Есть огромное множество классификаций покупателей в зависимости от параметра, по которому производят их разделение. Мы, прежде всего, выделим такие группы покупателей как:
Это люди, которые посетили наше заведение, сделали заказ по телефону или онлайн в первый раз. Основными параметрами этой группы являются следующие показатели:
• каждый месяц количество новичков должно составлять не менее 10 % от общего количества покупателей, приходящих в заведение, звонящих по телефону и заходящих на сайт для совершения онлайн заказа. Если мы не достигаем этой величины, то заведение не развивается а стагнирует. С новичками применяются особые методы маркетинговой работы.
• всех новичков необходимо анкетировать. Это даст нам возможность:
1. понять кто наши покупатели – пол, возраст;
2. получить их адрес, телефон, адрес электронной почты, дату дня рождения;
3. узнать причину почему они сделали заказ в нашем заведении:
• проходил или проезжал мимо и увидел вывеску пиццерии, унюхал запах и т. д. Это причина – импульсный спрос.
• кто-то (партнер, родственник, приятель, коллега) порекомендовал;
• прочел в СМИ;
• увидел в Интернете.
Необходимо попросить покупателя-новичка заполнить нашу анкету, а затем внести всю полученную информацию внести в базу данных покупателей. Основная задача в работе с покупателями-новичками является перевод их перевод в группу постоянных/частых покупателей. Большое число руководителей пицца-предприятий хотят, чтобы у них было больше новых покупателей. Именно в постоянном притоке новичков они видят единственный источник увеличения продаж и получения постоянной и значительной прибыли. Основное направление – это постоянный поиск. Приходит новый покупатель, делает заказ, затем ищут следующего новичка, а старого забывают, и так постоянной марафон по кругу. А ведь это самый затратный способ сохранения постоянного количества покупателей в заведении. Намного дешевле, проще и выгоднее удержать каждого новичка и перевести его во вторую группу.
Мы относим в эту группу всех тех покупателей, которые сделали не менее 1 заказа в месяц. Основными параметрами этой группы являются следующие показатели:
– это самая лакомая часть покупателей, основной актив и опора нашего бизнеса.
– количество покупателей этой группы должно оставлять не менее 20 % от общего количества покупателей, приходящих в заведение, звонящих по телефону и заходящих на сайт для совершения онлайн заказа.
– продажи, которые они делают составляют 80 % от общего объема месячных продаж.
– работая только с постоянными покупателями, можно значительно увеличить продажи в нашем заведении при помощи большого количества методов, которыми можно убеждать постоянных покупателей делать заказы в нашем заведении вновь и вновь. Внутри этой группы покупатели также делятся на 2 подгруппы:
1. Регулярные, т. е. те покупатели, которые постоянно приходят в одни и те же дни или часы.
2. Эпизодические, т. е. те покупатели, появление которых в нашем заведении, на сайте, либо их звонок в пиццерию трудно предсказать.
Основными направлениями по работе с представителями этой группы являются следующие:
– сделать их посещение пиццерии (заказы по телефону или онлайн) более частыми, например, 2 раза в месяц.
– повысить средний чек их покупки. Ведь мы знаем историю их заказов – что они покупают, на какую сумму, их предпочтения. Поэтому каждый месяц необходимо ставить задач, например, увеличить стоимость из заказа не менее чем на 10 %.
– удержать их и защитить от влияния других ресторанных брендов. Это должные быть только наши лояльные покупатели.
– продать блюда постоянному покупателю гораздо проще, легче и с меньшими затратами, чем привлекать новых. Ведь постоянный покупатель уже доверяет вашему бренду и является лояльным ему.
Существует огромное количество разнообразных методов маркетинговой работы с представителями этой группой покупателей. При этом, удержать постоянного покупателя в 5 раз дешевле, чем найти новичка и самое главное, эти методы имеют большой процент положительной результативности. Рассмотрим, что необходимо сделать, чтобы потенциальный покупатель стал новичком, а затем постоянным покупателем, лояльным нашему бренду. Фактически, мы смоделируем прохождение человека через воронку конверсии.
Этап 1. Потенциальный покупатель (лид) – посетитель.
Потенциальный покупатель – это один из представителей нашей целевой аудитории (тех, кого мы ищем), но пока он еще продолжает заказывать пиццу в заведениях наших конкурентов и у него не возникает потребности посещать вашу торговую точку.
– необходимо сделать так, чтобы нашу пиццерию, а также наш сайт для онлайн заказов можно было найти легко и быстро. Для этого необходимо разместить наружную брендованную рекламу с адресом и номером телефона пиццерии, а также эту информацию в раздаточных рекламных материалах.
– потенциальный покупатель узнал, где находится наше заведение. Теперь необходимо дать потенциальному покупателю возможность зайти в нашу пиццерию, устранив с его пути любые неудобства – такие как, отсутствие точного месторасположения и номера телефона пиццерии на сайте предприятия, неудобный и грязный вход в пиццерию, отсутствие ответа при звонке в пиццерию, плохое обслуживание покупателей, неудобства внутри пиццерии, наличие очередей, отсутствие удобных методов оплаты и т. д. Крайне важно, позаботиться над положительным первым впечатлением вашего заведения на потенциального покупателя. Иначе после первой покупки покупатель больше никогда не вернется в заведение. Здесь, в первую очередь, многое зависит от качества обслуживания покупателей, а также качество обучения персонала, наличие хорошо прописанных скриптов и привлекательная униформа и внешний вид персонала.
– необходимо сделать привлекательным и видным издалека фасадную часть нашего заведения. Кроме того, во входной группе необходимо разместить маркетинговые и рекламные материалы вашего заведения.
Этап 2. Посетитель – покупатель-новичок (покупатель, сделавший первую покупку).
Во время этого этапа основная работа производится персоналом пиццерии. Именно они (продавец, официант) должны качественно обслужить потенциального покупателя, мягко и аккуратно убедить его к совершению покупки и полноценно оказать ему помощь в создании заказа. На протяжении этого и последующих этапов мы должны собирать контакты и формировать базу данных покупателей.
Этап 3. Покупатель-новичок – постоянный покупатель.
Во время этого важного этапа происходит превращение новичка, сделавшего первую покупку в постоянного покупателя, который сделает повторные продажи. Поэтому, персоналу пиццерии необходимо при помощи блюд и напитков высокого качества, приемлемых цен и отличного обслуживания превысить ожидания новичка и превратить покупателя, сделавшего первую покупку в того, кто хочет вновь и вновь возвращаться в нашу пиццерию, т. е. делать повторные покупки.