В своей «Золотой Скрижали» выдающийся мистик античных времен Гермес Трисмегист описал один из законов мироздания: «всё имеет свои противоположности, мир состоит из полюсов и крайностей». В своей жизни мы нередко сталкиваемся с противоположностями. Они мучают нас, заставляют сделать выбор в какую-либо одну сторону. Однако, выбирая одно, мы отвергаем другое. Но в таком случае мы лишаем свою жизнь разнообразия и целостности.
В четырех канонических Евангелии, вошедших в Библию, можно выделить три идейные основы: учение о владычестве Бога, о любви к Богу и ближнему, о прощении грехов. В отличие от них в Евангелие от Филиппа и Фомы эти три основы заменяет учение о едином духовном начале и ясно прослеживается призыв к самопознанию, как единственному пути к спасению. Эти два апокрифа относятся к гностицизму.
Путь спасения рассматривается здесь как путь познания особого рода, ориентированный на интуицию, а не на логическое мышление. Одна из целей «Евангелия от Фомы» показать, что в основе мира лежит единое начало, из которого произрастают противоположности.
«Свет и тьма, жизнь и смерть, правое и левое – братья друг другу. Их нельзя отделить друг от друга. Поэтому и хорошие – не хороши, и плохие – не плохи, и жизнь – не жизнь, и смерть – не смерть. Поэтому каждый будет разорван в своей основе от начала. Но те, кто выше мира; —неразорванные, вечные».33
Стать выше мира означает постичь противоположности, видеть их как в сочетании как единый процесс. Этот секрет, помогающий человеку достигнуть душевную целостность и навсегда отказаться от борьбы противоположных начал Иисус раскрывает своим ученикам.
«Иисус сказал: «Когда вы сделаете женское как мужское, внутреннюю сторону как внешнюю, и внешнюю сторону как внутреннюю, и верхнюю сторону как нижнюю, многое как одно и одно как многое, тогда вы войдете в Царствие».34
Поскольку все противоположности связаны между собой, их борьба не может завершиться победой одной из них, именно поэтому все противоположности нужно примерить. Так в Евангелие от Филиппа написано: «Иисус сказал: Когда вы сделаете двух одним, вы станете Сыном человека, и, если вы скажете горе: Сдвинься, она переместится».35
Книга «Чжуан-цзы» стала основополагающим произведением даосизма – религии образованной в Китае в конце прошлой эры. Говорят, сам Чжоу написал первые семь глав, а остальные написали его последователи. Главы состоят из аллегорий и анекдотов, включают в себя воображаемые беседы между великими мыслителями.
Суть даосизма – в достижении гармонии с Дао. Дао – это космический процесс, в котором участвуют все вещи, подходя из одного состояния в другое. Текучесть и изменчивость присуще не только природе, но и внутреннему миру человека.
По мнению китайцев, все проявления Дао порождены динамическим чередованием и взаимодействием двух противоположных сил: Инь Янь. Они являются двуувидетмя пределами, ограничивающими круги перемен. Если захотеть, то можно углядеть, что хорошее и плохое, удовольствие и боль, жизнь и смерть – не абсолютные категории, а только две стороны одной и той же действительности. Одна из высших целей человека в духовных традициях востока – осознание того факта, что все противоположности полярны, а любая пара противоположностей представляет собой динамическое единство.
Сочетание Инь и Янь удерживают мир в равновесном состоянии. Мы можем бесконечно наблюдать в мире проявления этих двух противоположных сил: правая и левая рука, день и ночь, любовь и ненависть, южный полюс и северный полюс, холод и жара.
Чжаун Чжоу пишет: «То, что позволяет явиться то мраку, то свету, есть Дао»36.
Два противоположных начала проявляются не только в качестве светлого и темного, но и качестве мужского и женского, твердого и легкого, верха и низа. Янь – это сильное, мужское, творческое начало, ассоциировалось у китайцев с небом, а Инь – темное, женское начало – с Землей. Небо находится наверху в постоянном движении, а Земля, согласно геоцентрическим взглядам древних, покоится внизу. Поэтому Янь стало символизировать движение, а Инь покой и неподвижность.
Противопоставление Инь и Янь присутствует во всей китайской культуре и определяет традиционный китайский образ жизни. Чжуан-цзы пишет: «Жизнь-это гармоническая смесь Инь и Ян». Народ земледельцев издавна был знаком с движением по небосводу Солнца и Луны и явлением смены времен года. Поэтому сезонные изменения, как и воспринимались в качестве очевидных проявлений чередования Инь и Ян. Сезонное чередование двух противоположностей отражается и на нашей пище, которая тоже содержит элементы Инь н Ян».37
Традиционная китайская медицина тоже исходит из представления о равновесии Инь и Янь в теле человека, и любое заболевание рассматривается как нарушение этого равновесия. Тело человека разделяется на органы двух этих сил
Так же, как в случае с добром и злом или с жизнью и смертью, это противопоставление не дает нам покоя, и в результате мы стремимся к тому, чтобы преобладала та или иная сторона нашего собственного характера. В области человеческого мышления находим также воплощения: Инь сложный интуитивный женский ум, Янь четкий рациональный рассудок мужчины. Инь – неподвижность и созерцание, Янь – активная деятельность и созидание.
«Поэтому сказать: „Почему бы не признавать [только] правду и отрицать неправду, признавать [только] порядок и отрицать беспорядок?“ – означает не понимать закона неба и земли и [природных] свойств всех вещей. Это то же самое, что признавать небо и отрицать землю, признавать начало инь и отрицать начало ян. Очевидно, что так поступать нельзя. А тот, кто все же не отвергает [таких высказываний] и продолжает о них говорить, тот если не дурак, то лгун».38
Гераклит как-то сказал: «Все течет, и ничто не пребывает на месте», он был уверен в циклическом характере всех изменений и вечном круговороте противоположностей. Гераклит сравнивал мироустройство с «вечно живым пламенем, то возгорающимся, то гаснущим». Этот образ довольно близок к китайским представлениям о Дао, воплощающимся в циклическом чередовании Инь и Янь.
Гераклит пишет: «Противоположность приносит согласие; из разногласий рождается высшая гармония. Все вещи прекрасны, благи и хороши, но люди считают одни вещи правильными, а другие неправильными». Это не значит, что мы вольны поступать по своему усмотрению; скорее плохое и хорошее, правильное и неправильное являются частью Целого, которое само по себе совершенно.39
Бессмысленно выбирать одну из противоположностей, необходимо примерять их внутри себя для достижения внутренней гармонии. И здесь мы сходим сходства мировоззрения Гераклита с мировоззрением Христа и восточных мудрецов.
Таким образом, знание о природы противоположностей помогут вам выбраться из ловушки противоречий созданной ограниченным умом: «Холодное приносит тепло, теплое приносит холод, влажное высыхает, а высохшее становится влажным. Противоположности сменяются, циклы повторяются».40
Если вы хотите больше узнать о взглядах этого величайшего мудреца Гераклита, то прочитайте полностью его «Фрагменты». Здесь вы встретите собрание его высказываний о природе и вселенной, об этике и политике, о любви и счастье, о душе, многие из которых давно стали золотыми афоризмами.
Пожалуй, самым знаменитым является следующий афоризм из этой книг: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, ибо другие воды прибывают постоянно» учит нас о невозможности повторить прошлый опыт, ведь все изменчиво.
Автор задается вопросами: «Вы никогда не спрашивали себя, почему жизнь соткана из противоположностей? Почему все, что вы цените, противоположно чему-то иному? Почему все решения предполагают выбор одного из двух? Почему все желания основаны на стремлении к чему-то противоположному?»41
Наша жизнь пронизана противоположными категориями: «Обратите внимание, все пространственные категории представляют собой пары противоположностей: верх-низ, внутри-снаружи, высокое-низкое, длинное-короткое, север-юг, здесь-там, левое-правое. Все, что мы считаем серьезными и важными, тоже оказывается одним из членов пары: добро-зло, жизнь-смерть, наслаждение-боль, Бог-Дьявол, свобода-рабство. На языке противоположностей формулируются также наши социальные и эстетические ценности: успех-провал, прекрасное-безобразное, сильное-слабое, умное-глупое. Противоположности лежат в основе даже самых абстрактных, отвлеченных форм человеческой деятельности. Логика, например, занимается вопросами истинного и ложного; эпистемология – видимого и реального; онтология – бытия и небытия. Наш мир выглядит огромным собранием противоположностей»42.
Природе ничего не известно о мире противоположностей, в котором живут люди: «В природе нет лягушек истинных и ложных, деревьев моральных и аморальных, океанов правильных и неправильных. В природе не бывает гор этичных и неэтичных. Существуют, например, большие и маленькие лягушки, высокие и низкие деревья, спелые и неспелые яблоки. Но для них это не проблема, это не вызывает у них приступов тревоги. Можно встретить даже смышленых и несмышленых медведей, но это, похоже, их не очень волнует. У медведей вам не найти комплекса неполноценности».43
Согласно библейской Книге Бытия, одно из первых порученных Адаму заданий состояло в том, чтобы дать имена существующим в природе животным и растениям: «Иными словами, Адаму было поручено рассортировать многообразие природных форм и процессов и определить для них имена. Адам был первым, кто очертил природу, мысленно разделил ее, разметил и нанес на схему. Адам был первым великим картографом, он устанавливал границы».44
Но к чему привела эта категоризация? «Этот первый опыт картографирования был столь успешным, столь впечатляющим, что наша жизнь по сей день в основном проходит в рисовании границ. Каждое принимаемое нами решение, каждое наше действие, каждое наше слово основано на проведении границ, сознательном или бессознательном. Возжелать чего-либо значит провести границу между приятным и неприятным, а затем устремиться к первому. Отстаивать идею значит провести границу между представлениями, которые воспринимаются как истинные, и представлениями, которые таковыми не воспринимаются. Вполне очевидно, что вся жизнь наша, – от мелких происшествий до серьезных кризисов, от незначительных решений до больших свершений, от маленьких слабостей до пламенных страстей – представляет собой процесс проведения границ».45
Мир противоположностей, созданный людьми, стал миром конфликтов. «Мы живем в мире конфликтов и противоположностей просто потому, что живем в мире границ. Поскольку каждая пограничная линия представляет собой также линию фронта, человек оказывается в затруднительном положении: чем крепче границы, тем дольше сражения. Чем больше я привязан к удовольствию, тем больше боюсь боли. Чем более добродетельным я пытаюсь стать, тем больше меня донимает зло. Чем больше стремлюсь к успеху, тем больше опасаюсь провала. Чем сильнее цепляюсь за жизнь, тем ужаснее мне видится смерть. Чем больше я что-то ценю, тем мучительней для меня его утрата. Иными словами, большинство наших проблем – это проблемы границ и создаваемых ими противоположностей.46
Избавиться от этой двойственности можно. Необходимо осознать противоположности как всего лишь разные полюсы единого, и тогда разногласия переходят в согласие, битвы становятся танцами, а враги обнимаются.