4. ПУСТОТА – ОСНОВА ФИЗИЧЕСКОГО МИРА

Согласно буддизму, пустота – глубинная сущность действительности. Это не следует понимать в нигилистическом смысле, как это часто делается. Данное утверждение означает, что пустота является не просто состоянием незаполненности, а фундаментальным источником жизни нашей планеты и всего физического мира. Постичь эту пустоту можно лишь с помощью интуиции, любви и сострадания.

Сергей Доронин «Квантовая магия» (2007)

Попытка осмыслить результаты научных исследований квантовой механикой за последние годы приводит нас к значимому переосмыслению нашего мировоззрения, а не просто к качественно новому и более глубокому пониманию окружающего мира.


Русский физик Доронин пишет: «Основной вывод, к которому приходит квантовая теория, можно кратко сформулировать следующим образом: материя, то есть вещество и все известные физические поля, не являются основой окружающего мира, а составляют лишь незначительную часть совокупной Квантовой Реальности. Но этот краткий вывод, как вы понимаете, таит в себе самые глубокие и далеко идущие последствия, которые сегодня невозможно даже представить…»26


Квантовая реальность – и есть та пустота, о которой мы писали выше. Именно из неё «произрастают» физические предметы и энергия, а также живые сознательные существа.


«Одним из самых дерзких вызовов, который бросила квантовая физика своей классической предшественнице, является утверждение о наличии в окружающей нас реальности особого типа состояний с удивительными, прямо-таки „сверхъестественными“ свойствами и возможностями».27


Перед нами разворачивается мир, наполненный квантовой магией: «Квантовая теория говорит о том, что в природе существует широкий класс состояний, которые не имеют никакого классического аналога, поэтому они никак не могут быть поняты и описаны в рамках классической физики. Это „магические“ состояния, которые выходят за все мыслимые рамки с точки зрения наших привычных представлений о реальности. Они получили название запутанных состояний. Учет этих состояний, осознание того факта, что они являются неотъемлемой частью реальности, – все это способно коренным образом изменить наше привычное миропонимание и вывести его на качественно новый уровень. Окружающий мир в свете этого нового физического факта оказывается намного богаче того, что преподносит нам классическая физика».28


Наличие запутанных состояний указывают нам на глубокую связь наших душ и тел: «Но запутанность – это не просто наложение различных состояний друг на друга и такое их переплетение, когда нет возможности „найти концы“ и отделить одно от другого. Квантовые корреляции – это не просто взаимодействия, а скорее „телепатия“, когда один объект непосредственно „ощущает“ свое единство с другими телами, когда все внешние изменения мгновенно отзываются в нем самом, и, наоборот, изменения в объекте тут же сказываются на окружении. Эту связь можно почувствовать с помощью концентрации сознания фокусирования».29


В связи этих «магических» открытий нам необходим кардинальный переворот в своих взглядах на окружающий мир: «Но есть и объективные факты – результаты экспериментов, их теоретическое осмысление и выводы, которые невозможно игнорировать, хочешь – не хочешь, но их придется раскладывать „по полочкам“. Всё равно придется выстраивать непротиворечивую согласованную модель окружающей нас реаль-ности, поскольку уже сейчас очевидно, что те результаты, которые получены, не укладываются в рамки общепринятых представлений. Квантовая теория помогает переосмыслить свои жизненные ценности и глубже понять, в чем заключается смысл нашего земного пути. В свете последних научных результатов жизнь в физическом теле предстает уже не в качестве самодостаточной ценности, а как небольшой этап нашей эволюции в совокупной Квантовой Реальности, как часть Большого Пути, который имеет свое продолжение на других, квантовых её уровнях».30

Фритьоф Капра «Дао физики» (1976)

Физик Капра решил написать книгу, где провел глубокий анализ взглядов современной физики и древнего восточного мистического мировоззрения и нашёл много общего между ними. Он считает, что все мы должны понять, как основы квантовой физики и теории относительности заставляют нас видеть мир во многом также как его видели индийцы, буддисты или даосы, и как это сходство усиливается, когда мы наблюдаем современные попытки объединить эти две теории, чтобы описать явления субмикроскопического мира. Здесь параллели между современной физикой и восточным мистицизмом наиболее поразительные.


В своей книге Капра замечает, что Вселенная, которую представлял себе Исаак Ньютон в 17 веке, была огромным механизмом, состоящим из движущихся объектов, абсолютно предсказуемых. Все происходящее в этой Вселенной имело определенную причину, и каждое событие давало определенный эффект. Теория относительности Эйнштейна, однако, показала, что материя не обладает устойчивостью, соответствующей нашим ощущениям. Предметы – это энергия, которая принимает вид и свойства формы. Природа мира – не устойчивость, а вечное движение.


Квантовая физика потвердела эту теорию своим открытием, что материя, если наблюдать за ней на бесконечно малом уровне, лучше понимается как вид поля, в котором проявления энергия – протоны и электроны – непрерывно движутся. Квантовая физика открыло более изменчивый мир, не связанный строгой обусловленностью.


Один из парадоксов квантовой физики: пустое пространство имеет продуктивный характер, и частицы могут спонтанно появляться из него без видимой причины. Благодаря изучению космологии индуизма, даосизма и буддизма Капра понял, что их описание Вселенной совпадает со странными открытиями и парадоксами квантовой науки. Эти религиозные взгляды, гораздо более древние, чем ньютоновская физика, уже давно включали в себя тезис об изменчивости и необусловленности мира.


«Последующие главы покажут, что мировоззрение восточных мистиков в основных и принципиальных своих чертах совпадает с мировоззрением современной физики. В них я хотел бы показать, что восточная – и вообще вся мистическая – философия может быть последовательным и необходимым обоснованием для современных научных теорий, может создать концепцию мироздания, в которой научные открытия будут прекрасно уживаться с духовными целями и религиозными верованиями. Две основные части этой концепции – единство и взаимосвязь всех явлений и, изначально, динамическая природа Вселенной. Чем глубже мы проникаем в субмикромир, тем больше мы убеждаемся в том, что современный физик, как и восточный мистик, должен рассматривать мир как систему, состоящую из неделимых, взаимодействующих и пребывающих в непрестанном движении компонентов, причем неотъемлемой частью этой системы является, и сам наблюдатель».31


Значимость современной физики простирается далеко за пределы технологии, и что занятие наукой может быть «путем с сердцем» и вести к духовности и самореализации.

Дайсэцу Тайтаро Судзуки «Основы дзэн-буддизма» (1927)

Постичь пустоту и уйти от страдания можно только с помощью серьёзной внутренней работы. Дзен-буддизм – духовная система, призванная помочь в этой нелегком деле.


Дзен – это учение о полном осознании природы реальности, о просветлении. Слово «дзэн» происходит от санскрито-палийского термина «дхьяна/джняна», означающего глубокое сосредоточение, созерцание, а так же отстраненность или избавление. Человек дзен-буддизма ни к чему не привязывается, и ничего не отвергает. Он, словно облако, которое движется, куда захочет.


Дыхание – суть практики, ум следует за ритмом дыхания, за вдохами и выдохами. Сосредоточенность на дыхании напоминает нам, что мы полностью зависим от природы, от воздуха, которым дышим.


Дзен-медитация уводит нас от представления, что мы какие-то особенные, а природа не связана с нами. Однако после нескольких медитаций мы чувствуем, как сами являемся частью природы, а наш беспокойный ум только мешает испытать эти ощущения. Дзен-буддизм учит тому, как долгое время находится в созерцательном состоянии внутренней тишины.


«Однако эта тишина и умиротворенность вовсе не подразумевают простой праздности и бездеятельности. Эта тишина не походит на тишину пустыни, лишенной всякого живого. Это тишина „бездонной пропасти“, в которой исчезают все контрасты и условности. Это тишина Бога, углубившегося в созерцание своего прошлого, настоящего и будущего творений: Бога, сидящего неподвижно на троне абсолютного единства и целостности».32


Если вас заинтересует дзен-будизм не поленитесь прочесть также книгу Томаса Клири «Мудрость дзэн. Сто историй пробуждения». В ней нет сложного описания дзен-практик, здесь лишь истории из жизни учеников и различные любопытные притчи, позволяющие успешно потренировать своё сознание, при этом погрузившись в состояние дзен.

Загрузка...