Мы живем в мире, где любой факт можно проверить поиском в Google, где программы распознавания речи делают точное произношение устаревшей концепцией и где компьютеры умеют читать нам книги вслух. Это означает, что следует переосмыслить первоочередные навыки, которые мы стараемся привить нашим детям. Разумеется, мы стремимся воспитать их добрыми, но мы также хотим, чтобы они обладали необходимыми профессиональными навыками и занимали достойное место в обществе, когда вырастут. Нам нужно уберечь их от безработицы и низкой квалификации. Для подготовки детей к будущей жизни в компьютеризированном мире нужно оттачивать совершенно не те навыки, с которыми без труда справляются современные компьютеры. Необходимо включать в школьные и домашние программы такие концепции, как гибкий подход, формирование норм и ценностей и решение проблем. Нужно уделять меньше внимания информации в чистом виде и загружать детей тренировкой исключительно человеческих качеств, пока недоступных компьютерам, – например, способность удивлять, творить и любить.
У нашего общества роман с компьютерами. Мы восхищаемся ими и рассматриваем собственные навыки с точки зрения технологий. Мы по-другому относимся к человеческой памяти и обучению из-за технологического прогресса. Мы обращаемся к компьютерам, сравниваем свой мозг с ними и отождествляем себя с ними. Это приводит к представлениям, противоречащим принципам неврологии; например, мы думаем, что мозг обладает «аппаратной привязкой» к определенным навыкам или ограниченным объемом рабочей памяти.
По мере того как компьютеры меняли ландшафт наших коллективных способностей, мы обустраивали свою жизнь, пользуясь преимуществами технологий. Наша система ценностей изменилась, и в результате появились новые методы воспитания. Мы воспитываем у детей компьютерные навыки, такие как многозадачность, мгновенные вычисления и запоминание фактов, иногда за счет вещей, которые делают нас настоящими людьми. (Мы забываем о том, что мозг не выключается, как компьютер. Он постоянно чему-то учится и работает даже во время сна.) Культивируя ненужные или вредные качества, мы готовим детей к неудачам и разочарованиям в будущем, поскольку они окажутся неподготовленными к будущей работе, о которой мы сейчас даже не имеем представления, – к человеческой работе, недоступной ни одному компьютеру.
Человеческий и компьютерный подход к проблемам фундаментально различается. Компьютеру для работы нужны две вещи: (1) входящая информация и (2) набор алгоритмов для обработки этой информации. Компьютеры очень быстро выполняют заложенные в них программы, а люди лучше справляются с поиском решений в запутанных ситуациях. По сравнению с компьютерами, люди преуспевают в лидерстве, общественном сотрудничестве, постановке целей, обучении, наставлении, поощрении и продажах. Люди также с большей легкостью выделяют значимые данные при работе с новой информацией.
Эти различия означают, что люди превосходят компьютеры в выполнении определенных задач – обычно там, где нет жестких правил. Например, программист может написать новое программное приложение для врача, который ставит диагноз людям с нестандартными симптомами. В этих задачах вам нужно сразу выделить полезные вещи при работе с новой информацией – например, когда вы проводите подводные исследования или убеждаете вашего руководителя, что новая система управления человеческими ресурсами послужит интересам компании гораздо лучше, чем старая. Кроме того, это области, требующие «человеческого подхода», такие как консультации, потребление или постановка медицинских диагнозов.
Люди обладают большей гибкостью по сравнению с компьютерами благодаря нейропластичности – способности нашей нервной системы оперативно приспосабливаться к переменам (мы подробнее обсудим это в главе 2). Компьютерная память увеличивается при добавлении новых чипов памяти. Человеческая память расширяется благодаря укреплению связей между нейронами; здесь не нужны чипы или дополнительные устройства хранения. Постоянная модификация и совершенствование этих связей позволяет нам учиться, запоминать и сохранять неограниченное количество информации. В отличие от компьютеров, мы постоянно адаптируемся, выбирая нейронные связи для активизации и совершенствуя используемые нейронные контуры с поистине непревзойденной гибкостью.
Творческие способности – это ключ к конкуренции в глобальной экономике. На конкурентном рабочем месте прикладное воображение может быть главным запросом вашей компании. Согласно опросу Time 2013 года о роли креативности на рабочем месте более восьми из десяти людей полагают, что Америка – глобальный лидер в сфере творческих инноваций. Те, кто придерживается иного мнения, считают, что в американских школах не воспитывают творческие способности учеников (31 %) или что правительство США не предпринимает достаточно усилий для поддержки творчески одаренных людей (30 %)[1].
Творческие способности связаны с гениальностью. Альберт Эйнштейн создал теорию относительности, Леонардо да Винчи думал о вертолетах еще в XVI веке, Александр Белл оставил множество изобретений, а музыкальные произведения Моцарта отмечены печатью гения. Гениальность иногда бывает семейной чертой. Сэр Фредерик Гальтон выдвинул эту идею в 1869 году в своей книге «Наследственный гений». Но, принимая во внимание, что авторы большинства изобретений неизвестны, мы видим, что человеческая гениальность – скорее правило, чем исключение[2].
Есть деловые журналы, посвященные поиску творческих талантов и эффективному управлению ими. Поиск таких людей требует времени и денег, поскольку они редко встречаются. Когда мы сталкиваемся с одаренным взрослым человеком, это похоже на встречу с единорогом, поскольку лишь очень немногие проходят через горнило школьного и высшего образования с ненарушенным воображением и нетронутыми творческими способностями. Мы удивляемся, как эти творческие люди сохраняют свой огонь в зрелом возрасте, и часто приходим к выводу, что они родились творцами. Мы думаем о творчестве скорее как о таланте, а не о навыке, и не стараемся учить или взращивать его. Но здесь есть противоречие между тем, чему нас учат, и тем, что нам нужно: большинство из 2040 взрослых людей, опрошенных Time (62 %), утверждают, что творчество важнее для работы, чем они считали во время учебы[3].
Раннее воспитание творческих способностей вашего ребенка преследует двойную цель. Во-первых, оно даст вашему ребенку толчок для карьерного роста – не только в сфере искусства, но и в бизнесе, предпринимательстве, инженерии, преподавании, юриспруденции и медицине. Творческие способности необходимы и для эффективного решения проблем, что делает жизнь вашего ребенка более успешной, независимо от выбора карьеры. Воображение – эволюционный мост между сочувствием и самоорганизацией – тесно связано с принятием решений. Для того чтобы наши дети чувствовали себя уверенно в разных ситуациях и были эффективными лидерами, мы должны учить их творческому подходу к проблемам и поступкам на основе своих идей. Мы не всегда сможем подсказывать детям, как вести себя в конфликтных ситуациях, поэтому им самим придется находить неординарные способы разрешения конфликтов. Для этого они должны развивать мозговые связи, способствующие творчеству. Творческие способности – это не приз и не завершающий штрих в развитии наших детей; они должны быть встроены в их образ мышления.
Существует фундаментальное различие между концепциями творчества на Западе и на Востоке, но обе они содержат важные идеи. Западная культура рассматривает творчество как дивергентное и гибкое мышление, при котором идеи устремляются по наименее проторенному пути. Она ценит инновации и направление озарений на достижение конкретной цели[4]. Творчество определяется присутствием двух компонентов: оригинальности и эффективности. Америке интересны ваши идеи и то, что вы собираетесь сделать с ними.
На Востоке творчество определяется как чувство самоутверждения или самореализации. Восточная традиция подразумевает осознание истины о себе, о событии или о предмете; оно больше связано с поиском новой точки зрения, нежели с отходом от традиционного пути. Пожалуй, мы не слишком хорошо знакомы с этой концепцией, но нельзя с ходу отвергать ее. Такие практики, как йога, осознанное внимание и медитация, помогают культивировать самоорганизацию (мы обсудим это в главе 10).
Неудивительно, что родители тоже придерживаются совершенно разных представлений о творчестве. Иногда мы думаем о нем в западном ключе. Дуг называет творчество «воплощением мысли в осязаемом предмете», а Кэтрин описывает его как «способность решать проблемы путем добавления новых знаний к уже имеющимся и их применения на практике. Это включает выбор лучших решений, которые необходимо опробовать и при необходимости модифицировать». Эти определения отражают представление о творчестве как об оригинальном мышлении, имеющем конкретную цель. В своем руководстве «Мотивация поведения» 1993 года Роберт Фрэнкин определяет творчество как «склонность порождать или распознавать идеи, альтернативы или возможности, которые могут быть полезны для решения проблем, общения с людьми или же для развлечения себя и других»[5]. Это западное определение связано с другими аспектами человеческой личности, такими как критическое мышление, острота восприятия, сопереживание и владение социальными навыками.
Другие родители склонны рассматривать творчество в более восточном смысле слова. Когда Брит говорит: «Творчество – это самовыражение на любом уровне», она больше склоняется к восточной традиции. К ней присоединяется Кевин, который называет творчество «способностью к художественному и вербальному самовыражению; умение писать словами, идущими от сердца». Рейчел тоже думает о «художественном самовыражении, способности создавать красоту из чего угодно». А Кэти утверждает, что творчество – это «умение с детства выражать свою личность разными способами и быть свободным и бессистемным в своих изысканиях». Это самовыражение, основанное на знании себя, идея о том, что мы должны позволять детям становиться такими, какими они хотят быть.
Родители, которые определяют творчество как самовыражение, могут считать его чем-то вроде десерта после сытного обеда; это плюс, но вы прекрасно можете обойтись и без него. Некоторые считают обретение собственной истины, или «жизненной правды», первостепенным качеством, которое нужно воспитывать в детях, в то время как другие ставят творческое самовыражение на одно из последних мест в длинном списке необходимых качеств.
Разные определения ведут к разному пониманию творчества и его ценности, что в конце концов приводит к приоритетности или маргинализации творчества в нашей жизни. К примеру, когда родители определяют творчество как целенаправленный процесс активного решения проблем, оно часто выходит на передний план. Благодаря западному подходу Дуг отводит практическому творчеству важное место в своем методе воспитания. Брит рассматривает творчество как простое самовыражение, поэтому она не включает его в список своих родительских приоритетов и не испытывает потребности в самовыражении для воспитания детей.
Независимо от наших определений творческие способности стоят того, чтобы их развивать. Западная и восточная традиция – две стороны одной медали, и одно можно дополнять другим. Творчество – это истина, практические проявления которой могут принимать разную форму.
Творчество подразумевает инновации, поэтому компьютеры плохо к нему приспособлены. Изменение правил, поиски нового применения для старых вещей и решение проблем путем установки связей между разнородными концепциями – все это до сих пор ускользает от компьютеров. Это требует переосмысления правил и понимания, почему эти правила появились.
Способны ли компьютеры к самостоятельному творчеству? Некоторые из них могут создавать произведения искусства; у них нет зрения, но они запрограммированы на работу с цветовыми тонами и насыщенностью. От них можно ожидать действий, которые предпринял бы художник-человек в данной ситуации. Но в конечном итоге картины, созданные компьютером, – это картины, созданные программистом, не так ли? Если у компьютера нет самосознания, его творческие способности крайне ограниченны.
Творчество тесно связано с сочувствием и самосознанием[6],[7]. В этих процессах участвует несколько видов нейронов, включая зеркальные нейроны (сочувствие) и нейроны фон Экономо (самосознание). Судя по всему, они также играют роль в проявлении воображения[8]. Люди с аутизмом обладают сильно ограниченным воображением, и у них наблюдаются изменения в обоих видах этих нейронов[9],[10],[11],[12].
Воображение плавно перетекает в сочувствие, так как мы можем живо представить, что чувствуют или испытывают другие люди; поэтому сочувствие нередко встречается в творческом процессе[13]. Если вы творческий человек, то без труда видите вещи с другой точки зрения, а это входит в определение сочувствия. Обратное тоже верно: если вы испытываете проблемы с сочувствием, то менее склонны к творчеству.
Творчество так тесно связано с сочувствием, что иногда бывает трудно разделить их, зато можно пользоваться тем и другим одновременно. В одном исследовании 126 студентов-старшекурсников попросили нарисовать нейрон. Все, кроме троих, повторили стандартный рисунок нейрона из учебника. Но когда старшекурсники сначала выполняли упражнения, которые заставляли их действовать, подобно нейрону, – например, расходиться по местам в аудитории, что напоминает веерообразный рост нейрона, – то их рисунки становились более оригинальными и разнообразными[14]. «Сопереживание нейрону» с помощью представления о нем улучшило их творческие способности. Такое творческое обучение делает разнообразие нормальным явлением, вводит игровые элементы, внушает понятие о существовании множества «верных» ответов и в целом улучшает концептуальное понимание у студентов.
Творчество имеет не менее важное значение для самообладания, так как гораздо проще управлять ситуацией, если вы можете предложить разные пути решения проблемы (мы обсудим это в главе 4). Вам легче следить за своим поведением, если вы активно размышляете, а не фиксируете внимание на том, что вы должны или не должны делать, – к примеру, уступить место в метро. Ясное представление о причинах и следствиях поведения – это творческий акт, который стимулирует ваше самообладание. Понимание причин и следствий также служит основополагающим элементом самоорганизации: вы действуете так, чтобы ваша жизнь двигалась в выбранном направлении.
Большинство родителей говорят, что сочувствие – это способность встать на точку зрения другого человека и понять его чувства. Сочувствие помогает выстраивать доверие между людьми, а это приводит нас к лучшему будущему и лучшему миру, верно?
Да, это прекрасный, но бессодержательный ответ. Когда мой сын лупит свою сестру, чрезвычайно трудно убедить его в ценности сочувствия и доброты. В конце концов, по его словам, «это не сделает меня богатым или знаменитым». (Для моего одиннадцатилетнего сына идеальная перспектива во взрослой жизни – стать богачом.)
Однако исследования показывают, что склонные к сочувствию люди более успешно справляются с жизненными ситуациями в долгосрочной перспективе. Они лучше строят межличностные отношения и сохраняют свой брак[15],[16]. Они становятся хорошими начальниками и эффективными лидерами, так как умеют принимать важные решения и прогнозировать будущее[17],[18]. Они даже бывают богаче и счастливее остальных. Сочувствие имеет много скрытых преимуществ.
Дети чувствуют себя более уверенно. Способный к сочувствию ребенок будет больше преуспевать во взрослой жизни как в материальном, так и в эмоциональном плане. Сочувствие наделяет его суперсилой – умением угадывать поведение людей в разных жизненных ситуациях. Такие люди считывают выражение лица и другие намеки на эмоциональное состояние людей, а это важно для выживания в прямом смысле слова, если находишься в темной подворотне. В отношениях с другими это помогает им понимать, когда нужно воздержаться от действия, драться или бежать. Если ваш ребенок предвидит, что его товарищ по играм рассердится из-за сломанной игрушки, то он сможет все спланировать заранее: поделиться своей игрушкой, отойти подальше или быть наготове. Сочувствие также уменьшает склонность к хулиганству у детей старшего возраста; оно подразумевает способность разрешать конфликты и готовность защитить притесняемого сверстника[19],[20].
Сочувствие превращает детей в лидеров. Сочувствующие дети часто становятся лидерами, так как они более социальны[21]. Почему? Они обладают обостренной способностью улавливать переживания и ожидания других людей, независимо от их возраста. Лидеры на детских площадках становятся лидерами компаний, где их сочувствие повышает мотивацию сотрудников, преданность своей работе и производительность на рабочем месте[22].
Сочувствие делает нас счастливее. Становясь дополнительной наградой за хорошее поведение, добрые поступки приносят нам ощущение внутреннего благополучия. Делать подарки кому-то приятнее, чем самому себе. Исследователи давали людям наличные деньги и предлагали половине участников тратить их на себя, а остальным – на других. Люди из второй группы чувствовали себя более счастливыми, независимо от количества потраченных денег[23].
Сочувствие позволяет нам считать себя богатыми. Когда мы делимся с кем-то, наше ощущение изобилия и личного благополучия возрастает[24]. Когда мы сострадаем другим людям, наше ощущение времени расширяется. Восприятие обладания такими вещами, как время и деньги, значит больше конкретных цифр. Оно делает на более уверенными людьми.
Сочувствие полезно для нас. Сочувствующие и сострадательные люди строят более здоровые и удовлетворяющие отношения и склонны сохранять свой брак[25],[26],[27],[28],[29],[30]. Они быстрее восстанавливаются после травмы или хирургической операции[31]. Исследования показывают, что сочувствие даже способно увеличить продолжительность жизни – вероятно, из-за уменьшения воспалительных процессов и стрессовой нагрузки у тех, кто помогает другим[32],[33]. Довольные своей жизнью пожилые люди на 35 % менее подвержены риску смерти, чем их несчастные сверстники, и если сочувствие внушает ощущение благополучия, то, наверное, мы можем прожить более долгую и счастливую жизнь[34],[35].
Хотя сочувствие приносит ощущение надежности и успеха, улучшает благосостояние и лидерские навыки, исследования показывают, что его уровень снижается в течение последних 30 лет. Забота о других людях и способность воспринимать чужую точку зрения резко уменьшились у американских студентов, особенно после 2000 года[36]. Почему? Мы можем возлагать вину на смартфоны или на социальное отчуждение, связанное с ростом количества наших виртуальных друзей в социальных сетях по сравнению с уменьшающимся числом подлинных друзей. Мы можем говорить, что лавина насилия в средствах массовой информации притупляет нашу способность к состраданию. Но, наверное, все обстоит проще: наши дети не привыкли сочувствовать другим людям.
К счастью, сочувствие – не врожденная черта характера, а усвояемый навык. Существуют программы обучения сочувствию, и они работают. Многие научные исследования установили, что осознанное внимание, медитация и общественные организации на местном уровне – простые и доказанные способы для воспитания этого качества. Конкретные программы, направленные на развитие сочувствия, социальных навыков и разрешения конфликтов, включают «Корни сочувствия» (К-8), «Позитивное действие» (К-12), «Отзывчивый класс» (Л-5) или «Второй шаг» (Л-8)[37].
Учителя полагают, что если дети в классе не проявляют друг к другу сочувствия, стоит не пожалеть времени и научить их. Как показывают исследования, сочувствующие дети на только меньше склонны к нарушению дисциплины на уроках, но и лучше учатся. Анализ 213 программ социального и эмоционального обучения с участием более 270 тысяч детей от детсадовского возраста до старшеклассников показал, что эти меры повысили успеваемость на 11 %, уменьшили агрессивные эмоциональные реакции и улучшили поведение учеников[38]. Воспитание сочувствия приводит к более высокой академической успеваемости, навыкам чтения и высокоразвитого критического мышления[39],[40],[41]. В отсутствие одной из этих школьных программ родители могут сами учить своих детей сочувствию – достаточно найти для этого время.
Некоторым трудно принять сочувствие как выбор, который природа сделала для нас. Фактически мы склонны думать о нем как о навыке, свойственном наиболее ранимым людям, или даже как о слабости. Почему сочувствие имеет такое важное значение? Это сложный вопрос, который во многом зависит от личного подхода.
Концепция сочувствия возникла около 150 лет назад на основе теории оценки художественных произведений. «Само слово происходит от греческого словосочетания, означающего «внутреннее чувство». Идея состояла в том, что для полноценного восприятия произведения искусства человеку нужно проецировать свою личность на восприятие художника. Психология похитила термин «сопереживание» из мира искусства и превратила его в глагол: сочувствовать или сопереживать. Для этого вам нужно понять чужую точку зрения и поместить себя в мир другого человека. Обладая этой способностью, вы можете представить, что чувствует ваша подруга и что исправит ее настроение.
Но даже если вы отлично умеете переживать за других людей и видите вещи глазами горюющего человека, чтобы приносить пользу, сочувствие должно вести к состраданию, которое представляет собой практическое сочувствие. Речь о том, что мы думаем об эмоциях, как мы ощущаем эти эмоции и что мы делаем в связи с этим (то есть проявляем ли мы сострадание). Понимание этих разных видов сочувствия – первый шаг на пути к тому, чтобы помочь нашим детям стать добродетельными людьми.
Это еще одно качество, отличающее нас от компьютеров. Компьютер можно запрограммировать на соблюдение правил когнитивного сочувствия, чтобы он говорил подобающие слова горюющему человеку или предлагал скидку на следующий заказ недовольному покупателю. Но понимание чужой точки зрения требует воображения. Сострадание подразумевает поощрение, искреннее общение, общественную поддержку и даже личные жертвы ради решения чужих проблем.
Приходилось ли вам выбирать для кого-то идеальный подарок на день рождения и сгорать от нетерпения, пока тот не откроет его? В таком случае, вы можете понять, почему жертвование денег на благотворительность возбуждает в мозге те же центры удовольствия, что и при получении денег, и почему сочувствие вносит огромный вклад в чувство личного благополучия[42]. Когда родители и дети приходят к пониманию важности заботы о других людях, к ним приходит благополучие.
Сострадательные поступки, вызванные сочувственными мыслями или эмоциями, требуют самообладания и творческих способностей. Самообладание необходимо, чтобы воздерживаться от рефлекторных побуждений, – например, не ударить ребенка, который забрал ваш мячик. А творческие способности необходимы для оценки ситуации и понимания причин ее возникновения. К примеру, нужно обладать творческим мышлением, чтобы догадаться, что на двенадцать детей есть только один мячик, и ребенок, который забрал его у вас, скоро отправится домой. По своей сути, сочувствие – это разновидность творческого упражнения, изощренная форма искусства. Оно способствует творчеству, и наоборот.
Ученые называют самообладание самым важным навыком, который можно воспитать у ребенка. Исследование 1000 детей показало, что уровень самообладания служит прогностическим фактором здоровья, благополучия и уровня преступности к 32 годам. Самообладание больше определяет эти факторы, чем интеллект, положение в обществе[43] или IQ[44]. Люди с хорошим самообладанием эмоционально стабильнее, становятся более эффективными начальниками и создают более прочные отношениях[45],[46]. Одним словом, это счастливые люди[47].
Авторы исследования определили самообладание как умение «откладывать удовлетворение своих потребностей, контролировать свои побуждения и регулировать проявление эмоций»[48]. Большинство родителей придерживаются сходного мнения: самообладание – это способность не делать те вещи, которые делать не следует. Хорошее самообладание означает, что вы можете преодолевать почти рефлекторные побуждения, мешающие вашему осознанному поведению, и не идете наперекор своим лучшим устремлениям.
Потеря самообладания приводит к межличностным конфликтам, низким интеллектуальным показателям, перееданию и многим другим неблагоприятным последствиям[49],[50].
Разумеется, нам кажется, что если мы сможем привить ребенку хорошее самообладанием, то поможем ему правильно распоряжаться собственной жизнью и спасем его от деструктивного поведения. Поэтому мы постоянно работаем над этим. Исследования показывают, что развитие самообладания представляет собой очень долгий процесс, который не завершается в средней школе. Мать по имени Джен сказала мне: «У одной из наших дочерей просто невероятное самообладание, а у другой совсем никакого. Ее стремление ударить или ущипнуть сестру, вместо того чтобы указать на причину своего огорчения, представляет огромную проблему. Мы перепробовали все, от разъяснения последствий до предложения моделей поведения, где она может пользоваться словами вместо физической агрессии. Пока все безуспешно!»
Известно, что некоторые дети от природы требуют больше усилий в воспитании этого навыка, чем другие. Исследования показывают, что самообладание на 50–90 % обусловлено генетическими факторами, но мы также знаем, что оно ассоциируется со структурой и функцией префронтальной коры мозга[51]. Формирование префронтальной коры определяется генетикой, но она подвержена и влиянию внешних факторов. Это значит, что самообладание отчасти усваивается на личном опыте, а не регулируется генетикой. Родители могут оказывать здесь определенное влияние и направлять развитие в нужную сторону.
Самообладание всегда подразумевает ограничение личных побуждений. Компьютеры просто не могут делать то, что им бы хотелось; они следуют правилам. Борьба и равновесие между желаниями и интересами невозможны в их мире. У компьютера нет многочисленных побуждений, соперничающих за его внимание, как нет и нерешительности и нужды подавлять свои желания. Стремление прислушаться к себе и взвесить свои возможности возникает при совместном срабатывании нейронных контуров и оценке их сигналов. Та доля секунды, в которую принимается решение, нужно ли следовать основному инстинкту, – это чисто человеческий момент. И, как мы убедимся впоследствии, следующий момент – момент самоорганизации – еще более важен.
Акт самообладания не имеет ничего общего с творчеством или сочувствием, но волевое решение напрямую связано с ними. Фактически лишь два фактора порождают хорошее самообладание. Один – это способность человека осознавать влияние своего поведения на других людей. Если он представляет последствия своих действий, то может включить свои творческие способности и найти другой путь к достижению цели – это второй фактор. Оба они позволяют выйти из трудной ситуации и требуют широкого мышления.
Навыки творчества, самообладания и сочувствия тесно связаны друг с другом. Одно всегда перетекает в другое. Неврология показывает, что нейронные контуры, управляющие этими процессами, соединены нерасторжимыми связями. Развитие одной способности положительно сказывается на остальных. Если вы культивируете один из этих навыков, то поддерживаете и два других, а также многие черты, родственные им (см. рис. 1. 1).
Творчество, сочувствие и самообладание достигают вершины в виде эффективной самоорганизации. Это процесс взвешивания прошлого, настоящего и будущего – и действий на основе этой информации. Самоорганизация подразумевает поступки, противоположные вашим естественным побуждениям, с целью решения проблемы или проявления сочувствия. Само по себе самообладание – это строгое «нет». Нет никакого личного вознаграждения за то, что вы воздерживаетесь от желаемого поступка или не получаете того, что хотели бы иметь. Поэтому самообладание не имеет глубокой внутренней мотивации.
С другой стороны, принцип самоорганизации гласит: «Если вы не можете сделать или получить желаемое, придумайте другой способ добиться этого». Самоорганизация – это сложный навык, поскольку он связан с множеством других навыков. Она напоминает ходьбу по натянутому канату. Но самоорганизация имеет жизненно важное значение для становления личности вашего ребенка и его уверенности в правильном выборе своего пути. В сущности, это главный навык, который мы стараемся культивировать в детях, и он стоит самых серьезных усилий.
Рис. 1.1. Навыки творчества, сочувствия и самообладания взаимосвязаны. Если вы культивируете любой из них, то укрепляете остальные.
Нам не нужно ждать, пока наши дети, на наш взгляд, достигнут нужного уровня развития.
Традиционная психологическая теория гласит, что абстрактное мышление не развивается до подросткового возраста, поэтому в прошлом дошкольное и начальное школьное образование не заботилось о создании абстрактных связей. Согласно распространенному мнению до определенного этапа развития дети не в состоянии оперировать абстрактными идеями. Когда мой сын учился во втором классе, его футбольный тренер сказал мне, что его команда наконец-то начала побеждать, потому что игроки научились абстрактному мышлению.
Однако исследования показывают, что младенцы могут распознавать метафоры, а дошкольники часто пользуются метафорами в повседневной речи[52],[53]. Метафора – описательный термин, применяемый к тому, что первоначально не было предназначено для описания, – служит воплощением абстрактной мысли. И младенцы понимают это.
Неврология говорит нам, что есть элементы самообладания, творчества и сочувствия, которые могут усвоить даже очень маленькие дети. Мозг постоянно развивается; связи между нейронами совершенствуются. Поэтому, тренируя эти навыки, мы строим будущее наших детей независимо от их возраста. Нужно лишь изменить свой родительский подход и прийти к пониманию их важности. В 1890 году Уильям Джеймс заметил: «мой опыт – это то, с чем у меня сложилось внутреннее согласие»[54]. Это справедливо и для наших детей; они будут уделять внимание тем вещам, которые родители предлагают их вниманию и которые они, в конце концов, будут привычно замечать.
Сосредоточенное внимание встречается редко, и оно чрезвычайно важно, поскольку родители, намеренно или ненамеренно, концентрируются на главных вещах. Если мы сосредоточиваемся на сочувствии, самообладании и творческих способностях в атмосфере, которая благоприятствует принятию личных решений, то воспитываем творческих мыслителей, действующих во благо себе и другим людях. У ребенка эти качества проявляются в виде самоорганизации и ответственности за свои поступки. Если жизнь ставит перед вами проблему, вы осмысливаете ее, приходите к должным выводам и принимаете ответственность за свои мысли и действия.
Побочные продукты развития этих навыков – настойчивость, критическое мышление, стойкость и личная ответственность – те качества, которые мы стараемся развивать в наших детях, чтобы они не были подобны «тростнику на ветру». Мы здесь не для того, чтобы растить безучастных наблюдателей. Давайте лучше воспитаем поколение людей, предрасположенных к доброте и умеющих быть по-настоящему человечными.
Родителям важно иметь базовые представления о работе мозга и его нейронов. Знание главных компонентов мозговых взаимосвязей позволяет нам видеть, как воспитание формирует мозг наших детей, то есть принципы формирования кратковременных связей между нейронами. Далее мы можем пользоваться этой информацией для достижения наших долгосрочных родительских целей.
Если вы опасаетесь, что я собираюсь объяснять вам функции всех частей и отделов мозга, можете не беспокоиться. Вам не нужно углубляться в анатомию. Достаточно узнать, как формируются отдельные нейроны и связи между ними; какие нейронные связи выживают и укрепляются, а какие исчезают. Это зависит от частоты использования нейронных связей. Мы, родители, находимся в идеальном положении, чтобы влиять на то, какие нейронные связи в мозге наших детей будут использоваться чаще всего. Мы можем модифицировать восприятие ребенка, совершенствуя его мозг и поощряя развитие его отдельных функций. Такое совершенствование возможно как на клеточном уровне, так и на уровне нейронных контуров. Если вы хотите больше узнать об анатомии мозга, я подготовила экспресс-курс в приложении 1 под названием «Практическая нейроанатомия».
Большинство вещей в биологии следует правилу «структура определяет функцию». Если вы раньше никогда не видели стул, то, скорее всего, догадаетесь о его предназначении судя по его форме. Нейроны тоже следуют этому правилу: они идеально подходят для коммуникации. Эти особые клетки мозга могут принимать и передавать сигналы на большие расстояния с помощью длинных хрупких клеточных отростков, которые называются аксонами.
Хотя вы никогда не видели настоящего нейрона, вы, вероятно, знакомы с его структурой. Нейроны похожи на деревья (см. рис. 2.1). Информация собирается в верхних ответвлениях дендритов и передается по аксонному стволу, а затем корни отправляют информацию следующему нейрону. Сигнал проходит через аксон только в одну сторону, как молния, ударяющая в вершину дерева. Информация никогда не возвращается обратно к ветвям.
Рис. 2.1. Нейроны схожи с деревьями, но предназначены для совершенно иных функций. Нейрон получает информацию от других нейронов только у дендритов, напоминающих древесную крону. Эти сигналы проходят через аксон (древесный ствол) до терминальных ответвлений (там, где находятся древесные корни). Это как удар молнии в дерево: электрический разряд всегда бьет сверху и уходит в землю. Нейронный сигнал не может вернуться к верхним ветвям.
Нейроны соединяются друг с другом, образуя цепочки (см. рис. 2.2), которые расходятся в разных направлениях и образуют развилки, как дороги, формируя нейронные контуры (см. рис. 2.3).
Рис. 2.2. Нейроны выстраиваются в цепочки для коммуникации.
Рис. 2.3. Нейронные цепочки могут ветвиться, как дороги, и образуют нейронные контуры. Каждый нейрон обменивается информацией с множеством других соседних нейронов.
Интеллектуальные способности не определяются нейроном или даже группой нейронов. Количество имеющихся у нас нейронов не так важно, как степень их взаимосвязи.
Хорошо известно, что опыт раннего детства имеет жизненно важное значение для сообразительности, здоровья и общего благополучия в зрелом возрасте[55]