Для чего человеку вообще нужна свобода и прочие духовные ценности? Ответить на этот вопрос нам помогут не только философы и современные психологи, но и писатели для которых самопознание было смыслом жизни и главной темой всего творчества.
К таким людям, безусловно, можно отнести Ричарда Баха. Он написал более 10 книг, каждая, из которой может быть инструкцией для вашего личного самопознания. Но самой известной и вдохновляющей стала повесть «Чайка Джонатан Ливингстон».
Это легенда о чайке Джонатане, которая решает, что она рождена для чего-то большего, чем просто есть и жить в комфорте: «Для большинства чаек важно не летать, а есть. Однако для этой чайки было важно не есть, а летать. Отец говорил ему: „Ты летаешь, чтобы есть, а не чтобы просто летать“».15
Однако, Джонатан сутками напролет пробует нырять на большой скорости и летать очень низко над водой. Он желает раздвинуть границы своих возможностей, постичь, на что горазд. Ему удается добиться скорости двести миль в час, которая гораздо больше стандартной.
На следующий день Джонатан отчитали на совете чаек. Его пристыдили за дерзкий поступок и выгнали из стаи. Изгнанный Джонатан окунулся с головой в одиночество, печалясь не столько о себе, сколько о возможностях, которые отвергла стая. Во время своих полетов он обнаружил, что правильный нырок в воду на большой скорости помогает достать более вкусную рыбу, которая плавает немного глубже.
В своем путешествии, которое можно назвать самопознанием, Джонатан встречает таких же развитых чаек и старую чайку—мастера учителя. Вскоре Джонатан сам стал учить других чаек высокому и быстрому полету.
«Когда ты идешь к морю, то видишь чаек, ссорящихся из-за корки хлеба, и думаешь, что они ссорятся из-за пустяков».16
Большинство людей подобны этим чайкам из стаи: если бы они могли избавиться от своего ограниченного взгляда, то поняли бы, от каких сокровищ отказываются.
Боэций был консулом Римской империи. Он не только был опорой Сената, но и также высокообразованным ученым. Но в результате дворцовых интриг Боэций был обвинен в измене и приговорен к смерти. В ожидании казни Боэций пытался найти ответ на вечные вопросы и написал сочинение «Утешение философией».
В начале книги перед заключенным в темницу узником возникает образ госпожи Философии. Она услышала жалобы на несправедливость его положения и решила с помощью разума доказать ему, что люди не должны винить во всех бедах судьбу.
Фортуна приходит и уходит внезапно, а, следовательно, от нее никогда нельзя зависеть. Заключенный считал смыслом жизни свое высокое положение, общественное признание и богатство, но Философия говорит ему, что эти привилегии не могут быть подлинным источником счастья, если они привели его туда, где он сейчас находится.
Наша увлеченность внешними преимуществами, к которым относятся слава, богатство или власть, на самом деле лишь отдаляют нас от источника радости и счастья, которое заключается в самом процессе познания себя.
Боэций считал, что если человек живет не познавая себя, то его жизнь пуста и порочна. Кроме того, человек в таком случае постоянно склонен ошибаться. А последствия ошибок могут быть катастрофичными.
«Отсутствие самопознания свойственно другим живым существам, но в людях оно является моральным пороком».17
Познание собственной личности и души должно сопровождаться созерцанием окружающего мира: «Обратите же свой взор к простору небес, их неизменному и стремительному вращению и перестаньте, наконец, восхищаться вещами, которое не имеют подлинной ценности».18
Философ призывал к свободе разума, ведь свобода разума даже в той ситуации, когда ты не свободен физически, как это произошло с Боэцием, составляют суть душевной зрелости.
Выше была высказана идея о том, что самопознание невозможно без познания окружающего мира. А главными героями этого мира являются люди, составляющее общество.
В книге Свифта Гулливер путешествует по вымышленным странам, каждая из которых олицетворяет определенные типы людей. Например, в Лапуте, где царит абсурдная жизнь, Гулливер так описывает лапутян: «Я заметил поодаль множество людей в одежде слуг с наполненными воздухом пузырями, прикрепленными наподобие бичей к концам коротких палок, которые они держали в руках. Как мне сообщили потом, в каждом пузыре находился сухой горох или мелкие камешки. Этими пузырями они время от времени хлопали по губам и ушам лиц, стоявших подле них, значение каковых действий я сначала не понимал. По-видимому, умы этих людей так поглощены напряженными размышлениями, что они не способны ни говорить, ни слушать речи собеседников, пока их внимание не привлечено каким-нибудь внешним воздействием на органы речи и слуха».19
Читая «Гулливера» стоит обратить внимание на собственные несовершенства и заняться самоанализом. Ведь общественная жизнь – отражение наших внутренних психических процессов и все наши недостатки и уродства влияют на социум.
В конце романа Гуливер путешествует в страну гуигнгимов – так названы прекрасные лошади с развитым интеллектом, которые живут в сравнительно совершенном обществе и правят одичавшими и малоумными людьми. Современное общественное устройство представлялось Свифту далеким от совершенства. Потому-то он и придумал утопический мир, казавшийся ему более правильным.
Увы, более чем за двести лет, прошедших со времени выхода бессмертного романа об удивительных путешествиях Гулливера, люди ничуть не изменились, а глупостей, создаваемых ими, стало ещё больше.
«Солярис» – известный научно-фантастический роман, действие в котором разворачивается в далёком будущем. Повествование происходит от первого лица доктора Криса Кельвина, в романе присутствуют две сюжетные линии: пребывание Кельвина на исследовательской станции «Солярис» и документальное изложение истории открытия и исследования планеты, в форме знакомства Кельвина с научной библиотекой на борту станции.
Кельвин, не познавший себя и не решивший свои душевные проблемы, отправился в космос на неизведанную тайную планету, которая, кроме всего прочего, обладает разумом. Этот разум и весь опыт в космосе дает Кельвину шанс пересмотреть свои жизненные взгляды.
«Человек отправился познавать иные миры, иные цивилизации, не познав до конца собственных тайников, закоулков, колодцев, забаррикадированных темных дверей».20
Кельвин в плену размышлений и переживаний не видит смысла в жизни на Земле, где холодно и чуждо.
«Но у меня не было дома. Земля? Я думал об огромных, шумных, многолюдных городах, в которых я потеряюсь, исчезну, как могу исчезнуть, если бы не остановился и бросился в Океан, тяжело вздымающийся в темноте. Я утону в толпе. Буду неразговорчив, внимателен, и потому меня станут ценить в обществе, у меня появится много знакомых, даже приятелей, будут женщины, а может, только одна женщина…»21
«Для человека всегда является самым трудным выйти за пределы умственного тождества с самим собой», – считает Лем. Но всё же главное рискнуть и начать погружаться во всю глубину собственного «я», пускай там многое не нравится и кажется темным и страшным, но это необходимо. Именно с этого начинается настоящее самопознание.
В начале своей книги Лири вспоминает слова великого Сократа: «Сократ, этот гордый и самоуверенный демократ, случайно выболтал ужасный секрет, когда его угораздило заявить: «Цель жизни человека – познать самого себя».22
Лири считает, что религиозный путь самопознания не должен заканчивается изучением догм и произношением молитв.
«Религия – это систематически предпринимаемая попытка сфокусировать сознание человека. Сравнительная религия должна заниматься не изучением экзотерических и академических различий, а исследованием различных уровней сознания, в реальности которых оперирует та или иная религия. Как мы поняли, каждая из великих мировых религий фокусируется на определенном уровне сознания».23
Лири призывает, прежде всего, расширить границы восприятия и тогда познание возможно: «Опыты расширения сознания – это традиционное классическое путешествие самопознания. Каждая религия в мировой истории возникала после умопомрачительного путешествия очередного визионера».24
Однако не всем по душе этот подход расширения сознания: «Воспитательно-образовательная система вовсе не хочет, чтобы вы расширяли сознание, жили и ощущали мир непосредственно. Ей вовсе не нужно, чтобы вы эволюционировали и совершенствовались. Ей не нужно, чтобы вы переходили на высшие уровни реальности. Ей нужно, чтобы вы относились серьезно к социальным играм… Кто я? Вы сможете ответить на этот вопрос по-настоящему только тогда, когда покинете бутафорский павильон телестудии, который выстроен специальными институтами в соответствии общественными и психологическими критериями нормальности».25
Взгляды Лири разделял английский писатель Хаксли (он тоже являлся сторонником теории «расширения сознания»). Любопытно, что бывший президент США Никсон однажды назвал Лири «самым опасным человеком в Америке» из-за его революционных идей и активной образовательной деятельности. А спустя месяц после смерти Тимоти Лири его близкий друг, философ Роберт Антон Уилсон получил письмо: «Роберт, как дела? Приветствую тебя с другого берега… Здесь не совсем так, как я рассчитывал… Очень мило, но собралась большая тусовка… Надеюсь, у тебя все в порядке. С любовью, Тимоти». Только из-за этого стоит почитать книгу этого борца за независимость человеческого духа.