Крышечки, чёрточки… диакритические знаки – зачем они нужны?

Многие ученики задаются вопросом: зачем же нужны все эти чёрточки и кышечки во французском языке? Большая ли это ошибка, если не поставить чёрточку в каком-нибудь слове? Как запомнить все эти accent aigu, accent grave, accent circonflexe, tréma? Можно ли как-нибудь обойтись без них?

В этой статье я подробно отвечаю на все эти вопросы, а также объясняю, откуда взялись чёрточки, что они означают и почему они нужны. Если вам мало информации из статьи, вы можете записаться на консультацию по этой теме.

Итак, начнём с того, какие значки бывают. Чёрточки и прочие значки называются – диакритические знаки. Во французском языке всего пять диакритических знаков:

accent aigu: é

accent grave: è

accent circonflexe: ê

tréma: ë

cédille: ç

Все эти знаки, которые студенты по-простому называют «чёрточки», имеют своё значение и свою функцию.

Сейчас я напишу о том, как и почему появились во французcком языке эти значки, затем разберём отдельно, для чего нужны:

1) accent aigu, accent grave, cédille

2) accent circonflexe

3) tréma

Итак, до 17 века французский язык не использовал в письменности диакритические знаки. Зачем же понадобилось их вводить?

Дело в том, что, как и в большинстве языков, во французском языке произношение слова очень часто не соответствует его написанию. В русском языке такое явление тоже существует: например, это безударные гласные и глухие согласные на конце слов, а также такие сочетания, как «сч» в слове «счастье», где две буквы произносятся как один звук «щ».

Во французском тоже есть сочетания, где две буквы читаются как один звук, есть и случаи, когда гласные читаются не так, как обычно они должны произноситься по правилу.

Дело в том, что в ходе развития языка обычно получается так: произношение изменяется гораздо быстрее, чем написание. Орфография консервативна, изменения в написании слов принимаются довольно редко. Например, если вы уже учите французский язык, вы знаете, что сочетание oi произносится как wa. Может быть, вас удивляет, почему? Когда-то это сочетание произносилось так же, как и писалось: «ои». Постепенно произношение изменилось на «оэ», потом стало дифтонгом с полугласным звуком в начале «we» и затем стало произноситься как «wa», а орфография за всё это время так ни разу и не изменилась!

Но если сочетание oi во всех словах постепенно изменяло своё произношение, то вот с гласным звуком Е всё происходило по-другому.

По правилам французского языка, буква Е читается в открытом слоге как Ё, в закрытом слоге как Э, и вообще не читается на конце слова.

Однако к 17 веку появилось много слов, где произношение Е отличалось от принятого правилами. Давайте представим, что никаких чёрточек не существует и посмотрим, с какими трудностями тогда пришлось бы сталкиваться всем изучающим французский язык, да и самим французам.

Например, в слове eleve «ученик» все три слога – открытые. Однако ни в одном из них Е не произносится как Ё. В первом слоге следует произносить закрытое Е. Во втором – открытое Э. И только на конце слова буква Е не читается в полном соответствии с правилами. Слово же произносится так: Элэв.

(Если вас интересует разница между закрытым и открытым Е, рекомендую изучить сводную таблицу правил чтения или записаться на консультацию по этому вопросу, либо найти дополнительную информацию в интернете).

Кроме слова eleve, существует очень похожий на него глагол elever, что означает «поднимать». В этом глаголе первое Е также читается не по правилу, а как Е закрытое. Второй же гласный Е в этом слове, в соответствии с правилами, произносится как Ё. Глагол читается так: элёве.

В то же время, если мы хотим поставить этот глагол в прошедшем времени, например, сказать «я поднимал», то нам нужно будет образовать от него причастие прошедшего времени. Если вы уже проходили passé composé, вы знаете об этом. Причастие будет таким: eleve. Однако читается оно не так же, как слово «ученик», а по-другому: элёве.

Думаю, теперь стало понятно, почему в 17 веке в орфографию французского языка были введены чёрточки. Они созданы не для того, чтобы мешать, а для того, чтобы помогать. Accent aigu, который ставится только над буквой Е, обозначает, что данная буква всегда, в любом положении, то есть и в открытом слоге, и в закрытом, и на конце слова – читается как Е закрытое.

Accent grave, стоящий над Е (о других гласных с этим аксаном ниже), в свою очередь, показывает, что гласная должна произноситься как Э открытое независимо от того, в каком положении эта гласная находится.

Поэтому сегодня по правилам французского языка слово «ученик» пишется élève, «поднимать» – élever, «поднятый» – élevé. Так не нужно запоминать произношение каждого отдельного слова, нужно запомнить только правила произношения Е (напоминаю, зависит от открытого или закрытого слога), É и È.

Точно такую же функцию имеет единственный диакритический знак, который маркирует согласную, это cédille: ç. По правилам буква С произносится как S перед e, i, y, и как К во всех остальных случаях. Однако в некоторых словах сложилось иное произношение, например, в словах lecon, facon. Поэтому эти слова пишутся сегодня с «хвостиком»: garçon, leçon, façon.

Итак, как мы увидели, чёрточки показывают произношение и они очень нужны, потому что иначе приходилось бы запоминать отдельно произношение многих слов. Не поставить чёрточку – ошибка, которая может иногда даже привести к искажению смысла. Конечно, вам может казаться, что учить все эти чёрточки – это дополнительная работа. В какой-то мере это действительно так, однако легче всё-таки выучить правописание слова с диакритическими знаками, чем для каждого слова запоминать не только значение, но и произношение, как это часто приходится делать при изучении английского языка. Подумайте также о том, что, если убрать чёрточки, даже те слова, где следует все гласные читать по правилу, будут вызывать трудности. Вы будете думать: «А точно ли это читается по правилу или есть какой-нибудь подвох?» Например, в словах collection, pelle, formel буква Е читается в соответствии с правилами, но как мы могли бы об этом узнать, если бы в языке не существовало чёрточек? А так мы видим: значков нет, значит, читаем по правилу.

Теперь разберём случаи, когда accent grave ставится над другими гласными, а не над Е, и никак не влияет на произношение. Зачем он тогда тут нужен?

Дело в том, что в других случаях этот аксан выполняет смыслоразличительную функцию. На самом деле слов, где accent grave стоит не над Е, всего три, просто кажется, что их много, потому что они встречаются часто.

Вот как чёрточка влияет на различение смысла.

à – предлог «в, на, у…», а – «имеет» (форма глагола avoir – иметь)

là – «там», la – артикль

où – «где, куда», ou – «или».

Вот и всё. Как видите, здесь у чёрточки тоже очень важная роль, а именно: помочь понять предложение.

Теперь рассмотрим другой очень интересный диакритический знак – accent circonflexe, который мои ученики называют «крышка» или «домик», и я для простоты тоже буду иногда его так называть.

Интересен accent circonflexe тем, что этот значок одновременно и исторический, и практический. То есть он влияет на произношение некоторых гласных, одновременно с этим позволяя нам увидеть историю слова.

Ставится accent circonflexe в том случае, если слово потеряло S, которое ранее писалось и произносилось. Однако был период, когда S не произносился перед глухими согласными, например, перед T. И что интересно, это произношение со временем отразилось на орфографии: вместо S был введён значок accent circonflexe над гласным.

Например, слово fête того же корня, что и festival. Обычно то слово, которое употреблялось чаще, как раз и теряло S, тогда как однокоренные слова сохраняли его.

Ещё несколько примеров. Слово goût «вкус» того же корня, что и gustatif «вкусовой». Château «замок» происходит от латинского castellum. Île «остров» от латинского isla.

Хорошо, можно сказать, что это всё довольно интересно, но зачем знать однокоренные слова и, следовательно, ставить accent circonflexe?

Во-первых, accent circonflexe влияет на произношение гласных: ê произносится в любом положении как Э открытое, â – А заднего ряда (в отличие от А без значка), ô – О закрытое в отличие от О, однако на произношение гласных î, û accent circonflexe не влияет.

Иногда accent circonflexe несёт функцию смыслоразличения, например, il croit – он верит, il croît – он растёт.

Тем не менее, недавно была проведена реформа орфографии во французском языке, в соответствии с которой accent circonflexe упраздняется там, где он не влияет ни на произношение, ни на различение смысла, то есть в большинстве слов, где этот значок ставился над i, u. Например, глагол connaître в соответствии с новыми правилами рекомендуется записывать так: connaitre.

Меня, как любого грамотного человека, изменения немного выбивают из колеи. Переучиваться очень сложно, так как я привыкла использовать все значки на письме и не вижу в этом проблемы. Однако во французской Академии наук надеются, что новые правила окажутся легче для французских школьников. Посмотрим, будет ли это так.

Для меня как преподавателя изменения представляют ещё и дополнительные трудности, а именно, дольше проверять работы студентов, так как на таких экзаменах, как ЕГЭ или ОГЭ, одна ошибка может сыграть решающую роль. Впрочем, пока верными полагаются и старый, и новый вариант написания всех слов, бывших с accent circonflexe. Честно могу сказать, что в работах студентов я уже не правлю accent circonflexe там, где он упразднён, однако сама пишу с ним.

Всё же я хочу высказаться в пользу accent circonflexe, хотя польза эта весьма эфемерна, но она есть: на мой взгляд, ставя его, мы проявляем уважение и интерес к истории языка. Мне, например, интересно, от каких латинских слов образованы те или иные французские слова. Кроме того, это может иметь практическое значение, если вы изучаете какой-нибудь другой европейский язык, например, английский, т. к. в английском вы найдёте много слов, похожих на французские, и которые тоже пришли из латыни, но где S сохранилось. Например, слово castle – «замок» – произошло от того же castellum, что и французское château. Таким образом, зная эту закономерность, вы сможете провести параллели между французскими и английскими словами, что, возможно, поможет вам легче запомнить их.

Впрочем, как я уже написала, в большинстве слов исторический знак accent circonflexe сохранился, а именно там, где он влияет на произношение. Поэтому вам довольно часто встретятся слова с â, ê, или ô.

Последний диакритический знак – трэма tréma.

Это две точки, как над русским ё. Трэма может стоять над i или над е. Зачем нужен такой значок?

Этот знак показывает, что данный гласный не будет входить в сочетание и должен произноситься отдельно.

Например, уже упоминалось, что oi произносится как wa. Однако в некоторых словах такое сочетание не делается, например, в слове égoïste. Здесь следует произносить гласные О и I отдельно: «эгоист». Также в словах naïf, maïs – произносится соответственно «наиф», «маис».

Над Е трэма ставится в немногих словах и их произношение нужно запоминать. Самое распространённое слово – Noël «рождество» произносится «ноэль». Также: canoë, Israël. Трэма ставится в некоторых случаях над непроизносимым Е: exiguë, contiguë. Это связано с тем, что обычно сочетание «gue» на конце слова читается просто как Г, но в этих словах произносится также U, то есть на конце мы читаем «ГЮ». Значок трэма показывает нам: внимание, чтение не по правилу!

Итак, мы рассмотрели, для чего нужны разные диакритические знаки и почему они были введены в орфографию французского языка. Как видите, сделано это было для того, чтобы облегчить процесс обучения чтению и письму, а вовсе не усложнить его, как некоторым кажется.

Что же касается того, ошибкой ли будет написать то или иное слово без значка, «ведь меня поймут». В принципе, конечно, поймут. Французы и сами какое-то время писали без значков, например, на первых мобильных телефонах, где была только классическая английская раскладка. Можно до сих пор найти в интернете тексты на французском вообще без знаков. В принципе, всё понятно, но при этом читаются такие тексты медленно. Здесь можно обсудить, зачем вообще нужна грамотность и в том числе знание орфографии, т. к. кому-то может казаться, что всё это нужно единственно для того, чтобы мучить школьников «словарными словами» и прочим. На самом же деле грамотность имеет чисто практическую ценность, которая заключается в следующем: чем грамотнее человек и чем грамотнее тексты, которые он читает, тем быстрее он будет их читать. Потому что мы читаем не по слогам, а опознаём всё слово целиком при чтении. И если слово написано как-то не так, нам нужно больше времени, чтобы его опознать. И елси вес слава напсианы нерпавильно, то мы, кончено, сможим прочиттаь, что написоно, но нам потребуется на это больше времени. На 1/10 секунды больше на каждое слово – а вот уже на чтение одной страницы понадобится не 5 минут, а 10. А на следующей странице те же слова написаны как-то ещё по-другому… Чтение станет более долгим и трудоёмким процессом.

Насчёт значков, прочитайте фразу: «Николаи, передаи мне, пожалуиста, чаиник!» – не правда ли, всё понятно, но как-то странно? Вот и французам так же странно видеть текст без значков. Кроме того, странно вообще слышать такой вопрос от носителя языка, где тоже есть диакритические знаки, и если Ё многие предпочитают не ставить, то Й стабильно используется везде, где положено. Поэтому я настоятельно рекомендую всем, кто учит французский язык, разобраться с этими значками, понять, для чего они нужны, и не игнорировать их.

К сожалению, в статью у меня вошла только основная информация о диакритических знаках. Это интересная и обширная тема. Есть, например, правила, по которым можно понять, нужно ли ставить é либо è, или è либо ê.

Загрузка...