным и экономическим центром страны многие века.



Хронология ввоза культур в Китай


Спустя 2 000 лет после появления пшеницы по Северо-Западной ветви шёлкового пути в Китай были завезены такие западные культуры, как хлопок, виноград, грецкий орех, гранат, оливки, люцерна, фасоль, горох, огурцы, морковь, красные орхидеи, бругмансия, чеснок, перец и кориандр. Как показывают генетические исследования, культура выращивания яблок берёт своё начало в Казахстане, на западной стороне гор Тяньшань, а первые выращенные человеком яблоки распространились на восток и запад по шёлковому пути. В Европе их скрещивали с дикими яблонями, так появлялись европейские сорта. На востоке путём аналогичной гибридизации появились предки тех яблонь, которые сейчас выращиваются в Китае. Ввоз этих растений имел огромное значение для экономической жизни страны. Яблоки быстро превратились в предметы первой необходимости.



Пшеничный колос



Хлопок


Важно отметить, что и хлопок дошёл до Синьцзяна и Центральной китайской равнины посредством шёлкового пути, в конечном итоге заменив коноплю, пуэрарию (кудзу) и шёлк в роли ключевого текстильного сырья. Помимо растений на территорию Китая теми же маршрутами были завезены животные, включая породистых лошадей, львов, носорогов, павлинов, страусов, леопардов и многих других.

К XVI в. внедрение таких продовольственных культур, как кукуруза и батат, оказало значительное влияние на сельское хозяйство и социально-экономическую сферу Китая и было названо китайскими учёными «второй продовольственной революцией». Эти устойчивые к засухе и пригодные для выращивания на неплодородных горных и песчаных почвах высокоурожайные культуры не только увеличили площадь обрабатываемых земель, способствуя развитию технических культур в горных районах, но и изменили традиционную структуру выращивания продовольственных культур, тем самым прямо или косвенно стимулируя развитие ремёсел и торговли.

Кукуруза – экзотический злак, появившийся в Китае во времена династии Мин. Родиной кукурузы является Американский континент, откуда она была завезена в Европу Христофором Колумбом из его первого путешествия в Америку в 1492 году. В Китае её выращивают уже более 400 лет. Благодаря своей приспособляемости и высокому уровню урожайности, кукуруза использовалась для оказания помощи пострадавшим от стихийных бедствий и не раз спасала людей от голода. Благодаря этому свойству в конце династии Мин методы её культивирования распространились по всем провинциям, страдавшим от наводнений, засух и неурожаев. К концу правления династии Цин, в начале XX в., кукуруза стала важнейшим продуктом питания, заняв третье место по объёмам потребления в списке продовольственных культур, уступив лишь рису и пшенице.

Батат был завезён в Китай во времена династии Мин, в годы правления Ваньли (1572–1620 гг.). Чэнь Чжэньлун, уроженец Чанлэ в провинции Фуцзянь, отправился на остров Лусон, чтобы заняться торговлей. Увидев, что батат на Филиппинах растёт повсюду, что его можно есть как сырым, так и приготовленным, а также то, насколько легко его выращивать, Чэнь Чжэньлун вспомнил о постоянных бедствиях и голоде в своём родном городе и выучил наизусть отрывок из книги про выращивание батата. Но испанцы, в то время правившие Филиппинами, строго запрещали вывозить семена сладкого картофеля за пределы страны. Тогда Чэнь Чжэньлун тайно купил семена батата, упаковал их в бамбуковые трубки, привязал ко дну своего торгового судна и после 7 суток в море привёз их в Фучжоу через порт Сямэнь. Сладкий картофель быстро распространился в провинциях Шаньдун, Хэнань, Хэбэй, Чжэцзян и на Тайване. Батат обогатил число выращиваемых сельскохозяйственных культур и пищевой рацион жителей Китая, а также сыграл ключевую роль в борьбе с голодом.

12. Квинтэссенция сельскохозяйственной мудрости. Единство природы и человека


С древних времён китайская нация строила своё благополучие на фундаменте земледелия, а традиционное сельское хозяйство процветало испокон веков. Крестьяне осваивали целинные земли, сеяли и жали, а поля, зеленея весной и желтея осенью, щедро одаривали жителей страны богатым урожаем. Будучи вынужденными обеспечивать существование огромного населения на ограниченной территории, предки китайцев в ходе длительной сельскохозяйственной практики постепенно сформировали представление о единстве природы и человека, которое непрерывно развивалось и совершенствовалось, постепенно став основой древнекитайской мысли.



Иероглиф «Единство Неба и Земли»


Концепция «Единства Неба и человека» была центральным звеном в мировоззрении древних китайцев. Они верили, что человек – это порождение природы, часть всего сущего; что у человека и природы один исток. Идея единства Неба и человека была впервые высказана Чжуан-цзы26: «Небо и земля – родители всего сущего». Позднее философ Сюнь-цзы напишет: «Небо дарует благоприятные погодные условия, земля даёт плоды, человек создаёт гармонию». Цзи Сяньлинь, выдающийся учёный, историк и литератор 20 века, объяснял данную фразу следующим образом: «Небо – это и есть природа, человек – это всё человечество, а гармония – это взаимопонимание и дружба». Под единством природы и человека подразумевается не только их неразрывная связь, но и взаимодействие. Любые людские дела должны соответствовать законам природы и достигать гармонии с ней.



Чайная чаша


Данная идея вот уже на протяжении 5 000 лет является основой мышления и мировоззрения китайского народа. Прежде всего в ней подчёркивается диалектическое единство человека и природы. Она выражает дух бесконечного стремления человечества к развитию и подчёркивает целостность китайского мировоззрения. Идея единства Неба и человека находит своё отражение повсюду в Поднебесной. Например, в уникальной китайской чайной культуре. Три части чаши для заваривания чая: крышка, пиала и блюдце символизируют гармоничное единство неба, человека и земли, их неразрывную связь.

Идея единства природы и человека способствовала развитию древней сельскохозяйственной теории и практики в Китае. На её основе сформировались теории «Трёх начал» и «Трёх соответствий», речь о которых пойдёт в следующей главе. Эти теории стали основой государственной концепции макроуправления сельским хозяйством, заключавшейся в стимулировании его развития и распределении выгод посредством политических и административных мер. В рамках хозяйственной деятельности эти взгляды проявились в повышении экономической ценности отдельных производственных единиц, а также способствовали формированию моделей ведения сельского хозяйства, ориентированных на максимальную адаптацию к природным условиям.

Древнекитайская агрономия всегда следовала руководящему принципу единства природы и человека, сделав его основным ориентиром в развитии сельского хозяйства. Взгляд на природу и общество как на единое целое, гармоничное развитие сельскохозяйственного производства, а также уважение и внимательное отношение к окружающей среде – абсолютно верные идеи, которых следует держаться и сегодня, если мы хотим построить экологичную цивилизацию.

13. Ключевые концепции земледелия Древнего Китая. Теории «Трёх начал» и «Трёх соответствий»


Причина устойчивого развития традиционного сельского хозяйства Китая в неблагоприятных природных условиях состоит в том, что предки китайцев правильно выстроили отношения с окружающей средой. Уважая законы природы и экономики, они в полной мере проявляли человеческий потенциал, а главным практическим отражением теории «Трёх начал» в сельскохозяйственном производстве стал принцип: «Прилагать меньше усилий, следовать воле Неба, действовать соразмерно возможностям Земли».



Иероглифы трëх начал: человек, Земля, Небо


В «Книге перемен» подчёркивается, что путь Неба – создание 10 000 вещей, путь Земли – их воплощение, а путь человека – проявление сути вещей и создание гармонии. Следование человека по пути Неба подразумевает ведение деятельности согласно природным циклам и временам года. Сезоны определяют ритм жизни всего сущего и напрямую связаны с сельским хозяйством.

Люди древности считали оптимальное использование земли главным принципом следования Пути земли. Идея подразумевала раскрытие потенциала и увеличение плодородности почвы. Путь человека, или, как его называют в китайской философии, Дао, состоял в преображении и уравновешивании материи.

Теория «Трёх соответствий» подразумевает, что действовать следует в соответствии со временем, местом и свойствами материи. Возможность получения богатого урожая зависит от учёта местных условий, рационального использования земли, правильного выбора посевного материала. Поэтому уже в первом тысячелетии до н. э. в эпоху Чжоу существовала специальная чиновничья должность смотрителя посевов. Сановник следил за ведением хозяйства, подгонял и мотивировал крестьян, взимал подати. Кроме того, ему в обязанности вменялось изучение и наблюдение за растениями, а также выбор подходящих участков для их выращивания.

Принцип «действовать исходя из возможностей» требовал трезво взвешивать собственные силы, материальные возможности и трудовые ресурсы. Чтобы добиться успеха, дело следовало выбирать по силам, не брать на себя слишком много, но и не лениться. Все эти принципы следовало соблюдать и в сельском хозяйстве.

Теория «Трёх начал» объединяла человека и природу. Только гармонично совместив три компонента: погоду (Небо), плодородность земли и гармонию в человеческом обществе, – можно было рассчитывать на богатый урожай пяти важнейших злаков1 и приумножение скота и птицы.

Любой из древних трудов о сельском хозяйстве неизменно основывается, в том числе, и на этой теории. В трактате «Анналы Люй Бувэя»27, в главах «Земледелие превыше всего», «Подбор почвы», «Спор о земле» и «Выбор времени», даётся развёрнутое описание и осмысление теории «Трёх начал». В увидевшей свет во времена династии Западная Хань «Книге Фань Шэнчжи»28 встречается конкретизированное и технически верное описание теории «Трёх начал»: «Суть сельского хозяйства – верно выбрать время и место». Эта же мысль пронизывает энциклопедии «Необходимые искусства для простого народа» и другие подобные труды.



Схематичное изображение теории «Трëх начал»


Процесс сельскохозяйственного производства – это не только естественное воспроизводство организмов в естественной среде, но и целенаправленный процесс ведения человеком экономической деятельности. Растения, животные, окружающая среда и человек взаимозависимы и взаимно ограничены. В теории «Трёх начал» люди не выступают в роли хозяев природы, а являются равными участниками естественных процессов; человек и природа не конфликтуют, а взаимодействуют, именно по этой причине древние китайцы уделяли особое внимание повторному использованию отходов производства сельскохозяйственной продукции.

14. Опора на земледелие и шелководство. Первостепенная роль сельского хозяйства


Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер однажды сказал ставшую крылатой фразу: «Контролируя нефть – вы контролируете страны; контролируя пищу – вы контролируете человечество». Сельское хозяйство в Китае появилось и стало интенсивно развиваться гораздо раньше, чем в других странах. Благополучие Поднебесной издавна основывалось на труде крестьян, поэтому земледелию и животноводству уделялось особое внимание.

В китайских легендах тех, кто внёс свой вклад в развитие сельского хозяйства, причисляли к героям. Шэнь-нуна почитали как изобретателя сельского хозяйства, Фу Си чтили за обучение людей рыболовству и охоте, Лэйцзу – за изобретение техники выращивания шелкопряда, а Великого Юя – за борьбу с наводнениями и распространение знаний о культивации растений.

В эпоху Западного Чжоу появилась специальная придворная должность министра земледелия. В первый день весны проводился торжественный обряд проведения первой борозды. Чжоуский правитель постился и совершал омовения, после чего лично возглавлял процессию из 3 высших сановников, 9 обладателей высших придворных чинов и 100 вассальных князей, направляясь на общинные поля. Правитель лично проводил три первых борозды, после чего высшие чиновники также вставали за плуг и вспахивали свои участки. Вслед за ними к распашке приступал и простой люд. Жена правителя в это время брала с собой 9 придворных фрейлин и вела их на тутовые плантации в окрестностях столицы, чтобы высадить на деревья личинки шелкопряда. Церемонии с участием правителя и его супруги говорят об огромном внимании к сельскому хозяйству уже в тот период, ставший истоком древней китайской концепции строительства государства, приоритетом которого является развитие аграрного дела.

С VII по V в. до н. э., в период «Вёсен и Осеней», сельскому хозяйству стали уделять ещё больше внимания, в труде «Гуань-цзы»29 Гуань Чжуна продвигалась идея народного благоденствия, а философ и советник правителя Ли Куй активно способствовал распространению знаний о культивировании растений. Другой философ и государственный деятель Шан Ян считал задачу развития земледелия чрезвычайно значимой для обеспечения преимущества в войнах.

С V по III в. до н. э., в период Сражающихся царств, концепция, считающая земледелие основой государственности, стала ещё более радикальной: наряду с повышенным вниманием к сельскому хозяйству государство стало подавлять торговлю и ремёсла. В начале правления династии Хань императорский советник Чао Цо стал активно проводить в жизнь политику сдерживания торговли. В эпохи династий Цинь и Хань появились храмы Шэнь-нуна, были изданы высочайшие эдикты о стимулировании развития земледелия и шелководства.

Концепция опоры на сельское хозяйство на протяжении столетий неизменно оставалась центральным звеном политической и экономической систем феодального общества, поскольку сельское хозяйство служило источником еды и одежды, национального благосостояния, гарантией социальной стабильности и опорой в войнах. Чтобы сохранить государство, в первую очередь надлежало заботиться о сельском хозяйстве, обеспечить мужчин работой в полях, а женщин – материалом для пряжи; следовало связать воедино выращивание зерновых, разведение животных и птицы, объединить процессы обработки продукции в рамках одного хозяйства, иными словами, привязать людей к земле. Мирный труд и спокойствие в стране строились на самообеспечении. Правители понимали, что вслед за разорением большого количества мелких землевладельцев приходит смута. Поэтому идея равномерного распределения земель отчётливой нитью проходит через все экономические системы древности.



Памятник Гуань Чжуну


В Китае эта идея выражалась в государственных принципах справедливого налогообложения и распределения земельных участков. Занятие агрономией считалось весьма почётным, в пример чему служит тот факт, что 3 поколения внуков императора Канси всецело посвятили себя культивированию риса и распространению знаний о нём, сделав рисоводство одной из ключевых областей сельскохозяйственной науки Поднебесной.

К сожалению, многовековое противопоставление торговли и ремёсел земледелию привело к стагнации аграрной экономики. Доминирующая роль мелких крестьянских хозяйств противоречила экономическим законам, что в итоге привело к формированию чрезвычайно однобокой экономической модели и стагнации государственного развития.

Загрузка...